Шкатулочный роман

Материал из Posmotreli
Версия от 20:00, 13 февраля 2022; common>Герман Агиян2001 (→‎Видеоигры: расставил по алфавиту)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Шкатулочный роман или мизанабим — художественный прием, при котором одно произведение «вложено» внутрь другого, причем внутреннее в свою очередь может содержать вложенное произведение, и так далее, насколько хватит таланта и фантазии автора. Нередко имеет форму, в которой по ходу действия персонажи рассказывают истории (и не исключено, что герои этих историй рассказывают друг другу свои истории). Собственно действие основного романа может практически отсутствовать: герои зачастую просто сидят в каком-нибудь уединённом месте и разговаривают. Вставные истории могут быть никак не связаны с главными героями, а могут и оказывать серьёзнейшее влияние на их судьбу.

Примеры

Театр

  • Том Стоппард, «Настоящий инспектор Хаунд» — инверсия. Основное действие представляет собой театральную постановку (уморительно идиотскую детективную пьесу, пародирующую «Мышеловку» Агаты Кристи), которую со зрительских мест смотрят и комментируют два критика… пока не оказывается, что жертвой убийства в сценическом детективе должен стать один из критиков.
  • Шекспир, «Укрощение строптивой» — основное действие пьесы является театральным представлением, разыгранным перед допившимся до беспамятства пьяницей-медником Кристофером Слаем из пролога. В современных постановках пролог обычно опускают, но первоначально пьянчужка, вероятно, сидел где-то на дорогих зрительских местах и забавлял публику своей реакцией на происходящее.

Кино

  • «Ваня с 42-й улицы» — апофеоз шкатулочности: 95 % экранного времени (кроме пролога и двух антрактов) персонажи репетируют чеховского «Дядю Ваню» (то есть целиком демонстрируют кинозрителю пьесу — без декораций, костюмов и реквизита).
  • «Джентльмены» (2020) большая часть фильма это рассказ (а вернее сценарий фильма с художественными преувеличениями) который рассказывает Флетчер Реймонду. В конце фильма Флетчер видимо еще раз пересказывает свой сценарий какой то шишке из кинокомпании, только теперь в него добавлена сцена с похищением КГБ Микки.
  • «Маленькие трагедии» (1979), фильм Михаила Швейцера. В основу положен одноименный цикл Пушкина, но с единым сюжетным обрамлением в виде вольно переосмысленных «Египетских ночей». Все «маленькие трагедии» в фильме являются как бы моноспектаклями, разыгрываемыми Импровизатором по запросу публики.
  • «Наследие Вальдемара» — две трети первого фильма посвящены грустной истории сеньора Вальдемара и его рано умершей супруги, которую рассказывает дракон главного гада своей попутчице в поезде. В конце фильма он даже спрашивает её, не забыла ли она о девушке, схваченной в особняке Вальдемара их подручными.
  • «Отель „Гранд Будапешт“» — вложенность историй достигает пяти: 1) В наше время студентка смотрит снятый в 2) 1985 документальный фильм, в котором Автор рассказывает, как в 3) 1968 услышал в отеле историю о событиях, происходивших в 4) 1932 — Зеро Мустафа рассказывал, как стал владельцем отеля (основная история). 5) Густав вспоминал времена, когда был не старшим консьержем, а коридорным (примерно 1910). В результате основные события отодвинуты от реальности так далеко, что выглядят откровенно сказочными.
  • «Принцесса-невеста» — дедушка читает внуку сказку, которая и является основной историей.
  • «Сказка, рассказанная ночью» — советская экранизация упомянутой в разделе «Литература» «Харчевни в Шлессарте» Вильгельма Гауфа.

Телесериалы

  • Встречается в «Докторе Хаусе», например 13 серия 7 сезона — Хаус рассказывает двум детям, как он рассказывал ученикам элитной школы о своей профессии, а заодно дети рассказывают ему, почему у девочки фингал под глазом и за что их наказали.

Мультфильмы

  • «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» — основные события сын Белки и товарища инструктора рассказывает другим животным в Белом Доме.
  • «Добытчица» («The Breadwinner») — сказка, которую Парвана рассказывает младшему брату, потом Шазии, потом — сама себе, пока прячется под стенами тюрьмы во время авианалета. В конце именно из этой сказки зрители узнают, что на самом деле случилось с ее старшим братом, Сулейманом.

Мультсериалы

  • «Время приключений»: несколько серий представляют собой истории, сочинённые одним из персонажей, Ледяным Королём. В его историях действуют те же персонажи, что и в «реальности» мультсериала, но все они другого пола: например, вместо человека Финна и пса Джейка фигурируют Фиона и кошка Кейк.
    • И это ещё не всё: в одной из историй Ледяного Короля его аналог, Ледяная Королева, читает вслух историю своего сочинения о том, как уже её аналог, Ледяной Президент, читает вслух историю своего сочинения аналогам Фионы и кошки Кейк, Флинну и еноту Жаку. А в истории Ледяного Президента рассказывается об аналогах Флинна и Жака, Линн и лисице Джанет. Глубина вложения четыре!
  • Мини-мультсериал Д. Черкасского «Доктор Айболит» — саму историю рассказывает Попугай.
  • «Симпсоны»: серия «Почти бесконечная история».
  • «Эй, Арнольд!» — много таких серий. «Хельга на кушетке» — Хельга рассказывает школьному психологу как дошла до жизни такой; «День ветерана» — Дедушка Фил рассказывает, как в одиночку пленил танковую дивизию, а отец Джеральда — как спас своего командира во Вьетнаме, Родительский турнир — Дедушка Фил рассказывает о родителях Арнольда; «Женитьба», «Что за опера, Арнольд?» — героям снится сон; «Дневник» — Арнольд находит дневник своих родителей.

Комиксы

  • The Sandman частенько эксплуатирует этот троп — недаром же Морфея зовут Князем Историй…
  • «Маус» Шпигельмана — в романе пересекаются две линии: история Владека о собственном выживании в Освенциме, которую он рассказывает сыну, и личные эмоции автора насчет самоубийства матери и непростых взаимоотношений с травмированным войной отцом.

Видеоигры

  • Assassin's Creed — везде и всюду, пусть и с фитильком. Лежание в Анимусе и демонстрация своих находок своей команде, в целом, подходит под сравнение с «беседой в уединенном месте». При этом, сам сюжет франшизы в современности может продвинуться ну прям-таки совсем никак.
    • Педаль в пол давят, наверное, Revelations и Rogue. Первая — потому, что призвана лишь ответить на вопросы, возникшие у игроков после аж трех игр серии (не считая «неполноценных» спин-оффов). Вторая — потому, что призвана создать мостик между четвертой и третьей частью, а также подвести оный к Unity…
    • И тут автор правки вспомнил, что можно вдавить педаль в земную кору и назвать Unity, которая ни современность не двигает, ни на какие вопросы не отвечает, ни новых не задает, но лишь ограничивается философскими размышлениями о Креде. Ну и, конечно, пополняет и обновляет базу данных Частиц Эдема, ценность которых падает от части к части.
  • Breathedge – спародировано: игра начинается с того, что главного героя начинает допрашивать робот-гроб.
  • Dragon Age № 2. Допрос, допрос и снова допрос.
  • Hitman. Так построено повествование в третьей части («Contracts») и четвертой («Blood Money»). В «Контрактах» раненый Агент 47 бредит в номере дешёвого отеля, вспоминая предыдущие задания. В «Кровавых деньгах» об акциях «сорок седьмого» рассказывает один из персонажей игры журналисту.
  • Серия Mafia:
    • «Mafia: the city of Lost Heaven» — весь сюжет игры представляет собой рассказ Томми Анджело детективу Норману.
    • «Mafia II» — примерно 2/3 игры — воспоминания Вито Скалетты, попавшего в непростую ситуацию.
    • «Mafia III» — обрамление сюжета стилизовано то под документальный фильм о похождениях Линкольна Клея, то под выступление Джона Донована на закрытых слушаниях в Сенате.
  • Внезапно, Mass Effect 3 — в самом кнонце, после знаменитого светофора, вдруг выясняется, что вся эпопея про коммандера Шепарда и его друзей — сказка, рассказанная неким «Смотрящим-на-Звёзды» маленькому мальчику. Что вдвойне странно, так как ни разу за все три игры ничто на это не указывало, да и история вышла, прямо скажем, совсем не детская.
  • Mogeko Castle — игра с тропом (спойлеры-спойлеры!)
  • Ni No Kuni II: Revenant Kingdom – по мере продвижения сюжета игры Эван время от времени беседует с "мальчиком из сна".
  • Prince of Persia: The Sands of Time — вся игра — это пересказ злоключений Принца Фаре, которая в эти злоключения пока что не попала.
    • А в The Two Thrones оказывается, что вся трилогия в принципе (а может и Forgotten Sands вместе с Battles of PoP).
  • Tales from the Borderlands — большая часть игры это две взаимосвязанные истории, которые рассказывают Риз и Фиона.
  • Tomb Raider: The Last Revelation — после кажущейся смерти Лары Крофт, четыре ее товарища собираются вместе и рассказывают о ее жизни, о том, что связывало их с ней.