Шкатулочный роман: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
common>Герман Агиян2001 (→Видеоигры: расставил по алфавиту) |
м (→Литература) |
||
(не показано 5 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Шкатулочный роман''' | '''Шкатулочный роман''' — нередкое в литературе явление, когда по ходу действия персонажи рассказывают истории (и не исключено, что герои этих историй рассказывают друг другу [[Шоу внутри шоу|свои истории]]). Собственно [[Обрамление|действие основного романа]] может практически отсутствовать: герои зачастую просто сидят в каком-нибудь уединённом месте и разговаривают. Вставные истории могут быть никак не связаны с главными героями, а могут и оказывать серьёзнейшее влияние на их судьбу. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[ | === [[Литература]] === | ||
=== | ==== Отечественная ==== | ||
* | * «Вечер на Хопре» Михаила Загоскина. | ||
* «Сказки заколдованного замка» И. Стрелкова (''того самого''). | |||
* [[Генри Лайон Олди]], «Песни Петера Сьлядека». | |||
* | * [[Макс Фрай]]: вся серия «Хроники Ехо» представляет собой истории, рассказанные сэром Максом и его коллегами по Тайному сыску в трактире «Кофейная гуща». Обрамление со сквозным сюжетом, впрочем, тоже присутствует. | ||
* | |||
=== [[ | ==== Зарубежная ==== | ||
* | * Классический пример — «[[Тысяча и одна ночь]]». [[Педаль в асфальт]]: число уровней вложения историй может достигать четырёх-пяти! | ||
* Коркыт Ата или Деде Коркут (и то, и другое дословно — дедушка Коркыт) — легендарный сказитель, поэт, музыкант, композитор, кочевавший вдоль реки Сырдарьи, известный не только в [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|Средней Азии]], но и в [[Янычары, курорты и Великолепный век|Турции]] и [[Страна огней|Азербайджане]]. Помимо его собственных произведений, имеется посвящённый ему эпос в жанре шкатулочного романа, где рассказ о жизни Коркыта включает его произведения. | |||
* «Кентерберийские рассказы» Чосера. | |||
* «Декамерон» Джованни Бокаччо: группа молодых людей рассказывает друг другу разные истории. Десять человек, десять дней, сто историй. | |||
* «Гептамерон» — французский аналог «Декамерона». Автор — королева Маргарита Наваррская! | |||
* Большая часть сказок Вильгельма Гауфа — вставные истории, увидевшие свет в каком-либо из сборников. | |||
** «Харчевня в Шпессарте»: оружейник, золотых дел мастер, егерь, извозчик и студент рассказывают разные истории, чтобы скоротать ночь в упомянутой харчевне и не попасться в лапы к разбойникам. | |||
** «Караван». Герои — купцы из одного каравана, которые на привалах рассказывают друг другу истории, разные по настроению (есть и забавные, и страшные) и содержанию (есть не претендующие на реальность сказки, есть байки типа из жизни, в том числе с участием рассказчика или близких ему людей). Это оттуда сказки о Маленьком Муке и калифе-аисте. Обрамление имеет свой собственный сюжет, в конце которого оказывается, что [[благородный разбойник]] Орбазан из одной истории и таинственный виновник злоключений рассказчика из другой {{Spoiler| — одно лицо, также из числа рассказчиков}}. | |||
** «Александрийский шейх Али-Бану и его невольники» — истории от отпускаемых на свободу невольников. Здесь также последняя рассказанная история находит свою развязку в обрамляющей… | |||
* Генри Лонгфелло, «[[The Song of Hiawatha|Песнь о Гайавате]]»: на свадьбе заглавного героя старый Ягу, мастер невероятных историй, поведал сказание об Оссэо, сыне Вечерней Звезды. | |||
* «Рукопись, найденная в Сарагосе» Яна Потоцкого: рассказчик и его герои постоянно рассказывают друг другу истории, внутри которых зачастую оказываются истории героев этих историй. А всего рассказов более ста! | |||
* «Тринадцать загадочных случаев» Агаты Кристи. Собственно, само произведение — не цельный роман, а скорее сборник рассказов, однако почти все они происходят в одно и то же время, а само разделение на отдельные произведения можно было бы спокойно заменить на разделение по главам. | |||
** Ее же «Двенадцать подвигов Геракла». Фактически отдельные рассказы, объединенные общей сюжетной схемой и некоторыми пересекающимися персонажами (кроме Эркюля Пуаро). | |||
* «Призраки» Чака Паланика состоят из множества историй, излагаемых сидящими взаперти героями. | |||
* Первая книга Анджея Сапковского о [[Wiedźmin|ведьмаке]] состоит из написанных в разное время рассказов. При выходе рассказов в виде сборника автор дописал [[обрамление]]: в первом рассказе Геральт расколдовывает упырицу-стрыгу, в процессе чего получает тяжёлую рану. Далее Геральт лечится в монастыре, и все остальные рассказы — его воспоминания о прошлых приключениях. Во втором сборнике рассказов никакого обрамления уже не было. | |||
* «Монах» Мэтью Грегори Льюиса (во всех экранизациях этот аспект успешно игнорируется). | |||
* «Колдун и кристалл», четвёртая часть «[[Stephen King/The Dark Tower|Тёмной башни]]» [[Stephen King|Стивена Кинга]], процентов на 90 содержания — рассказ Роланда о событиях его юности. | |||
** [[Интерквел]] «Ветер сквозь замочную скважину»: глубина вложения — два, история из юности Роланда и народная сказка. | |||
* Умберто Эко, «Баудолино». | |||
** Почти все романы Эко стилизованы именно под шкатулочные романы: профессор истории перестраховывается на случай обнаружения в романе грубых ошибок — всегда можно будет отмазаться, что история: а) написана заинтересованным лицом; б) дошла до наших дней через третьи руки и только в пересказе. А в «Баудолино» это и вовсе [[Подсветка|подсвечено]] тем, что герой — патологический лжец. Более того — на этой лжи и построены многие сюжетные линии. | |||
* Итало Кальвино, «Если однажды зимней ночью путник»: здесь вложенные истории представляют собой не рассказы персонажей, а начала читаемых ими книг, поиск продолжений которых и составляет обрамляющее действие (в действительности каждая является вполне законченной новеллой с характерной развязкой). | |||
* Первый том «[[Hyperion Cantos|Гипериона]]» представляет собой истории шести паломников про то, как они дошли до жизни такой. | |||
* «Рассказы из другого кармана» Карла Чапека. | |||
* Чарльз Метьюрин, «Мельмот-скиталец». Сам по себе является нелёгким и некоротким произведением, а число вложений может достигать четырёх. Более того, в этих историях происходит столько событий, упомянуто столько персонажей и мест, что к концу каждой истории легко вообще забыть, что происходило с её рассказчиком до этого. | |||
* Дэвид Митчелл, «Облачный атлас». Пять вложений. | |||
=== | ==== Фанфики ==== | ||
* «[[ | * Окончательная редакция «[[Чёрная книга Арды|Чёрной книги Арды]]». | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Adventure Time|Время приключений]]»: несколько серий представляют собой истории, сочинённые одним из персонажей, Ледяным Королём. В его историях действуют те же персонажи, что и в «реальности» мультсериала, но все они другого пола: например, вместо человека Финна и пса Джейка фигурируют Фиона и кошка Кейк. | * «[[Adventure Time|Время приключений]]»: несколько серий представляют собой истории, сочинённые одним из персонажей, Ледяным Королём. В его историях действуют те же персонажи, что и в «реальности» мультсериала, но все они другого пола: например, вместо человека Финна и пса Джейка фигурируют Фиона и кошка Кейк. | ||
** [[Педаль в пол|И это ещё не всё]]: в одной из историй Ледяного Короля его аналог, Ледяная Королева, читает вслух историю своего сочинения о том, как уже её аналог, Ледяной Президент, читает вслух историю своего сочинения аналогам Фионы и кошки Кейк, Флинну и еноту Жаку. А в истории Ледяного Президента рассказывается об аналогах Флинна и Жака, Линн и лисице Джанет. Глубина вложения четыре! | ** [[Педаль в пол|И это ещё не всё]]: в одной из историй Ледяного Короля его аналог, Ледяная Королева, читает вслух историю своего сочинения о том, как уже её аналог, Ледяной Президент, читает вслух историю своего сочинения аналогам Фионы и кошки Кейк, Флинну и еноту Жаку. А в истории Ледяного Президента рассказывается об аналогах Флинна и Жака, Линн и лисице Джанет. Глубина вложения четыре! | ||
* «[[Симпсоны]]»: серия «Почти бесконечная история». | * «[[Симпсоны]]»: серия «Почти бесконечная история». | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* [[The Sandman]] частенько эксплуатирует этот | * [[The Sandman]] частенько эксплуатирует этот троп — недаром же Морфея зовут Князем Историй… | ||
** А его [[спин-офф]] House of Mystery весь об этом. | ** А его [[спин-офф]] House of Mystery весь об этом. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Mogeko Castle]] — игра с тропом (спойлеры-спойлеры!) | |||
* [[Tales from the Borderlands]] — большая часть игры это две взаимосвязанные истории, которые рассказывают Риз и Фиона. | |||
* [[Mogeko Castle]] | |||
* [[Tales from the Borderlands]] | |||
{{Nav/Литература}} | {{Nav/Литература}} |
Текущая версия на 18:25, 26 марта 2024
Шкатулочный роман — нередкое в литературе явление, когда по ходу действия персонажи рассказывают истории (и не исключено, что герои этих историй рассказывают друг другу свои истории). Собственно действие основного романа может практически отсутствовать: герои зачастую просто сидят в каком-нибудь уединённом месте и разговаривают. Вставные истории могут быть никак не связаны с главными героями, а могут и оказывать серьёзнейшее влияние на их судьбу.
Примеры[править]
Литература[править]
Отечественная[править]
- «Вечер на Хопре» Михаила Загоскина.
- «Сказки заколдованного замка» И. Стрелкова (того самого).
- Генри Лайон Олди, «Песни Петера Сьлядека».
- Макс Фрай: вся серия «Хроники Ехо» представляет собой истории, рассказанные сэром Максом и его коллегами по Тайному сыску в трактире «Кофейная гуща». Обрамление со сквозным сюжетом, впрочем, тоже присутствует.
Зарубежная[править]
- Классический пример — «Тысяча и одна ночь». Педаль в асфальт: число уровней вложения историй может достигать четырёх-пяти!
- Коркыт Ата или Деде Коркут (и то, и другое дословно — дедушка Коркыт) — легендарный сказитель, поэт, музыкант, композитор, кочевавший вдоль реки Сырдарьи, известный не только в Средней Азии, но и в Турции и Азербайджане. Помимо его собственных произведений, имеется посвящённый ему эпос в жанре шкатулочного романа, где рассказ о жизни Коркыта включает его произведения.
- «Кентерберийские рассказы» Чосера.
- «Декамерон» Джованни Бокаччо: группа молодых людей рассказывает друг другу разные истории. Десять человек, десять дней, сто историй.
- «Гептамерон» — французский аналог «Декамерона». Автор — королева Маргарита Наваррская!
- Большая часть сказок Вильгельма Гауфа — вставные истории, увидевшие свет в каком-либо из сборников.
- «Харчевня в Шпессарте»: оружейник, золотых дел мастер, егерь, извозчик и студент рассказывают разные истории, чтобы скоротать ночь в упомянутой харчевне и не попасться в лапы к разбойникам.
- «Караван». Герои — купцы из одного каравана, которые на привалах рассказывают друг другу истории, разные по настроению (есть и забавные, и страшные) и содержанию (есть не претендующие на реальность сказки, есть байки типа из жизни, в том числе с участием рассказчика или близких ему людей). Это оттуда сказки о Маленьком Муке и калифе-аисте. Обрамление имеет свой собственный сюжет, в конце которого оказывается, что благородный разбойник Орбазан из одной истории и таинственный виновник злоключений рассказчика из другой — одно лицо, также из числа рассказчиков.
- «Александрийский шейх Али-Бану и его невольники» — истории от отпускаемых на свободу невольников. Здесь также последняя рассказанная история находит свою развязку в обрамляющей…
- Генри Лонгфелло, «Песнь о Гайавате»: на свадьбе заглавного героя старый Ягу, мастер невероятных историй, поведал сказание об Оссэо, сыне Вечерней Звезды.
- «Рукопись, найденная в Сарагосе» Яна Потоцкого: рассказчик и его герои постоянно рассказывают друг другу истории, внутри которых зачастую оказываются истории героев этих историй. А всего рассказов более ста!
- «Тринадцать загадочных случаев» Агаты Кристи. Собственно, само произведение — не цельный роман, а скорее сборник рассказов, однако почти все они происходят в одно и то же время, а само разделение на отдельные произведения можно было бы спокойно заменить на разделение по главам.
- Ее же «Двенадцать подвигов Геракла». Фактически отдельные рассказы, объединенные общей сюжетной схемой и некоторыми пересекающимися персонажами (кроме Эркюля Пуаро).
- «Призраки» Чака Паланика состоят из множества историй, излагаемых сидящими взаперти героями.
- Первая книга Анджея Сапковского о ведьмаке состоит из написанных в разное время рассказов. При выходе рассказов в виде сборника автор дописал обрамление: в первом рассказе Геральт расколдовывает упырицу-стрыгу, в процессе чего получает тяжёлую рану. Далее Геральт лечится в монастыре, и все остальные рассказы — его воспоминания о прошлых приключениях. Во втором сборнике рассказов никакого обрамления уже не было.
- «Монах» Мэтью Грегори Льюиса (во всех экранизациях этот аспект успешно игнорируется).
- «Колдун и кристалл», четвёртая часть «Тёмной башни» Стивена Кинга, процентов на 90 содержания — рассказ Роланда о событиях его юности.
- Интерквел «Ветер сквозь замочную скважину»: глубина вложения — два, история из юности Роланда и народная сказка.
- Умберто Эко, «Баудолино».
- Почти все романы Эко стилизованы именно под шкатулочные романы: профессор истории перестраховывается на случай обнаружения в романе грубых ошибок — всегда можно будет отмазаться, что история: а) написана заинтересованным лицом; б) дошла до наших дней через третьи руки и только в пересказе. А в «Баудолино» это и вовсе подсвечено тем, что герой — патологический лжец. Более того — на этой лжи и построены многие сюжетные линии.
- Итало Кальвино, «Если однажды зимней ночью путник»: здесь вложенные истории представляют собой не рассказы персонажей, а начала читаемых ими книг, поиск продолжений которых и составляет обрамляющее действие (в действительности каждая является вполне законченной новеллой с характерной развязкой).
- Первый том «Гипериона» представляет собой истории шести паломников про то, как они дошли до жизни такой.
- «Рассказы из другого кармана» Карла Чапека.
- Чарльз Метьюрин, «Мельмот-скиталец». Сам по себе является нелёгким и некоротким произведением, а число вложений может достигать четырёх. Более того, в этих историях происходит столько событий, упомянуто столько персонажей и мест, что к концу каждой истории легко вообще забыть, что происходило с её рассказчиком до этого.
- Дэвид Митчелл, «Облачный атлас». Пять вложений.
Фанфики[править]
- Окончательная редакция «Чёрной книги Арды».
Мультсериалы[править]
- «Время приключений»: несколько серий представляют собой истории, сочинённые одним из персонажей, Ледяным Королём. В его историях действуют те же персонажи, что и в «реальности» мультсериала, но все они другого пола: например, вместо человека Финна и пса Джейка фигурируют Фиона и кошка Кейк.
- И это ещё не всё: в одной из историй Ледяного Короля его аналог, Ледяная Королева, читает вслух историю своего сочинения о том, как уже её аналог, Ледяной Президент, читает вслух историю своего сочинения аналогам Фионы и кошки Кейк, Флинну и еноту Жаку. А в истории Ледяного Президента рассказывается об аналогах Флинна и Жака, Линн и лисице Джанет. Глубина вложения четыре!
- «Симпсоны»: серия «Почти бесконечная история».
Комиксы[править]
- The Sandman частенько эксплуатирует этот троп — недаром же Морфея зовут Князем Историй…
- А его спин-офф House of Mystery весь об этом.
Видеоигры[править]
- Mogeko Castle — игра с тропом (спойлеры-спойлеры!)
- Tales from the Borderlands — большая часть игры это две взаимосвязанные истории, которые рассказывают Риз и Фиона.