Деконструкция/Супергеройский жанр

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Деконструкция. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

  • Суперзлодеи как таковые — внезапно, именно что деконструкция идеи супергероя. Хорошо, если суперспособности получит со всех сторон положительный человек — а если нечистый на руку, подлый, жестокий или просто закомплексованный?
  • «Плюмбум, или Опасная игра» (1986) — яркий пример деконструкции из перестроечного кино. Что произойдёт, если подросток со сверхспособностями (высокий интеллект, фотографическая память, нечувствительность к боли) возьмёт псевдоним и встанет на путь борьбы со злом? Получится герой-социопат и храмовник, ради своих идеалов не щадящий никого, из-за действий которого гибнет невинный человек.
  • Мрачными деконструкциями классики знамениты комиксы издательства Dark Horse. Например, местный «Джокер» стал суперзлодеем, когда местный «Бэтмен» спас его девушку… А потом, разумеется, провел с ней ночь. Теперь всякий раз, когда «Бэтмен» спасает прекрасную девушку (и, разумеется, спит с ней), ее парень превращается в члена банды Злых Клоунов. А сам «Бэтмен» регулярно втихаря помогает суперзлодеям бежать из тюрьмы, и причина проста — если мышей нет, то кот не нужен; если нет злодеев, то не нужны супергерои (когда Бэтс переловил всех злодеев, то стал не нужен городу).
  • «Стекло» — три пациента психушки считают себя супер-героями и супер-злодеями, причём один из супер-злодеев — серийный убийца со множественным разделением личности.
    • В том что они себя лишь "считают", их активно убеждает имеющая свой интерес тётя-психиатр. А они и есть - сверхсильный супергерой, сверхсильный(в одной из личностей) суперзлодей, хрупкий телом как стекло, но сильный умом и умелый манипулятор суперзлодей.
  • Watchmen является классическим примером деконструкции комиксов о супергероях. Алан Мур последовательно рассказывает о том, что происходит с людьми, которые однажды решили, что они стоят над законом. В лучшем случае они разочаровываются и уходят на покой, писать мемуары. В худшем — возможны варианты. И превратиться в озлобленного ожесточённого параноика — не самый худший из них…
  • Марк Миллар является большим любителем игры с тропами. Например, деконструкции образа супергероя посвящены Kick-Ass и новый MPH о людях, получивших сверхскорость благодаря наркотику.
  • Уоррен Эллис проезжается бульдозером по самой супергеройской тематике в своей неофициальной трилогии серий комиксов «Black Summer», «No Hero» и «Supergod». Последняя ещё и озаглавлена провокационным эпиграфом: «Мольбы о спасении летающим человеком вас погубят». А чего ещё можно было ожидать от автора «Transmetropolitan»?
  • Misfits — педаль в пол. Чуть ли не всё население Великобритании после мистической грозы получает суперспособности. В основном — невероятно отстойные, но иногда и полезные. Это порождает своеобразный рынок суперспособностей (появляется чувак, суперспособностью которого становится умение забирать чужие суперспособности и передавать их другим людям), злоупотребление суперспособностями (одна девица хочет выстроить утопию морализма, второй косплеит Иисуса, третий неудачно смотался в прошлое убить Гитлера, а вместо этого сделал его сверхмогучим) и прочую фигню — но никак не меняет жизнь людей в целом: они всё такие же тупые, жадные, злые и порой весьма трогательные твари.
  • А ещё есть межавторский цикл «Дикие карты» под эгидой Джорджа Мартина, где тоже с переменным успехом деконструируется супергеройство: все супергерои получают суперспособности от одной и той же инопланетной НЁХ (нефиг плодить сущности!), которая работает хардкорным рандомом: выдаёт самые разные суперспособности, но только одному проценту заражённых — ещё девяносто просто умирают в мучениях, а девять — превращаются в уродливых, всеми презираемых мутантов. При этом суперы остаются по характеру и мировосприятию обычными людьми со своими проблемами и слабостями, которые далеко не всегда можно компенсировать умением стрелять лазерами из глаз. Увы, для того, чтобы искоренить преступность и остановить войны, этого тем более недостаточно.
  • «Лига Справедливости: Боги и Монстры» — жёсткая деконструкция всех историй о Лиге справедливости и других подобных командах. Начнём с того, что местная версия Лиги — не столько благородная геройская организация, сколько грозная и внушительная сила, жёстко поддерживающая порядок, которую опасаются правительства и благоговеет и боится простой народ. Супермен здесь носит генетический материал не альтруиста Джор-Эла, а ярого милитариста генерала Зода, воспитывался бедной семьёй мексиканских эмигрантов, не стесняется убивать, используя при этом все свои способности. Местный Бэтмен — это жутковатенький молодой учёный, обратившиеся в вампира в результате неудачного эксперимента, героем он стал, решив так сказать, убить двух зайцев одним выстрелом: и кровушки попить, и мир от плохих парней избавить. Ну а Чудо-Женщина здесь одна из новых богов, внучка правителя Нью-Генезиса (покинула родной мир после того, как её дедушка на заключении перемирия с Апоколипсом отдал приказ убить Дарксайда (!) и всех его подчинённых (!!), включая её возлюбленного — Ориона (!!!)). А Лекс Лютор, которого все традиционно считали злодеем, оказался вполне положительным, хоть и весьма расчётливым чуваком, которого уже давно интересует не власть, а знания. Здесь вполне умирают хорошие люди, а порой и дети, ибо герои не всегда успевают спасти всех. А многие враги (такие, как Харли Квинн и Брейниак) живут недолго и умирают бесславно. Главным антагонистом оказывается самый неожиданный и неподходящий персонаж, но и у него были на то свои причины.
  • «Червь» — данное произведение полностью деконструирует само понятие супергеройства. Например, чтобы стать кейпом (супергероем), надо пережить какое-либо ужасающее событие, называемое триггером. Оно должно очень сильно повлиять на человека, чтобы тот получил силу. Но вот что после этого будет с таким человеком… Да и сам источник сверхсил тоже является загадкой. Несколько сверхсущностей даруют способности через шарды, которые позже помогут уничтожить мир, в котором они проявились.
  • Цикл «Super Powereds» — чтобы получить лицензию Героя, необходимо пройти четыре года обучения в одном из пяти ВУЗов страны, где существует эта программа. Но вот из более сотни кандидатов по окончанию отсеивания лицензию получает не более десяти в год (ну, по десять за ВУЗ, то есть пятьдесят в целом). Думаете, это означает, что все Герои поголовно являются отборными символами доброты и ответственности? Не-а. Даже после этого Героям нужен богатый опыт, чтобы хоть как-то приблизиться к этому идеалу. Некоторые срываются, некоторые погибают. В книге «Корпы» группа молодых Героев крупно лажает, что приводит к крупной битве Суперов в городе. Естественно, жертвы среди мирных граждан и крупные разрушения неизбежны. Двоих из группы отстраняют от дел. Остальным дают шанс исправиться. А ещё в этом мире есть Суперы-террористы и большое количество Одарённых (людей с абилками, которыми они не могут управлять), причём три четверти людей с абилками являются Одарёнными, которых презирают и Суперы, и обычные люди. А что будет, если внезапно появится возможность превратить всех Одарённых в Суперов? Всеобщее братание? Ага! Щас! После десятилетий унижения? Вариант только один — тройная мировая война между людьми (которым порядком надоело быть на низшей ступени эволюции), Суперами и бывшими Одарёнными.
  • «Кодекс злодеев» — здесь многие злодеи показаны нормальными людьми, которые просто не вписываются в штамп «героя», тогда как немало «плащей» оказываются подонками, способными совершать любой акт злодеяния во имя добра. Самое плохое, что делает главная героиня — совершает пару ограблений, при этом так, чтобы никто не пострадал. Да и её наставник — бывший известный злодей Форнакс — теперь предпочитает сидеть тихо-мирно на работе менеджера в среднестатической компании, а также видеться с детьми по-выходным. Тем временем, группа героев решает, что им надоела современная бюрократия и перемирия между героями и злодеями. Они содействуют с ГлавГадом, который тоже хочет развязать войну между героями и злодеями. Ну и кто после этого герой?
  • «Музыкальный блог Доктора Ужасного»: единственный показанный супергерой — Капитан Молоток — является полным козлом и тупицей, которого, однако, все обожают. В комиксе-приквеле даже показано, что именно он виновен в том, что главный герой стал суперзлодеем, избив его просто за то, что он выглядел «умником».
  • Irredeemable и Incorruptible же!
  • «Drawn Together» просто-таки танковыми гусеницами проехался, пожалуй, по всем штампам супергероики.
  • Как комикс, так и сериал «Пацаны» — супергерои так надоели своими выходками и козлинством, что Билли Батчер собирает команду условно обычных (в комиксе они сами люди-плюс, сверхпрочные и сверхсильные — именно поэтому в сериале у них сил нет) людей, чтобы показать этим так называемым героям, что так жить нельзя. Причём это ещё и не первая его команда!
  • «Гори, гори ясно» — фильм-ужастик на тему «а что если Супермен оказался бы злодеем?» Начало схожее: пара усыновляет упавшего с неба ребёнка, в котором начинают пробуждаться сверхчеловеческие способности. Вот только этот парень вовсе не собирается сражаться «за правду, правосудие и американский образ жизни», а мечтает показать этим ничтожным людишкам, кто здесь хозяин. В сцене после титров упоминается также местный аналог Аквамена (топит рыболовные суда) и Чудо-Женщины (удавливает мужчин верёвкой).
    • Есть сильное подозрение, что творцы упомянутого фильма вдохновлялись «Акирой». Там суперспособности (да какие!) буквально свалились на голову парнишке, и всё пошло по наклонной, потому как А) у парнишки уже был чудовищный комплекс неполноценности, Б) его дополнительно начали мучить головные боли и кошмары, и В) свои новые способности он контролировал чем дальше, тем хуже.
  • Трилогия «Reckoners» Брендона Сандерсона — суперспособности эпиков комплектуются в лучшем случае презрением к обычным людям, в худшем — превращают их в апокалиптических маньяков. Помогать людям? Зачем, если их можно просто подчинить. Настоящими героями тут являются реконеры/мстители — обычные люди без суперспособностей и ярких костюмах, которые изучают эпиков и их слабые места, при этом не афишируя свою деятельность на публику. Нет, они не сражаются за правду, американскую мечту, или другую подобную блажь — они просто убивают каждого эпика, до которого в состоянии дотянуться.
« Невозможно применить законы людей к существам, которые плюют на законы физики. »
  • Академия Амбрелла (комикс и сериал-экранизация) — эксцентричный миллиардер нашёл семерых младенцев со сверхспособностями, после чего усыновил их и создал академию для обучения. Оказался козлом с нулевой эмпатией и замашками Сержанта Зверя. Хоть поначалу дети действительно были супергеройской командой, вот только проверку временем проект не прошёл, и воспитанники (после смерти одного из них) разбрелись кто куда. Один стал космонавтом, другая — довольно известной актрисой, третья — музыкантом, четвёртый — безработным наркоманом, пятый — вигилантом, который сам находится в шаге от тюремного заключения. После смерти «отца» счастливого воссоединения не произошло, ибо ныне экс-воспитанники представляют из себя разрозненную кучку невротиков с ворохом проблем, загонов и жизненных неурядиц, в решении которых их суперсилы ну никак не помогают…
  • Venture City — кто такие супергерои? Те, кто владеют суперспособностями и выполняют приказы корпораций, создающих им имидж и зарабатывающих в том числе и на их образе. Кто такие суперзлодеи? Те, кто владеют суперспособностями и не находятся под контролем корпораций. Кстати, пенсия для супергероев (которые до этой пенсии не стали суперзлодеями) идёт с запретом на использование его способностей и альтер-эго. Онлайн трансляции охоты на злодеев в прилагаются.
  • «Мегамозг». Почему Мегамозг стал суперзлодеем? Что случится, когда суперзлодей победит? Можно ли научить случайного человека с улицы быть супергероем? Можно ли заставить Мегамозга перейти на сторону добра?
  • «Харли Квинн» — образ Гордона. Авторы решили показать, как на самом деле выглядит честный комиссар переполненного психопатами города.
  • Munou na Nana — предупреждение: само наличие деконструкции здесь уже является СПОЙЛЕРОМ! Дано: 50 лет назад на Землю прибыли некие «Враги Человечества». Для борьбы с ними были собраны дети-эсперы, которых отправили обучаться в специальную школу на удалённом острове. В центре внимания оказывается застенчивый школьник Накадзима Нанао, который отказывается использовать свои силы, из-за чего его называют бездарем. Но всё меняется, когда в его класс переводятся двое новичков, одной из который является добрая и весёлая Хиираги Нана, способная читать мысли. Она быстро завоёвывает доверие ГГ, обещая помочь ему в использовании суперсил. Но всё меняется уже в финале первой главы, когда эта Нана сталкивает лже-протагониста с обрыва. Зачем? Да потому-что она натренированная смертная ассасинша (и настоящая ГГ) отправленная, дабы избавиться от подлинных врагов человечества — эсперов. Таки да, правительство решило уничтожать потенциальные угрозы ещё до того, как они осознают свою мощь и натворят реальные беды. А будущие сражения с монстрами/инопланетными вторженцами — лишь красивая легеда, дабы усыпить бдительность одарённых детей (заодно, будет хорошием объяснением их внезапных смертей).
  • Цикл «Wearing the Cape» — во-первых, первое появление людей с суперспособностями сопутствует глобальному катаклизму, связанному с тысячами (или даже миллионами) жертв (что-то типа начала сериала «Вспомни, что будет» со схожими последствиями). Затем в экстремальных ситуациях у обычных людей начали пробуждаться небывалие способностя. Правительство быстро организовало супергероев и команды, большинство из которых занимается спасательными работами. В целом, цикл довольно заземлён. Главная героиня Хоуп становится супером во время теракта и обнаруживает, что стала местной Супергёрл (полет, суперсила, супервыносливость, обострённые чувства). Её берёт под своё крыло Атлас — местный аналог Супермена и первый костюмированный герой, и она становится его напарницей по кличке Астра. Вскоре она осознаёт, что быть супергеиней — не так, как показывают в кино или в комиксах. Например, Атлас намеренно медлит, когда на «стрелку» идут две супер-банды. Герои заявлятюся уже когда есть трупы. На вопрос Астры, почему, Атлас отвечает, что если бы они предотвратили бой, то бандитов бы отмазал любой адвокат, мол, просто вышли погулять. А так, все они сядут на долгий-долгий срок. Астра чуть не уходит из команды после такого. Тем же вечером она отправляется в клуб для героев и узнаёт о фанатках, которые не прочь переспать со своими кумирами, будто они рок-звёзды. Коллега Астры говорит, что Атлас наведывается в клуб чуть ли не каждый вечер и тайком передаёт одной из девушек ключ к своему пентхаусу.
  • Hancock — Бомж\алкаш\козел с суперспособностями. Да, по настроению, он делает хорошие дела, но сопутствующий урон сводит результативность в лучшем случае к нулю.
  • Inuyashiki — итак, ОЯШ, с прямо таки героическим именем (Хиро Шишигами) случайно оказывается не в то время, не в том месте, в результате чего обретает суперспособности. Кем же он окажется? Правильный ответ — Главгадом и полным чудовищем, кайфующим от обретенного могущества и убивающим людей направо и налево. А кто же тогда будет героем? А вон тот вон забитый и уставший от жизни старичок, с проблемами на работе и в семье, которого кроме его собаки никто особо не ценит и не уважает. И при этом цель у них одинаковая — они «хотят почувставать, что по настоящему живут». Вот только достигают этого кардинально разными методами.
  • Evil Genius 2: World Domination — так как у нас пародийно-сатирическая игра, без этого не обошлось:
    • Агент Х, супердознаватель П.А.Т.Р.И.О.Т: на самом деле бесстрашный журналист, которое очередное расследование вывело на коррумпированную верхушку власти. В итоге, из-за этого он был вынужден одеть маску, нести патриотическую чушь и сражаться против зла. Когда Злой Гений докапывается до истины, он даже начинает демонстрировать некоторое сочувствие! Увы, но вопрос в итоге встаёт ребром — «или-или».
    • Атомная Ольга, суперсолдат М.О.Л.О.Т: по факту, обычная девушка с родственниками, на которых можно выйти. А что до сверхспособностей — ну что же, криптонит на неё найдётся…
    • Азул Сантос, супердиверсант У.Д.А.Р: то ли наивный идеалист, то ли Житель Страны Эльфов. Всерьёз считает, что Злого Гения можно повернуть направо, разрушив его планы и логово.
    • Симметрия, супервор Г.О.Р.Н: в ту же копилку. Почему-то уверена, что она со Злым Гением составляют некий баланс Инь-Янь — и на этом основании должна обязательно остаться в живых!
    • Раз Валита, супердиверсант М.Е.Ч: чернокожая гопница, воплощение силы без ума. Прямо-таки на тебе! в адоес Black Lives Matter и Ко.
    • Джон Стил, местный копиркин Джеймса Бонда. В оригинальной игре был практически непобедим, но в финале символично улетел на ракете с Оружием Судного Дня. Ныне стал оперативным псевдонимом в рамках особой программы по борьбе со Злом. На самом деле не погиб, но вышел в отставку… что можно узнать только из кампании Эммы, его бывшей начальницы! Ну и попутно свести с ним счёты…
  • Цикл «Ex-Superheroes» — главный герой Хантер (умеет создавать и манипулировать силовыми полями) когда-то был членом американского военного подразделения суперсолдат. Он свято верил в то, что они сражаются за правое дело, устраняя террористов и нарушителей всемирного договора об ограничении суперспособностей (впрочем, этот договор подписали только 7 передовых держав мира, по-сути сделав себя единственными членами «супер-клуба»). За время цикла, Хантер вспоминает как разочаровался в своих идеалах и как подал в отставку, после чего стал контрабандистом, поставляя супер-сыворотку борцам за свободу в странах, где он успел отметиться будучи в команде. Когда все супергерои мира внезапно оказываются убиты и крупные города попадают под власть суперзлодеев, Хантера добровольно-принудительным образом вербуют для того, чтобы устранить суперзлодеев и узнать кто за ними стоит.
  • Мультсериал «Братья Вентура» "деконструирует" много чего (или стебётся над много чем — тут уж кому что больше нравится), но одним из основных объектов деконструкции и стёба — супергерои (правда, в большей степени, суперзлодеи).