Падение империи (фильм, 2024)

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Падение империи

Civil War

Постер фильма
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
Киностудия
РежиссёрАлекс Гарленд
Автор сценария
  • Алекс Гарленд
Когда вышел2024
Продолжительность109 минут
В главных ролях:
Кирстен ДанстЛи
Кейли СпэниДжесси
Вагнер МоураДжоэл
Стивен ХендерсонСэмми
Ник ОфферманПрезидент
Соноя МидзуноАня

Не путать с третьим сольником про капитана Америку

Падение империи (англ: Civil War, дословно ― «Гражданская война») ― американский триллер студии А24, четвёртый фильм британского режиссёра Алекса Гарленда. Рассказывает о Второй гражданской войне в США, случившейся где-то в недалёком будущем. В центре сюжета группа журналистов, путешествующих по полуразрушенной Америке в надежде успеть взять интервью у ненавистного всеми президента до того, как до него доберутся почти уже победившие повстанцы. Каких-то крупных сражений нам особо не покажут, но вот тему страданий гражданского населения в условиях войны вполне раскроют.

Картина вышла ОЧЕНЬ вовремя: анонс совпал с миграционным кризисом в Техасе, когда правительство штата выступило против Вашингтона из-за изменения в законах об охране границы с Мексикой. Правительство штата восприняло это как посягательство на суверенитет, выгнало федеральных пограничников и заявило о готовности воевать за этот самый суверенитет в случае необходимости. На сегодняшний день Техас поддержало 29 штатов, а некоторые даже отправили туда свои войска на случай ввода федеральных войск. На момент написания статьи (декабрь 2024) кризис так и не закончился.

Когда всё это началось, люди по всему миру запаслись попкорном в ожидании зрелища. И тут в интернете появились трейлеры фильма про эту самую гражданскую войну, которую все и ожидали со дня на день. Лучшей рекламы фильму придумать тяжело было. В итоге он стал вторым самым кассовым релизом А24 после оскароносного «Всё, везде и сразу».

Сюжет[править]

Официальная карта местной Америки

Недалёкое будущее, США превратились в диктатуру, президент объявил о третьем сроке, устроил репрессии против несогласных и распустил ФБР. Страна разделяется на 4 воюющих силы: лояльные президенту штаты, противостоящие им Силы Запада в составе Калифорнии и Техаса, Новую Армию в северной части страны и Флоридский альянс во главе с Флоридой.

На момент действия фильма Силы Запада добиваются успехов и уже подходят к Вашингтону.

Главные герои ― 4 журналиста: корреспондент «Рейтерс» Джоэл, журналист «Нью-Йорк таймс» Сэмми и независимые фотокорреспонденты Ли и Джесси. Вчетвером они хотят доехать до Белого Дома раньше повстанческих войск и взять интервью у президента. Для этого они решаются добираться до столицы самым опасным путём ― по шоссе, где сейчас царит анархия, а журналистов по приказу правительства расстреливают на месте.

В пути четвёрка будет наблюдать эту анархию, а зритель вместе с ними будет смотреть, во что может превратиться цивилизованная некогда страна во время гражданской войны. Зрелище это не очень приятное: то военные устраивают массовые казни гражданского населения, то работники автозаправки вешают мародёров, то непонятный снайпер по приколу стреляет по проезжающим машинам (а другие непонятные снайперы стреляют по нему). Страшно, очень страшно. Ничего непонятно, но очень интересно.

Тропы и штампы[править]

Сюжетные[править]

  • Бронебойный вопрос ― «Ты американец? Ясно. А КАКОЙ ты американец?»
  • Верность до конца ― работники Секретной службы и некоторые лоялисты остались защищать президента даже во время атаки на Белый дом, хотя ситуация явно сложилась не в их пользу. Особенно выделяется агент, посланная на переговоры и убитая на месте через две минуты диалога.
  • Война - это кошмар ― конечно же это тут есть, но без переборов. В целом Америка осталась достаточно прилизанной, голода или чего-то подобного нет, но есть уничтожение мирных жителей, казни мародёров и т.д. А самой жуткой сценой в этом плане наверное стала сцена со снайперской дуэлью, когда один из снайперов даже не знал, на какой стороне воюет его противник. Да это и не важно. Нам весь фильм вообще не дают понять на каких сторонах воюют встреченные главными героями бойцы (за исключением двух боевых сцен).
  • Несовместимая с жизнью самоуверенность ― президент настолько верил в свою победу, что не эвакуировался из Белого дома даже после начала штурма Вашингтона. Лишь когда вражеские войска уже подошли к самому дому, он начал подавать признаки подготовки к побегу. При этом он не стал прятаться в бункере под Домом, не сбежал по президентскому метро, не отступил в бункер Рэйвен-Рок. Это уж не говоря про банальный побег в лояльный штат. Он до последнего верил в победу.
  • Они будут или нет? ― Джоэл и Джесси весь фильм общаются на грани дружбы и романтики, но к концу они так и останутся просто друзьями. Но некоторые фанаты считают, что после событий эти двое уехали к родителям девушки отходить от шока.
  • Офигенные герои ― Сэмми выступает таким для наших журналистов, когда их собирался убить псих в розовых очках.
  • Предзнаменование:
    • в середине фильма Джесси спрашивает Ли, сфотографирует ли она её, если ту застрелят. Ли даёт положительный ответ. В конце агент секретной службы убивает Ли, а Джесси безэмоционально фотографирует её труп.
    • Когда Джоэл и Сэмми обсуждают будущее интервью с президентом, Сэмми говорит, что большинство диктаторов на самом деле не такие уж и великие люди. Позже, когда Джоэл встречает президента лично, тот прячется под столом и молит о пощаде, хотя в СМИ он выступал сильным лидером.
  • Профессиональный риск ментораСэмми для Ли, а Ли для Джесси. Один к концу погибает, другая скорее всего тоже.
  • Ружье Чехова ― в начале фильма можно обратить внимание на тот факт, что Ли нарушила принцип фоторепортёров ― проявила участие ради спасения Ли во время беспорядков. Хотя репортёры должны быть лишь наблюдателями и не влезать даже ради спасения друзей. А в конце она (предположительно) гибнет, когда в очередной раз пытается спасти девушку. Многие, кто не обратят внимание на эту деталь из начала, будут удивлены поворотами в конце, а вот внимательный зритель будет ожидать такого.
  • Сломать милашку ― вся наивность и инфантилизм Джесси улетучиваются после посещения первой же заправки, где местный ополченец казнил мародёра на её глазах. Дальше всё стало ещё хуже.
  • Смерть от кармыгерой Джесси Племонса вместе с подручными устраивает братскую могилу целой куче гражданских, которых они же сами и убили. Куда улетит его тело после удара машиной? Правильно, прямо в эту яму.
  • Снежная королева оттаяла — по ходу фильма Ли постепенно «теплеет» по отношению к Джесси и даже жертвует (предположительно) жизнью ради её спасения.
  • Что стало с мышонком? ― нам так и не дали точного ответа, осталась ли жива Ли Смит после ранений. Вроде бы считается, что мертва, но ей явно попали в бронежилет и следов крови нигде не видно. Она могла потерять сознание, но не обязательно должна была умереть. Плюс западные зрители указывают на то, что попал в неё не солдат, а агент Секретной службы, у него вряд ли было сильно убойное оружие, скорее всего MP-5 с пистолетным патроном.

Персонажи[править]

  • Алкоголик ― Джоэл. Весь фильм не просыхает, а ещё до своего первого появления где-то за кадром так напился, что начал приставать к Джесси и не запомнил этого.
  • Бесстрашный журналист ― это не наши главные герои (может, кроме Ли), они как раз очень боятся. Но зато в конце появляется британская журналистка Аня со своим оператором Дэйвом. Вот они как раз подходят под троп. Во время финальной битвы они не показывают ни одного признака страха, а Дэйв даже умудряется шутить.
  • Военный социопат ― почти все показанные военные в фильме. Например, в конце фильма мы можем увидеть работников Белого Дома, покончивших с собой. Потому что слава о военных преступлениях Западных сил намекает, что самоубийство лучше плена. Лоялисты при этом тоже не ангелы, потому что они бомбили мирных жителей незадолго до событий фильма. Плюс у лояльных войск есть приказ о расстреле всех встреченных журналистов.
  • Камео перед дебютом ― друзья Джоэла Тони и Бохай появляются ещё в самом начале фильма в Нью-Йоркском отеле, но более или менее значимую роль начинают играть только ближе к концу.
  • Моральный питомец ― Джесси для Ли.
  • Мы зовем его «Бармен» ― мы так и не узнаем имени президента. Просто президент.
  • Наемник ― в начале путешествия главные герои присоединятся к перестрелке лоялистов и наёмников. Естественно, в качестве нейтральных журналистов. Наёмники экипированы как и военные, но носят гавайские рубашки вместо формы. После перестрелки устроили казнь пленных, но позволили репортёрам фотографировать свои военные преступления.
    • А разве это не местные ополченцы? По крайней мере на imfdb они такими значатся.
  • Ничтожество на троне ― президент представлен абсолютным трусом и идиотом с замашками диктатора. Как намекает сам Гарленд, он был хорошим президентом в первый срок, а в такого превратился постепенно, будучи развращённым властью. Кстати, приказ об отстреле всех журналистов, из-за которого и случился сюжет фильма, отдал именно он.
  • Полное чудовище ― безымянный военный социопат в исполнении Джесси Племонса. У некоторых зрителей даже есть подозрения, что он убивает не только случайных проезжающих людей, но и вырезал целый город рядом. Но при этом он стал наверное самым известным персонажем фильма.
  • Снайпер — снайпер с ярко-зелеными волосами и накрашенными ногтями. Что за фигня, автор?
  • Он просто идиот — квинтет главных героев и их поведение попадает именно под эту категорию. И эти трое, профессиональные военные журналисты, что в течении долгих лет не вылезали из горячих точек?

Антураж и стилистика[править]

  • Разъединённые Штаты Америки ― США распались на 4 противоборствующих части: одну из них контролирует Вашингтон, Техас и Калифорния основали отдельный союз, частью Восточного побережья управляет Флорида, а ещё одна взяла власть над севером. И вряд ли война закончится после победы над президентом.
  • Уличные бои ― битва за Вашингтон в конце фильма. Пополам с батальное порно
  • Через недельку нашей эры ― действие происходит в недалёком будущем относительно года выхода фильма (2024), но ни намёка на футуристичность не ждите.
  • Эклектика ― мир фильма будто бы специально показан несовременным. Журналисты пользуются плёночными фотоаппаратами, репортёров с видеокамерами (до одной сцены в конце) не видно вообще нигде, солдаты не пользуются дронами, социальные сети отсутствуют как явление. Действие происходит будто бы в начале нулевых, хотя заявлено недалёкое будущее. Можно оправдать тем, что в условиях гражданской войны нет работающей инфраструктуры, обеспечивающей работу всех современных технологий.
    • Имеет место быть скорее всего банальная халтура, и представление войны глазами Гарланда режиссёра и сценаристов - для которых в фильме самое главное это посыл (какой правда непонятно, так хреново он написан). А то что всё показанное выглядит как представление гражданской войны (и вооружённого конфликта вообще) глазами соевых идиотов из Южной Калифорнии, это неважно.
      • Посыл то как раз весьма понятный, а именно фильм очевидно антитрампистский, выпущенный в разгар президентской кампании. Это понятно по образу президента, являющегося смесью Трампа и Орбана, составу военнослужающих двух сторон, где большинство солдат "Сил Запада" (само название весьма говорящее) - представители меньшинств, а также мужчины с крашеными волосами и ногтями, а сторонники президента в основном белые республиканцы, и ряду других отсылок.

Мета[править]

  • Духовный наследник ― сам Гарленд заявлял картину как духовного наследника советского «Иди и смотри», это один из его любимых фильмов и он давно хотел снять что-то похожее.
  • Иронический кастинг:
    • Вагнер Моруа, сыгравший американца Джоэла, на самом деле гражданин Бразилии. Исполнивший роль гонконгского журналиста Нельсон Ли ― канадец с тайванским происхождением.
    • Гарленд придумал интересную идею, чтобы сделать Джесси более восторженной Ли. Он специально нанял на роль молодой журналистки фанатку Кирстен Данст. Кейли Спенни, сыгравшая Джесси, стала фанаткой Данст ещё со времён Человека-Паука и всю жизнь восторгалась каждой её ролью. Так что её фанатизм в фильме ― абсолютно настоящий.
  • Назван в честь знаменитости — героиня Кирстен Данст, Ли Смит, названа в честь известной журналистки середины ХХ века Ли Миллер.
  • Не знает матчасти ― американские зрители вдоволь посмеялись над лором фильма, в котором Калифорния и Техас создали союз и вместе выступили против президента. В реальности жители этих двух штатов не очень друг друга любят и в реальности очень вряд ли будут воевать за одно. А всё потому, что режиссёр фильма ― Британец и вряд ли он хорошо разбирается в особенностях американского общества.
    • кризис в Техасе, совпавший с премьерой фильма, когда все реально ждали начала гражданской войны, подтвердил нереалистичность сюжета: несмотря на то, что власти половины штатов поддержали Техас и некоторые даже отправили войска на случай прямого столкновения федеральных и местных войск, Калифорния не стала поддерживать бунтовщиков. Так что, если бы в 2024 реально началась бы война, Калифорния скорее всего стала бы лоялистом или выступила третьей стороной. Кстати, техасский кризис формально не завершился даже на момент написания статьи (зима 2024), так что у фильма всё ещё есть шанс стать мета-пророчеством.
  • Никогда не доверяйте трейлеру ― трейлер и вся рекламная компания обещала нам боевик в духе COD: Modern Warfare, но только там убивают не злых русских, а злых американцев. В реальности же получилось роуд-муви про приключения кучки журналистов, а боевых сцены по сути всего две.
    • также трейлер очень сильно переврал сцену с безымянным ополченцем и его вопросом: «А КАКИЕ вы американцы?» (What kind of American are you?). Что в России, что в Америке зрители поняли эту фразу как вопрос о взглядах и мировоззрении. Мол смотрите: американцев много и у них разные идеологии и менталитеты. Настолько, что аж война случилась. Но на деле же это был банальный вопрос о национальности, потому что злодей был расистом и убивал всех небелых.
    • А название в локализации позволяет сначала предположить продолжение серии боевичков «Падение… (Лондона, Олимпа, Ангела)».
  • Чудо одной сцены ― эпизод с Джесси Племонсом. Самое смешное, что он попал в фильм случайно: его позвала сняться в эпизоде жена, Кирстен Данст.
    • Благодаря великолепной игре Племонса - это буквально единственная сцена в фильме, от которой натурально веет кошмарной гражданской войны, где не жалеют не своих не чужих. Даже не отменяя того факта, что сцена фактически вставлена в фильм ради того что бы накануне выборов показать белого WASP с автоматом (стереотипичнейшего в глазах сои, избирателей республиканской партии) над ямой с десятками трупов - сцена действительно пробирает.
  • Не в ладах с политологией — жестокая гражданская война в глубоко идеологизированном обществе с кучей внутренних проблем — где люди убивают друга-друга сотнями тысяч, лишена малейшего намёка на идеологию сторон, на их политическую программу и хотя бы на конечную цель войны. Что должно подчеркнуть по идее «бессмысленность войны», но метафора эта откровенно в воздух. Потому что зритель не настолько дурной, что бы не понимать что война и под лозунги и флаги тоже может быть бессмысленной бойней. Но при этом авторы с одной стороны поместили изрядно белых мужиков, а с другой стороны каких то мутных латиносов с крашенными ногтями и цветными волосами. Что должно символизировать… даже прям страшно спросить что. Когда государственный переворот в фантасмогоричной антиутопии «Бункер Палас-Отель» выглядит более внятным и обоснованным чем в вашем «суперблокбастере» — то у вас проблемы.
    • Ну и так фильм одна сплошная провокация, чтобы там еще и реальные идеологии вставили…
  • Не в ладах с военным делом - авторы правки было интересно, как будет выглядеть бой за Вашингтон в "серьёзной военной драме". Посмотрят ли авторы документалки про бои за Хомс или Донецк, пообщаются с военными или журналистами побывавших в Афганистане, Сирии, Украине? Как будет показан финал кошмарной гражданской войны в одной из самых вооружённых и населённых стран мира, в крупном мегаполисе где собралось великое множество сил готовы сражаться насмерть? Правильно - как последние уровни в "Modern Warfare 2", естественно.

См. Также[править]

  • Судная ночь ― ещё одна серия фильмов, где американцы с большим удовольствием убивают друг друга.
  • Нация убийц ― и ещё один фильм.
  • Иерихон ― сериал про жизнь обычных обывателей во время новой гражданской войны в США.