Герой-прагматик

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Pragmatic Hero. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Безарин замер. Британцы выдвинулись вперед. Это было бессмысленно. У них были хорошие замаскированные огневые позиции. А они с готовностью подвергли себя опасности, уступая ему в силах. Затем он все понял. Они пытались спасти, прикрыть собой беженцев. Опять же, Безарина поразило, что они восприняли его танки как угрозу им. Но не было времени на философские размышления. Противник только что благородно подставился. »
— Р.Питерс, «Красная армия»

Он совершенно точно не злодей, максимум — антигерой. Он искренне верит в правильность своего дела и даже в какой-то степени идеалист. Просто по жизни герой-прагматик руководствуется принципом Макиавелли: «Безоружные пророки всегда гибли, а вооружённые побеждали». Поэтому он играет со злодеями по их же правилам. И иногда ущерба окружающим причиняет куда больше, чем даже конченый отморозок, творящий зло ради зла.

Ради высшего блага он готов пойти на убийства, похищения, шантаж, терроризм, провокации и вообще по полной использует арсенал плохих парней. А всё потому, что просто хочет достигнуть благой цели любыми доступными способами и как можно быстрее. Скорее всего, когда-то он был обычным героем, который разочаровался в методах Сил Света. И теперь он предельно прагматичен и столь же коварен, как и самый могущественный из его врагов.

Для героя-прагматика цель всегда оправдывает средства. Если он действует против системы, то становится террористом и революционером, несущим хаос ради установления нового порядка. Ради этого он принесёт в жертву всё, в том числе и себя. Однако, в отличие от классических героев и антигероев, он отнюдь не спешит совершать героическое самопожертвование. Скорее он сделает так, чтобы самопожертвовался за него кто-нибудь другой. Ведь только он точно знает, как спасти этот мир, и на смерть у него просто нет времени.

Если же герой-прагматик работает на систему, он, скорее всего, станет тоталитарным защитником порядка и ради сохранения системы пойдёт на все. Герою-прагматику совершенно не свойственны милосердие к поверженному врагу, внезапные приступы благородства и прочие признаки героя. Он может уважать сильного врага, но при любом удачном случае отделается от него. Часто может даже бить в спину, действовать подло и грязно. По возможности избегает открытого боя, но если нужно, драться будет всерьёз.

Герою-прагматику совершенно не обязательно быть социопатом. Однако он может естественным путём эволюционировать из героя-социопата, который обрёл цель в жизни и теперь крайне не хочет её потерять.

Герой-прагматик может прекрасно ужиться со злодеем-прагматиком, если они смогут прийти к разделению сфер влияния. Ведь лучше пол-литра в руке, чем девица вдалеке. Однако в конце концов кто-нибудь обязательно попытается избавиться от конкурента.

Поворот кругом может совершить в обе стороны. Или под влиянием своего более доброго коллеги перестанет использовать «тёмные» методы, или окончательно забьёт на добро и справедливость и перейдёт на сторону зла.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Во многих произведениях об эпохе плащей и шпаг (а точнее, в «русской» версии, «кунтуша и сабли») здоровый прагматизм проявляет «дядька Савельич», приключающийся вместе с благородным воспитанником. Он не дворянин, ему пофиг на кодекс чести — ему главное, чтобы «ребёнку» клинок под ребро не сунули. Таков, например Иван из «Гусарской баллады», бить сзади и стрелять в спину — его обычная манера.
  • Дамблдор же! Даже учитывая только канон, без обширнейшего фанфикшена, Дамблдор — это очень влиятельный и умный стратег, который работает на «высшее благо». При этом один из его принципов — дозирование информации, плюс он не гнушается готовить ребёнка на убой и упорно не замечает всякие нехорошие вещи под своим носом, пока это ему выгодно. Всегда можно сказать «как же я ошибался, прости меня».
  • «Песнь Льда и Пламени» — с прикрученным фитильком сир Барристан Селми, при том, что он натуральный рыцарь в сияющих доспехах, один из немногих настоящих рыцарей в этой саге. Но быть благородным — не значит быть дураком. кхм-кхм Нед Старк кхм-кхм В сериале, увы, зафейлили.
  • Хайнц Эберлинг из «Юбер аллес» Ю. Нестеренко и М. Харитонова. Искренний патриот Германии, убежденный, что только он знает, как спасти Фатерлянд от катастрофы. Ради этого организует широкомасштабный заговор, предусматривающий принесение в жертву не только одного из влиятельных политиков Райха (не меньшего патриота), но и целостность страны («избавиться от балласта, который тянет нас на дно»). Убивает и организует убийства налево и направо, подставляет и разыгрывает втемную всех подряд — соучастников, собственного начальника и лучшего друга.
  • Эйрих из «Времени меча» Ю. Нестеренко. Отставной наримати, проникшийся искренней отеческой симпатией к Элине, отважной дочери своего давнего противника. Помогая ей, действует методами наримати, не признающими никаких этических ограничений (и попутно регулярно объясняет Элине, насколько эти методы эффективней рыцарских идеалов, внушенных ей ее отцом).
    • Да и, собственно, весь орден наримати, изначально созданный с благородной целью освобождения людей из-под власти магов и эволюционировавший в организацию элитных наемных убийц, подходит под этот троп.
    • Как и сами маги, считающие, что всеобщий мир и безопасность важнее свободы и прогресса, и весьма радикально, вплоть до уничтожения целых стран, борющиеся с теми, кто считает иначе.
  • Шеллар из цикла «Хроники странного королевства». Несмотря на принадлежность к славному племени героев-социопатов, вполне положительный герой без всяких «анти»: искренне заботится о благе своей страны, не забывая и о близких, создал государственную программу адаптации переселенцев и всерьез старается научиться чувствовать. Но вот его методы… Человек шестнадцать лет проработал в Госбезопасности, а потом ещё пять в высокой политике — это неизбежно накладывает свой отпечаток.
  • Цикл рассказов «Бета-тестеры» — в какую бы игру они ни попали, даже если играть им предстоит на стороне «хороших», заглавная команда главных героев не гнушается никаких методов для успешного прохождения (всё, что не запрещено движком — то разрешено). Основной метод заработка (по крайней мере в начальных этапах) — контрабанда, шантаж, вымогательства, союзные НПС вечно разгуливают на голодном пайке и минимальном окладе, а при получении власти (если жанр игры это позволяет) неминуемо превращают игровой мир в самые преувеличенные истории о Кровавой Гэбне, да так, что в процессе поимки одного убийцы могут уморить половину виртуального населения игровой локации. И это совершенно оправдано: они не геймеры, а тестеры всё-таки. Им за это и платят — за выкапывание всех возможных багов и дисбалансных фич, которыми могут воспользоваться нечестные на руку игроки.
    • Все-таки, не стоит еще забывать, что это просто игры: боты в 2041 году, конечно, хорошие[1], но вряд-ли это полноценно разумные и чувствующие существа. Так что тестеры подходят под троп не больше, чем любой игрок (не персонаж под его управлением), избравший такой стиль прохождения. Тут скорее можно упомянуть, что, в зависимости от конкретной задачи, они могут и эксплойтами не погнушаться, и прямым взломом — но тут уж, извините, как говорилось выше, это их работа. В отношениях с живыми людьми, впрочем, в некоторой мере тоже присутствует, но не то, чтобы намного сильнее, чем у любого другого фрилансера.
  • «Море Осколков» Джо Аберкромби — Ярви. Так как он не любит и не умеет драться, но при этом ему не посчастливилось родиться в местном обществе СФК викингов, поэтому и приходится быть именно таким. А именно интриговать, если всё же пришлось драться, то наносить удары в спину и исподтишка. И, разумеется, для него цель оправдывает средства. А в третьей книге, когда против него выходит один из сильнейших фехтовальщиков мира, он просто уничтожает его сильной эльфийской магией.

Кино[править]

  • «Отряд Самоубийц» — Катана.
  • «7 невест для 7 братьев»  — главный герой Адам Понтипи (хотел жену вдову которая умеет управляться с хозяйством)

Телесериалы[править]

  • «Место встречи изменить нельзя» (по роману «Эра милосердия») — Глеб Жеглов. «Вор должен сидеть в тюрьме, и людей не волнует, каким способом я его туда запрячу».
  • «Меч» — лидер группы Максим Калинин. Ради достижения собственной цели готов переступать через все моральные нормы вплоть до угрозы убийством своим же соратникам, травли наркоманов ядовитыми наркотиками, сбором альтернативной боевой группы из преступников и наемников и отправления их на заранее гибельное задание. При всем этом искренне верит в идеалы справедливости, максимально стремится не причинять вреда невиновным.
  • «Крот» — собственно, сам Кузьма.
  • «Дневники вампира» — Деймон Сальваторе, конечно же. Будет творить всё, что угодно, если будет уверен в том, что таким образом защитит любимую женщину и близких людей.
  • Доктор Кто — иначе бы не выжил. Первый Доктор в первой же сюжетной арке собирался добить раненого пещерного человека, кстати, абсолютный рекордсмен по числу спутников. Любит взлом с проникновением и диверсии самого разного рода во всех версиях (особенно в Третьей и Четвёртой, в Десятой и Одиннадцатой педаль в пол ТАРДИС), начиная с Четвёртой версии стабильно оставляет за собой дорожку из трупов. Запачкался в собственноручном, как минимум однажды — буквально (Шестой) уничтожении миров. В поздних инкарнациях не гнушается откровенным трупозакидательством, в «Heavent sent» (aka «Ниспосланный с небес»: 9 сезон, 11 серия) педаль в ткань реальности — жертвовал собственной жизнью 4.5 миллиарда лет. Буквально завалил дно океана грудой собственных черепов, сжигая себя для зарядки телепорта и материализации своих копий.
  • 24 часа — Джек Бауэр же. Эталон. Готов на все, лишь бы остановить террористов. Отрубить голову ключевого свидетеля (хотя он и был педофилом), помог сбежать опаснейшему наркобарону, пытал кучу народа (в том числе и в Белом доме), несколько раз брал в заложники близких террористов, угрожал убийством президента, убил несколько своих друзей, расстрелял толпу мирных протестующих и так далее. Все — ради защиты страны.
    • Советник президента Том Леннокс. Планировал арестовать всех мусульман, чтобы поймать террористов. Шантажом заставил другого советника уйти в отставку. Но абсолютно верен Уэйну Палмеру и готов защищать его ценой своей репутации и карьеры. Да и сам Уэйн после комы стал сабжем. Угрожал одной ближневосточной стране ядерным ударом (но применять атомное оружие не собирался) ради получения нужной информации о террористах, которые несколько часов назад взорвали атомную бомбу в Валенсии, убив при этом 12000 человек, и собирались взорвать еще две.
    • Президент Юрий Суваров в 6 сезоне. Чтобы предотвратить вторжение китайцев, собирался расширить границы России. В 8 сезоне уже противоположный троп.


Мультсериалы[править]

  • «Американский дракон: Джейк Лонг» — Роуз/Ханцгёрл. Именно она выберет радикальное решение спасения своей семьи и волшебного мира от Ханцклана.
  • Франшиза об Аватарах имеет Аанга, следующего строгому кодексу чести, в то время как прошлые Аватары не были таковыми:
    • Аватар Киоши позволила диктатору пасть насмерть в свое время и взяла на себя полную ответственность за это в раннем эпизоде 2-го сезона. В разговоре с ее духом ближе к концу сезона Аанг говорит, что она не убивала его, он был слишком упрям, чтобы двигаться. Киоши говорит, что не видит разницы, потому что она готова убить его, если дело дойдет до драки. Аватар Янчен, разделяющий религиозную веру Аанга в пацифизм, обвиняет его в эгоизме и нежелании убивать Повелителя Огня, если у него нет другого выбора, потому что, как Аватар, он обязан всему миру, а не своим собственным убеждениям.
    • Сокка пытается использовать этот подход в «Цветной леди», когда группа натыкается на деревню, страдающую от загрязнения, голода и болезней. Катара хочет остановиться и помочь им, но Сокка настаивает, что у них нет времени помогать всем, кого они встречают, и что они сделают гораздо больше пользы, преуспев в своем плане вторжения в Страну Огня. Даже когда она тайно удерживает группу и тайком доставляет людям еду и лекарства, он указывает, что это в лучшем случае бандажное решение, поскольку реальная проблема — это завод военных, загрязняющий район (который, опять же, они могут решить для этой деревни и многих других, победив Повелителя Огня и демилитаризируя страну).
    • Корра тоже готова убивать. Она убивает своего коварного дядю Уналака после того, как он принуждает ее к этому во втором сезоне, хотя и сожалеет о том, что ей пришлось это сделать.
    • Союзники Корры также прагматичны в том, как они обращаются со злодеями. Суинь намеренно убивает Пи’ли, обернув металлическую нагрудную пластину вокруг ее головы, когда она собирается выстрелить. Мако также убивает Мин-Хуа, стреляя молнией вверх по ее водным рукам, когда она заманивает его в подземный бассейн.
  • «Удивительный Мир Гамбола» — с 5-го сезона исправившийся, но не прирученный, Робб в финале сериала пытается под псевдонимом мистер Зло ввести дисциплину и преобразовать школьников и работников в людей, подавив в них то, что делает их уникальными существами. Когда он проигрывает и разоблачается главными героями, Робб пытается предупредить, что апокалипсис неизбежен… если бы его не избила Тина. Их ждёт несчастливый конец.
  • RWBY – Айронвуд и военные Атласа пытаются такими быть. Ключевое слово – пытаются.
  • «Охотники на драконов» — Гвиздо как выраженный меркантильный герой довольно близок к этому состоянию. К правильным решениям его обычно склоняют друзья.

Комиксы[править]

  • Томас Уэйн в роли Бэтмена во время событий Флэшпойнта, не стеснявшийся использовать огнестрел и убивать преступников.
  • Отряд самоубийц — Дэдшот.
  • Black Powder, Red Earth — наемники не будут рваться в бой, если его можно избежать и не будут лезть под пули там, где все можно решить одним гранатометным выстрелом

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Лелуш ви Британия и Шнайзель эль Британия из аниме Code Geass. Однако Лелуш в конце концов так и не стал окончательным прагматиком и принёс себя в жертву (вот только, как оказалось, не умер) ради нового мира (споры о правильности этого выбора до сих пор не утихают в рядах фанатов), а Шнайзель в итоге проиграл и стал просто куклой в руках Лелуша. Однако до этого они успели зажечь на весь мир. Первый ради высшего блага убил отца, совершил государственный переворот в Британской Империи и развязал мировую войну, в которой выиграл, поработив весь мир. А второй задумал нанести удары оружием массового поражения по всем крупным странам, тем самым прекратив войны — у людей будут проблемы посерьёзнее.
  • Рейко Миками — главная героиня старой видеоигры, манги и аниме «Миками — истребительница духов». Рейко — экзорцистка, которая сражается против духов и демонов, но делает она свою работу за деньги. Надо сказать, Миками работает очень добросовестно.
  • Эмия Кирицугу из Fate/Zero. По жизни руководствуется принципом «убить одного, чтобы спасти многих». Мечтает о мире во всем мире, и ради достижения этой мечты готов использовать любые методы боя, пожертвовать собственной любимой женой, обмануть и убить человека, которого сам же до этого посадил в инвалидную коляску. В бытность свою наемником не гнушался организовывать теракты, чтобы прикончить цель (с обоснуем, что «заказанный» маг в итоге прикончил бы еще большее количество людей).
  • Charlotte — Нао Томори.
  • Goblin Slayer — если чем-то можно убить гоблина, ГГ этим обязательно воспользуется. Когда соратники просят его воздержаться от излишне радикальных и разрушительных методов, он тут же придумывает что-то новенькое, не менее разрушительное и опасное.
    • Даже снаряжение он себе специально покупает похуже — не хочет, чтобы гоблины получили хорошую снарягу, когда (насчёт «если» у него иллюзий нет) смогут наконец его замочить. А ещё — в чём смысл убивать довольно слабых гоблинов, вооружившись крутым и навороченным оружием?
  • One Punch Man — Сайтама терпеть ненавидит длинные пафосные речи, занудство и лишнее рефлексирование. В бою же он воплощает простое правило «Один удар — один труп», благо способности позволяют.
    • Фубуки работает героем, защищает обычных людей, рискует своей жизнью и сражается с монстрами не ради какой-то высшей цели, не из-за своих высоких моральных стандартов и принципов, её мотивы достаточно приземлены и просты в понимании. Просто она прагматично считает, что живые и благодарные героям за спасение обыватели, живущие в относительной безопасности, это в первую очередь комфортная и спокойная жизнь для неё самой. И ради этого она не постесняется как использовать всякие подлые, но эффективные приемы в бою или откровенно сомнительные и неблагородные методы привлечения перспективных новичков в свою группу, так и не испугается сразиться с существом потенциально драконьего уровня опасности.
    • Технорыцарь: кто-то скажет, что он должен был сразу вступить в бой с монстром драконьего уровня, когда тот напал на героев команды поддержки, и спасти их, в ответ он у вас спросит смог бы ли он его победить, не зная как тот сражается.
  • Isekai Quartet:
    • KonoSuba — Кадзума просто законченный манчкин, готовый на всё ради экспы и денег, хотя то что он держится со своим пати, доказывает что он не лишён благородства.
    • Этот герой неуязвим, но очень осторожен — Рюгуин Сэйя, прагматик и перестраховщик каких свет не видывал!
  • Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — Хадзимэ. После того ада, что он прошёл, он так поднял уровень цинизма, что ему совершенно пофиг на других людей, хотя за любого из своей команды порвёт кого угодно, слово своё держит и даже посчитал обязанным себя спуститься в подземелье чтоб выручить своих одноклассников (хотя подземелье ему на один зуб), а каждого встречного предупреждает, что если он встанет у него на пути, то застрелит его без колебаний. Что примечательно, зная о всей закулисной игре церковников и богов, не лезет в неё, пока они не захватили его учительницу. А вот сам «Герой», который должен спасти мир (в команду которого раньше входил Хадзимэ), не способен никого убить даже в бою.
  • Sentouin, Hakenshimasu! (от автора Коносубы) — формально Шестой и Алиса присланы злодейской организацией на другую планету для подготовки ее завоевания, но на месте они защищают людское королевство от армии демонов. Правда, повернутых на честном бое аборигенов их методы приводят в шок — пока войско бредет в лоб приближающейся армии вторжения, отряд героев попросту грабит и выжигает караваны, и противник вскоре сам поворачивает назад. Или, пока рыцари весь день штурмуют снизу башню-колодец, заваливая ее трупами, герои загорают на солнышке, а вечером, пользуясь снаряжением, восходят сразу на вершину башни, скидывают одного генерала демонов вниз, другого забивают камнями до полусмерти...и отпускают обоих в обмен на макгаффин-супероружие.
  • И как тут могли забыть про Павлушу нашего Оберштайна? Едва ли не эталон из палаты мер и весов.
  • «Мой очаровательный лакей» пополам с меркантильный герой — вроде бы все что делает героиня это ради денег, но при этом она реально верный слуга и друг (а потом и возлюбленная) своего хозяина
  • Ride-On King — Плутинов очень благороден и даже бескорыстен, но при этом рационален и даже хитёр, а потому его благородство не смотрится унылым клише. Его соратницы Саки и Белл под благотворным влиянием Плутинова подняли уровень своей доброты, но всё равно при этом не упускают возможности подзаработать или утянуть ништяки при случае, да и в бою «благородством головного мозга» не страдают, стараясь победить любыми методами.
  • «Ублюдок FFF ранга» — собственно, протагонист, смеющийся над штампами фэнтези ради эффективности. Причём «эффективность» у него бывает и моральная: к примеру, если герой силён, то в целях нанесения добра ему нужно игнорировать мелкие просьбы о помощи: найти потерянный старушкой кошелёк могут и местные стражники, а вот эпического монстра могут убить только приключенцы. И если герой будет добрячком, то сколько людей помрут зря, пока он снимает с деревьев котят? Компаньоны говорят, что герои так себя не ведут, а преподаватели снижают оценку за личность — но герой всё равно остаётся при своём мнении.

Видеоигры[править]

  • Вернон Роше из Ведьмака 2 и 3.
  • Ассасины.
  • Gothic — Безымянный Герой во всей красе. Цена на доспехи кусается, а зверье за городом кусается еще больнее? Усыпить стражу заклятьем и стырить доспехи, делов-то. Задать трепку упрямцу, не желающему принимать вашу точку зрения? Нормальное решение вопроса, вся Рудниковая Долина так делает. Нужно огромное количество магии, которое есть только в Новом Лагере, у магов Воды? Значит, грабим магов Воды! При этом предел прагматичности героя задает сам игрок, поэтому на выходе каждый может получить персонажа себе по вкусу: от рыцаря в ржавых доспехах до бессердечного урода, способного, глазом не моргнув, обречь на смерть целую крепость.
    • В самом начале второй части даже есть забавный момент: после того, как Ксардас оповестит нас о появлении драконов, можно предложить… плюнуть на все и побыстрее уносить отсюда ноги! Суровый некромант героя, впрочем, тут же обламывает.
    • Ну что за сказки? Пошарить по чужим карманам в Готике можно когда непись лежит ИЗБИТЫЙ без сознания/в виде трупа, или если навык карманных краж. Заклинание Сон такого не позволяет, инвентарь НПС просто не отобразится. В любом случае доспехи в инвентаре непися при его обшаривании не отображаются, иначе это было бы слишком просто. Чтобы добыть у стражника его доспех, надо перейти в MARVIN-MODE, «переселиться» в нужного НПС, зайти в его инвентарь, выбросить доспехи на землю, «переселиться» обратно в ГГ, и подобрать доспехи. Иначе никак.
    • Ловите ньюфага! В Хоринисе есть склад возле одного из магазинов, который как раз и сторожит ополченец. Его усыпляют, чтобы не мешал обшаривать там сундуки, в одном из которых и лежит простенькая броня. Но, справедливости ради, вырубить и раздеть до трусов нельзя, это да.
      • Написано же русским по белому: Gothic, а так же Новый лагерь, так что речь именно о первой части. Какой Хоринис, господин олдфагЪ? И кстати, попасть на этот склад можно и не усыпляя ополченца, тратя на это свиток, а просто пропрыгав по крышам. Но это для новичка трудно, не допрыгнет он со стены. Или вообще используя баги с оружием/стрейфом в диалоге.
  • Mirror's Edge: Catalyst: Ребекка. Лидер движения «Черный Ноябрь». Фактически по тексту этой статьи.
  • Star Wars: The Old Republic: Лана Бенико, представительница Империи Ситхов, вполне попадает под этот троп. Да и главного героя (особенно на имперской стороне) тоже можно отыграть таким образом.
  • DMC:Devil may cry: Вергилий из перезапуска является примером тропа

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — Котаро вынужден действовать жестоко и прагматично в линии Аканэ, чтобы компенсировать недостаток опыта и изначальную слабость сверхспособностей. То же самое он делает в линии Terra.

Настольные игры[править]

  • Инквизиторы из мира Warhammer 40000. Большинство из них действительно хотят спасти человечество. И, что характерно, они его пока что успешно спасают. При этом они не гнушаются использовать самые жестокие методы. Особенно это касается инквизиторов-радикалов, которые ради спасения человечества активно используют его врагов. Причина такой концентрации героев-прагматиков в данной организации — естественный отбор. Как говорится: «если начинающий инквизитор не пуританин — он бессердечный, если бывалый инквизитор не радикал — он дурак». Остальные просто не выживают. Хотя хватает там и просто откровенных безумцев и садистов, вне зависимости от идеологии. Шикарным примером такого дурака является давно выживший из ума пуританин Федор Карамазов. Этот псих заработал свою мрачную репутацию, когда не побоялся пойти против воли Инквизиции, казнив почитаемого как героя (и не причастного к ереси) молодого проповедника Икараэля. На самом деле, Икараэль организовал ересь и был её главой. «В моем суде нет такой вещи, как прошение о невиновности. Просящий о невиновности виновен в отнятии у меня ценного времени. Виновен», — так высказался Карамазов во время расследования по этому делу. А уж про множество радикалов, поддавшихся Хаосу и в результате скатившихся в безумие, даже и вспоминать не стоит.
    • Комиссар Кайафас Каин отличается тем, что вместо фанатизма и пафоса наделён здоровым прагматизмом.

Интернет-проекты[править]

  • Вся суть Фонда SCP. Сегодня ты числишься у них сотрудником класса D, а завтра от тебя остаются окровавленные, обугленные или вообще непонятно как изуродованные останки. С ни в чём не повинной беременной девушкой вытворяют такое, от одного описания чего можно сойти с ума, или они хотят, чтобы все в это верили, и именно эта вера и является ключевым фактором сдерживания. Но мы всё ещё живы и в безопасности, и на том Фонду спасибо. А бессмысленных жертв Фонд не допускает (хотя на заре развития проекта, в «лолФонде», они и были обычными).

Реальная жизнь[править]

  • Телохранители. В большинстве случаев они как можно скорее убирают випа с линии огня, а не закрывают его собой.
  • Инструкции при аварии самолёта говорят надеть маску сперва на себя.
    • В целом, при оказании помощи в опасных условиях рекомендуется в первую очередь думать о своей безопасности, даже в ущерб качеству оказанной помощи. Потому как от того, что спасать придется уже двоих (это если есть, кому, и еще есть кого спасать), лучше никому не станет.

Примечания[править]

  1. Хотя технически создать ботов, способных самостоятельно принимать решения, вроде-бы, было возможно даже во времена написания. Просто оказалось, что если игра начинает играть сама в себя, ее сюжет гарантированно скатывается в анал-карнавал — что подходит далеко не каждой игре и не каждому жанру. А вот получить от ботов связную речь сложновато и сейчас — но предположить, что через 20 лет это станет возможным, можно (особенно учитывая, что игроки принимают допустимые жанровые условности).