Эффект штурмовика

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Синдром штурмовика»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Imperial Stormtrooper Marksmanship Academy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« В фильмах плохие парни всегда плохо стреляют. Трое злодеев с Узи отправятся в погоню за главным героем и выпустят сотни пуль, ни разу его не задев, пока он не пристрелит их из водяного пистолета. »
Те самые штурмовики

Эффект штурмовика (Stormtrooper effect), он же принцип злодейской меткой стрельбы (principle of evil marksmanship) — известная неспособность вражеских войск нанести какой-либо урон главному герою, членам его партии, или его средствам передвижения. Применительно к главному злодею тоже работает — в частности, во многих американских боевиках целая толпа полицейских оказывается бессильна застрелить маньяка или бандита, в то время как он убивает их одного за другим. Этот эффект часто можно наблюдать в ковбойских фильмах, картинах про боевые искусства, боевиках и комиксах, и смеются над ним все, кому не лень.

Название «эффект штурмовика» берет начало в оригинальной трилогии «Звездных войн», где имперские штурмовики описаны как прекрасно тренированые ветераны многих кампаний, обладающие невероятной огневой мощью, выучкой и боевым духом. При этом они оказываются совершенно неспособны хоть как-то повредить главным героям даже при многократном численном превосходстве.

От заявленной способности эффект штурмовика отличается тем, что пока на экране нет главных героев, штурмовики могут демонстрировать впечатляющие боевые качества: крошить рядовых краснорубашечников на винегрет, вынуждать жертвенного льва совершать героическое самопожертвование в попытке хотя бы немного их задержать, словом, всячески подтверждать свой статус элитных бойцов. В бестолковое пушечное мясо они превращаются исключительно при столкновении с героем, облачённым в сюжетную броню. В тех же «Звёздных войнах» штурмовики образцово-показательно раскатывают повстанцев с минимальными потерями в каждом открытом боестолкновении[1], и в полной безопасности от них остаются только собственно Скайуокер, Органа и Соло.

Однако, остроумному зрителю следует помнить, что троп этот используется не просто так и чаще всего не от глупости авторов, а как наглядный показатель крутости героев. То есть, если герой минуту назад завалил десяток краснорубашечников, а сейчас не может завалить худосочного парнишку, то это значит, что герой круче обычного гражданина, но парнишка ему, по крайней мере, не уступает.

Проявления тропа[править]

Правило атаки по одному — даже если врагов несколько, они обязательно будут биться с героем один на один и непременно будут побеждены.

  • Обоснуй (нередко видимый или оговариваемый в самом произведении): каждый отдельный враг — всё-таки личность, и все видят/знают, что герой сильнее каждого из них, поэтому каждый боится нападать первым, и бросаются по очереди в порядке смелости и самоуверенности.
  • В «Хрониках Амбера» попытка Корвина штурмовать Амбер в какой-то момент требует подняться в замок врага по лестнице над пропастью, на каждой ступеньке которой стоит один солдат противника (многих из них убивает его брат Блейз), и от лица Корвина показана минутка реалистичности: как сначала потихоньку убывает количество собственных солдат перед ним на лестнице (Корвин поднимается далеко не первым), затем ему самому приходиться встретить врагов один-на-один, но уж больно много ступенек и много солдат противника… в итоге Корвин также отправляется в пропасть (спасибо, что живой остался). Штурм замка в итоге провалился полностью. Хотя сильно позже его повторили, уже успешно.

Бросить в сторону вместо того, чтобы убить — в разы превосходящий по силе и габаритам противник, который героя мог разломить пополам, сожрать, заразить, поломать, расчленить, и прч. вместо этого кидает во все стороны и/или аккуратно толкает. Герой же атакует его как обычно, вместо того что бы напрячь все свои силы и попытаться того хоть раз кинуть. При этом противник по сюжету не поддаётся и действительно хочет убить героя.

Закон сохранения ниндзюцу — часто ниндзя показаны как неуязвимые воины, способные в одиночку сдерживать толпы врагов. Таким образом, если главный герой ниндзя, он может в одиночку победить множество предположительно более слабых ниндзя, нападающих группами, и испытывать проблемы с ниндзя-одиночками. Таким образом, доказано, что количество воинского мастерства сохраняется в подразделении, состоящем из ниндзя, и чем их меньше, тем лучше они дерутся.

Также надо учесть, что противник почти никогда не стреляет на упреждение: он стреляет не в точку, где на момент подлета поражающего элемента будет герой, а по самому герою. Из-за этого все пули летят куда-то за спиной героя. Особенно если тот быстро и хаотично двигается. Ярче всего это проявляется, когда противник использует сравнительно медленно летящие гранаты… Простите. В кинобоевиках противник никогда не использует дробовики, гранаты и прочее оружие, которое кроет большую область: ведь иначе героя убьют!

Примеры[править]

Штурмовик против краснорубашечника.[2]

Фольклор[править]

« — Почему имперские штурмовики размножаются клонированием?
— Потому что они не попадают!
»

Литература[править]

  • «Властелин» — прихвостни Бельзедора прекрасно натренированы промахиваться…

Кино[править]

  • Собственно в «Звёздных войнах» этот троп сияет в «Новой надежде». Канонический обоснуй — герои должны были выжить, чтобы привести Империю к базе повстанцев, поэтому штурмовики, в полном соответствии с приказами, просто имитировали погоню со стрельбой.
    • В дальнейшем они не раз попадали во второстепенных персонажей, но не в главных. Так что суть эффекта штурмовика — в том, что на героях сюжетная броня.
      • Что интересно, именно в «Звездных войнах» этому есть некоторое обоснование. Два героя из трех (а по некоторым версиям — и все три) — латентные джедаи, умеющие, пусть и неосознанно, пользоваться Силой (Люк уже не совсем латентный, хотя научиться почти ничему не успел, зато у Леи и Хана Соло существенно больший опыт). Из объяснений пожилого Оби Вана следует, что форс-юзер должен чувствовать Силу, для чего требуется большое желание. Когда тебя пытаются подстрелить, желание уклониться от выстрелов, по-видимому, появится и будет достаточно большим.
    • В приквелах дроиды Торговой Федерации ничем не метче штурмовиков. Ну, тут хотя бы объяснение есть — Торговая Федерация сильно экономила на качестве дроидов, делая ставку на количество.
    • В седьмом эпизоде появился штурмовик, который регулярно попадал — но внезапно оказался изменником и предателем. Интересно, произрастание рук откуда слышится является обязательным требованием для идейно верного штурмовика?
  • «Автостопом по галактике», с обоснованием. Армия из многих тысяч инопланетян-вогонов несколько минут подряд в упор расстреливает вагончик, в котором спрятались главные герои… и ни разу не попадает. Да и может ли быть иначе? Всем известно, что вогоны — худшие стрелки в галактике!
  • «Властелин колец» — орки. В книге подчёркивалось, что они в большинстве своём слабые бойцы, а берут числом и безбашенностью; но в экранизации орки уверенно справляются с гондорскими воинами и так же уверенно огребают от героев.
  • «Завет» Кустурицы, финал фильма. Издевательская абсурдистская педаль в пол. Толпа друзей ГГ и толпа бандитов в чистом поле поливают друг друга из автоматов в упор, и ни у кого ни одной царапины!
  • «Криминальное чтиво» — дружок Бретта высаживает в Джулза и Винсента весь барабан и ни разу не попадает. Тем не менее, Джулз воспринимает это по-своему: каким бы криворуким стрелком ты ни был, промазать с нескольких метров в две плотно стоящих неподвижных мишени шесть раз подряд — не иначе как чудо.
  • «Неуловимые мстители» — детки стреляют почти без промаха, в то время как у их взрослых противников руки как у краба, а глаз как у крота.
    • Субверсия в продолжениях: тяжело раненный Кудасов с одной пули уложил Бубу Касторского. Ватсонианский обоснуй: вечно бухие казачки Бурнаша — это вам не профессиональные офицеры царской армии.
      • Бандиты в большинстве боевых сцен стреляют на скаку/бегу. Когда Яшка скакал от казаков Лютого и контрразведчиков Перова, то также ни разу не попал.
  • «Полёт в страну чудовищ» (1986) — данный троп прямо демонстрируют, собственно, «чудовища», приспешники свиты злого короля Дуляриса — жутковато выглядящие роботы (хотя, скорее киборги), созданные добрым, но временно помешавшимся Учителем-Изобретателем. Ихнее «И Дуляриса приказ каждый выполнит из нас!», в исполнении белорусской группы «Верасы», просто надо видеть. Однако, несмотря на наличие огнестрела и стрёмный вид, ожившие люди и звери почти без потерь играючи месят роботов камнями и дубинами. Сам Дулярис в конце концов решил считерить, попытавшись запустить по людям невесть откуда взявшуюся ядерную торпеду, но получил смерть от кармы.
  • Подсветка в фильме «За всё нужно платить». По протагонисту и его напарнику палит с разных сторон целая банда. Но Мэрджелату и Заячья Губа — главные герои, а это последний фильм цикла с запланированным хэппи-эндом (плюс открытый финал), поэтому на обоих удальцах не может остаться даже царапины. Так и вышло, конец немного предсказуем. Один из персонажей восклицает по этому поводу: «Да эти стрелки что, слепые?!».
  • Фильм с Арнольдом Шварценеггером «Raw Deal». Персонаж Арнольда приближается к базе злодеев в открытой машине. Часовой на вышке начинает обстреливать машину из автомата (штурмовой винтовки), но не попадает. Персонаж Арнольда, одной рукой держась за руль, другой рукой на полной скорости выпускает очередь из пистолета-пулемёта… и часовой убит.
  • «Пираты Карибского моря» — в начале первой части никто из солдат не может попасть в Джека Воробья. Хотя справедливости ради стоит отметить, что он в это время активно двигался. Да и сам огнестрел той эпохи в принципе особой точностью не отличался.
    • Это очень мягко сказано. Скорее тот факт, что солдаты попадали довольно близко к Джеку (из-за чего тому приходилось подпрыгивать и уклоняться) — это уже очень хорошо. В реальности на расстоянии более чем в 15-20 метров из мушкетов тех времен прицельная стрельба была невозможна.
  • Ф. О. Р. С. 3.0 — похоже отсылка на кодификатор. Агенты, пришедшие задерживать по настоящему обладающих Силой фанатов Звёздных Войн, никак не могут попасть в двух окружённых человек из парализующих бластеров. Бонусные очки: первый заряд вылетает под углом почти в 45° от «дула». Фитилёк за то, что часть последующих выстрелов отбиваются световыми мечами, да и подавляющий огонь агенты реализовали довольно неплохо и если бы не натуральное чудо, то задачу свою выполнили.
  • «UNF». В местной вставке, пародирующей Рэмбо, героя, представляющего себя им, не могут застрелить из автомата в упор, стоя в полуметре рядом.
  • «Эквилибриум» — здесь приводится вялый обоснуй, что клерики Тетраграмматона обучаются ганкате, новому методу ведения перестрелок, основанном на статистике и положении тела. Это, разумеется, игнорирует тот факт, что настоящие перестрелки полагаются на прикрытие. Как ни стой в открытом поле, а из автомата всё равно хоть одна пуля да попадёт. В первой сцене, Престон врывается в комнату с повстанцами, после чего просто стоит в проходе пока то место поливают огнём. Затем, услышав где засели все враги, расстреливает их меткими выстрелами в темноте. За весь фильм по Престону не попадают ни разу.
  • «Внедрение» — проекции подсознания Роберта Фишера, призванные защищать его разум от «извлекателей», явно страдают от синдрома штурмовика. Возможно, именно потому, что они — не настоящие люди, а проекции подсознания.
  • «Турист» — африканские повстанцы поливают позиции российских наёмников градом пуль, но не могут хоть кого-то убить. Вполне реалистично, учитывая, что это вчерашние крестьяне, впервые взявшие в руки автомат.
  • «Кремень. Освобождение» (2013) с Епифанцевым — просто педаль в пол. ГГ не просто в одиночку укладывает из двух пистолетов целые армии спецназовцев с «калашами», практически ни разу даже не поцарапавшись от ответного огня — некоторые сцены построены так, что создаётся впечатление, будто бойцы, взяв ГГ в окружение, просто стоят и ждут, когда он их перестреляет по очереди.
  • «Крепкий орешек 2» — игра с тропом: в перестрелку отряд спецназа с террористами (тоже спецназовцами) влезает вездесущий Джон Макклейн. Убив одного из террористов он подбирает его пистолет-пулемёт и пускается на его снегоходе вдогонку за сбежавшими террористами. Командир террористов даёт приказ одному бойцу убить Джона, тот меняет магазин перемотанный синей изолентой, на магазин с красной и едет на встречу Джону. Проезжая буквально в метре друг от друга они обмениваются очередями выстрелов. На что Джон восклицает: «Что за фигня, я же стрелял почти в упор!?», вынимает магазин из и обнаруживает, что патроны в нём холостые. При этом его абсолютно не удивляет то, что боец спецназа использовавший боевые патроны так-же не попал в него — как будто так и положено.
  • Культовый трэш-боевик «Незнакомка» (1995), единственный «сольник» кикбоксерши Кэти Лонг. Здесь своего рода опора на штамп. Отчаянный удалец-бандит (камео Дэнни Трехо) пытается расстрелять главную героиню с не особенно и большого расстояния. Он садит очередями… и мажет! К собственному изумлению — и к холодному удовлетворению героини (она, похоже, уверена, что её хранят Небеса, раз она права).

Телесериалы[править]

  • Сериал «Сорвиголова» от Netflix демонстрирует нам закон сохранения ниндзюцу во всей красе. В первом сезоне Сорвиголова встречается с одним японским ниндзя и, фактически, проигрывает ему бой, спасаясь только благодаря вмешавшейся третьей стороне. Во втором сезоне тот же самый Сорвиголова без особых проблем укладывает таких же ниндзя десятками. Типа прокачался?
  • «Игра престолов» — во время Битвы Бастардов, лучники Болтонов на вполне близком для лучников расстоянии ни разу не попадают по Джону Сноу, даже стреляя целыми залпами. У Болтонов не осталось приличных лучников, и они поставили в первые ряды вчерашних крестьян?
    • Или вдобавок Джон Сноу — Избранный, которого хранит судьба? Явно намеренно показано, как в рукопашной Джону буквально каждую секунду грозит опасность, в том числе со спины, так что он чисто физически не успел бы среагировать… но несколько раз подряд за неполную минуту (!) счастливые «случайности» спасают ему жизнь. Педалировано настолько, что вряд ли это просто так; больше похоже на жирный авторский намёк.
    • Или авторы потихоньку из книжного реализма скатываются в голливудскую зрелищность, и неубиваемость героя — просто неоправданный штамп? К слову, голливудскость несет не только негатив — и технически, и визуально сцена шикарна и по меркам полнометражных блокбастеров,
    • 8 сезон. В 4 серии баллисты дали 3 попадания из 3, убив Рейгаля, а в 5 за них посадили штурмовиков.
  • С обоснуем в «Андромеде» — у главных героев есть устройство, отклоняющие вражеские выстрелы.
  • «Чёртова служба в госпитале МЭШ» — на протяжении 11-ти сезонов и весь госпиталь, и отдельные его служащие, много раз обстреливались и отдельными бойцами северной Кореи (снайперами с расстояния 50-100 метров), и северокорейской артиллерией (пару раз отличилась и американская), их, точнее склад боеприпасов, расположенный рядом, даже бомбили с самолёта (с «этажерки» чуть ли не начала ХХ века, с которой бомбы сбрасывали руками)! Результатом этих гигантских усилий стали несколько сгоревших джипов, два лёгких ранения — полковнику Поттеру прострелили зад и одной из медсестёр попали в плечо, и головной убор майора Винчестера.
  • «Мандалорец» — постоянно подсвечивается и обстёбывается. Похоже, авторы почему-то решили, что фанатам нравятся именно косоглазые штурмовики:
    • В шестом эпизоде Ранзар Малк представляет Мандо лучшего стрелка группы Мэйфилда, бывшего имперского снайпера. На замечание Мандо, что это ни о чём не говорит, Мэйфилд резко оборачивается и отвечает, что он не был штурмовиком.
    • Два штурмовика, захватившие в плен Малыша, «пинают балду», пока ждут приказа от командования, стреляя по куче хлама. Мажут с двух шагов, естественно.
    • Во втором сезоне пинание штурмовиков продолжается: когда мандалорцы обсуждают налет на имперский транспортник, один из них говорит, что штурмовики охраны с двух шагов в банту на попадут.
      • Тем не менее штурмовики с тяжелыми бластерами в узком коридоре смогли прижать отряд огнем и с трудом прорваться вышло только у непробиваемого Мандо. Впрочем, для огня на подавление в узком коридоре навыки прицельной стрельбы не обязательны.
    • Мэйфилд, надев шлем штурмовика, почти сразу его снимает, потому что ничего в нем не видит.
      • Это потому что в шлемах штурмовиков (да и в шлемах клонов в приквелах) визоры не предусмотрены конструкцией. В «глазах» шлема есть камеры, которые транслируют картинку на экран внутри шлема. Если перед снятием шлема не выключить электронику, то электроника шлема блокируется и без помощи специалиста её обратно не включить.
  • Stargate — джаффа с их боевыми посохами (по-сути — плазменные винтовки выполненные в виде длинных посохов). Но здесь есть обоснуй: посох не обладает никаким приспособлением для прицела, даже банальной мушкой. Да и стреляют им от бедра, а не от плеча. В общем попасть из такого орудия на расстоянии могут немногие, поэтому и давят массовкой. Подсвечено в одной серии, где земляне привезли партию орудия для джаффа-повстанцы. Когда их предводитель насмехается над «примитивными» автоматами, то О’Нил просит Картер продемонстрировать FN P90, а лучшего стрелка повстанцев — боевой посох. Второй еле попадает в висящее бревно. Картер же расстреливает его меткой очередью, а потом добивает одиночным выстрелом в верёвку. Затем полковник объясняет, что посох — оружие террора, для устрашения врага, тогда как автомат — оружие войны, для убийства врага.
  • Мир дикого запада — педаль в пол: баталии, в которых целая рота плохишей, беспрерывно строчащих во все стороны из пулемётов, НИ РАЗУ не ранит одинокого положительного героя, но бесславно гибнет в полном составе от нескольких филигранных выстрелов его верной пукалки, здесь в порядке вещей.

Мультсериалы[править]

  • Обыгрывается в «Гриффинах», где Питер идёт в тир. Там показан имперский штурмовик, пытающийся расстрелять картонную вырезку Люка Скайуокера из бластера и неспособного попасть даже по его картинке. В пародии на «Звёздные войны», Хан (Питер) и Чуи (Брайан) целых две минуты пытаются погрузить диван в «Тысячелетний сокол», пока их пытаются расстрелять штурмовики Звезды смерти. Естественно, что никто не попадает.
  • «Кибер-шесть» (1999) — с обоснуем: искусственно выведенные громилы-«идефиксы», имеющие интеллект трёхлетнего ребёнка, палят по героине из различных видов гранатомётов (и за то время, пока ракеты летят, героиня при помощи своей боевой гимнастики с лёгкостью успевает уйти из зоны поражения).
  • «Вольтрон: Легендарный защитник» — Часовые боевые роботы андроиды Империи Галрра мажут по героям в упор.
  • «Крайний космос» — роботы ХЬЮ
  • «Первобытный» (2019)
    • Старший сын вождя викингов стрелял из лука чуть ли не со скоростью пулемёта, но из десятков выпущенных их стрел в цель попало от силы три. А целью, на минуточку, была тираннозавриха Клык! Младшенький вождёнок управлялся с луком куда как лучше.
    • Зато во время сражения резни в деревне викингов можно наблюдать аверсию. Очень много стрел летело мимо, и всё равно главные герои были утыканы ими, аки ёжики.

Мультфильмы[править]

  • Бэтмен: Возвращение Темного рыцаря часть 2 — полиция очень старательно мажет по Бэтмену. Даже десяток полицейских не может попасть по нему ни разу. Бандиты (с автоматами!) ничуть не лучше полицейских. Зато вот один Джокер сильно ранил Бэтмена из пистолета, не имея практики стрельбы много лет из-за нахождения в психушке. Также делался акцент на том, что постаревший Бэтмен уже не так уворотлив, однако этим может воспользоваться только Джокер. По мнению некоторых, это сильно разрушает мрачную атмосферу дилогии — полиция и бандиты стреляют как в детских мультиках, где «пиу-пиу» лишь для эффекта и никакого вреда не наносит.
  • «Тайна третьей планеты» — когда Селезнёв и Зелёный гнались за птицей Крок, похитившей Алису, Зелёный стрелял по птице Крок из бластера. (Зачем?!) В результате дострелялся до того, что птица Алису уронила. И падающую девочку не поймал — подлетел точно к тому моменту, как она бы о камень брякнулась, если бы её не поймала та же самая птица. При этом стрелял так криво, что имел немалый шанс ещё и в саму Алису попасть. (Жанровая смекалка: не имел, потому что тот, кто так стреляет, не может попасть ни в кого).
    • Вообще в мультфильме немало бластеров, но стрельбу с попаданием в цель показали только у одного человека — капитана Кима. Остальные или не стреляют, или мажут.

Аниме и манга[править]

  • The Big O — эпизодический злодей пытается застрелить одного из положительных персонажей. Выпустив всю обойму в молоко, негодяй бросает пистолет в лицо противнику и попадает.
  • Hellsing — Штурмбаннфюрер не умеет стрелять от слова «вообще». «Сам удивляюсь, как это я попал в Гестапо.»
  • Memories, эпизод «Бомба-вонючка»: целая армия (ладно — Силы Самообороны) не может попасть в несчастного лаборанта Танаку на велосипеде. Обоснуй — у лаборанта аура, среди прочего, сбивает системы наведения в радиусе пары километров.
  • Jormungand — демонстрируется и главными героями и их противниками постоянно.
  • KonoSuba — Даркнесс вдавила бы педаль в магму, если бы в неё попала. Показательный момент, где она не смогла попасть по стоящему противнику в ближнем бою (!!), зато два соседних камня разрубила в пыль.
  • Space Pirate Captain Harlock — не то, чтобы мазон именно стреляли плохо, но когда многомиллионную армию побеждает сорок человек (и да, в мире сериала корабль с ИИ — это имба, но все равно «Аркадия» на армию из одного корабля не тянет) — это стыдно, товарищи. Всплывшие в финале факты (Раффлезия, из-за которой, в общем-то, все так и вышло, на самом деле не мазон) заставляют всерьез задуматься, имеет место быть глупость или измена? Впрочем, в сопротивление они тоже не особо.
  • Берсерк — с прикрученным фитильком. Кушане не могут попасть из лука в Гриффита почти вплотную, но не из-за того, что косые, а скорее из-за того, что Гриффит чёртов архангел зла.
  • City Hunter — десятки головорезов регулярно поливают огнём главного героя и его друзей, а тем хоть бы хны.
    • Педаль в пол: в одной из серий жилище героев штурмовал спецназ (!!!) латиноамериканского диктатора. А в другой в героев палил в упор десяток террористов, которые с собой притащили станковый пулемет (!), и оба раза на героях ни царапины, хотя те стояли в полный рост!

Видеоигры[править]

  • Очень часто во многих известным играх можно навесить самую высокую сложность. Либо так, что все перснажи(и игрок, и враги) валятся с одного удара.
    Тогда проходимость возрастает на несколько порядков, эффект штурмовика, наблюдающийся при обычной игре полностью пропадает и в таком режиме проходят только самые отбитые перснажи. Пример игр с установкой такой сложности: Call of Duty 1 (режим ветеран), серия Black Ops, перезапуск Devil May Cry — «рай или ад», (педаль в пол — там есть режим «ад или ад», где персонаж игрока валится с 2 ударов, а враги такие же живучие, как и на первых уровнях сложности), некоторые части Medal of Honor.
  • Иногда ставится ограничение на количество одновременно атакующих врагов, в то время как остальные просто бегают или замедляются, потому что иначе в ближнем бою игрока окружат и запинают, а в дальнем подстрелят просто по статистике.
  • Spec Ops: The Line. Инверсия: противник может навесить хэдшот даже на бегу. Особенно критично на высоких уровнях сложности.
  • Педаль в асфальт выжимает вся серия Metal Slug — производящие впечатление ну совершенно безмозглых и начисто лишённых инстинкта самосохранения псевдонацистские солдаты в боях с игроком целыми полчищами дохнут как мухи, зачастую абсолютно бестолковейшим образом[3]. Среди прочих случаев применения тропа в играх данный пример выделяет также и то, что привнесение его в игру очень даже сознательно задумывалось создателями не столько как неизбежный элемент (переросший на этот раз уже в самую соль геймплея серии) жанровой специфики игры, сколько как один из множества элементов стёба над современной масс-культурой (Во многом сформированной как раз Голливудом — например, облик главных героев игры вышел прямиком из классических американских боевиков 80-х. И подобных примеров в играх серии ещё масса).
  • В Half-Life 2 солдаты Альянса — тренированные бойцы, усиленные кибернетическими имплантатами, стреляют хуже чем граждане-повстанцы. В этом можно убедиться, просто посмотрев исходный код игры.
    • Эти бойцы пережили изъятие или замену части внутренних органов имплантатами. Можно ли считать это именно усилением, еще вопрос.
  • Darkest Dungeon: целевая инверсия — синдромом штурмовика периодически страдают не столько злодеи, сколько один из героев, Прокажённый. Самоотверженный поэт и воин запросто[4] способен не попасть своим мечищем по врагу в упор в критической ситуации, доставив игроку тонны попопоболи.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura: головорезы если и вооружены огнестрелом, то чаще всего категории «хлам с помойки» с точностью «куда-то туда». Средненький огнестрел вполне можно купить/получить за квесты. Ну а шедевры можно сделать исключительно своими руками. В итоге — средняя перестрелка превращается в сабж.
  • XCOM: Enemy Unknown — Педаль в земную кору. Промахнуться, стреляя в двухметровый шкаф? Вплотную? Из дробовика? С заявленной вероятностью попадания в 99 %? «It’s X-com, baby!»
  • В Warframe это играется обоснованно. Вот ты попробуй попади по непонятной металлической штуке, прыгнувшей на 10 метров вверх, пробежавшей по стене и потом облившей всех кислотой из живого оружия. Но если стоять на месте, попадают почти всегда.
    • Более того, точность накручивалась с уровнем мобов, и в один момент это решили убрать потому что она стала невозможно идеальной.
  • S.T.A.L.K.E.R. — зомбированные, что закономерно. А ещё есть некоторый шанс, зависящий от сложности, что при попадании в игрока (и только игрока) пуля не окажет эффекта. Для НИПей такого шанса нет, так что выглядит это форменным штурмовиковизмом — по мутантам и врагам отлично стреляют, по игроку безбожно мажут.
  • «Evil Genius 2: World Domination» (2021) — согласно описанию, приспешник со свойством «Плохой стрелок» промахивается, даже когда не стреляет. Почему-то такие прислужники обожают обучаться на киллеров и брать в руки стрелковое оружие.
  • «РУСЫ ПРОТИВ ЯЩЕРОВ» (2023) — для того чтобы ящерский лучник сумел попасть в Древнего Руса стрелой, тот должен подставиться под неё специально. Шанс пропустить от того же лучника пару-тройку рукопашных ударов и то выше.

Настольные игры[править]

  • Орки в Warhammer 40000. Их тактика обычно сводится к «бежать на врага и стрелять куда попало». Причём «куда попало» значит «стрелять вообще куда угодно», иногда — и по своим. Огонь в сторону противника — это для орка уже является большим интеллектуальным достижением. А о прицельной стрельбе лучше даже не заикаться.
    • Несмотря на это всё равно опасные противники, так как очень сильные, живучие, бесстрашные, очень быстро размножаются…так что в целом не уступают остальным сторонам конфликта.
    • Да в Вархаммере впринципе много кто страдает от эффекта штурмовика, особенно в кодексах. Для победы стороны-протагониста не делают сложного противостояния, а просто превращают противника в пушечное мясо, каким бы крутым он не был. Самый яркий пример — кампания по противостоянию Империи Т’ау и Империума в Дамокловом заливе.
      • Хотя, когда под влияние эффекта штурмовика попадают противники Империума, это в коммьюнити называют Превозмоганием. И если раньше это выражение могло носить саркастический характер, то теперь зачастую кажется, что людям это всерьёз нравится…
    • Этим начинают страдать противники Корпуса смерти Крига, когда те несутся на их позицию со штыками и лопатами. Хотя, такое бывает не только при атаке Криговцев — перед переходом в ближний бой меткость не зазорно терять как атакующей, так и обороняющей стороне.
  • В настолке в штурмовика превращается любой, даже самый меткий юнит при ответном огне: попадают только шестёрки, даже если в обычных условиях у вас попадания на 2+.
  • Fate Core — по умолчанию предполагаятся что статисты получат максимум навык +2 при том что у игроков это будет +4 при том что и сложноубиваемость у них на порядок выше. Субверсия: грамотно создавая и реализуя преимущества эти статисты могут очень больно погрызть героев (вроде ран что смогут зажить только после финала) и даже убить. Как минимум у автора правки единственная за всю «карьеру» ГМом смерть всей группы игроков случилась именно от рук таких вот статистов.
    • А некоторые ГМы и готовые сюжеты сразу предлагают плюнуть на правило выше и дать таки статистам доступ к навыкам на +4.

Реальная жизнь[править]

  • За исключением описанного ниже — полная инверсия: два бойца эффективнее одного почти всегда. При хорошей тактике и взаимодействии — более, чем в два раза.
  • «Расстрел ФБР в Майами в 1986 году» на guns.ru и прочих оружейных форумах иногда используется в качестве иллюстрации эффекта штурмовика — ещё бы, восемь агентов четыре минуты не могли убить одного вшивого бандита, да ещё и понесли потери: двое убитых, трое раненых. На самом деле, это скорее субверсия: всё-таки Майкл Платт был продырявлен шесть раз, прежде чем поразил первого агента.[5]
  • Вообще, если сравнивать количество выпущенных сторонами пуль с количеством фрагов, становится весело. В современных сражениях большинство выпущенных пуль используется для подавления противника, например чтобы боевой товарищ смог зайти с фланга и меткой очередью расстрелять его.
  • «Перестрелка Фриско» — почти эталонный пример! В общем, в 1884 году против самозваного помощника шерифа (который впоследствии им действительно стал) по имени Эльфего Бака выступили восемьдесят (!) человек, которые выпустили несколько сотен пуль (!!) (в разных источниках можно увидеть цифры от четырёхсот до четырёх тысяч(sic!) выстрелов) ни одна из которых не попала в цель (!!!), в то время как со стороны атакующих было убито четыре человека и ещё с десяток ранено. Подробности в статье по ссылке.
  • Пытки побеждённого врага, принятые в некоторых племенах североамериканских индейцев в XVIII—XIX веках: захваченного в плен вражеского вождя или иного выдающегося воина (либо весьма значимого врага) привязывали к дереву или столбу, а затем каждый воин из племени, начиная с младших, заканчивая старшими, должен был метнуть нож или топорик в пленного, и так, чтобы попасть либо совсем рядом с его кожей, либо едва задев кожу. Убивать нельзя и существенно ранить тоже нельзя — это помешает остальным воинам показать свою меткость и ловкость, а также сократит время пытки, что является неуважением к захваченному врагу, поскольку для него это тоже большая честь и возможность показать силу своего духа врагам.
  • Реальное упражнение времён бравых общевойсковых дуэлей стенка на стенку: поставьте стрельцов линией перед воротами и дайте им задание попасть в них.

Примечания[править]

  1. В «Мести ситхов» штурмовики вырезают Храм Джедаев, в «Новой надежде» зачищают корабль Леи, в «Империи» разносят повстанческую базу, да и в «Возвращении джедая» пасуют только перед неожиданной боеспособностью мишек-туземцев, которых до этого просто игнорировали.
  2. Причины смерти Краснорубашечника в разных версиях анекдота указываются по-разному. В наиболее распространенной версии причина смерти не указывается. В одной версии он помер от сердечного приступа или испуга. В другой, учитывая, что ударами ближнего боя штурмовики все-же могут попасть, можно предположить что штурмовик забил краснорубашечника в рукопашную.
  3. Справедливости ради, однако, следует заметить, что при этом им, в зависимости от мастерства игрока, довольно часто его таки удается достать — при столкновении со среднестатистическим игроком (без использования, правда, читов, сэйвстейтов и прочих даруемых современными эмуляторами ништячков), достаточно большом количестве юнитов на экране, и, желательно, поддержке боевой техники тактика «заваливания врага мясом» уже начинает помаленьку оправдывать себя.
  4. По крайней мере, не будучи забафанным до упора или не нацепив тринкеты на меткость.
  5. Дело скорее в оружии: патрон .38 Special — это такой американский 9х18 ПМ, обладающий очень средней проникающей способностью пули и средним останавливающим действием. Платт же вооружился карабином под автоматный патрон, поэтому у него было «одно попадание — один труп или тяжело раненный».