Световой меч

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Световой меч (лайтсейбер, англ. lightsaber, в надмозговых переводах луч-сабля или Огненный Меч, просторечн. лазерный меч) — оружие из Далёкой-Далёкой Галактики Звёздных войн. Его используют существа, владеющие Силой, в первую очередь джедаи и ситхи. Это наиболее знаменитый энергоклинок в истории фантастики, хоть и не первый.

Это техномагическое устройство, в котором используются как технические элементы — батарейки, плазма, излучатели, — так и особые кристаллы. В терминах резиновой науки лайтсейбер описывается как сильно, до почти прямого состояния, вытянутая и сфокусированная кристаллами петля плазмы. Одолеть бойца, вооружённого световым мечом, очень непросто: для этого надо либо победить его в фехтовании на световых мечах, либо пристрелить в спину, да так, чтобы он не почувствовал ваших злых намерений. Или сосредоточить на одном джедае много дакки, чтобы все выстрелы не отразил.

Что можно им делать вообще[править]

  • Резать. Очень быстро и легко почти что угодно, за редкими исключениями. Материалы, не поддающиеся резке световым мечом — специальные металлы и сплавы, панцири некоторых особых существ (прежде всего вонгской биоты), другие световые мечи, силовые поля и вода. Всё остальное световые мечи разрезают удивительно быстро и без особого сопротивления.
  • Фехтовать (По идее это тоже с помощью Силы, но зависит от автора).
  • Плазменный клинок, разумеется, очень горяч, и потому им можно освещать путь в темноте (подсвечивать себе мечом начал ещё Люк Скайуокер в полуканоничном «Осколке Кристалла Власти» Дина Фостера, а потом и в трауновской трилогии, на экране данную способность показали в приквельной и сиквельной трилогиях, «Войнах клонов», а также в игре Star Wars Jedi: Fallen Order).
  • Прикуривать.
  • Издавать очень клёвые звуки. Вжжжж! Врум! Врум! Пщщщ!

Что можно им делать при помощи Силы[править]

  • Отбивать бластерные выстрелы (и обычные пули). Теоретически механизм отбивания выстрелов основан на сверхъестественной быстроте и провидческих способностях, и в принципе отбивать выстрелы из бластеров можно чем угодно, что они не пробивают. Но световыми мечами это делать легче, потому что клинок безмассовый (вес имеет только рукоять с её хитро устроенной начинкой), и ворочанье им требует меньших усилий. При этом у него есть (псевдо)инерция и центробежная сила, поэтому без тренировки это предпринимать не рекомендуется.
  • Бросать с наведением и возвратом при помощи телекинеза.
  • Включать и выключать на расстоянии. На этом основана уйма весьма подлых приёмчиков, in real life в спортивном сайберфайтинге, увы, неосуществимых. Пока.

Разновидности[править]

(link)

Виды световых мечей

(link)

Эволюция световых мечей

Самой первой разновидностью светового меча был так называемый силовой меч. Как и большинство прочей техномагии Далёкой Галактики, он был изобретён расой раката. Ракатанцы научили изготавливать эти мечи своих служителей, Ищеек Силы.

Кардинальное отличие силового меча от светового в том, что у первого нет внутреннего источника энергии. Клинок он создаёт из чистой Силы, а потому получается даже мощнее, чем плазменный — он не может разрезать только клинок другого силового меча, и то, если только силы обладателей сравнимы. Но в то же время, для непрерывной работы меча его владелец был вынужден постоянно призывать темные эмоции, что совершенно не подходило адептам Ашлы.

Самые древние джедаи, которые ещё назывались дже’дайи, использовали обыкновенные мечи[1], но однажды в чью-то умную голову пришла мысль разобрать трофейный силовой меч и посмотреть, как он устроен. Хотя секрет устройства меча был раскрыт еще на Тайтоне (и тогда же был создан первый световой меч), его первые полноценные аналоги были созданы только 20 тысяч лет спустя. Вся проблема упиралась в источник энергии. По понятным причинам джедаи не могли использовать мечи так, как это делали раката, а уровень технологий еще не позволял создать для них автономные источники энергии. Первые световые мечи джедаев появились в 15 500 ДБЯ. Они были примитивны, ненадёжны и требовали для использования чемодан с батарейками. Примерно к концу эпохи Пиус Деа (11 000 ДБЯ) появились усовершенствованные протомечи. Они все еще требовали автономного источника питания, но теперь это был не чемодан с батарейками, а компактное устройство размером с сумочку, закрепленое на поясе носителя, от которого к мечу тянулся толстый кабель. По некоторым источникам, финальное усовершенствование в конструкцию светового меча было внесено ситхами, а орден джедаев только перенял его. Орден Джедаев продолжал использовать протомечи вплоть до Великой Гиперпространственной Войны, когда джедаи получили возможность на своих шкурах ощутить преимущества полноценных светошашек в руках ситских воинов-массасси.

Современных разновидностей светового меча две: джедайский и ситхский. В старом каноне мечи различались по типу происхождения кристалла: джедаи брали природные кристаллы в местах, богатых Силой, а ситхи создавали искусственные кристаллы при помощи алхимии. У джедаев чаще всего встречались клинки синие или зелёные (эти цвета придают соответственно адеганские и илумские кристаллы), реже других ярких цветов. У ситхов они красные, у элитных бойцов некоторых лордов — того же Вейдера — могли встречаться серебряные, а Владыка Фриидон Надд использовал сваренный алхимическим способом оранжевый клинок. В новом каноне весь длинный список радужных самоцветов велморитов, жемчужин крайт-дракона и примкнувших к ним ситхских искусственных рубинов порезали, оставив только «живые» кайбер-кристаллы с их способностью чувствовать настрой владельца и в зависимости от него менять цвет (см. ниже).

Конструктивные разновидности светового меча обусловлены чисто технологическим элементом: источником питания, количеством эмиттеров и подключённых кристаллов, форм-фактором.

  • По источнику питания выделяют протосейберы и современные лайтсейберы. Первые отличаются тем, что работают от носимого на поясе чемодана с советскими батарейками внешнего аккумулятора — громоздкого, недолго держащего заряд и подключённого к мечу проводом — со всеми очевидными недостатками такой конструкции (никакого тебе второго эмиттера, никаких тебе Силовых бросков меча, перерубят — считай, остался без оружия).
  • По количеству эмиттеров выделяют обыкновенные и двухклинковые лайтсейберы (лайтстаффы или световые посохи). Двухклинковый лайтсейбер, изобретение Экзара Куна, может выпускать по клинку с каждого конца. Традиционно считался скорее ситхским оружием из-за достаточно агрессивного стиля боя. Хоть и использовался некоторыми джедаями, особой популярностью в Ордене Старой Республики не пользовался. Лишь в новом ордене джедаи стали чаще использовать данный тип меча, так как Люк не ограничивал своих учеников в выборе оружия. Самый известный современный владелец такого меча — Дарт Мол.
  • По количеству подключённых кристаллов выделяют обычные и многофазные лайтсейберы. Двух- или многофазный лайтсейбер может выпускать два или более вида клинка с разными свойствами (длиной, цветом, дополнительными возможностями), но только один — одновременно.
  • По форм-фактору выделяют обыкновенные лайтсейберы, шото (короткие лайтсейберы), световые палицы (двуручные лайтсейберы), лайтсейберы с кривой рукоятью, лайтсейберы с рукоятью-тонфа (защитные шото, надмозгами переведённые как «гвардейские» шото).
  • Помимо обычных световых мечей, были также световые хлысты, используемые ситхами во времена Дарта Бейна.

Цветовая геральдика[править]

У джедаев, согласно источникам Расширенной Вселенной, цвет меча означает специализацию.

  • Синий означает джедая-хранителя(специалиста по воинским искусствам)[2].
  • Зелёный — джедая-консула (специалиста по использованию Силы и социальщика).
  • Более редкий жёлтый — джедая-стража (оперативники, внутренняя полиция Ордена, по способностям — среднее между стражем и консулом).
  • Фиолетовый — признак того, что его хозяин опасно балансирует на грани Светлой и Темной стороны. Именно поэтому Мейс Винду имел фиолетовый меч — он постоянно ходил по лезвию бритвы. А на деле потому, что Сэмюэлу Джексону захотелось выпендриться.

В Новом ордене Люка эта схема не соблюдалась, и джедаи более или менее брали себе цвета как Сила на душу положит.

У ситхов за стандарт принят красный цвет. Некоторые ситхи, особенно бывшие джедаи, сохранившие свой старый лайтсейбер, носили оружие других цветов. Многие тёмные джедаи, которые подражают ситхам, тоже используют красный клинок.

У серых орденов свои системы. Дженсараи, например, отличались совершенно буйной разноцветицей клинков. А имперские рыцари, наоборот, использовали строго белые (как знак того, что они слуги государства).

Как бы то ни было, цвет меча определялся фокусирующим кристаллом. Ситхи использовали синтетические, которые, как правило, получались красные. Джедаи использовали природные, которые бывают самые разные. Из этого были и исключения, например, второй меч Люка из шестого эпизода имел синтетический кристалл, при этом был зеленым.

В диснеевском каноне систему изменили. Теперь кристалл светового меча — это своего рода Распределяющая Шляпа. Он сам принимает цвет в зависимости от талантов джедая, строящего меч. Посинеет — быть тебе джедаем-стражем. Позеленеет — будешь консулом. Пожелтеет — прямая дорога тебе в Часовые, Тени или Храмовую стражу. Ну, а если он у тебя покраснеет — это всё равно, что Шляпа бы крикнула «Азкабан!» Да, и это означает, что подклассы джедаев теперь самый официальный канон. А Люк между пятым и шестым фильмами переосмыслил свои ценности и из Хранителя стал Консулом. А у Анакентия шашка не покраснела от убийства бывших сослуживцев, детей и удушения своей же беременной жены. Наверное, потом бы покраснела.

Цвет клинка можно изменить пересборкой меча и медитацией — при воздействии Тёмной стороны кристалл начинает «кровоточить» и меняет цвет на красный, при воздействии на такой кристалл светлой силы — цвет пропадает полностью и световой меч становится чисто-белым. Внимание, процедура взрывоопасна. Дарта Вейдера шарахнуло так, что он перешёл обратно на светлую сторону, убил Императора и пошёл извиняться перед Оби-Ваном… А потом очнулся.

Формы фехтования на световых мечах[править]

(link)

Пример качественно поставленного боя. Двухклинковый меч против Джуйо

Расширенная Вселенная описывает различные стили фехтования на световых мечах, которые называются формами. Канонических форм 7, с вариантами их несколько больше. В фильмах эти формы никак не назывались, просто для каждого персонажа инструктор Ник Гиллард разработал по стилю — и уже потом на основе этих стилей и придумали формы. В описании форм будет указано, на стиле какого персонажа она основана.

  • Форма 1: Шии-Чо. Самая простая, базовая форма, преподаваемая юнлингам и падаванам. Несложные, непринуждённые движения, никаких недостатков и никаких достоинств.
  • Форма 2: Макаши. Форма, напоминающая спортивное фехтование. Заточена под поединки и одноручный хват, построена на финтах клинком. Граф Дуку использует эту форму.
  • Форма 3: Соресу. Наиболее оборонительная форма, построенная на блоках. Появилась, когда джедаи стали сталкиваться с вооружёнными бластерами противниками, против которых форма Макаши была почти бесполезна. В поединке на мечах джедай малоуязвим, но и сам ограничен в атакующих приемах, что неоправданно затягивает бой. Оби-Ван Кеноби использует эту форму.
  • Форма 4: Атару. Попытка совместить мощную защиту Соресу и резкие выпады Макаши. Подвижная, акробатическая форма, построенная на быстрых движениях, манёврах и уклонениях, а также переворотах через все три оси. Йода использует эту форму.
  • Форма 5: Джем Со. Мощная форма, основанная на контратаках. Развитие Соресу с добавлением атакующих приемов — боец не ждет появления бреши в защите противника, а создает ее. Обычно джедай, использующий Джем Со, малоподвижен в защите, но переходит в атаку, успешно проведя блок и «открыв» противника. Энакин и Люк Скайуокеры используют эту форму. Став Вейдером, Энакин разработал для своего нового тела особый вариант Джем Со, ещё менее требовательный к подвижности.
    • Шиен. Это вариант Джем Со, адаптированный к защите от бластеров. Особенностью формы Шиен является обратный хват. Эту форму используют Асока Тано и Старкиллер.
  • Форма 6: Ниман. Это «универсальная» форма, представляющая собой оптимизированные выдержки из предыдущих. В Ордене Джедаев эту форму обычно изучали джедаи-дипломаты в оборонительных целях, отсюда и происходит мнение, будто бы это слабая форма.
    • Джар’Кай. Вариант Нимана для использования с двумя клинками. Более наступательная форма, чем собственно Ниман, за что более любима ситхами и тёмными джедаями. Её, вместе с элементами Макаши, использует Асажж Вентресс; Энакин Скайуокер время от времени также пытался применять Джар’Кай, с весьма переменным успехом.
  • Форма 7: Джуйо. Фирменная форма ситхов; чистая агрессия и ярость, выраженная в непрекращающихся атаках. Причем несмотря на бешеную ярость, хаотичные и довольно простые движения, удары уверенные и смертельно точные. Джедаи сторонятся Джуйо, считая, что использование этой формы — прямой путь к Тёмной стороне. Джуйо использует Дарт Мол и Палпатин в поединке с Винду.
    • Ваапад. «Обезвреженный» вариант Джуйо, разработанный Мейсом Винду. Обезвреженный лишь постольку-поскольку, все джедаи, владевшие Ваападом, кроме Мейса, всё равно оказались на Тёмной стороне (для использования Джуйо нужно постоянно распалять в себе ярость, а это трудно с джедайскими ценностями. Винду выкрутился праведной яростью и радостью от истребления зла, но больше так никто не смог. И то, эмоции его в конце концов подвели). Ваапад использует Мейс Винду.
      • Все - это двое? Из которых одна перешла на ТС по другой причине? Да и Мейс даже свою праведную ярость считал недостатком.
      • Тем не менее, в Star Wars: Knights of the Old Republic используется просто как форма фехтования и Светлыми и Темными. В частности, ей владеет (и обучает игрока) Врук Ламар.
  • Техника использования двухклинкового светового меча: Уникальная техника, как можно догадаться из названия, предназначенная для владения двухклинковым световым мечом. Основывается на чередовании быстрых выпадов «слева-справа», вынуждавших противника стремительно отражать удары, и финтах, когда одним клинком джедай уводит в сторону меч врага, «открывая» его, а вторым клинком тут же атакует, не оставляя возможности блокировать или парировать. Кроме того, при должном умении и ловкости позволяет обрушивать на врагов непрерывный шквал ударов и вести дуэль одновременно с несколькими противниками. Требует больших усилий в освоении, так как для неопытных фехтовальщиков двухклинковый световой меч представляет не меньшую опасность, чем для их врагов. Кроме того, даёт владельцу дополнительный эффект неожиданности перед противниками, не знакомыми с данным типом оружия. Ну и, в качестве бонуса, размыкающийся двухклинковый меч может быть использован также как два или один одноручный меч, в зависимости от обстановки.
  • Траката. Это не полноценная форма, скорее набор приёмов для использования с другой формой, поэтому она не пронумерована. Траката построена на стратегическом выключении и включении меча, чтобы обойти защиту противника.
  • Триспзест. Редкая форма, предназначенная для летающих существ. Основана на маневрировании во всех трёх измерениях.
  • Сокан. Это тоже не форма, это тактика боя. Сокан — использование особенностей местности, строений и разбросанного вокруг хлама, чтобы получить тактическое преимущество. Пример использования Сокан — занять место на возвышении, чтобы противнику было менее удобно атаковать.
  • Дун Мок. И это тоже тактика, причём тактика психологическая. Дун Мок используют ситхи, чтобы злить джедаев. Всё равно как — словами, грязными приёмчиками. Разозлённый джедай утрачивает связь со Светлой стороной и либо проигрывает бой, либо вынужден обратиться к Тёмной стороне. Некоторые джедаи, впрочем, разработали светлый вариант Дун Мок, построенный, напротив, на умиротворении. Хотя и обычный (пусть и не так «грязно», как у ситхов) у них был в ходу: Оби-Ван и Энакин, к примеру, частенько едко подкалывали своих оппонентов, из-за чего те злились и в желании прикончить врага совершали тактические просчёты.
  • Стили Нового ордена. Люк Скайуокер и Кайл Катарн разработали три упрощённых стиля для Академии Нового ордена, которые преподавали до тех пор, пока не были полностью восстановлены знания старого ордена. Эти стили называются по-простому: Быстрый, Средний и Сильный. Всеми тремя великолепно владел(а) Джейден Корр.
  • Форма 0. Это совсем не форма, это — принцип джедаев. Заключается он в следующем: можешь не доставать лайтсейбер — не доставай его. Попробуй уладить проблему другим способом. И не обнажай в кантинах, ибо сказано!

Кстати, французская федерация фехтования признала дуэли на лазерных мечах официальным видом спорта. Они святятся и жужжат, прямо как в кино.

Примечания[править]

  1. Точнее, не совсем обычными, а под завязку пробаффаными Силой. Дже’дай не только медитировал на меч при сборке, как делают современные джедаи, а создавал его при помощи Силы от и до: Силой выплавлял слиток металла, с помощью Силы ковал, обрабатывал и украшал каждый элемент, Силой же собирал. Поэтому такие клинки, чисто физически, сделаны были зачастую даже не из устойчивых к лазеру и плазме металлов, таких как кортозис и мандалорское железо, а из простой стали. И при этом могли тысячелетиями храниться, не ржавея, лёжа в сырой земле; от слова «совсем» не терять заточку и резать толстые стальные двери не хуже, а то и лучше плазмы; отбивать бластеры и блокировать световые, а то и Силовые мечи… в общем, от современных мечей отличались только массой. А в чем-то даже превосходили: древние тёмные джедаи, например, могли так закалить меч Силой, чтобы он при каждом ударе обдавал противника электрическим током, будто через клинок перманентно течёт Молния Силы.
  2. Классы называются Guardian - рукопашник, Sentiniel - оперативник и Consular - "маг". Прибавляем сюда престиж-класс Watchman (разновидность Sentiniel) и получаем сущий цирк с конями, ибо все три слова могут переводиться как "страж", "хранитель", "защитник", "часовой". Так что кто из них Хранитель, кто Страж, а кто Дозорный - исключительно в рамках собственного ИМХО

Ссылки[править]