Уже не торт/Телевидение
Это подстатья к статье Уже не торт. Навигационные шаблоны и плашки здесь не нужны.
Есть мнение, что из-за быстрого развития Интернета телевидение теряет свои позиции. Поэтому производители телевизоров в последнее время добавляют функцию просмотра видео через Интернет.[1] С другой стороны, конкретно в России золотой век телевидения пришёлся на 90-е — начало 00-х, и скатывание началось ещё когда YouTube был наполнен исключительно короткими любительскими видеороликами (а кое-где — и вовсе до появления YouTube).[2]
Примеры[править]
Телеканалы в целом[править]
В целом общее распространённое явление, когда канал начинает своё вещание с закупленных оптом по дешёвке малоизвестных второсортных кинофильмов… выгодно выделяясь на фоне идущего по другим каналам сериального мыла… а потом канал наконец дорастает до того, чтобы наконец начать выпускать в эфир свою собственную продукцию… которая до ранее шедших формально довольно посредственных кинолент своим уровнем мягко говоря не дотягивает — и даже эксклюзивность не спасает, если к ней не прилагается оригинальность.
- Первый канал (бывшее ОРТ). Если раньше на нём выходили очень даже годные передачи (даже ежедневный детско-юношеский блок с мультсериалами и парой собственных передач) и зарубежные сериалы, такие как «Секретные материалы», «24 часа» и «Lost» (уже в «нетортовые» времена под них существовал отдельный проект «Городские пижоны» с ночными показами, но и он загнулся в 2016), то позднее сделали ставку на бесполезные шоу а-ля «Давай поженимся», «Пусть говорят», «Мужское/Женское» и им подобные. К счастью, четырежды в год показывают серию игр чудом не вымершего советского «Что? Где? Когда?» Да и КВН никуда с Первого не пропал. Впрочем, о КВН см. ниже.
- Россия-1 (он же бывшее РТР). Раньше показывали всякие годные и разнообразные передачи и телесериалы. Сейчас там тупой уклон в однообразные мелодрамы и мыльные сериалы. Более-менее радуют только «Утренняя почта» и новогодние программы. Ну ещё повтор «Тайн следствия» (если не считать того, что он скатился).
- НТВ. Появившись в вечернем эфире канала «Российские университеты» начинали вещание с отечественных мультиков (в том числе и редких, почти забытых). Затем эфир продолжали зарубежные фильмы и передачи, отличающиеся от того, что показывали на других каналах. Канал развивался, как минимум занял всё время частоты. Выходили как сатирические (начиная с «Кукол»), так и информационно-аналитические передачи. Не без «размахивания гражданской позицией». После перекупа Газпромом очень быстро стал каналом, показывающим отечественные криминальные сериалы (обычно собственного производства и со своим набором штампов), «жёлтые» передачи про звёзд и фейковые новости; название канала стали расшифровывать как «Насилие. Тупость. Враньё». Чудом сохранилось такое жемчужное зерно в куче навоза, как «Своя игра». Ну, и сериал «Возвращение Мухтара» радует благодаря наличию собачки, да и то сериал скатился (см. выше).
- По мнению части публики с каналом что-то пошло не так, когда его команда в конце девяностых решила сделать свой ответ «Голубому Огоньку» и в новогоднюю ночь вышла в прямой эфир со своими поздравлениями — да, прямо из студии в состоянии «один бокал в руке — четыре внутри». И если для какого-нибудь совсем крошечного канала с одной студией едва ли в девять квадратов и от силы парой репортёров (а то и всего одним, который одновременно ещё и оператор, то есть в большинстве случаев предстаёт закадровым голосом) такое в целом было бы понятно, то для уже довольно крупной и серьёзной телерадиокомпании это был пример вопиющего раздолбайства.
- Ещё есть мнение, справедливости для — что «Газпром Медиа», начиная с конца десятых, является пожалуй единственным каналом, который стабильно поставляет, ну хотя бы три-четыре раза в год, по настоящему годный контент выше уровня чем просто телемыло средней паршивости. Вроде того же «ГДР», «Слово Пацана» (как к нему не относись) или «По ту Сторону Смерти» (где Панов, тот самый, один из сосценаристов). И даже среди тех же «ментовских сериалов», внезапно попадаются весьма годные вещи, на уровне вполне крепких образчиков нео-нуара или даже тру-крайма, вроде «Первого Отдела» или «Реализации». Да и даже тоже телемыло вроде «Невского», можно обозначить словом «Cheezy», и заметить что это просто качественное, эксплуатирующее штампы общественного бессознательного, но весёлое и с каким то посылом (правда очень странным) телешоу который народ смотрит с 2014го года, и ему нравится. Даже автору правки нравится, хотя он готов себе лицо расшибить фейспалмом каждые десять минут хронометража.
- ТНТ. Когда-то показывал различные мультсериалы и телесериалы, аниме и прочая… А теперь превратился в непонятно во что! Любят показывать свою продукцию.
- В конце 2001-го пустили в эфир «реалити-шоу» «За стеклом», по существу представлявшее из себя «реалити-шоу» в самом простейшем варианте: никакого сюжета, съёмка большей частью стационарными камерами, декорации по принципу «что есть» (реализм же), разумеется никакой актёрской игры — то есть в целом экономия на вообще всём. С весны 2003-го транслировали «Дом», а весной 2004-го стало выходить продолжение «Дом 2», которое по мнению некоторых вообще вышло так плохо, что уже хорошо — по мнению других хуже, чем ужасно. Весной 2005-го (через два с небольшим месяца после основания YouTube) пустили в трансляцию «Comedy Club», по мнению многих поставивший жирную точку в переходе канала к политике «трэша ради трэша».
- СТС. Когда-то всё то же самое, да ещё русские программы типа «Галилео» и «Самый умный». А сейчас перенёс зарубежные сериалы на ночное и «до пяти утра» время, а большинство российских сериалов стали уже не те. Ещё во время передач, фильмов и сериалов стали крутить рекламу каждые 5 минут.
- Рен-ТВ когда-то показывал различные мультсериалы, телесериалы и аниме, а по выходным после полуночи шли эротические фильмы. Кроме того, в рамках программы «Лучшие шоу с Урмасом Оттом» (примерно 2003—05 гг.) показывались различные зарубежные передачи (от эстрадно-цирковых до телеигр и скетч-шоу), которые имели неплохой рейтинг и позднее демонстрировались уже не в рамках передачи Отта, а как самодостаточные шоу. Сейчас он превратился в обитель лженауки (кстати, последняя когда-то не вылезала дальше одного-двух сюжетов «Военной тайны» (которая тоже успешно скатилась из программы о военном искусстве, неизвестных подробностях локальных конфликтов и новинок ОПК в конспирологический и шизофазический телетаблоид)). Впрочем, по праздникам иногда можно посмотреть фильмы Рогожкина из цикла «Особенности национальной…» или мультфильмы из цикла про трёх богатырей. Да, и ещё до смерти юмориста шли концерты Задорнова (интересно было только начало, потом выступали его протеже, а вторая половина посвящалась лженаучным теорийкам).
- Сейчас понемногу «поднимается с колен» до самопародии. Вот сию минуту (см. время правки) вещают, что индейцы — потомки пришельцев и поддерживают с ними телепатическую связь. Ну мы и не сомневались, что Ромеро знал, что делает, когда работал над Doom! А вот с другими играми у него как-то не задалось потом. Дальше Марса, видимо, не летал в астрале. Стоит отметить, что РЕН чуть ли не единственный из центральных канал который показывает зарубежное остросюжетное кино, не забивая его рекламой до невозможности его смотреть (хотя совершенно идиотские шрамы от цензуры и тут имеются).
- Как-то пару лет показывали Formula-1. Но без фирменного голоса Алексея Попова!
- 2×2. Когда-то он был аниме-каналом. Ну, и зарубежные телесериалы тоже были. Сейчас там больше другой мультипликации для всех возрастов и культурных предпочтений. И да, целая куча безвкусных марафонов всяких там «Американских Папаш», «Симпсонов» и прочих «Гриффинов».
- Это когда, простите, 2×2 был аниме-каналом? Смотревший его по полдня автор правки весьма интересуется.
- Это фактическая ошибка и розовые очки ностальгии: американские сатирические сериалы 2×2 показывал с самого начала перезапуска, и в первые же годы отметился тем, что порезал цензурой «Южный парк» (так что и абсолютным «тортом» не был уже тогда). Чистым «аниме-каналом» он не был никогда. А если вспомнить 2×2 до перезапуска, в 1990-е, он вообще крутил что попало — клипы, телемагазины, мексиканские мыльные оперы и даже проповеди «Аум Синрикё»! Можно сказать, это единственный канал, который начал с полного днища и с годами становился понемногу лучше.
- ТВ-3. Опять-таки показывал различные зарубежные мульт- и телесериалы и программы типа «Разрушителей мифов/легенд» и прочая. А теперь показывает всякую мистическую ерунду, одно время превратившись в некое подобие «Рен-ТВ»! Только ТВ-3 пропагандирует не теории заговора и шовинизм, а эзотерику и веру в приметы и суеверия. Впрочем, в саморекламе на канале открыто признавалось: «Первый мистический». Кстати, при превращении ТВ-3 в современный вид «Разрушители легенд» как-то долго держались и сильно контрастировали с другими передачами. А с начала 2018 года так вообще начали показывать ТНТ-шные хрени «Измены» и «Сладкая жизнь». Единственное, что есть хорошее — по утрам показывают советские мультфильмы большим блоком. Ну и периодическая трансляция сериала «Grimm» тоже радует.
- MTV Россия. В конце 1990-х и начале 2000-х канал был очень крут, в середине 2000-х ещё тянул, а с 2009 года стало намного меньше музыки и больше программ сомнительного (даже порнографического) содержания.
- A-One. Из канала с лозунгом «Первый альтернативный», транслировавшего клипы и концерты рок- и метал-групп, превратился в канал, полностью посвящённый хип-хопу. Трансформация шла медленно, неотвратимо, и наблюдать её было больно. В итоге старая аудитория бросила канал, а новой было взяться неоткуда. Весной 2016-го канал закрылся, а на его месте появился безликий канал «ТНТ-Music».
- Ю. Поначалу позиционировал себя как молодёжный канал. Но потом стали показывать почти одни мелодраматические сериалы (среди которых был и «Проспект Бразилии», который в своё время Первый канал не стал транслировать до конца из-за низких рейтингов) и русские и украинские реалити-шоу (в том числе и развратное «Беременна в 16» в обеих версиях). Из плюсов остался только марафон «Кот-парада» в новогодние праздники.
- Карусель 🎠 — Раньше это был познавательный канал с интересными и поучительными мультфильмами и детскими передачами. Сейчас это одна большая реклама игрушек и конфет с идиотскими мультфильмами, типа «Соник Бум» и «Фиш и Чипс». Последний вообще представляет из себя типичную американскую комедию с блэкджэком и шлюхами (серьёзно, там есть алкоголь, азартные игры, огнестрельное оружие и стриптиз-клуб и да, это показывают на детском канале в прайм-тайм.)
- А вот в случае с телеканалом Мультимания полная инверсия. Это сейчас на канале крутят годный мультсериал Wakfu. А ведь автор правки помнит то время, когда по «Мультимании» крутили мультики от печально известной Mondo TV и прочий трэш вкупе с ужасной озвучкой. Особенно его психика пошатнулась от мультсериала «Небесные танцоры».
- У небесных танцоров, между прочим, 7.4 на Кинопоиске. Неужто такой плохой?
- По ходу дела телеканал Cartoon Network тоже переживает не лучшие времена. А главным символом его падения считается богомерзкий Teen Titans Go, которая по сравнению с оригинальным мультсериалом оказался тупым мультиком для малышей.
- Родившиеся не позже 1998 года успели застать такой канал, как Fox Kids, позже переименованный в Jetix. И если в 2005—2007 годах Jetix действительно можно было назвать лучшим из детских и подростковых, то в 2008 на нём начали показывать уже откровенно третьесортный и дешёвый контент, о каком-либо продолжении ранее очень популярных на канале мультсериалов вообще уже речи не шло, а к 2010 году канал уже полностью заменили на Disney Channel.
- Впрочем, есть мнение, что Джетикс вообще был переходным каналом и когда время на переход закончилось, конец был немного предсказуем.
- Ныне покойный ТВ-6 многие зрители под конец считали нетортом. Канал начинался как аполитичный и развлекательный, крутил хорошие сериалы вроде «Вавилона-5» и «Лексса», яркие оригинальные передачи типа «Вы очевидец», «Муз-обоз», «ОСП-студия», «Я сама». Потом в 99-м его купил Березовский и превратил в свой рупор к выборам, а в 2001-м туда переселились диссиденты, изгнанные с НТВ. Канал стал максимально политизированным (и даже сменил название, на ТВС), и не удивительно, что закрылся.
Отдельные передачи[править]
- Общий случай с телеиграми (далее будут и конкретные примеры). Когда в игре принимают участие обычные люди (на худой конец малоизвестные актеры в роли обычных людей), то часть целевой аудитории думает: «И я так смогу, я тоже попробую». Потом могут сделать по какому-то случаю игру со «звездами», в том числе и для поднятия рейтинга. Потом «звездных» выпусков становится все больше и больше. Они вытесняют «обычные» и постепенно отпугивают поклонников игры. Обычно наталкивая на мысль: «Куда ни щелкни, на [имя известной личности] наткнешься»
- КВН. У каждого десятилетия есть свои поклонники, которые не признают более поздний КВН. Хотя, так или иначе, но формат игр со временем меняется. И кубок по образцу 1960-х уже не смотрелся бы так в наши дни.
- Увы, если раньше отзывы о КВН разных лет сильно зависел от возраста аудитории, то теперь и неофиты признают, что старые номера на несколько порядков превосходят нынешние.
- «На несколько порядков» — явное преувеличение. И потом, все зависит от участников сезона. Появляется одна-две яркие команды — и КВН опять начинает цвести и пахнуть… До следующего года и набора следующих команд.
- По мнению некоторых телезрителей, «Что? Где? Когда?» перестал быть тортом, когда проигравших знатоков прекратили выгонять из клуба. Другие приводят иные пороги нетортовости. Например «нетортом» можно считать передачу без В. Я. Ворошилова.
- Автор этой правки слышал, как игроки за столом обсуждали вопрос примерно так: «А времена королевы Анны — это викторианская эпоха?» Брюзжать не хочется, но игроки старшего поколения подобного высказывания бы себе не позволили.
- А несколько лет назад откровенное притягивание команды Козлова к победе смотрелось настолько уныло-омерзительно, что автор этой правки смотреть передачу перестала. Благо, что спортивное ЧГК никуда не пропало и не испортилось…
- Очередной «порог нетортовости» — череда скандалов криминального характера со «знатоками» вне клуба. Кто-то начинает с истории про А.Друзя и взятку (поди разберись что там на самом деле). Кто-то отсчет начинает позже.
- Автор этой правки слышал, как игроки за столом обсуждали вопрос примерно так: «А времена королевы Анны — это викторианская эпоха?» Брюзжать не хочется, но игроки старшего поколения подобного высказывания бы себе не позволили.
- Почти все информационно-аналитические программы, просуществовавшие достаточно долго. Постепенно они начинают сводиться к «размахиванию гражданской позицией» авторов и/или продюсеров (иногда не очень явно, иногда и достаточно аргументированно). Но, к примеру, «Неделя с Марианной Максимовской» была «милосердно убита» до наступления деградации.
- Михаил Задорнов в прошлом веке писал вполне неплохие рассказы и юморески. Его влияние на массовую культуру было огромным, фразу про «две беды: дураки и дороги» в фольклор ввёл именно он, а не Гоголь. В 2000-х юмор у него был, конечно, спорный (особенно в рамках рубрики «ну тупыыые!»), но забавный. Последние же[3] «исторические» и «лингвистические» исследования в стиле Фоменко вызывали лютый фейспалм.
- «Смехопанорама». Поначалу (с 1994 г.), особенно когда передачу Е. Петросян вёл вместе с писателем С. Кондратьевым (1994-95 гг.), показывались различные и достаточно интересные эстрадные (и изредка цирковые) номера всевозможных (в том числе не очень известных и даже неизвестных) артистов. Причём не только юмористов, сатириков и клоунов, но и представителей оригинальных жанров (фокусы, художественный свист, звукоимитация, чревовещание и пр.). Встречались и совсем уж уникальные архивные кадры. Было место и для артистических баек. Про свои выступления Евгений Ваганович тоже не забывал, но всё-таки знал меру. При этом он старался «продвигать» в передаче и «своих». Постепенно (примерно с 2005) «Смехопанорама» стала трансформироваться в дайджест «Кривого зеркала». Собственно о Петросяне см. далее.
- Петросян давно стал именем нарицательным. Но когда он был молодым, то исполнял произведения хороших, годных авторов не только времён перестройки, но и до нее (напр. «Пугало огородное» неофициально «Директор огорода» — 1980 г. или «Вы слыхали?» — монолог телефонного аппарата). В доперестроечном, перестроечном сеттинге и сеттинге начала 1990-х его номера были весьма актуальны и очень близки почти всей стране. Но время и окружающая действительность менялись, а манера подачи номеров (как и написания текста авторами) оставались почти неизменны. Как прогресс — максимум заменяли тогдашних звёзд на современных. То же самое относится к петросяновскому проекту «Кривое зеркало».
- Сейчас в это трудно поверить, но ставший лицом унылого юмора Евгений Ваганович когда-то был тем ещё новатором: он возродил и освежил забытый в СССР жанр буффонады, соединил эстраду с театром, всерьёз исследовал и анализировал природу сатиры и юмора (о чем ненавязчиво и дозированно рассказывал в «Смехпанораме»). Среди неоспоримых заслуг артиста — создание Центра эстрадной юмористики, где собраны поистине уникальные материалы.
- Собственно, Петросян был торт еще в начале 2000-х, хоть и тогда его уже критиковали. Да и «Кривое зеркало» поначалу было более-менее смешным. А затем Евгений Ваганович начал энергично зарабатывать на обеспеченную старость низкопробным юмором (на грани «нарочито плохо»), который почтеннейшая публика воспринимала на ура. И продолжает воспринимать, что характерно. Некоторые шутки — осовременные шутки 1990-х. Нынешние ютуберы кривляются так же, как это делал Евгений Ваганыч лет эдак 18 назад, хотя, конечно, менее талантливо. Кто не верит, может поискать 5 отличий между, допустим, вот этим номером и любым из этих ваших нынешних видеообзорщиков.
- Как ни странно, «Аншлаг» сюда же. Изначально это была, только не смейтесь, сатирическая передача, предоставлявшая трибуну многим интересным авторам. Однако, уже к середине 1990-х превратилась в пыльный баянный склад. Окончательный коллапс произошёл после ухода в политику и гибели Михаила Евдокимова, на котором в передаче многое держалось (за счёт того, что был чуть ли не единственным, выступавшим с оригинальными монологами, а не нарезками из старых анекдотов). Кроме того, в конце 1990-х и начале 2000-х частично спасал положение Геннадий Ветров с музыкально-эксцентрическими номерами, где он вовсю демонстрировал ещё и мастерство жестянщика (различный реквизит из всевозможного хлама, пыхающий огнём и бьющий фонтанами, номера со сменой лиц — трансформация), но и он «выдохся» — позднее только и делал, что дурным голосом пел не очень (мягко говоря) смешные куплеты, что было гораздо проще. Примерно в то же время отчасти спасали положение и концерты-соревнования «Кто кого», но было их немного. После «кто кого» с соревнованием Ветрова, Дроботенко и Лукинского последующие выглядели достаточно блекло.
- Вышесказанное в принципе в той или иной степени касается почти каждого участника «Аншлага».
- Все это применимо к самой Регине Дубовицкой. На заре появления передачи она была настоящим экспертом юмора и сатиры — анализировала выступления артистов, разбирала удачные и неудачные моменты номеров, критиковала, брала смелые интервью с сильными сатириками, сейчас она ассоциируется лишь с фразой «Здравствуйте, дорогие мои» и идиотским непрекращающимся смехом.
- «Городок», конечно, это святое, и Олейников со Стояновым действительно давали жару до конца. Но после середины нулевых всё сложнее было с материалом, и двухминутные скетчи приходилось тянуть на пять-шесть минут. А вообще каноничный «Городок» — это те серии, где в конце песня Варум. После смерти Олейникова все проекты Стоянова уже не те.
- «Comedy Club». После ухода большинства классических резидентов (начиная с Вадима Галыгина) проект скатился, и смотрят его лишь самые преданные фанаты.
- В целом скатился, да, с начала до конца выпуски смотреть тяжело, но редкие попадания (в частности, от талантливой молодежи) в номерах встречаются.
- «Мужское/Женское» — в начале передача часто помогала людям в борьбе с ЖКХ, помогала нормальным семьям, попавшим в беду, детям-инвалидам, пострадавшим от мошенников, но с течением времени туда начали звать настоящих фриков — бомжей, алкашей итд и все превратилось в балаган.
- И русский «Форт Боярд» туда же.
- Среди русских сезонов худшим считается сезон 2013 года. Кто посчитал хорошей идеей сделать ведущим передачи Валуева? После перехода передачи на СТС в 2019 ситуация выровнялась.
- И не только. В девяностых в основном выступали профессиональные спортсмены, лично заинтересованные в выигрыше. С нулевых всё чаще на малозначимые звёзды и «национальные сборные», ради чего серьёзно порезали время игры, уменьшили сложность и убрали некоторые наиболее сложные или «мерзкие» испытания, а новоявленная «традиция» передавать выигрыш на благотворительность убила личный интерес участников.
- Русская версия шоу «Пацанки». Если в первом сезоне брали более-менее адекватных девушек (кроме светящейся везде и всюду скандалистки Яны Лукьяновой и бросившей ребёнка Виктории Крушатиной), то во втором и последующим сезонах большая часть участниц является откровенным быдлом.
- Украинское шоу «Дорогая, мы убиваем детей». Первые два сезона были весьма добрыми, кроме истории знаменитого Сашко Фокина. С третьего по шестой сезоны проект становился всё жёстче, но ещё оставался смотрибельным. А вот заключительный седьмой сезон напоминал сериал ужасов, поскольку все выпуски в нём были до безумия дикими. Судите сами: семья Хасая — мать позволяла мужу избивать детей, сдавала их в интернат и говорила, что старшую дочь любит больше, чем остальных, а также закрывала глаза на проблемы детей со здоровьем и их желание убить друг друга; семья Охтема — родители своим поведением довели дочерей до того, что младшая стала забитой, а старшая вообще бросилась на отца с ножом; семья Правосудовичей — девочка лет 15 употребляла наркотики и встречалась с 26-летним парнем, и в итоге её даже пришлось класть в клинику; семья Ильчук — мать, слушаясь бывшего мужа-тирана, сдала дочь в ребцентр, а также бросалась с кулаками на её единственную подругу; семья Корниенко — мать разбаловала сына до того, что он издевался над одноклассниками и мучал животных; семья Клименчук — мать превратила дочерей в рабынь, жестоко била их поводком, имитировала припадки эпилепсии и сдала любимых собак девочек в приют.
- «Топ-модель по-американски». После шестнадцатого сезона качество шоу заметно снизились, а такие нововведения как система баллов, камбэки, интернет-голосование и противостояние парней и девушек не только не помогли, но и, по мнению некоторых поклонников, даже ухудшили ситуацию. Над семнадцатым сезоном Тайра Бэнкс вообще не стала заморачиваться и просто собрала лучших, по её мнению, участниц предыдущих сезонов.
- А украинский аналог скатился уже на третьем сезоне.
- «Званый ужин» с РенТВ. Просто «Званый ужин».
- С недавнего времени вновь радует (?) зрителей, но уже на канале «Че» (раньше «Перец» и «ДТВ») и под названием «Идеальный ужин». Адекватности, к счастью, здесь стало больше, равно как и музыки, из-за чего он теперь походит на «Хату на тату» или вышеупомянутую «Дорогую, мы убиваем наших детей».
- «Голос». После неплохого первого сезона и очень крутого второго третий получился тухлым. В четвёртом ситуация более-менее выровнялась, а с пятого проект снова стал скатываться.
- На репутации проекта также отразился скандал, когда дочь известной певицы, вылетев из шоу, благодаря блату и деньгам выиграла в финале, а продюсеры канала, вместо того, чтобы отменить столь нечестную победу, объявили победителями всех троих участников последнего раунда.
- Впрочем, если смотреть на рейтинги, то тухлым вышел как раз четвёртый сезон, на котором рейтинг обвалился аж на 1,13 пункта (7,9 в третьем сезоне, 6,77 в четвёртом), в то время как пятый вновь немного взбодрил проект. А вот дальше пошло по наклонной: шестой сезон не спасло даже возвращение «золотого» (Билан, Пелагия, Агутин, Градский) состава жюри (рейтинг впервые опустился ниже 6), а из трёх последующих только восьмой смог преодолеть планку в 5 (аж на целых 0,02 пункта).
- «Фабрика звёзд». В седьмом сезоне проект значительно скатился. А вышедший в 2017 году восьмой сезон и вовсе оказался отстоем. В промежутках были выпущены такие непонятно зачем снятые проекты, как «Фабрика звёзд. Возвращение» и «Фабрика звёзд. Россия — Украина». И если второй являлся ещё более-менее смотрибельным, то первый, представлявший собой сборную солянку финалистов первых семи сезонов, был попросту ни о чём.
- «За стеклом»: первый сезон 2001 оказался гораздо популярнее последующих. Зато передача дала зелёный свет реалити-шоу на российском телевидении.
- «Последний герой»: первые два сезона были достаточно годными благодаря тому, что там участвовали люди из народа. 3-6 сезон ещё тянули, но спустя 10 лет проект стали показывать на ТВ3, где представляет собой неимоверное убожество.
- «Дом»: быстро прошёл первый сезон. Дом построили, призы получили. Но начался долгоиграющий «Дом-2». Последний любят ругать за то, что участники занимаются развратом и интригами друг против друга, а ещё за немыслимо скучный сценарий, где на протяжении целых сезонов не происходит толком ничего.
- «Джентльмен-шоу»: от острых и злободневных скетчей начала 1990-х к 2000-м скатились в однотипное петросянство. Жизнь менялась, а структура шуток и их подача оставалась прежней.
- «Поле чудес». Изначально (особенно при В. Листьеве) позиционировалась как более интеллектуальная передача. С приходом Л. Якубовича «Поле» стало с каждым годом всё больше и больше становиться развлекательным. А в современной версии угадывание слова выглядит только как повод передать привет, блеснуть талантом, подарить что-нибудь в музей и пообщаться с Леонидом Аркадьевичем. И ещё что-нибудь ценное выиграть.
- Тележурнал «Фитиль» (изначально киножурнал). В советское время высмеивались злободневные темы. Скетчи были утрированны, но более-менее в рамках. Начиная с середины 1990-х скетчи становились всё более гротескными, карикатурными и менее смешными (а иной раз получалось так плохо, что уже ужасно). Слишком часто не к месту актёры грызли реквизит. Также стало хромать (мягко говоря) и качество мультипликации в мультсюжетах. Фарс местами получался там, где он не нужен.
- Тележурнал «Каламбур» — в 90-е зажигал, но 6-ой сезон даже сами актёры признали некачественным и решили закрыть шоу.
- «Спокойной ночи, малыши!» В 1960-70-х передача представлял собой небольшой чёрно-белый телеспектакль с актёрами и кукольными персонажами, но без мультиков — вместо них бывала серия картинок с актерской озвучкой. К концу 1970-х передача стала приближалась к привычному формату, а соведущими кукольных персонажей были дикторы, к которым обращались «дядя» и «тетя». Выходили «Спокушки» 7 дней в неделю, а в 1980-х для каждого дня даже был свой вариант пластилиновой заставки. Кстати, в начале 1980-х был период и без кукольных персонажей — вроде как вмешалось высокое начальство. А еще в 1980-х и до конца 1990-х были «выездные» выпуски, когда Хрюша, Степашка и прочие постоянные герои посещали цирк, зоопарк, ходили в гости к известным личностям (или известным персонажам), а то и вовсе однажды побывали в Америке. На худой конец, просто гуляли (заодно и учили целевую аудиторию как себя вести на улице и в транспорте). Также были и альтернативные ведущие, то есть выпуск был без Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши и Мишутки, а с кем-то еще. Это могли быть мистер Бокли и Веселый Гном (Екатерина и Вячеслав Троян), домовой Тимофей, дядя Юра Куклачев (не путать с другим дядей Юрой — Григорьевым), сказочница тётка Дарья, Колобок и пр. Некоторые выпуски (их было не так уж много) представляли собой вообще «не формат», когда протагонист — обычный советский дошкольник попадал в сказку или знакомился с клоунами и волшебниками. Причем в таких выпусках через раз обходились и без мультика. В 1999—2000 передачу чуть не закрыли вообще, но она всё же вернулась на экраны после «скитаний» по каналам. Только в несколько ином виде. Почти все действо в студии. Развитие заставки — отдельная тема.
- «Суд идёт». Поначалу в передаче рассматривались уголовные и гражданские дела, причём изюминка состояла в том, что интересы обеих сторон представляли адвокаты. Судьи передачи, среди которых выделялся известный юрист Борис Тарасов, вели процессы, строго соблюдая дисциплину. Не в лучшую сторону шоу изменили новые персонажи — судья Константин Бычков и адвокат Александр Лебедев, сменивший амплуа на прокурора. Их несдержанное поведение порой превращало даже серьёзные и трагические дела в балаган (впрочем, в судебных шоу это не редкость). Словом, большой слезогонкой закрытие проекта не стало. Правда, стоит отметить, что по сравнению с такими «шедеврами», как «Судебные страсти», «Тест на отцовство» и «Судиться по-русски», СИ остаётся весьма годным продуктом.
- «Новогодняя Ночь на Первом». После прекращения существования «Оливье шоу» сея передача более-менее держалась на плаву только два года, после чего стремительно поползла вниз. А в 2017 году так вообще было решено не париться, и все выступления были сняты на улице. Большинство зрители таким подходом остались недовольны, а автору правки понравились только выступления Юрия Шатунова и братьев Меладзе с жёнами.
- Также почти всеми зрителями отмечается такой минус, как приглашение из года в год в новогодние передачи уже сидящей в печёнках Аллы Пугачёвой и ей подобных.
- Собственно, это касается почти всех новогодних шоу-капустников. Одно время выделялась «Россия 1», снимая мюзиклы по мотивам сказок — во многом дурацкие, но все же вносившие хотя бы какую-то свежесть в череду сидящих за столом и прыгающих по сцене звезд.
- Также почти всеми зрителями отмечается такой минус, как приглашение из года в год в новогодние передачи уже сидящей в печёнках Аллы Пугачёвой и ей подобных.
- «О, счастливчик!» / «Кто хочет стать миллионером?». Телевикторина на канале «НТВ» с харизматичным Д. Дибровым в роли ведущего в своё время имела высокую популярность, три года спустя переезд на «Первый канал» и смена названия и ведущего на М. Галкина дали свежее дыхание, а затем ещё одним толчком стало поднятие главного приза с 1 миллиона до 3 миллионов рублей. Но дальше, увы, пошли стагнация и медленное увядание — простые смертные участники стали играть всё реже, а звёздные гости — всё чаще, а затем и вовсе все выпуски стали проводить со звёздами. В конце 2008 года программу попытались освежить, обновив графическое и музыкальное оформление, вернув Д. Диброва на место ведущего и восстановив участие простых людей и отборочные туры, но, увы, таки не торт — мало-помалу отборочные туры сошли на нет, звёзды вновь стали занимать едва ли не все выпуски, да и сам Дибров на фоне бывшего себя в «Осчастливчике» отыгрывает троп чуть ли не с педалью в пол. Сейчас же мы имеем обыкновенное шоу, где список «невиданных доселе» звёзд так исчерпался, что многих уже пускают по новому кругу (Жириновский, в частности, сыграл целых 5 (пять!) раз), простых смертных пускают уже не всех подряд, а «уникальных-талантливых»[4] (потому как шоу) и смотреть вот это с такой же интригой и азартом, как в старые добрые времена, уже никак не получается.
- Также, по мнению автора дописки, было большой ошибкой делать дуэты игроков.
- «Криминальная Россия», по мнению многих, сильно потеряла в атмосферности и эффектности после ухода в 2002 году Сергея Полянского, читавшего закадровый текст.
- «Большая разница» начиналась как неплохой сборник пародий на популярные ТВ-передачи и фильмы, на пике в 2010—2012 гг. организовала выездной фестиваль пародистов, в котором главным призом было пополнение труппы шоу. Увы, бюджет неуклонно тощал, артистам задерживали зарплату, в итоге многие самые именитые (Бурунов, Зыкова, Манучаров, Гришаева и др.) ушли. Гвоздём стало неумелое и неумное внесение сортирного и сексуального юмора в передачу, ранее предназначенную для семейного просмотра. В 2013-14 г. «Большая разница» стала выходить ежемесячно в формате альманаха уже без Урганта как ведущего, но закономерно утратила остатки популярности и была закрыта.
- «Своя игра» — с фитильком. Нет, с самой передачей всё нормально (кроме позорного сезона 2023 года, когда из турнира исключили почти всех гроссмейстеров и просто достойных участников, игравших в 2012—2022 годах, пригласили вместо них кучу вечных лузеров и слабых новичков и выбрали самую неудачную формулу розыгрыша, какую только смогли придумать), но ветераны уже явно не те. В первой половине 2019 в турнире, посвящённом 25-летию игры, никто из них (Вассерман, Либер, Хашимов, Успанова, Зайдельман, Бурда, Грановская, Машеров, Кафиатуллин, Пристинский) не прошёл в финал, а многие даже не вышли во второй тур. Победил же совсем молоденький (по виду — примерно ровесник передачи) Иван Семушин.
- Между прочим, один из сильнейших игроков спортивного «Что? Где? Когда?», чемпион мира, обыгрывающий тех самых Вассермана и Зайдальмана. И он всё-таки несколько старше передачи.
- В финал юбилейных игр 25-летия прошел также Валерий Овчинников.
- Между прочим, один из сильнейших игроков спортивного «Что? Где? Когда?», чемпион мира, обыгрывающий тех самых Вассермана и Зайдальмана. И он всё-таки несколько старше передачи.
- Из зарубежного — Forged in Fire на телеканале History: в восьмом сезоне сменился ведущий, и Грейди Пауэлл изрядно уступает в харизме Вилу Виллису. Особенно это было заметно в первом выпуске, когда он явно нервничал и «смял» шоу. Дальше немного освоился и начал смотреться лучше, но урон популярности успел нанести.
- «Орел и решка» — сложно назвать конкретную дату, но самым ранним звонком можно назвать уход Андрея Беднякова после 7 сезона, после которого ни один ведущий не смог добиться сравнительной популярности.
- «Мульт личности» — первоначально были неплохим сборником пародийных сюжетов на манер «Кукол», но в итоге решили отказаться от любого упоминания политиков России (кроме Жириновского) и обыгрываний актуальных событий в пользу сомнительных обыгрываний и наяву навязших «звезд» (представленные братьями по тупости Аршавин и Валуев, манерная Волочкова, Гузеева, Басков-Киркоров, Галкин-Пугачева) и постоянных маканий в грязь политиков зарубежных (озабоченный Саркози, чересчур вежливый «слабак» Обама, типичный колхозник Лукашенко).
- Британское шоу «Top Gear» после ухода трёх основных ведущих и продюсера. Самое интересное, что шоу пережило аж две трансформации: сначала смену формата после закрытия шоу в начале двухтысячных, а затем и уход ведущих в 2015 году.
- Виктор Шендерович писал блестящие сценарии к НТВ-шным «Куклам», выступал на эстраде со своими сочинениями и вёл авторскую программу «Итого» (до середины 2000-х). Сейчас известен главным образом благодаря матрасу.
Примечания[править]
- ↑ На самом деле функция просмотра через интернет не так уж далека от старой американской концепции кабельного телевидения, по существу представлявшего из себя службу потокового вещания по запросу, для подключения к которой требовалась специальная «приставка» — с современным «вещанием через Всемирную Сеть» это соотносится приблизительно как FidoNet с Web 1.0. К тому же многие современные крупные «стриминговые сервисы» как раз из старого кабельного телевидения и выросли путём замены рассчитанных на старые «приставки» маршрутизаторов новыми унифицированными под стэк TCP/IP и соответствующей этому модификации API для запроса видеопотока. Просто на просторах СНГ кабельное телевидение до распространения Интернета было редкостью (сейчас его могут подключать вместе с Интернетом, но статистика пользователей под вопросом), а новое интернет-телевидение появилось тогда же, когда и во всём остальном мире, потому как Интернет-то общий. С распространением Интернета вскрылась одна тонкость, которую телевизионщики долгое время старались не замечать: телезрителей существуют разные категории — не только по возрастам (дети-подростки-взрослые) и предпочтительным антуражам (фентези-НФ), но и по тому, когда и зачем они включают телевизор: кого-то в силу возраста просто родители сажают смотреть то, что сами выберут, чтобы под ногами не мешался и под руки не лез; кто-то включает на весь день один и тот же канал просто для «оживления помещения» и создания эдакого звукового окружения; кто-то просто врубает абы-что после тяжёлого трудового или учебного дня по принципу «хоть мультики — хоть порнуху» чисто в качестве эрзаца эмоциональной разгрузки; кто-то интересуется только выпусками любимой передачи или любимого сериала независимо от того, где они выходят — и вот как-то так вышло, что сперва развитие видеопрокатов, а затем постепенное наполнение Интернета «контентом» потихоньку сбили конкурентоспособность телерадиовещания применительно к оным четырём категориям: подборки передач для детей существуют как в записи, так и в сетевом доступе; фоновые звуковые оформления выделились в отдельный поджанр музыкального искусства SoundScape и тоже доступны как в сети, так и в записи; для самой непритязательной в плане качества категории, которой важны только небольшая продолжительность и отсутствие «грузилова», прекрасно подходит великое множество любительских роликов из Интернета, которые туда к тому же каждый день загружаются новые; а поклонники чего-то конкретного нередко плюют на выход передачи на ТВ и позже находят её в записи, чтобы посмотреть в удобное время — и вот именно последнее сыграло решающую роль: телевидение вещает в режиме реального времени, а потому сетка вещания изначально привязывалась к стереотипному распорядку дня стереотипной семьи: утренний выпуск новостей (раннее утро — взрослые собираются на работу) — утренний выпуск мультиков (чуть менее раннее утро — дети собираются в школу) — дневные мыльные оперы (для домохозяек — они всё равно весь день дома) — вечерние мультики и приключенческие сериалы (дети вернулись из школы) — вечерние остросюжетные сериалы (взрослые вернулись с работы — оно же «prime time», потому как всё семейство в сборе) — вечерние новости (дети потихоньку собираются спать, а взрослые ещё нет) — киносеанс для полуночников (публики перед экранами после новостей ещё много, а позориться каналу не хочется) — ночная заглушка для эфира (абы-что для страдающих бессонницей и «живущих вне графиков», которых не так много, чтобы сильно ради них стараться) — и так по кругу, то есть канал сам планирует за зрителей, что когда они могут посмотреть, но у зрителей есть свои интересы. Некоторые телерадиокомпании попытались извернуться, разбив трансляцию на несколько тематических «кабельных каналов»: на одном круглосуточно только новости, на другом круглосуточно только передачи для детей, на третьем круглосуточно только сериалы, на четвёртом документалистика и так далее — но даже так всё равно получилось разделение по времени. Другие телерадиокомпании сделали ставку на уверенность в собственных силах и стали сами делать передачи по своим самописным сюжетам, чтобы они точно получились уникальными, а с учётом показа по только одному каналу ещё и эксклюзивными — некоторые плоды такого подхода даже стали легендами, но большая часть подобных «продуктов жизнедеятельности телевидения» ознаменовала конец «золотого века» телерадиовещания: стать лучше телевидение уже было не в силах — а оставаться неизменным не могло себе позволить.
- ↑ Касательно начала «скатывания» на самом деле вопрос, потому как YouTube был основан только в начале 2005-го, тогда как «скатывание» в широком понимании пошло вместе с волной «ток-шоу» («talk show» — фактически ситком без четвёртой стены: то есть актёры сидят на диване в студии перед публикой и что-то обсуждают — в отличие от комедии положений не требует сюжетной связи между сценами, а фабула элементарно берётся с потолка каждый раз новая — если на выпуск приглашены реальные «медийные личности», фабулой может выступать созданная им папарацци и гонзо-журналистами репутация) и «реалити-шоу» («reality show» — помесь ситкома с псевдодокументалистикой: то есть в качестве актёров в основном непрофессионалы в актёрском деле или малоизвестные актёры массовок (реже актёры профессиональные, но передача тогда повествует об их жизни как бы за кулисами/кадром), в качестве декораций жильё или рабочее место присутствующих в кадре (реже уголок природы, если передача повествует о вылазке на природу), в качестве фабулы реальная или слегка подправленная биография присутствующих в кадре, в качестве сюжета относительно банальная повседневная рутина или в целом той же степени банальности рутина рабочая, если темой выбран не быт, а трудовая деятельность — работа оператора от уровня профессиональных документалистов до просто стационарной камеры без оператора вообще), которая пошла ещё в начале нулевых, сдвинув саму концепцию многих телеканалов от «телекинотеатров» к «телебалаганам».
- Фактически за как таковой «Золотой Век» телеканалов публика обычно принимает тот период, когда по этим самым каналам можно было «посмотреть много кино» — публику привлекали не сами каналы, а то, что они транслировали, безотносительно к тому, было ли это произведено силами владеющей каналом телерадиокомпании, или же было снято сторонней студией, а каналом потом было куплено право трансляции. Те каналы, что переродились в «стриминговые сервисы», эту тонкость подметили ещё давно и частенько делают ставку на сотрудничество со сторонники киноделами, фактически спонсируя множество мелких студий в обмен на экслюзивное право распространения их продукции.
- С другой стороны телевикторины, фактически являющиеся подвидом «ток-шоу», на отечественном телевидении присутствуют уже давно — например знаменитая передача «Что? Где? Когда?» выходит аж с середины семидесятых и за это время обросла настолько серьёзным сообществом поклонников, что их в качестве примера «фэндома» обычно не рассматривают вовсе. А в девяностых к ней добавились «Поле Чудес» и «Своя Игра» — и если первая из этих двух изначально была слегка комедийной, то вторая вполне считалась за передачу для доморощенных эрудитов практически на уровне старой «Что? Где? Когда?».
- ↑ Первые подобные заскоки ещё воспринимались как своеобразное продолжение юмора и отторжения не вызывали.
- ↑ Пост в ВК с соответствующим «зазыванием».