Пересмешник

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Тиль на Центральном вокзале. И Бэсс у него за спиной.

Пересмешник – роман российского писателя Алексея Пехова в жанре Стимпанк. Красочный сеттинг книги напоминает Викторианскую Англию в фэнтезийной обертке, где технический прогресс соседствует с магией, а рядом с людьми живут другие разумные расы - как человекоподобные, так и не очень. Как и многие книги автора, «Пересшеник» не избежал сравнения с другими произведениями, а именно с компьютерной игрой Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, а также с циклом романов Чайны Мьевиля о Нью-Кробюзоне.

Мир[править]

Книга переносит нас в город Рапгар – столицу одноименного государства, во главе которого стоит Князь. В целом, как уже было сказано, Рапгар отсылает к Англии конца XIX – начала XX века.

Рапгар твердо ступил на путь технического прогресса. Магия постепенно, хоть и неохотно, сдает позиции науке и технике. В городе нарастают противоречия между разными народами, из-за чего появляются радикальные этнические группировки, ратующие то за свержение власти лучэров – местного эльфоподобного народа, исторически занимающего высшую социальную ступень в обществе, то наоборот – за возвращение к старым порядкам и отказ от всех достижений прогресса. Правительство не жалует ни тех, ни других, а народ Рапгара, в основной своей массе, старается соблюдать политический нейтралитет.

Рапгар ведет агрессивную колониальную политику, воюя в разных уголках мира и на начало действия романа как раз назревает новая большая война за очередную колонию с государством Малозан.

Расы[править]

  • Лучэры – они же просто чэры. Долгожители (судя по всему живут около 300 лет) с врождёнными магическими способностями. Владеют Обликом, позволяющим, как это ни странно, менять облик, и Атрибутом. Облик может быть как безобидным – главный герой, например, будучи сыном лучэра и людской женщины, умеет на 6 секунд стать невидимым, так и превратить своего обладателя в жуткое чудовище огромной силы. Чем древнее и чище кровь лучэра, тем более могущественным обликом он обладает. Атрибут же наделяет лучэра какой-нибудь полезной или не очень способностью. Главный герой умеет имитировать любые звуки, чаще всего подражает чужим голосам, а его друг Дантэ может слышать чужих амнисов – духов, которые могут общаться только с хозяином, которому обязаны служить.
  • Люди – традиционно универсальны, суют нос во все сферы жизни города и активнее всего пытаются оспорить власть лучэров.
  • Мяурры – антропоморфные коты, уравнены в правах с людьми, но в отличие от них стараются держаться обособленно, за исключением активной службы в армии Рапгара. Превосходные бойцы, так как заметно превосходят других гуманоидов по рефлексам. Подчиняются строгим правилам своего общества, изгоняя всех, кто запятнал себя серьезным проступком - например выбрал недостойную гордого мяурра профессию кондуктора или цирюльника.
  • Хаплопелмы – огромные пауки, 8 футов в высоту и 14 в длину. Свирепые и жестокие, но весьма дисциплинированы и первыми нападают редко. Живут в районе Паутинка. Лучшие солдаты Рапгара, а еще их охотно принимают на службу в Скваген-Жольц - местную жандармерию.
  • Пикли – похожие на черепах гуманоиды, которые умеют генерировать электричество. Именно им Рапгар обязан значительной долей прогресса. Благодаря этому занимают привилегированное положение в обществе. Упоминаются часто, но лично на страницах книги появляются лишь однажды и то вскользь.
  • Тропаеллы – разумные деревья. Очень разумные, так что неустанно трудятся над новыми изобретениями. Рапгар охраняет их как зеницу ока.
  • Фиоссы – разумные летающие насекомые. Служат посыльными. Заклятые враги хаплопелм.
  • Дьюгони – водоплавающий народ, похожий не то на тюленей, не то на моржей. Живут в озере Меллавен к западу от города и контролируют дамбу, которая находится в плачевном состоянии из-за конфликтов дьюгоней с городскими властями, что грозит Рапгару очень серьезной катастрофой. Никак не могут добиться равных прав с людьми.
  • Маленький народец – человекоподобные лилипуты, размером примерно с ладонь взрослого человека. Очень наивны, но при этом довольно хитры. Подавляющее большинство жителей Рапгара не обращает внимания на их присутствие.
  • Скангеры – ящероподобные существа примерно в треть человеческого роста. Самый презренный народ Рапгара, лишенный всяких намеков на права, полностью оправдывающий свою мерзкую репутацию.
  • Низшие – демоны, пришедшие из Изначального пламени – местного загробного мира, и их потомки от смертных. Последние внешне неотличимы от людей и лучэров, за исключением глаз. По крайней мере, пока не пустят в ход свою магию. Невероятно сильны и опасны. Несмотря на это находятся на социальном дне вместе со скангерами. Немногочисленны.
  • Амнисы – духи Изначального пламени, которых лучэры научились связывать клятвой с благородными семьями Рапгара, которым те служат верой и правдой, но все же мечтают освободиться.

Основные персонажи[править]

  • Тиль эр’Картиа – главный герой, лучэр лет тридцати, умеющий имитировать любые звуки, за что и получил прозвище Пересмешник. До начала романа был несправедливо обвинен в убийстве зятя Князя. Наспех устроенное следствие сфабриковало улики по личному приказу правителя, суд вынес приговор и Тиль был казнен – отрезан от Изначального пламени, и заключен в тюрьму. Теперь он вроде бы жив, но никогда не проживет так долго, как обычный лучэр. Спустя семь лет был освобожден, так как в деле всплыли неопровержимые улики, указывающие на его невиновность. Больше Тилю ничего не объяснили. Не зная, сколько ему осталось, хочет успеть найти настоящего убийцу и узнать правду о случившемся. Настоящий джентльмен.
  • Стефан и Анхель – амнисы Тиля, служат семье эр’Картиа с незапамятных времен. Стефан – саркастичный старик в облике трости. Выполняет роль старшего товарища и наставника для Тиля. Анхель – очень опасный дух, связываться с которым боятся многие, не обделённые силой амнисы. Её обычный облик – керамбит (кривой нож с заточкой на вогнутой стороне и кольцом на конце рукоятки). Очень немногословна.
  • Эрин – таинственная красотка, вовлеченная в весьма сомнительные дела, с которой Тиль мимолетно знакомится в начале романа, спасая от неизвестных преследователей. Исчезает так же быстро, как появляется, после чего Тиль пытается отыскать её.
  • Талер – закадычный приятель Тиля. Человек. Фанат огнестрельного оружия и первоклассный стрелок. В отличие от Тиля и остальных его друзей – небогат, из-за чего комплексует.
  • Данте – еще один из друзей Тиля. Лучэр. Богатый и беззаботный гедонист. Потратил не мало сил и средств, пытаясь докопаться до истины в деле Тиля, но безуспешно, из-за чего даже подозревал Князя в заказе убийства своего непутевого зятя. Владеет очень могущественным и устрашающим Обликом.
  • Бэсс – низшая. Любовница Данте. Рыжеволосая красотка с чарующим голосом. Для Тиля становится верным товарищем.
  • Алисия эр’Раше – юная лучэра, полукровка, так же, как и Тиль. Защищая её, главный герой влипает в историю и вынужден драться на дуэли с армейским офицером, после чего друзья активно начинают навязывать молодую воспитанную чэру Тилю в качестве любовного интереса.

Тропы[править]

  • Вампир — завью. Их слюна действует на лучэров и людей как сильный наркотик, а потому находится немало желающих поделиться с кровососом своей кровью. Многие завью владеют лицензией на охоту (добровольную со стороны «жертвы», разумеется) прямо в городской черте.
  • Верность до конца — амнисы. Служить их заставляют против воли, но тем не менее они верны своим хозяевам-лучэрам.
  • Гладиатор — на Арене сражаются гигантские паровые машины.
  • Голем — амнисы Данте — Зефир и Ио. Когда-то Данте раздобыл тело мертвого стоуна — разумного камня, вытесал из него двух горгулий семи футов росту каждая, и вселил в них амнисов. Благодаря этому они могут самостоятельно передвигаться и разговаривать не только со своим хозяином. Чем пользуются, например, для того, чтобы пугать прохожих.
  • Госбезопасность — Серый отдел Скваген-Жольца занимается расследованием политических преступлений.
  • Дворецкий — Бласетт, слуга в доме Тиля. Нетипичный представитель профессии. Невысокий и кругленький, хитрый и ловкий, в прошлом картежник и шулер, одевается в яркие цветастые костюмы… Впрочем, Тиль своим дворецким доволен.
  • Дружба между поколениями — Тиль и Влад, старший его на 15 лет.
  • Жертвенный агнец и Жертвенный лев в одном лице — Талер. Крутой стрелок, способный дать прикурить целой банде отморозков. Но, в то же время, простоватый и наивный как ребенок.
  • Инициация — Круг Когтей у мяурров. Когда мяурру исполняется 20 лет, он отправляется на Круг Когтей, где должен сразиться в рукопашной схватке с тремя опытными бойцами-мяуррами (которые, понятное дело, вооружены не только кулаками, но и острейшими когтями), продержавшись против каждого минуту. Получается это далеко не у каждого. Те, кто прошел Круг, могут жениться и завести свой «коготь» — ячейку прайда. Остальные ждут еще год до следующего риутала.
  • Квартал красных фонарей — он же Квартал исполнения желаний. Предлагает развлечения на любой вкус, от дешевых притонов до респектабельных заведений, пропуск в которые не так-то просто получить.
  • Людоед — тру-тру. Жуткие полуразумные образины, похожие на помесь обезьяны со львом, живущие на окраинах Рапгара. Однажды Тиль наткнулся на остатки трапезы такого зверя. Долго мучился от ночных кошмаров.
  • Масоны и иллюминаты — В Рапгаре промышляет сразу несколько тайных обществ. Одно из таких стояло за всеми перипетиями сюжета. Группа лучэров, мечтающих вернуть старые порядки, когда их народ обладал безоговорочной властью. В средствах были несколько неразборчивы, решив устроить в Рапгаре катастрофу апокалиптических масштабов.
  • Мироцентричный сеттинг — многие согласятся с тем, что главный герой произведения, это Рапгар.
  • Навык Чехова — умение Тиля имитировать любые звуки.
    • Вообще, навыки в этой книге оказываются очень кстати. Данте и Алисия должны слышать, что говорят амнисы Тиля? Их Атрибут как раз такой. Алисии нужно хорошее прикрытие? Облик симпатичной девушки-лучэры - симпатичная девушка-человек.
  • Настоящий полковник — МакДрагдал, сосед Тиля. Еще и оказался отличным товарищем для главного героя, хотя до того, как тот попал в тюрьму, относился к нему презрительно из-за нежелания Тиля служить в армии.
  • Не эльфы — лучэры.
  • Оммаж — перечень предметов, с помощью которых были запечатаны Княжеские усыпальницы. Явная отсылка к Пиратам Карибского моря.
  • Офицер и джентльмен — аверсия. Капитан Витнерс. Он, конечно, офицер, но при этом наглый и хамоватый солдафон.
  • Палач — Влад. В прошлом хороший приятель Тиля, вынужден был привести его приговор в исполнение, из-за чего мучается чувством вины. Как бы не так.
  • Пророк — Пророк из района Иных, удивительно точно предсказывающий где и когда Ночной Мясник совершит очередное убийство. Жандармы роют землю в поисках Пророка, но безуспешно.
  • Просто друг — Талер, судя по всему, неровно дышит к Катарине, их с Тилем университетской подруге. Но та давно и счастливо замужем, а Талер для нее именно сабж.
  • Пуффендуй — Алый отдел Скваген-Жольца. Занимается расследованием преступлений на почве магии. И это все, что о нем известно. В отличие от Синего, криминального отдела, и Серого, политического, в событиях книги не участвует и лишь упоминается персонажами.
  • Маньяк — Ночной Мясник. Учитывая всю подноготную, он еще и апокалиптический.
  • Слитая концовка — частично. Тиль узнает, что же случилось семь лет назад и ради чего все это было организовано. Но Ночным Мясником оказывается персонаж, ни разу не появившийся на страницах книги до самого финала. Автор даже его имя не стал называть.
  • Срисованная фэнтезийная культура
    • Рапгар — Викторианская Англия
    • Магар — Индия
    • Жвилья — Франция
    • Кохетт — Италия
    • Малозан — что-то ближневосточное. Возможно Османская Империя, но управляется не султаном, а шейхом.
  • Тупой полицейский — инспекторы Фарбо и Грэй. Зная, что Тиль не виновен в убийстве зятя Князя (они сами же и сфабриковали улики), продолжают подозревать в нем Ночного Мясника и следить за ним, в надежде отмыть свою подпорченную репутацию. Обоих такое упрямство свело в могилу.
  • Чужеродное место — так и называется, Место. Мес… кхм… место, откуда в мир пришел Всеединый, местный бог. И откуда ушел обратно в Изначальное пламя. Дядя Тиля настоятельно не рекомендовал ему подходить к окну, выходящему на Место.
  • Чужеродное чудовище — то, во что превращается Князь после смерти. Однажды такое чу-чу вырвалось на свободу и уничтожило половину Рапгара. Пришлось построить Княжеские Усыпальницы, защищенные в том числе и магически, чтобы предотвратить такие случаи в будущем.