Вывих мозга/Кино

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье «Вывих мозга». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.

« Сидит Пуся в кинотятре,
Смотрит фильм часа так на три.
Фильм, конечно, ничего…
Но не ясно ничего.
»
— Михаил «Майк» Науменко

Отечественные фильмы[править]

  • Фильмы Тарковского, кроме «Иваново детство» и «Андрей Рублёв».
  • «Кин-дза-дза!».
    • Проблема противоположных оценок: а об что в этой простой сатирической комедии можно вывихнуть мозг? Неужели кого-то клинит даже от такой капельки абсурдного юмора?
      • Если у зрителя квадратно-гнездовое мышление, и воспитан он на советских фильмах (а КДД и был снят в советское время) — то клинит еще как! Зачастую такой зритель уходил из кинотеатра еще до начала второй серии. А уйти от телевизора и того проще..
      • Как ни странно, да, и таких множество.
    • Это не первое обращение Георгия Данелии к такому мозговыносящему стилю. Можно, например, вспомнить его старую ленту «Тридцать три!», которую многие зрители просто не смогли понять.
  • «Город Зеро» Карена Шахназарова.
  • Не фильм, а телеспектакль «Возвращение со звёзд» (СССР, 1989, по одноимённому произведению вышеназванного С. Лема). Вся обстановка такая. Особенный вывих — декорации из фольги, полиэтилена и лампочек в совокупности с бетризованными эпизодическими обывателями.
    • А роботы, которых играет один актёр с чёрной полумаской на лице — это уже спецдефект, который может восприниматься и допустимой жанровой условностью, и «так плохо, что уже хорошо». Впрочем, студия экспериментальная, а телеспектакль снимался с первыми применениями цифровых технологий (!). В СССР в 1989 году.
  • «Сказка. Есть» — как же без неё? Особенно последняя из трёх новелл, с вампиром, пародирующим Сальвадора Дали, безумной школой и шизофреническим видеорядом. Даже её название — лютый вырвиглазный бындец: «Эпишоо».
  • «Мантикора» (2011) — куча вопросов, ни на один из которых ответ дан не будет.
  • «Территория Джа» — при просмотре возникает ощущение, что сценаристы что-то курили, пока писали сценарий. Одно нападение главного героя на съёмочную команду фильма чего стоит! Начинается фильм с того, что, чтобы спасти Землю от столкновения с астероидом, Землю перемещают в другую часть космоса, где обнаруживается обитаемая планета, обитатели которой нападают на Землю, причём ещё до появления у них землян… В конце фильма президент Земли нажатием кнопки взрывает Землю, которая затем без всякого обоснуя восстанавливается.
  • «Трудно быть богом» А. Германа — тихий ужас и эталонный вывих мозга.
    • Возможно, троп получился бы, если бы не было литературного источника. А так это чернуха.
      • Литературный первоисточник внятен, а вот вычленить его из фильма очень трудно — даже зная, как было в книге, а уж тем более не зная. Персонажи неузнаваемы, их действия часто абсурдны, сцены не следуют одна из другой. Получился скорее набор шокирующих иллюстраций, отдалённо напоминающих книгу, а не разыгранная перед камерой история хотя бы по мотивам книги.
  • «Быстрее, чем кролики» Дмитрия Дьяченко и «Квартета И». Весь фильм герои пытаются определить — они мертвы или просто в каком-то странном месте? В финале оказывается, что умер только Гарик, а все остальные — его предсмертные воспоминания.
    • Вставки с фобиями («мобилеамореквадронекроуретроксенофобия — боязнь влюбиться в четырёх движущихся мертвых иностранцев, справляющих малую нужду») продавливают педаль еще до начала действия.
  • Короткометражка Вадима Климова «Обед» — по мотивам текста, написанного шизофреником. На самом деле нет.
  • «Прославившийся» благодаря Евгению Баженову фильм «Повелители снов». «Начало» без философии, но с подонком-ГГ, странными изобретениями и двойными труселями (и, конечно же, с танцем в исполнении Балуева).
  • «Научная секция пилотов» ныне, весьма известного актёра и продюссера Андрея И (современным широким массам, запомнился по роли бандита/террориста/бывшего гэбэшника и бывшего вигиланта в погонах/мастера боевых искусств Леонида Азова из сериала «Боец»). Начать с того, что никаких пилотов, каких бы то ни было летательных средств, там нету от слова СОВСЕМ. Зато, есть загадочный неуловимый маньяк. убивающий машинистов московского метро, и желающий этими действиями добиться парализации метрополитена Москвы, для…. А бог его знает, для чего. Фильм снят в такой манере и цветовой гамме, что вывихи мозга, цветовосприятия и глаз, можно получить где-то уже к середине фильма.
    • Вообще-то в этом фильме пилотами называли машинистов,а про маньяка высказывалось предположение,что он хочет вскрыть недостатки безопасности,которое,впрочем, не было ни подтверждено,ни опровергнуто.
      • Его же «Конструктор красного цвета»
  • «Два капитана-2» и «Комплекс невменяемости» с Сергеем Курёхиным в главной роли. Да, покойный Сергей Анатольевич умел вывихнуть мозг не только музыкой.

Зарубежные фильмы[править]

  • Фильмы Дэвида Линча. Исключение составляет, внезапно, «Человек-слон», обычная драма про жизнь инвалида, а также «Простая история».
  • Фильм «Святая гора». Описывать бессмысленно, проще посмотреть, хотя автор правки настоятельно рекомендует смотреть это творение только под наблюдением лечащего психиатра.
    • Таковы в принципе все фильмы сюрреалиста-режиссёра Алехандро Ходоровски (а вот комиксы его хоть и выносят мозг, но без всякого сюра).
  • «Жилец» Романа Поланского. Автор-постановщик-актёр никогда не скрывал, что отыгрывал в этом фильме сабж. Особенно в финале. Что произошло? Что подразумевалось? Чей это крик (и по какому поводу)? Кто это забинтованный в кадре? Был ли весь предшествующий сюжет всего лишь галлюцинацией персонажа — и если да, то которого из них?! Поди разберись. Сам режиссёр, когда журналисты в интервью пытались допытаться до сути, принимался троллить: «Это — не „поди разберись“, а „думай что хочешь“! Тут возможны множественные трактовки, и ни одну из них я не заклеймлю как „противоканонную“! Фильм — о принципиальной непостижимости всего происходящего в жизни, особенно когда крыша поехала, то ли у тебя, то ли у всех вокруг!».
  • «Мертвец» Джима Джармуша — от первого до последнего кадра.
  • Концовка «Космической одиссеи 2001 года» (одноимённая книга Кларка, впрочем, разъясняет многое, если не всё).
    • «С широко закрытыми глазами» того же режиссёра.
  • «Куб».
  • «Матрица» это очень уважает.
    • На самом деле оригинальная «Матрица» проста, как три копейки, — всю суть Морфеус разжёвывает за пять минут. А вот сиквелы, особенно диалог Нео с Архитектором, действительно вынесли многим мозг. Вместо понимания фанатам пришлось пользоваться СПГС и плодить теории.
      • Как самостоятельное произведение - да. А с учётом сиквелов...
  • «Зардоз». После просмотра вам захочется выстирать мозг с хлоркой и повесить его сушиться.
  • «Гражданин номер THX-1138», образец раннего кинотворчества Джорджа Лукаса.
  • В какой-то мере — некоторые фильмы Кристофера Нолана. Нет, конечно, концы с концами сводятся, и у холодильника многое становится понятно (и ещё больше — с повторного просмотра). Но до этого холодильника ещё надо дойти, а в момент, когда кончились финальные титры, ты сидишь перед потухшим экраном в полной прострации и пытаешься осмыслить, что же такое тебе только что показали.
    • Tenet. Просто Tenet.
  • «Valhalla Rising» («Вознесение в Вальхаллу», йопт «Вальхалла: Сага о викинге»), «Только Бог простит» и «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна.
  • Фильмы и сериал франшизы «Terminator»: если отбросить в сторону боевиковую часть и задуматься о переподвывертах с перемещениями во времени, изменением будущего, временными ветками и т. д.
    • В первых двух фильмах всё как раз просто и логично (не считая ляпа с «перемещаться может только органика» — впрочем, и тут есть ватсонианский обоснуй, что это ошибка не сценариста, а Кайла). Неизлечимый вывих мозга начался в третьем фильме (где уже отменённое будущее снова вернулось) и дошёл до терминальной стадии в пятом (где все временные петли и бредовые события невозможно объяснить никаким СПГС).
      • Третья часть при всём своём убожестве как раз логичнее вырезанного хэппи-энда из второй. Стать сенатором и свернуть разработки Скайнета преступник Джон бы вряд ли смог. А уничтожение Кибердайна и терминаторов лишь отсрочило будущее, т.к. спрос на такие технологии у военных уже есть. И кто-то работу возобновит и когда-нибудь закончит, что и произошло.
    • Кстати, осмысливая различные путешествия во времени и изменения будущего из многих фантастических произведений, можно вывихнуть мозг с не меньшим успехом.
  • «Секрет Зоар».
    • Что ви таки нашли непонятного? Прямолинейная оккультистская притча, довольно затянутая и предсказуемая. По сути перелицованная история Агасфера с шизотерическими, ньюэйджевскими и типовыми постмодернистскими штампами. Смотрибельно под пивко.
  • Израильско-французский фильм-мультфильм «Конгресс» (2013, по мотивам «Футурологического конгресса» С. Лема). Мультяшная часть фильма местами напоминает наркоманский бред,[1] хотя более-менее сделана по мотивам первоисточника, правда, И. Тихого заменили актрисой мисс Райт. В некоторых моментах экранизация больший вывих мозга, чем книга.
  • «Донни Дарко».
  • «Треугольник» — сначала ты думаешь, что это про петлю времени, но, попытавшись мысленно ее замкнуть, вывихиваешь мозг.
    • А потом вспоминаешь слово "Лимб" и всё встаёт на свои места.
  • Страх и ненависть в Лас-Вегасе — для людей, не знакомых с творчеством Хантера Томпсона, происходящее на экране — это просто наркоманский бред.
  • «Свадебная ваза».
    • «Геи - ниггеры из глубокого космоса».
  • Южнокорейский «2012: Цунами» — с прикрученным фитильком и на большей части, из-за слишком динамичной смены кадров и сюжетных линий, что с высокой вероятностью приведёт к вывиху, если сразу к ней не привыкнуть.
  • «Аннигиляция» (2018) — кто-то очень любил «Сталкера» Тарковского…
    • Мотивы «Сталкера» там углядели только русские фанаты, а оригинальная трилогия, как и фильм — оммаж Лавкрафту, в частности, «The Colour Out of Space». Героиня (сыгранная Натали Портман) так и вовсе перевоплощается во что-то дагонообразное с тентаклями.
    • Странно не углядеть мотивов «Сталкера» в фильме про некую Зону, меняющую тех, кто туда входит.
      • Потому что русские фанаты знают только одно произведение с такой зоной, а западные — кучу. На самом же деле фильм имеет больше общего с «Нечто» (группа выживальщиков, параноидальное недоверие друг другу, превращение людей в НЁХ и т. д.).
  • «Легион (Casshern)» — кто видел, тот поймёт. Кто не видел… впрочем, на ваше усмотрение.
  • «Чужой: Царство человека», мокбастер на «Чужой: Завет». Можно примерно описать как результат соития Чужого, Соляриса и артхаусного аниме.
  • Бондиана:
    • «Человек с золотым пистолетом» — лабиринт Скараманги.
    • «Завтра не умрет никогда» — мог случиться у Бонда при просмотре новостей от медиамагната Эллиота Карвера.
    • Психоделичные заставки фильмов про Бонда. За это их и любят.
  • Легендарная трэшевая космоопера StarCrash утапливает педаль куда-то ЗА гиперпространство. Мозг требует ребута уже после просмотра трейлера, а уж полная версия навсегда превратит вас в персонажа фильма.
  • «Воображариум доктора Парнаса». Во многом дело не в гиллиамовском абсурде, а в том, что фильм поехал по швам из-за гибели Хита Леджера, игравшего одну из главных ролей. Пришлось срочно перемонтировать, переписывать и переснимать сцены с другими актёрами.
  • «Прибытие» — устроить главной героине вывих мозга, наделив своим восприятием времени, и есть цель пришельцев. А вот сопутствующий вывих у зрителя пошёл произведению во вред.
    • На самом деле по сравнению с оригинальной книгой тут всё настолько просто, понятно и прямым текстом, что относится скорее к упростили и опошлили.
  • «Апокалипсис сегодня», как ни странно. Фильм — лютый, бешеный психодел, и чем больше сходят с ума герои, тем сильнее зритель тоже начинает ощущать, что постепенно едет крышей.
  • Вывих мозга можно получить, думая над сюжетом фильма Kung Fury, который явно для этого не предназначен. Вдумайтесь, действие происходит в альтернативной реальности, где Гитлер исчез с политической арены и возможно не было Второй Мировой войны. ГГ отправляется в прошлое, чтобы убить Гитлера. Но всё заканчивается тем, что Гитлер сбежал в «настоящее» и нам показывают начальную сцену, где Кунг Фьюри дерётся с автоматом. Не значит ли это, что когда Гитлер сбежал, он переписал историю (снова!) и все надо начинать сначала. Сколько раз Гитлер это проворачивал?
  • «Маяк» 2020 года. Вопросом «что это было» задаются все, в том числе и сами герои.
  • Фильм Элиаса Мерриджа «Begotten». Одно время считался самой странной и жуткой кинокартиной в мире. Судите сами, если бы не титры, мы бы никогда не поняли, что существо в белой маске, раскромсавшее себе живот бритвой — Бог, женщина, забеременевшая от некрофильского акта с его трупом — Мать-Земля, а получившееся в итоге припадочное человекоподобное — какой-то Плоть-на-Кости.
  • «Высотка» Бена Уитли — вроде просто сатира на общество, дом как аллегория страны, но впервые после кинопоказа остро захотелось выпить, настолько всё было странно.
    • Первоисточник — «High-Rise» Джеймса Балларда — местами ещё хлеще.
  • Практически любой фильм Рауля Руиса. Ну кроме может быть нескольких поздних экранизаций. Фильмы восьмидесятых — дистиллят тропа.
  • Оба фильма Шейна Каррута, особенно, конечно, «Upstream Color».
  • Кроненберг. Просто Кроненберг. Оба Кроненберга.
  • Любой фильм Питера Гринуэя. Просмотревших сошли с ума.
  • Шванкмайер. Просто Шванкмайер.
  • Гай Мэддин. Немногим уступает этому вашему Мерриджу, но наклепал куда больше фильмов.
  • Газонокосильщик — все сцены с виртуальной реальностью выглядят ну очень прям сюрреалистично. В частности, достойна упоминания сцена, где Джоб и Марнр занимаются сексом в виртуальной реальности. Разумеется, все это выполнено из-за технических ограничений, все таки фильм 1992 года. И для своего времени зрители в кинотеатрах просто поражались тому, как выглядит виртуальный мир по версии фильма. Заодно это нехило так пугало публику, особенно в сцене где Джоб полностью загрузил свое сознание в виртуальный мир.

Примечания[править]

  1. А что по-вашему, должно напоминать изображение галлюцинаций под воздействием психотропов? Диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук?