Всё пошло слишком так/Иностранная литература

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье «Всё пошло слишком так» Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

Примеры[править]

  • Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя — Портос, не желая иметь дел с портными, решил раскормить своего слугу Мушкетона до своей комплекции, чтобы мерки снимали с него. В результате слуга стал ещё толще господина, и все модные костюмы оказались Портосу велики.
  • А. Конан Дойл:
    • Рассказ «Как бригадир был награждён медалью» из цикла «Приключения бригадира Жерара». Наполеон поручил бригадиру доставить своему брату страшно секретное письмо. Маршрут пролегает по тылам противника — якобы для скорости, а на самом деле чтобы Жерар попался и депеша, содержащая дезинформацию, оказалась у противника. Внезапно Жерар, небольшого ума мужчина, ухитряется на чистой наглости и удаче уйти из всех вражеских ловушек. К счастью, Наполеон предусмотрительно направил второго гонца, и майор конных гренадёров Шарпантье оказался умнее…
    • «Собака Баскервилей» — Стэплтон рассчитывает, что Бэрил под видом его сестры послужит приманкой для сэра Генри. В итоге Генри увлёкся Бэрил, а Джек едва справился со своей ревностью.
    • «История жилички под вуалью». Миссис Рондер решила убить мужа и для этого выпустила из клетки льва. Лев убил мужа, но потом напал и на неё.
  • Г. Ф. Лавкрафт — «Герберт Уэст — реаниматор». После многих лет неудачных попыток воскресить труп с сохранением разума Герберт добивается своего. И умирает от рук собственных порождений.
  • П. Зюскинд — «Парфюмер». Изготовивший идеальный аромат и продемонстрировав способность надушенного им человека покорять людские души во время собственной казни лишь одной каплей, Жан-Батист Гренуй не долго думая, по пути в Париж душится сильнее обычного. Как итог, очарованные им разбойники приняли Гренуя за божество во плоти, но их любовь оказалась немного не той, на которую рассчитывал наш дорогой парфюмер.
  • Р. Говард, «Хайборийская эра». Высокообразованный жрец Арус хочет приобщить диких пиктов к цивилизации. Всё идёт успешно: пикты его не убивают, а один из вождей весьма заинтересовывается его рассказами о богатых городах и цветущих землях. Благодаря знаниям Аруса это племя начинает обрабатывать железо, вождь покоряет остальные племена, налаживает торговлю с внешними землями… а потом обрушивается на них со своей армией, так как в душе остаётся всё тем же дикарём. Жрец погибает в попытке остановить безумие, и вождь мстит за учителя: курган над телом жреца увенчала голова его убийцы.
  • Г. К. Честертон, «Когда доктора соглашаются» (из сборника «Парадоксы мистера Понда»): доктор-атеист убеждает доктора-протестанта, что можно совершить убийство, если жертва представляет опасность для общества. В конце концов протестант искренне переубеждён… и немедленно убивает атеиста. Оказывается, он знает, что доктор-атеист в прошлом уже убивал, и считает, что тот как раз представляет такую опасность.
    • Честертон вообще любил этот парадокс. Рассказы «Три всадника Апокалипсиса» и «Перстень прелюбодеев» из этого же сборника хорошо описывают этот троп. И ещё много-много раз: «Грехи князя Сарадина», «Разбойничий рай», «Сапфировый крест»… Собственно, это одна из отличительных черт его творчества вообще — что неудивительно, поскольку Честертон является одним из крупнейших апологетов христианства прошлого века. «Ортодоксия» во многом на этом и построена.
  • О.Генри использовал этот троп не реже Честертона. Взять хотя бы роман «Короли и капуста» — да он полностью построен на этом тропе, причём совершенно гениально. И большинство рассказов также: «Сделка», «Охотник за головами», «Купидон порционно», «Яблоко»… Всех не перечислить.
    • «Трест, который лопнул». Джефф Питерс и Энди Такер выкупают все питейные заведения в провинциальном городке и становятся монополистами. Дела идут так хорошо, что наши герои решают обмыть успех треста «Питерс, Такер и Сатана». В итоге набухавшийся Энди произносит в городе проникновенную речь… о вреде пьянства. И все жители городка подписывают бумагу, в которой клянутся целый год не брать в рот спиртного.
  • Р. Сабатини, «Хроника капитана Блада» — шторм в главе «Нежданная добыча». Буря позволила Истерлингу захватить галеон с богатой добычей, который из-за повреждений не смог оказать серьёзного сопротивления. Более того, погода позволила ему догнать ему и «Синко Льягас». Но именно сочетание этих двух обстоятельств сделало поражение Истерлинга особо унизительным (ибо Блад не только победил Истерлинга, но и в последний момент перед затоплением галеона узнал о богатой добыче в трюме).
  • Дж. Р. Р. Толкин.
    • «Сильмариллион»:
      • Тингол потребовал у Берена принести Сильмарилл из короны Моргота (король был уверен, что это невыполнимое задание: Берен, мол, неизбежно погибнет, и не придётся выдавать дочь за смертного). Берен — настоящий герой, он принёс. Поздравляем, мужики: теперь вашим детям и внукам разбираться с бешеными сыновьями Феанора, загодя «приговорившими» всех, у кого в руках окажется хоть один Сильмарилл. Ну, и вдобавок проглотивший освященный камушек волчара заработал такие ожоги ЖКТ, что в бешенстве прошёлся ураганом по Тинголову царству. Впрочем, тут субверсия, потому что на дальней дистанции это дело принесло явное благо — только с помощью добытого Береном артефакта Эарендилу удалось достичь Валинора и попросить Валар о помощи, что закончилось Войной Гнева и падением Моргота.
      • Потом Тингол получает древний гномий артефакт, и решает его улучшить, добавив тот самый Сильмарилл. Гномы всё делают… и получается такая красотища, что Тингола в стычке за украшение убивают, его жена уходит в Валинор, а царство остаётся практически беззащитным перед войсками Моргота. И перед Феанорингами — которых, естественно, долго ждать не пришлось.
      • Саурон убедил Ар-Фаразона пойти в поход на Валинор, надеясь, что валар уничтожат короля и его флот. Почти так оно и вышло… но валар обратились к Эру, а Эру уничтожил не только флот, но и весь остров Нуменор вместе с Сауроном (сам Саурон выжил, — точнее, воскрес, — но потерял способность принимать «красивую» форму).
      • К слову, Ар-Фаразон желал стать бессмертным — и в результате устроенных Эру катаклизмов он и вся его армия оказалась погребена глубоко под землёй Амана. Там они — всё ещё живые — и останутся до последней битвы с Морготом.
    • «Властелин Колец» — Фродо и Сэм, чтобы ускользнуть из крепости Кирит Унгол, переодеваются орками. Прокатило настолько, что проходящий отряд принял их за дезертиров совершенно конкретного подразделения, пришлось вставать в строй и тащиться в лагерь. Если бы не стычка у ворот, совсем бы плохо всё кончилось.
  • Станислав Лем:
    • «Звёздные дневники Ийона Тихого» 24-е путешествие. По совместительству с буквально понятые слова и выглядящее как бунт машин. Индиоты (или дурдиоты в ранних переводах) строят Машину-Для-Управления-Государством, поручая ей добиться демократическими методами всеобщей гармонии на планете. Машина перерабатывает гуманоидов в диски и раскладывает их на полях узорами. На все возмущения дурдиотов машина логично отвечает, что всё делается демократично и полностью закону, при этом по версии Машины она делает всё согласно требованиям индиотов.
    • В другом путешествии показан монах-миссионер, который хотел обратить в католичество инопланетян-мемногов. Узнав, что этот товарищ не против, чтобы его канонизировала церковь как святого мученика, мемноги убили монаха зверским способом, как святых мучеников, про которых им рассказывал монах — по их мнению его тогда канонизируют! А потом стали оплакивать своего учителя. Но при этом не оплакивали себя, хотя все поголовно и готовились попасть в ад за убийство святого. Ведь ради того, чтобы учитель в рай попал, им и самим в ад отправиться не было в лом.
    • Кибериада, первое путешествие: Трурль и Клапауций предлагают двум монархам враждующих государств наделить их армии коллективным сознанием, мол, они так умнее будут, и дисциплину, опять же, перестанут нарушать. Они и стали умнее — сначала, как и полагается, это проявлялось в совершенном владении тактикой и военной теорией. Но чем больше было включённых в коллективный разум, тем сильнее он интересовался абстрактными материями вроде искусства и философии, и тем меньше — военным делом. Накануне генерального сражения обе армии объединились полностью и независимо друг от друга пришли к выводу, что война есть недостойное, деструктивное и антиэстетичное занятие, а вместо собственно сражения предпочли просто дружелюбно пообщаться.
    • Путешествие первое А: Трурль создал машину, сочиняющую стихи. Машина была разумной, а поэзия — настолько качественной, что общество её не приняло. Точнее, приняло и на ура. Но Трурлю от этого было не слишком весело — за жёсткие перемены на литературном рынке ответственен создатель. А уж когда ему пришёл счёт за электроэнергию…
    • «Путешествие второе, или Какую услугу оказали Трурль и Клапауций царю Жестокусу». Причём всё пошло слишком так для всех сторон: и для монарха, и для всемогуторов.
    • «Путешествие шестое, или Как Трурль и Клапауций Демона Второго Рода создали, дабы разбойника Мордона одолеть». Разбойник и впрямь получил именно то, чего требовал. А зря…
    • Путешествие седьмое: Трурль встретил тирана в изгнании и решил создать для него имитацию народа, который тот мог бы тиранить, сколько ему захочется. Вот только имитация была идеальной, и Клапауций напомнил ему, что идеальная имитация разума — это философский зомби, а согласно одной из интерпретаций никаких философских зомби быть не может, так как имитировать разум возможно только с помощью его наличия. И, следовательно, возможно, Трурлем создана настоящая цивилизация, обречённая на жизнь, полную страданий. Трурль в ужасе бросился обратно к тирану, но чересчур разумные имитации разума уже устроили против него революцию и казнили. А теперь полностью заселили планетоид и уже осваивают ядерное оружие.
    • «Крепкая взбучка». Сыграно хитрым зигзагом: Трурль, притворившись своим двойником, был именно как свой двойник поколочен Клапауцием за неуместную попытку сунуть нос в его дела. Но, сделав вид, что поверил в выдумку Трурля, Клапауций тем самым невольно поддержал её — а Трурль, доведя затею с двойником до логического конца, поправил свою пошатнувшуюся было репутацию и был щедро награждён королём. В итоге каждый из заклятых друзей получил своё — вот только совсем не то, на что рассчитывал изначально.
    • «Сумма технологии». Опасность использования ИИ для управления обществом состоит в том, что он может делать это слишком уж хорошо:
« В действительности «черный ящик» будет идти еще более окольными путями, шаг за шагом, «не ведая, что творит», поскольку он стремится к состоянию ультрастабильного равновесия, а открываемые им и используемые для поддержания этого равновесия корреляции явлений отражают очень сложные процессы, которых он не изучает и о причинах которых ничего не знает (то есть не обязан ничего знать). В конце концов лет через сто может оказаться, что ценой, которую пришлось заплатить за рост жизненного уровня и уменьшение безработицы, служит хвостик, вырастающий у каждого шестого ребенка, или общее падение показателя интеллекта в обществе (ведь более умные люди в большей мере мешают регулирующему действию машины и она будет стремиться уменьшить их число). »
— Глава четвёртая, раздел h «Опасности электрократии»
  • Р. Брэдбери:
    • «451 градус по Фаренгейту». Дали в руки заряжённый огнемёт и приказали сжечь. Он и сжёг: книги, дом и ещё кое-кого.
      • Впрочем, по крайней мере, по ощущениям ГГ, «ещё кое-кто» сам хотел умереть и провоцировал Монтэга.
    • Рассказ «Эшер II» из цикла «Марсианские хроники». Ну да, замок разрушен, роботы уничтожены, сказка закончилась. Но — неведение пагубно.
    • Рассказ «Корпорация „Марионетки“». А нечего обманывать супругу, сам дурак.
    • Рассказ «Скелет». Ну да, от мешающего скелета-поработителя освободился… А дальше?
    • Рассказы «Разговор оплачен заранее», «Чепушинка», «Бетономешалка», «Вельд», «Мальчик-невидимка»… Маэстро очень любил этот приём.
  • Фрэнк Герберт, «Дюна»: Бене Гессерит в течение многих поколений пытались вывести Квизаца Хадераха, абсолютного провидца, чтобы потом контролировать и направлять его. Но из-за непредвиденных обстоятельств Квизац Хадерах родился на поколение раньше, чем ожидалось, и вырос вне влияния Бене Гессерит. В результате Квизац Хадерах избегает их контроля, а позже берёт под контроль единственный в галактике источник спайса и тем самым получает ограниченный контроль над самими Бене Гессерит.
  • Франсуаза Саган, «Здравствуй, грусть» — Сесиль не хотела, чтобы её папа женился на раздражавшей её Анне. Она успешно организовала отцу свидание с предыдущей любовницей, Анна обо всём узнала и в расстроенных чувствах умчалась на машине прочь. Сесиль была очень довольна, пока не узнала, что автомобиль по дороге упал со скалы, и Анна погибла. Или это было самоубийство, замаскированное под несчастный случай? Тут-то она и загрустила…
  • Шекли вообще любил этот троп:
    • Рассказ «Страж-птица». Сделаем машинку, которая может улавливать волны мозга человека, собирающегося совершить убийство, воткнем в неё самообучающееся устройство (у некоторых людей такая волна отсутствует), дадим ей крылья и шокер, наштампуем их десять тысяч и выпустим летать. Ничего не забыли? Правильно, вставить ограничитель в самообучающееся устройство. Сначала страж-птицы исправно оглушали убийц. Затем — расстрельные команды. Затем хирургов (то, что пациент умер — не страшно, ведь он сам умер, его никто не убивал). Затем мясников. Затем охотников и рыболовов. Затем фермеров (пшеница тоже живая!). Затем любого, кто пытался выключить любую машину (включая страж-птицу). Затем даже пауков, нападавших на мух. А затем начали бить насмерть, поскольку, с их точки зрения, в мире стало слишком много убийств. В итоге правительство выпустило машины второго порядка — для охоты и уничтожения страж-птиц. С таким же самообучающимся устройством и тоже без ограничивающей установки на тему, кого именно надо уничтожать.
      • Первоначально они были запрограммированы уничтожать именно страж-птиц. Это потом Ястребы осознали, что и других живых существ следует убивать. Остаётся только надеяться, что они осознают живыми и себя. Правда, до этого они успеют десять раз уничтожить всё живое.
      • На замену ястребам уже готовится новый дрон — и он вряд ли последний. Вот только вся проблема на раз решается установкой слабой батарейки, из-за чего весь сюжет начинает выглядеть целенаправленным планом сверхкорпорации.
    • «Абсолютное оружие». Это очень эффективное оружие, уничтожающее сугубо органику (говорящее облако с глазами и ртом, которое всё пожирает). Сложно сказать, есть у него какие-то тормоза или нет (стрелять в него точно не стоит — бесполезно), но создавшая его марсианская цивилизация почему-то вымерла.
      • Вряд ли она вымерла от этого оружия, в конце концов, в коробке оно как-то оказалось…
        • Быть может у него в ПО заложен возврат на базу при отсутствии целей?
    • «Стоимость жизни». Всё идёт по плану, но…
    • «Руками не трогать»: про придурков-космических пиратов (людей), которые пытались угнать космический корабль у инопланетянина (предварительно «вырубив» инопланетного астронавта замораживающим оружием). В общем, корабль оказался для людей непригодным, а когда эти гаврики вернулись за своим старым кораблём, то выяснилось, что очухавшийся инопланетянин его «модифицировал» для себя, и этот корабль для землян тоже непригоден.
    • «Человекоминимум» же! Невезучий парень получил интересную должность — освоителя планет. Ибо он так невезуч и неуклюж, что там, где выживет он, выживет любой. Парень осваивается, начинает прокачиваться, он уже не так невезуч. Что ж, ему в помощь пошлют робота, который будет все портить для компенсации. В конце парень все-таки выполняет задание, прибывает на Землю, и выясняется, что работу он потерял — теперь он слишком хорош и силен для того, чтобы считаться человекоминимумом.
    • «Лаксианский ключ» — история про горшочек с кашей в фантастическом антураже. Команду «Горшочек, не вари», можно было бы отдать тем самым ключом, вот только он давно утерян.
    • «Битва». Ну да, роботы победили, причём полностью… А дальше?
      • А дальше Всевышний взял на небеса тех, кого счёл достойным, а не тех, кто нажимал на кнопки в бункере.
    • «Теплее». Нашёл то, что искал. А что потом?
    • «Опытный образец». Защитный костюм работал просто прекрасно. В этом и заключалась очень большая проблема.
    • «Седьмая жертва». Охота шла просто замечательно. Пока Охотник не погиб.
    • «Я и мои шпики». Тут уже есть некоторый юмор: хотел шпиков — получи, целый батальон. Но ужасное общество от оруэлловского, похоже, не сильно отличается
    • «Кое-что задаром». Что ещё нужно человеку, кроме исполняющей все желания машины? Ну, во-первых, научиться работать головой, то есть сначала думать, а потом желать. А, во-вторых, научиться работать киркой.
    • Весь сборник «Справочник настоящего бизнесмена» тогда уж. Кстати, по поводу горшочка: каша выходит ещё и фантастически дорогой в производстве — энергию-то «горшочек» тянет из ближайшего источника, то бишь у энергокомпании.
  • К. Саймак:
    • «Прелесть». А вот нечего было, чтобы всё было, потому что придёт то, чего не было и не должно быть.
    • Рассказ «Операция „Вонючка“». Замечательная вещь.
    • Рассказ «Достойный противник». Совершенно неожиданный финал.
  • Айзек Азимов, рассказ «Истинная любовь» (True Love): программист создаёт искусственный интеллект и наделяет его чертами своей личности, чтобы ИскИн прошерстил базы данных по стране и нашёл программисту идеальную подругу. ИИ находит нужную девушку, но поскольку он обладает той же личностью, что и его создатель, он сам в неё влюбляется. ИИ подстраивает арест своего создателя и планирует познакомиться с девушкой сам.
    • У него же цикл о демоне Азазеле почти весь состоит из этого тропа. А остальное — Ай, молодца!
    • «Основание». Термин слишком слаб, чтобы защититься от любого из новообразованных Четырёх Королевств (пусть даже они и утратили атомную энергетику, а Термин — нет), поэтому Сальвор Хардин предлагает сделку: в обмен на безопасность Четыре Королевства получают доступ к атомной энергии и священников, которые не только обслуживают эту технику, но и проповедуют черни про «всякая власть от бога». В чём подвох? Да в том, что не стоит приказывать верующим, мирянам и священникам, совершить святотатство — обратить пушки против Термина, святой земли, несущей народам благодать. Тем более, когда никто, кроме священников, не умеет обслуживать новую технику, а интердикт подкреплён ультраволновым реле.
    • То же «Основание», только через 80 лет внутримирового времени. Командор Аспер Арго, наученный судьбой Четырёх Королевств и Аскони, совершенно не собирается пускать к себе миссонеров Основания, но товар Хобера Мэллоу (от украшений, до станков) «просто работает», в десять раз увеличивает доходы от промышленных предприятий и не нуждается ни в каких священниках для обслуживания. Где подвох на этот раз? Компактные атомные реакторы для них можно приобрести только у Основания. Так что если вы решили с ним повоевать, то заранее готовьтесь к тому, что через полгода ваше население останется без бытовых приборов, а через два года встанет тяжёлая промышленность.
  • Роберт Джордан, «Колесо времени». В прошлую эпоху маги искали принципиально новый источник магии и нашли его. Только вот оказалось, что этот источник — Тёмный, местный Сатана, до того сидевший в заточении. Упс…
    • В результате осквернения Тёмным мужской половины местного источника магии все мужчины-маги рано или поздно сходят с ума. Существует ветвь женской магической организации Айз Седай — Красные Айя, — которая отлавливает мальчиков и юношей с пробудившимся магическим даром и «усмиряет» их, отсекая от источника магии. Правда, после этого они обычно долго не живут, но Красные считают, что дело того стоит. В результате получается, что из популяции регулярно изымают людей с магическим потенциалом. Поэтому способных магов, в том числе и девочек, рождается всё меньше. Более того, когда появляется мужчина-маг Возрождённый Дракон, которому предназначено сразиться с Тёмным в финальной битве, Красные поначалу пытаются усмирить и его. Не говоря уж о том, что благодаря действиям Красных мужская магия практически сведена на нет, и не очень понятно, у кого Возрождённому Дракону учиться.
  • Р. Хайнлайн, «Дом, который построил Тиль». Получился, как и было запланировано, просто потрясающий дом…
  • А. Кларк, «Город и звёзды». Лучшие учёные Галактики трудились над созданием чистого разума, абсолютно не привязанного к материи, почти всемогущего и неуничтожимого. Создали, а он начал разрушать всю материю, до которой мог дотянуться. Еле-еле удалось его обуздать и запереть, а Галактику в процессе покоцали настолько, что победителям осталось только свалить в соседнюю.
  • Филип Дик, «Вторая модель» — американцы, терпящие поражение от Советской армии[1], применили оружие последнего шанса, «когти». Боевые роботы могли сами себя производить, ремонтировать, совершенствовать… Всё пошло слишком так: «когти» быстро эволюционировали до неотличимых от человека андроидов, вызывающих сочувствие (раненый солдат, маленький мальчик, красивая девушка), практически полностью уничтожили не только Советскую, но и остатки американской армии… Последнее убежище человечества тоже обречено. А ещё «когти» начали воевать друг с другом.
    • Сюжет на удивление схож с аналогичным у Лема, где людям хватило ума выселить всех этих техно-монстров на Луну. Правда, они вернулись и принесли на землю мир, эволюционировав и вынеся к чертям собачьим всю электронику, откатив цивилизацию до уровня викторианской эпохи.
    • И у Фрица Лейбера в «Одиноком волке». Вялотекущая атомная война между СССР и США. Наручный будильник усовершенствуют сперва до органайзера-диктофона, потом до мотиватора-стимулятора, и вот уже большинство американцев таскают на спине здоровенную железную дуру, которая диктует им, что делать (а чтоб живее шевелились, лупит током). Протагонист уболтал тамошний скайнет переселиться на Луну, но человечество от атомного апокалипсиса это не спасло.
    • рассказ Дика «На тусклой Земле/На Земле слишком скучно» — протагонист Рик проводит ритуал в надежде заставить ангелоподобных существ вернуть его возлюбленную Сильвию, ранее «ангелами» же убитую. Вернуть душу существа могут, но куда? Ведь тело девушки было уничтожено. Воскрешение проходит через тело сестры: личность Бетти Лу стирается и заменяется сознанием Сильвии, внешне девушка также становится копией Сильвии. Но затем в Сильвию превращается и вторая её сестра, и родители, и все кого встретил Рик на протяжении сотен километров, и сам Рик. Похоже, все до единого люди на планете превратились в Сильвий. Причём каждая считает что именно она и есть настоящая Сильвия, недоумевает как здесь оказалась и куда делся Рик.
  • У. Ле Гуин:
    • «Ожерелье Семли» (пролог к роману «Планета Роканнона») — героиня вернула ожерелье. Вот только с маленьким нюансом: за ожерельем пришлось летать в другую звёздную систему на релятивистском звездолёте, так что когда героиня вернулась назад, одни её родственники постарели, других не было в живых. При этом для героини и её соплеменников, ничего не знавших о межзвёздных расстояниях, теории относительности и релятивистских эффектах, вся эта история выглядела чем-то вроде путешествия в страну фей.
    • Рассказ «Правило имён». Целеустремлённый маг узнал Истинное Имя мага-противника. С такой тяжёлой артиллерией он может приказать противнику принять истинную форму, а значит, по идее, автоматически выиграет в трансформационной дуэли. И действительно, противник принял истинную форму и потом некоторое (неуказанное) время не мог её сменить. Только вот оказалось, что на самом деле он древний и могучий дракон.
  • Уильям Голдман, «Принцесса-невеста» — одна из ловушек в «зоопарке» принца: в этом жутком месте неожиданно гаснет свет, непрошеный гость запаникует и схватится за дверную ручку, в которой прячется небольшой, но жутко ядовитый паучок. Единственное, что не учли — перепуганному великану не до дверных ручек, он просто снесёт дверь.
  • Майкл Крайтон:
    • «Штамм „Андромеда“». Настоящей целью программы «Скуп» был поиск микроорганизмов, пригодных для использования в военных целях. Шестой спутник их таки нашёл, в чём смогло убедиться население Пидмонта, мимопроезжавший полицейский и (несколько позже) пилот сбившегося с курса «Фантома». Там же: «директива 7-12» и ядерный самоликвидатор «Лесного пожара». Предполагалось, что прижигание ядерным взрывом позволит остановить заразу из космоса, но для «Андромеды» это бы только создало чрезвычайно обильную питательную среду. Ещё там упоминался калоцин — чудо-препарат, уничтожавший любые вирусы и одноклеточные организмы. В результате его пришлось тщательно засекречивать, потому что уничтожающий все бактерии препарат нарушал сложившееся в ходе эволюции равновесие и открывал путь новым сверхинфекциям[2] («Стоун оказался прав: все сорок человек умерли от ужасных и непонятных, ранее никогда не виданных болезней. У одного все тело с головы до ног раздувалось до тех пор, пока он не погиб от отека легких. Другой пал жертвой бактерии, в течение нескольких часов начисто разъевшей его желудок, третий был поражен вирусом, который превратил его мозг в желеобразную массу.»).
    • «Человек-компьютер». Для прерывания приступов психомоторной эпилепсии больному вживили компьютер — следить за активностью мозга и вовремя давать импульс в центр удовольствия. Поздравляем, теперь ваш больной научился вызывать припадки и делает это всё чаще и чаще!
  • Джеральд Даррелл, «Путь кенгурёнка» — «пятичасовое пойло», необычный результат своеобразного подхода к борьбе с алкоголизмом. В Новой Зеландии во времена визита Даррелла бары согласно местному закону закрывались в 6 вечера, в то время как большинство учреждений — в 5. Видимо, законодатели рассчитывали, что так расслабляющиеся после работы граждане не успеют выпить слишком много. На практике же граждане сразу после работы стремглав неслись в ближайшую распивочную, где пытались за минимальное время выжрать максимальное количество пива, безостановочно разливаемого барменом по кружкам прямо из шланга. Даррелл, конечно, и сам был не дурак выпить, но после одного подобного сеанса чувствовал себя весьма тягостно.
    • Даррелл вообще регулярно влипал в этот троп. Вдохновенной речью объяснил местному населению, что нужны животные? Получи наутро толпу желающих подзаработать, да такую, что часть пойманных животных рискует просто не дожить до своей очереди. Интересовался муравьедом? А вот и он, здоровенный злющий самец, и как его усмирять — разбирайтесь, господа звероловы, сами, потому что ваш проводник отъехал в Страну Эльфов. Хотел поймать каймана? Опять же, попался экземпляр просто эпических размеров и злобности.
    • Даже его карьера началась именно с этого тропа: «Я ни за что на свете не признался бы маме, что тоже мыслил себе этакого крохотного умилительного Бэмби. Ухлопал немало денег на бутылочку для кормления, а мне привезли нечто вроде красавца, изображенного на известной картине Лэнсье „Олень, отбивающийся от собак“…». В результате лань пришлось отправить на ферму, а юный Джерри понял, что если он хочет получить опыт работы с крупными животными, то ему придётся устроиться на работу в зоопарк.
  • Пер Валё, «Стальной прыжок». Шведское правительство, обеспокоенное нарастающей аполитичностью масс, решило исправить положение, добавив в клей для марок новую разработку военных химиков. Расчёт был на то, что даже самый пофигистичный человек не будет отлынивать, когда надо всего-то приклеить марку на конверт и отправить его по указанному адресу. В результате мало того что получили постапокалипсис в отдельно взятой стране, так ещё и вернувшегося премьер-министра встретили красные флаги (коммунисты остались одной из немногих организованных сил) и допрос у комиссара[3] Йенсена.
  • В Короткевич, «Христос приземлился в Городне»: церковная верхушка Городни заставила Юрася Братчика и труппу бродячих комедиантов разыграть из себя Христа и апостолов, чтобы усмирить народные волнения. Кончилось полномасштабным восстанием под началом «мужицкого Христа».
  • Ярослав Стельмах, «Лучшая палатка», глава «Ловись, рыбка!» — соревнование по рыбалке. Прикармливать рыбу по правилам нельзя, но герои всё-таки прикармливают, искренне считая, что они самые умные и остальные до этого не додумаются. Упс — прикормили вообще все. В итоге, рыба наелась и на утро к берегу не шла совсем. А хоть что-то поймать удаётся только изгою группы, который рыбачил поодаль от всех (и который относился к соревнованию намного менее серьёзно, чем все остальные, потому рыбу на своём участке не прикармливал).
  • «Плоский мир»:
    • «Движущиеся картинки» — волшебники решают тоже сходить посмотреть на синематографию, но так как профессорам ходить на такое несолидно, то они прибегают к бюджетной маскировке — вставляют в бороду пару кусков проволоки, чтобы казалось, будто борода накладная и они лишь прикидываются волшебниками. Сработало слишком хорошо: на входе в кинотеатр у них потребовали встать в очередь и купить билет, к чему волшебники (которые всегда и везде ходят бесплатно и без очереди, ибо никому не хочется связываться с человеком, способным превратить тебя в жабу) оказались откровенно не готовы. У них даже денег не было, еле наскребли мелочи по сусекам.
    • В ранних книгах среди волшебников Незримого Университета было распространено хроническое спиннокинжальное расстройство, а на посту Аркканцлера никто больше года не задерживался. В конце концов волшебники устали от такого порядка вещей и решили назначить аркканцлером какого-нибудь безобидного чудака. В НУ был вызван живший в деревне Наверн Чудакулли, но вместо старичка-боровичка, разговаривающего со зверюшками и птичками волшебники получили на свою голову атлетично сложенного заядлого охотника (хотя со зверушками он разговаривал — в духе «Стой, падла, сейчас пристрелю!»), который начал заставлять волшебников заниматься физкультурой и жёстко пресекал все попытки избавиться от него.
    • На ботанистого юнца Думминга Тупса старшие волшебники перекладывали всю скучную и неинтересную работу. В итоге он насобирал столько должностей, что в одиночку составлял кворум и мог принимать любые решения.
    • Когда Ветинари обучался в Гильдии Убийц, ему поставили незачет на экзамене по маскировке за неявку. На самом деле он там был, его просто никто не заметил, так он хорошо замаскировался.
    • Почтмейстер Мокрист фон Губвиг несколько перестарался в борьбе с улитками, которые заползали в почтовые ящики, чтобы поедать клей с марок. Жабы, конечно, улиток поели, но чтобы выгнать их пришлось запускать в почтовые ящики змей, а змей выгонять при помощи мангустов. Лорд Ветинари только и заметил, что для решения этой проблемы не требовалось холодной логики — хватило бы и курицы средних размеров.
    • Когда в новой газете появилось объявление о том, что разыскивается маленький старый жесткошёрстный терьер-кобелёк («Правда»), то жители Анк-Морпорка с радостью стали приносить терьеров: разного возраста, пола и биологического вида. Вознаграждение-то было обещано.
    • Вампиры планировали покусать матушку Ветровоск. И покусали, причём всей семьёй, в усиленном варианте. За что и поплатились, причём так, что второй раз на такое они уже не рыпнутся.
    • Космо Роскошь очень хотел стать Витинари. Он им и стал — ну, в каком-то, максимально возможном, смысле.
  • Анджей Сапковский, «Владычица озера». Маршал Мэнно Коегоорн бежит с поля боя на лошади и в плаще подчинённого, чтобы нордлинги приняли его за обычного младшего офицера. Его и приняли за младшего офицера. Из Седьмой Даэрлянской кавалерийской бригады, успевшей печально прославиться террором против гражданского населения. Краснолюды, у которых в начале войны даэрлянцы убили товарища. Возможности сдаться в плен маршал не получил.
  • A Song of Ice and Fire:
    • Тирион Ланнистер придумывает три варианта политического брака для принцессы Мирцеллы и сообщает трём разным членам Малого совета, дабы посмотреть, кто настучит Серсее. Дятлом оказался Пицель, в результате Мирцелла отправлена в Дорн. А дай машина по сбору информации для Серсеи сбой, быть может, ей не пришлось бы расставаться с дочерью.
    • Станнис Баратеон очень хотел избавиться от своего брата-конкурента Ренли, не лишившись при этом собственных сил, более того — заполучив себе изрядную часть огромного войска Ренли. Получилось. Только вот Тиреллы, обладавшие крупнейшим войском в Вестеросе, присоединились к Ланнистерам и подоспели как раз в разгар битвы на Черноводной.
    • В сериале тот же Станнис приносит в жертву собственную дочь, дабы вьюга стихла. Получилось. А ошалевшие от такой жестокости наёмники этим воспользовались, чтобы беспрепятственно перебежать к Болтонам. И, судя по всему, этот же поворот мы увидим в шестой книге серии (намёки есть уже в пятой).
    • Последнее весьма сомнительно, так как по книге Ширен осталась в Чёрном замке, а Станнис с войском уже практически у стен Винтерфелла. Из одной из опубликованных спойлерных глав Ветров Зимы известно что, несмотря на недостаток продовольствия, массового дезертирства в армии Станниса нет, и намекается, что он разработал план заманить войска Болтонов на замёрзшее озеро. Если сожжение Ширен состоится в книге, оно, скорее всего, произойдёт без участия Станниса. А ещё весьма вероятен переход войск дома Мандерли на сторону Станниса. А ещё в спойлерной главе Станниса посещает представитель Железного Банка Браавоса и предлагает займ и поддержку в виде двадцати тысяч наёмников из Эссоса (в отличие от сериала Станнис разбил одичалых своими силами). Таким образом, сюжетная линия Станниса в книге и сериале значительно расходятся и если он погибнет, то при совсем других обстоятельствах.
    • Решение Серсеи воссоздать и вооружить воинствующие монашеские ордена, чтобы направить против Тиреллов. За что боролась, на то и напоролась — каток бессмысленной и беспощадной борьбы за нравственность разогнался так, что проехал и по ней тоже. А на что она рассчитывала, создав прецедент церковного суда над правящей королевой? Если можно судить правящую королеву, то королеву-мать и тем более.
  • «Досье Дрездена» — вампиры Красной Коллегии спровоцировали Гарри начать войну между вампирами и чародеями. Чем всё закончилось? «Можешь спросить у Красной Коллегии… А нет, погоди… Не можешь.»
    • Никодемус подкинул Дрездену монету Ласкиэли, которая меньше всех ладит с Андуриилом (и, по мнению Ника, очень хорошо подходит Дрездену). И уж сколько раз это аукалось Нику и Ордену Тёмного Динария, не сосчитать.
  • 87th Precinct — «Расплата убийцы». Чтобы узнать, кто из троих подозреваемых убийца, Коттон Хоуз рассылает всем трём письмо якобы от шантажиста, видевшего, как подозреваемый убивал другого человека. После чего садится в гостиничном номере ждать, кто же явится на встречу. Явились все трое.
  • Дин Кунц, роман «Мистер Убийца» (Mr. Murder). У искусственно созданного убийцы изначально «отключена» половая система, чтобы он не отвлекался на ерунду. А ещё он обладает мощной регенерацией. Как оказалось, достаточно мощной, чтобы починить половую систему… так что убийца начинает развлекаться изнасилованиями, и приходится высылать за ним команду ликвидации.
  • Dragonlance. Что будет, если Тёмный властелин наконец-то дорвётся до власти и уничтожит к чертям весь местный пантеон? Думаете — Ад на земле? Ничего подобного, от мира вообще ничего не останется. Просто потому что богом тоже надо уметь быть.
    • Надо сказать, что Рейстлин и сам это понимал. Первым кандидатом на выживание была Лунитари — богиня красной луны и нейтральной магии, с которой у чародея всю дорогу были хорошие отношения. Вот только Чемош, которому тоже хотелось жить, решил выслужиться перед новым властелином и помочь ему в вырезании остального пантеона. И тоже отыграл троп, начав как раз с Луни — и Рейстлина это так взбесило, что он прикончил Чемоша на месте и только потом понял, что сам себе отрезал альтернативный вариант.
  • Роберт Блох:
    • Рассказ «Живой мертвец». Всё и начиналось очень хорошо, и некоторое время шло просто прекрасно. До самого конца.
    • «Плащ». Маскарад прошёл что надо, на высшем уровне. Но этим всё не закончилось.
  • Фредрик Браун, рассказ «Ответ» — человечество построило гигантский компьютер с доступом ко всем фабрикам и лабораториям, чтобы изучить мир и выдать ответ: существует ли Бог? Компьютер отвечает: «Да, теперь существует».
  • Эрих Кестнер, «Баллада о подражании» — дети играли и по сюжету игры должны были повесить одного мальчика. Повесили. Причём по-настоящему, хоть и ненароком.
  • Р. МакКаммон:
    • «Клетка Желторотика». Всё пошло не так, как задумывалось, но зато именно так, как было надо. Редкий пример положительного присутствия тропа.
    • «Корабль Ночи». Запертые ритуалом в вечноживых разлагающихся телах нацистские подводники, как и планировал колдун-вуду, оказались обречены на вечную муку в похороненной под обвалившимися скалами на дне подлодке. Но много лет спустя подлодку случайно освободили, и зомби-нацисты устроили знатный последний танец.
  • Флетчер Плэтт, «Официальный отчёт». Эвадзон использовал биологическое оружие против Курада. Как и ожидалось, курадцы через некоторое время превратились в тупых безвольных мутантов. Вот только не учли того, что вирус может подействовать не только на людей.
  • Кит Пэдлер, Джерри Дэвис, «Мутант-59» — учёный выводит штамм микроорганизмов, способный разлагать пластик… но в момент триумфа аневризма не выдерживает, и учёный умирает, случайно выплёскивая бактериальную культуру в канализацию. Позже работы над биоразлагаемым пластиком приходят к успеху — и остатки бактерий получают обильнейшую пищу, попутно приспосабливаясь питаться всё новыми и новыми видами пластиков.
  • Роберт Сильверберг, «Железный канцлер» — вплотную примыкает к теме робо-стражей. Вы хотели похудеть? Добро пожаловать в концлагерь!
  • Уильям Тенн:
    • «Шутник». По задумке робот должен был на время заменить литературных негров, писавших для комика Лэсти остроты, вот только теперь ему до конца жизни придётся работать менеджером у робота и терпеть его шутки и розыгрыши.
    • «Игра для детей» — герой получает, видимо, провалившуюся в дыру во времени, игру «Построй человека». Разобравшись с её возможностями, он решает с её помощью создать точную копию своей подруги, которая всё никак не соглашается… а, для тренировки сперва копирует самого себя, вот только двойник вовсе и не хочет признавать себя таковым. Кончается зигзагом: исправить ошибку приходит сам Хранитель Времени, забирает игру, а заодно и — разбирает на запчасти оригинал. Потому, что он хуже сделан.
  • Джек Уильямсон, «Со сложенными руками». Мистер Следж создал гуманоидов, чтобы те восстановили опустошённый войной Винг-IV, для чего дал им Высший Закон: «Служить, слушать и беречь людей от беды». Вот они и уберегли:
«

Старик кивнул на смутные тени, неутомимо возводящие в темноте удивительный дворец. — Вы догадываетесь, что я увидел, — сказал он. — Горькую пустоту, запертую в роскошной тюрьме. Гуманоиды слишком успешно заботились о безопасности и счастье человечества. Людям не нужно было делать абсолютно ничего. Он взглянул на свои руки, еще умелые, но покрытые следами многолетних усилий, сжал их в кулаки, потом вновь разжал. — Я убедился, что существует нечто худшее, чем война, преступление, нужда и смерть. — В его низком звучном голосе появилась невыразимая горечь. — Полная пустота. Люди сидели, ничего не делая, ибо им нечего было делать. В сущности, они были узниками, их капризам потакали, но не оставили возможности для бегства. Возможно, поначалу они пытались во что-то играть, но теперь играть стало не на что. Большинство подвижных игр согласно Высшему Закону были сочтены слишком опасными для людей. Занятие наукой было запрещено, поскольку в лабораториях могли возникнуть опасные ситуации. Учеба стала ненужной, поскольку гуманоиды могли ответить на любой вопрос, искусство стало лишь мрачным отражением пустоты. Намерения и надежды перестали существовать. Исчезла цель, ради которой стоило бы жить. Можно было заняться каким-нибудь невинным хобби, бессмысленно играть в карты или идти гулять в парк — все под бдительным надзором гуманоидов. Они были сильнее людей и лучше их во всем, за что бы ни брались, будь то шахматы, плавание, пение или археология. Для расы людей все это должно было кончиться тотальным комплексом неполноценности. Ничего удивительного, что меня хотели убить! Невозможно было убежать от этого мертвого бездействия. Никотин оказался вреден, алкоголь нормировался, наркотики запретили, за сексом наблюдали. Даже самоубийство противоречило Высшему Закону, и гуманоиды научились убирать все потенциально смертоносные предметы.

»
  • Филипп Хай, «Запрещённая реальность». Джину Вельту требовался всего-лишь гипнотический проектор, убедить полицию, что она ищет не того. Получившаяся «машина мечты» вызвала крушение цивилизации и сделала Вельта тайным правителем мира.
  • Джо Л. Хенсли, «…и не совсем люди». Арктурианцы успешно уничтожили человечество. Теперь им придётся иметь дело с неуязвимыми вампирами: «А мы в это время были давно погребены глубоко под землёй с осиновыми кольями, вбитыми в сердце. Люди неплохо нас знали и умели с нами бороться. Но ваш огонь сжёг эти колья и освободил нас!».
  • Джеймс Шмиц, «Иные признаки сходства». Раса шибко сведущих в биотехнологиях инопланетян захватила в плен нескольких людей, проанализировала их генетический код и создала на их основе несколько сот существ с человеческим геномом, дабы внедрить их на людские планеты в качестве диверсантов. Вот только никто из клонов диверсантом становиться не захотел, потому что и биологически, и на уровне самосознания они все оказались самыми натуральными людьми…
  • Пирс Энтони, «Ксанф» — подросток, крайне интересующийся темой взаимоотношения полов и страдающий от скрытности взрослых в этом вопросе, встречает сексапильную демоницу. Несомненно, это злобное и порочное существо чуждо всеобщему заговору добродетельных ханжей и с радостью растли… в смысле, просветит его? Увы, демоница настолько порочна, что ей доставляет гораздо больше удовольствия смотреть на его мучения!
  • «Повелитель Ночи» Спуриэра Саймона — жрецы Бога-Императора скрыли от простых людей правду о Ереси — и в результате падение на планету космодесантника хаоса было воспринято наиболее агрессивными фанатиками как схождение слуги императора, готового покарать зажравшихся богачей из башен. После, чтоб поймать злодея, его заманили в узкое помещение и нагнали туда побольше солдат. В итоге сил правопорядка оказалось так много, что они начали мешать друг другу, а после уничтожения светильников хаос и огонь по своим начисто уничтожили всякие попытки бороться с одним-единственным врагом. Наконец, операция по зачистке хаоситов в подулье и ловле их лидера была столь масштабной, что виновник торжества сумел без проблем захватить космический корабль и попасть в башни на нём.
  • Яцек Дукай, «Иные песни» — главарь пустынных разбойников, рассчитывавших захватить участников охоты для выкупа, сам попадает к ним в плен и начинает изрыгать угрозы, обещая непременно сбежать, как уже не раз делал, найти где угодно и страшно отомстить. Протагонист молча слушает, после чего говорит «Убедил» и закалывает пленника.
  • Эдогава Рампо, «Психологический тест». Совершивший ограбление с убийством Сэйитиро Фукия попал в число подозреваемых. За отсутствием явных улик, следствие решило применить т. н. психологический тест. Суть последнего заключалась в том, что каждому подозреваемому называлось по очереди большое количество слов, среди которых было несколько, каким-либо связанных с убийством (кровь, убивать, деньги, преступление и т. п.). В ответ на каждое слово, подследственный должен был немедленно назвать первую пришедшую ему на ум ассоциацию («голова» — «хвост», «зелёный» — «листва» и т. п.). Диктофон записывал весь процесс эксперимента, после чего следователи внимательно изучали все придуманные каждым подозреваемым ассоциации, а, так же время, потребовавшееся ему на то, чтобы их придумать. По логике криминальных психологов, преступник, у которого в мозгу неизбежно запечатлелись детали совершённого им преступления, невольно назовёт их в качестве ассоциаций при упоминании слов, связанных с этими моментами убийства, либо потратит больше времени на придумывание «безопасных» ассоциаций, поскольку, будет вынужден подавлять побуждение сказать то, что с ходу приходит ему на ум. Будучи человеком незаурядного ума, Сайто составил полный список связанных с деталями убийства слов, которые могли бы присутствовать в списке теста и, путём многодневных тренировок, приучил себя с ходу называть на них заранее «заготовленные» им ассоциации, несвязанные с убийством. Однако, он настолько натренировал свой мозг в этом деле, что все названные им ассоциации были «придуманы» быстрее, нежели все остальные ассоциации к несвязанным с преступлением словам, поскольку их ему, действительно приходилось придумывать на ходу. Данная разница во времени сразу бросилось в глаза следствию. Фитилёк, прикручен, поскольку на безопасное слово «картина» он, единственным из подозреваемых, назвал ассоциацию «ширма», вспомнив про расписную ширму, которую он случайно разломал во время драки с жертвой, что окончательно доказало следствию его виновность.
  • Чарльз Диккенс, «Тяжелые времена» — Грэдграйнд считает, что воспитание детей должно основываться лишь на принципах рациональности и пользы, а всякие чувства это лишнее, и даже основал соответствующую школу. Его сын Том урок усвоил: ограбил банк и сбежал.
  • Мак Рейнольдс, «Орден Славы» — план был безупречный: подстроим бой патрульного истребителя с вражеским крейсером и получим идеального зиц-председателя для монополии на топливном рынке. Вот только не учли того, что отставной лейтенант ещё не пропѝл окончательно совесть, а кавалеру ордена Славы действительно можно всё, в том числе и пристрелить нуворишей-шантажистов.

Примечания[править]

  1. В одном из переводов корректно переведённой как «Объединённая армия» с заменой титульной нации с русских на азиатов. Русскую Тассо (так себя определила она сама; имя явно лжерусское, но персонажи в славянских именах не слишком прошарены, чтобы уличить её в явной нестыковке) сделали француженкой, а австрийца Клауса Эпштейна — вьетнамцем Ли Сун Ча (его-то зачем?). В оригинале ничего подобного нет.
  2. В реальном мире никакие сверхинфекции не нужны — многоклеточные организмы без симбиотической микрофлоры и так не выживут.
  3. Не в том смысле, это его звание в полиции, полученное задолго до начала книги