Василий Тёркин
« | А всего иного пуще |
» |
— из пролога |
«Василий Тёркин. Книга про бойца» — цикл стихотворений и поэм Александра Твардовского (иногда трактуется как единая поэма, но каждая отдельная часть писалась как законченное произведение), повествующих о повседневном быте на Великой Отечественной войне глазами непосредственного её участника и для целевой аудитории таких же участников. Заслуженная и проверенная временем классика школьной программы: такую художественную правду мог изобразить только непосредственный участник описанных событий, а такие неординарные художественные средства подобрать для этого — только реально незаурядный талант.
Итак, главный герой — Тёркин, Василий Иванович, красноармеец, не позднее 1925 года рождения, предположительно беспартийный. Неприметной незапоминающейся внешности, характер — русский, сердечный, неунывающий. По происхождению из крестьян Смоленской губернии. Начинал войну на Карельском фронте, впоследствии участвовал в боях за населённый пункт Борки… а теперь взглянем на список населённых пунктов под таким именем в теперь уже бывшем СССР и трезво содрогнёмся широте разброса возможных мест Васиного геройства.
Да, Тёркин — образ ярко индивидуальный и в то же время — демонстративно собирательный, образ среднего рядового красноармейца, отдельной рабочей пчёлки из тех, что, собравшись в единый рой, вытянули на своих перепончатых крылышках Победу. Твардовский постоянно подчёркивает всеобщность Тёркина, и потому тот постоянно меняет военно-учётную специальность: то неофициально исполняет в отделении обязанности политрука, то тянет катушку связи, то отправляется в разведку и возвращается с «языком». Помимо этого, Тёркин и в быту рукаст — может развести затупившуюся пилу, починить часовой механизм, — и на гармошке умеет так сыграть, чтобы душа завернулась, а потом обратно развернулась. Все эти качества в одном человеке сразу, может, и не найдёшь, но хотя бы в одном отделении и тем более взводе — запросто. Изначально Вася Тёркин как персонаж был введён Твардовским в фельетонах, которые публиковались им во время Талвисоты[1] в газете «На страже Родины». Причём в создании героя участвовала вся редколлегия, в которую, между прочим, входил аж целый Самуил Маршак — возможно, это тоже сказалось на удачности образа. Который оказался настолько жизненным, что Тёркина на фронте считали реальным человеком и даже писали ему письма (а вот в реальность тех, кто и IRL геройствовал в духе Тёркина, Ивана Середы, например — не верили).
Впрочем, не только прямая речь самого Тёркина, но и текст от автора написаны не рафинированно-литературным, а поистине народным слогом, пересыпанным и диалектизмами, и просторечиями, и крепким словом (ничего неподцензурного, но и на пионерской линейке не процитируешь) и чуть ли не былинными прибаутками-заигрышами. И этот слог застревает в мозгах с первого прочтения, как ничто другое способствуя растаскиванию на цитаты.
Основной цикл
Каждый отдельный эпизод — своего рода новелла в прозе. Тёркин оказывается в разных ситуациях, возможных на войне, как рядовых (балагурит на привале, устраивается на ночлег, берёт языка, попадает в госпиталь), так и героических (доставляет донесение вплавь через зимнюю реку, сбивает немецкий самолёт из трёхлинейной винтовки бронебойным патроном, принимает на себя командование после гибели офицера). Даже мистика герою не чужда — однажды ему, тяжело раненому, являлась аж сама Смерть и имела с ним довольно продолжительную дискуссию. Впрочем, Тёркина вовремя спасли.
Характерная черта «Тёркина», которую при изучении его в школе не замечаешь — демонстративная а-, чтобы не сказать антиполитичность. Тёркин (и в данном случае мы можем сказать, автор тоже) думает о своей Родине почти всегда как о России, а не Советском Союзе, а в редких случаях, когда вспоминает о её руководстве, то мыслит таковым не фактического лидера, сиречь Сталина, а формального — «всесоюзного старосту» Калинина.
Тропы и штампы
« | Не расскажешь, не опишешь, |
» |
- Генерал Мороз советским солдатам тоже помощник:
« | И лихой, нещадной стужи |
» |
- Импровизированное оружие — пленённый Тёркиным фашист отбивался каской. Это он зря подставился: Василий оглушил его незаряженной гранатой по кумполу.
- Непристойно — значит смешно — Тёркин не стесняется и такого. И чтобы хохмочки вроде этой:
« | Сам стоит с воронкой рядом |
» |
- — не превратились в похабень уровня «Гитлер капута», требовалось воистину быть Твардовским.
« | Нет, ребята, я не гордый. |
» |
- Прочитать о себе книгу — одной обмолвкой, а есть:
« | На войне, как на привале, |
» |
« | Низкогрудый, плоскодонный, |
» |
Тёркин на том свете
Спин-офф, писавшийся уже во время оттепели и оказавшийся таким хлёстким памфлетом против советского тоталитаризма вообще и Сталина лично[3], что это оказалось чересчур даже для творцов самой оттепели. После первой читки в 1954 году (в присутствии лично Хрущёва!) поэму осудили, заклеймили и не позволяли издать добрых девять лет.
Начинается всё с того, что погибший на войне Тёркин осознаёт себя на том свете. Последний представляет собой унылый совок стоградусной крепости: новопреставленного долго и нудно мурыжат по инстанциям загробной канцелярии и перебрасывают из отдела в отдел, отказываясь хоть как-то подтвердить его статус, не говоря уже о том, чтобы разместить его самого. По случайности Тёркин находит себе «Вергилия» — старого фронтового товарища, погибшего ещё раньше, и тот устраивает ему экскурсию по загробью. В котором, помимо вышеупомянутой канцелярии, ничего другого нету — и в самом деле, какой производительный труд может быть после смерти? А вот руководители, учётчики и проверяющие и на том свете чувствуют себя вольготно. Но вся эта удушливая бюрократия — это только «наш», «социалистический» тот свет — а ведь есть ещё и «их», «капиталистический», по бомолвкам — в традиционно-дантовском виде. Некоторым покойникам с «нашего» того света доводится даже заглянуть в трубу, демонстрирующую «их» тот свет и удостовериться, что загнивающий Запад загнивает не только в буквальном, мертвецком, но и в фигурально-пропагандистском смысле. В конце концов Тёркин ухитряется сбежать с того света на подножке поезда-психопомпа, идущего в мир живых за новой партией пассажиров, и из финала явствует, что всё происхождящее было мидквелом к «Солдату и Смерти».
Тропы и штампы
- Бафос, всепоглощающий и всепроникающий. На идейно крепких речекряках-госпропагандистах Твардовский оттоптался, как слон на посудной лавке:
« | За картиною картина — |
» |
« | Отвернувшись от болвана |
» |
Примечания
- ↑ К этому факту в основном корпусе стихов имеется отсылка: «Я и сам понять умею, Я вторую, брат, войну…»
- ↑ Который только что упал и заставил бойцов прятаться, но не разорвался
- ↑ Который, даром что на момент событий поэмы ещё
живживее всех живых, уже управляет на том свете Особым Отделом — собственно, отделом загробной канцелярии, отвечающим за покойников, заморенных в лагерях на этом свете.
Классика школьной программы | |
---|---|
Денис Фонвизин | Недоросль |
Александр Грибоедов | Горе от ума |
Александр Пушкин | Евгений Онегин • Капитанская дочка • Повести Белкина • Руслан и Людмила • Сказки |
Михаил Лермонтов | Бородино • Герой нашего времени |
Иван Гончаров | Обломов |
Николай Гоголь | Вечера на хуторе близ Диканьки • Тарас Бульба • Ревизор • Мёртвые души |
Иван Тургенев | Записки охотника • Отцы и дети |
Александр Островский | Бесприданница • Гроза |
Николай Некрасов | Кому на Руси жить хорошо |
Фёдор Достоевский | Белые ночи • Братья Карамазовы • Идиот • Преступление и наказание |
Михаил Салтыков-Щедрин | Господа Головлёвы • История одного города |
Лев Толстой | Анна Каренина • Война и мир |
Антон Чехов | Каштанка • Вишнёвый сад • Человек в футляре |
Максим Горький | Детство — В людях — Мои университеты • Старуха Изергиль • На дне |
Евгений Замятин | Мы |
Михаил Шолохов | Тихий Дон • Поднятая целина |
Михаил Булгаков | Собачье сердце • Мастер и Маргарита |
Андрей Платонов | Котлован |
Александр Твардовский | Василий Тёркин |
Александр Солженицын | Матрёнин двор • Один день Ивана Денисовича |