Уже не торт/Телевидение

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Уже не торт. Навигационные шаблоны и плашки здесь не нужны.

Есть мнение, что из-за быстрого развития Интернета телевидение теряет свои позиции. Поэтому производители телевизоров в последнее время добавляют функцию просмотра видео через Интернет.[1] С другой стороны, конкретно в России золотой век телевидения пришёлся на 90-е — начало 00-х, и скатывание началось ещё когда YouTube был наполнен исключительно короткими любительскими видеороликами (а кое-где — и вовсе до появления YouTube).[2]

Примеры[править]

Телеканалы в целом[править]

В целом общее распространённое явление, когда канал начинает своё вещание с закупленных оптом по дешёвке малоизвестных второсортных кинофильмов… выгодно выделяясь на фоне идущего по другим каналам сериального мыла… а потом канал наконец дорастает до того, чтобы наконец начать выпускать в эфир свою собственную продукцию… которая до ранее шедших формально довольно посредственных кинолент своим уровнем мягко говоря не дотягивает — и даже эксклюзивность не спасает, если к ней не прилагается оригинальность.

  • Первый канал (бывшее ОРТ). Если раньше на нём выходили очень даже годные передачи (даже ежедневный детско-юношеский блок с мультсериалами и парой собственных передач) и зарубежные сериалы, такие как «Секретные материалы», «24 часа» и «Lost» (уже в «нетортовые» времена под них существовал отдельный проект «Городские пижоны» с ночными показами, но и он загнулся в 2016), то позднее сделали ставку на бесполезные шоу а-ля «Давай поженимся», «Пусть говорят», «Мужское/Женское» и им подобные. К счастью, четырежды в год показывают серию игр чудом не вымершего советского «Что? Где? Когда?» Да и КВН никуда с Первого не пропал. Впрочем, о КВН см. ниже.
  • Россия-1 (он же бывшее РТР). Раньше показывали всякие годные и разнообразные передачи и телесериалы. Сейчас там тупой уклон в однообразные мелодрамы и мыльные сериалы. Более-менее радуют только «Утренняя почта» и новогодние программы. Ну ещё повтор «Тайн следствия» (если не считать того, что он скатился).
  • НТВ. Появившись в вечернем эфире канала «Российские университеты» начинали вещание с отечественных мультиков (в том числе и редких, почти забытых). Затем эфир продолжали зарубежные фильмы и передачи, отличающиеся от того, что показывали на других каналах. Канал развивался, как минимум занял всё время частоты. Выходили как сатирические (начиная с «Кукол»), так и информационно-аналитические передачи. Не без «размахивания гражданской позицией». После перекупа Газпромом очень быстро стал каналом, показывающим отечественные криминальные сериалы (обычно собственного производства и со своим набором штампов), «жёлтые» передачи про звёзд и фейковые новости; название канала стали расшифровывать как «Насилие. Тупость. Враньё». Чудом сохранилось такое жемчужное зерно в куче навоза, как «Своя игра». Ну, и сериал «Возвращение Мухтара» радует благодаря наличию собачки, да и то сериал скатился (см. выше).
    • По мнению части публики с каналом что-то пошло не так, когда его команда в конце девяностых решила сделать свой ответ «Голубому Огоньку» и в новогоднюю ночь вышла в прямой эфир со своими поздравлениями — да, прямо из студии в состоянии «один бокал в руке — четыре внутри». И если для какого-нибудь совсем крошечного канала с одной студией едва ли в девять квадратов и от силы парой репортёров (а то и всего одним, который одновременно ещё и оператор, то есть в большинстве случаев предстаёт закадровым голосом) такое в целом было бы понятно, то для уже довольно крупной и серьёзной телерадиокомпании это был пример вопиющего раздолбайства.
    • Ещё есть мнение, справедливости для — что «Газпром Медиа», начиная с конца десятых, является пожалуй единственным каналом, который стабильно поставляет, ну хотя бы три-четыре раза в год, по настоящему годный контент выше уровня чем просто телемыло средней паршивости. Вроде того же «ГДР», «Слово Пацана» (как к нему не относись) или «По ту Сторону Смерти» (где Панов, тот самый, один из сосценаристов). И даже среди тех же «ментовских сериалов», внезапно попадаются весьма годные вещи, на уровне вполне крепких образчиков нео-нуара или даже тру-крайма, вроде «Первого Отдела» или «Реализации». Да и даже тоже телемыло вроде «Невского», можно обозначить словом «Cheezy», и заметить что это просто качественное, эксплуатирующее штампы общественного бессознательного, но весёлое и с каким то посылом (правда очень странным) телешоу который народ смотрит с 2014го года, и ему нравится. Даже автору правки нравится, хотя он готов себе лицо расшибить фейспалмом каждые десять минут хронометража.
  • ТНТ. Когда-то показывал различные мультсериалы и телесериалы, аниме и прочая… А теперь превратился в непонятно во что! Любят показывать свою продукцию.
    • В конце 2001-го пустили в эфир «реалити-шоу» «За стеклом», по существу представлявшее из себя «реалити-шоу» в самом простейшем варианте: никакого сюжета, съёмка большей частью стационарными камерами, декорации по принципу «что есть» (реализм же), разумеется никакой актёрской игры — то есть в целом экономия на вообще всём. С весны 2003-го транслировали «Дом», а весной 2004-го стало выходить продолжение «Дом 2», которое по мнению некоторых вообще вышло так плохо, что уже хорошо — по мнению других хуже, чем ужасно. Весной 2005-го (через два с небольшим месяца после основания YouTube) пустили в трансляцию «Comedy Club», по мнению многих поставивший жирную точку в переходе канала к политике «трэша ради трэша».
  • СТС. Когда-то всё то же самое, да ещё русские программы типа «Галилео» и «Самый умный». А сейчас перенёс зарубежные сериалы на ночное и «до пяти утра» время, а большинство российских сериалов стали уже не те. Ещё во время передач, фильмов и сериалов стали крутить рекламу каждые 5 минут.
  • Рен-ТВ когда-то показывал различные мультсериалы, телесериалы и аниме, а по выходным после полуночи шли эротические фильмы. Кроме того, в рамках программы «Лучшие шоу с Урмасом Оттом» (примерно 2003—05 гг.) показывались различные зарубежные передачи (от эстрадно-цирковых до телеигр и скетч-шоу), которые имели неплохой рейтинг и позднее демонстрировались уже не в рамках передачи Отта, а как самодостаточные шоу. Сейчас он превратился в обитель лженауки (кстати, последняя когда-то не вылезала дальше одного-двух сюжетов «Военной тайны» (которая тоже успешно скатилась из программы о военном искусстве, неизвестных подробностях локальных конфликтов и новинок ОПК в конспирологический и шизофазический телетаблоид)). Впрочем, по праздникам иногда можно посмотреть фильмы Рогожкина из цикла «Особенности национальной…» или мультфильмы из цикла про трёх богатырей. Да, и ещё до смерти юмориста шли концерты Задорнова (интересно было только начало, потом выступали его протеже, а вторая половина посвящалась лженаучным теорийкам).
    • Сейчас понемногу «поднимается с колен» до самопародии. Вот сию минуту (см. время правки) вещают, что индейцы — потомки пришельцев и поддерживают с ними телепатическую связь. Ну мы и не сомневались, что Ромеро знал, что делает, когда работал над Doom! А вот с другими играми у него как-то не задалось потом. Дальше Марса, видимо, не летал в астрале. Стоит отметить, что РЕН чуть ли не единственный из центральных канал который показывает зарубежное остросюжетное кино, не забивая его рекламой до невозможности его смотреть (хотя совершенно идиотские шрамы от цензуры и тут имеются).
    • Как-то пару лет показывали Formula-1. Но без фирменного голоса Алексея Попова!
  • 2×2. Когда-то он был аниме-каналом. Ну, и зарубежные телесериалы тоже были. Сейчас там больше другой мультипликации для всех возрастов и культурных предпочтений. И да, целая куча безвкусных марафонов всяких там «Американских Папаш», «Симпсонов» и прочих «Гриффинов».
    • Это когда, простите, 2×2 был аниме-каналом? Смотревший его по полдня автор правки весьма интересуется.
    • Это фактическая ошибка и розовые очки ностальгии: американские сатирические сериалы 2×2 показывал с самого начала перезапуска, и в первые же годы отметился тем, что порезал цензурой «Южный парк» (так что и абсолютным «тортом» не был уже тогда). Чистым «аниме-каналом» он не был никогда. А если вспомнить 2×2 до перезапуска, в 1990-е, он вообще крутил что попало — клипы, телемагазины, мексиканские мыльные оперы и даже проповеди «Аум Синрикё»! Можно сказать, это единственный канал, который начал с полного днища и с годами становился понемногу лучше.
  • ТВ-3. Опять-таки показывал различные зарубежные мульт- и телесериалы и программы типа «Разрушителей мифов/легенд» и прочая. А теперь показывает всякую мистическую ерунду, одно время превратившись в некое подобие «Рен-ТВ»! Только ТВ-3 пропагандирует не теории заговора и шовинизм, а эзотерику и веру в приметы и суеверия. Впрочем, в саморекламе на канале открыто признавалось: «Первый мистический». Кстати, при превращении ТВ-3 в современный вид «Разрушители легенд» как-то долго держались и сильно контрастировали с другими передачами. А с начала 2018 года так вообще начали показывать ТНТ-шные хрени «Измены» и «Сладкая жизнь». Единственное, что есть хорошее — по утрам показывают советские мультфильмы большим блоком. Ну и периодическая трансляция сериала «Grimm» тоже радует.
  • MTV Россия. В конце 1990-х и начале 2000-х канал был очень крут, в середине 2000-х ещё тянул, а с 2009 года стало намного меньше музыки и больше программ сомнительного (даже порнографического) содержания.
  • A-One. Из канала с лозунгом «Первый альтернативный», транслировавшего клипы и концерты рок- и метал-групп, превратился в канал, полностью посвящённый хип-хопу. Трансформация шла медленно, неотвратимо, и наблюдать её было больно. В итоге старая аудитория бросила канал, а новой было взяться неоткуда. Весной 2016-го канал закрылся, а на его месте появился безликий канал «ТНТ-Music».
  • Ю. Поначалу позиционировал себя как молодёжный канал. Но потом стали показывать почти одни мелодраматические сериалы (среди которых был и «Проспект Бразилии», который в своё время Первый канал не стал транслировать до конца из-за низких рейтингов) и русские и украинские реалити-шоу (в том числе и развратное «Беременна в 16» в обеих версиях). Из плюсов остался только марафон «Кот-парада» в новогодние праздники.
  • Карусель 🎠 — Раньше это был познавательный канал с интересными и поучительными мультфильмами и детскими передачами. Сейчас это одна большая реклама игрушек и конфет с идиотскими мультфильмами, типа «Соник Бум» и «Фиш и Чипс». Последний вообще представляет из себя типичную американскую комедию с блэкджэком и шлюхами (серьёзно, там есть алкоголь, азартные игры, огнестрельное оружие и стриптиз-клуб и да, это показывают на детском канале в прайм-тайм.)
  • А вот в случае с телеканалом Мультимания полная инверсия. Это сейчас на канале крутят годный мультсериал Wakfu. А ведь автор правки помнит то время, когда по «Мультимании» крутили мультики от печально известной Mondo TV и прочий трэш вкупе с ужасной озвучкой. Особенно его психика пошатнулась от мультсериала «Небесные танцоры».
    • У небесных танцоров, между прочим, 7.4 на Кинопоиске. Неужто такой плохой?
  • По ходу дела телеканал Cartoon Network тоже переживает не лучшие времена. А главным символом его падения считается богомерзкий Teen Titans Go, которая по сравнению с оригинальным мультсериалом оказался тупым мультиком для малышей.
  • Родившиеся не позже 1998 года успели застать такой канал, как Fox Kids, позже переименованный в Jetix. И если в 2005—2007 годах Jetix действительно можно было назвать лучшим из детских и подростковых, то в 2008 на нём начали показывать уже откровенно третьесортный и дешёвый контент, о каком-либо продолжении ранее очень популярных на канале мультсериалов вообще уже речи не шло, а к 2010 году канал уже полностью заменили на Disney Channel.
    • Впрочем, есть мнение, что Джетикс вообще был переходным каналом и когда время на переход закончилось, конец был немного предсказуем.
  • Ныне покойный ТВ-6 многие зрители под конец считали нетортом. Канал начинался как аполитичный и развлекательный, крутил хорошие сериалы вроде «Вавилона-5» и «Лексса», яркие оригинальные передачи типа «Вы очевидец», «Муз-обоз», «ОСП-студия», «Я сама». Потом в 99-м его купил Березовский и превратил в свой рупор к выборам, а в 2001-м туда переселились диссиденты, изгнанные с НТВ. Канал стал максимально политизированным (и даже сменил название, на ТВС), и не удивительно, что закрылся.

Отдельные передачи[править]

  • Общий случай с телеиграми (далее будут и конкретные примеры). Когда в игре принимают участие обычные люди (на худой конец малоизвестные актеры в роли обычных людей), то часть целевой аудитории думает: «И я так смогу, я тоже попробую». Потом могут сделать по какому-то случаю игру со «звездами», в том числе и для поднятия рейтинга. Потом «звездных» выпусков становится все больше и больше. Они вытесняют «обычные» и постепенно отпугивают поклонников игры. Обычно наталкивая на мысль: «Куда ни щелкни, на [имя известной личности] наткнешься»
  • КВН. У каждого десятилетия есть свои поклонники, которые не признают более поздний КВН. Хотя, так или иначе, но формат игр со временем меняется. И кубок по образцу 1960-х уже не смотрелся бы так в наши дни.
    • Увы, если раньше отзывы о КВН разных лет сильно зависел от возраста аудитории, то теперь и неофиты признают, что старые номера на несколько порядков превосходят нынешние.
    • «На несколько порядков» — явное преувеличение. И потом, все зависит от участников сезона. Появляется одна-две яркие команды — и КВН опять начинает цвести и пахнуть… До следующего года и набора следующих команд.
  • По мнению некоторых телезрителей, «Что? Где? Когда?» перестал быть тортом, когда проигравших знатоков прекратили выгонять из клуба. Другие приводят иные пороги нетортовости. Например «нетортом» можно считать передачу без В. Я. Ворошилова.
    • Автор этой правки слышал, как игроки за столом обсуждали вопрос примерно так: «А времена королевы Анны — это викторианская эпоха?» Брюзжать не хочется, но игроки старшего поколения подобного высказывания бы себе не позволили.
      • А несколько лет назад откровенное притягивание команды Козлова к победе смотрелось настолько уныло-омерзительно, что автор этой правки смотреть передачу перестала. Благо, что спортивное ЧГК никуда не пропало и не испортилось…
    • Очередной «порог нетортовости» — череда скандалов криминального характера со «знатоками» вне клуба. Кто-то начинает с истории про А.Друзя и взятку (поди разберись что там на самом деле). Кто-то отсчет начинает позже.
  • Почти все информационно-аналитические программы, просуществовавшие достаточно долго. Постепенно они начинают сводиться к «размахиванию гражданской позицией» авторов и/или продюсеров (иногда не очень явно, иногда и достаточно аргументированно). Но, к примеру, «Неделя с Марианной Максимовской» была «милосердно убита» до наступления деградации.
  • Михаил Задорнов в прошлом веке писал вполне неплохие рассказы и юморески. Его влияние на массовую культуру было огромным, фразу про «две беды: дураки и дороги» в фольклор ввёл именно он, а не Гоголь. В 2000-х юмор у него был, конечно, спорный (особенно в рамках рубрики «ну тупыыые!»), но забавный. Последние же[3] «исторические» и «лингвистические» исследования в стиле Фоменко вызывали лютый фейспалм.
  • «Смехопанорама». Поначалу (с 1994 г.), особенно когда передачу Е. Петросян вёл вместе с писателем С. Кондратьевым (1994-95 гг.), показывались различные и достаточно интересные эстрадные (и изредка цирковые) номера всевозможных (в том числе не очень известных и даже неизвестных) артистов. Причём не только юмористов, сатириков и клоунов, но и представителей оригинальных жанров (фокусы, художественный свист, звукоимитация, чревовещание и пр.). Встречались и совсем уж уникальные архивные кадры. Было место и для артистических баек. Про свои выступления Евгений Ваганович тоже не забывал, но всё-таки знал меру. При этом он старался «продвигать» в передаче и «своих». Постепенно (примерно с 2005) «Смехопанорама» стала трансформироваться в дайджест «Кривого зеркала». Собственно о Петросяне см. далее.
    • Петросян давно стал именем нарицательным. Но когда он был молодым, то исполнял произведения хороших, годных авторов не только времён перестройки, но и до нее (напр. «Пугало огородное» неофициально «Директор огорода» — 1980 г. или «Вы слыхали?» — монолог телефонного аппарата). В доперестроечном, перестроечном сеттинге и сеттинге начала 1990-х его номера были весьма актуальны и очень близки почти всей стране. Но время и окружающая действительность менялись, а манера подачи номеров (как и написания текста авторами) оставались почти неизменны. Как прогресс — максимум заменяли тогдашних звёзд на современных. То же самое относится к петросяновскому проекту «Кривое зеркало».
    • Сейчас в это трудно поверить, но ставший лицом унылого юмора Евгений Ваганович когда-то был тем ещё новатором: он возродил и освежил забытый в СССР жанр буффонады, соединил эстраду с театром, всерьёз исследовал и анализировал природу сатиры и юмора (о чем ненавязчиво и дозированно рассказывал в «Смехпанораме»). Среди неоспоримых заслуг артиста — создание Центра эстрадной юмористики, где собраны поистине уникальные материалы.
    • Собственно, Петросян был торт еще в начале 2000-х, хоть и тогда его уже критиковали. Да и «Кривое зеркало» поначалу было более-менее смешным. А затем Евгений Ваганович начал энергично зарабатывать на обеспеченную старость низкопробным юмором (на грани «нарочито плохо»), который почтеннейшая публика воспринимала на ура. И продолжает воспринимать, что характерно. Некоторые шутки — осовременные шутки 1990-х. Нынешние ютуберы кривляются так же, как это делал Евгений Ваганыч лет эдак 18 назад, хотя, конечно, менее талантливо. Кто не верит, может поискать 5 отличий между, допустим, вот этим номером и любым из этих ваших нынешних видеообзорщиков.
  • Как ни странно, «Аншлаг» сюда же. Изначально это была, только не смейтесь, сатирическая передача, предоставлявшая трибуну многим интересным авторам. Однако, уже к середине 1990-х превратилась в пыльный баянный склад. Окончательный коллапс произошёл после ухода в политику и гибели Михаила Евдокимова, на котором в передаче многое держалось (за счёт того, что был чуть ли не единственным, выступавшим с оригинальными монологами, а не нарезками из старых анекдотов). Кроме того, в конце 1990-х и начале 2000-х частично спасал положение Геннадий Ветров с музыкально-эксцентрическими номерами, где он вовсю демонстрировал ещё и мастерство жестянщика (различный реквизит из всевозможного хлама, пыхающий огнём и бьющий фонтанами, номера со сменой лиц — трансформация), но и он «выдохся» — позднее только и делал, что дурным голосом пел не очень (мягко говоря) смешные куплеты, что было гораздо проще. Примерно в то же время отчасти спасали положение и концерты-соревнования «Кто кого», но было их немного. После «кто кого» с соревнованием Ветрова, Дроботенко и Лукинского последующие выглядели достаточно блекло.
    • Вышесказанное в принципе в той или иной степени касается почти каждого участника «Аншлага».
    • Все это применимо к самой Регине Дубовицкой. На заре появления передачи она была настоящим экспертом юмора и сатиры — анализировала выступления артистов, разбирала удачные и неудачные моменты номеров, критиковала, брала смелые интервью с сильными сатириками, сейчас она ассоциируется лишь с фразой «Здравствуйте, дорогие мои» и идиотским непрекращающимся смехом.
  • «Городок», конечно, это святое, и Олейников со Стояновым действительно давали жару до конца. Но после середины нулевых всё сложнее было с материалом, и двухминутные скетчи приходилось тянуть на пять-шесть минут. А вообще каноничный «Городок» — это те серии, где в конце песня Варум. После смерти Олейникова все проекты Стоянова уже не те.
  • «Comedy Club». После ухода большинства классических резидентов (начиная с Вадима Галыгина) проект скатился, и смотрят его лишь самые преданные фанаты.
    • В целом скатился, да, с начала до конца выпуски смотреть тяжело, но редкие попадания (в частности, от талантливой молодежи) в номерах встречаются.
  • «Мужское/Женское» — в начале передача часто помогала людям в борьбе с ЖКХ, помогала нормальным семьям, попавшим в беду, детям-инвалидам, пострадавшим от мошенников, но с течением времени туда начали звать настоящих фриков — бомжей, алкашей итд и все превратилось в балаган.
  • И русский «Форт Боярд» туда же.
    • Среди русских сезонов худшим считается сезон 2013 года. Кто посчитал хорошей идеей сделать ведущим передачи Валуева? После перехода передачи на СТС в 2019 ситуация выровнялась.
    • И не только. В девяностых в основном выступали профессиональные спортсмены, лично заинтересованные в выигрыше. С нулевых всё чаще на малозначимые звёзды и «национальные сборные», ради чего серьёзно порезали время игры, уменьшили сложность и убрали некоторые наиболее сложные или «мерзкие» испытания, а новоявленная «традиция» передавать выигрыш на благотворительность убила личный интерес участников.
  • Русская версия шоу «Пацанки». Если в первом сезоне брали более-менее адекватных девушек (кроме светящейся везде и всюду скандалистки Яны Лукьяновой и бросившей ребёнка Виктории Крушатиной), то во втором и последующим сезонах большая часть участниц является откровенным быдлом.
  • Украинское шоу «Дорогая, мы убиваем детей». Первые два сезона были весьма добрыми, кроме истории знаменитого Сашко Фокина. С третьего по шестой сезоны проект становился всё жёстче, но ещё оставался смотрибельным. А вот заключительный седьмой сезон напоминал сериал ужасов, поскольку все выпуски в нём были до безумия дикими. Судите сами: семья Хасая — мать позволяла мужу избивать детей, сдавала их в интернат и говорила, что старшую дочь любит больше, чем остальных, а также закрывала глаза на проблемы детей со здоровьем и их желание убить друг друга; семья Охтема — родители своим поведением довели дочерей до того, что младшая стала забитой, а старшая вообще бросилась на отца с ножом; семья Правосудовичей — девочка лет 15 употребляла наркотики и встречалась с 26-летним парнем, и в итоге её даже пришлось класть в клинику; семья Ильчук — мать, слушаясь бывшего мужа-тирана, сдала дочь в ребцентр, а также бросалась с кулаками на её единственную подругу; семья Корниенко — мать разбаловала сына до того, что он издевался над одноклассниками и мучал животных; семья Клименчук — мать превратила дочерей в рабынь, жестоко била их поводком, имитировала припадки эпилепсии и сдала любимых собак девочек в приют.
  • «Топ-модель по-американски». После шестнадцатого сезона качество шоу заметно снизились, а такие нововведения как система баллов, камбэки, интернет-голосование и противостояние парней и девушек не только не помогли, но и, по мнению некоторых поклонников, даже ухудшили ситуацию. Над семнадцатым сезоном Тайра Бэнкс вообще не стала заморачиваться и просто собрала лучших, по её мнению, участниц предыдущих сезонов.
    • А украинский аналог скатился уже на третьем сезоне.
  • «Званый ужин» с РенТВ. Просто «Званый ужин».
    • С недавнего времени вновь радует (?) зрителей, но уже на канале «Че» (раньше «Перец» и «ДТВ») и под названием «Идеальный ужин». Адекватности, к счастью, здесь стало больше, равно как и музыки, из-за чего он теперь походит на «Хату на тату» или вышеупомянутую «Дорогую, мы убиваем наших детей».
  • «Голос». После неплохого первого сезона и очень крутого второго третий получился тухлым. В четвёртом ситуация более-менее выровнялась, а с пятого проект снова стал скатываться.
    • На репутации проекта также отразился скандал, когда дочь известной певицы, вылетев из шоу, благодаря блату и деньгам выиграла в финале, а продюсеры канала, вместо того, чтобы отменить столь нечестную победу, объявили победителями всех троих участников последнего раунда.
    • Впрочем, если смотреть на рейтинги, то тухлым вышел как раз четвёртый сезон, на котором рейтинг обвалился аж на 1,13 пункта (7,9 в третьем сезоне, 6,77 в четвёртом), в то время как пятый вновь немного взбодрил проект. А вот дальше пошло по наклонной: шестой сезон не спасло даже возвращение «золотого» (Билан, Пелагия, Агутин, Градский) состава жюри (рейтинг впервые опустился ниже 6), а из трёх последующих только восьмой смог преодолеть планку в 5 (аж на целых 0,02 пункта).
  • «Фабрика звёзд». В седьмом сезоне проект значительно скатился. А вышедший в 2017 году восьмой сезон и вовсе оказался отстоем. В промежутках были выпущены такие непонятно зачем снятые проекты, как «Фабрика звёзд. Возвращение» и «Фабрика звёзд. Россия — Украина». И если второй являлся ещё более-менее смотрибельным, то первый, представлявший собой сборную солянку финалистов первых семи сезонов, был попросту ни о чём.
  • «За стеклом»: первый сезон 2001 оказался гораздо популярнее последующих. Зато передача дала зелёный свет реалити-шоу на российском телевидении.
  • «Последний герой»: первые два сезона были достаточно годными благодаря тому, что там участвовали люди из народа. 3-6 сезон ещё тянули, но спустя 10 лет проект стали показывать на ТВ3, где представляет собой неимоверное убожество.
  • «Дом»: быстро прошёл первый сезон. Дом построили, призы получили. Но начался долгоиграющий «Дом-2». Последний любят ругать за то, что участники занимаются развратом и интригами друг против друга, а ещё за немыслимо скучный сценарий, где на протяжении целых сезонов не происходит толком ничего.
  • «Джентльмен-шоу»: от острых и злободневных скетчей начала 1990-х к 2000-м скатились в однотипное петросянство. Жизнь менялась, а структура шуток и их подача оставалась прежней.
  • «Поле чудес». Изначально (особенно при В. Листьеве) позиционировалась как более интеллектуальная передача. С приходом Л. Якубовича «Поле» стало с каждым годом всё больше и больше становиться развлекательным. А в современной версии угадывание слова выглядит только как повод передать привет, блеснуть талантом, подарить что-нибудь в музей и пообщаться с Леонидом Аркадьевичем. И ещё что-нибудь ценное выиграть.
  • Тележурнал «Фитиль» (изначально киножурнал). В советское время высмеивались злободневные темы. Скетчи были утрированны, но более-менее в рамках. Начиная с середины 1990-х скетчи становились всё более гротескными, карикатурными и менее смешными (а иной раз получалось так плохо, что уже ужасно). Слишком часто не к месту актёры грызли реквизит. Также стало хромать (мягко говоря) и качество мультипликации в мультсюжетах. Фарс местами получался там, где он не нужен.
  • Тележурнал «Каламбур» — в 90-е зажигал, но 6-ой сезон даже сами актёры признали некачественным и решили закрыть шоу.
  • «Спокойной ночи, малыши!» В 1960-70-х передача представлял собой небольшой чёрно-белый телеспектакль с актёрами и кукольными персонажами, но без мультиков — вместо них бывала серия картинок с актерской озвучкой. К концу 1970-х передача стала приближалась к привычному формату, а соведущими кукольных персонажей были дикторы, к которым обращались «дядя» и «тетя». Выходили «Спокушки» 7 дней в неделю, а в 1980-х для каждого дня даже был свой вариант пластилиновой заставки. Кстати, в начале 1980-х был период и без кукольных персонажей — вроде как вмешалось высокое начальство. А еще в 1980-х и до конца 1990-х были «выездные» выпуски, когда Хрюша, Степашка и прочие постоянные герои посещали цирк, зоопарк, ходили в гости к известным личностям (или известным персонажам), а то и вовсе однажды побывали в Америке. На худой конец, просто гуляли (заодно и учили целевую аудиторию как себя вести на улице и в транспорте). Также были и альтернативные ведущие, то есть выпуск был без Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши и Мишутки, а с кем-то еще. Это могли быть мистер Бокли и Веселый Гном (Екатерина и Вячеслав Троян), домовой Тимофей, дядя Юра Куклачев (не путать с другим дядей Юрой — Григорьевым), сказочница тётка Дарья, Колобок и пр. Некоторые выпуски (их было не так уж много) представляли собой вообще «не формат», когда протагонист — обычный советский дошкольник попадал в сказку или знакомился с клоунами и волшебниками. Причем в таких выпусках через раз обходились и без мультика. В 1999—2000 передачу чуть не закрыли вообще, но она всё же вернулась на экраны после «скитаний» по каналам. Только в несколько ином виде. Почти все действо в студии. Развитие заставки — отдельная тема.
  • «Суд идёт». Поначалу в передаче рассматривались уголовные и гражданские дела, причём изюминка состояла в том, что интересы обеих сторон представляли адвокаты. Судьи передачи, среди которых выделялся известный юрист Борис Тарасов, вели процессы, строго соблюдая дисциплину. Не в лучшую сторону шоу изменили новые персонажи — судья Константин Бычков и адвокат Александр Лебедев, сменивший амплуа на прокурора. Их несдержанное поведение порой превращало даже серьёзные и трагические дела в балаган (впрочем, в судебных шоу это не редкость). Словом, большой слезогонкой закрытие проекта не стало. Правда, стоит отметить, что по сравнению с такими «шедеврами», как «Судебные страсти», «Тест на отцовство» и «Судиться по-русски», СИ остаётся весьма годным продуктом.
  • «Новогодняя Ночь на Первом». После прекращения существования «Оливье шоу» сея передача более-менее держалась на плаву только два года, после чего стремительно поползла вниз. А в 2017 году так вообще было решено не париться, и все выступления были сняты на улице. Большинство зрители таким подходом остались недовольны, а автору правки понравились только выступления Юрия Шатунова и братьев Меладзе с жёнами.
    • Также почти всеми зрителями отмечается такой минус, как приглашение из года в год в новогодние передачи уже сидящей в печёнках Аллы Пугачёвой и ей подобных.
      • Собственно, это касается почти всех новогодних шоу-капустников. Одно время выделялась «Россия 1», снимая мюзиклы по мотивам сказок — во многом дурацкие, но все же вносившие хотя бы какую-то свежесть в череду сидящих за столом и прыгающих по сцене звезд.
  • «О, счастливчик!» / «Кто хочет стать миллионером?». Телевикторина на канале «НТВ» с харизматичным Д. Дибровым в роли ведущего в своё время имела высокую популярность, три года спустя переезд на «Первый канал» и смена названия и ведущего на М. Галкина дали свежее дыхание, а затем ещё одним толчком стало поднятие главного приза с 1 миллиона до 3 миллионов рублей. Но дальше, увы, пошли стагнация и медленное увядание — простые смертные участники стали играть всё реже, а звёздные гости — всё чаще, а затем и вовсе все выпуски стали проводить со звёздами. В конце 2008 года программу попытались освежить, обновив графическое и музыкальное оформление, вернув Д. Диброва на место ведущего и восстановив участие простых людей и отборочные туры, но, увы, таки не торт — мало-помалу отборочные туры сошли на нет, звёзды вновь стали занимать едва ли не все выпуски, да и сам Дибров на фоне бывшего себя в «Осчастливчике» отыгрывает троп чуть ли не с педалью в пол. Сейчас же мы имеем обыкновенное шоу, где список «невиданных доселе» звёзд так исчерпался, что многих уже пускают по новому кругу (Жириновский, в частности, сыграл целых 5 (пять!) раз), простых смертных пускают уже не всех подряд, а «уникальных-талантливых»[4] (потому как шоу) и смотреть вот это с такой же интригой и азартом, как в старые добрые времена, уже никак не получается.
    • Также, по мнению автора дописки, было большой ошибкой делать дуэты игроков.
  • «Криминальная Россия», по мнению многих, сильно потеряла в атмосферности и эффектности после ухода в 2002 году Сергея Полянского, читавшего закадровый текст.
  • «Большая разница» начиналась как неплохой сборник пародий на популярные ТВ-передачи и фильмы, на пике в 2010—2012 гг. организовала выездной фестиваль пародистов, в котором главным призом было пополнение труппы шоу. Увы, бюджет неуклонно тощал, артистам задерживали зарплату, в итоге многие самые именитые (Бурунов, Зыкова, Манучаров, Гришаева и др.) ушли. Гвоздём стало неумелое и неумное внесение сортирного и сексуального юмора в передачу, ранее предназначенную для семейного просмотра. В 2013-14 г. «Большая разница» стала выходить ежемесячно в формате альманаха уже без Урганта как ведущего, но закономерно утратила остатки популярности и была закрыта.
  • «Своя игра» — с фитильком. Нет, с самой передачей всё нормально (кроме позорного сезона 2023 года, когда из турнира исключили почти всех гроссмейстеров и просто достойных участников, игравших в 2012—2022 годах, пригласили вместо них кучу вечных лузеров и слабых новичков и выбрали самую неудачную формулу розыгрыша, какую только смогли придумать), но ветераны уже явно не те. В первой половине 2019 в турнире, посвящённом 25-летию игры, никто из них (Вассерман, Либер, Хашимов, Успанова, Зайдельман, Бурда, Грановская, Машеров, Кафиатуллин, Пристинский) не прошёл в финал, а многие даже не вышли во второй тур. Победил же совсем молоденький (по виду — примерно ровесник передачи) Иван Семушин.
    • Между прочим, один из сильнейших игроков спортивного «Что? Где? Когда?», чемпион мира, обыгрывающий тех самых Вассермана и Зайдальмана. И он всё-таки несколько старше передачи.
      • В финал юбилейных игр 25-летия прошел также Валерий Овчинников.
  • Из зарубежного — Forged in Fire на телеканале History: в восьмом сезоне сменился ведущий, и Грейди Пауэлл изрядно уступает в харизме Вилу Виллису. Особенно это было заметно в первом выпуске, когда он явно нервничал и «смял» шоу. Дальше немного освоился и начал смотреться лучше, но урон популярности успел нанести.
  • «Орел и решка» — сложно назвать конкретную дату, но самым ранним звонком можно назвать уход Андрея Беднякова после 7 сезона, после которого ни один ведущий не смог добиться сравнительной популярности.
  • «Мульт личности» — первоначально были неплохим сборником пародийных сюжетов на манер «Кукол», но в итоге решили отказаться от любого упоминания политиков России (кроме Жириновского) и обыгрываний актуальных событий в пользу сомнительных обыгрываний и наяву навязших «звезд» (представленные братьями по тупости Аршавин и Валуев, манерная Волочкова, Гузеева, Басков-Киркоров, Галкин-Пугачева) и постоянных маканий в грязь политиков зарубежных (озабоченный Саркози, чересчур вежливый «слабак» Обама, типичный колхозник Лукашенко).
  • Британское шоу «Top Gear» после ухода трёх основных ведущих и продюсера. Самое интересное, что шоу пережило аж две трансформации: сначала смену формата после закрытия шоу в начале двухтысячных, а затем и уход ведущих в 2015 году.
  • Виктор Шендерович писал блестящие сценарии к НТВ-шным «Куклам», выступал на эстраде со своими сочинениями и вёл авторскую программу «Итого» (до середины 2000-х). Сейчас известен главным образом благодаря матрасу.

Примечания[править]

  1. На самом деле функция просмотра через интернет не так уж далека от старой американской концепции кабельного телевидения, по существу представлявшего из себя службу потокового вещания по запросу, для подключения к которой требовалась специальная «приставка» — с современным «вещанием через Всемирную Сеть» это соотносится приблизительно как FidoNet с Web 1.0. К тому же многие современные крупные «стриминговые сервисы» как раз из старого кабельного телевидения и выросли путём замены рассчитанных на старые «приставки» маршрутизаторов новыми унифицированными под стэк TCP/IP и соответствующей этому модификации API для запроса видеопотока. Просто на просторах СНГ кабельное телевидение до распространения Интернета было редкостью (сейчас его могут подключать вместе с Интернетом, но статистика пользователей под вопросом), а новое интернет-телевидение появилось тогда же, когда и во всём остальном мире, потому как Интернет-то общий. С распространением Интернета вскрылась одна тонкость, которую телевизионщики долгое время старались не замечать: телезрителей существуют разные категории — не только по возрастам (дети-подростки-взрослые) и предпочтительным антуражам (фентези-НФ), но и по тому, когда и зачем они включают телевизор: кого-то в силу возраста просто родители сажают смотреть то, что сами выберут, чтобы под ногами не мешался и под руки не лез; кто-то включает на весь день один и тот же канал просто для «оживления помещения» и создания эдакого звукового окружения; кто-то просто врубает абы-что после тяжёлого трудового или учебного дня по принципу «хоть мультики — хоть порнуху» чисто в качестве эрзаца эмоциональной разгрузки; кто-то интересуется только выпусками любимой передачи или любимого сериала независимо от того, где они выходят — и вот как-то так вышло, что сперва развитие видеопрокатов, а затем постепенное наполнение Интернета «контентом» потихоньку сбили конкурентоспособность телерадиовещания применительно к оным четырём категориям: подборки передач для детей существуют как в записи, так и в сетевом доступе; фоновые звуковые оформления выделились в отдельный поджанр музыкального искусства SoundScape и тоже доступны как в сети, так и в записи; для самой непритязательной в плане качества категории, которой важны только небольшая продолжительность и отсутствие «грузилова», прекрасно подходит великое множество любительских роликов из Интернета, которые туда к тому же каждый день загружаются новые; а поклонники чего-то конкретного нередко плюют на выход передачи на ТВ и позже находят её в записи, чтобы посмотреть в удобное время — и вот именно последнее сыграло решающую роль: телевидение вещает в режиме реального времени, а потому сетка вещания изначально привязывалась к стереотипному распорядку дня стереотипной семьи: утренний выпуск новостей (раннее утро — взрослые собираются на работу) — утренний выпуск мультиков (чуть менее раннее утро — дети собираются в школу) — дневные мыльные оперы (для домохозяек — они всё равно весь день дома) — вечерние мультики и приключенческие сериалы (дети вернулись из школы) — вечерние остросюжетные сериалы (взрослые вернулись с работы — оно же «prime time», потому как всё семейство в сборе) — вечерние новости (дети потихоньку собираются спать, а взрослые ещё нет) — киносеанс для полуночников (публики перед экранами после новостей ещё много, а позориться каналу не хочется) — ночная заглушка для эфира (абы-что для страдающих бессонницей и «живущих вне графиков», которых не так много, чтобы сильно ради них стараться) — и так по кругу, то есть канал сам планирует за зрителей, что когда они могут посмотреть, но у зрителей есть свои интересы. Некоторые телерадиокомпании попытались извернуться, разбив трансляцию на несколько тематических «кабельных каналов»: на одном круглосуточно только новости, на другом круглосуточно только передачи для детей, на третьем круглосуточно только сериалы, на четвёртом документалистика и так далее — но даже так всё равно получилось разделение по времени. Другие телерадиокомпании сделали ставку на уверенность в собственных силах и стали сами делать передачи по своим самописным сюжетам, чтобы они точно получились уникальными, а с учётом показа по только одному каналу ещё и эксклюзивными — некоторые плоды такого подхода даже стали легендами, но большая часть подобных «продуктов жизнедеятельности телевидения» ознаменовала конец «золотого века» телерадиовещания: стать лучше телевидение уже было не в силах — а оставаться неизменным не могло себе позволить.
  2. Касательно начала «скатывания» на самом деле вопрос, потому как YouTube был основан только в начале 2005-го, тогда как «скатывание» в широком понимании пошло вместе с волной «ток-шоу» («talk show» — фактически ситком без четвёртой стены: то есть актёры сидят на диване в студии перед публикой и что-то обсуждают — в отличие от комедии положений не требует сюжетной связи между сценами, а фабула элементарно берётся с потолка каждый раз новая — если на выпуск приглашены реальные «медийные личности», фабулой может выступать созданная им папарацци и гонзо-журналистами репутация) и «реалити-шоу» («reality show» — помесь ситкома с псевдодокументалистикой: то есть в качестве актёров в основном непрофессионалы в актёрском деле или малоизвестные актёры массовок (реже актёры профессиональные, но передача тогда повествует об их жизни как бы за кулисами/кадром), в качестве декораций жильё или рабочее место присутствующих в кадре (реже уголок природы, если передача повествует о вылазке на природу), в качестве фабулы реальная или слегка подправленная биография присутствующих в кадре, в качестве сюжета относительно банальная повседневная рутина или в целом той же степени банальности рутина рабочая, если темой выбран не быт, а трудовая деятельность — работа оператора от уровня профессиональных документалистов до просто стационарной камеры без оператора вообще), которая пошла ещё в начале нулевых, сдвинув саму концепцию многих телеканалов от «телекинотеатров» к «телебалаганам».
    • Фактически за как таковой «Золотой Век» телеканалов публика обычно принимает тот период, когда по этим самым каналам можно было «посмотреть много кино» — публику привлекали не сами каналы, а то, что они транслировали, безотносительно к тому, было ли это произведено силами владеющей каналом телерадиокомпании, или же было снято сторонней студией, а каналом потом было куплено право трансляции. Те каналы, что переродились в «стриминговые сервисы», эту тонкость подметили ещё давно и частенько делают ставку на сотрудничество со сторонники киноделами, фактически спонсируя множество мелких студий в обмен на экслюзивное право распространения их продукции.
    • С другой стороны телевикторины, фактически являющиеся подвидом «ток-шоу», на отечественном телевидении присутствуют уже давно — например знаменитая передача «Что? Где? Когда?» выходит аж с середины семидесятых и за это время обросла настолько серьёзным сообществом поклонников, что их в качестве примера «фэндома» обычно не рассматривают вовсе. А в девяностых к ней добавились «Поле Чудес» и «Своя Игра» — и если первая из этих двух изначально была слегка комедийной, то вторая вполне считалась за передачу для доморощенных эрудитов практически на уровне старой «Что? Где? Когда?».
  3. Первые подобные заскоки ещё воспринимались как своеобразное продолжение юмора и отторжения не вызывали.
  4. Пост в ВК с соответствующим «зазыванием».