Ружьё Чехова

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Ружье Чехова»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Chekhov's Gun. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. »
— Из письма Антона Павловича Чехова к литератору Александру Лазареву-Грузинскому от 1 ноября 1889 г.
« Если в книге сказано, что герой положил в карман ключи, так и знайте: или сопрут, или потеряет. В жизни так бывает далеко не всегда. »
— Козьма Прутков-инженер (Владимир Савченко)
Динозавры зрят в корень

Чеховское ружьё — литературная техника, суть которой состоит в том, чтобы в начале истории вскользь упомянуть о чём-либо и не раскрывать его значения до самого конца. На самом деле Антон Павлович.[1] имел в виду совсем другое: не стоит включать в историю элементы, не являющиеся необходимыми. Но его слова были поняты неправильно.

Часто цитата о ружье Чехова всплывает в дискуссиях о сюжетных дырах.

Во многих ранних пьесах Чехова использовалась техника повторного указания. Она состоит в том, что в истории периодически упоминается персонаж или объект, кажущийся при первом упоминании незначительным, но в конце неожиданно оказывающий влияние и развязку.

Иногда зрителю могут специально тыкать под нос ружьём, намекая, что оно всплывёт в дальнейшем, однако делают это ради ломки ожиданий.

Примеры[править]

Литература[править]

« Оказывается, у ненцев отношение к этим «мумиям оленьих фараонов» отнюдь не святое. Впрочем, как и ко всем их богам. Эти святыни можно запросто кушать! Прямо в гнило-сыром виде с душком. Даже полная тухлятина не теряет своей калорийности. Едят такое не только в нужду или по форсмажорным обстоятельствам, но и просто как своеобразный деликатес. Но всегда восполняют взятое — захотелось копальхема, смерть вожаку, Духа Большого Оленя тоже обижать не следует. Тысячелетия жизни в тундре такому научили — это ведь прекрасные консервы на чёрный день, не говоря уже о спасительной помощи тем, кто потерялся в тундре. Ведь главная их ценность — что они как бы ничьи, забытые и разбросанные по северной земле дары предков. Именно такую тушу и взялся разыскать Савелий Пересоль. »
— Ломачинский о ненецких консервах
  • «Вечный зов» — эксплуатация тропа. Когда домой возвращается сын, который сотрудничал с немцами, отец вешает на стену ружьё.
  • «Осколки Сампо» Дмитрия Овсянникова. Ножи в руках героев. И упомянутые вскользь в начале романа амулеты из медвежьих зубов, которые Тойво и Антеро получают перед уходом в путешествие:
« Да возьмите и это — ведун извлёк из-за пазухи два амулета — медвежьи клыки длиной с палец, надетые на тонкие шнурки из конского волоса, — от зверья хищного убережёт. У чудовища взял я их много лет назад, не у медведя — у хийси в медвежьей шкуре. »
  • М. и С. Дяченко, трилогия «Маг дороги»: в первом томе, когда Королевство отправляется в путь, Лена замечает одиноко стоящую женщину, которая смотрит вслед их процессии. Больше об этом речь не заходит до третьего тома, в котором эта женщина, пусть и не желая того, устраивает всему Королевству веселую жизнь.
    • Там же в начале книги Лена хочет задать старшему магу, Лансу, неудобный вопрос, но в последний момент, струсив, спрашивает про первое пришедшее в голову заклинание. Ланс отвечает, и в конце книги это знание спасает Лене жизнь.
    • Там же, когда Королевство обосновалось на новом месте, король Оберон предлагает Лене дать имя реке, и Лена называет её Лансом — в честь погибшего мага и воина. В третьем томе, когда Лене нужно обратиться к любому воину, оставившему этот мир, не используя некромантию, она обращается к Лансу через реку.
  • В. Каверин, «Два капитана» — размокшие письма, которые герой читает в детстве, «выстреливают» больше одного раза.
  • Антон Орлов, «Сонхийский цикл» — во второй книге Тейзург дарит Полю Лагайму «клинок жизни», который позволяет убитому (или самоубившемуся) им человеку сохранить память и все способности в последующем рождении. Сам Тейзург ранее пользовался такими ножами много раз, чтобы оставить врагам свой хладный труп и вернуться для страшной мести через 15—20 лет, а куда «выстрелит» этот нож, пока один автор знает…
    • В третьей книге шутки ради присутствует прямая отсылка к тропу. Маг Гренто по прозвищу «Дурной глаз» видит на стене трактира старинный топор и говорит: «Как сказал один критик, если в первом акте пьесы на сцене висит топор, значит в последнем кому-то…» Тут его затыкают задолбанные такими сглазами спутники, однако на утро это чуть было не происходит.
  • «Ранняя пташка» Джаспера Ффорде: ружей по стенам развешено изрядное количество. Некоторые из них негромко пшикают, некоторые, несколько раз подчёркнутые, вовсе не стреляют. Самое же главное ружьё повешено ещё в первой главе, там же объявлено очень важным, и забыто до самого финала, где бабахает на весь Уэльс.
  • Валерий Медведев, «Свадебный марш» — отыгрывается с тропами шутки ради и буквально понятые слова. Клоун Бон-Иван рассказывает, как ходил в провинциальный театр, и там на сцене висело ружьё, которое выстрелило в конце в самый неподходящий момент. Оказалось, что недообразованный и не очень умный местный режиссёр решил сделать «по заветам классика», вот только понял те заветы слишком прямо.
  • Борис Акунин, Азазель и Смерть Ахиллеса. В Азазеле была подчеркнута странная белизна глаз человека, чуть не убившего Фандорина, в Смерти Ахиллеса этот человек оказывается главным антагонистом. Тут скорее просто отсылка на прошлую часть, но все равно приятно такое внимание к деталям.
  • «Обречённые» Сергея Тармашева — Зомби не заходят в аномалии. Аномалии не пересекаются. Эти два факта будут «выстреливать» снова и снова. В первых трёх книгах на них завязаны важные сюжетные моменты.
  • Туи Сазерленд «Драконья Сага» — Туи очень любит развешивать эти ружья в огромных количествах. В книге упоминается артефакт Ониксовый Глаз, который был важным сокровищем королевы песчаного племени? В финальной книге цикла он неожиданно отыщется и поможет решить вопрос с тем, кому же быть королевой! В этой же книге упоминается Мракокрад, которого до дрожи боятся ночные и которым пугают непослушных драконят. В следующем цикле он и станет главным антагонистом. Упоминается что у Беды есть погибший брат-близнец? Нет, он жив и вполне здоров, просто воспитывался человеком и держался от других драконов подальше. Свою роль в истории он еще сыграет. Слышим упоминание что на Яшмовой Горе живет некий одинокий дракон? Его в дальнейшем и найдет Солнышко. Из пока не выстреливших это упоминание яйца небесного, из которого должен был вылупится дракончик в трехлунную ночь и которое смогли спасти от королевы Пурпур его мать. Куда оно делось? Ждем новых книг.
  • Эсминец «Уокер» — ещё до попадания экипаж «Уокера» подбирает на складе в Сурабайе две «бракованных» торпеды (как выяснилось позже, только одна из них была нерабочей, а вторая — просто устаревшей модели). Обе стреляют в конце третьей книги (точнее, у сломанной торпеды стреляет магнитный взрыватель, из которого сделали мину).
  • «Повелитель Ночи» Спуриэра Саймона — сервитор безопасности, подвешенный мэром города над своей коллекцией с наказом расстреливать из пулемёта любого, кто попытается обчистить стеллажи. Описан в середине книги, а прибил инквизитора Каустуса в самом конце.
  • Брендон Сандерсон, «Устремленная в небо» и продолжение «Видящая звезды» — Мегаслизня и каталог грибов М-Бота. В начале первой части Спенса, лазая по пещере, находит брошенный древний корабль со слегка чокнутым ИИ, страдающим провалами в памяти и помешанным на грибах, а рядом с ним — здоровенного слизняка кислотной расцветки, способного к звукоподражанию и незаметному перемещению. Слизняка она приручает и держит за домашнюю зверушку, корабль чинит и пытается подружиться с его личностью. Во второй части выясняется, что слизни этого вида способны к телепортации и именно их используют в гипердвигателях, а обитают слизни рядом с разного рода грибами — поэтому первый пилот и дал ИскИну корабля задание составлять каталог грибов.
  • Семиевие — создание поселений под землёй и под водой намёками упоминается в первой книге, но выстреливает только в конце третьей. Телеграфное сообщение многократно упоминается как простое хобби — но в итоге играет ключевую роль сначала в лунном проекте, а потом и во взаимодействии с пингерами. А вот пистолет Джулии почти буквально ружьё! Появившись вместе с экс-президентом, он красноречиво упоминается… и забывается, пока зрителю повествуют о доставке воды от кометы на Ковчег. А потом стреляет. Буквально. А затем, когда всё, казалось бы, кончилось вместе с Джулией — стреляет снова.
  • Дебра Дойл, Джеймс Д. Макдональд «Ученик магов» — король эльфов Элкинг соглашается отпустить с героями свою воспитанницу Диаманту, но после в облике рыцаря сражается с Уолтером и после проигрыша предлагает назвать желаемый им выкуп. Уолтер чувствует, что все это не просто так, и предлагает ему самому назвать себе цену — Элкинг обещает прийти к нему на помощь, где бы тот ни был, но только один раз. В финале, когда враги уже взяли замок Дун, а герои застряли в мире демонов, которые уже пожрали плоть волшебника Варнарта и потому неуязвимы для обычной магии и меча, Уолтер призывает Элкинга — тот с верной крылатой конницей уничтожает демонов, переносит героев обратно в человеческий мир, повергает вражескую армию и уходит обратно, восстановив Диаманту в правах королевы.
  • М. Агеев, «Роман с кокаином» — значение фразы «Буркевиц отказал» сразу после заголовка первой главы становится понятным лишь в самом конце: Весь текст романа оказывается рукописью покончившего с собой протагониста, а фразу он написал перед самоубийством, после отказа его бывшего одноклассника Буркевица помочь ему с госпитализацией в психиатрический санаторий.

Кино[править]

  • «Смерть ей к лицу» (1992) — буквально: оружейный шкаф в доме Эрнеста и Мэдлин. Мы видим его несколько раз по ходу фильма, а потом Мэдлин достаёт дробовик из него и использует, чтобы пробить дыру в Хелен.
  • «Лепрекон» (1993) — в начале фильма Алекс шутки ради стреляет жевательной резинкой и рогатки в лоб Оззи. В финале он закатывает в жевательную резинку четырёхлистный клевер и стреляет им из той же рогатки прямо в рот лепрекону Любдану, отчего тому резко плохеет (лепреконы уязвимы к четырёхлистному клеверу), и героям остаётся лишь добить его.
  • «Байки из склепа: Кровавый бордель» (1996) — преподобный Джимми Каррент устраивает из своих проповедей блядский цирк с конями настоящее шоу с музыкой, песнями и спецэффектами. Для следующего его выступления (репетицию которого показали в конце второй трети фильма) был подготовлен аниматроник в виде дьявола с трезубцем в руках, а также миниатюрная (но достаточно мощная) лазерная установка, способная выжечь на дьяволе крест. Финальная битва с Лилит произошла на сцене, где всё это было установлено. Крестовыжигательная лазерная установка пригодилась, чтобы разрезать сердце злодейки на четыре части, а трезубец, чтобы вынуть его из груди. Именно эти два условия и требовались для её упокоения.
  • «Охота на папарацци» (1999)
    • Сталкер сумел проникнуть в дом к главной героини Гейдж Салливан и оставить там явные следы своего пребывания, несмотря на то, что система охраны была включена. Выслушав рассказ об этом и взглянув на охранную панель, сотрудница полиции неожиданно взяла и ввела правильный код, а затем объяснила Гейдж, что фирма, установившая сигнализацию, всегда использует один и тот же код и потому незваному гостю не составило труда узнать его. В финале Гейдж оказалась в охваченном огнём здании, и единственный путь к выходу преграждала дверь, запертая на кодовый замок, установленный той же самой конторкой-халтурщиком.
    • Начальник охранной компании, нанятой Гейдж после того, как она узнала о ненадёжности своей сигнализации, изготовил для неё поддельные документы на новое имя[2] и заодно рассказал (а также показал), как именно можно это сделать — быстро, легко, безопасно и даже почти без нарушения закона. Эти знания пригодились ей, чтобы инсценировать в финале свою смерть и начать новую жизнь под другой личностью.
  • «Оборотень» («Ginger Snaps») (2000)
    • В начале фильма Джинджер играет с ножом, примеряясь им к своим венам. В финале Бриджит убивает превратившуюся в оборотня Джинджер этим самым ножом.
    • Джинджер и Бриджит развлекаются тем, что очень убедительно изображают трупы, погибшие от разных экстравагантных причин, — с гримом, фальшивой кровищей и бутафорскими кишками. В середине фильма они случайно убивают Трину, залив пол на кухне её кровью. Им хватает время, чтобы перетащить труп в подвал, но оттереть всё до приезда родителей попросту нереально. Не беда — Джинджер ложится в лужу крови, и они с Бриджит делают вид, что это очередная «игра в труп».
  • «Пирамида» (2014) — вскоре после попадания в пирамиду главгерои нашли там древний топорик со следами крови и прихватили его с собой, чтобы исследовать позже. В финале связанная Нора перерезала этим топориком верёвки, пока Анубис меееедленно тянул руку к её сердцу, и рубанула самого Анубиса им же.
  • «Возрождённые» (2023) — любовь главгероя выпить за рулём стала причиной аварии, в которой погиб его сын. После этого протагонист стал католическим священником, но пить окончательно так и не бросил — нет-нет, да и приложится к бутылке. Возможно, это характеризует его не с самой лучшей стороны, но зато когда пробравшийся в дом убийца начал душить главгероя пакетом, у него нашлось, чем отбиться от злодея.
  • «В паутине страха» (2023) — в начале фильма главгероический мальчик Питер жалуется родителям на странные звуки за стеной. В ответ его папа Хоумлендер сыпет возле стен крысиный яд, перед этим показав сынишке, где этот яд хранится, и разъяснив, что несмотря на аппетитный коричный запах, его ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Позже, уже хорошо за середину фильма, вся семья ест суп, и Хоумлендер спрашивает у жены, не добавила ли она туда чего, а то вкус очень необычный. А потом он замечает, что Питер так и не притронулся к свое порции, и чувствует, что супчик пахнет корицей.
  • «Достать ножи» — десятки ружей, как и положено в хорошем детективе.
  • «Безумный Макс» — Перехватчик Макса в первом фильме. В начале его демонстрируют Максу, чтобы тот остался в ОСП. Но затем ближе к концу фильма он угоняет машину и использует, как орудие мести.
  • «Зомби по имени Шон» — ружей тоже десятки (как и в других фильмах Райта), но отдельного упоминания заслуживает буквальное ружьё, которое буквально висит на стене в баре «Винчестер».
  • Марвеловский «Человек-Муравей» — брелок Хэнка Пима в виде танка, который в нужный момент увеличивают до его настоящего размера.
  • Джанго освобождённый — подрукавный пистолет доктора Шульца. Вначале слегка мелькал на экране, но в конце влияет на судьбы всех героев.
  • «Дрожь» — итальянский джалло (триллер) семидесятых. Нестандартная вешалка для одежды (состоящая из торчащих во все стороны металлических конусов) в доме помощницы писателя вызывает удивление у её гостей в первой половине фильма. В финале на один из шипов напарывается серийный убийца (по совместительству — как раз тот самый писатель).
  • Монти Пайтон и Священный Грааль — где-то на одном моменте Артур по дороге случайно убивает историка. И казалось бы, обычная чёрно-юморная сценка на минуту, но потом спустя продолжительное время нам показывают на пару секунд сцену, где жена историка уже подозвала полицейских и детектива. Через ещё один промежуток времени нам снова показывают на пару секунд сцену, где полицейские уже теперь следуют по пятам убийцы. А уже в самом конце фильма полицейские наконец приезжают в самый разгар битвы и арестовывают Артура, оборвав тем самым кульминацию фильма.
  • «Убойные каникулы» — плохо зафиксированная опорная балка в доме Такера и Дейла несколько раз мелькает, но по-настоящему выстреливает (точнее, пробивает череп) в сцене с шерифом.
    • Аллергия Чеда на ромашковый чай. При очередной попытке «спасти Эллисон», она уговаривает Чеда сесть за стол переговоров и выпить чаю. Чед говорит, что главное, чтобы чай был не ромашковый, у него на него аллергия. В ходе финальной схватки Дейл находит пачку ромашкового чая, вскрывает и кидает чай Чеду в лицо.
  • «Чужие» — экзоскелет-погрузчик, показанный в начале второй части, выступает в роли гидравлической единицы власти в финале.
  • «Без лица» — Кастор, в лице Шона Арчера даёт его дочке, Джейми защиту — нож-бабочку со словами: «В другой раз, воткни ему это в бедро и поверни, чтобы рана не закрывалась!». В итоге Джейми в конце фильма проделывает это с ним.
  • «Крепкий орешек» — в начале фильма мужчина в самолёте даёт совет Джону, как «выживать» после перелётов: снять обувь и походить по коврику в ванной. Так Джон и остаётся без обуви.
  • «Бриллиантовая рука» — пистолет с холостыми патронами, выданный Семёну Семёнычу Горбункову полицией. Пару раз всплывает в сюжете, но свою роль играет только под конец, где Лёлик стреляет из него в Горбункова и отворачивается, уже думая, что убил «клиента», но нетронутый Семён Семёныч сначала отвешивает Лёлику пендаля, а потом и вовсе ненадолго обезвреживает.
  • Кто подставил кролика Роджера — на складе Марвина Акме, где его и убили, полицейские в ходе расследования обнаруживают мультяшные «переносные дыры» и молоток со спрятанной в нем боксерской перчаткой. В финале фильма, где действие опять идет там же, эти самые дыры и молоток помогают Эдди спастись от главгада и уничтожить его.
    • Поначалу Марвин Акме просто ради шутки обливает Эдди исчезающими чернилами, но пятно на его рубашке исчезает за секунду. А под конец фильма оно вдруг проявляется опять. Тут-то и выясняется, что любовное письмо Джессике, которое Роджер написал на первой попавшейся чистой бумажке со склада Акме и потом таскал до конца фильма — это и есть пропавшее завещание Акме.
  • «Класс» — пистолет, который чистит отец Йозепа в начале фильма. В кульминации именно этот пистолет Йозеп захватит вместе с еще одним и обрезом винтовки, чтобы устроить бойню в школе.
  • «Затерянные в космосе» — во время первой схватки с паукообразными хищными инопланетянами демонстрируется, что они пожирают собственных подранков. В кульминации Джон Робинсон, вступив в схватку с мутировавшим в чудовищный гибрид человека и инопланетного паука Смита, понимая, что монстр намного сильней его, повреждает кокон на его теле, предварительно пару раз легко ранив, и паучий рой начинает пожирать негодяя.

Телесериалы[править]

  • «Мандалорец» — Гриф Карга показывает Мандо спрятанные за пазухой слитки бескара, которыми с ним расплатились за услуги посредника имперцы. Этот бескар позже спас Грифу жизнь, когда Мандо выстрелил ему в грудь из бластера.
  • «Доктор Кто» — отрубленная в начале второго сезона рука Десятого (не волнуйтесь, он потом новую отрастил за счёт энергии регенерации), которая после эпичнейше «выстреливает» в финале четвёртого: Доктора подстреливает возникший из ниоткуда далек, что впоследствии заставило Доктора начать процесс регенерации (что подразумевает полное изменение внешности и личности). Но тут на помощь пришла именно эта самая рука: Доктор скопировал с неё ДНК, что позволило ему регенерировать, при этом сохранив свой облик и характер. После эта же рука, сохранив часть регенерационной энергии, дала Донне интеллект Повелителя Времени и породила Мета-Кризис Доктора, являющийся наполовину Повелителем Времени и наполовину человеком.
    • В начале пятого сезона Доктор сначала уходит, оставляя Эми ждать его в лесу, потом на минуту возвращается. У Эми в этот момент глаза закрыты, но зрителю видно, что на Докторе пиджак, хотя уходил он без него. В финальной серии сезона выясняется, что это был Доктор "на перемотке" событий прошлого после взрыва ТАРДИС.
    • Тринадцатая регенерация Доктора. Подразумевалось, что у Таймлордов есть ограничение на количество регенераций — не больше двенадцати. Однако Доктор регенерировал уже четырнадцать раз (одна регенерация не была Доктором, а носила имя Воин). Намекалось, что ему помогли обойти это ограничение другие Повелители Времени, но ни подтверждения, ни опровержения эта информация не получила. Да, у Доктора нет ограничений на перерождение. Ничего интересного, проходим дальше. А потом в двенадцатом сезоне оказалось, что свою регенерацию галлифрейцы получили от Доктора, которого их древняя исследовательница нашла на другой планете. В отличии от остальных, он полноценно бессмертен и живёт уже очень давно. Просто его народ после каждых двенадцати регенераций полностью стирал ему память. В последних сезонах же тех, кто мог провернуть это, просто не осталось.
      • Ой ли? А вот по мнению большинства фанатов, все перечисленное про количество регенераций — наглейший орлангур.
      • Тут дело в том что ружье зарядили ещё в эпоху Четвертого Доктора в эпизоде Мозг Морбиуса, когда в битве разума можно увидеть лица предыдущих Докторов и ещё восемь(!) неизвестных лиц. А о важности Доктора в происхождении Повелителей Времени намечалось в двух последних сезонах олдскула.
        • Подразумевалось то, что он может быть воплощением древнего, наравне с Рассилоном и Омегой, повелителя времени по прозвищу Иной (The Other), но никак не Иисуса из открытого космоса другой вселенной.
      • В «дне доктора» нам отчётливо показали, как Повелители времени через трещину дают Доктору новый цикл регенераций, так что ни сюжетной дыры ни ружья не было.
  • «Зачарованные» — противостояние с колдуном Эймсом: мельком упоминается, что он убил ведьму из Кении, украв ее силу перевоплощения. С помощью этой способности он и обдурил героев.
  • «Паранормальный Веллингтон» (2018)
    • 2 сезон, 4 серия. Пополам со Здесь повесили ружьё. Миноуг продемонстрировал О’Лири «салат», который «приготовил» ему его брат Адам. Это буквально несколько подточенных слизнями листков салата, которые Адам просто сунул в контейнер, даже не потрудившись убрать этих самых слизней. Как же это может сыграть в серии, злодеями которой являются мнящие себя неуязвимыми инопланетные растительные двойники? Хмммм…
    • 3 сезон, 3 серия. И снова ружьё повешено излишне демонстративно. Наши бравые копы пытаются изловить метаморфа Джо Блэйкса, который питается человеческими страхами и принимает для каждой жертвы облик её худшего кошмара. Констебль Паркер опасается встречи с ним сильнее прочих полицейских, ведь он страдает от просто-таки неисчислимого множества фобий одновременно. Он так долго перечисляет пугающие его вещи, что другие просят перечислить вместо этого то, чего он не боится. Неудивительно, что на протяжении всей серии Паркер старается избегать встреч с метаморфом. Угадайте: что произошло с Блэйксом, когда эти двое всё же повстречались?
    • Последняя серия того же сезона. В начале сержант Маака похвалил Паркера за то, что тот конфисковал коробку мощных фейерверков, и предложил их «контролируемое сжигание» за полицейским участком в пятницу вечером. В конце связкой этих фейерверков подорвали монструозного жирберга.
    • Финальная серия 4 сезона. Миноуг жалуется О’Лири, что никак не может освоить купленный три года назад спиннер, а потом дарит его восьмилетнему Мааке, предупреждая, что его нельзя брать в рот, иначе можно подавиться — основано на личном опыте. А когда конце серии офицеры Миноуги и офицеры О’Лири столкнулись с гигатским человеко-червём, проедающим червоточины в ткани времени, то оказалось, что оба Миноуга забыли свои шокеры в машинах… Положение спас один из Миноугов — он бросил спиннер в червя и попал ему в рот, монстр подавился и умер. Победа!
  • «Чем мы заняты в тени» (2019)
    • 1 сезон, 7 серия. Когда Гид вела Гильермо по подземелью здания вампирского совета, тот попытался взять со стены факел, чтобы осветить себе путь. Но факел неожиданно легко сломался в его руках, и на стене остался торчать острый деревянный штырь. Позже, пытаясь сбежать из подземелья Гильермо остановился перед сломанным факелом, поняв по нему, что уже бывал здесь. В этот момент на него напал вампир, Гильермо показал ему крест, вампир отпрянул назад, напоролся на обломок факела и умер. Ещё одно непреднамеренное вампироубийство в копилку Гильермо.
    • 1 сезон, 10 серия. В середине серии Гильермо по приказу Лазло привязал фигурно постриженный куст к дереву при помощи металлической проволоки. В финале Джефф (он же реинкарнированный Грегор) проехал между кустом и деревом на мотоцикле, не заметив проволоку, которая сыграла роль мономолекулярной нити. А ведь всё уже шло к тому, что в этой жизни он избежит обезглавливания.
    • 3 сезон, 4 серия. В первой половине серии Колин Робинсон утомляет партнёров по карточной игре скучным разговором о предстоящем боксёрском матче. В финале вампирам потребовалось в кратчайшие сроки раздобыть крупную сумму денег для их смертного друга Шона. И они сделали это, поставив на тот самый матч и загипнотизировав обоих боксёров на нужный результат.
  • «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» (2022) — «Лот 36» (1 серия). Пополам с тропом Здесь повесили ружьё. Пожилая мексиканка, прежде владевшая одной из недавно выкупленных Ником складских ячеек, попросила его позволить ей забрать из означенной ячейки письма и фотографии, не представляющие никакой материальной ценности, но очень дорогие ей, как память. Ник же не просто отказал несчастной бабульке (на что, в общем-то, имел полное и совершенно законное право), но и демонстративно вручил ей навесной замок со словами: «Ручаюсь, это ваше. Можете пользоваться». А чуть позже зрителям показали надпись, гласящую, что из складского комплекса есть только один выход, а потому его запрещено блокировать. Хмммм… К чему бы это?…

Мультфильмы[править]

  • «Зверополис» — клубни ядовитого растения, украденные в первой части мультфильма лаской-жуликом. А ещё ягоды черники. И вообще, к огромному удовольствию взрослых зрителей, здесь хватает развешанных по стенам ружей, которые затем весьма метко стреляют, а ручка с диктофоном — так вообще палит очередями.
  • Приключения Васи Куролесова — капитан Болдырев находит у Рашпиля в доме пузырёк иода и подсвечивает троп:
« Куролесов: «Тарасовская аптека, настойка иода»... Ну и что?
Болдырев: «Ну и что»! Запомни, и всё. Может пригодиться.
»
— Чуть позже Вася попадает в Тарасовку, вспоминает пузырёк и выходит на след бандитов

Мультсериалы[править]

  • «Байки хранителя склепа» (1993)
    • 1 сезон, 13 серия. В начале серии подростки-шалопаи Бен и Майк утопили посреди океана угнанную яхту, принадлежащую отцу Бена, едва успев перебраться с неё на проплывавший мимо корабль-призрак. Когда яхта скрылась под водой, на поверхность всплыли две доски для сёрфинга, и горе-яхтсмены взяли их с собой на корабль. В финале они отпинали этими досками пиратскую нежить и уплыли на них с зловещего острова.
    • 2 сезон, 7 серия. В начале серии показано, что тётя Мэлва всюду носит с собой собачий свисток, чтобы подзывать пса своего Бастера, который столь стар и туг на ухо, что уже не слышит никаких других звуков. В конце оказалось, что этот свисток превосходно отпугивает подземных монстров.
    • 2 сезон, 12 серия. В начале серии голодный Мелвин предложил загадочному торговцу несколько баночек с приправами в обмен на хоть какую-нибудь еду. Но торговец отказался от сделки, и приправы остались у Мелвина. В финале, когда бобовый великан (кстати, этим великаном был Альбе… тот же самый торговец) схватил глагероев и начал подносить ко рту, намереваясь съесть, Мелвин достал из рюкзака баночку с перцем и вытряхнул содержимое монстру в лицо. Великан чихнул так сильно, что аж лопнул. Так Мелвин с братом и спаслись.
  • «Кибер-шесть» (1999)
    • Эпизод «Частный детектив Яшимото» (4 серия). Начав искать заглавную героиню по заданию злодействующего маленького гадёныша Хосе, детектив Яшимото наткнулся на магазинчик одежды, в витрине которого были выставлены манекены, одетые в такие же плащ и шляпу, как у неё. Однако, зацепка оказалась ложной — протагонистка в этом магазине не отоваривалась. Ближе к концу серии под видом пойманной Кибер-шесть детектив доставил нанимателю связанный манекен, одетый в похожие плащ и шляпу. Нетрудно догадаться, где он всё это раздобыл.
    • «Глаз» (9 серия). В начале серии Лукас продемонстрировал ученикам действие жидкого азота, заморозив и разбив теннисный мячик. Проходивший мимо Адриан заинтересовался увиденным, и Лукас объяснил ему, как работает этот газ, а заодно показал, где хранятся баллоны с жидким азотом. В финале Кибер-шесть вспомнила об этом и воспользовалась одним из баллонов, чтобы заморозить и разбить другой круглый объект — гигантский летающий гипно-глаз. Для тех, кто не смотрел: Скромный школьный учитель Адриан Сейдельман и супергероиня Кибер-шесть — это один и тот же человек.
  • «Вселенная Стивена» — во время первого разговора с Перидот Стивен говорит, что не является единственным землянином, и для примера перечисляет нескольких знакомых. Пару сезонов спустя Аквамарин и два Топаза прибывают на Землю для захвата этих людей.
    • Также Аквамарин спрашивала людей: «Это ты мой папаПросто Стивен упомянул и его, но имени не назвал.
  • «Харли Квинн» — во время попытки первого самостоятельного ограбления Харви сорвала бар-мицву племянника Пингвина. За это этот племянник 8 серий спустя «заказал» Харви.

Видеоигры[править]

  • Metro: Last Light: по ходу игры мы встречаем на станции бронепоезд красных. Во время обороны Д6 они разносят этим поездом баррикаду ордена.
  • Metro Exodus — как узнаёт игрок из медицинской карты в начале игры, у Артёма группа крови АВ(IV) Rh+, позволяющая ему быть универсальным реципиентом. Это очень пригодилось ему в конце игры, при переливании крови от всего экипажа «Авроры».
  • Ys: Origin — в сюжетной линии Тоала в прологе Фина и Рея находят его сломанный серебряный меч. В финале Фина возвращает Тоалу восстановленный меч, с помощью которого он побеждает Дарма.
    • Сам Тоал отдаёт Юнике огненный меч её отца. Ближе под конец залпом из этого меча Юника сбивает с ног Кишгала, атаковавшего Тоала.
  • Postal 2 — лакомство «Rocky Road»[3], которое упоминается в понедельник. В пятницу же Чувак, уже порядком уставший возвращается… И получает пулю в лоб из-за этого самого кондитерского изделия.
  • Guilty Gear — Аксель Лоу и И-Но, по сути, имеют свои альтернативные личности в временных линиях и оба умеют перемещаться в нём. Аксель, после спасения гражданских от нападения И-Но и Оригинала, упоминает то, что он может воссоединиться со своей девушкой, но из этой линии он себя вычеркнет. Так же, И-Но после ареста рассказывает Джек-О обрывки воспоминаний, которые связаны с, вполне возможно, альтер-Акселем. Собственно, этот дуплет выстреливает после последней битвы, когда приунывшего после неё Акселя внезапно окликивает некая девушка, и он, обернувшись, расплывается от счастья.
  • Mafia — в начале миссии «Непыльная работа» Винченцо даёт Тому буквальный револьвер Чехова (Смит-Вессон 10), который Том «всё равно не собирался использовать». Ну да, правда, казалось бы, при чём тут сбор дани и ношение оружия, если ты будешь всё время в машине и вернёт Сэма и Поли с чемоданами денег? Ага, щазз. Перестрелка в мотеле Кларка сразу же заставляет Тома лишний раз поблагодарить судьбу за то, что он вообще заглянул к Винченцо.

Визуальные романы[править]

  • Cartagra — материальное: о револьвере, который Тодзи выдаст Сюго перед вторжением в храм Сэнри, он вспомнит только тогда, когда нужно будет спасать Кадзуну от Юры.

Музыка[править]

  • На концерте Шамана в Санкт-Петербурге в 2023 году зафиксировано применение псевдоядерного чемоданчика Чехова, который в начале, на увертюре концерта, провезли под прицелом видеокамеры, а ближе к концу концерта, на песне «Я русский», сам Шаман нажал на кнопку в чемоданчике, чем по собственному сценарию запустил фейерверк (фактически дал команду).

Реальная жизнь[править]

Да, так тоже бывает.

  • Попадается множество вещей, безделушек или хлама на первый взгляд, которые хочется выбросить и забыть, ибо не должны пригодиться, но через какой-то случайный промежуток времени именно они выручают или даже меняют жизнь. Иногда и не в лучшую сторону (как, например, неочищенная история браузера).

Производные тропы[править]

  • Чеховское ружье: оно самое.
  • Ружье Шредингера: нужные детали появляются (вернее, придумываются) по мере необходимости. Вы не можете сказать, что их не было раньше: о них просто не говорили.
  • Запретное чеховское ружье: никогда, никогда не нажимайте на ЭТУ КНОПКУ.
  • Чехов, пропавший без вести: упомянутый, но долгое время не появлявшийся персонаж, который оказывается чеховским стрелком.
  • Чеховский стрелок: второстепенный персонаж, который совершенно неожиданно оказывается ключевым.
  • Чеховский арсенал: ну очень много развешанных ружей.
  • Чеховская армия: ну очень много чеховских стрелков.
  • Чеховский бумеранг: ружье, которое уже стреляло и внезапно стреляет вновь.
  • Чеховская витрина: некий объект, который находится на всеобщем обозрении, скажем, в музее. Угадайте, что будет потом.
  • Чеховский вулкан: ну, если бы он не начал извергаться, это была бы просто гора, правда?
  • Чеховский навык; чеховское хобби: самоочевидно.
  • Чеховские новости: по телевизору, в газетах или по радио вскользь сообщают что-то совершенно не относящееся к делу.
  • Чеховский подарок: с днем рожденья, вот тебе штучка, просто штучка.
  • Чеховская хохма: сначала это просто хохма. Потом оказывается, что все гораздо серьезнее.
  • Чеховская школа: нужную информацию дают на уроках прямым текстом, но почти все пропускают ее мимо ушей.
  • Легенда о Чехове: совершенно неправдоподобная история, которую рассказывают просто так.
  • Если зрителю много раз показывали разные ружья, а в конце главзлодей помирает от птичьего гриппа — это ружьё Бондарчука.
  • Похоже, это задание для Аквамена — суперспособность Чехова.

Примечания[править]

  1. В. И. Немирович-Данченко в мемуарах утверждал, что первым фразу про висящее ружьё сказал он в споре с Чеховым, а Чехов позаимствовал.
  2. Кстати, решительно не понятно, для чего понадобилась такая радикальная мера. Адрес и внешность протагонистки были сталкеру прекрасно известны, а место жительства она не поменяла. Так каким же образом изменение фамилии в водительских правах должно было защитить её от преследования?
  3. молочный шоколад с кусочками зефира