Артиллерия — бог войны

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску



Вот она, богиня Первой Мировой! Правда, судя по расходу снарядов на километр фронта, нередко и бесполезногиня
« «Ultima Ratio Regis» — «Последний довод королей» »
— Надпись выбитая на стволах орудий времен Ришелье
« При двухстах орудиях на километр фронта о противнике не спрашивают и не докладывают. Докладывают о достижении указанных рубежей и запрашивают новые цели. »
— Приписывается маршалу Москаленко

…и артнаб — пророк её!

У кого всегда длиннее? Кто ломает крепостные стены? Кто убивает врагов пачками одним выстрелом? Это всё она — артиллерия.

Собственно, артиллерия и появилась как воплощение тропа «а у меня длиннее» — сложные и громоздкие технические приспособления, чтобы запустить во врага более тяжёлую штуковину с большего расстояния. Она прошла долгий путь технической эволюции и вознеслась до бога во время мировых войн. В Первую, когда щит изрядно обогнал меч, артиллерия была просто необходима, чтобы расковырять позиции противника — и она же играла защитную роль, жестоко обламывая наступление градом разрывных снарядов. К тому же пулемёты и колючая проволока уничтожили действовавший ранее принцип «камень-ножницы-бумага», по которому артиллерия страдала от оперативно добегавшей до неё конницы. Наконец, постоянно росла дальность, в результате чего ко Второй мировой стало возможным обстреливать противника с 10+ километров, доставая глубокий тыл или в тылу же прячась. Ничего не напоминает?. На самом деле нет, в основе доктрины огневого превосходства, частным случаем которой является массированное применение артиллерии является простая мысль что люди у нас на вес золота, а вот снарядов завались.

По сей день артиллерия играет немалую роль в различных военных конфликтах. При всей развитости ракетного вооружения[1] и авиации, снаряд — это лом, против которого нет приёма. Не говоря уже о том, что пушки да миномёты проще в изготовлении и обращении, чем навороченные ракетные системы, а снаряды к ним — дешевле. За это приходится расплачиваться маломобильностью артиллерии при массовом применении (это вам не РЗСО — «отстрелялся и смотался»),[2] что ограничивает её в основном осадной тактикой, а также высоким скиллом подготовки личного состава, потому что у снаряда мозгов нет, считать должен человек (хотя с применением компьютеров громоздкие таблицы на лафете ушли в прошлое). Следует заметить ещё, что к артиллерии относится традиционно любой ствол калибром от 20 мм и больше. То есть сюда же идут зенитки, пушки, гаубицы, миномёты и тому подобное — то есть не смотря на то, что некоторые считают, будто доктрина огневого превосходства устарела, это не соответствует истине до тех пор, пока эксплуатационная стоимость артиллерии ниже чем сравнимая по эффективности ракетная техника. Ну а сидящих в обороне артиллеристов пробить почти нереально — танки они пощелкают за милую душу, пехоту завалят снарядами, самолёты посбивают нафиг (современные ракетно-пушечные зенитные комплексы компенсируют взаимные недостатки обоих типов вооружения и удешевляют эксплуатацию). Чтобы их расковырять потребуется нереальное напряжение экономики на производство высотных бомбардировщиков в нереальных количествах (или атомная бомбардировка, что равняется проигрышу), а без превосходства в воздухе те себя будут чувствовать крайне неуютно, а превосходство в воздухе им не завоевать по причине концентрации у артиллеристов зениток. Вот вам и ответ на доктрину Дуэ. Пока у страны есть возможность производить хорошие пушки и хорошие снаряды — с ней лучше не связываться. Что ей можно противопоставить? Ну, например диверсантов, нарушение снабжения, тактика ложных целей (это когда артиллерию заставляют стрелять «из пушки по воробьям» — например на сбитие фигни за сто баксов тратится боеприпасов на сто тысяч баксов, грубо говоря), нарушение связи (с провокацией «дружественного огня») и тому подобные фокусы, на которые способны люди, имеющие много терпения и мало ресурсов. В свою очередь против всех этих фокусов есть контрмеры.

В морском деле артиллерия заняла оборонительный рубеж, чисто артиллерийских кораблей почти не осталось, линкоры, в свое время сотрясавшие море и землю своими гигантскими, разрушительными орудиями, устарели и ушли в историю. Ставка на тяжеловооруженные и тяжелобронированные корабли оказалась неверной, по целому множеству причин — начиная с того, что линкоры чертовски долго строятся и быстро устаревают, а также обходятся слишком дорого в плане эксплуатации (в смысле много жрут горючки и требуется дофига народа на обслуживание), заканчивая узкой сферой применения — либо против надводного флота противника, либо против прибрежных целей. Ракетные эсминцы в этом смысле практичнее — дешевле и быстрее в постройке, накрывают уже не только прибрежный район, но и на сотни километров в глубину материка, быстроходны, дешевле в эксплуатации в мирное время, способны защититься от подводных, надводных и воздушных угроз (если их будет слишком много есть ещё фрегат ПВО с большими зенитными пушками специально для таких случаев). Интересный сплав линкора с ракетным эсминцем — корабль с одной-двумя «линкорными» трёхорудийными башнями крупного калибра и пусковыми шахтами для ракет — так и остался в чертежах, хотя возможно он ещё всплывёт, если не дай бог кому-то приспичит повоевать всерьёз, ибо ракеты всё же очень дороги, и их можно возить с собой сильно меньше чем снарядов, даже самого чудовищного калибра.

А вот в небесах троп играется зигзагом. К примеру, для бомбардировщиков (от стратегов до фронтовых) скорострельные пушки играют роль чисто оборонительного оружия (кормовые установки для стрельбы в заднюю полусферу) либо вообще не нужны (если это ядерный стратег, да ещё и «стелс» — типа Northrop B-2 Spirit); для тех, кто работает вплотную к землице-матушке, напротив — один из основных рабочих инструментов, наряду с управляемыми и не очень ракетами: сюда идут штурмовики и вертолёты. Есть те, кто в силу ряда причин (как тактики, так и экономики) вообще почти все свои задачи решает с помощью Большой Пушки: это т. н. «ганшипы» (типа АС-130). Ну, а представители самой гордой и мужественной профессии (а так же те, кто снабжает их боевыми лошадками) до сих пор холиварят — истребить им противника без бортовой артиллерии, одними лишь ракетами, или нет? В середине ХХ века концепция «чисто ракетного» истребителя была на Западе мейнстримом — до тех пор, пока американские лётчики не обнаружили её очевидную порочность, полетав «над выжженой землёй»© на ранних версиях американского McDonnell Douglas F-4 Phantom II, построенного по такой концепции, и попав в манёвренные бои с МиГами. В итоге ещё на полвека утвердилась идея, что истребитель без пушки — не истребитель, и даже пятое поколение крылатых бойцов имеет на вооружении хотя бы один надёжный ствол; однако число фрагов, сбитых в воздушных боях с их помощью, к концу века неуклонно уменьшалось, так что в наше время артиллерию на истребителе/перехватчике более справедливо считать уже не копьём воздушного рыцаря, и, пожалуй, даже не мечом, а кинжалом: маленьким, но верным оружием на крайний случай — добить раненого врага, прирезать им тех, на кого лень доставать меч из ножен, заколоть супостата в слишком тесной свалке (где копьёракеты окажутся слишком «длинными») или внезапно воткнуть его в бок тому, кто посчитал, что без меча и копья враг стал беззащитен

См. также[править]

Примеры[править]

Литература[править]

  • Дюна — дом Атрейдесов всегда славился своими силовыми полями, защищающими от дальнобойного оружия, но на Арракисе невозможными к использованию по причине привлечения ими червей, поэтому барон Харконнен против укрывшихся в пещерах солдат герцога подкатил старую добрую артиллерию.
    • Артиллерию использовали только в этом единичном случае (не для непосредственного поражения сил противника, а для обстрела пещер, где те укрылись, с целью вызвать их обрушение), после чего барон приказал её демонтировать. Глоссу Раббан попросил дядю оставить игрушки ему, однако барон был категорически против подобного «варварского» оружия[3]
  • А. Ливадный, «Зона отчуждения» — боевых роботов Земного Альянса, чья броня была предназначена для противодействия тяжелым лазерам, встречают классическими пушками с кумулятивными боеприпасами[4][5]. Такой подлости земляне не ожидали.
  • «Destroyermen» — артиллерия почти с самого начала является неизменным атрибутом сухопутных сражений Альянса, однако потом появляется и у гриков под воздействием японцев. Поначалу, американцы и лемурианцы сражаются древнегреческой фалангой при поддержке бронзовых пушек (причём если враг всё же начинает теснить их, то артиллерист непременно набьёт орудие порохом и взорвёт его, вместе с десятком-другим гриков).
  • Огромный чёрный корабль — баллистических ракет нет, и потому ядерная война ведётся при помощи циклопической артиллерии, включая подводные лодки со стволом во всю длину (подлодка при выстреле принимает положение под углом к горизонту)
  • «Затерянный полк» — среди наших попаданцев-янки была бригада лёгкой артиллерии. Когда на них начинает наезжать дружина боярина Ивора, то командир бригады даёт им понять, что армию Севера так просто не взять. Артиллерию продолжают строить и совершенствовать для борьбы с трёхметровыми аборигенами-людоедами.
  • «Продавец воздуха» — всякие там самолёты Бэйли буквально сдувает с небес (рассказ 1929 года как-никак), но как видит что подтягивают артиллерию, приходится строчить врагам телеграмму о вероятных последствиях. С ограниченной демонстрацией.
  • Бернард Корнуэлл «Арлекин». В какой-то момент ГГ прибивается к отряду артилерристов эпохи начала Столетней Войны. Наглядно демонстрируется как крутизна даже ранние пушки были очень эффективны против крепостей, так и проблемы — сложно рассчитать заряд, порох очень боится влаги, сами пушки — очень тяжелые.
  • Стюарт Слейд «Изо всех сил». Американцы и русские очень любят артиллерию. Благодаря техническому превосходству американцы смогли заставить работать даже железнодорожные пушки, калибром в 300 мм. Русские же, соединили опыт американцев с собственными наработками по части артиллерийского штурма и превратили артилеррию в настоящего бога войны.
    • Его же «Salvation War». Демоны на своей шкуре испытали гнев бога войны людей. Ушли немногие.
  • Сэнди Митчелл цикл «Кайафас Каин». Каин начинал службу как комиссар артиллерийского полка и с тех пор убежден, что Император на стороне больших пушек. Впрочем, регулярно подсвечивается, что без помощи пехоты артиллерия долго не протянет.
  • Михаил Ланцов. Серия «Лжедмитрий». До появления нарезных, казенозарядных пехотных винтовок именно артиллерия принесла Дмитрию победы. Впрочем и после этого он не забыл про бога войны и активно совершенствовал конструкцию орудий.

Фильмы и Телесериалы[править]

« — Богу войны — привет! »
— Максим Перепелица
  • «Мы были солдатами» — наглядно демонстрирует, что такое «огненный щит» (артиллерия ведет беглый огонь рядом с позициями союзника, мешая врагу добраться до него). Равно как и методы противодействия ему — «медвежьи объятия» (бой идет на таких расстояниях, что артиллерия становится опасна для своих).

Мультфильмы и мультсериалы[править]

  • «Кунг-фу панда 2»: что же это за оружие, против которого бессильны величайшие мастера боевых искусств? Пушка! Пололам с огнестрел — это страшно. Впрочем, кунг-фу всё же победило то, что побеждает кунг-фу.
  • «Чудеса на виражах». Зенитные батареи Кэйп-Сюзет долгие годы делают невозможным нападение на город воздушных пиратов.

Видеоигры[править]

В целом, нередко именно артиллерия в разных играх становится исключением из принципа бесконечного боезапаса именно в силу своей крутизны. Аналогично ограничивается разными средствами упомянутая уже авиация.

  • War Front: Turning Point. Гигантская Турель, десяток таких сверхмощных и дальнобойных пушек с успехом заменяют СССР супероружие.
    • советские Катюши: отличаются радиусом огня возможностью бить по площади и самой высокой скорострельностью в своём классе, пяток РСЗО выносят за пару минут даже штаб и вы при игре против СССР, поймете почему во время войны немцы принципиально не брали в плен расчеты Катюш.
  • R.U.S.E. — артиллерия в принципе очень полезна, так как в зависимости от видов может уничтожить что угодно от пехоты до укрепленных построек, и к тому же имеет реалистичную дальность обстрела и может выносить целые колонны танков на таком расстоянии, когда они еще и увидеть никого не в состоянии. Единственное, к чему у арты уязвимость — это хорошая авиация, так что на каждое подразделение артиллерии нужно хотя бы парочку зениток. Ну и без эпичности не обошлось, особенно на юнитах конца технологической ветви, таких как советские «Катюши».
  • Company of Heroes — британская Вторая Армия сильна своей артиллерией — это единственная фракция, где полевые орудия доступны без выбора линии тактического развития, хоть и в стационароном варианте. Переход же к Артиллерийской ЛТР побивает все уровни мощи британской артиллерии, подкидывая в арсенал самоходную гаубицу и кучу разных абилок к стационарным 25-фунтовкам. Кроме того, у британцев есть лучшая зенитка (именно что орудие, эффективное против воздушных целей — гроза танков Flak-36 в этой игре против самолётов абсолютно бесполезна) и противотанковая пушка среди всех боевых фракций.
  • C&C3: Tiberium Wars. Одна из возможных тактик за ГСБ на позднем этапе игры: зашить базу по самое «не могу», на базу врагов отправить в пассивном режиме нескольких снайперов, а куда-нибудь на дальний конец карты, куда враг вряд ли сунется, наставить целые батареи шагоходов «джаггернаут», объединить их в группу и дать задание группе стрелять залпом по наводке снайперов.
    • На некоторых версиях игры компьютер на сложности «ветеран», благодаря читерскому искусственному интеллекту, набирает невменяемо огромное количество тиберия и уже через пару десятков минут начинает массированое[6] наступление топовыми (и не только) юнитами — даже, если у него стоит тактика «пацифист»[7]. На равнинных картах это сразу пиши-пропало, а вот на картах с узкими проходами к базам спасением могут стать как раз те самые джаггернауты, поставленные в приказ «утюжить местность» независимо от того, есть там враг или нет. Благодаря огромному урону «джаггеры» быстро достигают последнего ранга прокачки и успешно сдерживают волны врагов, а после них еще и могут быть брошены в атаку хоть в качестве рашевой техники — на последнем ранге каждому роботу страшны только 2 вещи: супероружие и коммандос. Когда у ИИ заканчиваются ресурсы на «бесконечное заваливание мясом» — уже можно гарантировать, что и на супероружие с коммандос у него тоже денег нет.
  • А в C&C: Generals ствольную артиллерию активно использует Китай. И правильно делает (способность «залп артиллерии» вообще мастхэв при любых раскладах) — не в пример ракетам и авиации, даже очень продвинутое ПВО не в состоянии перехватить снаряды. Исключением является танковый генерал Квай, которому САУ не завезли в принципе (что жизнь ему сильно затрудняет). А уж как имбует китайский генерал Тао со штатной ядрёной атомной пушкой (хотя имбует он не (с)только поэтому, но возможность не тратить генеральские очки повышения на эту вундервафлю тоже радует)!
  • Supreme Commander — арта безоговорочно доминирует только в нубских играх, но всё же является весьма важной частью игры. Также здесь наглядно иллюстрируется описанная в статье роль лома: от главного конкурента в деле осады — тактических ракет — можно застроиться дешёвыми ПРО, а от арты и линкоров помогают только кучи щитов, и не дай бог у вас закончится энергия. Кстати, контрятся линкоры тоже только артой, причём стационарной, а обычные турели не достают… в крайнем случае вражеский флот с линкорами не считается зазорным и ньюкнуть.
    • Ну не разу ни нубских. Всё зависит от размера карты и её структуры. Если это огромный Dual Gap или Сетон, то применение большого количества артиллерии это наиболее простой и в общем-то быстрый способ победить так-как обычные союзники Командира армия и флот слишком междленно движутся и при желании нюкаются. Альтернативой может быть только телепортация командира с лазером что рискованно или экспериментального колосса что намного дороже постройки Мавра.
    • В общем-то, и маленькие т1 САУ разносят здания весьма бодро, в том числе турельки за счёт превосходства в дальности (в то время как армия без них убьётся пока будет ковырять настильным огнём укрытую за стенами пушку), и поэтому на неприкрытую базу предпочитают дропать их.
  • Серия Total War — показано более-менее реалистичное развитие роли артиллерии в истории:
    • Medieval II: Total War — пушки появляются на поздних уровнях развития, однако на полевые сражения влияют… гм… не очень сильно даже в самых совершенных вариантах: громоздки, убийственная сила даже взрывных боеприпасов невелика (поэтому опытные игроки стреляют ядрами, но требушет огненным снарядом может спалить ничуть не меньше), точность фиговая, против быстрого врага бесполезны от слова «совсем», разве что канонадой заставить противника пойти на сближение. Но вот для укреплений весьма опасны, а еще у некоторых стран есть мортиры, которые могут вести обстрел под защитой стен по осаждающим. Монголы и тимуриды располагают пороховыми ракетами, стреляющими в стиле «катюш». У тимуриидов есть даже боевые слоны с легкими пушками (!). А еще есть органные орудия. Они дадут прикурить супостату, но нанять аркебузиров будет выгоднее. Разумеется, когда вы сможете их нанимать.
    • Empire: Total War — поначалу тоже не представляет собой ничего особого: боеприпас только один — ядра (совершенно неэффективно против шеренг, но эффективно против стен), да ещё и сами пушки не могут двигаться. Но по мере технологического развития артиллерия становится довольно весомым аргументом: пушки и гаубицы начинают двигаться, обзаводятся неплохой номенклатурой снарядов (ядра, картечь и зажигательные боеприпасы у пушки, ядра и бомбы — у гаубиц), приличной точностью и высокой дальностью стрельбы. Всё это делает батарею хотя бы в 1-2 отряда весьма ценным пополнением для армии. Плюс можно вспомнить весьма быструю конную артиллерию (при меньшем калибре пушек может двигаться галопом) и мортиры, с совершенно читерской дальностью стрельбы и огромной убойной силой. А если хотите приколоться — наберите максимум артиллерии и пару отрядов кавалерии для прикрытия, после чего полюбуйтесь как артиллеристы разносят линейную пехоту. Трюк работает не всегда, если у врага много конницы — будут проблемы, плюс тактика войны «по наполеоновски» требует прямых рук и умения делать перекрестный огонь.
      • В некоторых модах намеренно ухудшается баллистика пушек что делает их намного опаснее за счёт того что если раньше ядра часто летели выше-ниже и лишь изредка чётко через строй, то теперь часто входят в строй врага на уровне головы первого солдата, а выходят из строя на уровне груди последнего, что довольно неплохо. А если манёврами заставить врага выстроить шеренгу боком, ядра будут лететь через весь строй, и счёт трупов при каждом попадании перейдёт с единиц на десятки.
    • Napoleon: Total War — всё тоже самое, что сказано выше, за вычетом ранних образцов (коих в игре попросту нет).
    • Total War: Shogun 2 — ситуация точно такая же, как в Medieval II, с той разницей, что здесь имеется лишь самый убогий из видов артиллерии — бомбарды. Причём даже не имеющие колёс: куда поставили в начале сражения, там всё сражение и простоят. Впрочем, укрепления они сносят — любо-дорого смотреть.
    • Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai — а вот тут артиллерия и вправду может носить гордое звание «богини войны» (разумеется совсем уж архаичные деревянные пушки не в счёт). И орудия Паррота, и орудия Армстронга имеют огромную убойную силу, великолепную скорострельность и отменную дальность стрельбы. В итоге батарея из 3-4 отрядов, прикрытая хорошей пехотой станет для противника источником чудовищной головной боли (а замки от таких «игрушек» и вовсе разлетаются по камешку). Что вполне логично, поскольку у нас тут 70-е годы XIX века на дворе. Правда, в отличии от Empire и Napoleon, боезапас артиллерии всё же ограничен. А ещё, если рядом на стратегической карте находится союзный флот, то можно вызвать два-три артобстрела по определённой зоне.
    • Rome 2: Total War — метательные машины здесь настолько мощные, что их запрещают на турнирах. Если в полевом сражении одно орудие не набивает 100—200 «фрагов», это считается провалом, если вся армия противника побежала ещё до контакта с вашей просто под обстрелом орудий — нормальная ситуация.
    • Total War Warhammer, следуя за сеттингом, представляет весь спектр от древнючих онагров и скорпионов до хтоничных девятиствольных «органных» пушек и совсем уж техномагии. Лучшей артиллерией в игре обладают имперцы и гномы, которые представляют более поздние эпохи (а вот бретонцы, например, чуть ли не прямиком из Medieval пришли) и потому используют пороховые орудия под прикрытием хорошей стены щитов, и, как ни странно, скавенами, которые вместо стены прикрывают свои требушеты бегущей на врага толпой мяса.
  • Dawn of War — Имперская Гвардия вообще сильна бронетехникой, и их САУ «Василиск» тут не исключение. Особенно способствует огромный обзор убийцы-виндикара и абилка главного здания на сканирование куска карты. А уж если не жалеть ресурсов на особые снаряды с Марса…
  • S.W.I.N.E — ствольная артиллерия в лице САУ «Свиноматка» и «Моркопульта» проходя по ведомству «уныло и практично» за счёт небольшого урона, высокой дальности и экономичности по топливу и боеприпасам. А вот РСЗО «Хлопушка»/«Вышибала», равно как и самоходные мортиры «Трынь-трава»/«Котелок» — их полная противоположность.
  • Ground Control — имеются весьма полезные артиллерийские самоходки
  • «Казаки» — многоствольные орудия являются настоящим картечным кошмарным для небронированной пехоты (а против бронированной — это пукалка), а скорострельные и дальнобойные мортиры отлично борются с вражескими строениями. Ну и конечно в ходу орудия «общего назначения» в лице гаубиц и пушек. Ну а про флот и говорить нечего — корабли сражаются исключительно в артиллерийских дуэлях, а залп линкора — это что-то с чем-то.
  • Red Faction: Guerrilla — важную роль в сюжете играют орудия артиллерийской базы СОЗ, преграждающие дорогу к сектору Эос.
    • А ещё тут есть аналог «Катюши».
  • Fallout: New Vegas — первое знакомство с Бомбистами происходит после того, как игрок умудряется добраться до авиабазы Неллис под артиллерийским обстрелом! Достижение непростое, учитывая что залпы гаубиц не выдерживает даже силовая броня Братства Стали (пара трупов невезучих паладинов у входа на базу гарантирует это).
  • Fallout 4 — если Выживший обзаведется достаточным количеством орудий, то сможет щелчком пальцев уничтожить крутой дирижабль Братства Стали.
  • В играх жанра «tower defence» артиллерия бывает представлена самыми разнообразными образцами, в том числе магическими, но всегда — крайне полезными, в том числе из-за ударов по площади.
  • Battle Engine Aquila — несмотря на всю вундервафельность той самой Боевой Машины, артиллерийские единицы по-прежнему являются одними из самых важных в ходе сражения, потому как вражеские САУ и РСЗО могут легко выкосить союзников и, тем самым, запороть нам миссию, а союзные САУ могут не хуже помочь с выносом вражеских скоплений. Собственно, в одной из конфигураций Боевой Машины одним из оружий наземного режима является скорострельным артиллерийским орудием.
  • Hearts of Iron 4 — обыкновенная буксируемая артиллерия стоит недорого, однако добавляет отличные статы по противопехотной атаке и прорыву. Актуальна на всем протяжении игры. С доктриной «Превосходства огневой мощи» до недавнего времени вообще становилась неостановимой имбой. Недаром её намертво включили в ставший классикой шаблон 7-2 (7 пехотных батальонов, 2 арт. батареи). Даже если не хочется включать артиллерию в шаблон или же не позволяет сам род дивизии (горнострелковая или ВДВ), всегда можно добавить артиллерию в роты поддержки. А если прибавить к ним ещё и реактивные минометы…
  • Блицкриг 1 и 2 — попытка прорвать любую оборону без артподготовки просто обречена на огромные жертвы. Если в этой обороне затесалась вместе с противопехотными подразделениями и пара тяжёлых зениток, способных с превосходящей дистанции расстреливать танки совершенно безнаказанно, то в таких условиях любая атака «в лоб» обречена на провал.
  • Мор (Утопия) — непосредственно войны в кадре, конечно, нет, но в качестве последнего избавления неназванного города от эпидемии используется артиллерийский взвод, который в случае чего камня на камне не оставит от города и его обитателей.

Аниме[править]

  • Берсерк — пушки одно из немногих эффективных средств по борьбе с Апостолами. И то, с одного ядра загибаются далеко не все.
  • Memories — история про город пушек.
  • Neon Genesis Evangelion — Позитронная «винтовка» для ЕВы. По факту огромная электромагнитная пушка, сносящая город одним выстрелом.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Империум очень любит тяжелые пушки. Среди «штатных» средств идет артиллерия калибром от 100 до 600 мм. А если хорошо поискать — найдутся и более древние и редкие экземпляры, способные снести континент одним ударом. В настолке такие водятся в экспаншене Epic, для особо крутых махачей с титанами и гарагантами. В обычной настолке встречаются очень редко.
    • У хаосистов «бога войны» истово уважают Железные Воины, специализирующиеся на осадах и артиллерийских засадах.
    • У орков отношение к артиллерии двоякое. С одной стороны — большая пушка угодна Горку и Морку. С другой — швырять снаряды за горизонт, это как-то не по пацански.

Музыка[править]

« Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой,
Мы в смертный бой идём за честь родной страны,
Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый бог войны.
Артиллеристы, Сталин дал приказ,
Артиллеристы зовёт Отчизна нас,
Из тысяч грозных батарей
За слёзы наших матерей,
За нашу Родину огонь, огонь!
»
— «Марш артиллеристов»
  • Sabaton — «Fields of Verdun» о мясорубке Первой Мировой, где, как известно, артиллерия воюет, а пехота занимает. Также непрерывно лупящая (и внезапно остановившаяся) артиллерия упоминается в «The Christmas Truce».

Примечания[править]

  1. Тоже вообще-то в том или ином смысле являющегося артиллерией.
  2. Почему, собственно, современная артиллерия уже практически полностью «осамоходилась» — у всех более-менее серьёзных армий буксируемые орудия прочно ушли во вторую, а то и третью линию.
  3. Конечно, «цивилизованным» барон просто прикидывался. На самом деле он просто не хотел увеличивать шансы Раббана на выживание, поскольку (не вполне безосновательно) считал того бесполезным идиотом, и планировал вскоре заменить его другим племянником.
  4. Непонятно, правда, зачем пушкам, задачей которых был обстрел партизанящих лесных жителей, такие снаряды? Наиболее вероятный обоснуй — изготовители этих пушек русские и немцы считали, что пушка ДОЛЖНА иметь противотанковый боеприпас, ибо «орднунг маст зайн» и «карман не тянет»
  5. на самом деле принцип современной артиллерии — «надежный ствол и широкая номенклатура боеприпасов», и именно боеприпас делает даже устаревшую пушку конкурентоспособной. Принцип этот начали реализовывать как только стало возможным создавать стальной ствол (бронзу и чугуний рвало в клочья при попытке использовать одну и ту же пушку для стрельбы легким и тяжелым боеприпасом), но если на раннем этапе были только болванки, картечь и бомбы, то на позднем были уже болванки, БЗ (бронебойно-зажигательные, в основном на мелкокалиберных пушках), ОФС (осколочно-фугасный снаряд, в основном на крупнокалиберных пушках), БОПС (бронебойный оперенный подкалиберный снаряд, в основном на танковых орудиях), и тому подобное. Фактичеки почти под любую задачу существует боеприас, которым эту задачу можно решить — что делает артиллерию практически универсальным средством огневого превосходства на поле боя. Так что если у боевого робота есть броня — артиллерия её пробьёт, не болванкой так кумулятивкой, не кумулятивкой так БОПСом
  6. Настолько массированое, что из-за вражеских юнитов в прямом смысле не видно карты и лагать начинают даже мощнейшие компы.
  7. То есть ИИ должен все деньги пускать в оборону, на строительство великой стены из турелей, а гигантскую армию в принципе не должен иметь. А если и должен — то в загашнике, как контрмеру к танковому рашу игрока.