Психопомп

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Psychopomp. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Умеет… отвести душу.
— ?
— …Туда, где ей надлежит быть.
»
— Один демиург — о своём психопомпе

Психопомп (в переводе с греческого ψυχοπομπός — проводник душ) — это существо, миссия которого — доставлять души на тот свет, в той или иной форме встречающееся в любой мифологии или религии. Подразделяются на собственно психопомпов, задача которых — доставлять или провожать покойных к их новому месту жительства, и привратников, которые стоят на месте и пропускают прибывающих. Живых обычно не любят, но за взятку или из жалости могут пропустить (подвезти).

Из мифологии и религии психопомпы перешли и в фэнтези, особенно в бэнгсианское фэнтези, где играют очень важную роль; в некоторых же произведениях они и вовсе главные герои.

Наиболее известные психопомпы[править]

Проводники[править]

  • Гермес Психопомп — древнегреческий бог-олимпиец, кодификатор тропа.
  • Анубис — его коллега из страны Кемт.
  • Лодочник Харон, перевозящий души через реку Стикс, отделяющую царство Аида от мира живых. Древние эллины клали на глаза умерших монеты — плату для перевозчика.
  • Баба-Яга, по Проппу, вовсе не «злая бабка», а проводник на границе между миром живых и миром мёртвых. Поэтому у неё костяная ОДНА нога, а избушка поворачивается передом-задом то к герою, то к лесу (миру мёртвых).
  • Валькирии — в скандинавской мифологии девы-воительницы, реющие над полем битвы на крылатых конях и провожающие павших воинов в чертоги Вальхаллы.
  • Поезд-призрак
  • Смерть с косой — персонификация смерти в европейской культуре.
  • Синигами — то же самое, но уже в японском искусстве.
  • Ангел смерти Азраил — в исламе; в меньшей степени (на уровне апокрифов) — и в других авраамических религиях.
  • В Полинезии и Микронезии умершего скармливают акулам, служащими проводниками в иной мир.
  • На Тибете — «небесные похороны», когда психопомпами служат грифы.
  • У племени Хадза в Африке живущего охотой и собирательством психопомпами служат гиены, для чего покойника выносят за временное селение и оставляют гиенам, охота на которых является табу. (другие соседние племена как земледельцев, так и скотоводов, в отличии от Хадза покойников не оставляют гиенам, а хоронят)
  • Барон Суббота в частности и семейство лоа Гэде вообще.
  • Дэйви Джонс из моряцких поверий, хранящий души утопших мореходов в своём рундуке.

Привратники[править]

  • Апостол Пётр — в христианской мифологии стоит у ворот рая.
    • вудуистский Папа Легба с ним частенько отождествляется.
  • Царь Минос в «Божественной комедии» Данте указывает душам, в какой круг ада им надлежит спуститься. В традиционной греческой мифологии Минос не был привратником — он был одним из трёх судей, пред которыми предстают души умерших, а вход стерёг Цербер.

Иногда обязанности психопомпов выполняют ещё живые шаманы, спускающиеся в Нижний мир вместе с каждым вновь умершим; такие представления распространены в первобытном анимизме, где и присутствует, собственно, институт шаманизма.

Где встречаются[править]

Литература[править]

  • «Сварог» — Лазурная Дева, штатный психопомп планеты Талар.
  • В «Плоском мире» психопомп (Смерть с косой) — один из главных героев всей серии. Разговаривает капителью (в русском переводе КАПСОМ), имеет внучку и коня Бинки, любит кошек, и вообще он няшка.
  • «Досье Дрездена»: валькирии. Конкретно та, что встречалась, унесла на тот свет адмирала Нельсона.
  • «Ведьмак» — Смерть, с которой Геральт беседовал в «Мече предназначения».
  • Воробьи у Стивена Кинга в «Тёмной половине».
  • В цикле «Винландец в Нимриане» Андрея Смирнова — Харон, в честь которого и назвали нашего Харона.
  • В «Преисподней» Чета Уильямсона аверсия — надеваемые на голову артефакты для перемещения души пользователя в Преисподнюю именуются по-оккультному «психопомпами», но со временем выясняется, что устройства эти, как и Преисподняя, имеют несколько иную природу. Не то чтобы для читателя старше десяти лет это не было ясным изначально.
  • Метавселенная Рудазова — Чёрный Слепец, он же великий мастер Джонатан, он же Самаэль. Божественный мудрец, бывший демон, бывший небожитель, единственный из пятидесяти друзей Мардука, не пожелавший становиться его Эмблемой. Ныне исполняет обязанности Смерти, лично являясь за умершими землянами, оставившими значимый след в истории, и препровождая на тот свет. Правда, вопреки стереотипу, не с косой, а с нагинатой.
    • До него должность занимал птицеподобный демон по имени Хубут-Табал. Позже уволился.
    • Хотя вообще функцию может исполнять кто угодно. Рядовых покойников собирают ангелы, демоны и специальные духи, так и называемые психопомпами. Ну а особо отличившихся лиц и боги не стесняются принять: за Олегом Бритвой, вон, Инанна лично явилась, а за Шамшуддином — целый Мардук.
  • «Отблески Этерны» Веры Камши — душа умершего жителя Кэртианы попадает в Лабиринт и получает там достойного ее проводника. Проводник помогает душе преодолеть Лабиринт и не стать добычей живущих в лабиринте тварей, чтобы попасть в одно из четырех царств, где живут души умерших кэртианцев. Но, как показал пример прохождения Лабиринта одним из героев, в конце все решает выбор проходящего — остаться с проводником или уйти.
  • Козодои в некоторых произведениях Лавкрафта так и называются. Птичка действительно жутковатая, с её замогильными воплями связано много суеверий о грядущей смерти.
  • Мастер и Маргарита — формально сабжа для заглавных героев отыгрывает Азазелло.
  • В. Г. Короленко, «Сон Макара» — после смерти поп Иван стал проводником душ к Большому Тойону, как якуты называли Бога-Отца.

Фанфики[править]

  • В «По ту сторону рассвета» в качестве психопомпа изображена Ниенна (Вышняя Сила, Что Скорбит о Всех Болях и Горестях).

Кино[править]

  • «Пираты Карибского моря»: Дэйви Джонс, здесь отождествлённый с капитаном «Летучего Голландца», должен был, в полном соответствии с реальным фольклором, провожать души погибших в море на тот свет. Правда, делать этого не хотел, вот и оброс щупальцами. Хорошо, хоть после его смерти капитаном Голландца стал Уильям Тёрнер.
    • Который по неизвестной причине тоже начал мутировать.
  • Что-то такое представляет собой птица из фильма (а также комикса и телесериала) «Ворон». «Раньше верили, что, когда человек умирает, ворон относит его душу в страну мёртвых. Но иногда случается что-то настолько плохое, что душа несёт в себе страшную грусть и не может обрести покой, и тогда, очень редко, ворон может вернуть душу обратно, чтобы исправить зло».
  • «Мертвец» Джима Джармуша — по одной из трактовок, индеец Никто (Nobody), у которого задача — как раз сопроводить Уильяма Блейка к Великому Океану для возвращения в Страну Духов, очистив по пути от всего, что связывало его с миром живых. По другой, он олицетворяет бессознательное Блейка.

Телесериалы[править]

  • «Lucifer» — Рей-Рей a.k.a. Азраэль (тот самый вышеупомянутый в «наиболее известных» Азраил), сестра Люцифера на соответствующей должности. Правда, троповая деятельность у нее целиком проходит за кадром/на уровне «заявленной способности», а в сюжете еле упоминается (как момент знакомства и заведения дружбы с Эллой Лопес и оправдание в том, что тысячелетиями не навещала любимого брата после его изгнания). В последней серии 5-го сезона, не участвуя в выборах и побоище ангелов за трон Бога, с сожалением является туда именно «по должности» за за пару секунд до убийства Михаилом Хлои.

Мультфильмы[править]

  • «За тридевять земель»: Пернатый Король (огромный крылатый заяц, покрытый перьями).

Аниме и манга[править]

  • Если отвлечься от аналогий со средневековой Японией, то бо́льшая часть героев Bleach вообще-то именно синигами. И да, бо́льшая часть действия происходит в загробном мире, просто об этом быстро забываешь.
  • Happy World!: архангел Нэру-сама (Нелл) именно этим и занимается, а его напарница, тоже архангел по имени Иру-сама (Илле), сама души не провожает, но защищает их от демонов. Да, и сама главная героиня, ангелочек Элли, несколько раз провожала души (хотя главная её функция — ангел-хранитель).
  • Девочка-синигами Момо и её кот (в дораме, снятой по аниме — мальчик) из аниме Shinigami no Ballad: Momo, The Girl God of Death.
  • Wonder Egg Priority — героини оказываются именно такими проводниками, уничтожая преследующих души погибших монстров и в финале «боссов»-олицетворений главных злодеев в их жизни. чтобы души могли спокойно уйти дальше.
  • Galaxy Express 999 — игра с тропом. Не все (особенно в России) знают, но идею Лейдзи Мацумото подчерпнул из сказки Кендзи Миядзавы «Ночь на галактической Железной дороге». Вот там (и в прямых, не мацумотовских адаптациях) космический поезд таки вёз души на тот свет, только у протагониста был билет в 2 конца (он не умер, а спит). У Мацумото идея своя, но схожая — поезд-то и правда везёт тела на Андромеду, но только там у них отберут души, которые пустят на запитку реактора. Так что тут поезд идёт не в рай, а в местный ад, в котором есть искушение, есть вечная мука, и из которого герои взыщут в итоге души.

Музыка[править]

«

Но перед смертью, в тяжелом бреду Видел он тот вокзал. «Стойте! — воскликнул. — Я с вами иду!» И за раввином встал. «В ад, вместе с вами, дорогу избрал, Не поверну назад!» Но ребе спросил: «А с чего ты взял, Что это — дорога в ад?»

»
  • Наутилус Помпилиус, «Зверь» — вроде бы песня от лица какой-то подобной сущности, персонально следовавшей за заглавным героем.

Веб-комиксы[править]

  • «Gunnerkrigg Court» — психопомпы всех цветов и размеров населяют Эфир и потому не видны обычным людям. А ещё главгероиня одна из них.
  • «JACK» — одноименный персонаж из данного веб-комикса является таковым по своей специальности, и занимается отправкой душ на тот свет. А иногда и охотится на «беглецов».
  • Замри. Замолчи. — сеттинг нордический, так что и психопомпы тут характерные. Есть как финские шаманы, способные как проследить, что душа действительно отправилась в загробие, так и помочь ей это сделать А ещё лично отправляться в мир мёртвых и пытаться оттуда вытащить души. Но следующий пункт бдит., так и Лебедь Туонелы, более традиционный психопомп/страж финского мира мёртвых, с истинно лебедино мерзким характером. Психопомпами могут работать и христианские маги тоже, но пока что героям встретился только один — Анна, давным-давно мутировавшая в тролля, но не потерявшая разум и спасшая героев от жуткого лошадепризрака, упокоив составлявшие его души. Их способности тем более нужны, поскольку наскоро разработанная вакцина от Сыпи убивала людей и приковывала их души к материальному миру, отчего и появились тролли-призраки.

Видеоигры[править]

  • Final Fantasy:
    • В Final Fantasy VI обязанности психопомпа выполняет поезд-призрак, курсирующий между миром живых и миром мёртвых. Курсирующий в темпе бикицер и вообще без расписания, в связи с военным форс-мажором, поэтому на поезде царит такая суматоха и неразбериха, что могут случайно взять на борт и живых главгероев. А ещё его можно крутануть через плечо приёмчиком рукопашного боя. Да. Поезд. Приёмчиком. Не спрашивайте, это JRPG.
      • А ещё там можно нанять привидение. Неограниченное число раз, т.к. его топовая атака (похищение души врага) убирает его из боя и возвращает на старое место. Но забрать его с поезда не дадут, поэтому лучше всего вселять его этой атакой во врагов и потом снова забирать, если охота.
    • В Final Fantasy X реализован вариант с шаманами, которые здесь называются призывателями (Summoner). Одна из их обязанностей — доставлять мёртвых на тот свет с помощью ритуального танца.
  • Игра Grim Fandango: главный герой, Мануэль Калавера, после смерти попал в мексиканский аналог Чистилища и стал той самой Смертью с косой (одной из, точнее — это профессия), которая освобождает души от оков плоти, а потом направляет их в мир окончательного покоя (кого экспрессом, а кого и пешком через лес, кто сколько нагрешил).
  • Peace, Death! — аналогично: в задачи протагониста Жнеца (типичного скелета в балахоне) входит проверять умерших людей (и не только), после чего направлять их в Рай, Ад или Чистилище.
  • Dragon Age — Фалон’Дин «Друг мёртвых» из эльфийского пантеона, в реальности — просто очень могущественный маг и полное чудовище.
  • Jade Empire — Водяной Дракон.
  • Серия Blackwell и Unavowed — люди-медиумы. Работа медиумов — находить «застрявшие» души, убеждать их, что они мертвы, и открывать для них дверь в посмертие. Официальное название медиумов — Дарители Вечности (Bestowers of Eternity), потому что они как бы одаряют души вечностью правильного посмертия вместо ущербного существования в виде призрака.
  • Spiritfarer — Харону надоело возить души умерших, и теперь вместо него Стелла, главная героиня. И её кот Нарцисс. За них и играем.