Каламбур

Материал из Posmotreli
Каламбур (шоу)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Это статья о телешоу 90ых. Возможно, Вы имели в виду каламбур — разновидность шутки, основанную на созвучии слов.
А ты помнишь нас, из детства?
Kalambur.jpg

Журнал видеокомиксов «Каламбур» — известное комедийное российско-украинское телешоу из 1990-х. Самоназвание «видеокомиксы» происходит оттого, что в некоторых рубриках реплики персонажей дублировались в виде комиксовых пузырей.

Актёрский коллектив программы, состоявший из пяти человек, был образован после слияния комик-трио «Магазин Фу» (Сергей Гладков, Татьяна Иванова, Вадим Набоков) и дуэта «Сладкая жизнь» (Юрий Стыцковский, Алексей Агопьян). Юрий Стыцковский также являлся режиссёром программы.

История[править]

Участники комик-трио «Магазин Фу» и дуэта «Сладкая жизнь» познакомились на съёмках одесского юмористического телесериала «Маски-шоу», тогда же они решили объединить свои усилия, назвавшись «Фул Хаус». В 1996 году первые 12 серий журнала видеокомиксов были сняты на базе телекомпании «Приват-TV» в Харькове. Программа была произведена «без заказчика», то есть без рекомендации и пожеланий какого-либо телеканала.

Через некоторое время исполнительный продюсер «Фул Хаусa» Ирина Козырь обратилась к своему другу, продюсеру Эдуарду Верхотурову, с предложением стать генеральным продюсером программы. Он принял это предложение, и после нескольких месяцев работы с автором, режиссёром и ведущим Юрием Стыцковским 5 из 12 программ были частично пересняты и перемонтированы, после чего проданы на ОРТ под названием «Каламбур».

С 12 октября 1996 г. по 13 апреля 2000 «Каламбур» выходил на ОРТ. За четыре года там вышло 90 выпусков. Летом 2000 на телеканале было принято решение о кардинальном обновлении линейки юмористических передач, и «Каламбур» покинул ОРТ, наряду с «Джентльмен-шоу» и «Маски-шоу».

К сожалению, в 2001 решением актёрского состава и продюсера, съёмки «Каламбура» были приостановлены, а вскоре проект был и вовсе закрыт. В дальнейшем «Каламбур» повторялся на нескольких других российских телеканалах в сокращённом варианте. Периодически показывались и выпуски с новыми материалами, созданные собственными усилиями создателей программы.

Рубрики[править]

«Каламбур» представлял собой набор из нескольких серий скетчей, объединённых общими персонажами.

Наш аперитивчик[править]

Короткий начальный скетч программы, призванный разогреть юмористический «аппетит» у зрителей. По сути, экранизация довольно известных анекдотов: про злую тёщу, про английского лорда, и т. д. и т. п. Эту рубрику убрали в 1997 и поставили немые сценки с афоризмами с Морячком и Мужиком. Возродили рубрику в 1998, но под названием «Вы написали — мы сыграли»: там экранизировались сценки, сценарий которых, по словам ведущего, был прислан зрителями и отобран авторами. В этой рубрике даже было несколько постоянных персонажей: два вора, которые разгуливают по улице в полосатом; изобретатель и его друг, на котором он испытывает свои изобретения.

Под звуком Пи[править]

Название — пародия на старую передачу «Под знаком Пи», а сама рубрика — пародия на различные ток-шоу, в первую очередь — на американскую передачу «Без тени смущения». По словам ведущего, можно говорить «о чём угодно и любыми словами. Правда, некоторые слова мы будем заменять на звук „Пи“». Ведущий, гости и зрители из зала обсуждают некую тему, в которой одно слово запикано. Естественно, зрителю кажется, что участники шоу произносят что-то совсем уж пошлое и неприличное. Потом в конце выясняется, что под звуком «Пи» было иное, полностью приличное слово, и все диалоги меняют смысл. Увы, рубрика была настолько уныла, что её не стали продолжать дальше 11-го выпуска.

Бар «Каламбур»[править]

Кипячёную!

Здесь, в основном, и используется формат «видеокомикса»: речь дублируется облачками с надписями. Сам сюжет построен на шутках алкогольно-застольной тематики. Собственно, бар, очевидно, где-то на постсоветском пространстве (хотя рассчитываются герои почему-то в долларах[1]), а также его работники и завсегдатаи: Бармен, Официантка, Алкаш, Неудачник и Байкер. Разговаривают невнятно (точнее в ускоренном темпе, если поколдовать с регулятором скорости, то можно услышать реальные голоса актёров).

Персонажи
  • Официантка (Татьяна Иванова) — довольно старательна, однако постоянно треплется по телефону, пока не появляется Бармен, прерывает разговор разными способами и отправляет её к посетителям стандартной фразой «Иди работать!»
  • Бармен (Алексей Агопьян) — мужичок с усиками, в бабочке и с хитроватым взглядом. В основном стоит за стойкой и наливает Алкашу.
  • Алкаш, он же Завсегдатай (Вадим Набоков) — чаще всего сидит у стойки и непрерывно распивает спиртные напитки, которые ему наливает Бармен. Все шутки Завсегдатая касаются алкоголя. Судя по всему, или где-то ещё работает, или имеет богатых родственников, так как деньги на выпивку явно есть и одет прилично. Рогоносец.
  • Неудачник, он же Очкарик (Сергей Гладков) — главный источник юмора. Очкарик, который испытывает эпические фейлы даже при попытке открыть дверь: ему падает на голову цветок в горшке или отрывается ручка. Если цветок пролетел мимо, Неудачник радуется, пока на голову не упадёт полка. Затем пытается дозваться трещащей по телефону официантки, но получается только при помощи бармена. Как правило, страдает недостатком денег, ибо ходит в бар явно для важности, поэтому заказывает стакан воды, если «гулять так гулять», кипячёной. Иногда у него денег бывает больше, и тогда он заказывает какое-нибудь блюдо с отвратительным вкусом, после чего пытается скандалить. В некоторых сериях он приходит с подружкой — неудачницей, некрасивой очкастой девушкой. Частенько оставляет подружку помыть посуду в качестве оплаты за шикарный ужин (посудомойка из неё такая шикарная, что из кухни под звуки бьющейся посуды сбегает даже видавший виды повар). В одной из серий пытался ограбить бар. С понятным результатом
  • Байкер, он же Мотоциклист-бандит (Юрий Стыцковский) — толстяк в кожаном костюме и чёрных очках (судя по всему, имеет проблемы со зрением). Очень силён, груб и хамоват, каждый раз заказывает целое ведро водки, нередко устраивает драки и разносит заведение. Однажды сумел устроиться в бар официантом. Пытался также устроится вышибалой, но показывая свои физические возможности, избил хозяина бара. Однако, чаще всех от него достаётся Неудачнику.
  • Повар (Юрий Стыцковский) — здоровенный усатый детина, постоянно торчащий на кухне. Готовит откровенно плохо. Иногда, вооружившись мясорубкой, выходит в зал, когда Неудачник чем-то недоволен, и орёт на него (иногда и бьёт). Работает также вышибалой. По понятным причинам заменяет Байкера, как самый сильный герой рубрики.
  • Хозяин бара (Сергей Гладков) — появился в одной из серий и был избит Байкером.
  • Дамочка, она же Проститутка — разукрашенная толстая тётка, в основном околачивается в баре, чтобы подцепить какого-нибудь мужика, но обычно безуспешно, после чего одаривает кавалера эпитетом «Хам!»

Крутое Пике[править]

Картина со звуком

Пародия на американские фильмы-катастрофы. Пассажирский самолёт «Бройлер-747» терпит крушение над водами Атлантического океана на протяжении трехсот двадцати пяти серий. Экипаж лайнера отважно борется за спасение жизней пассажиров. Персонажи говорят на ломаном английском, с закадровым переводом, в конце идут титры, в которых фамилии Стыцковского и остальных написаны латинскими буквами, типа забугорный сериал. В последней серии (110 выпуск) самолёт таки совершает посадку в Лос-Анджелесе. Уж как они оказались рядом с городом, находящимся на берегу Тихого океана, если летели над Атлантическим — загадка. Экипажу удаётся вывести самолёт на взлётно-посадочную, но узнав, что мисс Бурпл не сидит в кресле, а стоит с чемоданом у входа, Командор говорит: «Мы не можем садиться, когда дама стоит, мы взлетаем», после чего тянет штурвал на себя. На этом сезон исчерпал себя и предполагалось, что всё. Но не тут то было. Через пару годков создали ещё на 3 выпуска. Но сериал закончился таки в 110 выпуске, те серии просто приквел к 110-й. Кстати, изначально самолётом оказался вовсе не Б-747, а сразу два других самолёта: A340 и A320. Позже сцену падения заменили, но и в новой сцене тоже падал A340, только компьютерный. Ошибку заметили только тогда, когда рубрику решили возобновить после перерыва на «Железный Капут», хотя «Бройлер» почему-то стал грузовым. В кабине же, которая на самом деле является тренажёром Харьковского авиационного института, чётко можно видеть приборы из кабины отечественных «тушек»: Ту-134 в ранних сериях и Ту-154 в поздних.

Персонажи
  • Неунывающий и мужественный Командор (Юрий Стыцковский) — типичный козёл, хотя и с золотым сердцем. Основной источник юмора в рубрике, причём юмор чёрный. Шутит крайне искромётными шутками, над которыми в конце концов перестаёт смеяться даже закадровый смех. Правда, сам командор дико ржёт над собственными же шутками на протяжении всего сериала. Когда Командор начинает хохотать в камеру, выставляя на весь экран свою рожу, то просто ломает четвёртую стену. (В одной серии «людям, смеющимся за кадром» не понравилась шутка и они закидали Командора банановой кожурой и прочим). При этом в нём можно заподозрить маньяка, который хочет погибнуть сам и утянуть за собою всех остальных, однако, по окончании последней серии оказывается, что он толстый тролль, играющий на чувстве самосохранения других.
  • Изобретательный и находчивый второй пилот Дринкинс (Алексей Агопьян) — боится смерти, пытается как-то спасти ситуацию, предлагая выпустить шасси, подать сигнал SOS и т. д, чем только забавляет Командора.
  • Симпатичная и невозмутимая стюардесса (Татьяна Иванова) — приходит в кабину пилотов с одной целью, пожаловаться на поведение Мисс Бурпул.
  • Хладнокровный и обаятельный радист Морзе (Вадим Набоков) — носит усики, как у Гитлера, заикается, в кабину приходит с целью передать радиограмму, или передать командору, что звонит его жена. Тоже часто троллится командором.
  • А также несравненная Мисс Мурпл в роли Мисс Бурпл (Сергей Гладков) — толстая тётка, основной источник «проблем в пассажирском салоне». Вживую появляется всего один раз (28 серия).
  • Диспетчер (Сергей Гладков) — появляется в каждой заставке, в которой начинает паниковать из-за крушения Бройлера. Из-за паники он сдирает с головы пучок волос и, увидев это, грохается в обморок.

Железный Капут[править]

Яволь, херр майор!

В начале XX века, по желанию среднего пальца левой ноги неизвестно кого из Первого Рейхсмахта в Центральную Африку был заброшен супер-танк «Железный Капут», творение немецкого сумрачного гения времён то ли Первой мировой, то ли Второй (номинально Первой, но пародируется в том числе и «оружие возмездия» Третьего рейха) с четырьмя дебилами внутри ради секретной миссии — поработить непокорных зусулов, и ещё испытать новое сверхсекретное оружие, но при этом раньше времени не разнести Европу. Позже про танк забыли, но посланцы «кайзеровской Германии» всё ещё остаются верными своему долгу. Собственно, в этой рубрике шутки главным образом про технотрёп, вундервафли, неправильное их использование и тупость германской (и не только) военщины. Танк и оружие хвалённым немецким качеством не обладают (но обладает то, что вооружением не является — включая детали, корпус и оборудование). Снаряды не совпадают по калибру со стволом и забиваются в него кувалдой, перископ не опускается или падает на голову херу Майору, чтобы открыть люк, надо постучать гаечным ключом, и всё в том же духе. Музыка и картинка стилизованы под «Большие гонки» Б. Эдвардса (эпизод в подводной лодке). Большинство сюжетов строится на том, что указания майора фон Швальцкопфа и исполнительность его подчинённых, помноженная на неумение обращаться с техникой и странными свойствами самой техники, приводят к взрыву внутри танка, в результате которого майор остаётся в одних лохмотьях и орёт «Га-а-а-а-нс!» Расторопный Шмульке немедленно появляется с запасными брюками галифе для командира. (Один раз Шмульке подорвался сам). Иногда все заканчивается относительно нормально — без взрыва в машине, и обычно — в случае, если вместо шизотеха или вообще какого-либо вооружения использовались простые вещи наподобие отправляемого жене белья или свариваемой сосиски — в любом случае серия заканчивается на фразе «продолжение следует» и — вне зависимости от того, был ли взрыв в танке, или нет — видом машины и, обычно, ещё и зусульской позиции, снаружи.

В общем, Война — это смешно в дистиллированном виде.

Есть серия скетчей (приквел?[2]) где херр Майор и Дранкель с Жранкелем служат в полевом госпитале недалеко от Льежа, к несчастью для раненных проявляя все те же чудеса некомпетентности.

Персонажи
Болваны!
  • Майор барон фон Швайнцкопф XII (Юрий Стыцковский) — командир танка. Офицер и джентльмен, с фитильком Генерал-рубака, точнее, косит под таких. Возможно, таким и являлся раньше, но сейчас он просто идиот — излишне самоуверен и упрям, а в технике почти не разбирается, что постоянно приводит к фейлам.
  • Лейтенант Ганс Шмульке (Алексей Агопьян) — наводчик, мехвод и главный (или основной, если снаряд небольшой) заряжающий танка. Хитрец, технарь и, возможно, единственный нормальный человек (или, как минимум, наиболее компетентный наименее некомпетентный член экипажа) в рубрике.
  • Рядовые Дранкель и Жранкель (Сергей Гладков и Вадим Набоков) — два толстопузых рядовых зольдата, являющиеся, судя по косвенным признакам — техническими инженерами-помощниками, кочегарами, охранниками или механиками, а по факту выполняют функцию заряжающих во время работы с боеприпасами, сравнимыми с калибром Большой Берты или высотой членов экипажа. Непроходимо тупы, постоянно едят сардельки и пьют пиво.
  • Парочка зусулов(Алексей Агопьян и Вадим Набоков), которые постоянно подрывают танк (или себя) при помощи взрывчатки, сделанной из фруктов или всё-таки получают из главного калибра. К происходящему относятся как к игре (поскольку серьёзно воспринимать войну с немецким квартетом дебилов невозможно) и страшно расстраиваются, когда танк подрывает себя сам, без их помощи. Как выяснилось, их лексикон состоит из одного слова.

Деревня Дураков[править]

Суровые обитатели Деревни Дураков

Самая долгоиграющая и известная рубрика, герои которой фактически стали маскотом передачи. Порой достигала 50 % от эфирного времени программы. Сюжет повествует о сельских жителях где-то явно на юге России. Основная линия сюжета — война «Сковородка vs. Самогон», которая ведётся с переменным успехом. Другая линия про то, как Баба изменяет Мужику с Морячком. Что интересно, хата, в которой вертится весь сюжет, демонстрирует геометрический парадокс — снаружи дверь и окно находятся на одной стене, а изнутри на разных, под углом 90 градусов. Музыкальная тема рубрики так же меметична на постсоветском пространстве, как тема «Шоу Бенни Хилла» за его пределами.

Персонажи
  • Мужик (Сергей Гладков) — усат, любит охоту и рыбалку и т. д. Пьянчуга и хулиган. Обладатель казачьих лампасов и фуражки. По видимому, в молодости где-то воевал[3], причём отважно (на груди носит солдатский Георгиевский крест, или что-то вроде того). Интересно, что когда он застаёт Бабу в постели с Морячком — начинает сверять то, что видит на кровати с фотографией висящей на стене. Один раз Морячок решил даже применить читерский приём, но Мужик ему жестоко отомстил. Владелец ружья гаубичного калибра, подозрительно совпадающего по диаметру с бутылкой самогона. Играет на балалайке и гармошке, а одна из серий даже показала, что Мужик тяготеет к искусству (помимо музыки, он пробовал себя и в театре, и в балете, и даже нарисовал нечто один в один похожее на «Чёрный квадрат» Малевича, но в конце концов понял, что важнейшим видом искусства является кино и смог заставить Бабу, Морячка и Медведя, неоднократно кидавших в него яблоки, аплодировать).
  • Баба (Татьяна Иванова) — супруга Мужика. Носит блестящий синий, в поздних сериях — зелёный сарафан. По сути, тащит всё домашнее хозяйство. За пьянку дубасит Мужика сковородкой или скалкой. При этом изменяет ему с Морячком, из-за чего в одной из серий у Мужика, ушедшего в это время на охоту, вырастают рога, и все остальные охотники, приняв его за оленя, начинают охотиться на него.
  • Морячок (Вадим Набоков) — друг и собутыльник мужика, вдвоём эта парочка вечно что-то затевает, обычно связанное с белым мутным самогоном, ружьём или взрывчаткой (на основе того же самогона). Любовник Бабы, алкаш и редкостный халявщик (всё время носит в кармане кружку и ложку). Служил на флоте, судя по «бамбончику» — французском. Если судить по глуповатой улыбке, то можно предположить, что ему там стукнуло по балде чем-то тяжёлым, в результате чего его пришлось списать по состоянию психического здоровья, и с тех пор он осел в деревне и лечит боевые раны самогоном. Хотя, как он попал в Россию, не сообщается.
  • Жена Морячка — судя по всему, всё ещё служит на флоте и её вечно нет дома. Появляется в некоторых сериях, по характеру похожа на Бабу, но вместо сковородки бьёт благоверного по голове якорем.
  • Медведь (Алексей Агопьян) — впервые появился в новогоднем выпуске, потом для разнообразия стал постоянным персонажем. Порядочный алкаш, однако приходит в пьяное состояние от мёда, хотя и от самогона не отказывается. Тырит мёд из улья, возле дома Мужика и Бабы. За что получает заряд соли в известное место от Мужика, либо бывает покусан пчелой. Прикол в том, что когда Медведя лупят, он издаёт тонкий пронзительный визг, не характерный для медведя. Всё же стоит заметить, что Медведь обладает неплохой физической силой. В некоторых эпизодах он занимается атлетизмом; в 65 серии Медведь единственный, кого Мотоциклист-бандит не смог честно победить. В принципе, в большинстве серий выступает в роли небольшого друга Мужика, Бабы и Морячка. Помимо всего прочего, работает деревенским почтальоном .
  • Медведица — жена Медведя. Живёт в лесу. Также лупит медведя за пьянку, однако вместо сковородки или якоря использует целую скамейку.
  • Пчела Зузу — огроменная пчела. Живёт в улье во дворе. Иногда выполняет роль сторожевого пса, а иногда — почтальона (её улей также служит почтовым ящиком). Довольно агрессивная, запросто может напасть даже на хозяев, но чаще всего от её зубов страдает медведь, который регулярно пытается украсть мёд (впрочем, он тоже не рискует дать пчеле сдачи кулаками).
  • Черти — появлялись в одной серии. Призываются через колодец, видны только «под градусом». Чёрт уговорил Мужика и Морячка на пакости, а вот с Бабой решил пошалить. Пришлось Мужику и Морячку призывать жену Чёрта, и та как следует надавала своему мужу по рогам (сковородка даже у чертей — полезный инструмент).

Родня мужика и бабы по всему миру:

  • Мексиканские родственники, по факту — те же мужик с бабой, но в традиционных мексиканских костюмах, разговаривающие на псевдоиспаской тарабарщине. Прислали в Россию бутылку отличнейшей «текилы», которая опасна для жизни — в больших количествах происходит «бум!», чего не учёл хитрый Морячок.
  • Украинские родственники — мужик и баба, но уже чоловик и жинка в традиционных украинских одеждах. Пьяница и хулиганка здесь жинка, а чоловик тянет всё хозяйство.
  • Японские родственники — баба в костюме японской гейши и мужик с завитыми усами и в костюме ниндзя. Прислали бутылку «сакэ» и набор ниндзя (особые бомбочки, вызывающие дым и телепортирующие обладателя в другое место). Мужик с Морячком тогда весь день играли в ниндзя. С целью стащить выпивки, конечно. Потом Баба, по совету в письме, сыграла в куноити, подменив им снаряжение, и они сыграли в камикадзе.

Примечания[править]

  1. Впрочем, вполне стандартная ситуация для захлёбывающегося в гиперинфляции СНГ девяностых годов. В некоторых местах можно было платить ещё и франками с дойчмарками, но доллар был популярнее всего.
  2. Скорее сиквел, так как «Германо-зусульская война» по идее была до ПМВ.
  3. В одном из скетчей мужик служит на границе (а Морячок там шпион). А еще у него запрятан пистолет с глушителем.