Transmetropolitan

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Спайдер Иерусалим за работой.
« Привет. Я — Спайдер Иерусалим. Я курю. Я принимаю наркоту. И моюсь раз в шесть недель. Я постоянно мастурбирую и брызжу моей кипящей ядовитой спермой из моего окна вниз — в ваши волосы и еду. Я богатый и уважаемый колумнист крупной городской газеты. Я живу с двумя прекрасными женщинами в самом дорогом и респектабельном районе города. Адская работа. »
— Главный герой о себе
« И знаешь, что самое плохое? Он — хороший парень. »
— Елена Россини о Спайдере Иерусалиме

Transmetropolitan — культовый комикс в жанре посткиберпанка, издававшийся в 1997-2002 году. Эта история повествует о бесстрашном гонзо-журналисте Спайдере Иерусалиме, вернувшемся в Город после пяти лет отсутствия. Причины прозаические — у Спайдера заканчиваются деньги и наркотики, а кроме того, на него давит издатель, требующий написания ещё двух книг по действующему контракту. В конечном итоге Иерусалим с неохотой возвращается в многомиллионный муравейник Города и окунается с головой в жизнь мегаполиса.

Жизнь Спайдера Иерусалима в Городе большей частью состоит из влипания во всевозможные неприятности и выпутывания из них. Тем не менее, его колонка «Мне тошно здесь»[1] реально влияет на жизнь Города (а также приносит изрядный доход как газете «Word», так и самому Спайдеру).

Проведение выборов президента США (в которых Город играет одну из ключевых ролей) неизбежно втягивает Иерусалима в дебри большой политики. И всё заверте...

Нота бене. Несмотря на чудовищный сеттинг, комикс пропагандирует крайне здравые идеи — преодоление отчуждения, порицание эксплуатации, свободу прессы и заботу о детях. Да-да, о детях.

Так что тут есть?[править]

  • Ай, молодца! — Спайдер Иерусалим так увлёкся свержением Зверя, что слишком поздно осознал, что Улыбашка, оказывается, ещё хуже.
  • Антигерой/Герой-социопат — Спайдер Иерусалим.
  • Бленд-нейм - "Эбола-Кола", и ещё несколько отсылок к хавчику и ширпотребу из 90-х.
  • Бой-баба/Свой парень — Шеннон Ярроу.
  • Бетти и Вероника — Шеннон Ярроу и Елена Россини, а прикол в том, что Спайдер трахнул Елену, а Шеннон всю дорогу стебётся над ней, на что Елена дает ответку — мол, Шеннон сама мечтала бы оказаться на её месте (и таки чуть не оказалась). Ну и кроме прочего, Елена умудрилась залететь.
  • Будущее не оправдало ожиданий — медицина будущего может разморозить и восстановить тела людей, заморозивших себя аж в середине XX века, и излечить огромное число смертельных прежде болезней, даже омолодить может... А в чём подвох? В будущем они никому нахрен не нужны, да и «пришельцы», мягко говоря, фигеют, видя творящийся кругом трэш. В итоге их судьба — барак с двухэтажными нарами и скудное пособие.
  • Гамбит Бэтмена — в финале истории его проворачивает Спайдер в борьбе с Улыбашкой. Чего только стоит интервью с уже мёртвой женой Улыбашки!
  • Гамбит Танатоса — изящно обыгрывается. Бывшая супруга Иерусалима решает временно заморозить себя — до тех пор, пока Спайдер не умрёт. Но перед самой заморозкой она намеренно провоцирует сектантов, зная, что после её «смерти» они неизбежно обрушат свою месть на Иерусалима, как ближайшего родственника. Правда, в итоге именно её постигла смерть навсегда — её голову выкинули в реку, в компанию к использованным презервативам и ржавым велосипедам.
  • Ги-ги-гитлер - много и со вкусом. Карлики-нацисты, простые прохожие на улице, утырки из числа упоротых последователей Хеллера, в том числе и буквально выглядящие как Адольфик. Дополнительный аудиовизуальный бонус в случае Хеллера, мало того что он придерживается ультраправых взглядов, и сама его фамилия (Heller) отсылка к Гитлеру, так и ещё его трибуна вместе со сценой копирует антураж 30-х гг., и даже буквы на ней выполнены готическим шрифтом. Шикарная аверсия ближе к концу - Хеллер, хоть и козёл, но не чужд хоть каких-то принципов, в то время как Улыбчивый оказывается конченным монстром.
  • Гладить собаку — вместо собаки у Спайдера живёт кошка-мутант (см. картинку). Кошка характером вся в Иерусалима и, тем не менее, они более-менее ладят. А собаку там дружно пинают всем городом.
  • Даже у зла есть стандарты/Злодей по должности — президент США Зверь. По крайней мере, это становится ясно перед самыми выборами. «Моя задача — не всеобщее счастье, а сделать так, чтобы большинство жителей этой страны были живы. Если у 51% граждан будет чем позавтракать завтра, а у 49% — нет, то я выполнил свою работу. Фактически, это максимум того, что можно достичь». Hard job — hard man.
  • Жертвенный агнец — Вита Северн. Да и не только. Фактически, каждый раз, когда у Улыбашки понижаются рейтинги, кто-нибудь кладётся на алтарь.
  • Заболтать до смерти — как-то раз в Праге Иерусалим при помощи телефона довёл до суицида шесть политиков. Да и в целом, довести интервьюируемого до белого каления для Спайдера — милое дело.
  • Из двух зол выбирай меньшее — Зверь против Улыбашки. Выбор в пользу Улыбашки оказывается бо́льшим злом.
  • Изменившаяся мораль — относится ко всему сеттингу. Свободное поедание человечины, хоть и клонированной. Генетические техногенетические, технические модификации вплоть до потери человеческого облика и становления зверочеловеком, киборгом, облаком нанороботов, и даже инопланетянином — в свободном доступе.
  • Каннибализм - в рамках сеттинга. Открытие способа создания относительно дешёвых клонов человека было воспринято в безумном будущем как отмашка разрешающая поедание себе подобных. Но настоящая проблема кроется в том что некоторым жителям Города нравится свежатинка...
    • Тут же и Бонус для гениев - кафе "Long Pig". Разного рода надмозги пытались перевести это название как "Большая Свинья", однако этим гражданам просто кругозора не хватило знать что в Индонезии (в которой многие из дикарей ещё пока не отказались от практики людоедства) называют "Длинной свининой" человечину. Таким образом смысл до грубости прост и банален - "Приходи в "Длинную Свинью" поесть длинной свинины"...
  • Козёл — и снова Спайдер Иерусалим, эпиграф давит педаль в пол, если не в асфальт. «Чтобы я мог писать — меня должны ненавидеть».
  • Козёл с золотым сердцем — Спайдер Иерусалим, ибо ВСЁ, что он делает — он делает во имя добра. Но в средствах не стесняется.
  • Коронная фраза — в большинстве случаев деловое общение Ройса со Спайдером начинается с фразы редактора «ГДЕ МОЯ ЕБ*ЧАЯ КОЛОНКА?!». Что характерно, Спайдер сразу подметил момент, когда этого не произошло, и не прогадал.
  • Маленькие зелёные человечки — как ни странно, живут на Земле, в анклаве Вильнюса.
  • Мир-помойка — Город, по крайней мере некоторые его районы. После околосупершторма — весь город.
  • Моральный горизонт событий — смерть Виты Северн, начальника предвыборного штаба Улыбашки. Иерусалим догадывается, что это дело рук Улыбашки и начинает непримиримую борьбу с ним. Хотя вообще-то она единственная, кто могла ему отдаться по доброй воле.
  • Мутанты - обычное явление в постапокалипсисе. Например кошка Иерусалима, имеющая две морды, или голуби-мутанты в парке.
  • Напарник — вернее, напарницы, «мерзкие ассистентки» Шеннон Ярроу и Елена Россини.
  • На тебе! — Зверь явно списан с Никсона, Улыбашка очень похож на Тони Блэра с чертами Роберта Кеннеди и Билла Клинтона. Про антиклоунов из института допустимого терапевтического ужаса, пугающих детей до усрачки, даже упоминать не стоит.
  • Несовместимая с жизнью тупость — Фред Христос и Диэсл Барклей. Да и все трансиенты в меньшей мере.
  • Нет, не тот — Улыбашку зовут Гарри Каллахан. Нет, «Магнум» сорок четвёртого калибра не завезли.
  • Оммаж — главный герой явно списан с основателя гонзо-журналистики Хантера Томпсона. Также немало отсылок к современной массовой культуре, например, компания, очищающая площади Города от старой застройки, называется «Durden Demolitions», а служба такси — «Travis Bickle Taxi Service».
  • Она высокая, он низенький: Спайдер Иерусалим — человек скорее среднего роста, но его ассистентка Шеннон Ярроу — очень высокая. Прежде она работала и телохранителем, и штурмовиком, и коллектором.
  • От плохого к ужасному — все неприятности Спайдера до президентских выборов были всего лишь мелкими недоразумениями на фоне того, что началось после них.
  • Пейзажное порно - виды на Город и его постройки просто дух захватывают, если конечно на время забыть о том что находится внизу...
  • Плохой хороший конец — Улыбашка повержен, но Иерусалим, скорее всего, умственно деградирует уже через год. Хотя есть вероятность, что он и в этот раз выпутается из передряги. Один процент. И у него получилось, но вернуться в журналистику — значит, открыть этот факт миру, а Спайдеру больше нравится помидорчики выращивать, потому что издатели и шумиха его уже изрядно подзадолбали. К тому же, время подумать о семье.
  • Пнуть собаку — и снова в роли собаки кошка. Убить котёнка приказывает Улыбашка. И та чёртова псина из эпизода «Freeze with kiss».
  • Поджог, убийство и переход на красный свет — «Личные фильтры Спайдера! Злоупотребление! Насилие! Ложь! Воровство! Люди занимаются сексом!».
  • Полное чудовище — Гарри «Улыбашка» Каллахан, новый президент США. «Итак, конституция, где ты хочешь начать сокращение?»; «Да, генерал, я опять мастурбирую американским флагом: это меня успокаивает. А вы хотели бы, чтоб я мастурбировал вами?».
  • Приглаженная помойка — весь сеттинг. Спайдер Иерусалим ещё помнит, как во времена его детства выйти на улицу было нельзя — дожди были не кислотные, а реально из кислоты, а над городом неделями висел ядовитый смог со следами кислорода.
  • Псевдомилый злодей — Гарри «Улыбашка» Каллахан.
  • Реклама наркотиков — развитие медицины позволяет жрать вещества без особых последствий. И Спайдер это регулярно делает.
  • Ржавое будущее — во всей красе.
  • Робот-наркоман — здесь упарывается и техника, а не только люди.
  • Секс по пьяни — Спайдер по пьяной лавочке переспал со своей «мерзкой ассистенткой» Еленой, о чём та долго жалела.
  • Слезогонка - много такого, социальщина-антиутопия как-никак. Но педаль в подземку втаптывает, к примеру, #40, просто грёбаный номер 40... Людям у которых есть собственные дети к прочтению настоятельно НЕ рекомендуется...
  • Сопротивление — подпольный независимый сайт «Дыра». Спайдеру приходится работать и с ними, хотя новости там были бесплатным приложением — «Дыра» задумывалась как порносайт, отсюда и название.
  • Транс-человек — целая секта трансиентов. Эти закоренелые неудачники наивно полагают, что прививание ДНК пришельцев сделает их лучше. Лучше — не лучше, но президент обожает трансиентских проституток, а сами трансиенты чувствуют себя не такими, как все.
    • А вообще, транс-людей всех мастей и разновидностей тут навалом, но внимания им уделяется куда меньше.
  • Тяжелое детство, деревянные игрушки — да, это тоже про Иерусалима. В одной из серий он рассказывает о том, как впервые встретился со смертью близкого. Да и вообще, много что про своё детство рассказывает, в том же духе.
  • Улыбашка — одного из персонажей именно так и зовут.
  • Чёрно-серая мораль: протагонист — отнюдь не ангел, но его враги однозначно хуже.
  • Чернуха — во всей красе. Включая псевдоканнибализм и крайне циничное отношение к «святым коровам» — например, ведёрко глаз детёнышей тюленей (отсылка к ведру человеческих глаз, по легенде, подаренному хорватскими усташами своему вождю Анте Павеличу? Нет, просто ведёрко глаз детенышей тюленей — дело в том, что «зелёных» всего мира жутко возмущают и доводят до белого каления истории о том, как циничные и злобные браконьеры убивают детёнышей тюленей дубинами, а ведь они плачут! А Спайдер их ест как попкорн под телепередачу), или вездесущая педофилия, или полнейшее наплевательство на семейные ценности, кровавые мультики, и всё такое прочее. «А теперь, поросятки, мы изучим некоторые приёмы хирургии своими руками».
  • Чудо одной сцены - визуальное искусство вроде графических новелл предоставляет для подобного широчайший простор, но в качестве конкретного примера можно привести отрезок в котором с виду опустившийся и задепрессовавший Ройс на самом деле держит хвост пистолетом, ведёт собственное расследование, и создал секретную копию архивов "Слова", к которой доступ имеет только он. Собственно сцена в которой это становится понятно, и его ухмылочка, пополам с Опора на четвёртую стену.
    • Сюда же и сцена в такси. Напуганный таксист просит не убивать и не есть его снова. То есть бедного мужика уже однажды убили и съели. А вы говорите что это у вас работа адская...
  • Этого никогда не было — при личной встрече со Спайдером Каллахан напрямую вываливает всю свою подноготную. А поскольку рабочую аппаратуру у Спайдера изъяли, то доказательств разговора и самой встречи представить широкой публике не вышло бы.

Примечания[править]

  1. В оригинале — I hate it here, буквально «Я ненавижу здесь находиться» «Я ненавижу это здесь», по смыслу примерно так: «я ненавижу это, не сходя с места/прямо отсюда». Вариант «мне тошно здесь», может, и не самый точный, но ничего более лаконичного и яркого найти не удалось.