Тупой полицейский

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Bad Cop/Incompetent Cop. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Алиби у парня нет, мотив есть. Закрываем дело?

— Рот закрой, за умного сойдёшь.

»
— Диалог Игоря Грома с сабжем[1]
Клэнси Виггам — комический вариант

В полиции работает разная публика. Есть честные, преданные своему делу детективы. Есть даже слишком въедливые. Есть возмущённые несправедливостью криминалисты, а есть просто хорошие профессионалы. Есть полицейские-ковбои. Плохие тоже встречаются: то оборотни в погонах, то просто злюки.

А герой этой страницы — к ним не относится. Он не хороший и не плохой, а просто туп как пробка. К выполнению обязанностей подходит сознательно, старается вовсю… только лучше бы не старался совсем. Что ни сделает, выходит какая-то глупость. Шериф (или комиссар) давно бы уволил, да вроде не за что. Дурак же не виноват, что он дурак.

Полицейские подобного типа оседают на должностях пустых, без особой ответственности и без карьерного роста. Пеший патруль в городских трущобах. Регистратором заявлений о пропавших домашних любимцах. С радаром — ловить нарушителей скоростного режима на шоссе, делать городку бюджет. Хотя… отставить шоссе! Бюджет дело важное, но пошлём туда сержанта — у него жена двойню родила!

Наш герой вооружён отлично вычищенным пистолетом без патронов — на столе забыл когда чистил, наручниками, к которым на верёвочке привязан ключик — чтобы всегда под рукой, крепкой дубинкой — любимое оружие, пенопластовым стаканчиком бесплатного кофе и пакетом с эквивалентно бесплатными пончиками — это единственная взятка, которую герой умеет брать, зато берёт дважды за дежурство. От пончиков и излишне сладкого кофе у некоторых образуется до полусотни фунтов жира. Говорят, что пузо защищает от пули лучше бронежилета, а бегать не мешает совершенно, не так ли? Любимое средство передвижения — огромный патрульный автомобиль 1990 года выпуска (должны были списать в 2000, но шериф приказал пока оставить — специально для нашего героя). Машинка не особо маневренная, зато быстрая и крепкая. На ней так приятно врезаться в других участников дорожного движения! Когда персонаж общается по рации, про радиожаргон, кодовые слова и конфиденциальность забывает начисто. Зато когда без рации — секретность на высоте. Некоторые используют исключительно язык хмыканий. Униформа может выглядеть по-разному: от безупречной до бесформенной.

Police Academy — идиот-карьерист

Хуже когда дурак хочет непременно выбиться в люди. Рано или поздно за усердие получит сержанта, а там и до капитана рукой подать. Но не будем завидовать. Жизнь такого служителя закона — совсем не сахар. Подчинённые за спиной пожимают плечами и смеются в ладошку. Самые смелые — устраивают розыгрыши. Незадачливый начальник пробует пранкстера должным образом наказать… но выходит как всегда, то есть ещё смешнее.

Когда глупых полицейских набирается целый участок, им дают в начальники идиота или психопата. Получается Панургова полиция.

Под троп также подходят полицейские, нарочно показанные туповатыми, чтобы оттенить острый ум и глубокие познания частного детектива.

Надтроп — Бестолковая полиция. Противоположные тропы — Тупой приспешник, Тупой злой и Тупой — это зло про тупых преступников.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про чревовещателя, который с помощью куклы рассказывал анекдоты про тупых ментов. Сидящий в зрительном зале милиционер потребовал прекратить. Чревовещатель стал извиняться, а мент сказал, что он вообще-то к кукле обращался.

Театр[править]

  • В первых двух частях известной трилогии Сухово-Кобылина Иван Антоныч Расплюев был мелким жуликом. (Во второй он всего лишь упоминается — но явно ничего не поменялось.) В промежутке между второй и третьей частями он — как сам рассказывает — мучился от недоедания и отсутствия средств к существованию (надо полагать, его жене и детям, упомянутым в каноне, тоже пришлось несладко!)… И вот он умудрился поступить в полицию (!) и даже спустя несколько лет достигнуть младшего офицерского чина. И из него получился — как мы видим в третьей части — Тупой полицейский, с некоторыми чертами Злого. А ещё он всю свою жизнь — в некотором роде Житель Страны Тёмных Эльфов, и с годами (как раз к моменту начала службы в полиции) это у него отпрогрессировало.
    • Николай Трофимов, один из лучших сценических и экранных Расплюевых, блестяще всё это передал в гаринской экранизации третьей пьесы — «Весёлые расплюевские дни», очень буквальной и оттого криповатой.
    • Трофимов сыграл Расплюева-полицейского и ещё раз — в сценическом и телевизионном мюзикле «Смерть Тарелкина», вольной адаптации третьей пьесы.

Литература (и адаптации классических сюжетов)[править]

  • Классика жанра — Лестрейд из Скотланд-Ярда, впрочем, это скорее в бесчисленных экранизациях, а не в книгах сэра Артура, где инспектор показан как службист-середнячок без воображения, но с апломбом.
    • Ну как «середнячок»… по словам самого Холмса, Лестрейд один из лучших сотрудников Скотланд-Ярда, и в общем-то как розыскник он действительно может многое.
    • Педаль в пол — мультфильмы «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Убийство лорда Уотербрука»(2005) и (особенно) «Шерлок Холмс и чёрные человечки» (2012). Деконструкция — тут тупые все, включая самого Холмса.
  • Второй антагонист Филеаса Фогга в «Вокруг света за 80 дней» (первым антагонистом было время!) Тупость особенно отчётливо видна в мультсериале (где Фикс вовсе даже и не служит в полиции, так что там тропа нет), но и в книге детектив Фикс довольно беспомощен.
    • С книгой спорно — большую часть времени Фикс не мог задержать Фогга исключительно из-за отсутствия ордера. А когда ордер, наконец-то, был получен (в Гонконге) — Фогг уже покидал зону действия британской юриспруденции. А по ложному следу кто только не шёл.
  • Констебль Гун из цикла детских детективных повестей Энид Блайтон «Пятеро тайноискателей и собака».
    • Мимо кассы — Старина Пошлипрочь — классический Злой полицейский, но не дурак. Что прямо констатируют герои уже в самой первой книге, когда Гун допрашивает их как свидетелей: «Как к констеблю не относись, следовало признать, что вопросы он задавал абсолютно адекватные и строго по делу». Поражения его обусловлены либо тем, что он идёт по ложному следу, либо просто не знает о преступлении, либо банально отстает от героев на несколько шагов. Хотя с фактом наличия у него очень тяжёлого характера и завышенного самомнения не поспоришь.
  • Карел Чапек любит играть с этим тропом.
    • «Смерть барона Гандары» — тупому полицейскому поручают расследовать убийство иностранного аристократа, авантюриста, азартного карточного игрока, соблазнителя чужих жен, промышлявшего международным шпионажем и шантажом влиятельных особ. Все, на что хватило воображения пожилого следователя — это предположить, что потерпевшего мог застрелить кто-нибудь из домашних ради бумажника с деньгами, как это не раз было в практике этого следователя. У сотрудников это вызывало горький фейспалм, и совершенно зря — полицейский, возможно, и не блещет интеллектом, что сам неоднократно подчеркивает — тем не менее стоит заметить, что самокритика по-настоящему тупым людям не свойственна, — но опыт у него богатейший, и он оказывается абсолютно прав.
    • "Похищенный документ № 139/VII отд."С"" — расследованием кражи секретного документа у полковника генштаба занялась военная контрразведка. Подключился и сельский участковый, убежденный, что знает всех в округе жуликов, привыкших взламывать рамы долотом. «Как потрясающе тупы эти полицейские сыщики», — подсветил потерпевший. Как и в предыдущем примере, зря: пока контрразведчики искали таинственного шпиона, полицейский сыщик за день нашёл мелкого воришку, который даже не понял, что за бумаги он спёр из господского дома.
  • Туповатый, но самоуверенный депьюти-детектив Воксман в «Хьюстон, 2030: Дело о пропавшем теле» Майка Мак-Кая оттеняет дедуктивные способности главной героини — полицейского клерка Кейт Боуэн и оперативную хватку её мужа — депьюти Кима.
  • Терри Пратчетт очень любит этот типаж. Вся Ночная Стража времен молодости Ваймса, сержант Колон, Шнобби Шноббс, Детрит и все тролли-копы. Да и Моркоу с Ваймсом частенько стараются выглядеть идеально тупыми полицейскими.
  • Макс Фрай же! Начальник полиции генерал Бубута Бох — не то чтобы совсем дуб дубом, но компетентен именно как боевой генерал (спас короля в одной значительной заварухе), а вот на гражданке ни жить, ни служить не умеет — умеет только свирепо лаяться. Его зам капитан Фуфлос — то же самое, только без бубутиной отваги (сам генерал-то не боится никого, кроме Макса одного, да ещё собственной жены), и к тому же пристроен на должность по блату — приходится генералу шурином. А вот его преемник на посту замначальника Трикки Лай — очень и очень компетентный парень.
  • Практически все правоохранители из произведений Дмитрия Черкасова. При этом каждый из них либо Оборотень в погонах, либо Злой полицейский, либо Лирой Дженкинс, либо Молодец против овец. А чаще всего — всё это одновременно.
  • «Тайный сыск царя Гороха» — два слова, и оба матерные: Дмитрий Лобов.
  • «Незнайка на Луне» — Дригль, первый полицейский, встретившийся Незнайке. Держиморда, умеющий только дуплить задержанных демократизатором. И обер-атаман [высокий чин в карательных полицейских частях] Мстигль, попытавшийся обстрелять ракету землян, болтаясь при этом в невесомости. Конец немного предсказуем.
  • Пер Валё и Май Шеваль, декалогия о Мартине Беке — Курт Квант и Карл Кристианссон, парочка ленивых дебилов не блещущих умом и инициативностью полицейских из радиофицированного патруля. Способны полчаса орать на человека, только потому что его трёхлетний сынишка крикнул «Полиция, полиция, картофельное пюре!» В «Негодяй из Сафлё» Кванта убили и ему на смену пришёл Кеннет Квастму, такой же дурак, зато инициативный.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Ищите женщину». И инспектор Рири Грандэн (Л. Куравлёв), и его подчинённый Максимэн (Л. Ярмольник) поначалу кажутся представителями тропа, но тут зигзаг: оба скорее чудаковаты, добродушны и простодушны. При этом Грандэн суров и цепок, за ним тянется слава отличного профессионала (когда он тупит в кадре — можно списать на болезнь и повышенную температуру), а у Максимэна «железная хватка»(с), показанная, впрочем, не без пародийности, он действительно неплохо дерётся.
  • Фильм советской Латвии «Незаконченный ужин» — Баклюнд, Курт и Кирл.
  • «Ширли-мырли» — следователь Жан-Поль Пискунов и его сержант. Впрочем, остальные персонажи там тоже не светочи интеллекта — фильм-то откровенно фарсовый!
    • При том что Жан-Поль, героический мужчина, вцепившись железной хваткой в Кроликова, не отпускает его до самого конца, и на крышу трамвая запрыгнет, и американского посла под арест возьмёт.

Зарубежные фильмы[править]

  • «Без следа» 1983 — детектив Минетти, американец итальянского происхождения, подпадает под этот троп. Он разыскивает семилетнего Алекса, сына учительницы английского языка и литературы Сьюзен Селки, который однажды утром отправился в школу, дошёл до угла улицы и… исчез. Розыски ведутся почему-то исключительно на территории того штата, где пропал мальчонка, причём преимущественно в Бронксе, где тот жил с матерью до похищения. Конечно, в конце фильма ребёнок обнаруживается абсолютно в другом месте, находящемся за много километров от Бронкса.
    • Почему Минетти на протяжении ТРЁХ МЕСЯЦЕВ не реагирует на звонки старушки, утверждающей, что у её бездетного соседа-пенсионера откуда-то появился «внук»? Да, та старушка была не совсем здорова психически, но это не значит, что она ничего не могла видеть. Неужели трудно просто съездить и проверить поступивший от гражданки сигнал?!
    • Почему, найдя у уборщика-гомосексуалиста испачканные кровью трусики Алекса, Минетти не отдаёт их в лабораторию? Ведь тот заявляет, что это его собственная кровь, а трусики валялись в доме Селки под раковиной на кухне, исполняя роль тряпки.
    • Чего уж проще — взять анализ крови уборщика, сделать анализ крови на трусиках, сопоставить результаты. Вместо этого лейтенант Минетти, не утруждая себя заботой о поиске трупа, объявляет дело закрытым, уборщика — убийцей, мальчика — убитым, о чём и сообщает его матери, чуть не доведя её до инфаркта.
    • Его поведение можно было бы объяснить халатностью, наплевательским отношением к своей работе и чужому горю, но это не так. Лейтенант Минетти работает очень много, но крайне нерезультативно, потому что он ИДИОТ.
  • Тупой шериф Дж. У. Пеппер (Клифтон Джеймс) появляется в Бондиане дважды: в первый раз на своём рабочем месте в Луизиане — фильм «Живи и дай умереть» (1973), и повторно в качестве американского туриста в Таиланде — фильм «Человек с золотым пистолетом»(1974).
  • Во французском кино 1950-х — 1980-х годов часто изображали таких (характерный пример — комиссар Жюв из трилогии о Фантомасе). В мультфильме Е. Гамбурга «Ограбление по…» это спародировано.
    • Традиция уходит корнями еще во французский театр конца XIX — начала и середины XX века.
    • К этому также сделана отсылка в пьесе Робера Тома «Попугаиха и цыплёнок» и в её советской бутлег-киноадаптации «Ищите женщину» (см. выше Отечественное кино).
  • «Крепкий орешек» — тупой полицейский есть в каждом фильме. Особо выделяются агенты ФБР Джонсон и Джонсон из первого фильма (1988) и начальник полиции аэропорта Даллеса капитан Кармайн Лоренцо из второго (1990).
  • Комедия «Животное» — главный герой. Не сказать чтобы дурак, просто наивен, робок, слабохарактерен и не отличается физической подготовкой. При этом, когда нужно, проявляет отвагу и самоотверженность еще до своей операции.
  • Инспектор Клузо в фильмах о «Розовой пантере».
  • «Полицейская академия» — все герои немного с приветом, но тупыми представлены лейтенант[2] Таддеуш Харрис (Джордж Бэйли) и лейтенант[3] Эрнест Маузер (Арт Метрано). Умишком также не блещет сержант[4] Карл Проктор (Лэнс Кинси). С прикрученным фитильком — впавший в старческий маразм начальник академии Эрик Лассард (Джордж Гейнс), который от фильма к фильму всё больше отделяется от реальности.
  • Тупой полицейский — клизменный персонаж любого болливудского блокбастера. Фильмов слишком много, всех не упомнить.
  • Полиция во франшизе «Такси». Причем чем дальше — тем тупее.
  • «Я, снова я и Ирэн» (Me, Myself & Irene, 2000) — с прикрученным фитильком. У рядового полиции Род-Айленд Чарли Бэйлигейтса (Джим Керри) поехала крыша. Точнее, под одной крышей — в одной черепной коробке — с Чарли поселился некто Хэнк Эванс. Раздвоение личности приводит к массе неприятностей.
  • Капитан (позже майор, позже подполковник) Кардош в цикле венгерских комедийных боевиков: «Языческая мадонна», «Без паники, майор Кардош!», «Заколдованный доллар», «Фальшивая кукла», «Ожерелье королевы», «Пара тонн камфоры», «Богатое наследство». В трёх последних он уже пожилой, сильно за 60 — но у него, похоже, в дополнение к изначальной тупости и инфантильности ещё и возрастной маразм начался.
    • В одном из ранних фильмов подсвечено: судя по его обмолвкам, у него серьёзный дефект вилочковой железы (плюс перенесённый в детстве рахит, а в юношеские годы — дистрофия), и из-за этого к 32-35 годам его организм еще не завершил своё физическое развитие. Что такой уникум делает в полиции — непонятно. И начальство его там еще и интеллектуалом считает (которым он, мягко говоря, не является, но которого старательно из себя корчит)!
    • При этом доктор Кардош, очевидно, сумел защитить докторскую степень. Кто-нибудь знакомый с реалиями доперестроечной Венгрии может пояснить?
  • Трилогия про «ментовозку и Бандита» — пожилой шериф (этот пополам со Злой полицейский), остервенелый и упоротый беспредельщик-шовинист с околомаккартистскими взглядами. И его взрослый сынок и подчинённый. Сынок, кажется, ещё и немножко дебил — именно в клиническом смысле. Авторы фильмов уверяют, что в 1960-е и 1970-е годы в США им не раз встречался и тот и другой типаж среди действующих — и находящихся на хорошем счету! — сотрудников полиции.
    • Возможно, оммаж именно этим фильмам являют собой тарантиновские персонажи — туповатый служака-шериф и его долболоб-сынок из «Убить Билла» (постановщик — сам «неистовый Квентин») и «От заката до рассвета» (постановщик — квентинов друг Роберт Родригес).
  • «При исполнении 3: Сила дракона» — «Тощий» Алан Мао, приковавший «неблагонадёжного» японского коллегу наручниками к бамперу ментовозки в момент, когда каждый боец на счету… а потом ещё и ухитрившийся угодить в заложники к злодеям.
    • И именно из-за этого долболоба Фудзиока вынужден был драться в наручниках с отмороженным Накамурой, который нанёс ему тяжкие увечья и чуть его не убил! Впрочем, в финале Фудзиока всё равно не выжил…
  • «При исполнении 6: Тайный арсенал». В предфинальной сцене сабжем оказался целый отряд коллег главгероини, возглавляемый двумя начальниками. В сочетании с тропом «Что за идиот!», отыгранным коллективно. Тут надо армейский спецназ вызывать, в брониках, с автоматами, взрывчаткой, газами, а то и с пулемётами… а они на ЭТАКИХ злодеев полезли в одной лишь полицейской форме, вооружённые одними лишь пистолетиками, да ещё попытались «подобраться поближе под прикрытием микроавтобуса»! Прямо трагифарс какой-то получился, с глупейшими потерями личного состава. Какое счастье, что это лишь нарочитое сгущение тропа «ради драмы» и в реале такого ни под каким видом не могло бы произойти!
    • Не смотревшие фильм могут подумать, что спецназ по какой-то причине невозможно было вызвать, или что-то подобное. В том-то и ужас, что ничего подобного! Перед началом «типа штурма» главгероиня открытым текстом говорит одному из начальников, тому, который из двоих главнее: мол, не вызвать ли «силы британской армии»? (Гонконг в том году ещё был британским.) А начальник ей в ответ: «Отставить! Не вмешивайтесь. Справимся своими силами! Я знаю, как проводить подобные операции». Не хотел делиться с «белыми чужаками» славой, сволочь тупоголовая и чванная?.. Чуть позже одного из двух начальников даже подстрелят злодеи — причём не этого, а второго, который поменьше чином.
  • «Реальные упыри» — парочка местных копов О’Лири и Миноуг. В упор не видят сверхъестественное и находят смехотворные объяснения всей встречаемой ими паранормальщине. Была слабая искорка надежды, что они единственные такие придурки в участке, но в сериале по мотивам фильма она была растоптана в пыли — остальные копы как бы не большие идиоты. Как иронично шутят фанаты про Wellington Paranormal — «результат столкновения лбами „Секретных материалов“ и „Полицейской академии“».
  • «Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар» — Федеральный маршал охраны природы Уилленхолли. В доп. материалах к фильму рассказывается о том, что его поставили на эту должность за то, что он был слишком туп. Хотел поступить в ФБР, как и его друзья, которые стебались над ним, в вырезанных сценах. (в конце фильма ему всё же удаётся поступить в ФБР, благодаря тому, что Джестис сдалась и сдала своих подруг. Она сделала это чтобы защитить Джея от ареста, ведь тупой маршал всё это время думал, что главной целью было похищение орангутана, а не бриллиантов).
  • «Голый пистолет» — Фрэнк Дрэбин, даже несмотря на то, что этот фильм сам по себе является пародией, нереально туп на фоне остальных персонажей.
  • «Неправильные копы» — поскольку в недалеком будущем удалось исправить общество настолько, что преступников больше нет, полицейским только и остается, что тупеть от безделья, попутно пытаясь придумать, как обосновать свою необходимость для общества. На фоне коллег особенно отличился коп, пытавшийся под дулом пистолета заставить симпатичную девушку показать ему сиськи. Получил струю из перцового баллончика в морду.

Телесериалы[править]

  • Илья Куликов чуть ли не первым решился прямо отыграть троп в отечественной массовой культуре:
    • «Глухарь» — следователь Андрей Агапов, натуральный раздолбай и комический персонаж сериала. Вечно попадает в забавные и не очень передряги, безалаберно относится к своей работе (например делает глупейшие ошибки при ведении уголовных дел), вследствие чего начальство скидывет ему только «висячные» дела. В меньшей степени под этот троп попадает его коллега и приятель Алексей Черенков, который водит в комнату допросов проституток чаще, чем злодеев.
    • Со временем Лёша сильно поглупел, потому что пить-то надо не столько.
    • «Пятницкий» — жуликоватый участковый капитан Дмитрий Фомин. Переплюнул в плане раздолбайства даже Агапова из сериала-предшественника. Регулярно подставляет Зимину своими тупыми выходками. Злоупотребляет алкоголем даже при исполнении обязанностей. Зимина его терпит за долю от его мелких и относительно безобидных махинаций. В меньшей степени под этот троп попадает его коллега и собутыльник дознаватель Павлов.
  • Капитан (а позже майор) Борис Чердынцев в «Ментах». Но он постоянная эпизодическая разрядка смехом, и не более того. У него не такая крупная и значительная роль, как у куликовских Агапова и Черенкова.
    • В данном случае это скорее деконструкция — Чердынцев, конечно, не светоч интеллекта и не маяк разума в тёмном царстве, но товарищ не злой и в целом исполнительный, поэтому его в отделе любят.
    • Смешнее всего то, что Борис Чердынцев, снимающийся в этом сериале в роли Бориса Чердынцева — и в самом деле бывший милиционер. И он практически не играет, он по жизни такой.
  • «Убойная сила» — субверсия с Васей Роговым. Хотя он может, не подумав, отмочить такое, что окружающие себе лица фейспалмами разобьют, но в целом — преданный делу парень и постепенно умнеет. К тому же, учитывая комплекцию «метр с кепкой» — умудрялся брать в одиночку матёрых рецидивистов и несколько раз «спасал день».
    • Черты сабжа приобрёл Дукалис (в отличие от первоисточника — «Ментов»). Видимо, допился.
    • С другой стороны, когда Плахова подставили, подбросив ему в машину «ствол» с явным криминальным прошлым, Дукалис быстро сообразил, что надо делать отвлёк внимание эксперта и привёл означенный пистолет в негодность.
  • «Лесник» — сельский участковый Борис Иваныч Тулов, эталон тропа, ещё и с фитильком, и с деконструкцией-реконструкцией (как любят Тартаков и Осипов). Синдром вахтёра в комплекте. Троп усугубляется тем, что он на лицо сущий тебе свин (в одном выпуске подсвечено пацанами, нарисовавшими на него злую карикатуру). При этом алкаш (в юности он был умнее и резче, но пить-то надо не столько…), а впоследствии и МТА. А после выхода на пенсию — пародийный политик.
    • На этого эпического болвана вообще в ранних сезонах смотреть, как правило, смешно — а в поздних в основном страшно.
  • «Возвращение Мухтара» — участковый Дятло, а в некоторых сериях черты сабжа приобретает и Хрулёв.
  • «Пёс» — Гнездилов. Своей тупостью и некомпетентностью регулярно пробивает дно, превращая сериал из унылой и не очень смешной пародии на «Комиссара Рекса»/«Возвращение Мухтара» в весёлый трэш. А этот самый «Гарри Нест» ещё и сноб!
    • Ужас у холодильника и получилось не смешно: а ведь у Гнездилова действительно болезнь Пика! Какая же мука мученическая его ждёт впереди… Он, конечно, мудак и нарцисс, и был бы таким, даже будь он полностью здоров, и коллеги его обоснованно недолюбливают — но разве можно чем-либо «заслужить» такое?!
    • Это ещё и попытка украинских сериальщиков создать своего собственного «майора Кардоша», с блэкджеком и шлюхами, остерегаться подделок!
  • «Воронины» — Леонид Воронин.
  • «Тульский-Токарев» — многие из подчинённых Токарева-старшего. Раздолбаи с умными глазами.
  • «Бруклин 9-9» — Норман Скалли и Майкл Хичкок.
  • «Паранормальный Веллингтон», спин-офф «Реальных упырей», повествующий о той самой парочке тупых полицейских, что наведывались к упрям в фильме. — педаль в земное ядро: Все здешние копы непроходимо тупы. В фильме тупости Миноуга и О’Лири было оправдание — они не замечали летающих вампиров и убитого охотника потому, что их загипнотизировал Виаго, а предположение, что животными, задравшими человека в парке, были собаки, в общем-то не лишено логики. Но в сериале они ведут себя ровно так же, как в фильме уже безо всякого гипноза. И ладно бы они были единственными такими придурками в участке, но нет — остальные копы как бы не большие идиоты. Фитилёк чуть прикручен разве что для сержанта Мааки, который на фоне своих подчинённых выглядит чуть ли не гением. Но исключительно на их фоне…
    • В качестве обоснуя. Виаго, который переживал, что эффект гипноза в любой момент развеется, ибо он плох в гипнозе, на нервяке загипнотизировал Миноуга и О’Лири слишком хорошо. А почему остальные копы тоже тупят? Никто не знает всех эффектов гипноза вампиров, вдруг Виаго настолько переборщил, что гипноз передаётся?
  • «Дознаватель» — дежурный РУВД Анатолий Хоменко. Участковый Вадим Рябинин. Сериал не ах (как и все продукты творчества Инессы Юрченко), но эти роли в нём сочные.

Мультфильмы[править]

  • «Чиполлино» — заглавный протагонист вместо со своей подружкой Редиской носится по городу как укушенный (поскольку объявлен в розыск по всему Овощному княжеству) и разрисовывает чёрным карандашом собственные портреты с объявлением о том, что «за поимку опасного государственного преступника, мятежника Чиполлино назначена награда в размере…». Он и Редиска пририсовывают изображениям Чиполлино совершенно фантазийные брови-усы-бороды-бакенбарды. И что же? «Детский» расчёт на троп внезапно оправдался: полицейские-Лимонишки глядят на портреты, принимают их всерьёз (не приглядываются, не обращают внимания на то, что изображения разрисованы от руки) — и начинают хватать каких попало подданных принца Лимона, лишь бы похожих на виденные морды! Бровастым, бородатым и усатым жителям пришлось несладко… А каково же им было потом в полицейском участке или офисе охранки?.. Будем надеяться, что офицеры орали на тупиц-подчинённых матом («Это — лук? Это, свинский ты шлюхин сын, — грёбаный лук, по-твоему?!!»), а необоснованно задержанных лиц, без особой охоты извинившись перед ними, отпускали восвояси.
  • «Братья Пилоты» (они же «Братья Колобки») — пародия на грани игры с тропом.
  • Над такими копами часто издевается дятел Вуди. Впервые — в одном из самых ранних выпусков (довёл полицейского до сумасшествия).
  • «Том и Джерри: Мышь в Манхэттене». Копы показаны агрессивными тупицами: они, как только им показалось, что Джерри грабит ювелирный магазин (а он разбил витрину нечаянно!) — тут же начали садить по нему из пистолетов. По невооружённому, ага. Да и каким чёртовым огнестрелом он мог бы быть вооружён, с его-то крохотными лапками!
    • Ужас у холодильника: в этом сеттинге в 1940-х годах просто мочили разумных животных, если реально (или предположительно) заставали их на месте преступления? Закон их не защищал, в отличие от людей?! Ой-ой-ой… И только к 1950-м годам ситуация немного исправилась, в том числе благодаря протестам правозащитников (такие протесты ещё в одном выпуске — Fit to Be Tied — прямо показаны)? По крайней мере в Tot Watchers, то есть в конце 1950-х, полицейский уже утруждает себя дознанием, а не валит Тома и Джерри на месте (всего лишь «пакует в автозак»), когда подозревает их в похищении ребёнка. И всё равно безбожно тупит — он никак не хотел поверить, что младенца никто не похищал, а тот уползал сам. Пока своими глазами не увидел, ага.
  • «Плюшевый монстр» — парочка Марш и Мэллоу, которых подсунули как напарников подруге детства ГГ. При этом крохи компетентности все-таки демонстрируют, в основном благодаря своей детской непосредственности. Местный капитан тоже недалеко ушел.
  • «Приключения кота Фрица» — свинья-полицейский #2.
  • «Осмосис Джонс» — сам протагонист мультфильма.

Мультсериалы[править]

  • «Южный Парк» — офицер Барбреди. Остальными персонажами считается умным крутым копом, что создаёт ещё более комический эффект. Дела, которые он ведёт, раскрываются скорее благодаря везению, нежели таланту.
    • Офицер Ейтц на первый взгляд выглядит более компетентным, но на деле так же клинически туп — например ловит «имитатора имитатора имитатора маньяка», принимает играющих в ниндзя детей за ИГИЛ, а также тратит множество времени на выяснение того, как выглядит левая рука в перевернутом состоянии.
  • «Инспектор Гаджет» — что в оригинале 1983, что в сиквелах 2002 и 2015 сей товарищ именно таков. Спасает дело его племянница Пенни да её ассистенты.
  • «Гравити Фолз» — шериф Блаббс и заместитель Дурланд. Блаббс настолько некомпетентен, что верит любой отмазке, которую на ходу придумывает дядя Стен, Дурланд ещё бестолковее, даже с должности уборщика Хижины Чудес вылетел. Не удивительно, что оба на долгое время попали под влияние манипулятора Гидеона. Впрочем, ФБРовцы в сериале тоже не намного умнее.
  • «Леди Баг и Супер-Кот» — Роджер (Роже). Честный и старательный, но тупой.
  • «Подозрительная Сова» — все главные герои, кроме Совы, Слона и Лягушки. Противостоят же им зачастую злые гении вроде Кроколлектора или Дельфина (впрочем, главный злодей сериала, Лемурзин, по тупости даст фору всем остальным персонажам).

Комиксы[править]

  • Инспектора Дюпон и Дюпонн (нет, даже не братья!) — в англоязычной версии детективы Томсон и Томпсон[5] — из комиксов Эрже «Приключения Тинтина». Расследуют дела так, что лучше бы не брались. Читателя и зрителя примиряет с ними то, что 1) они ребята не злобные, хоть иногда и норовят изображать «профессиональную суровую безжалостность»; 2) они трагикомически неуклюжи и невезучи, отчего их становится жалко — но всё же не до стадии «Одноногая собачка» (у них порой даже что-то получается, вы не поверите!). Недаром Тинтин их обоих искренне, дружески любит — и от души радуется, когда в очередной раз встречает их (в отличие от Хэддока, недолюбливающего их, аж до предубеждения).
    • И это притом, что оба неоднократно и понапрасну подозревали Тинтина в совершении преступлений и пытались его арестовать, чем осложняли ему жизнь, и без того непростую. Но они и Тинтину, и его псу, случалось, жизнь спасали, причём тоже неоднократно.
  • «Бэтмэн» (времен серебряного века). Полиция Готэма вопиюще некомпетентна. Команда SWAT может запросто сжечь целый квартал, чтобы поймать карманника (который находится в другом квартале).
  • «Каратель» — детектив Мартин Соуп. Осознав, насколько некомпетентный из него полицейский, попытался покончить с собой, но был спасен Карателем и стал его информатором, в обмен получив возможность «раскрывать» преступления убитых Карателем бандитов. В конце концов, стал для Карателя бесполезен, после чего полностью скатился по показателям раскрываемости, уволился из полиции и устал успешной порно-звездой.

Аниме и Манга[править]

  • «City Hunter» Отец сестер Ногами, даже удивительно как этот Капитан Фрик дослужился до начальника департамента полиции столичного округа Токио Синдзюку, а вот его дочери Саэко и Рейка наоборот очень компетентны и опасны, видимо в мать удались.
  • Sakigake!! Otokojuku — местные копы весьма наивны, веря и в то, что пригнанный танк является декорацией для фильма, и в то, что бой на мечах со смертоубийством является всего-лишь выступлением, не понимая, чего это все остальные зрители удивляются разрубанием каменного столба (или как сами думают полицейские, из пенопласта).

Видеоигры[править]

  • «Натали Брукс. Тайна наследства» — шеф полиции.
  • Tales of Vesperia — трио подчинённых Шванна — Лебланк (в чуть меньшей степени), Адекор и Боккос. При этом им стоит отдать должное в том, что они представители очень немногочисленной группы имперских рыцарей, которые реально не забыли в ЧЁМ состоит их долг!
  • Harry Potter: Hogwarts Mystery, хэллоуинская арка «Howling Halloween» — Сесил Ли, сотрудник Секции учета оборотней в Подразделении зверей при Отделе регулирования магических популяций и контроля над ними в Министерстве магии Великобритании.
  • "Код доступа: Рай" – такими буквально считаются контролёры, поскольку на эту должность идут люди, которые хотят покинуть Нижний город при наличии более лёгких альтернатив. Да и половина полиции, если быть честным. Потери до 40% личного состава во время операций это ещё хороший результат работы.
  • Yandere Simulator — мусора, которые арестовывают Ян-тян только если она оставит отпечатки на орудии преступления или если найдётся ПЯТЬ свидетелей преступления. И бездарь в судейской мантии, объявивший её мать невиновной, хотя журналист подробно объяснил мотив преступлений.

Визуальные романы[править]

  • «Ace Attorney» — Майк Микинс из дела «Rise from the Ashes».

Примечания[править]

  1. Для понимания контекста: подозреваемого нашли на месте убийства, совершить которое явно было ему не по силам, но мотив отомстить за смерть родственника у паренька действительно был.
  2. В последующих сериях: капитан, и начальник полицейской академии.
  3. В последующих сериях и анимационной франшизе: капитан (ПА-2), начальник конкурирующей полицейской академии (ПА-3), шериф.
  4. Позже лейтенант (ПА-2), капитан (ПА-3/4), и разжалованный из капитанов (ПА-5).
  5. Есть одна уникальная адаптация — скомбинированный из «Семи хрустальных шаров» и «Храма Солнца» мультфильм Tintin and the Temple of the Sun(1969), где они звались Дженсон и Джонсен. А вообще список имён на разных языках тут.