Не чувствует боли

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Feel No Pain. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Погоди, не стоит говорить, что боль – это плохо. Боль – это хорошо. Не путай боль с раной, вот рана – это уже плохо. Боль необходима, какой бы сильной она ни была. Люди распознают опасность, потому что у них есть боль. Отдёргиваешь ли ты руку лишь потому, что огонь касается её? Нет. Ты отдёргиваешь её потому, что её жжёт, и становится больно. Без этого ты не узнаешь опасности огня, пока рука не сгорит. Боль и должна быть болезненной, Кокуто. Тот, кто этого лишён, не способен понять чужой боли. »
— Токо Аодзаки, «Граница Пустоты 03: Остаточное чувство боли».

Именно то, что написано на упаковке — персонаж нечувствителен к боли. Укусы комаров, канцелярские кнопки, иглы, ножи, калёное железо — ему все нипочём. Может проявляться как полная нечувствительность, так и чудовищно задранный болевой порог — персонажу можно сделать больно, но надо очень-очень постараться.

На заметку: не стоит путать болевой порог с болевой переносимостью. Первый определяет уровень воздействия, с которого становится больно, и индивидуален у каждого. Например, температура воды или поверхности, при которой человек ощущает боль — тепловой болевой порог, пока он не перейдён — боли не будет, а только тепло или холод. Вторая — это способность индивида терпеть боль и заниматься своим делом. То есть герою больно, и даже очень, но он не подаёт виду, потому что он такой вот упёртый сукин сын[1]. Это к тропу не относится.

Сабж — один из ярчайших примеров невероятно отстойного дара[2]. Было бы неплохо… если бы шёл и соответствующий фактор восстановления. Но этого, увы, не происходит. Боль — это сигнал о травмах, о неполадках в организме, и если сигнал не проходит, травма только усугубляется. Человек, не чувствующий боли, может не заметить, что истекает кровью, что уже минуту стоит, прислонившись к раскалённой печке, что наступил на битое стекло или грязный гвоздь и имеет приличный риск схватить столбняк, а уж какие-то внутренние повреждения вообще не способен обнаружить. Детей, родившихся такими, обучить бережно относиться к своему организму сложно. Если сабж достигается через отключение нервных окончаний или притупление их деятельности, то есть один неприятный побочный эффект: пропадают абсолютно все чувства, в том числе ощущение наличия «отключённой» части тела.

С другой стороны, данная «способность» может помочь персонажу некоторое время функционировать, что называется, на честном слове и на одном крыле (правда, с последствиями). Именно поэтому тщедушные наркоманы бывают так опасны в драке, и именно поэтому повышенный болевой порог стараются запихать в каждого второго суперсолдата. А ещё это хороший способ добавить персонажу крипоты и неотвратимости: его бьют-стреляют, а он и ухом не ведёт — поневоле задумаешься, а можно ли его вообще убить?


Примеры[править]

Литература[править]

  • Цикл «Наследие» — именно таких солдат создал Гальбаторикс.
  • «Dresden Files» — заделавшись Зимним Рыцарем, Гарри обрёл эту способность. По мнению Баттерса — это не особенно хорошо. Впрочем, фактор восстановления у Гарри таки был, а способности Рыцаря его дополнительно усилили.
    • А до этого у Гарри был ментальный приём отключения боли, которому его обучила Лашиэль. Правда, пользовался он им, только когда без него не смог бы держаться на ногах (т. е. последнюю четверть каждой книги). А до этого у него уже выработался повышенный болевой порог, с такой-то жизнью.
    • В «Белой ночи» Рамирез в горячке боя получил метательный кинжал в ногу, затем второй — в живот. Про первый он подумал, что это Гарри ему на ногу наступил, второй в состоянии шока вообще обнаружил чисто визуально, уже когда его уносили на носилках.
  • «Второго шанса не будет» Сурена Цормудяна — группировка «терминаторов», состоящая из бывших военных, крепко сидящих на боевых стимуляторах. Идут в атаку ровным строем, не обращая внимания на пули (либо на ходу выковыривают их из себя ножом).
  • ПЛиО — гвардия Безупречных, воины-евнухи, дрессируемые (в прямом смысле слова) с детства. Даже если чувствуют физически, то никоим образом не среагируют. А уж будучи обдолбаны особыми веществами…
  • «Помоги мне в пути (Кораблики)» (1993 г.) Владислава Крапивина — (с прикрученным фитильком) высоковольтный электрический ток не причиняет вреда главному герою романа, Петьке Викулову. См. также Крапивинские мальчики.
  • Цикл «Мёртвые братства» Руслана Мельникова — собственно, сами Мёртвые Братья. Это логично, ибо они мёртвые. Бессмертные, но живые Фениксы чувствуют боль очень даже хорошо.
  • Трилогия «Милленниум» Стига Ларссона, книга вторая — «Девушка, которая играла с огнём». Чокнутый неонацист Рональд Нидерман, единокровный брат Лисбет Саландер, совершенно не ощущал боли — что, впрочем, не помешало профессиональному боксёру нокаутировать его, хотя и с большим трудом. А в третьей книге «Девушка, которая взрывала воздушные замки» Лисбет прибила его ноги к полу при помощи строительного пистолета, а парень этого даже не понял. Впрочем, так как он из категории явных плохишей, его не жалко.
  • Ольга Куно, «Чёрно-белая палитра» — Тиана пытается обезболить рану начальника и ненароком напрочь лишает его возможности ощущать любую боль, за что целитель устраивает ей жесточайшую взбучку:
« Вы хоть понимаете, что вы натворили? – бушевал он. – В чём заключалась ваша задача? Вы должны были снизить уровень боли на час-полтора, чтобы помочь раненому дождаться прихода лекаря и благополучно добраться до лазарета. Уменьшить боль на час-полтора! Всё! Остальное – дело профессионалов! А вы что сделали?.. Вы полностью блокировали способность пациента чувствовать не то что боль, но даже малейший физический дискомфорт! По меньшей мере на целую неделю!

– Слушайте внимательно. – Теперь он обращался исключительно к Уилфорту. Не как к капитану, не как к лорду, а исключительно как к пациенту. – Из лазарета мы вас сегодня выпишем. Однако с условием, что ближайшие два дня вы обязуетесь соблюдать постельный режим. Невзирая на то, что чувствовать себя будете отлично. Помните: отсутствие боли в вашем случае не означает, что вы здоровы. Так что два дня лежите в постели. После этого можете выходить на службу. Однако до истечения недельного срока вам необходимо соблюдать удвоенную, да что там, утроенную осторожность. Никакого риска, никаких операций, никаких физических нагрузок. Только спокойная кабинетная работа. И даже гулять постарайтесь как можно меньше. Из дома на службу, со службы домой, всё это – в карете. Раз в несколько часов осматриваете себя в зеркале, раздевшись предварительно донага.
Лекарь особенно выделил последние слова. Уилфорт уставился на него так, словно и сам был не прочь поставить целителю диагноз.
– Донага, – повторил тот, нисколько не смущаясь. – Так, чтобы не пропустить ни единую царапину, ранку, укус или занозу. В идеале осмотр должны проводить не вы, а жена или любовница. В этом случае меньше шансов что-нибудь пропустить. Вы должны отдавать себе отчёт, что находитесь сейчас в повышенной опасности.
– Почему? – удивился Уилфорт. – Разве магическая анестезия вредна?
– А это смотря как поставить вопрос, – отозвался лекарь. – Сама по себе – нет. Но при таких масштабах последствия может иметь самые что ни на есть пагубные. Объясню на простом примере. Представьте себе, что вы посадили занозу. В обычной ситуации человек почувствует боль. Определит причину и извлечёт занозу. Либо самостоятельно, либо при помощи лекаря. Вы же можете не замечать существование этой занозы день за днём. И обнаружить, что что-то не так, лишь тогда, когда палец загноится, и проблема станет гораздо более серьёзной, чем была вначале. Людям только кажется, будто боль – это исключительно досадное, негативное свойство. На самом же деле боль играет в нашей жизни чрезвычайно важную роль. Она информирует человека о том, что с его организмом что-то не так. И таким образом позволяет ему своевременно принять меры. Поэтому полностью её блокировать без крайней на то необходимости нельзя ни в коем случае.

»
  • Кордвайнер Смит, «Сканеры живут напрасно» — выход в космос сопровождается невыносимой болью. Поэтому пассажиров погружают в кому, а у пилотов-сканеров органы чувств отключаются/включаются (по-видимому, процесс небыстрый и весьма неприятный), а за состоянием организма приходится следить сканеру соседу. Протагонист, будучи в отпуске, наслаждается ощущениями (особенно осязанием жены, конечно), но экстренно отзывается на общее собрание сканеров: какой-то чудак нашёл способ обходить боль космоса (в духе «Терминатора»: надо всего лишь обложить жилые отсеки устричными садками… Если устрицам и будет больно, это их трудности), тем самым грозя прервать сканерскую монополию на перевозки. Протагонист, будучи единственным «с ощущениями», голосует против убийства изобретателя — но все кроме него «за». Так что позже ещё приходится биться с не чувствующим боли киллером.
  • Михаил Успенский, «Кого за смертью посылать» — когда смерть покинула Землю, то и боль испытывать люди перестали. Зато какая веселуха началась, когда смерть уговорили вернуться…
  • Роберт Говард в цикле «Честь корабля» описывает боксёрский (в основном, поскольку бокс-то он очень хорошо знал) феномен «железных людей», выводя не только вымышленных им персонажей, но и вполне реально существовавших боксёров.
  • Потрясающе и очень нестандартно этот троп обыгран в рассказе Кира Булычёва «Из жизни стоматологов» (сборник «Монументы Марса»).
  • Метавселенная Рудазова — в широком ассортименте.
  • Тайный город — Мёртвые Демоны Кадаф. Не мёртвые в буквальном смысле — просто мутанты, лишённые нервных окончаний чуть менее чем полностью и потому не сразу вдупляющие, что убиты.
  • Джек Лондон, «Кулау-прокаженный» — заглавный герой, отстреливаясь от пришедших за прокаженными солдат, внезапно чувствует запах жареного мяса, но не может понять, откуда он идет, а потом осознает, что раскалившаяся от пальбы винтовка сжигает его собственные, потерявшие чувствительность из-за проказы пальцы.
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис» — сама Тина. «Не будь она киборгом, ей бы сейчас было больно, однако ее болевые рецепторы заблокированы. Даже умирая, она не почувствует ничего, кроме смутного недомогания».
  • "Калеки" Лукьяненко - у механика Хасана после того, как когда то при аварии вручную глушил реактор, отрубил всю тактильпую чувствительность, а также восприятие вкусов и запахов.

Фанфики[править]

  • «Чёрная книга Арды» (и «По ту сторону рассвета») — рыцари Аст Ахэ.
    • С прикрученным фитильком: только в боевом режиме. В обычной жизни чувствуют, Мелькору/Морготу ни к чему массовые проблемы с гангреной и сепсисом.

Кино[править]

Типажи[править]

  • Зомби — неуклюжие и слабые, но с лёгкостью ломают преграды: ведь они не страдают по поводу израненных рук и сломанных костей.
    • Впрочем, сюда же относится практически вся неразумная нежить. Но они не чувствуют не только боли — они обычно вообще ничего не чувствуют.
    • С разумной — вампирами, личами, рыцарями смерти — может быть по-разному. Где-то они чувствуют боль и остальное. Где-то нет (непопулярный вариант, особенно сейчас, когда отношение к вампиризму как к проклятью давно вышло из моды). А иногда, чтобы чувствовать, им нужны специальные манипуляции вроде искусственного разгона крови по венам.

Time Runner/Бегущий во времени (1993) — напавшие на Землю Люди с другой планеты, включая шпионов, отличаются от землян именно этим.

Отечественные фильмы[править]

  • Перестроечный фильм «Плюмбум, или Опасная игра» — главный юный антигерой. На тренировке по самбо тренер неслабо изумился (когда применил болевой приём и чуть не сломал пацану руку) и глупо, но сурово пробормотал: «Чтоб это в последний раз было!».
  • (забыл название, впишите, кто помнит или найдёт) Главный герой встречает забавного мужичка, оказавшегося полностью анальгетичным. Тот демонстрирует это, зверски обжёгши себе руку зажигалкой (ожог второй степени?!) и даже не поморщившись при этом. Герой глупо спрашивает «А чего же перевязываешь тогда?». Мужичок наставительно говорит: «Дак больно или не больно, а лечить-то надо!».
  • Полупародийный телефильм, вроде бы в постановке Игоря Шавлака (запамятовал название), где бандит-киллер отчекрыживает сам себе палец (лишь слегка поморщившись: он частично анальгетичен), наскоро перематывает культю изолентой (ни о каких уколах антибиотиков он и не подумал)… и спустя несколько часов после такого этот отморозок ещё и хочет и может заниматься сексом со своей подельницей!
  • «Охота на Пиранью» — главгад Прохор не чувствует боли, потому что в детстве заразился экспериментальным бактериологическим оружием. Он хвалится этим перед Ольгой, а в конце заявляет Мазуру, что «героям не больно».
  • "Антикиллер" - беспредельшик Амбал боли не чувствует. В литературном первоисточник такой хрени не было.

Зарубежные фильмы[править]

  • Терминатор — зигзагом. В первом фильме Т-800 показан как неуязвимая, неудержимая машина (а полицейские принимают его за психа под веществами). Во втором у Терминатора спрашивают, больно ли ему, на что тот отвечает: «Моё тело чувствует повреждения. Думаю, это ощущение можно назвать болью». Хотя, возможно, это ощущение сродни чувству, которое испытывают геймеры, когда их персонажа ранят — неприятно, обидно, сказывается на функциональности, но не больно.
    • В том же первом фильме Кайл говорит, что может управлять своей болью, отделяя её от себя. С фитильком: ему для этого нужны сознательные усилия, а когда боль застаёт его врасплох, он всё чувствует.
    • Т-1000 вообще не чувствует боли, однако подвержен баллистическому шоку: при попадании в него пули вокруг канала образуется ударная волна, которая «перетряхивает» близлежащий жидкий металл и на долю секунды выводит робота из равновесия. И, судя по концу фильма, он вполне способен испытывать страх и даже панику.
    • Т-3000 боль чувствует, но, будучи человеком, переработанным на клеточном уровне, сам не может понять — это настоящая боль или только воспоминания о ней?
  • «И целого мира мало» — террорист Ренар не чувствует боли из-за пули, засевшей у него в мозгу. Он постоянно демонстрирует всем, держа в руке то раскалённый уголёк, то кусок льда. По той же причине, он не может наслаждаться касанием любимой женщины.
  • Джейсон Вурхиз, став зомби, приобретает это свойство.
  • «The Dark Knight Rises» — Бэйн в этой версии испытывает постоянную боль в результате травмы. И именно специальная маска на его лице полностью блокирует болевые ощущения.
  • «Дэдпул» — Аякс.
  • «Kick-Ass» — с фитильком: после зверского избиения бандитами протагонист теряет чувствительность нервных окончаний. Но не до конца, и сильные удары таки чувствует. А уж враги не раз и не два вламывают ему по полной.
  • «Артур и минипуты» — Урдалак как живой мертвец не чувствует вообще ничего и ищет способ избавиться от проклятия и вернуться к нормальной жизни, поскольку подобное состояние ему очень быстро надоело. Всё-таки, будучи нежитью, стать живым обратно — задача нетривиальная.
  • «Не шутите с Зоханом» — в одной сцене, Зохан и его враг Фантом спорят кто из них не чувствует боли. Фантом ловит пиранью и цепляет её к щеке. Зохан хватает ту же пиранью и бросает её себе в трусы. Для Фантома, это уже слишком.
  • «Виртуальный убийца» — дракон главного гада перестал чувствовать боль, после того как его отец покопался у него в голове в прямом смысле слова. При этом у него еще и закономерно поехала крыша.
  • «Универсальный солдат» — унисолы не чувствуют боли. Это полезно в бою, но с другой стороны, если их поджечь, то они так и сгорят, даже не попытавшись себя потушить.
  • «Человек тьмы» же! Что нужно молодому учёному для превращения в боевую машину? Отключенная болевая чувствительность, вспышки вполне обоснованной ярости и жажда мести прилагаются. Впрочем, Пейтона Уэстлейка анестезировали, чтобы спасти от тяжелейших ожогов, вполне себе гуманные врачи.
  • «Последний киногерой» (1993). В кино Джек Слейтер не чувствует боли, разбивая кулаком стекло автомобиля. Но в реальной жизни всё по-другому…
  • «Чёрная маска» (1996). Там целому отряду солдат удалили нервные окончания, так что боли они не чувствуют. И прекрасно воюют.
    • инверсия, из своей нечуствительности к боли солдаты начали превращаться в бесчувственных психопатов поэтому от них было принято решение избавиться.
  • «Большой Стэн» — пародия: Мастер может сколько угодно держать руку над пламенем свечи и не обжечься. Стэн к концу тренировок выдерживал 12 секунд. Позже Мастер раскрыл свой секрет: из-за курения у него нарушено кровообращение, поэтому его руки практически ничего не чувствуют.
  • «Тень» — благодаря тренировкам в тибетском монастыре Ламонт Кренстон может превозмочь боль.
  • Франшиза «Поворот не туда» — Трёхпалый таким родился.
  • Дедпул - у главгада Френсиса (предпрчитающего бафосное имя Аякс) мутация убила чувствительность к боли. Но вот регенерации у него осталась обычная человеческая, что подсвечивается им же.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Хаус» — в 14 серии третьего сезона девушка с этой болезнью попадает в больницу после автокатастрофы. Когда мать потеряла сознание, она сама вызвала скорую, несмотря на перелом ноги, который она вообще заметила мимоходом. А в больнице она затевает с Хаусом спор, кому из них хуже всего: ему с его постоянной болью или ей без чувств вообще. Она упоминает, что ей надо поставить таймер, чтобы сходить в туалет, ведь этих сигналов она тоже не чувствует, а значит запросто может обделаться. А операцию ей вообще можно делать без наркоза.
  • «Хейвен» — Нейтан не чувствует боли, однако функционирует неплохо. В первой серии, Одри прижимает ему руку дверью автомобиля, а ему — хоть бы хны. Оказывается, это его «беда». В детстве он был нормальным, а потерял способность чувствовать уже повзрослев. Когда один злодей украл его «беду», посчитав её супервыносливостью, Одри и Нейтан убили его довольно легко, так как он думал, что пули его не остановят.
  • «Шерлок» — Эвр. В детстве пыталась разрезать себе руку, чтобы понять, как устроены мышцы. На логичный вопрос брата, не больно ли ей, спросила: «А что такое боль?».
  • «Человек-невидимка» — тайная правительственная контора занимается исследованиями в этой области. У их «подопытных кроликов» напрочь отсутствуют все чувства, так что многие царапают себя и бьются головой об стенку чтобы хоть что-то почувствовать (не помогает). Один песонаж обладает лишь осязанием, собрав себе прибор, позволяющий ему обозревать мир без зрения и слуха, хоть и не полноценно.

Мультсериалы[править]

  • ExoSquad — ближе к концу войны неосапианты выводят новую породу — нео-солдат, напоминающих гибриды неосапа с животными. Эти твари не чувствуют боли и, в сочетании с их серьезной живучестью, выглядят вообще неуязвимыми.
  • RWBY — Хейзел Райнарт являет собой редкую реконструкцию тропа. Во-первых, отключение боли — это его личное Проявление, которое сознательно включается и выключается. Во-вторых, он использует эту способность как побочную, вкалывая в себя Прах в неприличных количествах (не в смысле шприцом-пятёрочкой, а втыкая кристаллы с хороший огурец себе в вены), что не только позволяет ему пропускать через своё тело бог знает сколько вольт и градусов, но и повышает его от природы колоссальную силу и поистине распутинскую живучесть вплоть до того, что из ситуации «целый взвод меня бил, аж два раза устал» он уходит бодрой рысцой с телом напарника на плече. Впрочем, неуязвимым и неостановимым такая комбинация его всё же не делает — подсвечено Норой, с воплем «Я не хочу делать ему больно — я хочу его ПРИБИТЬ!!!» вывалившей им стену.
  • Черепашки ниндзя — в классическом сериале была межгалактическая преступница по имени Шрека. Ее руки были нечувствительны к высоким температурам, а вот надетое на палец кольцо-артефакт, увы, нет.

Комиксы[править]

Аниме, манга, ранобэ[править]

Видеоигры[править]

  • Rogue Legacy — «Нечувствительность к боли» — это малоприятный трейт, который удаляет с интерфейса шкалу здоровья. В итоге приходится чисто интуитивно догадываться, сколько здоровья осталось у персонажа.
  • God of War (2018): наложенная Фреей на Бальдра неубиваемость сработала так хорошо, что у бедолаги отрубились вообще все чувства, кроме зрения и слуха.
  • Might & Magic: Heroes VI: у циклопов есть способность "Нечувствительность к боли" (теряют существ в отряде только в начале следующего хода).

Эстрада и цирк[править]

  • Факирские трюки. Множество их. Обычно факир показывает свою нечувствительность к боли или умение боль преодолеть. Хождение по острым предметам, огонь в руках и проч. В советской цирковой литературе (особенно до конца 1950-х) не раз поднимался вопрос считать ли факирство искусством.

Реальная жизнь[править]

  • Нечувствительность к боли возникает в результате нервного заболевания или проказы. w:Сирингомиелия на ранних стадиях обычно диагностируется по тому, что больной страшно изувечил себя и не успел вовремя этого заметить. «Сами микобактерии проказы не способны вызывать отмирание пальцев кисти или стопы. К утрате частей тела в результате некроза тканей приводит вторичная бактериальная инфекция в тех случаях, когда лишенные чувствительности ткани подвергаются травмам, что остается незамеченным и невылеченным». ©
    • Для заболевшего проказой рыцаря лазарет Ордена Святого Лазаря (Ordo Militaris et Hospitalis[3] Sancti Lazari Hierosolymitani) становился последним прибежищем. А так как Орден не только строил лазареты, но и воевал, то эти рыцари, не боящиеся ни смерти, ни боли, являлись его боевой силой (разумеется, те, кто был ещё способен держать в руках оружие).
    • Этой болячкой до самой смерти страдал иерусалимский король Балдуин.
    • Аналогично кхмерский (камбоджийский) король Яшоварман I (889—910 н. э.). Что не помешало построить Ангкор-Ват, а заодно храм и мавзолей себя любимого.
  • Пакистан, провинция Пенджаб. В глухой деревушке обнаружена целая семья с одним мутантным геном. У детей частично отъедены языки и губы, ноги многократно переломаны из-за прыжков со всех крыш, что-то срослось ровно, что-то криво, короче, не чувствуя боли, они сами себя невольно превращают в тот ещё боди-хоррор. Учёные взяли семейку на карандаш, потому что, судя по всему, дело в одном-единственном белке, без которого болевые цепочки не работают. Остальная чувствительность работает на отличненько! Ингибирование этого белка, по последним известным автору правки данным (не слишком свежим), позволит создать анестезию нового поколения.
    • Аналогично — братья Стив и Крис Пит из США с такой же мутацией. В детстве они регулярно калечили себя и друг друга, не понимая опасности и не обращая внимания на повреждения (Стив однажды сломал ногу на вечеринке, обмотал ботинок изолентой, чтобы зафиксировать перелом, и продолжил тусоваться), так что ко взрослому возрасту накопили огромное количество проблем со здоровьем. А ещё неспособность чувствовать боль привела к сложностям с эмпатией: сложно понять чужую боль, если ты сам никогда с ней не сталкивался.
  • Подруга автора правки нечувствительна к боли на грани патологии. Человеку случилось нехило так прогуляться на сломанной ноге, и нет, это была не эректильная фаза шока, оно и дальше ощущалось как «что-то ходить неудобно». Ожидаемое следствие: она та ещё бытовая катастрофа, периодически чем-то режется, обжигается, роняет молоток на ногу или убивается ещё обо что-нибудь.
    • Автор правки малочувствителен к боли, поэтому повторяет всё то же самое, вплоть до ходьбы на треснувшей ноге. И точно так же постоянно режется, обжигается и так далее. Но — для такого человека это не катастрофа, это вполне нормальный порядок вещей, как для обычного человека, например, ноготь сломать. Ну подумаешь, распилил себе руку до кости, уронил на ногу кислородный баллон или сжёг обе кисти рук до второй степени. Таким людям пофиг, причём это не бравада, это для них норма.
  • При развившейся диабетической нейропатии (повреждение оболочек нервов от чрезмерного уровня глюкозы в тканях) теряется болевая чувствительность — чаще всего, на ступнях ног. Но теряется весьма отстойным образом, в этом нет ничего хорошего — ты сперва ничего не чувствуешь вообще (не только боль, вообще ничего — касание, тепло/холод и т. п.), можешь наступить на какую-нибудь фигню и хардкорно пораниться, зато потом становится и больно, и неудобно, заживление же любой царапины из-за тех же диабетических изменений нудное и долгое даже при активном лечении. Боли и зуд без видимой причины дополняют картину — поврежденные нервы «шумят» сигналами…
  • Временно не чувствуют боли и люди в изменённых состояниях сознания (в том числе в эректильной фазе шока — а вот войти в неё можно и от чрезмерно сильной боли[4]) и находящиеся под действием сильных обезболивающих. Например, буйные психи, которых не сдерживает боль от разрывающихся связок и ломающихся от усилия мышц костей, разбрасывающие машины и обломки зданий люди, чтобы спасти любимых (с такими же последствиями)[5], и опиатные наркоманы, по которым бесполезно стрелять и которых бесполезно бить — их остановит только смерть либо удержание целой группой физически крепких людей.

Примечания[править]

  1. Экстремальный вариант такого терпения — когда персонаж полностью игнорирует боль, причиняемую врагами… потому что ПОСТОЯННО испытывает такие страдания, что любые внешние раздражители ему в лучшем случае как щекотка.
  2. Или всё-таки Не такой уж отстойный дар, как посмотреть
  3. Да, изначально они входили в Орден Госпитальеров (Ordo Militaris et Hospitalis Sancti Ioannis), но затем отделились вместе с лазаретами и своими пациентами.
  4. Именно поэтому, а ещё потому что в них дофига кровеносных сосудов, ни в коем случае нельзя «стрелять по конечностям» при самообороне — при стрельбе в торс с его полостями обычный человек от боли просто сложится и его спокойно спасут от инфекции и смерти врачи, а в те же ноги он от намного более сильной боли, вызванной разрывом мышц пулей, войдёт в шок, резвым кабанчиком подскочит к стрелку, порвёт его, после чего сам скончается от кровотечения до прибытия «скорой». Желающим узнать, как это работает, гуглить «пульсирующая полость».
  5. Обычный человек может задействовать где-то четверть-треть от максимально возможного усилия мышц, прежде чем его остановит боль. Именно поэтому методика Железного Самсона, делавшего упор на развитие сухожилий, а не мышц, была настолько эффективна.