Иваново детство

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Иваново детство
ИД.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСССР
Киностудия
    Мосфильм
РежиссёрАндрей Тарковский
Автор сценария
    Михаил Папава
    Андрей Кончаловский
Когда вышел1962 г.
Продолжительность96 минут
В главных ролях:
Николай БурляевИван
Валентин Зубковкапитан Холин
Евгений Жариковстарший лейтенант Гальцев
Николай Гринькоподполковник Грязнов
Валентина Малявинамедсестра Маша
Степан Крыловстаршина Катасонов
Владимир МаренковМалышев
Дмитрий Милютенкобезумный старик
Ирма Раушмать Ивана
Вера Митуричдевочка с грузовика, подружка Ивана

«Иваново детство» — первый полнометражный фильм Андрея Тарковского, принёсший ему мировую славу, признание зарубежных коллег и кредит доверия, а также прославивший начинающего актёра Николая Бурляева.

Изначально фильм по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» снимал ныне всеми заслуженно забытый режиссёр Эдуард Абалов. Получилось настолько идиотски-жизнерадостное зрелище с неуместным хэппи-эндом (который первоначально был и в сценарии Михаила Папавы, но по настоянию Богомолова он от этого решения отказался), что даже советские худсоветы, ратовавшие за оптимизм в искусстве, признали картину художественно беспомощной и к выпуску на экраны непригодной. Чтобы спасти положение, за советом обратились к Михаилу Ильичу Ромму, который посоветовал одного из своих наиболее многообещающих учеников — Андрея Тарковского. Тот попросил разрешения снять картину заново и с другими актёрами за остаток бюджета, сиречь — за жалкие гроши. И ведь снял, собака, да ещё как снял (да ещё и 24 тысячи рублей сэкономил)! Фильмов такой красоты и выразительной силы на свете немного.

Сюжет[править]

После гибели всей своей семьи от рук фашистов двенадцатилетний Иван уходит в разведчики. Смыслом его жизни становится беспощадная борьба с врагами, растоптавшими его детство. Не щадя себя, мальчишка берётся выполнять задания, непосильные даже для опытных взрослых бойцов…

Что тут есть[править]

Тропы и штампы вокруг фильма[править]

  • Проблема противоположных оценок:
    • Сам режиссёр полагал эту свою работу излишне эмоциональной, незрелой, слабой и ученической (слишком просто!), хоть и любил как дебют. С ним согласны и поклонники его более позднего творчества — дескать, это вполне типовое советское кино про войну. Однако его отличают уже фирменные стилистические приемы Тарковского — текущая вода, мрачно-красивые пейзажи с причудливой формы деревьями, попадающие в кадр иконы, внимание к мелким деталям
    • Те, кто находит это самое позднее творчество претенциозной заумью с сомнительными посылами (а «Соляриса» и «Сталкера» — ещё и пыткой увеболлом), считают, что здесь эти фишки ещё не сделались самоцелью, а работают на вполне понятный сюжет без интеллигентских копаний, и потому как раз «Иваново детство» и «Андрея Рублёва» только и можно назвать безусловными шедеврами, где форма идеально гармонирует с содержанием. Во всяком случае, эти две картины однозначно являются наиболее доступными для массового зрителя.
  • Затмить адаптацией — повесть «Иван» была переведена на двадцать языков, но до мировой популярности фильма ей далеко. Тем более, что в отличие от первоисточника, где рассказчиком был сторонний наблюдатель Гальцев, а следовательно, никакого «Иванова детства» по определению быть не могло, в фильме мы смотрим глазами самого Ивана. В отличие от прочих «экранизаций», выполненных Тарковским, это работает на более полное раскрытие темы оригинала, тогда как в дальнейшем Тарковский просто перелопачивал произведение, заменяя авторский посыл собственным (и притом достаточно спорным).