Предзнаменование

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Foreshadowing. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Предзнаменование (foreshadowing) — литературная техника, более сложная, чем ружьё Чехова; наполнение сюжета намёками и подсказками, чтобы читатель мог догадаться о том, что произойдёт позднее. От Ружья Чехова отличается тем, что:

а) Зачастую имеет не столько сюжетное, сколько символическое значение или важно для раскрытия характера, а не фабулы. Без Ружья Чехова сюжет обойтись не может (если Гарри Поттер не найдёт зеркало Еиналеж, ему потом негде будет увидеть себя с Философским камнем). Без предзнаменования — может, оно добавляет перчинки, указывает на то, что автор внимателен к деталям и радует жанрово смекалистую часть аудитории, но в принципе на сюжет не влияет. Пример: в «Пиратах Карибского моря-4» мы впервые встречаем Анжелику в пабе под названием «Капитанская дочь». В принципе, для сюжета это не важно, но когда выясняется, что Анжелика таки дочь Чёрной Бороды, так прикольнее.

б) Играет не напрямую. Например, начальник Нео в «Матрице» угрожает ему: «Или вы начнёте приходить на работу аккуратно, мистер Андерсон, или вам придётся поискать другую работу». Позже мы узнаём, что вышло по слову его, но что именно произойдёт с Нео, не было сказано напрямую, не так ли?

Часто предзнаменованиями являются персонажи, предвидящие будущее, оракулы. Если предзнаменование исполнено слишком топорно, то зритель раньше времени разгадает загадку и лишится интереса к происходящему.

Если в произведении описывается сон героя — это, скорее всего, предзнаменование. Хотя сон исполнится не буквально (это было бы слишком неинтересно), а лишь намекает на будущее развитие событий. (Впрочем, сны, особенно кошмарные, могут быть также свидетельством не будущего, а забытого героем прошлого — так к тому же и реалистичней. Но и это своеобразное предзнаменование, что герой таки вспомнит те события и столкнётся с их последствиями.)

Повторное указание и ружьё Чехова[править]

Основная статья: Ружьё Чехова

Автор вскользь упоминает казалось бы незначительные события, персонажей или объекты, которые впоследствии окажут сильное влияние на развязку. Для усиления эффекта упоминания можно участить.

Формальная шаблонизация[править]

Организация событий так, чтобы зритель предвидел развитие ситуации, основываясь на общих представлениях, стереотипах и здравом смысле. Например, если мы видим транспорт с золотом, а затем на горизонте появляется корабль с чёрным флагом, то не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что транспорт сейчас будут грабить.

Флэшфорвард и красная сельдь[править]

Основные статьи: Флэшфорвард, красная сельдь

Красной сельдью называется подсказка, направляющая мысль зрителя в сторону от истинных причин тех или иных действий, таким образом уменьшающая вероятность предвидения сюжета. Флэшфорвард — точная картина будущего, в отличие от предзнаменования, и явно описывает кульминацию или развязку, а затем автор рассказывает, что же привело к такому исходу.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Маргарет Митчелл, «Унесённые ветром» — в начале романа младшая сестра Скарлетт, Кэррин, читает «романтическую историю некой девицы, постригшейся в монахини после смерти своего возлюбленного». А теперь угадайте, что сделала Кэррин, когда её жениха убили на войне?
  • «Песнь Льда и Пламени» — просто огромное количество таких намёков (большинство из них, судя по всему, ещё не раскрыты). Фактически, большинство важных сюжетных событий предсказаны заранее, только в зашифрованной форме.
    • Захват Винтерфелла железнорождёнными (пиратами-островитянами) — накануне Бран видит сон о том, как «море пришло в Винтерфелл».
    • Поражение Станниса у стен Королевской гавани — увидено в пророчестве Мелисандрой, только неверно истолковано.
    • Красная свадьба — Дени видит её в видениях в доме Бессмертных, только не понимает, какое отношение к ней имеют все эти пирующие мёртвые волки с коронами.
    • Смерть старшего поколения Старков — в первой же главе лорд Старк с детьми находят дохлого лютоволка и шестерых волчат, оставшихся сиротами. Лютоволк — герб Старков, так что намёк предельно ясен. Но у этой сцены есть ещё один неочевидный подтекст: лютоволк погиб из-за оленьих рогов, пробивших ему горло. Это выглядит настоящей насмешкой, ведь лорд Старк в будущем действительно погибнет из-за «рогов» короля Роберта Баратеона, которые наставила ему королева. И своей смертью осиротит шестерых «волчат»: пятерых «обычных» (родных) и одного «неправильного» (Джона Сноу). А олень — родовой герб Баратеонов.
      • В одноимённом сериале «дурноглазие» Роберта просто давит педаль в асфальт. Во время визита в Винтерфелл король знакомится с семьёй Старков. При этом все, к кому он прикоснулся в этой сцене (пожал руку, обнял, похлопал по плечу, потрепал по голове) — умрут. Девочка, у которой он спросил имя, вынуждена будет весь сериал скрываться под чужими именами, а в итоге вообще попадёт в секту, где ей придётся на время отречься от своей фамилии, называя себя «никто». Мальчик, которого король похвалил за силу, и которому напророчил рыцарское звание, сломал спину, превратившись в калеку. С ужасом ждём, что случится с Сансой — король сделал комплимент её красоте… с такими талантами надо на зайцев без ружья охотиться, как в известном анекдоте — «какой красивый зайчик, здоровый, и бегает так быстро!» (надо ли говорить, что зайчик тут же споткнулся и умер от сердечного приступа…)
        • Ну, чисто теоретически, именно из-за своей внешности Санса во многом и страдала. Сами посудите: в основном (но не всегда!) на её красоте внимание заостряли лишь отрицательные герои. И всех их эта красота как-то очень сильно волновала. Серсея подозревала в юной Старк напророченную «королеву, что моложе и прекраснее», которая придёт и всё у неё, Серсеи, отнимет. Джоффри над невестой издевался, но всё равно стараясь её красоту не попортить. Потом помолвку расторг, но тем не менее недвусмысленно Сансу хотел и прямо угрожал ей светлым будущим стать матерью королевских бастардов (слава Семерым, дальше дело не пошло). Лиза Аррен чуть не скинула племянницу в Лунную Дверь — ревновала к ней Мизинца (и, скажем так, не без оснований — из-за, опять-таки, внешности, юная Старк лорду Бейлишу была, мягко говоря, небезразлична). Потом девушку отдали на растерзание Рамси Болтону — и оппаньки, он прямо заявлял, что находит Сансу привлекательной и не может дождаться первой брачной ночи (грёбаные сценаристы, добавившие в арку Сансы линию книжной Джейни Пуль). В общем, красота-то есть, только счастья от неё никакого. А очень даже наоборот.
  • Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.» — в истории офшара Биг Биз сказано, что из-за использования фрагментов других офшаров его форма приобрела некоторую асимметрию, а антигравитационный привод оказался перегруженным. В финале романа даже сравнительно небольшое повреждение привода, что устроил уркаган Рван Контекс, оказывается фатальным — привод нельзя отключить для ремонта, а без ремонта он неизбежно откажет через месяц.
  • «Ведьмак» — Геральт и Борх ненадолго останавливались в трактире «Под Задумчивым Драконом». Учитывая дальнейшее
  • «Властелин Колец» — видения Фродо и Сэма в Зеркале Галадриэль, например, новые порядки в Шире.
  • «Возвращение Пираньи» А. Бушкова — в начале русский негр Франсуа рассуждает о коварной возможности спрятать интересный лист растения прямо в гербарии. Дескать, все это сочтут или ботанической необходимостью или контрабандой какой-нибудь коки — в то время как лист сорван в окрестностях одного завода, чьи выбросы кому-то очень интересны для изучения. А потом оказывается, что проведённая нашими героями операция «Кайман» и была построена на этом принципе…
  • «Дюна» — Барон рассуждал, что «однажды Харконнен станет Императором. Не он сам, конечно, и вряд ли прямой его отпрыск. Но — Харконнен!». Что ж, в каком-то смысле так и вышло.
  • Дэн Абнетт, «Возвышение Хоруса» — первая книга приквельного цикла «Ересь Хоруса». Так как общие основные ключевые события лора вселенной произведения известны достаточно широко, в целом ни для кого не секрет, что всё придёт к столкновению Хоруса с Императором. «Я был там, когда Хорус сразил Императора.» — с этих слов начинается эта книга и соответственно весь цикл приквелов, чем вызывает у читателей в зависимости от впечатлительности реакцию от поползших вверх бровей до отвалившейся челюсти, потому как оные слова логично видеть наоборот в самом конце цикла. А следом раскрывается, что тут речь о ДРУГОМ Императоре, который чисто случайно носил тот же титул. А для персонажей произведения это становится именно предзнаменованием.

Театр[править]

  • «То́ска» Джакомо Пуччини — в начале третьего акта пастушок поёт якобы невинную народную песенку. Но песенка заканчивается строчкой: «Солнце встречая, смерти я жду». Это предзнаменование гибели Каварадосси на рассвете.

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — во втором эпизоде Энакину снятся пророческие сны, как его мать умирает. Он говорит «Лучше бы мне снилась Падме». В третьем эпизоде ему снятся те же сны про Падме.
  • «Первый мститель» — в схватке с грубияном на задворках кинотеатра Стив использует крышку мусорного бака в качестве щита. Немного погодя он защищается от выстрелов оторванной дверцей автомобиля, на которой нарисована звезда — лого компании такси. Это всё предзнаменование того, как он, став Капитаном Америкой, возьмёт в руки свой фирменный щит.
  • «Мстители: Эра Альтрона» — Альтрон в начале рассуждает о том, как «люди создают… маленьких людей, которые помогают им… закончиться». Альтрон создал Вижна, который нанёс по Альтрону решающий удар.
    • Там же: сначала Альтрон назначает близнецам встречу в заброшенной церкви, которая является геометрическим центром города. Затем, получив в руки вибраниум, Альтрон цитирует Евангелие: «На сем камне создам я церковь мою». Он действительно использует вибраниум, чтобы заложить под церковью антигравитационное устройство, которое «вознесло» город в небеса.
  • «Человек-Паук: Вдали от дома» — представляя Квентина Питеру, Фьюри говорит «Мистер Бек тоже с Земли, просто не с вашей». Интересно, к чему бы это?
  • «Кинг-Конг» Питера Джексона — в начале фильма Карл говорит водевильной актрисе Энн Дэрроу: «У водевилей тяжёлые зрители. Или ты сразу убьёшь их, или они убьют тебя». Позже Энн будет показывать водевильный номер Кинг-Конгу, чтобы он не убил её.
  • Франшиза «Пункт назначения» вся построена на этом.
  • Есть фильмы, в которые режиссёр вносит некий символ, который знаменует приближение беды:
    • Трилогия «Крёстный отец» — если в кадре появляются апельсины, это означает, что сейчас кто-нибудь умрёт.
    • «Дитя человеческое» — аналогично: апельсины — признак беды.
    • «Криминальное чтиво» — стоит Винсенту пойти в туалет, как обязательно случится что-нибудь плохое.
    • «Лицо со шрамом» (1932, Говард Хоукс) — если рядом с персонажем в кадре появляется крест, то жить этому персонажу осталось недолго.
    • «Отступники» — такие же кресты в кадре в качестве оммажа фильму Хоукса.
    • «Скотт Пилигрим против всех» — опять же кресты: их количество в кадре указывает на номер врага в списке и предзнаменует приближающуюся схватку. Но предзнаменование это скорее для самих злодеев, потому что никто из них не дожил до конца фильма, в отличие от Скотта.
  • «Космические дальнобойщики» — во время первой потасовки с главным героем Келлер еле успевает остановить своего недоумка-подручного, который собирался открыть стрельбу внутри космического корабля. Увы, чуточку позже этот же дебил всё же добился своего — устроил декомпрессию на станции, когда пуля из пистолета пробила обшивку.
  • «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» — сейчас сложно найти россиянина, который бы не знал сюжета, но размышления об однотипности в начале фильма — это именно троп.
  • Притяжение — истерящий гопник заявляет Русу, что бороться с пришельцами бессмысленно и что Рус умрет первым. И что бы вы думали? Бороться действительно было не нужно и Рус действительно умер.
  • «Один дома 2» — в сцене на катке бандит Гарри прогоняет мирно сидевших неподалёку голубей. А теперь вспомните, как именно голубятница в финале спасла Кевина от расправы.
  • «Престиж» — разгадка тайны о близнецах скрыта в вопросе мальчика об одном из фокусов.
  • «Склеп ужаса» (1973) — в середине фильма Гритчит говорит Себастьяну, который только что закончил свой рассказ и выглядит напуганным: «Вы сейчас как будто призрака увидели», но Себастьян отвечает, что призраков не существует. В конце выясняется, что он действительно видел призрака, потому как все пять рассказчиков, включая и его самого, уже мертвы.
  • «Кровавая жатва» (2003) — в самом начале Мари рассказывает Алекс свой очень странный сон, в котором она раненая и босая убегала от неумолимого преследователя. Алекс спрашивает: «И что же за парень за тобой гнался?», но Мари отвечает: «Это был не парень, это была я. Я преследовала саму себя». Этот сон предзнаменует финальный твист всего фильма. Сам твист донельзя тупой, потому как противоречит чуть менее чем всем предшествующим событиям, а вот предзнаменование хорошее.
  • «Иерусалим» (2015) — в начале фильма главгероиня Сара, получившая в подарок умные очки (на встроенную камеру которых собственно и снят фильм), запустила на них игру в дополненной реальности, в которой нужно мечом убивать зомби. Позже ей действительно пришлось бродить с настоящим мечом по кишащим ожившими мертвецами иерусалимским катакомбам и глядеть на это сквозь те же самые очки. Правда вместо зомби она зарубила внезапно выскочившего на неё араба, который был единственным из всей группы выживальшиков, кто знал путь через катакомбы. Ай молодца, Сара!
  • «Волынь» (2016)
    • В начале фильма во время свадьбы невесте ритуально срубают топором длинную косу. Спустя несколько лет соседи, убив мужа и детей этой героини, обезглавливают её саму. Тоже удерживая за волосы, тоже топором и тоже на пороге избы.
    • Опять-таки, в рамках свадебных гуляний парни соревнуются в ловкости, перебрасывая друг другу горящее полено. Когда в кульминации фильма начинается резня, примерно так же развлекаются озверевшие националисты. Только вместо полена — мальчик, которого обмотали сеном и подожгли…
  • «Омен» (оригинал и ремейк) — на фотографиях людей, которым суждено умереть, чтобы ничто не могло помешать становлению Дэмиена Торна Антихристом, можно увидеть прямые намеки на то, как именно они погибнут.
  • «Accused» (в русской локализации «Дом-ловушка») — главный герой, находясь у себя дома, смотрит самое начало фильма «Ван Хельсинг». Сцену, где разъярённая толпа штурмует замок Франкенштейна. В то время, как сам Франкештейн находится в замке. Позднее главный герой окажется в подобной ситуации.

Телесериалы[править]

  • «Причуды науки» (1997) — эпизод «Изгнание» (4 серия). В начале серии усыплённый снотворным дротиком протагонист свалился с мостика и распластался по полу в позе, очень похожей на нацистскую свастику. Это намёк на финальный твист, в котором главгерой внезапно оказался самим Адольфом Гитлером, — не единственный, но самый жирный из имеющихся.
  • «Готэм» — в первом сезоне Бутча зомбирует промывкой мозгов Виктор Сзаз. В конце третьего сезона Бутч попадает в больницу под именем Сайрус Голд.
    • Важно упомянуть, что попадает он в больницу в результате огнестрельного ранения в голову, что также намекает.
  • «Сверхъестественное» — в 4-м сезоне появляется пророк Чак, который считает себя обычным писателем, а на самом деле описывает в своих книгах жизнь главных героев, братьев Винчестеров. Когда братья о нём узнают и приходят к нему домой, заявляя, что всё, что он пишет — правда, ошарашенный Чак произносит следующую речь: «Хорошо… Есть только одно объяснение… Очевидно, я бог. (…) Жестокий, своенравный бог. (…) Я игрался с вашей жизнью, вашими эмоциями… ради развлечения!» В 11-м сезоне выясняется, что Чак на самом деле Бог. Впрочем, на это намекали ещё в конце 5-го.
  • «Основание»: член «генетической династии» — череды клонов императора-основателя династии — Клеон XIII сказал предшественнику, что репетировал его ухмылку перед зеркалом. Позже изменённый в рамках плана повстанцев Клеон XIV признаётся «брату», что специально учился по голограммам копировать его манеры. В конце сезона выясняется, что тринадцатый — тоже неполный клон.

Мультфильмы[править]

  • «Скуби-Ду на острове мертвецов»: в сцене бегства есть намёк на то, что зомби не злые — когда Скуби-Ду увяз в болоте, и Шэгги стал думать, как его вытащить, один из живых мертвецов протянул парню лиану.
  • «Зверополис» — в начале фильма Джуди со школьным товарищем изображают на сцене поедание хищником травоядного (самой Джуди). Это повторится в кульминационной сцене.
  • «Головоломка» — когда Бинг Бонг впадает в отчаяние из-за потери своей тележки, Радость не может его утешить, а вот у Печали, которая просто берётся выслушать его, это получается. Это хороший намёк на истинную роль Печали, которая выясняется в будущем — утешать Райли после неудач.

Мультсериалы[править]

  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 1 сезон, 9 серия. Камилла с Милдред сидят в закусочной и обсуждают участившиеся в последнее время исчезновения людей. По мнению Камиллы, всё это подозрительно похоже на работу вражеского стенда вампира. И как только Милдред отвечает, что вампиров не существует, ей на плечо ложится чья-то рука. Девушка испуганно вскрикивает… и совершенно напрасно, это всего лишь Юджин — безобидный водитель лимузина. На тот момент кажется, что это очередная ложная тревога, коих в этой серии было уже немало, но значительно позже обнаруживается, что Юджин таки действительно вампир, блюдущий маскарад, и за обсуждаемыми исчезновениями стоит именно он.
  • «Черепашки-ниндзя» (2003): «После такого ни один человек не выжил бы». — «А при чём тут человек? Это же Шреддер, а не человек». Действительно, Шреддер — не человек, а утро́м.
  • «Вселенная Стивена» — в одной из серий 3-го сезона Стивен за секунду смотался с пляжа домой и обратно (благо, дом находится на берегу). В 6-м сезоне он обнаружил, что может перейти на суперскорость.
    • Вообще в данном мультсериале этого полно, даже песня о мороженном (!) из первой же серии спойлерит весь основной сюжет.
  • RWBY — множество! В песнях, опенингах и самих сериях. Незначительные детали впоследствии оказываются важными, например Бармен, роняющий рюмку на пол, делает это под действием проявления Кроу, а узнаём мы это лишь спустя сезон. А само проявление активно спойлерится за серию до рассказа о нём звучащей на заднем плане песней про «Bad luck charm». Игра в карты в начале второго сезона предвещает многие сюжетные события, в частности переход части флота Атласа под контроль злодеев. Ян заявляет в конце 2 сезона: «Я хотела бы спать вечность» и в конце третьего лишается руки и уходит в депрессию и апатию. Плюс на её участь намекает и опенинг первого (!) сезона. Пирра в начале третьего сезона резонно замечает товарищам, что «нужно готовиться к битве с нормальными правилами, а не с убийствами», и мы все знаем чем третий сезон кончается для фестиваля и самой Пирры. Блэйк в начале сериала читает книгу «Человек с двумя душами», а в четвёртом сезоне мы видим Оскара, который пытается разобраться с душой Озпина, живущей теперь внутри него. А если ещё вспомнить чиби-сериал и игру «Король удобрений»… Предзнаменования в опенингах упоминать нет смысла, их столько, что после третьего сезона фанаты каждый новый будут разве что не под микроскопом рассматривать. Также почти очевидно, что предзнаменования на многие будущие события уже есть в выпущенных сериях, просто мы этого ещё не знаем…

Комиксы[править]

  • «Бэтмен. Тёмная победа» — Дженис Портер не может выбрать, какой из двух подарков на Рождество купить любимому мужчине, спрашивает совета у Гордона, тот отвечает — мол, бери оба, и пусть мужчина сам выбирает. Элегантное предзнаменование того, кем именно позже окажется её любимый: это Двуликий, ещё тот любитель выбирать из двух вариантов.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Cosmowarrior Zero — при первом появлении Марины она моется в душе (и остальное командование корабля отгребает за то, что припёрлось к ней знакомиться в душевую). Потом её ещё клинит при виде лужи на полу. Понять, что в этих фактах такого (Марина — не человек, а морская пришелица от рождения и механоид последние несколько лет), можно, только досмотрев до середины. А вот сама та информация, на которую эти моменты намекают — уже ружьё Чехова, выстрелившее в финале.
    • Говорящее имя — «Марина» означает «морская» (нередко используется в значении «морская гавань», но в корне значения не меняет).
    • Там же в самом начале показывают корабль главгада, но на тот момент никак не упоминается, что это такое и какое отношение оно имеет к главным героям.
  • «Основатель Тёмного пути» — во флэшбеке о временах обучения Вэй Усяня в Облачных Глубинах есть эпизод, когда он спорит с Лань Цижэнем о тёмной энергии. В ходе спора Лань Цижэнь замечает, что никто не может быть уверен в своём полном контроле над тёмной энергией и в том, что она не ударит по самому заклинателю. Надо ли говорить, ЧЕМ в конечном счёте заканчиваются флэшбеки о прошлом?
    • Светлый пример. Чёрный и белый кролики-самцы, подаренные Вэй Ином Лань Чжаню. И то, чем они занимались.
    • Во время учёбы в Облачных Глубинах Вэй Ин устраивает драку с Цзинь Цзысюанем, так как тот оскорбительно отозвался о Цзян Яньли, а, впоследствии, и о Цзян Чэне. Это приводит к тому, что его возвращают в Пристань Лотоса, а Цзян Чэн продолжает обучение без него. Несколько лет спустя Вэй Ин покидает орден Юньмэн Цзян, чтобы уберечь Цзян Чэна и Цзян Яньли.
    • С прикрученным фитильком, юношеские шутки Вэй Усяня на тему «Цзян Чэн, ты уже столько раз меня хоронил, похоронишь ещё», так как читатель/зритель уже знает, что Вэй Усянь умрёт, кроме того, Цзян Чэн будет иметь к этому непосредственное отношение.
    • Во время пребывания в Пристани Лотоса Ван Линцзяо в числе прочего говорит о стрельбе в солнце, что это знак восстания против Вэней. Без комментариев.
    • Читавшие роман вспомнят поговорку «Богомол ловит цикаду, не зная, что за ним следит чиж». Так вот в дунхуа её подсветили: акцент на самой птичке с намёком на чижа метафорического через чижа буквального.
  • Neon Genesis Evangelion — Синдзи, понаблюдав за Рэй во время уборки класса, говорит ей, что она когда-нибудь станет хорошей мамой. Рэй заметно смущается, а Синдзи и знать не знает, что смотрит на клона собственной матери.
    • О том же: ранее во время синхронной тренировки для подготовки к бою с ангелом, который разделяется на две части, Синдзи и Аске требуется неделя, чтобы научиться всё делать одновременно. Рэй синхронизируется с Синдзи на танцевальном тренажёре с первой попытки.
    • Представитель компании Jet Alone, конкурирующей с NERV и производящей беспилотных боевых роботов, сравнивает Евангелионы с «истеричными женщинами». Чистая правда, учитывая, что внутри каждого сидит душа матери пилота, которая за своё дитятко готова любого ангела порвать на тряпки.
  • Атака Титанов — педаль в центр галактики:
    • Название первой главы манги и первой серии аниме предзнаменует существование измерения Путей, где, по меркам реального мира, Прародительница Имир пробыла 2000 лет, пока туда не попал Эрен.
      • Да и тот же сон Эрена намекает о скорых событиях, предзнаменует способность атакующего титана видеть воспоминания из будущего, временную петлю, созданную Эреном, и возможную концовку сюжета.
    • Во время тренировки Эрен и Райнер занимаются спаррингом — один человек, «злодей», нападает с искусственным ножом, другой пытается отбить его атаку. Райнер первым берет нож и проигрывает, затем он протягивает нож Эрену и говорит: «Твоя очередь быть злодеем». Явная аллюзия на происходящие в дальнейшем события, в ходе которых Райнер оказывается предателем, но постепенно приближается к образу антигероя, а Эрен, наоборот, из героя превращается в благонамеренного экстремиста, желающего уничтожить всех своих врагов и любого, кто будет преграждать ему путь.
    • Эрен в форме титана вырубает себя. Последующие попытки Микасы и Армина достучаться до него повторяются через 50 с лишним глав.
    • Не зря Эрвин подмечает талант Армина в стратегии, поскольку этому малому предстоит стать главнокомандующим.
    • Безобидная шуточная OVA о Жане показывает превращение Армина в титана, что в дальнейшем и произошло.
      • И более того, превращение Конни и Жана в неразумных титанов, что случилось в предпоследней главе манги.
    • Во втором сезоне Имир находит банку консервов с этикеткой на непонятном языке, и позже нам таки показывают развитый современный мир вне стен и империю Маре, откуда родом те консервы.
    • Неспроста всё тот-же Жан стебёт Эрена за его самоубийственность и рискованность, ибо таким и становится в заключительных главах.
    • И неспроста Фалько тянет руку к птице высоко в небе, ибо позже становится летающим титаном-челюсти.
      • И возможно, не просто так в аниме ему снились полёты на приводе с мечами.
      • Да чёрт возьми, у него даже говорящее имя: Фалько = Falco ≈ falcon = сокол
    • В комедийном спин-оффе «Атака Титанов старшей школы» есть сцена, где Леви изображен с перебинтованной головой. Собственно, сбылось в поздних главах манги.
      • Стоит сказать, этот спин-офф вообще много чего предзнаменует. Та самая сцена с превращением из второго сезона (« — Райнер, мы сделаем это?! Сделаем прямо сейчас!? — ДА!») спародирована в «Старшей школе», вышедшей раньше второго сезона.
      • Так-то перевей всего вышла манга…
  • Fairy Tail — главный герой в финале арки Эдоласа притворяется королём демонов. Таковым и оказался.
  • JoJo’s Bizarre Adventure/Vento Aureo — Сцена в кафе, первое же появление банды Бучеллати. Пока тетрафоб Миста возмущается поданным тортом из четырёх частей, а рационалист Фуго его успокаивает, подходит Аббакио и молча берёт «несчастливый» четвёртый кусочек. Спустя много глав/серий именно Аббакио убивают первым из банды.
  • Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — отправившийся искать незадачливого отпрыска местной аристократии по поручению Ильвы Чанга протагонист между делом прислушивается к разговорам окружающих и знакомится с местной идиомой «дать дракону пинка под хвост», означающей «сделать что-то вызывающе безрассудное». К концу главы у одной дракошечки попа действительно заболит. Впрочем, если читать внимательнее, то в начале практически каждой главы есть или предмет статьи, или соседний троп. Реже предзнаменование к следующей главе зарыто в развязке предыдущей главы: автор не упускает возможности подсветить то, что протагонист активно учится на своих ошибках, а потому там, где он однажды наступил на грабли, в следующий раз на грабли наступит уже тот, кто не подумает, что герой в прошлый раз сделал выводы и после этого должным образом подготовился. Например после прохождения испытания в Затонувших Руинах арсенал протагониста пополнился специальной пушкой для экзорцизма — живым урона не наносит, а вот вселившихся духов вышибает.

Видеоигры[править]

  • Ведьмак 3 — предзнаменование чисто опциональное, но все же… При первой встрече с Кейрой в конце кат-сцены можно увидеть 2 спаривающихся кроликов.
  • Dungeon Siege 2 — Если взять на осаду Снежной Гавани 2 эльфов (Амрена и Финалу), то после победы над драконом и появления учёного, то они прямо скажут, что с ним что-то не так, вот прям вообще. С учётом того, кем он является
  • Dungeon Siege 3 — Финальную локацию, где будет финальный мордобой, мы посетим ещё в самом начале. И напарник подсветит, что что-то тут не так.
  • Mass Effect:
    • Встреченный на Иден Прайм помешанный учёный бормочет что-то о всеобщем уничтожении и грядущей гибели. И Шепард, и игрок полагают, что он просто спятил, но он говорит об угрозе Жнецов.
    • Проходя мимо статуи масс-ретранслятора на Цитадели, биотик Кайден говорит, что возле этой статуи у него «странное ощущение в зубах». Биотики чувствительны к полям эффекта массы, а в финале выясняется, что «статуя» на самом деле — неактивный мини-ретранслятор.
      • Вообще, каждый напарник скажет своё фи по поводу ретранслятора на Цитадели, чтоб до всех дошло.
    • Возле лестницы, ведущей в Зал Совета, Эшли замечает, что это «отличная позиция для обороны». Именно у этой лестницы вам и придётся драться с главгадом Сареном в самом финале. И да, позиция действительно хорошая.
  • Mass Effect 3:
    • Шепард всю игру видит кошмарный сон о том, как пытается спасти ребёнка, и как этот ребёнок сгорает в огне, несмотря на все усилия. Перед последней битвой Шепард снова видит этого ребёнка… и как сам(а) сгорает в пламени вместе с ним. Это символическое предзнаменование гибели героя в финале, о котором он(а) и сам(а) догадывается.
    • На Цитадели волус-бизнесмен в разговоре с человеческой женщиной упоминает, что разрекламированное «Убежище», о котором все говорят — скорее всего, какой-то обман. Именно так: всех прибывших в Убежище «Цербер» использует для экспериментов по созданию хасков.
    • Если излечить генофаг и заключить мир между гетами и кварианами, Гаррус шутит: «Ну, Шепард, если ты сумеешь умиротворить ещё и Жнецов, то тебя объявят святым(-той)». В концовках «Контроль» и «Синтез» можно сделать именно это. И да, судя по обращению The Shepard в эпилоге, в далёком будущем Шепард действительно становится кем-то вроде святого.
    • На Тессии протеанский ВИ «Вендетта» говорит, что изучение прошлого привело протеан к выводу, что история циклична и схемы событий всё время повторяются, но Жнецы — тоже заложники этих повторений, и у них должен быть хозяин, спланировавший всё это. ВИ совершенно прав: с этим хозяином, Катализатором, Шепард встречается в финале.
  • Half-Life — во время финального боя Нихилант пытается предупредить Гордона о G-man’e и Альянсе.
  • Life is Strange: Before the storm — их здесь легион, ибо приквел.
  • BioShock Infinite — в Банке Комстока Элизабет в одном из диалогов упоминает, что злодей забирает себе половину от дохода граждан Колумбии. На это главный герой Букер ДеВитт ехидно шутит, что ему тоже надо заделаться пророком. В концовке оказывается, что Захари Комсток — это двойник ДеВитта из параллельного мира.
  • Silent Hill: Shattered Memories — присутствует несколько намёков на главные спойлеры, в частности на то, что Гарри мёртв и существует только в подсознании дочери:
    • Когда Гарри роняет рамку с фотографией, на которой изображены он и Шерил, стекло разбивается прямо в районе его лица.
    • Линия Мишель и Джона. «Ты меня не любишь. Ты любишь Джона в своей голове».
    • Многие моменты являются предвестниками будущих событий. Например, можно найти игрушку-монстра Франкенштейна. В финале доктор Кауфман говорит Шерил, что Гарри — это лишь монстр, сделанный из её воспоминаний.
  • World of Warcraft — смехотворный пример: до дополнения Cataclysm в игре был квест «Помощь старого друга», который при сдаче Иллинг Триас сопровождал репликой: «Братство Справедливости? Да Вы просто мешок с хорошими новостями! Скажите ещё, что Смертокрыл воскрес и напал на город…»
  • Skyrim — маг Фаренгар интересуется драконами, но не может отлучаться из дворца ярла для исследований, и в разговоре с протагонистом упоминает древнего короля Олафа Одноглазого, который по легенде притащил побеждённого дракона в этот самый дворец[1] — мол, вот бы в наше время нашёлся такой же герой… Угадайте, чем придётся заниматься протагонисту под конец главного квеста.
  • Metro Exodus — на некоторых из открыток, которые может найти Артём по всей игре, изображены места, которые по сюжету придётся посетить позднее: открытку с маяком на Каспии можно найти в Ямантау, а с таёжным лесом — на Поволжье.
    • Запись «Рваная страница», которую можно найти на уровне «Волга», описывает то, что очень похоже на регион Каспийского моря.
    • Отчёт, найденный в бункере спутниковой связи на Каспии, описывает проблему накопления радиоактивных осадков в тайге. Есть также аудиозапись в упомянутом бункере, в которой говорится, что уровень радиоактивного заражения в Москве очень высок. Выше только в Новосибирске.
  • Ori and the Will of the Wisps — в прологе рассказчик могучим басом говорит о последнем совёнке Куро «мы назвали её Крошкой Ку», как будто присутствовал при этом событии. Духи вроде Ори могут посмертно превратиться не просто в деревья, но и такое огромное басящее священное древо — что и происходит в финале игры.
  • The Dark Pictures Anthology: Little Hope — очень много подобных моментов, включая концовку.
    • Когда автобус останавливается у объезда в самом начале истории, можно уловить краткий момент на котором видно ожог (скрытый ракурсами камеры) на левом ухе у водителя. Позднее выясняется, что Энтони (единственный из Кларков чья смерть не была откровенно показана) получил его во время пожара показанного в воспоминании, давая первый намёк на то, кем на самом деле является водитель.
    • Никто из персонажей не говорит ни слова когда автобус останавливается и делает вынужденный объезд. Потому что в автобусе никого не было.
    • Проснувшись после аварии, Эндрю говорит что не помнит никого из тех, кто рядом с ним. Всё потому что никто из этих людей на самом деле не существует и единственной причиной их появления является травма главного героя.
    • Теория Дэниела о том что их группа переживает предсмертные видения быстро опровергается остальными членами группы, но на деле оказывается верной к концу игры (группа студентов является галлюцинаторными образами погибших членов семьи Кларк).
    • Когда они пытаются попросить помощь у Винса в баре, Эндрю спрашивает его о том, видел ли он водителя их автобуса. На что Винс, ухмыляясь, отвечает «Это смешно». Всё потому что Эндрю/Энтони и есть водитель автобуса.
    • Винс ни разу не отвечает кому-либо кроме Эндрю (Энтони) и всегда обращается в единственном числе, что уже является признаком того, что остальные четверо — галлюцинации. Он также, по всей видимости, совершенно безразличен к присутствию демонов в городе. Опять же, потому что их не существует.
    • Во время игры в дартс, Джон и Тейлор попадают в разные точки на мишени. Однако, после ухода персонажей, нам показывают что все дротики в центре мишени. Что является очередным намёком на то, что никто из них не существует.
    • В какой-то момент Тейлор натыкается на качели из её детства. По ходу пролога Энтони также видит точно такие же качели в саду, что имеет смысл, поскольку Тейлор/Таня и Энтони росли вместе.
    • В одном из эпизодов Эндрю, Анжела и Джон находят кладбище с надгробиями погибших членов семьи Кларк. Примечательно то, что на могиле Тани есть цветы, а на других нет. Кроме того, присутствует могила каждого члена семьи, кроме Энтони. Всё это указывает на две вещи: на то, что Винс являлся бойфрендом Тани и что он посещал её могилу, и на то, что Энтони выжил в пожаре.
    • В течение игры Эндрю — единственный персонаж из группы, кто напрямую не сталкивается с угрозой для жизни. Нет демонов, которые пытаются убить его по-особенному, и даже в том случае, если игрок провалит все QTE, он всё равно доживает до финала. Что является ещё одним намёком на мнимость угрозы.
  • Cyberpunk 2077 — Джуди при первой встрече с Ви, узнав о планах своей подруги Эвелин, называет её и главного героя «ходячими, говорящими трупами». Эвелин умирает при любом развитии сюжета, да и Ви в большинстве концовок ждёт смерть или нечто подобное.
    • Ви вообще буквально ходячий (и постепенно подвергающийся эгоциду) труп большую часть игры.
  • Freelancer — сплетни от очередного случайного собутыльника в баре часто содержат намеки на еще не раскрытые части основной сюжетной интриги.
  • Dragon's Dogma — умирая, малые драконы произносят: «Престол бога лежит впереди». В финале нам и правда придётся столкнуться с местным богом Сенешалем, чтобы занять его место и попытаться разорвать великий цикл.
  • «Чёрная книга» (2021) — описывая повреждённый иконостас в заброшенной Преображенской церкви, рассказчик говорит: «Иконостас частично разрушился, будто здесь разбушевался северный ветер». Это не просто метафора, как может показаться на первый взгляд, а ещё и наш троп. Виновный в разрушении иконостаса Прошка на самом деле — коми-пермяцкий бог ветра Войпель, чьё имя собственно и означает «северный ветер». Правда, к тому моменту, как это выясняется, игрок успевает уже десять раз забыть об этой фразе, зато при повторном прохождении она сразу же бросается в глаза.
  • Death end Re;quest — из всех персонажей реального мира только одна Лидия Нолан имеет неяпонское имя, также она имеет самую «анимешную» внешность из всех, практически не участвует в расследованиях Араты, и вообще выглядит самым нормальным человеком во всей этой ситуации. В общем, выделяется очень сильно.
    • И что же предзнаменовывают все эти детали?

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — у всех четырёх «культовых» легионов были свои свойственные их будущим «шефам» заскоки, а их примархи росли на планетах, несущих яркие отпечатки влияния оных «богов». Кстати помимо прочего в романах про легион «Несущих Слово» даются намёки на то, что все четыре «культовые» планеты связаны с древними паломниками с Колхиса, которые побывали в Оке Ужаса, а потом разошлись, и каждый основал свою колонию.
    • Дедуля Нургл положил глаз на Гвардию Смерти задолго до известных событий. Засланный казачок и тайный культист в высшем комсоставе легиона — это, конечно, решающий фактор, но как объяснить то, что в XIV (дважды семь, кстати) легионе всегда было ровно семь ну очень больших рот? Семёрка — это же священное число Нургла. Педаль в пол: даже фирменное оружие Мортариона, его телохранителей и отличившихся командиров — боевая коса — имеет форму цифры 7.
    • Кхорн зашвырнул Ангрона на планету, где тот вырос его эталонным последователем. Декандентствующая аристократия Нуцерии развлекалась созерцанием гладиаторских боёв на арене — и именно эти бои стали для Ангрона его детством, за которое он выработал довольно своеобразное «уважение» к своим противникам, сводящееся к тому, что отступать и бросать недобитых, а также бомбить издалека «невежливо» — «вежливо» сойтись нос к носу и биться в рукопашной до последнего вздоха.
    • Слаанеш, как и подобает главному знатоку толка в извращениях, подошло к вопросу воспитания Фулгрима творчески. Как вырастить ценителя высокого искусства и идейного гедониста? Забросить его на планету, где сплошь только такие и живут? Ха-ха-ха! Нет. Вместо этого новорожденный Фулгрим попал на бедный ресурсами Хемос — бедный даже светом звезды, вокруг которой он вращается. Чем же это могло помочь взрастить юное дарованье? А тем, что у него там конкуренции не было. Острый ум юного примарха везде и всюду находил способы сделать всё то же самое, но эффективнее и изящнее. И вот когда население потерянной колонии за несколько лет внезапно перешло от грани выживания к достатку и благоденствию, искусства расцвели пышным цветом. Фулгрим сам сделал Хемос планетой ценителей искусств и гедонистов.
    • Тзинч вопреки своей репутации большого хитреца поступил совершенно бесхитростно, потому Магнус рос на Просперо, где была собрана большая часть известных человечеству сведений об Эмпиреях. Если читать романы внимательно, можно заметить, что на Просперо ещё до Ереси встречались символы поклонения Тзинчу (например скульптурное изображение его высшего демона), а сам Магнус был немножко повёрнут на нумерологии и в особенности на числе девять — любимом числе Тзинча.
    • Также существует фанатская теория о том, что среди легионов лоялистов есть своя «четвёрка» скрыто связанных с Большой Четвёркой Хаоса. Как минимум культура и природа некоторых из описанных планет несут довольно характерные отпечатки. Авторы бэка об этой теории прекрасно осведомлены и активно с ней заигрывают, но прямых подтверждений пока что избегают.

Визуальные романы[править]

  • Kanon — настоящий мастер-класс. Диалоги прописаны настолько хорошо, что много чего такого, что было сказано, намекает на дальнейшие сюжетные события и внезапные повороты. Может быть в полной мере оценено только при повторных прохождениях.
  • Little Busters! — несколько моментов. Осторожно, потому что ниже представлены в основном спойлеры крупного масштаба. Мы вас предупредили.
    • Когда Масато говорит, что видел Кенго с какой-то девушкой на лавке позади школьной столовой, то признаётся, что еле сдержался, чтобы не выдернуть скамейку и не отправить Кенго в увлекательный полёт. На разумные замечания, что это как бы опасно, Масато отвечает, что с Кенго ничего не случится, даже если тот грохнется с крыши. И да, Кенго и правда прыгает с крыши при каждом прохождении игры (кроме первого), чтобы спасти свою подругу при попытке самоубийства. И отделывается разве что сломанной рукой.
    • Заметили, что по мере прохождения веток статистики Рики и Рин растут, а ещё происходят небольшие изменения в диалогах? Хороший намёк на то, что все маршруты на самом деле идут друг за другом, плюс, что цель этого — усилить Рики и Рин, сделав их более независимыми личностями.
    • И наконец, вся эта история Кёске в линии Рин о «другой школе» и ужасной автобусной аварии буквально пересказывает предысторию визуального романа.
  • Rewrite — некоторые маршруты содержат сильные намёки на истинный возраст Котаро, который раскрывается только в финальной линии. Особенно линия Сидзуру и, в меньшей степени, Котори и Лючии.
  • Harmonia — в какой-то момент Рэй видит кошмарный сон, где он разваливается на части, пытаясь успокоить Сиону, и начинает беспокоиться, что это может произойти в будущем. Как выясняется, тот факт, что он вообще может видеть сны, является признаком того, что он человек, а не фироид.
  • Ever 17: The Out of Infinity — все об этом. Случайно вброшенный момент про разрешение клонирования в Японии? Лекция Соры протагонисту о четырехмерных людях? Сложная фамилия Ю? После прохождения новеллы можно только поразиться тому, как сыграли эти события в истинном руте.
  • Monster Girl Quest — говорят, что фей могут видеть только те, у кого слабая вера в идеалы Илиас. В случае с главным героем, который может их видеть, это в итоге оказалось правдой.
  • «Клуб Романтики», «Секрет Небес» — это не сильно бросается в глаза, но у Бонта черты лица статуи полуангела-полудемона с экрана статистики в конце серии.
  • Doki Doki Literature Club! — вы не заметили странного, что из всех четырех девушек только одна имеет не японское имя? Обратите внимание, что у этой девушки колготки другого цвета.
  • Long Live the Queen — а вы знали, что единственный конкурс, который Элоди может выиграть на 33 неделе — это музыкальный конкурс? Это говорит о том, что она настоящий музыкальный вундеркинд и её музыкальный талант может быть очень важен в будущем. А ведь так оно и оказывается, ведь только Элоди-музыкант может тронуть сердце главгада, добившись его поворота направо.

Примечания[править]

  1. Впрочем, дворец действительно оборудован драконоловкой и черепом дракона над троном, так что не такая уж и легенда. Другой вопрос, как он предотвратил воскрешение в далёком будущем этого черепа в полноценного дракона мимопролетающим Алдуином.