Шкатулочный роман: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
common>Герман Агиян2001
(→‎Видеоигры: расставил по алфавиту)
 
(не показано 5 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Шкатулочный роман''' или '''[[w:Mise en abyme|мизанабим]]''' — художественный прием, при котором одно произведение «вложено» внутрь другого, причем внутреннее в свою очередь может содержать вложенное произведение, и так далее, насколько хватит таланта и фантазии автора. Нередко имеет форму, в которой по ходу действия персонажи рассказывают истории (и не исключено, что герои этих историй рассказывают друг другу [[Шоу внутри шоу|свои истории]]). Собственно [[Обрамление|действие основного романа]] может практически отсутствовать: герои зачастую просто сидят в каком-нибудь уединённом месте и разговаривают. Вставные истории могут быть никак не связаны с главными героями, а могут и оказывать серьёзнейшее влияние на их судьбу.  
'''Шкатулочный роман''' — нередкое в литературе явление, когда по ходу действия персонажи рассказывают истории (и не исключено, что герои этих историй рассказывают друг другу [[Шоу внутри шоу|свои истории]]). Собственно [[Обрамление|действие основного романа]] может практически отсутствовать: герои зачастую просто сидят в каком-нибудь уединённом месте и разговаривают. Вставные истории могут быть никак не связаны с главными героями, а могут и оказывать серьёзнейшее влияние на их судьбу.


== Примеры ==
== Примеры ==
* [[Шкатулочный роман/Литература|Литература]]


=== [[Театр]] ===
=== [[Литература]] ===
* Том Стоппард, «Настоящий инспектор Хаунд» — [[инверсия]]. Основное действие представляет собой театральную постановку (уморительно идиотскую детективную пьесу, [[Пародия|пародирующую]] «Мышеловку» [[Agatha Christie|Агаты Кристи]]), которую со зрительских мест смотрят и комментируют два критика… пока не оказывается, что {{spoiler|жертвой убийства в сценическом детективе должен стать один из критиков}}.
* Шекспир, «Укрощение строптивой» — основное действие пьесы является театральным представлением, разыгранным перед допившимся до беспамятства пьяницей-медником Кристофером Слаем из пролога. [[Проблема Тома Бомбадила|В современных постановках пролог обычно опускают]], но первоначально пьянчужка, вероятно, сидел где-то на дорогих зрительских местах и забавлял публику своей реакцией на происходящее.


=== [[Кино]] ===
==== Отечественная ====
* «Ваня с 42-й улицы» — апофеоз шкатулочности: 95 % экранного времени (кроме пролога и двух антрактов) персонажи репетируют чеховского «Дядю Ваню» (то есть целиком демонстрируют кинозрителю пьесу — без декораций, костюмов и реквизита).
* «Вечер на Хопре» Михаила Загоскина.
* «Джентльмены» (2020) большая часть фильма это рассказ (а вернее сценарий фильма с художественными преувеличениями) который рассказывает Флетчер Реймонду. В конце фильма Флетчер видимо еще раз пересказывает свой сценарий какой то шишке из кинокомпании, только теперь в него добавлена сцена с похищением КГБ Микки.
* «Сказки заколдованного замка» И. Стрелкова (''того самого'').
* «Маленькие трагедии» (1979), фильм Михаила Швейцера. В основу положен одноименный цикл Пушкина, но с единым сюжетным обрамлением в виде вольно переосмысленных «Египетских ночей». Все «маленькие трагедии» в фильме являются как бы моноспектаклями, разыгрываемыми Импровизатором по запросу публики.
* [[Генри Лайон Олди]], «Песни Петера Сьлядека».
* «Наследие Вальдемара» — две трети первого фильма посвящены грустной истории сеньора Вальдемара и его рано умершей супруги, которую рассказывает дракон главного гада своей попутчице в поезде. В конце фильма он даже спрашивает её, не забыла ли она о девушке, схваченной в особняке Вальдемара их подручными.
* [[Макс Фрай]]: вся серия «Хроники Ехо» представляет собой истории, рассказанные сэром Максом и его коллегами по Тайному сыску в трактире «Кофейная гуща». Обрамление со сквозным сюжетом, впрочем, тоже присутствует.
* «Отель „Гранд Будапешт“» — вложенность историй достигает пяти: ''1) В наше время'' студентка смотрит снятый в ''2) 1985'' документальный фильм, в котором Автор рассказывает, как в ''3) 1968'' услышал в отеле историю о событиях, происходивших в ''4) 1932'' — Зеро Мустафа рассказывал, как стал владельцем отеля ('''основная история'''). 5) ''Густав'' вспоминал времена, когда был не старшим консьержем, а коридорным (примерно ''1910''). В результате основные события отодвинуты от реальности так далеко, что [[ненадёжный рассказчик|выглядят откровенно сказочными]].
* «[[Princess Bride|Принцесса-невеста]]» — дедушка читает внуку сказку, которая и является основной историей.
* «Сказка, рассказанная ночью» — советская экранизация упомянутой в разделе «Литература» «Харчевни в Шлессарте» Вильгельма Гауфа.


=== [[Телесериал]]ы ===
==== Зарубежная ====
* Встречается в «[[House, M.D.|Докторе Хаусе]]», например 13 серия 7 сезона — Хаус рассказывает двум детям, как он рассказывал ученикам элитной школы о своей профессии, а заодно дети рассказывают ему, почему у девочки фингал под глазом и за что их наказали.
* Классический пример — «[[Тысяча и одна ночь]]». [[Педаль в асфальт]]: число уровней вложения историй может достигать четырёх-пяти!
* Коркыт Ата или Деде Коркут (и то, и другое дословно — дедушка Коркыт) — легендарный сказитель, поэт, музыкант, композитор, кочевавший вдоль реки Сырдарьи, известный не только в [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|Средней Азии]], но и в [[Янычары, курорты и Великолепный век|Турции]] и [[Страна огней|Азербайджане]]. Помимо его собственных произведений, имеется посвящённый ему эпос в жанре шкатулочного романа, где рассказ о жизни Коркыта включает его произведения.
* «Кентерберийские рассказы» Чосера.
* «Декамерон» Джованни Бокаччо: группа молодых людей рассказывает друг другу разные истории. Десять человек, десять дней, сто историй.
* «Гептамерон» — французский аналог «Декамерона». Автор — королева Маргарита Наваррская!
* Большая часть сказок Вильгельма Гауфа — вставные истории, увидевшие свет в каком-либо из сборников.
** «Харчевня в Шпессарте»: оружейник, золотых дел мастер, егерь, извозчик и студент рассказывают разные истории, чтобы скоротать ночь в упомянутой харчевне и не попасться в лапы к разбойникам.
** «Караван». Герои — купцы из одного каравана, которые на привалах рассказывают друг другу истории, разные по настроению (есть и забавные, и страшные) и содержанию (есть не претендующие на реальность сказки, есть байки типа из жизни, в том числе с участием рассказчика или близких ему людей). Это оттуда сказки о Маленьком Муке и калифе-аисте. Обрамление имеет свой собственный сюжет, в конце которого оказывается, что [[благородный разбойник]] Орбазан из одной истории и таинственный виновник злоключений рассказчика из другой {{Spoiler| — одно лицо, также из числа рассказчиков}}.
** «Александрийский шейх Али-Бану и его невольники» — истории от отпускаемых на свободу невольников. Здесь также последняя рассказанная история находит свою развязку в обрамляющей…
* Генри Лонгфелло, «[[The Song of Hiawatha|Песнь о Гайавате]]»: на свадьбе заглавного героя старый Ягу, мастер невероятных историй, поведал сказание об Оссэо, сыне Вечерней Звезды.
* «Рукопись, найденная в Сарагосе» Яна Потоцкого: рассказчик и его герои постоянно рассказывают друг другу истории, внутри которых зачастую оказываются истории героев этих историй. А всего рассказов более ста!
* «Тринадцать загадочных случаев» Агаты Кристи. Собственно, само произведение — не цельный роман, а скорее сборник рассказов, однако почти все они происходят в одно и то же время, а само разделение на отдельные произведения можно было бы спокойно заменить на разделение по главам.
** Ее же «Двенадцать подвигов Геракла». Фактически отдельные рассказы, объединенные общей сюжетной схемой и некоторыми пересекающимися персонажами (кроме Эркюля Пуаро).
* «Призраки» Чака Паланика состоят из множества историй, излагаемых сидящими взаперти героями.
* Первая книга Анджея Сапковского о [[Wiedźmin|ведьмаке]] состоит из написанных в разное время рассказов. При выходе рассказов в виде сборника автор дописал [[обрамление]]: в первом рассказе Геральт расколдовывает упырицу-стрыгу, в процессе чего получает тяжёлую рану. Далее Геральт лечится в монастыре, и все остальные рассказы — его воспоминания о прошлых приключениях. Во втором сборнике рассказов никакого обрамления уже не было.
* «Монах» Мэтью Грегори Льюиса (во всех экранизациях этот аспект успешно игнорируется).
* «Колдун и кристалл», четвёртая часть «[[Stephen King/The Dark Tower|Тёмной башни]]» [[Stephen King|Стивена Кинга]], процентов на 90 содержания — рассказ Роланда о событиях его юности.
** [[Интерквел]] «Ветер сквозь замочную скважину»: глубина вложения — два, история из юности Роланда и народная сказка.
* Умберто Эко, «Баудолино».
** Почти все романы Эко стилизованы именно под шкатулочные романы: профессор истории перестраховывается на случай обнаружения в романе грубых ошибок — всегда можно будет отмазаться, что история: а) написана заинтересованным лицом; б) дошла до наших дней через третьи руки и только в пересказе. А в «Баудолино» это и вовсе [[Подсветка|подсвечено]] тем, что герой — патологический лжец. Более того — на этой лжи и построены многие сюжетные линии.
* Итало Кальвино, «Если однажды зимней ночью путник»: здесь вложенные истории представляют собой не рассказы персонажей, а начала читаемых ими книг, поиск продолжений которых и составляет обрамляющее действие (в действительности каждая является вполне законченной новеллой с характерной развязкой).
* Первый том «[[Hyperion Cantos|Гипериона]]» представляет собой истории шести паломников про то, как они дошли до жизни такой.
* «Рассказы из другого кармана» Карла Чапека.
* Чарльз Метьюрин, «Мельмот-скиталец». Сам по себе является нелёгким и некоротким произведением, а число вложений может достигать четырёх. Более того, в этих историях происходит столько событий, упомянуто столько персонажей и мест, что к концу каждой истории легко вообще забыть, что происходило с её рассказчиком до этого.
* Дэвид Митчелл, «Облачный атлас». Пять вложений.


=== [[Мультфильмы]] ===
==== Фанфики ====
* «[[Белка и Стрелка. Звёздные собаки]]» — основные события сын Белки и [[Сержант Зверь|товарища инструктора]] рассказывает другим животным в Белом Доме.
* Окончательная редакция «[[Чёрная книга Арды|Чёрной книги Арды]]».
* «Добытчица» («The Breadwinner») — сказка, которую Парвана рассказывает младшему брату, потом Шазии, потом — сама себе, пока прячется под стенами тюрьмы во время авианалета. В конце именно из этой сказки зрители узнают, что на самом деле случилось с ее старшим братом, Сулейманом.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Adventure Time|Время приключений]]»: несколько серий представляют собой истории, сочинённые одним из персонажей, Ледяным Королём. В его историях действуют те же персонажи, что и в «реальности» мультсериала, но все они другого пола: например, вместо человека Финна и пса Джейка фигурируют Фиона и кошка Кейк.
* «[[Adventure Time|Время приключений]]»: несколько серий представляют собой истории, сочинённые одним из персонажей, Ледяным Королём. В его историях действуют те же персонажи, что и в «реальности» мультсериала, но все они другого пола: например, вместо человека Финна и пса Джейка фигурируют Фиона и кошка Кейк.
** [[Педаль в пол|И это ещё не всё]]: в одной из историй Ледяного Короля его аналог, Ледяная Королева, читает вслух историю своего сочинения о том, как уже её аналог, Ледяной Президент, читает вслух историю своего сочинения аналогам Фионы и кошки Кейк, Флинну и еноту Жаку. А в истории Ледяного Президента рассказывается об аналогах Флинна и Жака, Линн и лисице Джанет. Глубина вложения четыре!
** [[Педаль в пол|И это ещё не всё]]: в одной из историй Ледяного Короля его аналог, Ледяная Королева, читает вслух историю своего сочинения о том, как уже её аналог, Ледяной Президент, читает вслух историю своего сочинения аналогам Фионы и кошки Кейк, Флинну и еноту Жаку. А в истории Ледяного Президента рассказывается об аналогах Флинна и Жака, Линн и лисице Джанет. Глубина вложения четыре!
* Мини-мультсериал Д. Черкасского «[[Чуковский|Доктор Айболит]]» — саму историю рассказывает Попугай.
* «[[Симпсоны]]»: серия «Почти бесконечная история».
* «[[Симпсоны]]»: серия «Почти бесконечная история».
* «[[Hey Arnold!|Эй, Арнольд!]]» — много таких серий. «Хельга на кушетке» — Хельга рассказывает школьному психологу как дошла до жизни такой; «День ветерана» — Дедушка Фил рассказывает, как в одиночку пленил танковую дивизию, а отец Джеральда — как спас своего командира во Вьетнаме, Родительский турнир — Дедушка Фил рассказывает о родителях Арнольда; «Женитьба», «Что за опера, Арнольд?» — героям снится сон; «Дневник» — Арнольд находит дневник своих родителей.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
* [[The Sandman]] частенько эксплуатирует этот троп — недаром же Морфея зовут Князем Историй…
* [[The Sandman]] частенько эксплуатирует этот троп — недаром же Морфея зовут Князем Историй…
** А его [[спин-офф]] House of Mystery весь об этом.
** А его [[спин-офф]] House of Mystery весь об этом.
* «Маус» Шпигельмана — в романе пересекаются две линии: история Владека о собственном выживании в Освенциме, которую он рассказывает сыну, и личные эмоции автора насчет {{spoiler|самоубийства матери}} и непростых взаимоотношений с [[ПТСР|травмированным войной]] отцом.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Assassin's Creed]] — везде и всюду, пусть и с фитильком. Лежание в Анимусе и демонстрация своих находок своей команде, в целом, подходит под сравнение с «беседой в уединенном месте». При этом, сам сюжет франшизы в современности может продвинуться ну прям-таки совсем никак.
* [[Mogeko Castle]] игра с тропом (спойлеры-спойлеры!)
** Педаль в пол давят, наверное, Revelations и Rogue. Первая — потому, что призвана лишь ответить на вопросы, возникшие у игроков после аж трех игр серии (не считая «неполноценных» спин-оффов). Вторая — потому, что призвана создать мостик между четвертой и третьей частью, а также подвести оный к Unity…
* [[Tales from the Borderlands]] большая часть игры это две взаимосвязанные истории, которые рассказывают Риз и Фиона.
** И тут автор правки вспомнил, что можно вдавить педаль в земную кору и назвать Unity, которая ни современность не двигает, ни на какие вопросы не отвечает, ни новых не задает, но лишь ограничивается философскими размышлениями о Креде. Ну и, конечно, пополняет и обновляет базу данных Частиц Эдема, ценность которых падает от части к части.
* [[Breathedge]] – спародировано: игра начинается с того, что главного героя начинает допрашивать робот-гроб.
* [[Dragon Age]] № 2. Допрос, допрос и снова допрос.
* [[Hitman]]. Так построено повествование в третьей части («Contracts») и четвертой («Blood Money»). В «Контрактах» раненый Агент 47 бредит в номере дешёвого отеля, вспоминая предыдущие задания. В «Кровавых деньгах» об акциях «сорок седьмого» рассказывает один из персонажей игры журналисту.
* Серия [[Mafia]]:
** «Mafia: the city of Lost Heaven» — весь сюжет игры представляет собой рассказ Томми Анджело детективу Норману.
** «Mafia II» — примерно 2/3 игры — воспоминания Вито Скалетты, попавшего в непростую ситуацию.
** «Mafia III» — обрамление сюжета стилизовано то под документальный фильм о похождениях Линкольна Клея, то под выступление Джона Донована на закрытых слушаниях в Сенате.
* Внезапно, [[Mass Effect 3]] — в самом кнонце, после знаменитого [[Светофор|светофора]], вдруг выясняется, что вся эпопея про коммандера Шепарда и его друзей — сказка, рассказанная неким «Смотрящим-на-Звёзды» маленькому мальчику. Что вдвойне странно, так как ни разу за все три игры ничто на это не указывало, да и история вышла, прямо скажем, совсем не детская.
* [[Mogeko Castle]] — игра с тропом (спойлеры-спойлеры!)
* Ni No Kuni II: Revenant Kingdom – по мере продвижения сюжета игры Эван время от времени беседует с "мальчиком из сна".
* Prince of Persia: The Sands of Time — вся игра — это пересказ злоключений Принца Фаре, которая в эти злоключения пока что не попала.
** А в The Two Thrones оказывается, что вся трилогия в принципе (а может и Forgotten Sands вместе с Battles of PoP).
* [[Tales from the Borderlands]] — большая часть игры это две взаимосвязанные истории, которые рассказывают Риз и Фиона.
* Tomb Raider: The Last Revelation — после кажущейся смерти Лары Крофт, четыре ее товарища собираются вместе и рассказывают о ее жизни, о том, что связывало их с ней.


{{Nav/Литература}}
{{Nav/Литература}}

Текущая версия на 18:25, 26 марта 2024

Шкатулочный роман — нередкое в литературе явление, когда по ходу действия персонажи рассказывают истории (и не исключено, что герои этих историй рассказывают друг другу свои истории). Собственно действие основного романа может практически отсутствовать: герои зачастую просто сидят в каком-нибудь уединённом месте и разговаривают. Вставные истории могут быть никак не связаны с главными героями, а могут и оказывать серьёзнейшее влияние на их судьбу.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Вечер на Хопре» Михаила Загоскина.
  • «Сказки заколдованного замка» И. Стрелкова (того самого).
  • Генри Лайон Олди, «Песни Петера Сьлядека».
  • Макс Фрай: вся серия «Хроники Ехо» представляет собой истории, рассказанные сэром Максом и его коллегами по Тайному сыску в трактире «Кофейная гуща». Обрамление со сквозным сюжетом, впрочем, тоже присутствует.

Зарубежная[править]

  • Классический пример — «Тысяча и одна ночь». Педаль в асфальт: число уровней вложения историй может достигать четырёх-пяти!
  • Коркыт Ата или Деде Коркут (и то, и другое дословно — дедушка Коркыт) — легендарный сказитель, поэт, музыкант, композитор, кочевавший вдоль реки Сырдарьи, известный не только в Средней Азии, но и в Турции и Азербайджане. Помимо его собственных произведений, имеется посвящённый ему эпос в жанре шкатулочного романа, где рассказ о жизни Коркыта включает его произведения.
  • «Кентерберийские рассказы» Чосера.
  • «Декамерон» Джованни Бокаччо: группа молодых людей рассказывает друг другу разные истории. Десять человек, десять дней, сто историй.
  • «Гептамерон» — французский аналог «Декамерона». Автор — королева Маргарита Наваррская!
  • Большая часть сказок Вильгельма Гауфа — вставные истории, увидевшие свет в каком-либо из сборников.
    • «Харчевня в Шпессарте»: оружейник, золотых дел мастер, егерь, извозчик и студент рассказывают разные истории, чтобы скоротать ночь в упомянутой харчевне и не попасться в лапы к разбойникам.
    • «Караван». Герои — купцы из одного каравана, которые на привалах рассказывают друг другу истории, разные по настроению (есть и забавные, и страшные) и содержанию (есть не претендующие на реальность сказки, есть байки типа из жизни, в том числе с участием рассказчика или близких ему людей). Это оттуда сказки о Маленьком Муке и калифе-аисте. Обрамление имеет свой собственный сюжет, в конце которого оказывается, что благородный разбойник Орбазан из одной истории и таинственный виновник злоключений рассказчика из другой — одно лицо, также из числа рассказчиков.
    • «Александрийский шейх Али-Бану и его невольники» — истории от отпускаемых на свободу невольников. Здесь также последняя рассказанная история находит свою развязку в обрамляющей…
  • Генри Лонгфелло, «Песнь о Гайавате»: на свадьбе заглавного героя старый Ягу, мастер невероятных историй, поведал сказание об Оссэо, сыне Вечерней Звезды.
  • «Рукопись, найденная в Сарагосе» Яна Потоцкого: рассказчик и его герои постоянно рассказывают друг другу истории, внутри которых зачастую оказываются истории героев этих историй. А всего рассказов более ста!
  • «Тринадцать загадочных случаев» Агаты Кристи. Собственно, само произведение — не цельный роман, а скорее сборник рассказов, однако почти все они происходят в одно и то же время, а само разделение на отдельные произведения можно было бы спокойно заменить на разделение по главам.
    • Ее же «Двенадцать подвигов Геракла». Фактически отдельные рассказы, объединенные общей сюжетной схемой и некоторыми пересекающимися персонажами (кроме Эркюля Пуаро).
  • «Призраки» Чака Паланика состоят из множества историй, излагаемых сидящими взаперти героями.
  • Первая книга Анджея Сапковского о ведьмаке состоит из написанных в разное время рассказов. При выходе рассказов в виде сборника автор дописал обрамление: в первом рассказе Геральт расколдовывает упырицу-стрыгу, в процессе чего получает тяжёлую рану. Далее Геральт лечится в монастыре, и все остальные рассказы — его воспоминания о прошлых приключениях. Во втором сборнике рассказов никакого обрамления уже не было.
  • «Монах» Мэтью Грегори Льюиса (во всех экранизациях этот аспект успешно игнорируется).
  • «Колдун и кристалл», четвёртая часть «Тёмной башни» Стивена Кинга, процентов на 90 содержания — рассказ Роланда о событиях его юности.
    • Интерквел «Ветер сквозь замочную скважину»: глубина вложения — два, история из юности Роланда и народная сказка.
  • Умберто Эко, «Баудолино».
    • Почти все романы Эко стилизованы именно под шкатулочные романы: профессор истории перестраховывается на случай обнаружения в романе грубых ошибок — всегда можно будет отмазаться, что история: а) написана заинтересованным лицом; б) дошла до наших дней через третьи руки и только в пересказе. А в «Баудолино» это и вовсе подсвечено тем, что герой — патологический лжец. Более того — на этой лжи и построены многие сюжетные линии.
  • Итало Кальвино, «Если однажды зимней ночью путник»: здесь вложенные истории представляют собой не рассказы персонажей, а начала читаемых ими книг, поиск продолжений которых и составляет обрамляющее действие (в действительности каждая является вполне законченной новеллой с характерной развязкой).
  • Первый том «Гипериона» представляет собой истории шести паломников про то, как они дошли до жизни такой.
  • «Рассказы из другого кармана» Карла Чапека.
  • Чарльз Метьюрин, «Мельмот-скиталец». Сам по себе является нелёгким и некоротким произведением, а число вложений может достигать четырёх. Более того, в этих историях происходит столько событий, упомянуто столько персонажей и мест, что к концу каждой истории легко вообще забыть, что происходило с её рассказчиком до этого.
  • Дэвид Митчелл, «Облачный атлас». Пять вложений.

Фанфики[править]

Мультсериалы[править]

  • «Время приключений»: несколько серий представляют собой истории, сочинённые одним из персонажей, Ледяным Королём. В его историях действуют те же персонажи, что и в «реальности» мультсериала, но все они другого пола: например, вместо человека Финна и пса Джейка фигурируют Фиона и кошка Кейк.
    • И это ещё не всё: в одной из историй Ледяного Короля его аналог, Ледяная Королева, читает вслух историю своего сочинения о том, как уже её аналог, Ледяной Президент, читает вслух историю своего сочинения аналогам Фионы и кошки Кейк, Флинну и еноту Жаку. А в истории Ледяного Президента рассказывается об аналогах Флинна и Жака, Линн и лисице Джанет. Глубина вложения четыре!
  • «Симпсоны»: серия «Почти бесконечная история».

Комиксы[править]

  • The Sandman частенько эксплуатирует этот троп — недаром же Морфея зовут Князем Историй…

Видеоигры[править]

  • Mogeko Castle — игра с тропом (спойлеры-спойлеры!)
  • Tales from the Borderlands — большая часть игры это две взаимосвязанные истории, которые рассказывают Риз и Фиона.