Пересмешник

Материал из Posmotrelisu
Версия от 14:43, 16 ноября 2023; RedTwilight (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Пересмешник''' – роман российского писателя Алексея Пехова в жанре Стимпанк. Красочный сеттинг книги напоминает Викторианскую Англию в фэнтезийной обертке, где технический прогресс соседствует с магией, а рядом с людьми ж...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Пересмешник – роман российского писателя Алексея Пехова в жанре Стимпанк. Красочный сеттинг книги напоминает Викторианскую Англию в фэнтезийной обертке, где технический прогресс соседствует с магией, а рядом с людьми живут другие разумные расы - как человекоподобные, так и не очень. Как и многие книги автора, «Пересшеник» не избежал сравнения с другими произведениями, а именно с компьютерной игрой Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, а также с циклом романов Чайны Мьевиля о Нью-Кробюзоне.

Мир

Книга переносит нас в город Рапгар – столицу одноименного государства, во главе которого стоит Князь. В целом, как уже было сказано, Рапгар отсылает к Англии конца XIX – начала XX века.

Рапгар твердо ступил на путь технического прогресса. Магия постепенно, хоть и неохотно, сдает позиции науке и технике. В городе нарастают противоречия между разными народами, из-за чего появляются радикальные этнические группировки, ратующие то за свержение власти лучэров – местного эльфоподобного народа, исторически занимающего высшую социальную ступень в обществе, то наоборот – за возвращение к старым порядкам и отказ от всех достижений прогресса. Правительство не жалует ни тех, ни других, а народ Рапгара, в основной своей массе, старается соблюдать политический нейтралитет.

Рапгар ведет агрессивную колониальную политику, воюя в разных уголках мира и на начало действия романа как раз назревает новая большая война за очередную колонию с государством Малозан.

Расы

Лучэры – они же просто чэры. Долгожители (судя по всему живут около 300 лет) с врождёнными магическими способностями. Владеют Обликом, позволяющим, как это ни странно, менять облик, и Атрибутом. Облик может быть как безобидным – главный герой, например, будучи сыном лучэра и людской женщины, умеет на 6 секунд стать невидимым, так и превратить своего обладателя в жуткое чудовище огромной силы. Чем древнее и чище кровь лучэра, тем более могущественным обликом он обладает. Атрибут же наделяет лучэра какой-нибудь полезной или не очень способностью. Главный герой умеет имитировать любые звуки, чаще всего подражает чужим голосам, а его друг Дантэ может слышать чужих амнисов – духов, которые могут общаться только с хозяином, которому обязаны служить.

Люди – традиционно универсальны, суют нос во все сферы жизни города и активнее всего пытаются оспорить власть лучэров.

Мяурры – антропоморфные коты, уравнены в правах с людьми, но в отличие от них стараются держаться обособленно, за исключением активной службы в армии Рапгара. Превосходные бойцы. Подчиняются строгим правилам своего общества, изгоняя всех, кто запятнал себя серьезным проступком - например выбрал недостойную гордого мяурра профессию кондуктора или цирюльника.

Хаплопелмы – огромные пауки, 8 футов в высоту и 14 в длину. Свирепые и жестокие, но первыми нападают редко. Живут в районе Паутинка. Лучшие солдаты Рапгара, а еще их охотно принимают на службу в Скваген-Жольц - местную жандармерию.

Пикли – похожие на черепах гуманоиды, которые умеют генерировать электричество. Именно им Рапгар обязан значительной долей прогресса. Благодаря этому занимают привилегированное положение в обществе. Упоминаются часто, но лично на страницах книги появляются лишь однажды и то вскользь.

Тропаеллы – разумные деревья. Очень разумные, так что неустанно трудятся над новыми изобретениями. Рапгар охраняет их как зеницу ока.

Фиоссы – разумные летающие насекомые. Служат посыльными. Заклятые враги хаплопелм.

Дьюгони – водоплавающий народ, похожий не то на тюленей, не то на моржей. Живут в озере Меллавен к западу от города и контролируют дамбу, которая находится в плачевном состоянии из-за конфликтов дьюгоней с городскими властями, что грозит Рапгару очень серьезной катастрофой. Никак не могут добиться равных прав с людьми.

Маленький народец – человекоподобные лилипуты, размером примерно с ладонь взрослого человека. Очень наивны, но при этом довольно хитры. Подавляющее большинство жителей Рапгара не обращает внимания на их присутствие.

Скангеры – ящероподобные существа примерно в треть человеческого роста. Самый презренный народ Рапгара, лишенный всяких намеков на права, полностью оправдывающий свою мерзкую репутацию.

Низшие – демоны, пришедшие из Изначального пламени – местного загробного мира, и их потомки от смертных. Последние внешне неотличимы от людей и лучэров, за исключением глаз. По крайней мере, пока не пустят в ход свою магию. Невероятно сильны и опасны. Несмотря на это находятся на социальном дне вместе со скангерами. Немногочисленны.

Амнисы – духи Изначального пламени, которых лучэры научились связывать клятвой с благородными семьями Рапгара, которым те служат верой и правдой, но все же мечтают освободиться.

Основные персонажи

Тиль эр’Картиа – главный герой, лучэр лет тридцати, умеющий имитировать любые звуки, за что и получил прозвище Пересмешник. До начала романа был несправедливо обвинен в убийстве зятя Князя. Наспех устроенное следствие сфабриковало улики по личному приказу правителя, суд вынес приговор и Тиль был казнен – отрезан от Изначального пламени, и заключен в тюрьму. Теперь он вроде бы жив, но никогда не проживет так долго, как обычный лучэр. Спустя семь лет был освобожден, так как в деле всплыли неопровержимые улики, указывающие на его невиновность. Больше Тилю ничего не объяснили. Не зная, сколько ему осталось, хочет успеть найти настоящего убийцу и узнать правду о случившемся. Настоящий джентльмен.

Стефан и Анхель – амнисы Тиля, служат семье эр’Картиа с незапамятных времен. Стефан – саркастичный старик в облике трости. Выполняет роль старшего товарища и наставника для Тиля. Анхель – очень опасный дух, связываться с которым боятся многие, не обделённые силой амнисы. Её обычный облик – керамбит (кривой нож с заточкой на вогнутой стороне и кольцом на конце рукоятки). Очень немногословна.

Эрин – таинственная красотка, вовлеченная в весьма сомнительные дела, с которой Тиль мимолетно знакомится в начале романа, спасая от неизвестных преследователей. Исчезает так же быстро, как появляется, после чего Тиль пытается отыскать её.

Талер – закадычный приятель Тиля. Человек. Фанат огнестрельного оружия и первоклассный стрелок. В отличие от Тиля и остальных его друзей – небогат, из-за чего комплексует.

Данте – еще один из друзей Тиля. Лучэр. Богатый и беззаботный гедонист. Потратил не мало сил и средств, пытаясь докопаться до истины в деле Тиля, но безуспешно, из-за чего даже подозревал Князя в заказе убийства своего непутевого зятя. Владеет очень могущественным и устрашающим Обликом.

Бэсс – низшая. Любовница Данте. Рыжеволосая красотка с чарующим голосом. Для Тиля становится верным товарищем.

Алисия эр’Раше – юная лучэра, полукровка, так же, как и Тиль. Защищая её, главный герой влипает в историю и вынужден драться на дуэли с армейским офицером, после чего друзья активно начинают навязывать молодую воспитанную чэру Тилю в качестве любовного интереса.

Тропы

Вампир – завью. Их слюна действует на лучэров и людей как сильный наркотик, а потому находится немало желающих поделиться с кровососом своей кровью. Многие завью владеют лицензией на охоту (добровольную со стороны «жертвы», разумеется) прямо в городской черте.

Верность до конца – амнисы. Служить их заставляют против воли, но тем не менее они верны своим хозяевам-лучэрам.

Гладиатор – на Арене сражаются гигантские паровые машины.

Голем – амнисы Данте – Зефир и Ио. Когда-то Данте раздобыл тело мертвого стоуна – разумного камня, вытесал из него двух горгулий сами футов росту каждая, и вселил в них амнисов. Благодаря этому они могут самостоятельно передвигаться и разговаривать не только со своим хозяином. Чем пользуются, например, для того, чтобы пугать прохожих.

Госбезопасность – Серый отдел Скваген-Жольца занимается расследованием политических преступлений.

Дворецкий – Блассет, слуга в доме Тиля. Нетипичный представитель профессии. Невысокий и кругленький, хитрый и ловкий, в прошлом картежник и шулер, одевается в яркие цветастые костюмы… Впрочем, Тиль своим дворецким доволен.

Дружба между поколениями – Тиль и Влад, старший его на 15 лет.

Жертвенный агнец и Жертвенный лев в одном лице – Талер. Крутой стрелок, способный дать прикурить целой банде отморозков. Но, в то же время, простоватый и наивный как ребенок.

Инициация – Круг Когтей у мяурров. Когда мяурру исполняется 20 лет, он отправляется на Круг Когтей, где должен сразиться в рукопашной схватке с тремя опытными бойцами-мяуррами (которые, понятное дело, вооружены не только кулаками, но и острейшими когтями), продержавшись против каждого минуту. Получается это далеко не у каждого. Те, кто прошел Круг, могут жениться и завести свой «коготь» - ячейку прайда. Остальные ждут еще год до следующего риутала.

Квартал красных фонарей – он же Квартал исполнения желаний. Предлагает развлечения на любой вкус, от дешевых притонов до респектабельных заведений, пропуск в которые не так-то просто получить.

Людоед – тру-тру. Жуткие полуразумные образины, похожие на помесь обезьяны со львом, живущие на окраинах Рапгара. Однажды Тиль наткнулся на остатки трапезы такого зверя. Долго мучился от ночных кошмаров.

Масоны и иллюминаты – В Рапгаре промышляет сразу несколько тайных обществ. Одно из таких стояло за всеми перипетиями сюжета. Группа лучэров, мечтающих вернуть старые порядки, когда их народ обладал безоговорочной властью. В средствах были несколько неразборчивы, решив устроить в Рапгаре катастрофу апокалиптических масштабов.

Мироцентричный сеттинг – многие согласятся с тем, что главный герой произведения, это Рапгар.

Навык Чеховаумение Тиля имитировать любые звуки.

  • Вообще, навыки в этой книге оказываются очень кстати. Данте и Алисия должны слышать, что говорят амнисы Тиля? Их Атрибут как раз такой. Алисии нужно хорошее прикрытие? Облик симпатичной девушки-лучэры - симпатичная девушка-человек.

Настоящий полковник – МакДрагдал, сосед Тиля. Еще и оказался отличным товарищем для главного героя, хотя до того, как тот попал в тюрьму, относился к нему презрительно из-за нежелания Тиля служить в армии.

Не эльфы – лучэры.

Оммаж – перечень предметов, с помощью которых были запечатаны Княжеские усыпальницы. Явная отсылка к Пиратам Карибского моря.

Офицер и джентльменаверсия. Капитан Витнерс. Он, конечно, офицер, но при этом наглый и хамоватый солдафон.

Палач – Влад. В прошлом хороший приятель Тиля, вынужден был привести его приговор в исполнение, из-за чего мучается чувством вины. Как бы не так.

Пророк – Пророк из района Иных, удивительно точно предсказывающий где и когда Ночной Мясник совершит очередное убийство. Жандармы роют землю в поисках Пророка, но безуспешно.

Просто друг – Талер, судя по всему, неровно дышит к Катарине, их с Тилем университетской подруге. Но та давно и счастливо замужем, а Талер для нее именно сабж.

Пуффендуй – Алый отдел Скваген-Жольца. Занимается расследованием преступлений на почве магии. И это все, что о нем известно. В отличие от Синего, криминального отдела, и Серого, политического, в событиях книги не участвует и лишь упоминается персонажами.

Маньяк – Ночной Мясник. Учитывая всю подноготную, он еще и апокалиптический.

Слитая концовка – частично. Тиль узнает, что же случилось семь лет назад и ради чего все это было организовано. Но Ночным Мясником оказывается персонаж, ни разу не появившийся на страницах книги до самого финала. Автор даже его имя не стал называть.

Срисованная фэнтезийная культура

  • Рапгар – Викторианская Англия
  • Магар – Индия
  • Жвилья – Франция
  • Кохетт – Италия
  • Малозан – что-то ближневосточное. Возможно Османская Империя, но управляется не султаном, а шейхом.

Тупой полицейский – инспекторы Фарбо и Грэй. Зная, что Тиль не виновен в убийстве зятя Князя (они сами же и сфабриковали улики), продолжают подозревать в нем Ночного Мясника и следить за ним, в надежде отмыть свою подпорченную репутацию. Обоих такое упрямство свело в могилу.

Чужеродное место – так и называется, Место. Мес… кхм… место, откуда в мир пришел Всеединый, местный бог. И откуда ушел обратно в Изначальное пламя. Дядя Тиля настоятельно не рекомендовал ему подходить к окну, выходящему на Место.

Чужеродное чудовище – то, во что превращается Князь после смерти. Однажды такое чу-чу вырвалось на свободу и уничтожило половину Рапгара. Пришлось построить Княжеские Усыпальницы, защищенные в том числе и магически, чтобы предотвратить такие случаи в будущем.