Разум не вынес

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
После трагедии или сильного шока у героя безвозвратно съехала крыша
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Go Mad from the Revelation. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.

»
— А. С. Пушкин

Нет лучше способа показать, сколь ужасны пережитые героем события, чем заставить его свихнуться в конце. Эффект получается даже сильнее, чем от тотального экстерминатуса. В финале герой/героиня может (в порядке увеличения кошмарности симптомов):

Иногда, впрочем, герой изначально был безумен, но выясняется это лишь в самом конце. В любом случае, у читателя/зрителя останется в душе тяжкий осадок.

Если же герой с самого начала проявлял признаки умопомешательства — это уже совершенно другой случай.

Троп особенно распространён в произведениях ужасов или реалистичных военных драмах. Собственно, в реальной жизни, троп также проявляется с (не)завидной частотой, и носит медицинское название ПТСР.

Родственный троп свести с ума/сводить с ума/вредно для разума.

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Гамлет».
    • Офелия же! Возлюбленный убил папу — и разум не вынес…
      • Да не были Гамлет и Офелия друг для друга возлюбленными. Офелия без намека на возражения приняла к сведению совет отца избегать встреч с Гамлетом, Гамлет, узнав о смерти «любимой», сперва подрался с Лаэртом буквально стоя ногами на крышке гроба, а в следующей сцене вернулся к своим делам, не испытывая ни малейшего горя.
      • Ой ли? Литературоведы приводят многочисленные косвенные доказательства того, что не только возлюбленными, но и любовниками. И более того, Офелия ждала ребёнка. Почему, собственно, и не была похоронена так, как хоронят девственниц.
      • А от Гамлета ли она была беременна? Есть подкрепленная некоторыми фрагментами текста пьесы версия, что от Клавдия, и Гамлет это знал.
      • Все же все это лишь домыслы, а хоронят Офелию как раз как девственницу: «she is allow’d her virgin crants, Her maiden strewments». С другой стороны, по тем временам, когда высокородные девицы не имели представления о физической стороне любви[1], она вполне могла считать Гамлета своим возлюбленным, даже и не состоя с ним в физической близости, а самое главное — она могла сойти с ума просто потому, что сильно любила его, а он убил ее отца, которого она ведь тоже любила.
    • Сумасшедшим считают и самого Гамлета, правда, необоснованно. Да и прикидывается он специально.
  • «Макбет» — леди Макбет. Сошла с ума от чувства вины за убийство короля Дункана, к которому подтолкнула своего мужа, и в конце концов покончила жизнь самоубийством.
  • «Маскарад» Лермонтова. В некотором роде субверсия, так как мститель, сведший Арбенина с ума, не удовлетворен результатами своей мести: «Он без ума… счастлив… А я навек лишён спокойствия и чести!»
  • Опера «Мазепа» П. И. Чайковского — Мария.
    • Его же «Пиковая дама» — Герман.
  • Опера «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти — Лючия.
  • «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Марфа.
  • Постановка «Тоски» в Латвийской национальной опере — Тоска.
  • Мюзикл «Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street» — Тоби, именно в театральной постановке. Если в финале фильма его убийство Суинни можно трактовать как хладнокровную месть за миссис Ловетт, то в финале мюзикла, все заканчивается приходом полиции, перед которыми мальчик ведет себя весьма неадекватно.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • А. С. Пушкин:
    • «Пиковая дама» — Германн.
    • «Полтава» — Мария.
    • «Медный всадник» — Евгений.
  • Н. В. Гоголь:
    • «Портрет». В первой части — художник Чартков из-за этого проклятого портрета. Во второй части выясняется, что Чартков далеко не первая жертва…
    • «Записки сумасшедшего» — Поприщин.
    • «Страшная месть» — Катерина, потерявшая сына и мужа от руки отца.
  • Ф. М. Достоевский, «Идиот» — заглавный герой Мышкин.
  • Н. С. Лесков, «Житие одной бабы» — главная героиня Настя.
  • Он же, «Тупейный художник».
  • А. П. Чехов, «Спать хочется» — у девочки из-за долгого недосыпания временно помрачился разум.
  • Леонид Андреев, «Красный смех» — сперва сходит с ума первый рассказчик, а за ним и второй.
  • Фёдор Сологуб, «Мелкий бес» — Передонов.
  • М. Булгаков, «Дьяволиада» — итог белой горячки протагониста.
  • Валентин Катаев, «Я, сын трудового народа» — Любка Ременюк после того, как на её глазах немцы повесили отца и жениха, сходит с ума и бродит под дождём в подвенечном наряде, распевая песни…
  • «Двенадцать стульев» (и обе экранизации):
    • Ипполит Матвеевич под конец сходит с ума.
    • Чуть ранее та же участь постигла и отца Фёдора.
  • Ольга Форш, «Одеты камнем».
  • Владимир Набоков, «Защита Лужина».
  • Роберт Штильмарк, «Наследник из Калькутты» — самоуверенный мерзавчик капитан Джиованни Каррачиола ночью в полнолуние утопил корабль вместе с командой, чтобы скрыть от своего босса Джакомо Грели свои неудачные махинации с «арендой» негров, а затем поднялся на проходящий мимо корабль — «Летучий Голландец» с командой из скелетов (обыкновенные негры в светящейся краске). На мостике (о, ужас!) он увидел капитана — покойного Одноглазого Дьявола Бернардито (На самом деле вполне живого - при раскопке обвалившейся пещеры нашли тело другого человека). Поскольку незадолго до этого Каррачиолла пытался убить десятилетнего сына Бернардито, его разум ушёл практически сразу же. Впрочем, старый Бернардито умел вытаскивать правду даже из сумасшедших. После допроса Каррачиолла выпрыгнул за борт, где его сразу же «нашли» акулы.
    • Под конец книги Джакомо Грели сам сошёл с ума, увидев вместо пособника-священника своего бывшего капитана Бернардито. Сначала принялся звать на помощь своих друзей, которых сам же и убил после неудачной спец-операции, а затем пустил себе пулю в голову
  • А. Алексин, «Безумная Евдокия». Девочка пропала во время классной поездки за город. Мать, отец и классная руководительница, естественно, взволнованы. Внезапно — звонок из милиции с просьбой «опознать». Трубку взяла мать. После этого она только и может, что повторять, глядя в одну точку: «Я не узнаю её».
  • Б. Акунин:
  • Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза» — профессор Лейбе. Увидев, как расстреляли его пациентку, которой он только что сделал сложнейшую операцию и спас жизнь, сошёл с ума и не воспринимал никаких перемен в своей жизни, даже оказавшись в лагере. Пришёл в себя, только когда возникла необходимость принимать сложные роды.
  • «Хроники странного королевства» — зигзаг: Кантор сходит с ума два раза (первый — ещё в предыстории), и оба раза его вылечивают.
  • Михаил Успенский, «Белый хрен в конопляном поле» — с прикрученным фитильком: Ироня — вполне здравомыслящий человек, но при одном взгляде на горящий дом не может сдержать приступов истерического хохота. В юности Ироня сжёг варяга, который захватил его в плен и сделал своим рабом, заперев хозяина в доме со всей семьёй. Позже, впрочем, он от этого исцелился — как и от горба.
  • Юрий Никитин, «Трое из леса» — те, кто пытался завладеть мечом бога войны лишались разума. Так продолжалось до тех пор, пока за дело не взялся Таргитай, ибо ему подобный исход не грозит — он и так дурак.
  • Э. Радзинский, «Прогулки с палачом» — Шарль-Анри Сансон после того, как казнил в один день 154 человека, сходит с ума и вынуждает сына занять его место. (Реальный исторический Сансон в отставку вышел уже при Директории и умер в здравом уме).
  • Олег Авраменко, «Источник мироздания» — Лабиринт Хаоса. Долгие века все попытки пройти его и обрести могущество заканчивались тем, что Лабиринт сводил соискателей с ума.
    • Впрочем, Александру Пендрагону это удалось — он вошёл в Лабиринт, будучи зацикленным на идее мести маньяком, так что чары безумия оказались бессильны перед его реальным психическим состоянием. А Хранитель, который, вообще-то, должен следить за подобным, был слишком рад, что хоть кому-то удалось это сделать, и дал Александру невозбранно уйти.
    • Кстати, Порядок в сеттинге ведёт себя примерно так же. Только не сводит недостойных соискателей с ума, а порабощает.
  • Евгений Федоров, «Каменный пояс» — кержачка Катерина. Один из рабочих завода Демидовых хотел жениться на ней и просил у хозяина, Никиты Демидова, разрешения на брак. Самому хозяину Катерина приглянулась, и он взял ее в услужение. Однажды на девушку напал медведь и изуродовал ее. После этого она стала Демидову не нужна, и он выдал ее за местного пьяницу. От пережитого девушка сошла с ума и начала бродить по Уральским горам, пока однажды не замерзла насмерть.
  • Не помню имени автора. Мужик приезжает в какую то деревню и видит местную сумасшедшую. Ему рассказывают ее историю. Она еврейка и была самой красивой девушкой местности. Простой прибалтийский парень захотел на ней жениться, уже готовились сыграть свадьбу. Но местным нацикам женитьба христианина на еврейке была серпом по яйцам. Они опозорили парня перед всей деревней, связав его и водя голым по улице. На следующий день не вынеся позора, парень уехал с концами в Америку. Прекрасная еврейка, став свидетельницей позора и бегства жениха, сошла с ума.
  • Героиня трагикомичной похабной истории, изменявшая мужу-прапорщику-повару с солдатом: https://mrakopedia.net/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%8C_%D0%B8_%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D0%BD

…Жена Савина стояла бледная, как смерть, и тыкала в кусок мяса с кожицей в своей тарелке. На нем красовался подпорченный варкой, забрызганый блевотиной, но вполне узнаваемый фрагмент наколки в виде черепа с беретом. Потом выяснилось, что Конь и правда напросился остаться на полигоне до конца службы, а у татухи объяснение еще проще. Наш кольщик, перед тем как бить череп на Коне, несколько раз попрактиковался на свинье с хоздвора, которая потом и угодила в котел. Маша куда-то пропала на следующий день, был слух, что попала в психушку.

Зарубежная[править]

  • Гофман, «Песочный человек» — Натаниэль. Причём дважды: в первый раз его вылечили, во второй — летально.
  • Вальтер Скотт — «Ламмермурская невеста», Мэдж Уайлдфайр в «Эдинбургской темнице», Клара Моубрей в «Сент-Ронанских водах», Бланш в «Деве Озера», заглавная героиня новеллы «Вдова горца».
  • А. де Виньи, «Сен-Мар» — Жанна де Бельфьель, настоятельница монастыря урсулинок, сходит с ума после казни Урбена Грандье, в которого она была страстно влюблена и которого же оговорила из ревности (правда, потом сама ужаснулась и попыталась его оправдать, но было уже поздно).
  • Джанни Родари, «Рыболов с моста Гарибальди» — заглавный герой, узнав, что поймать на этом мосту рыбу можно, только сказав правильную присказку, принялся менять прошлое, чтобы соответствовать условиям, но присказка каждый раз менялась вместе с реальностью, и в итоге бедолага сошел с ума и так и остался на мосту, бессмысленно пялясь на свой поплавок и бормоча бессвязные слова, все еще надеясь угадать «заклинание».
  • Александр Дюма, «Граф Монте-Кристо»: граф де Вильфор помешался после ряда испытаний, которые приготовил ему заглавный герой.
  • Этель Лилиан Войнич, «Овод» — кардинал Монтанелли.
  • Марк Твен:
    • «Таинственный незнакомец» — отец Питер.
    • «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — владелец куска холста, который украла умирающая от голода мать грудного ребёнка после вынесения ей смертного приговора. «О бедное дитя, бедное дитя! Я не знал, что это грозит ей смертью!»
  • Льюис Кэрролл, «Охота на Снарка» — Банкир сходит с ума от ужаса после того, как на него нападает Брандашмыг.
  • Генрик Сенкевич, «Крестоносцы» — Данута, которую похитили после заключения брака.
  • «Дагон» Лавкрафта. А вы что же, думали, что один из Великих Древних снизойдёт до личного визита в комнатушку одинокого наркомана?
    • Вообще у маэстро многие сходят с ума. Или, по крайней мере, как-то неуловимо меняются душой — но какая-то чуждость всё равно начинает присутствовать.
  • Стефан Цвейг, «Шахматная новелла» — доктор Б., находясь в одиночном заключении, умудрился раздобыть пособие по игре в шахматы и, чтобы не сойти с ума, начал играть. Со временем стал отличным шахматистом. Но из-за того, что он постоянно играл сам с собой, да еще и в уме, у него всё равно начались проблемы с психикой.
  • Редьярд Киплинг, «Бими». Немец-рассказчик описывает женщину, убитую орангутаном: «Вы когда-нибудь видели бумага в мусорной корзине или карты, разбросанные по столу во время вист? Никакой жены увидеть было нельзя. Вы слышите, в комнате не было ничего похожего на женщину. Только вещество на полу, и ничего больше. Я поглядел на эти вещи, и мне стало очень плохо; но Бертран [муж убитой], он глядел немножко дольше на то, что было на полу, и на стенах, и на дырках в крыше. Потом он начал смеяться, так мягко и тихо, и я понял, что он, слава богу, сошёл с ума».
    • Здесь обыгрывается интересный момент: есть некоторые сумасшедшие, которые приобретают нечеловеческую физическую силу во время приступов (автор правки видел несколько таких случаев). Бертран демонстрирует это поведение, убивая орангутана голыми руками. Но и сам после этого прожил недолго.
  • Толкин:
    • «Сильмариллион» — Турин по ошибке убил своего друга Белега, после чего потерял рассудок. Был исцелён у озера Иврин.
    • «Властелин Колец» — Денетор на момент появления в сюжете уже не то чтобы образец адекватности, но все же влиянию Саурона сопротивлялся очень долго. Но тяжёлое ранение Фарамира, которого сам же Денетор и послал на опасный участок боя, стало последней каплей, и в последние часы жизни Денетор совершенно безумен.
    • «Хоббит» — Траин II забыл даже собственное имя после пыток в застенках Дол-Гулдура. Остатков его разума хватило только на то, чтобы передать Гэндальфу карту и ключ.
  • «Bend sinister» (в переводе — «Под знаком незаконнорождённых»), англоязычный роман В. Набокова.
  • Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества» — описана расправа армии над бастующими рабочими банановой компании, жертвами которой стали три тысячи человек, свидетелем чему был Хосе Аркадио Второй из рода Буэндиа. Он чудом выбрался из поезда, который вёз мёртвых в море, и сошёл с ума.
  • «Хроники Нарнии» — лорд Руп. Бедняга много лет провел на острове, где сбываются сны, притом кошмарные. Когда его нашли, он был совершенно не в себе.
  • Стивен Кинг:
    • «Кладбище домашних животных» и «1922».
    • «Секретное окно, секретный сад» — Морт Рейни.
      • Здесь скорее глазами сумасшедшего, потому что главный герой уже к началу романа страдает раздвоением личности.
    • «Сияние» — Джек Торренс.
    • «Зелёная миля» — Перси Уэтмор. Хотя тут спорно — ему помог Джон, от души поделившись остатками болезни жены Хэла.
    • «Долгий джонт»: разум не выдерживает телепортации (потому что субъективное время во время телепортации тянется невероятно долго), и единственный способ телепортироваться безопасно — в бессознательном состоянии.
    • «Оно» — Генри Бауэрс лишается рассудка после встречи с монстром
  • Роберт Хайнлайн, «Дети Мафусаила» — визит администратора Форда в храм жокейра закончился острейшим психозом… Гибернация во время перелёта к планете Малого Народца сняла психоз, но добавила амнезию.
  • «Гарри Поттер» — Беллатриса пытками довела родителей Невилла Долгопупса до помрачения рассудка. Отныне они не узнают даже родного сына.
  • Деннис Лихейн, «Остров проклятых».
  • Р. Л. Стайн, «Переключённые»: героиня была сумасшедшей изначально, но выяснилось это лишь в конце, а до того момента читателю оставалось лишь недоумевать, что за фигня с ней творится.
  • Чайн Мьевиль, «Вокзал потерянных снов». Хепри Лин, оказавшись в плену у бандита-наркоторговца Попурри, пережила изнасилование, побои и многочисленные увечья. А на закуску — встречу с хищником-психопомпом. На момент окончания романа не способна даже связно разговаривать.
  • «Жилец» Ролана Топо́ра.
  • Пирс Энтони, «Макроскоп». Т. н. инопланетные передачи некоего Разрушителя сводят людей с ума или даже убивают. По изначальной версии землян, это защита чересчур развитых инопланетян от вмешательства соседей по Вселенной. То есть цивилизация, создавшая макроскоп, может наблюдать иные миры, несмотря на астрономические расстояния. А Разрушитель как бы должен отпугнуть не в меру любопытных.
    • Это именно совсем изначальная версия. Даже на Станции быстро разобрались, что наблюдать-то Разрушитель как раз не мешает, кое-что полезное даже смогли найти таким способом заодно узнали те способы, которым земное человечество, вероятно, погибнет. А вот принимать искусственный сигнал…вот ЭТО Разрушитель не дает. Действует не на всех…но вот если у вас слишком низкий IQ, чтобы на вас подействовало — вы просто не поймете того, что «глушит» Разрушитель. Отфильтровать помеху не получилось. Как обойти — непонятно. Никак. Для способных на агрессию - никак. Если вы НЕ способны на агрессию - на вас Разрушитель не действует, а также - вы можете 'провести' кого-то еще. Правда, есть возможность читерить. Чем земляне и воспользовались, для ГГ, понятие IQ... не совсем применимо. А вообще, Разрушитель — это благо для рас галактики, включая Землю, что герои признали.. Не в том смысле что блокируется доступ к информации, а в том, что блокируется возможность межзвездных путешествий.
  • Шарон Ли и Стив Миллер, «Путь разведчика» — возможно, именно это брат хотел сделать с Элианой Кэйлон. Засунул в капсулу гипнообучения, выломал аварийный выключатель и включил ей изучение «Кодекса Достойного Поведения» (с его точки зрения, она себя вела неправильно). От перегрузки мозга при таком обучении можно умереть или сойти с ума, а сколько повторов было — она точно не знала (на самом деле пять повторов — больше просто механизм не дал, но это уже почти гарантия «ожога мозга»). Не получилась. Если мозг УЖЕ загружен чем-то — капсула не работает, а Элиана смогла загрузить мозг расчётами вымышленной планетной системы и потом сбежать. В частично адекватном состоянии. Потом потребовалась небольшая помощь врачей, но ничего страшного. Братец ещё и ограбить ее хотел.
  • Дэвид Вебер, «В ярости рожденная»/«Дорога ярости» — одна из версий того, что произошло с Алисией ди Фриз (родственников убили пираты + после их уничтожения Алисия, тяжело раненная, лежала на морозе). С прикрученным фитильком, потому что она сначала рассказывала явный бред про древнегреческую Эринию. А вот ИИ корабля Алисии — про 'бред' не стоит говорить, она как раз очень тесно общалась с Тисифоной. Данная версия считается другими персонажами более реальной, чем то, о чём сначала начала говорить сама Алисия. Доходит до приказа об уничтожении (член Имперских Кадров, сошедший с ума, но с полным комплектом имплантов — это плохо, но этот же член на боевом корабле, который разве что гиперракет не имеет на борту — это значительно хуже). В итоге, решили… наградить за всё хорошее и на работу взять в один из спецотделов СБ . Ведёт она себя адекватно.
  • «Игроземье: ответный ход» — встреча Незнакомца-Которого-Не-Ждали и Скартариса. Ни один из обитателей Игроземья, включая самых могущественных и чудовищных, не способен созерцать пылинку в груди голема Наёмника. Почему? А потому что это — нелегально попавшая в вымышленный мир Игроземья частичка реального мира. И при взгляде на неё зритель осознаёт иллюзорность собственного существования. Могло бы быть в режиме педали в пол, ибо жертвы подобного зрелища не просто сходят с ума, а развоплощаются. Могло бы быть в режиме с прикрученным фитильком, ибо Скартарис всё-таки не погиб и даже не сошёл с ума, но ослаб достаточно, чтобы быть уничтоженным шестёркой Духов.
  • Лесь Подервянський, «Гамлет». Сюжет, надеюсь, пересказывать не надо? «Зігмунд Фрейд підходить до Гамлєта, коле його шприцем … і уводить до божевільного дому.»
  • Иэн Бэнкс «Осиная фабрика» — старший брат главного героя сошел с ума, увидев нечто страшное в одной из палат госпиталя, в котором он проходил практику.
  • Р. Маккаммон, «Лебединая песнь» — переживший крушение борта номер один, президент США капитально поехал крышей от осознания того, что он виновен в начале третьей мировой войны, возомнил себя богом и решил дождаться, когда кто-нибудь из выживших людей придет на гору Уоррик, в которой был спрятан бункер с пультом управления машиной судного дня, чтобы решить, достойны ли остатки человечества права на жизнь.
    • Роланд Кронингер, когда маска Иова раскалывается, открывая его истинное лицо, тоже окончательно сходит с ума. Да и полковник Маклин до финала добирается не слишком уравновешенным.
    • Сестра Ужас стала такой, сойдя с ума после смерти своего ребенка в автокатастрофе, виновницей которой была она сама. Пережив ядерную войну, она сходит с ума второй раз, но это делает ее, наоборот, более нормальной.
  • Валентин Чемерис, «Ярославна» — князь Игорь, герой печально известного похода на половцев, воспетого в «Слове о полку Игореве» (воспетого по данной версии им самим) так закончил. Переживал снова и снова события той битвы, видел перед собой, как наяву, своих погибших воинов и разговаривал с ними, стонал и плакал по ночам, жалуясь, что «душа болит». Ещё и травма головы после падения с лошади усугубила его состояние, так что он прожил после неё недолго.
  • В повести Нодара Думбадзе «Закон вечности» упомянуто тбилисское наводнение 1936 года, когда, помимо прочего, была затоплена подземная часть серных бань и погибло много людей. Одна из персонажей повести, красавица Марго выжила, но осиротела и сошла с ума. Драматизм ситуации усугубляется тем, что визит в баню был вызван традицией, когда старшие родственницы жениха должны были осмотреть невесту обнаженной. Марго же была очень хороша собой, так что, по мнению рассказчика, в таком унизительном осмотре не было необходимости. «Жених», кстати, даже ни разу не пришел в больницу, где лежала Марго, не говоря уж о женитьбе.
  • Ги де Мопассан, «Помешанная» — заглавная героиня, потеряв отца, мужа и сына, легла и больше не вставала.
  • Вашингтон Ирвинг, «Аннет Деларбр» — беспечная кокетка Аннет Деларбр довела своего жениха Эжена Лафорга до того, что в приступе ревности он покинул родные края. Затем, однако, решил вернуться и раскаивающаяся Аннет очень ждала его возвращения. Когда же выяснилось, что Эжена смыло с палубы во время бури — бедняжка сошла с ума. Эжену, однако, удалось выжить. Он вернулся и его возвращение вернуло разум Аннет.
  • Джером Джером, «Как мы писали роман». С фитильком, но всë же: один молодой, физически очень развитый (но умственно не очень) и смелый человек решил приучить свою жену не бояться змей. Жене-то ещё повезло, она умерла, а вот у него в голове что-то точно сработало.
  • Чак Паланик, «Nightmare Box» — принцип того самого «ящика кошмаров», вызывать это состояние у любого, кто осмелится заглянуть внутрь него. Почти никто не устоял перед соблазном. И мало кто смог вынести увиденное, не свихнувшись.


Сетевая[править]

  • Worm: Хепри, она же Тейлор, которой Панацея убрала все ограничения с пассажира, в течение последней битвы с Сионом из-за работающей на максимум суперспособности последовательно лишается возможности контактировать с людьми, памяти и личности. После победы она даже радость людей воспринимает как нападение, но куда страшнее тот факт, что после победы это пассажир, считающий личность Тейлор пассажиром. Две пули в затылок после этого стали печальным, но закономерным итогом.

Кино[править]

  • «Ворошиловский стрелок» — доведённый до отчаяния страхом быть застреленным, Вадим в итоге едет крышей.
  • Судя по всему, именно такая печальная судьба постигла сэра Генри в финале советской «Собаки Баскеревилей».
  • «Москва слезам не верит» — внутримировой пример. Куплет Шурова и Рыкунина: «Подарила в лотерею куму свой билет кума, кум теперь „москвич“ имеет, а кума сошла с ума». Играется явно шутки ради, слушатели смеются, хотя вообще-то ситуация далеко не веселая.
  • Во второй части польской комедии «Ва-Банк» Штыц (помощник главгада Краммера) осознаёт, что он не в Швейцарии, а в Польше (а за побег в Швейцарию отданы немалые деньги), и рассудок его не выдерживает.
  • «Возвращение реаниматора» Брайана Юзны — спасая свою жизнь, герой был вынужден отсечь голову своей возлюбленной, превратившейся в зомби. В финале истерически хохочет. Что особенно ужасно, голова хохочет тоже!
  • «Извне» Стюарта Гордона — очаровательная докторша не выдержала ужасов параллельного мира. Тоже истерически хохочет.
    • Возможно, тут случай не совсем тяжелый. Ведь по сути она повторяет поведение главного героя, после пережитого им кошмара в начале.
  • «Страшный покойник», малоизвестный ужастик 1987 г. — героиня сидит в оцепенении.
  • «Хэллоуин» Роба Зомби — Лори Строуд расстреливает Майкла Майерса в упор, после чего впадает в буйное помешательство. Впрочем, она оклемалась.
    • До конца второй части, где она сходит с ума уже окончательно и сидит, уставившись в пустоту.
  • «Кровавая жатва» Александра Ажа. Впрочем, у героини изначально были не все дома.
  • «Пятница, 13-е», часть 2, 5.
  • «Кладбище домашних животных» по роману Стивена Кинга.
    • «Сияние» Стэнли Кубрика (по роману того же Кинга) — опять же, Джек Торренс!
  • «Остров проклятых» по роману Денниса Лихейна.
  • «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Тут, впрочем, физическое вмешательство — героя лоботомировали.
  • «Бразилия» Терри Гиллиама. В финале это происходит с главным героем, не выдержавшим пыток.
  • «Малхолланд Драйв» — Дэн, встретив ведьму из своего сна, умирает от ужаса.
  • «Овод» Николая Мащенко — кардинал Монтанелли.
  • «Сталинград» 1993 г. — Отто сходит с ума после пережитых событий, равнодушно говоря гауптману Мюску, что «все в этом помещении покойники». Затем следует истеричный смех, безумное «ХАЙЛЬ ГИТЛЕР!» и самоубийство из люгера, которым до этого им же был застрелен гауптман Халлер.
  • «Эти… три верные карты» Александра Орлова по повести Пушкина «Пиковая дама».
  • «Лабиринты и чудовища» 1982 г.
  • «Жилец» Романа Полански по роману Ролана Топо́ра.
    • А ещё раньше — его же «Отвращение».
  • «Злой Пиноккио» — субверсия: девочка с самого начала была ку-ку, и по ходу фильма это у неё всего лишь прогрессирует. А если кто под конец и поехал крышей, будучи до того нормальным — так это мама девочки.
  • «Проклятие Чаки».
  • «В пасти безумия» Джона Карпентера — после пережитых событий герой попадает в дурдом, где разрисовывает стены странными символами и крестами. А в самом финале он истерически хохочет, окончательно теряя связь с реальностью. Впрочем, события незадолго до финала заставляют сомневаться в том, что герою осталось с чем терять связь.
  • «Секрет Зоар» — кульминационная сцена финала.
  • «Зелёный слоник»: Братишка, будучи с самого начала вменяемым человеком, пусть и малость вспыльчивым, под конец фильма окончательно рехнулся — изнасиловал, убил и распотрошил Капитана, потом заставил Поехавшего дуть в вырезанную трахею, как в духовой инструмент, а под конец и вовсе перерезал себе вены и помер.
  • «Апокалипсис сегодня» — полковник Куртц ещё до событий фильма неслабо так крышей поехал. ГГ, отправившийся в его осиное гнездо и переживший там всякое-разное, тоже явно двинулся — больно уж с недвусмысленной мимикой он покидал деревню на своём катере. Впрочем, у него предпосылки явно были, ведь он и в начале фильма уже представал как человек, не способный жить без войны.
  • «Чистилище» А. Невзорова — механик-водитель Богдан Клец (Ю. Рост) после гибели Григоращенко.
  • «Зловещие мертвецы 2» — этого пытались добиться демоны, целенаправленно издеваясь над Эшем (проигрывая мелодию, которую он играл Линде, вселившись в руку и т. д.). В сцене с ржущей комнатой поначалу кажется что вышло, но среди фанатов имеется довольно убедительное мнение, что именно поехавшая крыша и сделала Эша крутым.
  • «Реквием по мечте» — из-за таблеток для похудания, содержащих амфетамин, Сара Голдфарб начинает видеть галлюцинации и на протяжении фильма сходит с ума. В финале она оказывается в психиатрической лечебнице, окончательно потерявшей связь с реальностью и счастливой — в своих галлюцинациях она видит свои мечты сбывшимися.
  • «Сёстры Магдалины» — Криспина, слабоумная девушка, после пережитого в приюте изнасилования сходит с ума окончательно.
  • «Красный гаолян» — ученика скорняка японцы заставили снять с живого человека кожу, и сделав это, ученик сошёл с ума.
  • «Зажги красный фонарь» — младшая жена Сунлянь повредилась в уме, когда поняла, что из-за неё узнали о неверности третьей жены Мэйшань и повесили её. Все домочадцы на крики Сунлянь «Убийцы!» только и твердят, что ей почудилось. В финале Сунлянь в своей студенческой форме, которую носила до замужества, бродит по комнате, украшенной теми самыми красными фонарями, — знаком того, что сегодня муж проводит ночь с этой женой и позволяет ей царствовать в доме.
  • «Иди и смотри»: леденящая душу сцена — молодая белорусская крестьянка, у которой немцы убили младенца, а её саму изнасиловали всей толпой, в конце отрешённо дует в свисток, ковыляя как поломанная кукла, и смотрит прямо в камеру остекленевшим взглядом.
  • «Призраки Гойи» Жан-Клода Каррьера и Милоша Формана — Инес Бильбатуа. Причем, если после выхода из застенков инквизиции она просто потеряла свою былую красоту, то после того как пастырь недобрый Лоренцо Касамарес, ставший чиновником при Наполеоне, отправил ее в сумасшедший дом, бедная Инес, в юности изнасилованная Лоренцо, окончательно сходит с ума.
  • «Дом, который построил Свифт» — доктор Симпсон спустя некоторое время в вышеупомянутом доме (как выяснилось, до нужной кондиции — осознания себя Гулливером — его довели ещё и СПЕЦИАЛЬНО).
«

— Я ГУЛЛИВЕР!!!
— Мисс Джонсон! Ваше преподобие! У нас радость — доктор тронулся!

»
— Доктор Симпсон и лакей Патрик
  • «Бэтмен навсегда» — в конце Загадочник после поломки своего аппарата и внушения главгероя думает, что он сам «Бэтмен».
  • «Цельнометаллическая оболочка» — рядовой Куча творит всякую фигню, Сержант Хартман прокачивает всю роту, ночью рота устраивает Куче «тёмную», ставший изгоем Куча окончательно сходит с ума, заряжает винтовку и стреляет сначала в сержанта, а потом в себя.
  • «Газонокосильщик» — Джоб Смит решает показать своей девушке прекрасный мир виртуальной реальности, а в довершение всего — заняться с ней сексом. Как ни странно, огромный паук со ртом-присоской, в которого он превратился, не вдохновил его подругу. После первого же поцелуя в вирте она сошла с ума, причём капитально — её мозг «перегорел» от шока.
  • «Убийственная поездка» — Кейт, после того как Симарок убивает сперва ее возлюбленного, а затем и брата, попавшись в цыганскую ловушку возле гнезда кошмарной птицы, вместо того, чтобы пытаться спастись, отбирает у последнего выжившего приятеля дробовик, обнимается с обезображенным трупом своего парня и начинает палить в небо, истерично требуя, чтобы Симарок принял ее вызов. Птица появляется, когда все патроны уже кончились.
  • «Мумия» (1932) — египтолог, у которого встала и ушла мумия Имхотепа, после этого сидит и смеётся. Его увозят в психушку, где он так и продолжает смеяться.
  • Майор Гром: Чумной Доктор — тут уж действительно Разум не вынес (прошу прощения за каламбур). Правда в отличие от комиксной версии Разумовского, сошедшего с ума после опытов Рубинштейна, крыша у киношного Сергея начала подтекать ещё в детстве, судя по всему, после какого-то травмирующего события, в результате котрого он и осиротел. Какое-то время его безумие сдерживалось Олегом, но после его смерти, Птица вернулся.
  • «Караван смерти» — Джамиля в тот момент, когда почти всех боевиков перебили, перестаёт реагировать на действительность и срывается в безумный смех.
  • Израильский фильм «Бешенство» — Шир. Домогательства со стороны «грязного» полицейского, случайное убийство этого копа, гибель лучшей подруги на мине — и вот уже Шир стреляет во второго полицейского (не сделавшего ничего плохого) и гибнет под колёсами его машины.
  • «Шоссе» 1996 года. Мими Вулвертон После того, как вскрыли сарай и при виде кучи журналов с голыми девушками-подростками Мими Вулвертон слегонца слетает с глузду, жесткий ответ детектива Брира на её вопрос "Это были дети?" доводит дело до логического окончания. Женушка маньяка бежит в свою комнату и сносит себе череп из пистолета.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов» (2011)
    • Судя по всему, именно это произошло в последнем сезоне с Дейнерис Таргариен, после известия о том, что её возлюбленный Джон является её племянником и у него больше прав на престол, а также смерти Рейгаля и Миссандеи. А уж когда выяснилось, что любимый, несмотря на просьбы, не может держать язык за зубами
    • Бран, псионически заставляя Ходора держать дверь в пещере, чтобы дать остальным возможность сбежать, как-то проник в разум Ходора-подростка в прошлом — и тот внезапно увидел, как его в будущем живьём растерзает толпа полуразложившихся вихтов (зомби). Итог был немного предсказуем.
  • «50 штатов страха» (2020) — «13 ступеней в ад (Вашингтон)» (2 сезон, 4-5 серии). Таинственный старик вовремя успел вытащить Мэллори из воздействующего на разум подземелья, поэтому она отделалась относительно легко — «всего лишь» начала страдать от панических атак и галлюцинаций. А вот её младшему брату, спустившемуся по проклятой лестнице после неё, никакой старик не помогал, поэтому бедняга бесповоротно свихнулся с ума. Он уже много лет безвылазно сидит в своей комнате и бесконечно раз за разом пересказывает всю эту историю своему плюшевому львёнку, при этом даже не помня, что сам был её участником.
  • «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» (2022) — история «Модель для Пикмана» (5 серия) по мотивам одноимённого рассказа Лавкрафта. Картины художника, который житель страны тёмных эльфов, сводят с ума их смотрящих.
  • «Идиот» Владимира Бортко.
  • «Американская история ужасов», второй сезон — сестра Джуд.
  • «Сияние» Мика Гэрриса. Что интересно, Джек Торренс в этой версии перед смертью успел оклематься.
  • «Сатисфакция» — Чистяков в финале.
  • «Великолепный век. Кёсем»: психика шехзаде Ибрагима (будущего Ибрагима I Безумного), интеллигентного, доброго и ранимого юноши, постепенно ломалась, не выдерживая постоянных потрясений (хотя итог всё равно получился намного светлее и мягче баек об Ибрагиме I IRL).
    • На его дяде Мустафе жизнь в изоляции и постоянный страх, что старший брат подошлёт к нему убийц, тоже сказались не лучшим образом.
  • В сериале «Куприн», в экранизации «Гранатового браслета» (сюжет которого переплетается с «Ямой») даётся намёк на сумасшествие княжны Веры Шеиной после того, как она узнала о самоубийстве безнадёжно влюблённого в неё телеграфиста Желткова (в оригинальном произведении этого не было).
  • «Звёздный путь» ― ни одно биологическое существо не способно вынести истинный облик медузианцев ― энергетических существ. Все сходят с ума. В мультсериале «Протозвезда», главгад Прорицатель нередако использовал медузианца Зеро чтобы избавляться от особо непослушных заключённых. Правда в конце-концов сам узрел истинный облик Зеро (а закрыть глаза и не подумал).

Мультфильмы[править]

  • «Том и Джерри» — несколько раз:
    • Эпичный троллинг в «Джерри и слонёнок» (Jerry and Jumbo): Джерри покрасил слонёнка «под гигантскую мышь», а мама-слониха покрасила себя под «ну очень гигантскую мышь». И вот Том налетает на Джерри с ружьём… а из-за угла выходит «мышка гораздо крупнее Тома». Перепуганный Том наставляет ружьё на нового врага… а из-за того же угла выходит «мышка размером с небольшой дом». Этого уже не вынесли ни ружьё Тома (его ствол «обвисает», как тряпичный), ни кошачий рассудок (крыша уехала всерьёз и надолго).
    • А в мультфильме «Страшнее мышки зверя нет» (Timid Tabby) досталось уже Джерри, и поделом. Кот Джордж, кузен Тома, страдает панической боязнью мышей — и Джерри начинает извлекать из этого максимум, запугивая беднягу и издеваясь над ним. Но Том и Джордж воспользовались тем, что похожи друг на друга как две капли воды, и придумали, как зачётно запугать самого Джерри, включая мультяшное слияние в двухголового и восьмилапого кота-монстра. Мыш в итоге оказался в «Клинике для мышей с нервными расстройствами».
  • «Мадагаскар 3»: Шантель Дюбуа пожертвовала всем ради напряжённой погони за Алексом, чтобы отчекрыжить ему голову и забрать в свою огромную коллекцию. Но поскольку льву удалось от неё улизнуть вопреки всему, безупречно преданная делу полицейская теряет остатки рассудка.
  • Астерикс:
    • «Двенадцать подвигов Астерикса» — одним из заданий для героев оказывается прийти в «место, которое сводит с ума», дабы получить там пропуск А-38. Этим местом оказывается бюрократическая контора (да да, это стёб над самой системой бюрократии). В процессе помешательство ненадолго случилось у Обеликса, но Астерикс быстро привёл друга в чувство, так что только с прикрученным фитильком. А вот бизантский префект (казалось бы, человек привычный! Да ещё и камео Пьера Черня!), ввиду Астериксового троллинга, «сломался» и захворал на голову не по-детски…
    • В «Астерикс завоёвывает Америку» такое снова случилось с Обеликсом из-за трубки, которую ему дал покурить злой шаман-индеец. Оригинальные комиксы чётко показывают, что Обеликсу — из-за нарушенного обмена веществ? — просто нельзя психотропы.
    • А вот в мультике «Большой бой Астерикса» — друид надолго сходит с ума из-за падения «камушка» (целого валуна) от Обеликса. Внутримировая инверсия: второй раз, когда Панорамикс уже приходит в себя, новый удар валуном уже не производит такой эффект.
  • «Slap Happy Lion» Тэкса Эйвери (1947, в переводе «Обалдевший/безумный/чокнутый лев») — мультфильм про льва, которого мышь (точнее мыш-самец) довела до сумасшествия. Позже до такого же состояния доводит мышку другая мышь.
  • «Охотники на драконов»: по дороге на Край Света герои встречают обезумевшего старичка-рыцаря Ленсфлера, когда-то посланного убить Пожирателя, но теперь возвращающегося назад в таком состоянии, что его едва может стерпеть собственная лошадь. Многими часами позже с Гвиздо тоже происходит несчастный случай. Лиан-Чу едва успевает его спасти от падения в бездонную пропасть, когда хрупкий друг пролетает уже добрую сотню метров. Как следствие, паренёк оказывается очень сильно не в себе, но, к счастью, своевременный удар о землю приводит его в чувство.

Мультсериалы[править]

  • «Гравити-Фоллс»: старик Мак-Гакет посетил иное измерение и получил тяжёлую психологическую травму. В конце концов разум бедняги не выдержал, и он превратился в городского сумасшедшего.
    • Точнее, разум то сначала выдержал, но чтобы избавиться от кошмаров он изобрел устройство, стирающее память. Частое использование оного и добило рассудок Мак-Гакета.
  • Avatar: The Last Airbender — Азула после парочки неудач фактически за одну серию поехала крышей, продемонстрировав знатный букет симптомов, включая паранойю и галлюцинации. А закончилось всё неконтролируемой истерикой с плевками огнём.
  • Губка Боб Квадратные Штаны — увы, это часто случается со Сквидвардом. Шутки ради, конечно же!
    • С миссис Пафф такое случалось в серии «Гонки на разрушение», когда Губка Боб в очередной раз провалил экзамен по вождению и попал в аварию, из-за чего она сдулась, вышла из себя и попыталась убить Боба, записав его в гонки на выживание, а когда Губка Боб выжил, она сама решила убить его.
    • Да и с самим Бобом это случалось пару раз. В первый раз, в эпизоде «Ужас Крабсбургера», из-за 24 часовой работы без перерыва начал сходить с ума, видя галлюцинации с крабсбургерами-убийцами. А во второй раз это произошло, когда когда он подхватил навязчивую мелодию.
    • Эпизод «Обед из одного блюда» полностью посвящён тому, как Планктон сходит с ума от страха быть съеденным Пёрл (которая является китом, которой вообще одноклеточные не нравятся). На этот раз это довольно мрачный пример тропа, поскольку Планктон из-за паранойи перестал выходить на улицу, и теперь ему снятся кошмары с участием дочери Мистера Крабса. Сам Мистер Крабс решил воспользоваться данной ситуацией и переоделся в свою же дочь чтобы напугать Планктона. В итоге бедный Планктон решает покончить с собой (в детском, мать вашу, мультике!), и для этого он лёг на дороге в надежде что его раздавит автобус. В сети распространена крипипаста о первоначальной версии эпизода, который не вышел в эфир. Согласно ему Боб так и не смог ему помочь, и Планктон всё же погибает, отправившись в некое мрачное подобие загробного мира.
  • RWBY — генерал Джеймс Айронвуд в 8 томе понемногу едет крышей из-за опасности положения, паранои, недоверия ко всем вокруг и страха перед Салем. Сначало просто принимает жестокие решения типа бросить Мантл на растерзание, чтобы спасти Атлас, выстреливает в Оскара, не слушая его попыток договорится, убивает одного из членов совета, когда совет пришел высказать ему «что за фигня?», чтобы не мешали. Но потом начинает творить какую-то дичь: заставляет Вотсса, вражеского хакера, взломать Пенни на открытие хранилища, почему-то посчитав, что договариваться с подручным Салем лучше, чем с протагонистами, задумывается о том, чтобы испольщоват захваченных Жона, Рена и Янг как заложников чтобы заставить Пенни прийти, а когда узнает что те сбежали, атакует отправленные на эвакуацию Булхелы ПКШ и буквально объявляет «либо будет по моему (Пенни откроет хранилище, Атлас отчалит в высь, а Мантл останется против орды Гримм сам по себе), либо вообще никак (заложу правовую бомбу, которая взорвет Мантл)» и готов стрелять на поражение даже своих подчинённых, когда они спрашивают «вы же блефуете, да? Вы же не серьезно?», Потому что ни разу не блефует. Последним штрихом (хотя казалось бы, куда уж дальше то) стало предательство Винтер, которая его победила и заперла в камере с Жаком. Когда из-за неполадок камера открылась и Джеймс дотянулся до своего оружия, то буквально просто со злости растрелял Жака и пошел драться с Винтер (не смотря на то что герои уже относительно успешно спасают население и Атласа и Мантла и мешают им лишь Синдер и Нео и для мести ну вообще не время), во время боя жалуясь ей, скольким он пожертвовал для Ремнанта и ему за это даже спасибо не сказали! Скатился от необходимой жестокости ради спасения хоть кого-то до банальной мести.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Code Geass — Лелуш много времени потратил, чтобы победить сверхкрутого робота «Ланселота», спас для этой цели крутого командира японского сопротивления и его подопечных, просчитал схему боя опасного противника. Когда меч одной из мех сносит кабину пилота, оказывается, что за рулём «Британской Белой Смерти» оказался его давний друг Сузаку Куруруги, которого Лелуш давно уже прочит в защитники для своей младшей сестры. После увиденного парень ещё долго будет истерично смеяться в кабине своего найтмера.
  • School Days — Котоноха и так вела себя, скажем так, странно, пока главгерой-кобель изменял ей направо и налево. Тем не менее, окончательно (и весьма нехило) девушка поехала крышей лишь после того, как разделила судьбу Каски, а затем нашла Макото зверски убитым. Стоит ли говорить, что месть сопернице, убившей парня, получилась просто не по-человечески жестокой?
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — по некоторым мнениям, такая судьба постигла Хомуру когда-то после последнего желания Мадоки.
  • Berserk: Каска после сильного ужаса, который испытала на Затмении, потеряла рассудок, словив голубой экран смерти. Как раз тот самый случай превращения нормальной девушки в Офелию. На последних страницах манги есть большая надежда, что её вылечат Фарнезе и Ширке при непосредственной помощи владычицы эльфов. Только не стоит забывать, что от этого может стать только хуже, особенно если учитывать предупреждение рыцаря черепа (то, что хочешь ты, может не совпадать с тем, чего хочет она).
    • Вылечили.
      • Однако не до конца, при виде Гатса ловит знатный триггер и флэшбеки, страшно представить, что может случиться при виде Гриффита.
  • H2O: Footprints in the Sand — Такума сходит с ума после того, как обнаруживает, что семья Хаями довела до самоубийства его мать, и повторно слепнет.
  • «Меланхолия Харухи Судзумии» — обычно Юки Нагато шифруется под человека. Один экстрасенс как-то раз смог увидеть мельком, кем на самом деле является Нагато, а вернее, её начальство. Зрелище было красивым. Очень красивым. Безумно красивым. Вот собственно бедняга за секунду и обезумел, впав в религиозный экстаз.
  • Sword Art Online — Кирито после смерти Юджио и Кардинала, убийства Чуделкина и Голема (который являлся слиянием воспоминаний простых жителей), воспоминаний Алисы и сожжения Администратора. Возможно, он бы и остался цел, если бы не резкое обрывание сети. Хотя Хига потом объяснял Асуне, что Кирито начал атаковать свой флактлайт самообвинением.
  • Isekai Quartet:
    • Восхождение героя щита — играется дважды, оба раза с расстройством восприятия:
      • Сначала Наофуми, которому подстава от Малти Мелромарк подарила ПТСР (афган/чечен/вьетнамский синдром), после которого Щит потерял чувство вкуса и либидо, а также отказывался признавать рост Рафталии (кстати, когда Рафталия скрафтила хозяину сендвич, прошло).
      • Потом же похожее приключилось с Мотоясу, когда от него отвернулся гарем, от шока доведя его до того что женщин он видел как свиней (в манге) и просто как что-то стремно-жуткое (в ранобе). Впрочем он тоже оклемался со временем.
    • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — при виде резни в деревне и поместье, а также тел своих друзей Субару сходит с ума, и приходит в себя лишь после встречи с Петельгейзе и смерти Рэм.
  • Kenja no Mago — Оливер Штром/Оливейра фон Страдиус. Из-за слишком больших успехов в его владениях и притока рабочих из других провинций (а также потому, что он уважал простого рабочего и перенимал опыт королевства Эрлсхайда, где все подданные были свободны) другие герцоги испугались того, что их кабальные порядки рухнут, если тот станет новым Императором. Крестьян начинают массово похищать и продавать в рабство, а подставная жандармерия сваливает всё на доброго фон Страдиуса. Крестьяне взбунтовались, сожгли поместье и убили его жену, которая скоро должна была родить ребёнка, однако когда эта толпа хомячков дотумкала, что произошло на самом деле, было уже поздно. Сожрав тонну реквизита и оставив от своего поместья кратер радиусом в пару десятков километров, он поддался своему гневу и стал демоноидом.
«

Крестьянин: Г-господин…
Оливейра: Ах, какой же я всё-таки дурак. Ради болванов, которые отплатили мне злом за всё сделанное добро… ради Империи, которая так распустила свою знать, что готова пойти на любые подлости… ради всего этого я рвал себе жилы?!
Крестьянин: Господин… простите нас, мы не знали…
Оливейра: Простить? ПРОСТИТЬ НЕДОУМКОВ, ЧТО НАТВОРИЛИ СТОЛЬКО БЕД?! ДА ТЫ ХОТЬ ПОНИМАЕШЬ, О ЧЁМ ВООБЩЕ МЕНЯ ПРОСИШЬ?! Как я могу это простить? Как можно… простить вас, ваших подстрекателей и Империю, которая взрастила таких подлых тварей?! Да я всех… ВСЕХ… ВСЕХ ВАС УБЬЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮ!!!

»
  • JoJo's Bizarre Adventure: Побеждённый Унгало, осознав, что он лишился своих вселенских сил и вынужден будет вновь влачить свою существование бездомного наркомана в ненавистном мире, потерял рассудок и впал в вегетативное состояние.
    • В третьей части Джотаро довёл старшего Д’арби до сумасшествия после того, как поставил перед ним условия раскрытия способности Дио. От страха перед своим жутким лордом, а также перед Джотаро, стоящим рядом с ним, как скала, Д’арби потерял рассудок.
  • Happy Sugar Life — Шио в финале после самопожертвования Сато и спасения стала воображать себя переродившейся Сато, которая, как она считает, одна любила ее и потому будет жить в Шио всегда. Для брата Шио, который пережил отца-тирана, бродяжничество, избиения хулиганами и борьбу с той же Сато, это особенно мучительно.
    • Тайо Мицубоши после недельного плена совершенно сломался. Девушек он сторонился как огня, а вот Шио боготворил как ангела…потому всячески следил за ней, желая забрать домой.
  • Основатель тёмного пути — психическое расстройство Мо Сюаньюя. В самом начале нам сообщают, что оно весьма похоже на последствия очень сильного испуга, при этом в детстве он был вполне нормальным, а вот вернулся из ордена Ланьлин Цзинь уже больным на голову. Позже мы узнаём, что из ордена его выперли за домогательства к Цзинь Гуаньяо, которого несчастный Мо Сюаньюй боготворил. А о ритуале «добровольного пожертвования тела» Мо Сюаньюй мог узнать только из записей, которые Гуанъяо хранил у себя в тайной комнате, где много чего интересного хранится (например, голова одного из его побратимов или орудия пыток). Вывод, что бедолага заглянул, куда не следует, и поплатился за это изгнанием и поехавшей кукушкой, напрашивается сам собой.
    • Справедливости ради существует и вторая версия (в пользу которой говорит замечание жителей деревни Мо, что по возвращению Сюаньюй был явно более нормальным, чем к моменту ритуала): что изгнание таки было «по делу», а дальше на сцену вышли «любящие» родственнички, с которыми он остался один на один после смерти матери, вызванной, помимо прочего, позором изгнания Сюаньюя (что тот не мог не понимать). Учитывая, что изгнание по подобной причине само по себе удар по психике поехать крышей в подобной ситуации более чем реально. С ритуалом же Сюаньюю вполне мог помочь Не Хуайсан (в конце-концов его появление в деревне Мо и всё то, что он там устроил явно было спланировано заранее, а значит он просто не мог не знать о ритуале). Хотя в таком случае упоминание, что его проблемы с психикой очень похожи именно на последствия сильного испуга (а не крушения надежд или жестокого обращения) превращается в ружьё Бондарчука. С другой стороны — неизвестно как именно его изгнали, учитывая что в Ланьлин Цзинь в средствах особо не церемонились парня могли запугать именно в этот момент, например пригрозив расправой в случае попытки возвращения.
  • Uramichi Oniisan — с прикрученным фитильком: многочисленные предательства и лицемерие близких друзей и любимой вкупе с развалом его группы и вынужденным переходом на нервную работу дизайнера игрушек не лишили Хамбэя Кикаку разума, но заразили острым биполярным расстройством (которое проявляется как прямо, так и косвенно — мило общаясь, одновременно распатронивает куклу). И очень, очень навязчивым в обретении и общении с новыми друзьями.
  • Zeta Gundam — бедный, бедный Камилл Бидан!
  • Bungou Stray Dogs — именно это под конец Великой войны случилось с Акико Ёсано: после того как один из солдат попытался её убить, а другой — с которым в неё сложились особо дружеские отношения — повесился (причина была в том, что из-за исцеляющего дара Акико — которая сама была только ребёнком — солдаты раз за разом возвращались на поле боя, где из-за недостатка оружия и людей для них творился форменный ад), перед смертью назвав девочку «Ангелом смерти», у неё случился мощнейший сдвиг по фазе. В итоге она и сама плохо помнит, что было потом: со слов других она была арестована за попытку взорвать базу и после войны содержалась в изоляции, хотя она сама считает, что не смогла бы уйти, даже будь её камера открыта. В конце-концов она всё же оклемалась, но ОЧЕНЬ нескоро и с большим трудом, и до сих пор до одури боится перспективы вновь оказаться под рукой Мори Огая.
    • К слову, покончивший с собой солдат тоже пример тропа: как он сам говорит перед смертью именно в этой ситуации он понял, где пределы того, что он вообще мог выдержать (Акико к тому моменту успела вернуть его с того света больше 200(!) раз).
  • 86 (Eighty Six) — несколько предыдущих координаторов «Спирхэда» поехали кукухой после сражений подчинённых им 86-ых с «Чёрными овцами» (машины «Легиона» с вживлёнными в них повреждёнными мозгами людей, через устройства связи хором орущие их предсмертные вопли). Один из координаторов даже застрелился.

Видеоигры[править]

  • A Plague Tale: Innocence — Конрад Мальфор. После смерти сына натурально поехал крышей и в итоге поспособствовал тому, что среди жителей деревни, измученных чумой и неведомыми укусами, начался массовый психоз, который привёл к аутодафе на площади (и хорошо ещё если первому) и чуть не стоит жизни Амиции и Гуго.
  • Alice: Madness Returns — в конце игры происходит именно то, что написано на упаковке. Хотя… возможно, и нет.
  • Amnesia: The Dark Descent — можно сойти с ума, если долго пребывать в тёмных местах.
    • Тёмные места — ещё полбеды. По-настоящему даниэлевская крыша начинает ехать, шурша шифером, тогда, когда он обнаруживает последствия своих прежних деяний.
    • А вообще, при долгом взгляде на монстра рассудок у бедолаги Даниэля будет стремительно снижаться. И при их появлении куда разумнее спрятаться в темноте так, чтобы монстр не увидел. Всё таки от пребывания в темноте уровень здравомыслия будет снижаться гораздо медленнее.
  • BioShock Infinite — перемещение между параллельными мирами в рамках данного сеттинга очень сильно бьёт по разуму: если человек переносится в мир, где есть его живой двойник, то он «отделывается» всего лишь изменением собственной памяти (иногда очень кардинальным). Зато если путешественник между мирами попадает в реальность, в которой его хроноквантовая вариация погибла… В этом случае у несчастного из-за парадокса и болезненности предсмертных воспоминаний мгновенно «сносит башню».
  • Call of Cthulhu — герой постепенно сходит с ума.
  • Call of Cthulhu (2018) — в одной из четырёх концовок герой сходит с ума, запечатав К'тулху в себе. Культисты от такого впали в фрустрацию. В одной из них с ума сходят вообще все.
  • Dark Souls — рано или поздно там это ждёт всех, если кто-то не запалит таки Первое пламя. Огромная часть NPC и протагонист — ходячие мертвецы, декорации — свершившийся Зомби-Апокалипсис. Единственный способ сохранять разум — иметь четкую цель и неуклонно ей следовать.
  • Darkest Dungeon: с героями это происходит постоянно.
    • Впрочем, после недельной гулянки или исправного посещения церкви они прочухиваются, а вот заработанные фобии могут остаться надолго.
    • Пророк из оригинальной игры тоже попадает под данный троп. После того, как Предок раскрыл тому свои планы, бедняга впал в неистовство, выколол себе глаза и скрылся в руинах, где и продолжает свои безумные проповеди.
    • Сам Предок же, когда наконец-то разбудил заветного Ктулху, именно по этой причине свёл счёты с жизнью. Как это согласуется с вышеупомянутыми действиями над бедным дедушкой и тем фактом что финальный босс в первых двух фазах выглядит и говорит как Предок — не вполне ясно.
  • Dead Space — главный герой по итогам первой части серии. Во второй с переменным успехом пытается собрать осколки своего разума обратно.
    • Большинство людей, контактирующих с Обелиском, так или иначе проходят через это состояние. Сильные духом увидят в его посланиях код для воспроизведения артефакты, остальные просто съедут с катушек от бесконечного шёпота.
  • Distrust: персонажи от отсутствия сна начинают сходить с ума. Но, если лечь спать, то есть риск больше не проснуться из-за летающих аномалий.
  • Dragon Age 2 — с прикрученным фитильком Орсино, не выдержав вида той резни, которая началась после объявления Мередит Права Уничтожения. С прикрученным фитильком, потому что до последнего осознает, что делает, да и решение обратиться к магии крови принимает вполне осознанно. Другое дело, что его разум действительно не вынес — едва ли Орсино решился бы на что-то подобное при иных обстоятельствах.
    • А вот с самой Мередит троп обыгрывается напрямую. Конечно, влияние красного лириума сыграло свою роль, но по-настоящему Мередит слетела с катушек только после уничтожения церкви и гибели невинных гражданских, среди которых была и ее подруга Эльтина. И педаль в пол — перед финальной битвой, когда Мередит испугалась, что всех ее сторонников подчинили магией крови. Как и в случае с Орсино, пересекается с тропами «Горизонт отчаяния» и «Коронная смерть».
  • Dwarf Fortress: дварф может сойти с ума, если он слишком несчастен, долго не спал или был лишён возможности создать свой шедевр-артефакт во время странного настроения (в последнем случае гарантировано). Есть три варианта безумия — апатия с последующей смертью от истощения, блуждание по крепости с безумным хохотом (и затем суицид) и буйное помешательство.
  • Gothic: разум многих членов Братства Спящего не выносит, столкнувшись с голосом своего бога. Впрочем, как им и запланировано.
  • In Cold Blood: учёный Оляков, над которым проводили опыты, сошёл с ума.
  • Iratus: Lord of the Dead эдакий Darkest Dungeon навыворот, играем не за приключенцев, спускающихся все глубже в подземелья, а за нежить, рвущуюся на поверхность. С героями это происходит все так же часто…
  • Layers of Fear — протагонист-художник. Показан процесс и причины поехания крышей. Есть на ютубе прохождение без комментариев… Реально жуткая вещь.
  • Серия игр Mortal Kombat — Хавик. Он был обычным посланцем из Царства Порядка в Царство Хаоса, но пока он там находился, полностью поехал крышей.
  • Red Dead Redemption 2 — именно это постепенно происходит с лидером банды Датчем от груза ответственности за членов своей банды, а так же от того, что всё идёт не по его планам.
  • ObsCure 2 — Кори пытался смириться со смертью Мэй. Но не смог.
  • Spec Ops: The Line: герой не в себе с самого начала, но очевидным это становится только ближе к финалу (хотя тревожных звоночков хватает и раньше). К концу можно по желанию игрока пуститься и в полное безумие.
  • TES IV: Shivering Isles: в Зедилиане герой с помощью магии Шеогората может сам привести к такой участи группу приключенцев.
  • «Ведьмак 3: Каменные сердца»: Гюнтер О’Дим утверждает, что все, кто узнал его истинное имя, либо мертвы, либо безумны.
  • Warcraft III — Артас, после событий в деревне Странборд и Стратхольме. После этого его переход на тёмную сторону стал лишь вопросом времени.
  • You Are Empty — в Колхозе «Ударник» дедуля лет семидесяти в синем ватнике рассказывает, что катастрофа началась в городе, винит в этом ученых, предлагает жаловаться в Горсовет… А потом у него начинается припадок, глаза крутятся в орбитах во всех возможных траекториях, но до того, как стать одним из озверевших жителей, успевает передать ключ и сообщить, как выбраться из колхоза и добраться до города.
  • Серия Blackwell: если связь медиума и духа-помощника разорвётся, то медиум скоро сойдёт с ума (именно это произошло с Графиней). Это описательно называют «Вселенная хлынула в голову»: медиум начинает видеть больше реальности, чем это безопасно для человека. Это состояние описано в песне из саундтрека к пятой игре.
  • Cultist Simulator. Главный герой, погрязший в собственных видениях, сходит с ума и перестает различать мир реальный и Обитель. Другие персонажи тоже могут сойти с ума.
  • Fallen London: Подземноморье — не самое лучшее место для жизни, так что незадачливый лондонец, успевший насмотреться на лавкрафтианские ужасы местного мира, вполне может попрощаться с собственным разумом. В самой Fallen London это реализовано через эффекты кошмаров, в достаточном количестве вынуждающие персонажа узнать на собственном опыте что психиатрия — это страшно. В Sunless Sea же есть шкала ужаса, заполнение которой вызывает бунт на корабле с обвинением капитана в неадекватности и тем практически гарантирует game over (да и просто держать ужас высоким вредно).
  • Stygian: Reign of the Old Ones. Сойти с ума в Аркхеме — обычное дело.
  • Star Wars Jedi: Fallen Order — Тарон Маликос (хотя с первого взгляда вроде и не скажешь).
  • Sacred — после смерти возлюбленного Вилья поехала кукушечкой. Непосредственно момента помешательства в кадре нет, но в продолжающем сюжет дополнении «Underworld» мы можем наблюдать не слишком вменяемую баронессу, выкрикивающую во время боя пугающие вещи и безумно хохочущую. В конце подсвечено главгадом Андукаром, отмечающим, что баронесса «слегка» помешалась.
  • В Final Fantasy этот троп пару раз проявлялся:
    • Final Fantasy VI — в годы своей юности Кефка был вменяемым парнем, который вызвался добровольцем по участию в эксперименте с магией. Результат был ужасающим: после всех экспериментов Кефка сошёл с ума и с головой ушёл в нигилизм. Впрочем, это не помешало ему пробиться в генералы и стать придворным шутом у императора, а впоследствии — стать богом.
    • Final Fantasy VII — именно это произошло с Сефиротом, когда он узнал о своём происхождении. В результате зарезал всю деревню.
  • Lobotomy Corporation — у каждого сотрудника есть ментальное здоровье. Если то опуститься до нуля, агент впадёт в панику, что может привести к печальным последствиям. Были случаи, когда и управляющие сходили с ума.
  • Super Paper Mario — Это — то, что происходит со всеми, кто читал Тёмный Прогностикус (Хотя, на Диментио он, почему то не повлиял. Возможно, потому, что Диментио его и создал).
  • NieR — Гидеон. Потеря матери и брата (что самое печальное: во втором случае виноват он сам, а не роботы — но он этого не знает) и четыре года одиночества с пылающей жаждой мести, сделали из в общем-то милого ребёнка настоящего психа, повёрнутого на уничтожении роботов, что с огорчением отмечают в своём разговоре Вайсс и Нир.
  • NieR: Automata — 9S во время третьего прохождения постепенно сходит с ума, от всего что на него свалилось, с более чем закономерным результатом — к моменту финальной разборки ему сносит башню окончательно.
  • The Dark Pictures Anthology: Little Hope — увидев гибель собственной семьи, разум Энтони не вынес, что в итоге привело к основным событиям игры
  • Cyberpunk 2077 — киберпсихоз. Явление настолько плохо изученное, что обитателям сеттинга не всегда понятно, где обычный психоз, а где психоз под влиянием имплантов.
  • The Last Express — в конце игры Таня от пережитого тронулась умом и взорвала поезд.
  • Ghost of a Tale — Керольд Красный Ус, и без того активно употреблявший влияющие на разум ягоды остролиста, сильно сдвинулся крышей после внепланового рейда на Периклав, хотя в целом ещё относительно вменяем даже после двадцати лет заключения. Кроме того, всякое упоминание острова или Зелёного пламени доводит его до паники, нервозности или слёз.
    • Упоминающийся в справочнике боцман с рыболовного траулера, единственный выживший после аналогичного путешествия; был найден дрейфующим в водах Ваэлии спустя полгода после исчезновения, постоянно твердил об острове и мертвецах, но в итоге так и не смог полностью оправиться, украл ялик и отправился обратно, пропав без следа.

Визуальные романы[править]

  • Cinders — Кармоза, если ее арестовать или публично унизить, скоро сойдет с ума и, судя по пустому взгляду, от нее останется лишь оболочка. Игра напрямую нам скажет, что Кармоза стала тенью прежней себя
  • Crimson Gray — Джон, если попросит еще колёс от «доброго» психолога, окончательно превратится в картошку, чем не преминет воспользоваться Лиззи.
  • Danganronpa V3: Killing Harmony — шутки ради. Когда во время одного из Эвентов Свободного Времени протагонист намекает Тенко, что её учитель айкидо, научивший её ненавидеть мужчин, тоже является мужчиной, игрок получает поистине доставляющую реакцию: Тенко сначала застынет в шоке, затем закричит от ужаса и убежит, а в начале следующего Эвента будет находиться в состоянии, похожем на ГЭС.
    • А вот в первой части сыграно прямо и без всяких шуток. После казни Мондо Овады его лучший друг Киётака теряет весь свой энтузиазм, впадает в ГЭС аналогично Тенко и даже не может разговаривать. Всё очень и очень печально…
  • Little Busters! — Комари, увидав мертвого котенка, закатит истерику, затем впадёт в ступор, а после начнёт звать братиком (который давно умер) протагониста Рики Наоэ. Если принять шедевральное в своём садизме решение подыграть ей — чердак у бедняжки улетит и не вернётся, она потеряет волю к жизни и превратится в философа-нигилиста, а Рики рехнётся за компанию.
  • Студия Innocent Grey активно использует данный троп в своём творчестве:
    • Cartagra — Сюго может испытать подобное в некоторых сюжетных линиях. Если запороть первое расследование, то незадачливого детектива превратят в секс-раба и путём зверских унижений низведут до уровня овоща. В руте Такако же он попадёт за решётку по несправедливому обвинению и сойдет там с ума.
    • Kara no Shoujo — Рейдзи в плохой концовке впадет в кататонию после того, как убьёт своего лучшего друга, чтобы спасти свою сестру. Здесь же любимый всеми игроками подвальчик Ненэ Акадзаки, где связанный главный герой сойдёт с ума от голода и жажды. Ну и конечно рут Мидзухары, который полностью посвящён данному явлению.
    • Uro no Shoujo — концовка «Паранойя». С точки зрения Рейдзи всё просто замечательно — Токо найдена. Живая, здоровая и весёлая. С точки зрения игрока все настолько же очевидно — бедняга сломался (хотя его неоднократно предупреждали, что его одержимость поисками Токо может привести к нервному срыву) и наверняка сейчас пускает слюни в психушке, пока добрые доктора прилаживают контакты для электрошоковой терапии к его голове…
  • Fate/stay night — Мато Сакура, просто Мато Сакура в своём руте Heaven’s Feel — от её лица показана потеря ей рассудка вместе с пробуждением её истинных магических способностей и невероятной мощи заточённого в её теле осколка Грааля с Ангра-Манью, лунатизм вместе с поглощением множества людей и постепенная амнезия в наличии, и всё это — из-за удочерения полным чудовищем Мато Зокеном и любви с Эмией Широ
  • Ace Attorney — несколько злодейских аффектов косвенно попадают под троп, но окончательное разоблачение юридических преступлений Кристофа Гавина, когда вместо прямой улики, решающим в постановлении суда, вопреки, видете ли, сферически-вакуумному судилищу на основе подделанных доказательств в отрыве от общественного мнения, сделали электронное голосование присяжных — пожалуй, эталон.
  • School Days — Котоноха в концовках «Кровавая развязка» и «Шаг в пустоту». А вот Сэкай любая психиатрическая экспертиза признает вменяемой — в своих плохих концовках она действовала вполне здраво и тщательно планировала свою месть.
  • «7 дней лета» — увы, именно это ждёт оригинального Семёна из мира СССР в некоторых концовках. Его разум, из-за контакта со множеством различных вариаций его собственного «Я» из параллельных миров, потеряет самоидентификацию и стабильность. Парня в этом случае ждет аналог психиатрической лечебницы — в Нулевом их называют центрами социальной реабилитации.
  • X-Change 3 — Аяно после группового изнасилования несколько дней сидит дома взаперти, потом приходит к своей мучительнице, сестре Такуи, с просьбой стать ее рабыней.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — некоторые артефакты Хаоса, и даже простые руны Тёмных Богов обладают таким эффектом. Однако на Тау они не действуют никак[2]. Впрочем все равно существует один не до конца подтвержденный случай перехода Тау в ряды Хаоса, к кхорнитам, но в том случае кажется это было сознательным решением индивида, или специфическим схождением с ума, а не корраптом хаоса.
  • В настольной ролевой игре Call of Cthulhu и других играх по Мифам Ктулху если к концу игры одни персонажи погибают, а остальные сходят с ума от пережитых столкновений с хтоническими чудовищами — это вполне обычный финал.
    • Пояснение: в ролевых играх по Мифам Ктулху и многих других ролевых играх в жанре хоррор обычно присутствует характеристика Sanity (душевное здоровье, рассудок), которая снижается при встрече с вещами, которые лучше не знать. Чем ниже она, тем дальше персонаж от адекватности, а если она опускается до нуля, в соответствии с описываемым тропом персонаж сходит с ума и выбывает из игры. При этом некоторые полезные штуки — вроде знания о монстрах или магии — могут требовать жертвовать здравым рассудком.
  • Delta Green-а ви таки думали зачем механика рассудка? Если значение упадет до нуля, ваше альтерэго поедет крышей.

Музыка[править]

  • «Король и Шут» — немало песен о сабже, специфика группы такова!
    • Например, в песне «Что видел малыш» впечатлительный ребёнок «свихнулся с ума», слишком живо представив всё, что слышал об старых сплетниц, перемывающих косточки односельчанам. Последней каплей для его хрупкого рассудка стало превращение зайца в человека.
    • Туда же и «Дагон» по произведениям признанного маэстро этого тропа - Говарда нашего, понимаете ли, Лавкрафта. Хотя тут параллельно Может, магия, а может, реальность.
    • Вероятно, что-то подобное случилось и с героиней песни «Бедняжка».
  • Галлериан Марлон основательно поехал крышей после смерти его любимой дочки (причём её с помощью любимого осьминожика потопила его вторая дочь, Немезида, о существовании которой он попросту не знал. Впрочем, на тот момент времени, Немезида и сама не знала, что Галлериан ее папаша и что на том корабле ее сестра).
  • «Кукрыниксы» — «Солдатская печаль».

Реальная жизнь[править]

  • Одно слово из четырёх букв: ПТСР.
    • Это в МКБ-10. МКБ-11 уже делит данное заболевание на просто ПТСР, разовое потрясение, не столь критичное в плане последствий (тот самый «Вьетнамский / Афганский / Чеченский / Донбасский синдром»), и кПТСР, проявляющееся в результате длительного и систематического травмирования личности (отсюда и буковка «к» — «комплексный»). Диагноз и проявления его намного серьёзнее, как диагностике (симптомы могут совпадать с дюжиной различных расстройств личности), так и лечению почти не поддаётся, и встречается у бывших узников концлагерей и гетто, содержащихся в недостойных условиях военнопленных и несправедливо осужденных, особенно брошенных в «пресс-хату», а также детей, выросших с жестокими родителями[3] и людей, освобождённых из рабства; в том числе — и сексуального. Да-да, один из самых любимых порнорежиссёрами сюжетов «сломленная рабыня» — это именно про это: про изнасилование человека с уже и так съехавшей башней.
  • Выгорание — это больше касается длительной нагрузки, чаще всего работы. Хотя по идее выгореть можно от чего угодно.
  • Живший в Турции знаменитый армянский композитор Комитас в 1915 году был в ходе геноцида армян арестован и отправлен в концлагерь. Хотя его удалось оттуда вернуть, увиденные и пережитые там зверства турок необратимо повредили его разум. За оставшиеся 20 лет жизни он так и не выздоровел.
  • Среди шахматистов, увы, бывает и такое:
    • Пол Морфи (1837-84) же! В полную силу играл все два года (1857-58), а к 1863 году полностью отошёл от шахмат из-за проблем с психикой.
    • Первый шахматный чемпион Вильгельм Стейниц (1836—1900) закончил свою жизнь в сумасшедшем доме.
    • Мексиканский шахматист Карлос Торре (1905-78) во многом повторил путь Морфи: три года (1924-26) отличной игры и психическая болезнь. За год до смерти ФИДЕ дало ему титул гроссмейстера в честь былых заслуг.
    • Акиба Рубинштейн (1889—1961) по причине психической болезни к 1931 году оставил шахматы и провёл остаток жизни в сумасшедшем доме в Антверпене.
    • Пограничный случай — 11-й чемпион Бобби Фишер (1943—2008). В сумасшедший дом он так и не попал, но с психикой у него было явно не всё в порядке.
    • Гроссмейстер Валерий Салов (р. 1964) в 2000 году оставил шахматы в силу особо упоротой конспирологии.
  • В принципе реактивные состояния подходят под троп с прикрученным фитильком. Возникают в условиях обстановки, угрожающей жизни, причем длительное время, либо под влиянием внезапного потрясения. Как правило, при хорошей медицине прогноз благоприятный.
  • Александр Гордон, на передаче «Мужское/Женское» настолько насмотрелся на самых конченных отморозков, что сам ушёл в запой.
  • Совершенно жуткая история о харьковском Йосе с чайником: https://isralove.org/load/2-1-0-1268
  • Бывает у студентов и учащихся, когда наступает пора экзаменов. Иногда помогают, иногда бывает хуже. Впрочем временами это весело

Примечания[править]

  1. Например, у Лескова: «Хороша или нехороша, и даже, может быть, смешна такая наивность в 16-18-летней девушке, — это пусть всякий судит, как хочет, но в дворянских домах это так именно бывало, а в семьях крестьянских, купеческих, равно как по духовенству — так не было. Почему? Конечно, вовсе не потому, чтобы дворяне были целомудреннее и вообще нравственнее крестьян и духовенства, а потому, что у этих жизнь шла попроще, поближе к природе и потому раскрывалась в некоторых своих тайнах гораздо ранее. А потому нет нимало невероятного, что о чем крестьянка, купчиха или поповна могли утаить только по хитрости, — лишь бы выйти замуж, — о том настоящая целомудренная боярышня могла молчать без всякого умысла обмануть жениха… — Мама выходила, и я выхожу. После дети бывают, — так оттого, что перевенчаешься….»
  2. Потому что эти синекожие гуманоиды затуплены, то есть не владеют никакими псионическими навыками как вид, взамен чего имеют повышенную сопротивляемость к ментальным фокусам и порче Хаоса.
  3. Совершенно необязательно жестокими физически, кстати — систематические унижения на публике и без, издёвки и прочие любимые времяпровождения самоутверждающихся на собственных детях великовозрастных недоумков травмируют психику не хуже побоев по любому поводу.