Апостол

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Проповедь была хорошая. Только запомни, сыне, что Христа сопровождали дюжина святых апостолов, а не толпа проклятых оп*здолов… »
— Из старого семинарского анекдота

Апостол переводится с греческого как «посланник». Так называется человек (или иной индивид), встречавшийся со своим божеством лично, избранный им для некоей миссии и наделённый теми или иными особыми возможностями — этим он отличается от пророка, с которым его бог говорит, но непосредственно не показывается, а посылает знамения, которые тоже можно толковать по-разному. Обычно эта миссия заключает в себе принесение истинной веры в те края, где её раньше не знали или забыли, причём принесение успешное, после которого веру принимают (или вспоминают) целые народы.

В сеттингах, где религия — это магия, апостол — своего рода антипод колдуна, точно так же срядившийся со сверхъестественными силами, чтобы невозбранно пользоваться их мощью, только силы в данном случае не тёмные или серобуромалиновые, а скорее всего светлые. Хотя не обязательно: в механике D&D, по сути, апостолом является любой клирик.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

Библия[править]

  • Наиболее известны, разумеется, двенадцать апостолов Христа, а именно:
    • Андрей Первозванный, рыбак из Вифсаиды, ученик Иоанна Крестителя. Согласно апокрифам, проповедовал в Скифии и на Руси, добравшись даже до Валаама. Распят, причём потребовал сколотить себе Х-образный крест, чтобы не слишком походило на казнь Христа. Основатель Константинопольской церкви.
    • Его брат Симон (Шимон) по прозвищу Кифа, которое более известно в греческом варианте Пётр. Тоже рыбак, первоверховный апостол, основатель римской и антиохийской церквей, чем вторая (православная) первую (католическую) с её претензиями на титул наместника Господа на земле уже который век троллит. Непосредственно перед Голгофой трижды отрёкся от Христа (о чём Тот его заранее предупреждал), но вовремя спохватился. Написал Первое послание Петра, а вот Второе ему, скорее всего, только приписано. Несколько раз сидел в тюрьме, откуда уходил буквально чудом, а взят и казнён был только тогда, когда явившийся Христос лично повелел ему сдаться. Распят на перевёрнутом кресте (опять-таки, чтобы не слишком походило на Христа, ибо апостол считал себя недостойным умереть так же, как Христос), чем христиане невозбранно троллят сатанистов. Ныне, по преданиям, охраняет райские врата, в стандартной христианской мифологии отсеивая грешников и пропуская праведников, а по канону — не пропуская до Страшного Суда вообще никого.
    • Филипп, третий из призванных Иисусом. Судя по греческому имени, происходил из эллинизированых иудеев. Проповедовал в основном в грекоязычных странах Малой Азии, распят, как Пётр.
    • Нафанаил-Варфоломей (скорее всего, от Бармалей бар-Фалмай, то есть «сын Птолемея»), не то родственник, не то друг Филиппа. Когда последний прибежал звать Нафанаила в апостолы, тот меметично усомнился: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Казнён армянскими язычниками, причём сперва опять-таки был распят, но продолжал проповедовать даже с креста. Тогда его сняли, освежевали, а когда и это не помогло — обезглавили.
    • Фома по прозвищу Близнец[1]. Отказался уверовать в воскресение Христа, пока не увидит Его и не потрогает нанесённых Ему ран. Иисус его за это мягко пожурил — мол, ты уверовал, потому что видел, блаженны же не видевшие, но уверовавшие, — но возможность потрогать предоставил (ЧСХ, воспользовался Фома ей или нет — версии разнятся). Примечательно, что сразу после этого Фома первым из апостолов открыто назвал Христа Богом: «Господь мой и Бог мой!». Затем проповедовал в Индии, по преданиям побывал даже в Китае, основал Маланкарскую церковь, за что и был умучен.
    • Иаков Алфеев, бывший мытарь. Из-за распространённого имени, порождающего путаницу с другими апостолами, не очень понятно, где проповедовал и как убит.
    • Иуда Фаддей[2], не то брат, не то сын Иакова. Возможно, написал Послание Иуды. Проповедовал в Сирии, Аравии и Междуречье, умучен в Армении. В иконографии его атрибутом почему-то сделалась алебарда.
    • Левий Матфей, бывший мытарь, возможно — родственник или друг Иакова Алфеева. Судя по всему, профессия наложила свой отпечаток — его Евангелие самое длинное и документально нудное точное, а открывается родословием Иисуса.
    • Симон Кананит aka Симон Зилот[3]. Возможно, именно на его свадьбе в Кане Христос сотворил чудо с умножением вина. Проповедовал в Египте и Грузии, где и умучен — заживо распилен пилой.
    • Иаков Старший, сын Зеведея, известный в испанском католицизме как Сантьяго Матаморос (убийца мавров). Ещё один рыбак и изрядный хуцпан, спрашивавший Христа, кому из апостолов Он позволит воссесть в Царствии Небесном рядом с Собой. Единственный из апостолов, чья смерть непосредственно упомянута в Новом Завете — его зарубили мечом по приказу царя Ирода Агриппы.
    • Иоанн Богослов, брат Иакова, самый младший из двенадцати и единственный, кто умер своей смертью. Автор Евангелия, где нарочно по просьбе остальных вспоминал те события и слова Иисуса, которые прочие евангелисты пропустили, а также целых трёх Посланий. О себе в своём Евангелии пишет только в третьем лице и избегая называть себя по имени. Также ему приписывается авторство первой из написанных книг Нового Завета, но которая в сборнике помещается на финальное место: «Откровение (по-гречески „Апокалипсис“) Иоанна Богослова». Книга так знаменита, что под названием «Апокалипсис» в массовой культуре понимается исключительно этот, хотя полным-полно одноимённых церковных текстов от других авторов. Иоанн считается самым любимым из учеников Христа[4].
    • Иуда Искариот, сын Симона, единственный апостол родом не из Галилеи, а из Иудеи. Носил ящик с бюджетом общины и если следовать намеку Иоанна, потихоньку крысил оттуда. Сдал Христа властям за тридцать шекелей, чем и обессмертил своё имя в веках, а когда понял, что натворил, то пошёл и удавился. Согласно одному из преданий — на осине, и именно поэтому она так неприятна вампирам. Вероятно, страдал водянкой, потому что когда его вынимали из петли (или у него самого что-то пошло не так), «расселось чрево его». После вознесения воскресшего Иисуса на место Иуды был избран…
      • Матфий. Прославился тем, что в Македонии выпил яду и остался невредим, а потом ещё и исцелил других христиан, которых местные язычники этим ядом травили. Умучен в Иудее по указу синедриона.
  • Чуть менее известны Его же апостолы от семидесяти — своего рода «внешняя партия», выполнявшая приготовления в тех городах, куда собирался направиться Иисус. Были избраны в последний год жизни Христа, а когда часть отпала, недостающих добрали из учеников Двенадцати. Из них упоминания заслуживают:
    • Иаков Младший, Иосия, Иуда и Симеон — так называемые «братья Господни», сыновья то ли Иосифа Обручника от первого (до Марии) брака, то ли Марии Клеоповой (тогда они Иисусу двоюродные). Часто становятся жертвами путаницы с тёзками из Двенадцати. Иаков Младший известен как первый епископ Иерусалимской Церкви.
    • Иосиф-Иуст Варсава, конкурент Матфия за место среди Двенадцати. Не получилось, не фартануло.
    • Лука, автор Евангелия. По первой специальности — врач, причём, вероятно, судовой.
    • Марк, автор самого короткого и динамичного Евангелия, судя по минимуму ссылок на Ветхий Завет, предназначенного для язычников. Основатель Александрийской церкви.
    • Симеон Нигер, один из первопримеров эффекта голубого щенка. Если что — нет, этим самым он не был.
    • Юния (или Иуния) — как минимум одна женщина в Библии таки названа апостолом — правда, не из Двенадцати, а в широком смысле (Рим.16:7; в оригинале более ясно выражена мысль о принадлежности Андроника и Юнии к кругу апостолов — ἐπίσημοι ἐν τοῖς ἀποστόλοις, «известные (признанные) в апостолах», что может быть понято и «в качестве апостолов» (ср. и҆́же сꙋ́ть нарѡ́читы во а҆пⷭлѣхъ в церковнославянском переводе) — поэтому некоторые патриархатно заточенные комментаторы прошлых веков настаивали на исправлении этого имени на мужское Юний).
    • Анания, епископ Дамасский, исцеливший и крестивший Савла (Шауля) Тарсийского, ныне известного нам как…
  • Павел, бывший раввин из партии фарисеев и гонитель христиан, а потом — ходячий комок уникальности. Загибаем пальцы: единственный апостол, призванный лично Христом уже после вознесения; несмотря на это, почитается как первоверховный апостол наравне с Петром (с которым при жизни имел серьёзные тёрки и вместе с которым основал Антиохийскую церковь); единственный, к чьей свободе воле Христос не проявил уважения, а загнал его в свои адепты силой; несмотря на это, наиболее активный защитник христианства от своих бывших единомышленников, фактически и сделавший его именно отдельной религией, а не одной из иудейских сект. Изображается долгобородым и плешивым, держащим в одной руке книгу посланий, которых написал не меньше дюжины, а в другой — меч, которым был обезглавлен.
  • Миссионеры, опоздавшие родиться, чтобы лично встретиться с Иисусом, но тем не менее настолько успешные, что обратили в христианство целые народы, называются равноапостольными. Среди них, в частности:
    • Мария Магдалина, она Христа видела, но к апостолам просто её не причисляют, первая, кто засвидетельствовал воскресение Христа.
    • Император Флавий Константин Великий и его мать Елена, христианизировавшие Римскую империю. Что характерно, крестился только на смертном одре, не желая отягощать новообретённую благодать грехами. Тогда язычники вообще часто так поступали.
    • Кирилл и Мефодий Солунские, создатели славянской письменности.
    • Князь Владимир Красно Солнышко, креститель Руси, и его бабка Ольга.
      • Аналогично ряд других раннесредневековых правителей, христианизировавшие свои страны, таких как грузинская царица Нина или норвежский конунг Олаф Трюгвессон.
    • Епископ Патрик, не первый, но самый известный проповедник христианства в Ирландии.
    • Епископ Николай (Касаткин), на рубеже XIX—XX веков проповедовавший православие в Японии.

Прочее[править]

  • Анекдот о баптисте, спорившим с апостолом Петром у ворот рая: «Но это же я сам и написал!» «Читать нужно в контексте!!!»
  • И вообще множество анекдотов, про то, как на том свете свежеумершие общаются с апостолом Петром.

Театр[править]

  • Jesus Christ Superstar — ну как же без них? «По отставке мы сядем за Писанье, чтоб о нас все судачили потом».

Литература[править]

«

Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых, Это Пётр святой: он апостол, а я — остолоп.

»
— «Райские яблоки»
  • Тарас Шевченко, поэма «Неофиты» — апостол Пётр, наткнувшись на пьяную оргию, благословил присутствующих и обратился к ним со словами любви, правды и добра. Слушатели, среди которых был герой поэмы, римский юноша Алкид, стали сторонниками Христового учения и бесстрашными его апостолами.
  • Марк Твен, «Приключения Тома Сойера» — Том уже получил библию, но облажался показывая свои знания перед уважаемыми гостями пастора, когда его спросили, как звали двух первых апостолов. По его мнению, их звали Давид и Голиаф. «Опустим же завесу милосердия над концом этой сцены».
  • Генрик Сенкевич, «Камо грядеши» — Пётр и Павел собственной персоной, показано начало римской проповеди. А ставшая заглавием фраза, кстати, сказана именно Петром.
  • Леонид Андреев, «Иуда Искариот».
  • Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Левий Матвей таскается за Иешуа, записывая собственные фантазии по мотивам его слов, причём он один, больше бродячего философа не сопровождает никто. А Иуда из Кириафа вообще случайно мимокрокодивший провокатор синедриона, которого к тому же Мастер (не Булгаков!) в своём романе явно оправдывает — чего стоит одно «он и мёртвый был прекрасен».
  • Станислав Лем, «Кибериада» — Хлориан Теоретий Ляпостол (в оригинале Кляпостол) избрал себе такое имя, ибо всю свою жизнь стремился нести свет истины блуждающим во мраке умам. Умам этот самый свет не зашёл, надо сказать.
  • Братья Стругацкие, «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» — Манохи, один из ГГ, узнаёт альтернативную историю Иуды Искариота и Иоанна Богослова.
  • Роберт Хайнлайн, «Иов, или Осмеяние справедливости» — апостол Пётр оказался отличным парнем.
  • Александр Розов, Меганезия-становление — Коннор Макнаб, Апостол Папуа. Партизан, канибал, архиеретик и чуть ли не антихрист[5], один из основателей не противоречащей хартии атоллической формы католицизма.
  • Dragonlance — поскольку серия начиналась как логи D&D-сессии, местные клирики представляют собой сабж. И не только клирики — местным лунам, они же боги магии, жрецов заменяют волшебники соответствующих лож. Эй, Рейст, у нас для тебя презабавнейшая новость…
  • Вера Камша, «Хроники Арции» — забавно, что апостолов в местной религии нет, а вот равноапостольные откуда-то берутся.
  • Метавселенная Рудазова — в количестве.
    • В первую очередь это, конечно, паладины, которых отбирает в Орден лично Прекраснейшая. Они с её помощью могут не только нечисть мечами косить (хотя в основном, конечно…), но и с миссионерством справляются на ура.
    • Креол в «Рыцарях Пречистой Девы» сделал финт ушами, попав в Посланники оной Девы вопреки желанию не только своему, но и её самой. Но он и без этого представляет собой сабж — все маги шумерской Гильдии имеют полномочия жрецов Мардука и дарованное им самим право призывать его Эмблемы.
    • В «Демонах в Ватикане» действует персонаж второго плана кардинал Сардо — эльф по национальности, занимающий свою кафедру уже семнадцатый век доходит как, несмотря ни на какой фантастический расизм, которым периодически страдают римские папы. А всё потому, что он застал первые века христианства и лично встречался с апостолом Павлом, не исключено, что и в местной Библии упомянут.
    • В «Призраке» само наименование «апостол Пётр» стало у райских канцеляристов нарицательным. Вновь прибывших они приветствуют словами «Сегодня я буду вашим святым Петром». Сам же Пётр встречает только очень крупных шишек типа собственных преемников на римской кафедре.
    • На Парифате свои апостолы есть почти у каждого из Севиги. Так, Соларе служат рыцари-солярионы и монахи-солнцегляды, истребляющие дарованной ею силой нечисть.
  • Евгений Лукин:
    • «Там, за Ахероном» — Пётр Петрович. «Лавливал, голубчик, лавливал. Помню, на Гениссаретском озере с Божьей помощью столько однажды рыбы поймал, что, вы не поверите, лодка тонуть начала[6]. Но осетр — это, конечно, да… Осетр есть осетр. Нет, голубчик, кое-чего в Раю вы при всем желании не отыщете. Шашлычка того же из осетринки, а? Из свежей, животрепещущей, можно сказать. Коньячка вам опять же там никто не нальет, нет, не нальет, даже и не рассчитывайте… И бесполо все, знаете, бесполо…». «Да не Петрович, — подаваясь вперед, жутко просипел он [Фрол Скобеев]. — Не Петрович! А просто Пётр. Он же Симон. Он же Кифа… За взятки в Рай пускает, понял?»
    • «Зона справедливости» — «рассевшееся чрево» Иуды с точки зрения сеттинга романа. На самом деле, прилетел Иуде такой же тычок копьём, как и Иисусу. Опять же, с точки зрения сеттинга крайне сомнительно, так как прилететь должно было Лонгину. Да и как быть с дырками от гвоздей?
  • Кристофер Мур, «Агнец» — все двенадцать апостолов, не считая лучшего друга Иисуса — Левия Шмяка появляются в последней трети и показаны симпатичными, но немного… эксцентричными (например Варфоломей оказывается стоиком-греком и последователем Диогена, а Фома постоянно общается с воображаемым близнецом).

Кино[править]

  • «Иуда Искариот» — экранизация повести Андреева.
  • Многочисленные экранизации «Мастера и Маргариты» — правда, апостол тут, как и в книге, всего один.
  • «Догма» — одно из действующих лиц тринадцатый апостол, о котором умолчали евангелисты, потому, что он чёрный.
  • Польская экранизация «Quo vadis», в роли апостола Петра знаменитый Францишек Печка.
  • «Новейший завет» — младшая сестра J.C. заводит и себе шесть апостолов. И ещё отдельно бомжа-дисграфика — писателя Новейшего завета.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — какой бог, такие и апостолы
  • Evangelion — собственно, Ангелы в оригинале зовутся именно Апостолами, и, может быть, они действительно ими являются, чем чёрт не шутит?

Видеоигры[править]

  • Серия Mass Effect — один из дробовиков азарийского производства с оптимальным балансом веса, убойности, точности и скорострельности зовётся «Апостол». Стесняемся спросить, какую веру им предполагается нести?..
  • Lobotomy Corporation — 12 апостолов Белой Ночи, которые появятся после побега аномалии из камеры содержания. Они являются враждебными существами и будут атаковать и клерков и агентов, которых увидят
  • Loop Hero — апостолами зовутся три приспешника Бога-разрушителя Омеги, которые помогают ему уничтожить Вселенную.

Музыка[править]

  • Леонид Утёсов, «Гоп со смыком» — старый вор обещает, оказавшись в раю, залезть к Богу в гардероб и покалечить Иуду Искариота (интересно, что этот-то в раю забыл?) — «знаю, где червонцы он кладёт».
  • Натэлла Болтянская, «Я танцую на ковре под звуки бубна» на стихи Михаила Чегодаева — по ходу песни проститутка вначале предлагает «философу» свои услуги, потом влюбляется и пытается клеиться, потом присоединяется к апостолам и слушателям, становясь той самой равноапостольной Марией Магдалиной. Песня вдохновлена католическими легендами, отождествляющими Магдалину с безымянной блудницей, которую Христос защищал от осуждающей толпы, а также с той Марией, которая, принимая Христа в доме Лазаря, омыла Ему ноги дорогими маслами и отёрла собственными волосами. В православной традиции это три разных женщины.
    • Сюда же «Мария» барда Юрия Лореса — не совсем соответствующая библейскому канону песня от лица не то мужа, не то возлюбленного Марии Магдалины, которого та оставила, уйдя к апостолам.
  • Юлий Ким, «Белеет мой парус» (из фильма Марка Захарова «12 стульев»: «Я не разбойник и не апостол, И для меня, конечно, тоже всё не просто». Для лирического героя эти двое, очевидно, воплощают противоположные полюса морали.
  • Йовин, «Иуда». Удивительно лирично и с сопереживанием к сабжу, при этом — ни разу его не оправдывая.
  • Nautilus Pompilius, «Прогулки по воде» (она же «Апостол») на стихи Ильи Кормильцева — простого рыбака Андрея впечатлила способность Спасителя ходить по воде, а Тот разъяснил, что после крестной казни Андрей и сам так сможет. Сюжет песни расходится с евангельским, но авторы и не ставили перед собой такую задачу: в Библии апостолы при поддержке Христа ходили по воде до распятий и казней, только силой веры.

На посмотре.ли[править]

  • Слово апостола Павла — дополнительная информация по произведению, исходящая от соратников автора. По своей весомости уступает «Канону»[7] (непосредственно тексту произведения) и «Слову Божию» (разъяснениям самого автора), но превосходит «Слово Данте» (рассуждения читателей-энтузиастов).

Примечания[править]

  1. Более точный перевод — «двойственный».
  2. Именно благодаря его почитанию РПЦ в прошлые века, фамилия Юдин занимает 166 (в некоторых вариантах 135), а фамилия Фадеев — 196 места в списке общерусских фамилий.
  3. Возможно, просто прозвище (означает «ревнитель»), данное, чтобы не путать с Симоном Петром, но возможно, и указание на принадлежность к партии зелотов — повстанцев против римского владычества.
  4. Некоторыми неугомонными шипперами даже вот настолько любимым. Не упоминайте при христианах об этом, поберегите голову…
  5. с точки зрения Ватикана
  6. Бонус для гениев: после этой фразы, в принципе, становится ясно, кто именно скрывается под псевдонимом „Петр Петрович“.
  7. При том, что в христианстве слова апостола Павла — это как раз канон.