Чужеродное место

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Eldritch Location. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« В то время прибыл я в место, прозванное Долиной Пнатх, известной в свете как Шаггай. Разум человеческий не в силах объять этот край, в котором искривленные пространства и обманчивые цвета противоречат всему, к чему приучил нас взгляд. В ту минуту, в момент моего прибытия, я был на грани безумия. Я кричал беззвучным криком и потел кровавым потом, когда два солнца восходили над моей головой. Я пал на колени и молил Жотхакваха не об избавлении, но о быстрой смерти. А потом пришли Они. »
— Отрывок из книги «Liber Ivonis», найденной Геральтом в жилище ведьмы в Туссенте.

Из-за своего содержания книга была запрещена Капитулом чародеев.

Каирн Душ — жуткий параллельный мир из Skyrim — Dawnguard.

Здесь птицы не поют, деревья не растут… зато кто-то кем-то чавкает и растёт такое, что боязно ставить ногу даже в бронесапоге космодесанта — а вдруг мгновенно оплетёт, обездвижит и начнёт медленно врастать сквозь кожу. Знакомьтесь — чужеродное место. Скорее всего, по совместительству родина чужеродных чудовищ, но только они-то тут дома, в отличие от героя и обтекающей ледяным по́том аудитории.

Кроме этого, чужеродное место может вовлекать ярко выраженные паранормальные явления, чуждые законы физики (особенно, если расположено в параллельной Вселенной или каком-то левом измерении), ну или, как минимум, непредсказуемо себя ведущие в силу обстоятельств родные физику, общую химию и биохимию — мало ли, вдруг эти красные плесневые кольца на поверхности предвещают подземный атомный взрыв? Одного только чужеродное место иметь не может — хорошей маскировки под обыденность, иначе мы катапультируемся в совершенно иной художественный образ! А по-настоящему чужеродное место вызывает мороз по загривку с первого же взгляда, да вот только обычно деваться из него некуда.

Иногда здесь можно добыть всякие артефакты, такие как Мистический Сникерс или Мистический скелет воблы.

Если сабжевым является целый мир, то это может быть ад, Страна Чудес, Странная альтернативная реальность или Жуткая альтернативная реальность. Если же перед нами относительно небольшой кусок пространства, где нарушаются законы природы, это уже Аномальная зона. Также это очень тесно переплетается с тропом Затерянный мир. Если сверхъестественное место находится внутри какого-либо судна, то это Чужеродный корабль.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Лавкрафт создал много таких.
    • Мир Снов, просто Мир Снов.
    • Плато Лэнг, находящееся то ли в Тибете, то ли в Антарктиде, то ли в Мире Снов, то ли везде сразу.
    • Р’Льех — подводный город, где мирным сном спит мёртвый Ктулху.
    • Йхантлей, подводный город Глубоководных.
    • Юггот, родной мир Ми-го (якобы это Плутон).
    • Хребты Безумия — «реальный» прототип плато Лэнг в Антарктике, пятнадцатикилометровые горы и крышесносящая архитектура Старцев.
      • Подводный город Старцев, захваченный шогготами.
      • Педаль в магму — второй горный хребет, ЕЩЁ выше и ещё чужероднее, от которого плавились мозги даже у Старцев.
    • Подземный мир расы К’ньян. И Н’кай до кучи.
  • Братья Стругацкие — до фига, как и положено фантастам:
    • «Страна багровых туч» — упомянутое в теле статьи красное кольцо взято именно оттуда.
    • «Улитка на склоне» и её вариант «Беспокойство» — Лес. Побеги деревьев прорастают в кожу человека, так что будьте добры из Леса — сразу на дезинфекцию!
    • «Град обреченный» — с сильно прикрученным фитильком: всякие жутики появляются время от времени, а к тому, что некие могущественные силы включают и выключают Солнце, как лампочку, привыкаешь быстро.
    • «Пикник на обочине» же! Зона, конечно, пока ещё просто аномальная зона — но есть опасения, что она расширяется.
  • «Апсу» — лес Умбры.
  • «Маленький свободный народ» — Паразитная вселенная.
  • «Хроники Амбера» — все Владения Хаоса, как эталонный пример. Да и большая часть Царства Теней, подконтрольная Порядку, тоже тянет на сабж. Вообще, по меркам земных людей, в этой вселенной Роджера Желязны нормальных, не-чужеродных мест совсем немного.
  • В. П. Крапивин, «Лоцман» — пустыня Оранжевые Пески.
    • А это не Аномальная зона?
      • Вряд ли, судя по тому, что там даже солнце «особое, не такое».
  • «Застава на Якорном поле» того же Крапивина — собственно станция метро «Якорное Поле».
  • Нью-кробюзонский цикл Чайны Мьевилля — Бас-Лаг и без того весьма фантасмагорический мир, но и там есть Растрескавшиеся земли и Какотопическое пятно. В первых творится угар сошедших с ума вероятностей и живёт лютейшая фауна (судя по единственному представителю экосистемы, что мы видели в «Вокзале потерянных снов», на вершине пищевой цепочки там водится нечто совсем уж невообразимое), а во втором просто хаос Вихревого потока и творятся непостижимые метаморфозы.
  • «Иные песни» Яцека Дукая — Сколиодои. Поразительно схожи с Какотопическим пятном, и ведь не поймёшь, кто у кого слизал, потому что книжки появились одновременно.
  • Дмитрий Емец, «Космический пират Крокс» — да, в общем-то, космос, который здесь не пуст и безмолвен, а населен намного плотнее, чем вам бы того хотелось. Примеров не очень много (в частности, база «Вселенский орел», судьба «Стрелы мечты» и, видимо, еще нескольких кораблей за кадром), но напрямую говорится, что люди до сих пор не вступили в контакт с инопланетными цивилизациями, развитыми выше себя (точнее, считают, что не вступили, а на самом деле до Крокса после этого просто выживших не оставалось) только потому, что активно этого не хотят (и правильно делают), и колонизацию не продолжают в основном по-этому. О живности и развитых ниже человека, как считают люди, существах уже и говорить не будем (один ежик с планеты Синего Кефира чего стоит, да и рубиноглазы не сильно отстают).
  • Стивен Кинг: межмировое пространство, Тодэш. Там темно и ходят жуткие хтонические монстры, которые не против закусить и человечком.
    • И неимоверно ссыкотный, хотя и слизанный у Лавкрафта Крауч-Энд.
    • Мир, в который можно попасть через «Почти как Бьюик» — хотя лучше этого не делать.
  • Юрий Нестеренко, «Место».
  • В. Головачёв очень любит данный троп. Подобные места, для человека почти или вовсе не предназначенные, встречаются в его творчестве нередко. Один из первых и относительно понятных для людей примеров — планета Тартар из рассказа (впоследствии вошедшего в роман), «Великан у дороги». Здесь стоят «города», которые не города и в них нет жителей, в небесах парят туманно-дымчатые «сети», которые то ли живые существа, то ли атмосферные явления, прогулявшись по окрестностям можно столкнуться с бегущей по своим делам живой скалой, а недра планеты периодически раскалываются, отрывая бездны, и выплевывают в небеса серии дымчатых шаров, чтобы затем так же бесследно захлопнуться. И даже танк высшей защиты здесь — очень символическая гарантия безопасности.
    • Великие Игвы из его «Посланника» в таких мирах (местах) живут. И не только Игвы…
  • «Обречённые» Сергея Тармашева — ареал как он есть. Чем дальше, тем чужероднее. Зелёная зона — почти обычный лес с агрессивными обитателями и стоящими аномалиями. В жёлтой аномалии движутся, небо меняет цвет на зелёный, почва краснеет. В красной небо оранжево-жёлтое с голубым, размытым солнцем, почва багровая, растения — фиолетово-оранжевые обрубки столбы, прикрытые одеялом мясистого мха, аномалии скользят, как машины по магистрали, и обходят лишь редкие растительные уголки. Эпицентр и вовсе существует в двух измерениях разом: в одной находится плоская как блин поверхность с чёрной ползучей растительностью, кроваво-красное небо, неяркое солнце, вечные полусумерки и торчащие из земли увитые венами полусферы. А вот кислорода маловато. В другой — скалы и впадины, залитые студнем и населённые бестелесными тварями. Причём обе реальности существуют в одной точке одновременно.
  • «Самый далёкий берег» Бушкова: очередное задание команды землян состоит в охране учёных, которые должны проникнуть… куда-то. Доставляющее описание прилагается.
  • «Фабий Байл: Прародитель» Джоша Рейнольдса — Множество в Оке и под властью хаоситов вообще. Начиная с Урума, главной штаб-квартиры Фабия. Это разорённый мир ксеносов, где до сих пор живут их тени и лежат оголённые кости, на развалинах среди пульсирующих земель и режущего плоть ветра пляшут смеющиеся силуэты, землями властвуют легионы мутантов, чьими услугами пользуются космодесантники хаоса. В самом Апотекариуме тоже есть ну совсем особые места, куда принято загонять разнообразные не совсем нужные эксперименты и откуда они возвращаются изменёнными.
  • Имманентная роща из Земноморья. Незлой пример, но всё же… лес, где, говорят, сами деревья учат высшей магии. Посторонним кажется, что роща всё время блуждает по острову. На самом деле Роща блуждать не может, она укоренена в фундаменте самой вселенной. Блуждает как раз Земноморье.
  • Метавселенная Рудазова такие места дичайше котирует.
    • Для Тёмных миров троп скорее правило, чем исключение, ибо Тьма влияет на всё худшим возможным образом, вызывая искажение, распад и гниение. Пожалуй, единственный из них, в него не попадающий — наш родной христианский Ад, привычно срисованный у Данте. А вот Лэнг в форме гиперленты Мёбиуса, «луны» которого с успехом заменяют Звезду Смерти, Паргорон в форме правильной полусферы, населённый потомками обретших самосознание органов древнего бога, Хвитачи в форме блина, разбитого на двенадцать секторов, каждый из которых тянет на троп и сам по себе, Шеол, чей «космос» заполнен живым организмом бесконечной размерности, или залитая непроглядным мраком, траченая червоточинами Мамбия не вызывают желания в них оказаться, даже если вынести за скобки местное население.
    • Стихийные миры, вроде Йиры, под завязку набитой электричеством и населённой основанной на нём жизнью.
    • Астральные миры — упомянуты вскользь, но материальные объекты в них не могут даже находиться.
    • Полухаотические миры, где сквозь истончённую Кромку просачивается неупорядоченный Хаос — это вообще что-то с чем-то. Там с горем пополам действуют только непреложные Три Закона Творца, а вся остальная (мета-)физика идёт тёмным лесом, из которого иногда выползают твари вроде Сурратаррамаррадара.
    • Обыкновенные материальные миры тоже бывают такими, что держите крепче полушария. Прародина эльфов Тир-Нан-Ог, где пространство свёрнуто сложным оригами, а день и ночь меняются не со временем, а с расстоянием; Хлотцег, в котором «планеты» расположены на спинах гигантских чудовищ, парящих в бесконечной пустоте; Довос, вращающийся настолько медленно, что сутки длятся сто пятнадцать земных лет… И даже в нашем родном земном космосе встречаются планеты вроде Суртура, населённого кайдзю, способными растоптать звездолёт.

Кино[править]

  • «Паранормальное» 2017 года — коммуна «Аркадия». Местные обитатели поклоняются некоему хтоническому лавкрафтианскому Чу-Чу, которое способно играть с временем и пространством и изменять реальность, так что люди здесь живут во «временных петлях».
  • «Аннигиляция» — Мерцание, образовавшееся после падения метеорита. Искажает всё, что попадает внутрь его, соединяя воедино живое, неживое и даже свет. Режиссёр (в отличие от автора книги-первоисточника) не скрывал, что вдохновлялся работами Тарковского.
  • «Доктор Стрэндж» — Стивен, идя на переговоры с Дормамму, попадает именно туда. Зрительно место настолько чужеродно, что достойно попасть в палату мер и весов.

Мультсериалы[править]

  • «Крайний космос» — это место вне времени, попасть в которое можно только необычными способами. Это план существования, к которому в конечном итоге ведет каждая возможная временная шкала, а также куда заключен легион огромных, ужасающе могущественных существ, называемых титанами, вместе со своим злобным хозяином Инвиктусом, который стремится сбежать из крайнего космоса, чтобы завоевать само существование.
  • «Вселенная Стивена»: Ясли (Kindergarten), хотя сами по себе и не опасны, служат местом обитания множества страхолюдных мутантов и вообще имеют подчёркнуто гнетущую атмосферу.
  • «Гравити-Фоллс» — собственно, Гравити-Фоллс во время Странногеддона.
    • И всегда таким было. Сайфер просто увеличил градус неадеквата, однако это место было аномальной зоной если не изначально, то очень долгое время, независимо от Билла — в этом виноваты куда более могущественные силы...
    • Педаль в пол давит т. н. Царство Кошмаров, оккупированное Биллом и его бандой. Оно настолько нестабильно, что рано или поздно самоуничтожится. Представляет собой что-то вроде пены между измерениями, населённую весьма экзотическими созданиями даже по меркам шоу.
  • «Скуби-Ду: Мистическая корпорация» — двойная субверсия с Кристальной Пещерой. Почти все чудища оказываются переодетыми преступниками, однако этому есть зловещее объяснение. В подземелье под городом заточён инопланетный монстр, который и влияет на сознание людей, заставляя их переодеваться чудовищами.

Комиксы[править]

  • Marvel Zombies — Земля-2149.
    • Земля-10011. Кансерверс, она же раковая вселенная. Вселенная где смогли победить Смерть. То есть не просто смерть, а Грим Рипера лично. Там теперь не умирает и не стареет вообще ничего. Клетки тоже — они бесконечно делились и множились, в итоге превратив целую вселенную в огромную раковую опухоль. Вылечена Таносом.

Аниме и манга[править]

  • Дзюндзи Ито, Hellstar Remina — иномировая планета-хищник под названием «Ремина» (что-то вроде Фараона-90 из Bishoujo Senshi Sailor Moon). На фоне происходящего на её поверхности трындеца даже Зона из «Пикника на обочине» может показаться вполне уютным местечком.
    • Uzumaki — Спиральный Некрополь. Чужеродный подземный комплекс, существующий неизвестно сколько лет. Является источником проклятия спирали.
  • Darker than Black — Врата Рая и Врата Ада.
  • Made in Abyss — Бездна. Причем, чем глубже, тем чужероднее.
  • Hataraku Saibou — мир вне организма с точки зрения клеток. Ведь именно оттуда приходят чудовищные вирусы, бактерии и аллергены, а любая клетка, попавшая наружу, погибнет там быстрее, чем на Катачане или Пире.
  • Senki Zesshou Symphogear — «Сокровищница Вавилонии», карманное измерение кустодианцев.
  • Date A Live — «Сопредельный мир», условно родной дом для духов.

Видеоигры[править]

  • Dark Souls — Бездна (Abyss), порождение Мануса. Место настолько чужеродное, что без особого кольца мгновенно отправляет на последний чекпоинт даже протагониста-нежить.
  • Dishonored — Бездна (Void). По словам Чужого, даже местом на самом деле не является.
  • Dragon Age — Тень.
    • Перекресток, место, лежащее вне Тени. Именно тут соединяются все элувианы.
  • The Elder Scrolls — все планы Обливиона. Некоторые удаётся посетить.
    • Дрожащие Острова — измерение Шеогората в дополнении Shivering Isles к игре The Elder Scrolls IV: Oblivion. Зигзагом: если вас не пугают странные (мягко говоря) животные и социум, напоминающий одну гигантскую психушку (всё-таки вотчина бога безумия!), то Дрожащие Острова — вполне себе миленькое местечко.
    • Апокриф — измерение Хермеуса Моры в дополнении Dragonborn к игре The Elder Scrolls V: Skyrim.
    • Каирн Душ — место, куда попадают пойманные души. Часть дополнения Dawnguard к игре The Elder Scrolls V: Skyrim.
    • Артейум, третий остров архипелага Саммерсет. Дом ордена псиджиков, спрятанный от посторонних глаз где-то в Аурбисе.
  • Silent Hill — Сайлент-Хилл. Степень чужеродности варьируется.
  • Half-Life — мир Зен.
    • Half-Life 2 — Цитадель, благодаря инопланетной архитектуре. А также места, упоминаемые Брином в отрывке его речи перед Илаем. Также мельком можно увидеть часть родного мира Советников Альянса — тоже под троп подходит.
  • Dwarf Fortress — «злые» биомы. Здесь вместо травы растут червяки или глаза на стебельках, идут чумные дожди или зомбирующие туманы, живут странные и агрессивные твари, а любой труп или часть тела может восстать в виде нежити. Зомби-мозги, напавшие на мясника — как вам картинка?
  • American McGee's Alice — да везде, в обеих играх.
  • Sam & Max: Hit the Road — вообще-то, весь мир игры не слишком нормальный, но педаль в пол выжимает Таинственный Водоворот (Mystery Vortex) — аномальная зона, пародирующая «Mystery Spot» (см. ниже). Невозможные лестницы, «мягкие часы» Сальвадора Дали, пианино, играющее само по себе, комнаты, где герои ходят по потолку или увеличиваются-уменьшаются в размерах…
  • Minecraft — Нижний Мир и Край. Но и то, и другое меркнут по сравнению с давно удаленными Далекими Землями, которые генерировались максимально далеко от центра карты и где не работали законы физики.
  • Starcraft 2 — Пустота, в которую в эпилоге LoTV отправляются объединённые армии зергов, протоссов и терран дабы раз и навсегда покончить с Амуном.
  • Darkest Dungeon — само Темнейшее. А, точнее, его самый нижний уровень, находящийся за гранью портала, из которого вышел главный антагонист.
    • Фермерская усадьба из DLC «Color of Madness» после того, как на неё упала комета (аллюзия на рассказ Лафкрафта «Цвет из иных миров»). Среди местных особенностей: зловещее бирюзовое свечение, временные аномалии и странные кристаллы, заражающие собой местность, людей и нелюдей.
  • Серия Metro — заброшенные тоннели метро в Москве.
  • Mortal Kombat — пустоши Внешего Мира, Преисподняя и Царство Хаоса.
  • Серия игр Shin Megami Tensei обожает этот троп. Взять хотя бы Тартар или телевизионный мир.
  • World of Warcraft, как и положено настолько крупной фэнтезийной вселенной, обладает целой кучей таких мест.
    • Начать можно с Запределья, парящих в космосе осколков когда-то нормальной планеты под названием Дренор, разорванной на куски огромным количеством порталов. Классическая для этой игры лоскутная география здесь стала ещё более лоскутной: Запределье состоит из семи крупных экосистем, каждая из которых резко отличается от другой. Ко всему этому добавляется полная пустота за гранью мира и чужое небо над головой, что вызвано тем, что Запределье находится между реальным миром и Круговертью Пустоты, параллельной реальностью и домом демонов из Пылающего Легиона.
      • Ещё веселее дела обстоят в Пустоверти, одном из регионов Запределья, который расположен ближе всего к Круговерти Пустоты, из-за чего весь этот регион находится в постоянном магическом шторме. Если Запределье, хотя и расколото, представляет собой относительно целый мир, то Пустоверть — просто парящие куски земли под фиолетово-красными небесами Круговерти.
    • Возвращаясь к родному Азероту, нельзя не вспомнить Водоворот, колоссальных размеров вихрь, образовавшийся когда Колодец Вечности, превращённый в портал для Пылающего Легиона во время его первого вторжения в Азерот, взорвался, утащив с собой под воду 80 % всей площади громадного единого континента в событии, известном как Великий Раскол.
    • Ещё одним чужеродным местом, связанным с Водоворотом, является Подземье, дом элементалей земли. Подземье представляет собой громадную пещеру, где буквально всё сделано из камня. Именно там Смертокрыл восстанавливался после своего поражения, и оттуда же он начал Катаклизм.
    • Самой чужеродной локацией из всех является Ни’алота, столица чудовищной Чёрной Империи, созданной Древними Богами и уничтоженной Титанами на заре Азерота. Ни’алота существует в альтернативной реальности, где Чёрная Империя снова захватила Азерот. Во время событий дополнения «Битва за Азерот» грань между двумя реальностями начала стираться благодаря усилиям последнего Древнего Бога, Н’Зота и королевы наг Азшары, Ни’алота начала постепенно становиться реальной, чему и был посвящён последний рейд дополнения.
  • The Dark Pictures Anthology: Little Hope — Литтл Хоуп. Городок, населенный демонами и покрытый неестественным туманом, который не позволяет никому покинуть город. Не считая того, что это всё — ненастоящее. В финале игрок узнаёт, что это всё — галлюцинации главного героя, Энтони Кларка (водителя автобуса и действующего лица пролога).
  • Периметр — Психосфера, в которой происходят события игры. Представляет собой множество миров, выступающих полостями внутри хаоса. Каждый мир реагирует на человеческое сознание, а потому обладает своими законами физики (Тема особенно раскрыта в коротких историях по вселенной игры — "П-файлах. Там, например, описывается экспедиция, в ходе которой кучку людей принесли в жертву ради ритуала, который позволил бы сделать мир стабильнее и открыть портал на Землю) и ходом времени. Но ещё ужаснее то, что на разум, находящийся непосредственно внутри них, миры реагируют спонтанно, «спазматически». В результате появляется скверна — материальное воплощение негативных и низменных эмоций и проявлений разума. При должном желании можно использовать Психосферу на благо, но по итогу ничем хорошим её открытие не вылилось (хотя надо отметить, что негативному исходу способствовали Спириты, которые отнюдь не просты и тоже очень даже чужеродны), и на момент игры Землю терзает скверна, а люди сели в корабли поколений по настоянию Спиритов и надеятся добраться до чистой планеты, где смогут жить. Но это план Спиритов по обретению власти над Землёй ради неких своих целей
  • Clive Barker's Jericho — «Пиксис», пространственный карман-тюрьма для Перворожденного (дефектного творения библейского бога). Из-за извращённой фантазии своего главного узника мало чем отличается от преисподней.
  • Wolfenstein (игра 2009 года) — так называемое «Измерение Чёрного Солнца».
  • Honkai Impact 3rd — «Квантовое море» (грубо говоря — коридор между измерениями).

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — места, заражённые Хаосом.
  • Warhammer Fantasy Battles — аналогично. Места, заражённые скверной Хаоса, вампиров и скавенов, особенно область вблизи Скавенгниля. Город Прааг тоже того…
  • Planescape — в количестве. По задумке самих авторов сеттинга, на чужеродности Планов должна держаться половина экспириенса игровой сессии. Вторая половина держиться немного на другом.
    • По честному, с чужеродностью в сеттинге слегка перебрали, ибо после простого описания Сигила — город, расположенный на внутренней поверхности тора, который висит в серой пустоте над горным шпилем бесконечной высоты и в который можно попасть только с помощью порталов — чужеродность мест, в которых, например, время путешествия обратно пропорционально желанию попасть к цели, не так уж и явно бросается в глаза.
      • Ну а самым лютым по чужеродности можно считать безусловно Дальнее Царство, которое находится за пределами бесконечности, окружая мультивселенную от того, с чем вовсе нельзя контактировать. Дополнительные очки — за то, что персонажи видят одновременно два десятка накладывающихся друг на друга измерения, и это только одна из самых малых причин, по которым вы должны будете сойти с ума.
  • Pathfinder — Первый Мир, черновик, на котором тренировались демиурги, перед тем, как создать нормальные миры. Отличается непредсказуемыми, или вовсе отсутствующими законами природы, физики, химии и всего остального, невероятной флорой и еще более невероятной фауной.
  • World of Darkness — всех цветов и расцветок. Умбры могут быть как и вполне стандартными "духовными планами", так и совершенно адскими местечками. Сюда же — неясно, каким образом, связанная с ними Грёза, содержащая как мечты, так и кошмары.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation: SCP-354 «Алое озеро», разумное кроваво-красное озеро, а также тот факт, что оно может порождать потусторонних тварей из себя.

Сетевая[править]

  • Пёстошь (в оригинале — Dogscape). Постапокалиптическая версия Земли, в которой вся планета состоит из собачьей плоти.

Реальная жизнь[править]