Получился мерзавец
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Designated Hero, Unintentionally Unsympathetic. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Короче, Склихосовский! Персонаж позиционируется автором как положительный, однако его поведение и/или поступки прямо противоречат этой характеристике. |
« | Надо отметить, автор начал за здравие, а вот закончил… ГГ к концу становится откровенной мразью, использующей людей и идущей по головам. | » |
— Читательский отзыв на книгу МТА |
« | «Положительные» герои, которые за свои «положительные» поступки в реальной жизни реальные сроки бы имели, а тут ничего, всё нормально. Иногда я таки, не выдержав, оставляла комментарии с вопросом, с какого перепугу убийца, киднеппер или мошенник может считаться положительным героем, так меня чуть не загрызли поклонники этого «творчества». | » |
— Общее впечатление от предмета статьи |
« | Фантастическая четвёрка. Немного мудаки. | » |
— Nostalgia Critic |
Персонаж — герой безо всяких там «анти-». Автор действительно любит его, считает его деяния подвигами и описывает исключительно положительно…
Вот только любой читатель или зритель ежеминутно будет спрашивать: «Что за фигня, автор?», потому что получился мерзавец — злой, тупой, жестокий, как минимум просто неприятный, которому трудно сопереживать и восхищаться.
Противоположный троп — Вам хорошо осуждать: автор хочет убедить читателя, что персонаж гадкий, подлый и трусливый, а читатель хорошо понимает мотивацию этого персонажа и не осуждает его. А также А я сказал — негодяй! — когда публика не верит, что персонаж плохой, и автор начинает пытаться её в этом убедить, обычно очень топорными методами. И Бедный злодей! в то время, когда герою сложно сопереживать, а злодею наоборот.
Важно: статья не про антигероев, не про козлов и не про протагонистов-злодеев, а про случаи, когда автор пытается выставить персонажа хоть сколько-либо положительным, но получается наоборот.
Причины[править]
- Как правило, такое выходит при большой политической/идеологической/религиозной составляющей, когда высказываемые идеи и пропаганда важнее персонажей.
- Автор неопытен и находится в статусе МТА, отчего не может нормально проработать персонажа (хотел сделать простого бесхитростного мужика, а получилось быдло).
- У автора, при всём его таланте, крайне сомнительный морально-нравственный облик.
- Следствие изменившейся морали.
- Позиция «я хороший, мне всё можно» или готтентотская мораль.
- Автор, стремясь придать герою неоднозначность, навешивает на него столько отрицательных черт, что они перевешивают положительные.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
Примеры вынесены в подстатью.
Театр[править]
- Опера Яначека «Её падчерица». Лаца ударил любимую девушку ножом в лицо, чтоб она стала некрасивой для соперника. Потом просил её руки у мачехи, но узнав, что у возлюбленной ребёнок от этого соперника, едва не отказался, чем толкнул мачеху на детоубийство. Как-то после такого не верится, что девушка будет с ним счастлива.
- Дж. Пуччини, «Турандот». Калаф с первого взгляда влюбился в принцессу Турандот, не смутившись даже тем, что она казнит женихов пачками. Ладно, Бог бы с ним, охота рисковать собой ради своей безумной страсти — пожалуйста. Но если бы только собой! После того, как Калаф отгадал все загадки, он зачем-то даёт принцессе лазейку: если она узнает его имя до рассвета, то может его казнить, как и других. И принцесса радостно угрожает запытать до смерти всё население Пекина, если они не узнают имени Калафа. Жители Пекина умоляют Калафа уйти восвояси и спасти их от страшной смерти, даже предлагают ему богатые дары, но какое ему дело до каких-то там пекинцев, когда у него Виликая Любоф! Ладно, допустим, пекинцы ему лично незнакомы. Но Калаф только что встретил своего престарелого и беспомощного слепого отца, которого не видел много лет! Но нет, судьба отца его тоже совершенно не заботит: он открытым текстом говорит девушке Лю, чтобы она позаботилась о старике вместо него, а он пойдёт добиваться руки принцессы. Ооооокееей… И этого человека нам предлагается считать благородным героем?
- «Кольцо Нибелунга» Вагнера. Судя по тому, что автор назвал в честь Зигфрида своего сына, он его действительно считал как минимум достойным персонажем. На деле…
- В первой же своей сцене Зигфрид, едва появившись на сцене, начинает издеваться над собственным опекуном Миме, угрожая натравить на него медведя, потому что… а просто потому, что Миме ему не нравится. И это при том, что последний растит его с младых ногтей! Может быть, Миме держит его в ежовых рукавицах, третирует, точно Дурсли Гарри Поттера? Нет, он его кормит и одевает, научил его, чему смог, теперь Зигфрид живёт припеваючи и занимается чем хочет. Хорошо, Миме скрывает от него, что он усыновлён, но это и в реальной жизни не такая уж «чёрно-белая» проблема, а у Зигфрида родители приходились друг другу братом и сестрой, погибли благодаря тому, что их же папенька запутался в собственных тайных планах — как о таком рассказать, тем более ребёнку? Правда, вскоре зрители видят, что Миме планирует стравить Зигфрида с Фафнером ради того, чтобы добыть кольцо всевластья, но, учитывая, как с ним обращается его замечательный воспитанник, возникает сильное подозрение, что Миме просто довели до предела или вообще сломали ему психику (особенно если вспомнить, что над ним уже вволю поиздевался родной брат в первой опере цикла). К тому же Зигфрид об усыновлении узнаёт только в середине первого акта, а о коварных замыслах в конце второго — до этого у него нет никаких причин настолько бурно ненавидеть воспитателя.
- Но может, Зигфрид обращается так только с Миме? Нет, в отношениях с вроде как любимой Брунгильдой он тоже показывает себя далеко не в лучшем свете. Посочувствовать девушке, лишившейся привычной жизни? Проявить хоть какую-то деликатность, видя, что она побаивается супружеских отношений? Однозначно, это не для крутого героя! Он только пытается обнять её и повторяет «Будь моей!», пока она не сдаётся. И хорошо, что она действительно согласна стать его женой (ещё до его рождения обдумывала этот вариант!) — а если бы она его не любила, он бы всё равно так себя вёл? Похоже, что да, потому что большую часть их совместного сценического времени он вообще не прислушивается, что она ему говорит.
- Г. Ф. Гендель, «Роделинда, королева лангобардов»: муж Роделинды Бертаридо, которого все считают погибшим, на самом деле живёхонек и тайно прибыл домой. В это время его жене злодей Гримоальдо (по наущению ещё большего мерзавца, зловещего баса Гарибальдо) даёт ультиматум Скарпиа: или Роделинда выйдет за него замуж, или её маленький сын умрёт. Роделинда вынуждена согласиться. Бертаридо лично наблюдает, подсматривая из-за собственного кенотафа, весь этот разговор, включая предъявление ультиматума — и какова же его реакция? Ужас за жену и ребёнка? Нет, что вы! Бертаридо начинает истерить «О нет, моя жена мне изменила!» и делает это две сцены подряд, в том числе спев на тему неверности супруги целую арию. Наш добрый и чуткий герой, господа!
- Рок-опера:
- «"Юнона" и "Авось"» — Резанов. В начале его подают как идеалиста с безумным проектом Русской Калифорнии, который чуть ли не вопреки правительству на свои деньги все организовывает, а заканчивается каким-то пиратским романом и горой трупов из-за страсти к одной девушке. Которой после всего осталось только уйти в монастырь.
- Подсчитайте, кстати, разницу в их возрастах. Ужас, и куда смотрела Мизулина?
- Это вы ещё биографию реального Резанова не читали…
- «Легенда о принце» — принцесса Карин. В сущности, сюжет рок-оперы может служить наглядной иллюстрацией, к каким страшным последствиям может привести нарушение принципа «не выносить сор из избы». Но из простого ай, молодца в наш троп ситуацию переводит поведение Карин после того, как дело дошло до кровавой развязки. Виноватыми для неё были только Зерг и (после того, как она подняла боевой дух отправляющегося на войну мужа рассказом, что напишут на его могиле) злая судьба, а собственную ответственность (за то, ЧТО и КОМУ она говорит) она попросту игнорировала.
- Решение избавиться от принца его отец озвучивает в четвертой или пятой песне, задолго до всех этих событий.
- «"Юнона" и "Авось"» — Резанов. В начале его подают как идеалиста с безумным проектом Русской Калифорнии, который чуть ли не вопреки правительству на свои деньги все организовывает, а заканчивается каким-то пиратским романом и горой трупов из-за страсти к одной девушке. Которой после всего осталось только уйти в монастырь.
Литература[править]
Отечественная[править]
Примеры вынесены в подстатью.
Зарубежная[править]
Примеры вынесены в подстатью.
Сетевая[править]
- «Недетские школьные забавы деток» — мать главной героини. Кого задумывал автор? Героическую женщину, которая после развода с мужем пашет как лошадь, чтобы прокормить дочь, а также хочет дать ей хорошее образование, чтобы той было легче построить богатую и счастливую жизнь. Кто при этом вышел? Скверная мамочка, упорно не замечающая того, что дочь травят в детском саду, а во время издевательств над девочкой в школе категорически отказывается заступаться за неё и переводить в другую школу.
- «Очарование девичьей скромности» — отец Маши. По плану автора, персонаж является строгим, но справедливым родителем, который хочет воспитать дочерей настоящими женщинами и по-своему пытается защитить их от опасностей жестокого мира. Фактически же, перед читателями предстал адский папаша и эталонный борец за нравственность.
Фанфики[править]
- Мета-пример — попаданцы, знакомые с каноном, знающие будущие события, понимающие, что их знания могут спасти множество жизней (предотвратить воскрешение Волдеморта или ещё что-то ужасное в других фандомах) — но никому эти знания не раскрывают. Либо боятся, что если нарушат ход канонных событий, то всё станет ещё хуже, а они лишатся своего драгоценного послезнания, либо опасаются последствий лично для себя из-за раскрытия факта попадания.
- С прикрученным фитильком — хорошие авторы знают об этой проблеме и решают её тем или иным путём. Например, в Nec plus ultra, большом и довольно известном фике по ГП, попавшая в прошлое Гермиона первым делом идёт к Дамблдору и хочет рассказать ему о дальнейших событиях, но получает категорический запрет — в её настоящем события сложились так, что Волдеморт был уничтожен, и изменение прошлого может привести к непредсказуемым последствиям, включая те, в которых он выживет и таки придёт к власти.
- А возможно попаданцы помнят про эффект бабочки, домино и пр…
Кино[править]
Отечественные фильмы[править]
Примеры вынесены в подстатью.
Зарубежные фильмы[править]
Примеры вынесены в подстатью.
Телесериалы[править]
Отечественные[править]
Примеры вынесены в подстатью.
Зарубежные[править]
Примеры вынесены в подстатью.
Мультфильмы[править]
Примеры вынесены в подстатью.
Мультсериалы[править]
Примеры вынесены в подстатью.
Комиксы[править]
- Injustice: Gods Among Us — внезапно, Бэтмен. Развязал разрушительную войну с Суперменом из-за того, что последний убил Джокера, который до этого убил возлюбленную Кларка и до кучи ещё 10 миллионов невинных жителей Метрополиса, едва не уничтожил мир, спровоцировав схватку Тригона и лже-Спектра, разрешил Харли Квинн пытать Флэша электрошоком, заключил сделку со злобным богом Аресом (который работал на самого Дарксайда), и фактически своими действиями превратил Супермена в чудовище. В результате от Бэтмена отвернулись даже самые близкие люди и заканчивать войну ему пришлось с Харли Квинн, Дефстроуком и гостями из параллельного мира (которые его плохо знали).
- При этом сам Супермен далеко не святой и установил на Земле свою диктатуру, под конец и вовсе став спятившим тираном, однако благодаря ему прекратились войны, преступность и бедность, а Бэтмен сражался за то, чтобы всё это вернуть обратно, потому что в мире без конфликтов парню в костюме летучей мыши попросту нечего делать.
- Есть подозрение, что так и задумано: Бэтмен готов на все, кроме убийства. Дефстроук был последним, к кому он обратился за помощью, когда большая часть тех, кто был на его стороне, оказалась убита Суперменом и его командой. Ушли от Бэтмана только Женщина-Кошка и Робин. Харли Квин же была скорее под защитой Бэтмена (Супермен сжег толпу безопасных дураков, только за то, что они решили нацепить маски джокера).
- К слову о Харли. Комикс изображает её эдакой заслуживающей искупления забавной антигероиней, с которой в неплохих отношениях не только Бэтмен, но и его соратники, вроде Чёрной канарейки и Зелёной стрелы. Это при том, что она помогла Джокеру устроить ядерный взрыв в Метрополисе, подтолкнуть Супермена на тёмную сторону, убивала полицейских при побеге из Аркхэма, устроила в том же Аркхэме ещё один массовый побег, в ходе которого погиб Дик Грейсон, и много чего ещё. Часто комикс упирает на её любовь к дочке, хотя на беременность убитой при её пособничестве Лоис (а также на всех детей, погибших при уничтожении Метрополиса) ей было плевать.
- Нужно понимать что в случае Харли, да и в некоторых других факторах, надо учитывать что события, как комикса, так и игровой серии — это отнюдь не дело нескольких дней. В сухом остатке события этой серии комиксов протекали долгие пять лет, за которые любой человек может пересмотреть свои взгляды на жизнь. Особенно Харли, которая в самом начале лишилась Джокера — идола и главного её «вдохновителя» на злодейский путь. По сути девушка именно что учится жить без своего кумира и с каждым годом все больше и больше пересматривает свои приоритеты.
- Человек-Паук. Серьёзно, для человека постоянно твердящего об ответственности он постоянно ведёт себя крайне безответственно:
- Заключил сделку с местным дьяволом — Мефисто, чтобы спасти престарелую тётушку, чем уничтожил своего нерождённого ребёнка;
- Уничтожил собственную корпорацию, чтобы она не досталась Октопусу, который, на минуточку, её же и создал;
- Как следствие из пункта выше — подвёл своих инвесторов (а это были самые близкие ему люди) и оставил тысячи людей без работы (а некоторым так вообще уничтожил труды всей жизни);
- Уничтожил миллионы мобильных устройств с личной и важной информацией, а, возможно, некоторые из пользователей из-за этого не смогли вызвать помощь;
- Раскрыл свою личность миру, не озаботившись тем, чтобы обеспечить безопасность своим близким;
- Промыл мозги всему миру, чтобы они забыли о том, что он раскрыл свою личность;
- И это не говоря уже о том, что он на постоянной основе подводит своих родных и близких по мелочи.
Манга, аниме, ранобэ[править]
Примеры вынесены в подстатью.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — многие фанаты считают таковым Лемана Русса, который действительно обеспечил превосходство и особый статус своего легиона (к слову, то, что Космические Волки так и не разделились на ордена, как того требовал Кодекс Астартес — тоже показатель особого статуса) крайне грязными и нечистоплотными методами. Прозвище «Жопошник», кто бы что не говорил, Русс заслужил вполне заслужено даже без учёта Сожжения Просперо.
- Впрочем ваха — это серо-чёрный сеттинг, а Русс так-то палач[1], так что его явно таким и делали.
- Тем не менее, у него есть свои фанаты, не считающего его таким уж плохим.
- Автор правки худшим поступком Русса считает отказ от терраформирования Фенриса, чтобы жизнь там оставалась кошмарной, зато вырастали хорошие кандидаты в Волки. При том, что тот же Жиллиман построил в Ультрамаре развитую цивилизацию с комфортной по меркам Вахи жизнью, и качество Ультрамаринов это никак не ухудшило. Получился бессмысленный и беспощадный мерзавец.
- Впрочем ваха — это серо-чёрный сеттинг, а Русс так-то палач[1], так что его явно таким и делали.
Видеоигры[править]
Примеры вынесены в подстатью.
Визуальные романы[править]
- Rewrite — Лючия Конохана. Да, у неё было тяжёлое детство и она не способна из-за своего отстойного дара найти себе друзей и место в жизни, но это не отменяет того факта, что она убила 200 тыс. человек, то есть всё население Кадзамацури. Причём, в отличие от Аканэ, которая в своей линии уничтожает почти всё человечество, у неё нет таких оправданий, как безумие, да и никакого наказания она не понесла. И ладно бы нам показали, как Лючия страдает от чудовищного чувства вины из-за своего ужасного поступка (как было с той же Аканэ!), но нет: в финальной сцене, идущей сразу же после обозначенных событий, мы лишь видим, как она на пару с главным героем радостно улыбается подсолнухам в своём убежище, которые способны выносить её хворь, что кажется весьма циничным.
- Danganronpa — Маки Харукава. Грубая, эгоистичная, презирающая абсолютно всех и каждого сюжетно бесполезная антигероиня, практически лишённая личностного роста и угробившая персонажа, который постарался сделать её жизнь немного лучше, к тому же подкинувшая мотивы ещё нескольким другим. Да и её истинный талант «Абсолютной Наёмной Убийцы» оказался абсолютно сюжетно бесполезным, не говоря о том, что номинальный был ложным. Но, увы, её не просто никто не убивает — её даже не казнят. Ибо разрабам больно надо, чтобы эта бедняжечка и очевидная «лучшая девочка» выжила. Особенно мерзко становится тогда, когда игроки сравнивают её с Корекиё, и ужасаются, что при не особо различающихся биографиях его авторы провозглашают чудовищем хуже самой Джунко, а её — бедной и несчастной трагической антигероиней, которую надо простить, пожалеть и полюбить. И это при том, что Маки до конца оставалась в трезвом уме, а у Киё всё это время были неприкрытые проблемы с головой.
Музыка[править]
Протагонист-злодей или просто антигерой в песнях не редкость, и не всегда авторы и исполнители подсвечивают своё отношение.
- Типичный герой ранних песен Manowar: брутальный варвар, который насилует и убивает, ходит в набеги и хвастается, сколько крови он пролил, но стоит кому-то убить его соратников — пылает жаждой мести. При этом сей храбрец описан в довольно-таки героических выражениях и зачастую от первого лица.
- В принципе Manowar предвосхитили лирику многих викинг-металл и блэк-металл-групп. Для них характерна или мораль серо-серая (когда больше честного цинизма), или готтентотская (когда больше пафоса и страданий). Ну и вообще вряд ли кто-то, кроме очень уж закомплексованных людей, воспринимает такую лирику всерьез, а лирического героя — как свой идеал.
- Красная Плесень регулярно в своих сказках пародирует троп. Протагонисты там ведут себя как девушки нетяжелого поведения, стереотипные альфа-самцы, а то и вообще как полные чудовища.
Примечания[править]
- ↑ Хотя на фоне асоциального и жестокого параноика Льва смотрится очень даже ничего.