Пиар: различия между версиями
м (→Литература) |
|||
Строка 34: | Строка 34: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | ==== Отечественная ==== | ||
* А. П. Чехов, «Клевета» — ГГ, попавший в двусмысленную ситуацию, спешит изложить всем вокруг «белую» версию событий… и обнаруживает, что именно из-за его усилий люди уверовали в «чёрную». | * А. П. Чехов, «Клевета» — ГГ, попавший в двусмысленную ситуацию, спешит изложить всем вокруг «белую» версию событий… и обнаруживает, что именно из-за его усилий люди уверовали в «чёрную». | ||
* Юрий Олеша, «[[Три Толстяка]]» — на рыночной площади происходит своеобразная пиар-битва. Силач Лапитуп по заказу властей пытается публично высмеять Просперо и Тибула, некий негр прогоняет его, нищий (по-видимому, переодетый агент тех же властей) обвиняет негра, но последний признаётся, что он и есть загримированный Тибул, и таким образом одерживает окончательную пиар-победу. | * Юрий Олеша, «[[Три Толстяка]]» — на рыночной площади происходит своеобразная пиар-битва. Силач Лапитуп по заказу властей пытается публично высмеять Просперо и Тибула, некий негр прогоняет его, нищий (по-видимому, переодетый агент тех же властей) обвиняет негра, но последний признаётся, что он и есть загримированный Тибул, и таким образом одерживает окончательную пиар-победу. | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
* Николай Носов, «[[Незнайка на Луне]]» — [[олигарх]] Спрутс владеет газетой «Давилонские юморески» и использует её для скрытой рекламы собственных товаров. | * Николай Носов, «[[Незнайка на Луне]]» — [[олигарх]] Спрутс владеет газетой «Давилонские юморески» и использует её для скрытой рекламы собственных товаров. | ||
==== | ==== Зарубежная ==== | ||
* Клайв С. Льюис — [[инверсия]]: положительные герои лишены возможности себя пиарить: | * Клайв С. Льюис — [[инверсия]]: положительные герои лишены возможности себя пиарить: | ||
{{Q|pre=1| | {{Q|pre=1| |
Текущая версия на 18:44, 25 марта 2024
« | Это не ложь, а грамотная подача материала. | » |
— «Герой по вызову» |
« | — Ма Ка Ша, а кто такой Черный Пиар? — Не кто, а что. Это искусство побеждать врагов силой своего разума. И я являюсь его непревзойдённым мастером! Вот смотрите: Тов Ти — монгол! Тар Хо — монгол! И Ли Ман Цзы — тоже монгол! |
» |
— Одна политсатирическая газета 1990-х |
Пиар (от англ. PR = Public Relations) — набор технологий, позволяющих создавать в умах у масс нужные образы: положительные («белый пиар») или отрицательные («чёрный пиар»). Выставить отъявленного негодяя патриотом и героем — это пиар (а точнее — спин-докторинг). Очернить политически опасного оппонента — это тоже он. Пиар отличается от агитации и пропаганды тем, что просачивается в головы через самые невинные средства массовой информации, в то время, как агитация подаётся открыто через специальные органы, для неё же и предназначенные.
Согласно цитате-бастарду от морганатического брака Задорнова с Жириновским, люди, занимающиеся пиаром, называются пиарасты.
Подтроп — Купленный пиар.
Разновидности[править]
- Имиджмейкинг — создание желаемого образа своей персоны в глазах народа. Специалист-имиджмейкер посоветует, как выглядеть и как себя вести, чтобы создать о себе наилучшее впечатление.
- Спин-докторинг — замазывание из истории всяческого компромата на себя. Что не удается изъять — можно или заболтать, или представить в выгодном свете, или спихнуть на козла отпущения.
- Черный пиар — противоположность предыдущего; если удастся выкопать компромат на противника — распространять его; если не удастся — выдумать его!
Где встречается[править]
Фольклор[править]
« | Встречаются крыса и хомяк. Первая вся худая, грустная, а второй толстый и довольный. Крыса спрашивает у Хомяка: |
» |
— В другой версии: «Главное — выбрать умного имиджмейкера!» |
Комплексные франшизы[править]
- «ПЛиО», книга «Битва королей»: эпический черный пиар-поединок между Ланнистерами и Станнисом Баратеоном. Станнис начинает и обнародует компромат на Серсею и Джейме Ланнистеров, что король Джоффри — их сын, и, следовательно, незаконный король. Серсея просит совета у Тириона. Тот советует с одной стороны упирать на реальный факт, что Станнис подался в иноверцы, а с другой стороны — придумать зеркальный черный пиар, что его жена изменила ему с шутом.
- Там же, в последующем томе «Танец с драконами»: лорд Русе Болтон отчаянно практикует спин-докторинг своей персоны, пытаясь всеми силами скрыть присущие ему маньячные наклонности и участие в предательском заговоре против Старков. Благо, что и козлы отпущения под боком: в первом случае сыночек Рамси, на которого можно свалить все зверства, во втором — Фреи.
- Там же: лорд Варис старательно пиарит себя как бескорыстного государственника, всё делающего для блага королевства. Но, беседуя с умирающим человеком, который уже точно никому ничего не расскажет, Варис раскрывает все карты: да, он играет за конкретный Дом, как и все. Да, он готов убить лорда-регента королевства за страшное преступление: попытку спасения страны от окончательного распада. Потому что спасти страну (и заодно продать её с потрохами заграничным сырным мегакорпорациям) должен именно его, Вариса, протеже — Эйегон, мать его, «Идеальный Король» Элессар Карманный, а не какая-то ланнистерская собака. А пока пусть будет бунт, хаос и анархия — они ведь так полезны для полной дискредитации домов Ланнистеров и Баратеонов!
- «Звёздные войны» — собственно, именно чёрный пиар привёл к вотуму недоверия канцлеру Финису Валоруму. Личностью он был честной и неподкупной — но всё же не полным бессребреником, и некоторые бизнес-активы имел (как минимум, ему нужно было на что-то финансировать избирательную кампанию, причём галактического масштаба). И когда в эти активы стали поступать «добровольные пожертвования» из мутных источников (за которыми, разумеется, реяла зловещая тень Пал Палыча), это очень быстро выплыло наружу и сильно ударило по репутации Валорума, превратив его в глазах общественности из «единственного честного человека в насквозь прогнившем Сенате» в «прогнившую марионетку прогнившего Сената». И когда канцлер вместо того, чтобы ответить потерявшей берега Торговой Федерации силой на силу, снова пошёл на поводу у бюрокра
дтов, это стало последней каплей. Падме громко выразила всё, что думала — и оказалась в этом мнении не одинока.
Театр[править]
- А. К. Толстой, «Смерть Иоанна Грозного» — сталкиваются «белый» и «чёрный» пиарщики Бориса Годунова. Народ колеблется, но после объявления о бесплатной раздаче Годуновым хлеба принимает сторону первого и избивает второго.
- «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть». Вся пьеса — одно большое «На тебе!» в сторону Гитлера, его партии, его прихода к власти и первых лет его правления. В одной сцене истеричному мафиозному главарю Артуро Уи (в котором легко узнаётся Гитлер) дают уроки имиджмейкинга.
Литература[править]
Отечественная[править]
- А. П. Чехов, «Клевета» — ГГ, попавший в двусмысленную ситуацию, спешит изложить всем вокруг «белую» версию событий… и обнаруживает, что именно из-за его усилий люди уверовали в «чёрную».
- Юрий Олеша, «Три Толстяка» — на рыночной площади происходит своеобразная пиар-битва. Силач Лапитуп по заказу властей пытается публично высмеять Просперо и Тибула, некий негр прогоняет его, нищий (по-видимому, переодетый агент тех же властей) обвиняет негра, но последний признаётся, что он и есть загримированный Тибул, и таким образом одерживает окончательную пиар-победу.
- Леонид Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — Насреддин наблюдает, а затем пресекает, чёрный пиар его личности со стороны эмирского шпиона.
- Николай Носов, «Незнайка на Луне» — олигарх Спрутс владеет газетой «Давилонские юморески» и использует её для скрытой рекламы собственных товаров.
Зарубежная[править]
- Клайв С. Льюис — инверсия: положительные герои лишены возможности себя пиарить:
« | — Некогда Логрис состоял из меня, одного рыцаря и двух отроков. Но мы победили. |
» |
— «Мерзейшая мощь» |
Телесериалы[править]
- «Продвижение Нобуты» — два японских школьника целенаправленно улучшают имидж своей одноклассницы, страдающей от буллинга.
- «Простые истины» — серии «Чёрный пиар».