Berzerk

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Возможно, вы искали мангу Берсерк?
« ГАТ ЗА ХЬЮМАНОИД! ГАТ ЗА ИНТРУДЕР!! »
— Враги-роботы при гибели игрока

(link)

Великий прародитель The Binding of Isaac и Nuclear Throne.

Berzerk — довольно успешная выпущенная компанией STERN в 1980 году игра для аркадных автоматов, портированная на консоли Atari 2600, Atari 5200 и Vectrex[1]. Да, мы сейчас будем рассказывать вам об игре 1980 года.

Представляет из себя top-down-шутер. Некий зелёный палка-палка-человечек бегает по процедурно сгенерированным комнатам (сейчас бы эту игру отнесли к рогаликам Roguelite) и отстреливает один-единственный вид врагов-роботов (атмосферных, с вращающимися бошками с глазами из одного пикселя), и так пока не потеряет все жизни от вражеских выстрелов/контакта с синими стенами (видимо, они под напряжением). Игра, как и подобает играм для аркадных автоматов, очень хардкорна; скорее всего, вы сможете пройти три-пять экранов. Что делало эту игру довольно продвинутой для своего времени — отсутствие проблемы «враг врагу не помеха»: враги-роботы разбиваются, наталкиваясь друг на друга, массово гибнут от огня своих и убиваются об эти же синие стены.

У игры было интересное технологическое новшество — синтез речи. Роботы постоянно и харизматично переговаривались, ещё и меняя тембр и скорость речи! «ХЬЮМАНОИД МАСТ НОТ ЭСКЕЙП! ШУТ ЗА ИНТРУДЕР!» Куда там дроидам Федерации с их «Понял-понял!» Они ещё и дразнили игрока: если он покинет уровень, оставив хоть одного уцелевшего робота, тот бросит ему: «ЧИКЕН, ФАЙТ ЛАЙК ЭЙ РОБАТ!» И в дальнейшем заклеймившего себя трусом однажды игрока роботы иногда будут называть не «ХЬЮМАНОИД» или «ИНТРУДЕР», а «ЧИКЕН». А высший шик — фраза «КОИНС ДЕТЕКТЕД ИН ПОКЕТ!», которую можно было услышать, когда на автомате никто не играл. В 1980 году игры уже умели ломать четвёртую стену — ну, DDLC, как тебе такое?

Главным же кошмаром игры был Злобный Отто (Evil Otto). Это… смайлик. Который пугал игроков не хуже Пирамидхеда. Стоит игроку задержаться в очередной комнате слишком долго (лимит времени пропорционален количеству изначально заспавненых врагов), и сопровождаемый голосом «ИНТРУДЕР АЛЕРТ! ИНТРУДЕР АЛЕРТ!» появляется этот неумолимый преследователь, неуязвимый для наших пуль, проходящий сквозь стены и убивающий даже подворачивающихся под ноги роботов. И убивает нас, если мы не перейдём на следующую комнату.

В 1982 году был выпущен сиквел, Frenzy, где сложность ещё более выросла. Вместо одного вида стен, которые убивают при прикосновении, но хотя бы непробиваемы для пуль, у нас теперь есть стены, которые разрушаются и пробиваются пулями и стены, от которых пули рикошетят, так что умереть от шальной пули стало очень просто. Даже от собственной. А если две ваши пули застряли между стенками, рикошетя туда-сюда — вы надолго лишены возможности стрелять. Видов врагов здесь теперь два, и в одного из них трудно попасть по вертикали. Количество врагов теперь огромно, и вас легко могут задавить быстрее, чем вы сориентируетесь и подчистите место, где заспавнились. Но что самое печальное — лексикон врагов теперь куда скуднее. Зато какая радость — Злого Отто теперь можно убить тремя попаданиями! Правда, при этом он сразу респавнится со словами «ЧАРДЖ ЭТЭК ШУТ КИЛЛ ДЕСТРОЙ!» и становится ещё быстрее. Очков за него тоже не дают. А ещё на некоторых комнатах есть объекты вроде генератора, попадание в который лишает врагов возможности двигаться (но не стрелять).

В наше время игру Berzerk знают, к сожалению, вовсе не за её достоинства, а за то, что с ней связан первый в истории случай смерти от компьютерной игры. Игрок с больным сердцем два раза подряд попал в таблицу рекордов, после чего умер от приступа. Отсюда, видимо, и растут ноги у страшилок про Полибиус. Хотя некоторые и про Отто сочиняют «крипипасты»… Был приписан и второй случай, как оказалось — фейковый.

Что здесь ещё есть[править]

  • Ноги Рэймана — голова и остальное тело протагониста являются отдельными телами. А уж когда вражеская пуля пролетает у нашего гуманоида там, где у человека шея, и не причиняет нам вреда — это вообще коронный момент.
  • Моб-хамелеон — враги на каждом уровне одни и те же, просто меняют цвет и становятся быстрее и агрессивнее.
  • Получилось страшно. Да, тут сочетаются многие факторы. Незнание ничего о протагонисте и его врагах; резкие голоса роботов; Злобный Отто; общий психоделичный вид игры для современного игрока; тот факт, что игра бесконечна, и как бы хорошо вы ни играли, иного логического конца, кроме смерти, для вас не предусмотрено; и капелька разрушения четвёртой стены. И вышеупомянутая смерть игрока с больным сердцем, да!
    • В Frenzy душераздирающей получилась встреча с Большим Отто, который является первым комнатным объектом, который мы встретим в игре: окружённый непробиваемыми стенами огромный жуткий смайлик с закрытыми глазами, одновременно с появлением которого на экране мы слышим: «ЗА ХЬЮМАНОИД МАСТ НОТ ДЕСТРОЙ ЗА РОБАТ!!!» А если стрельнуть в него через пробиваемую щёлочку, то он откроет свои красные глаза, и со словами «ЧАРДЖ ЭТЭК ШУТ КИЛЛ ДЕСТРОЙ!» появятся несколько Злобных Отто на максимальной скорости, которые убьют нас. То же самое будет, если убить обычного Отто на уровне Большого Отто.
  • Неизвестность пугает больше — вся игра. В инструкции к версии для Vectrex даже нашего протагониста называют просто «гуманоидом», мы даже не знаем, человек ли он. А кто эти роботы? Почему он сражается с этими роботами? И главное: кто такой Злобный Отто? Почему он убивает и игрока, и роботов, почему сами роботы объявляют тревогу при его появлении, и почему он выглядит как грёбаный смайлик? В версии для Atari для инструкции таки сочинили какого-то последнего выжившего из астронавтов, разбившихся на планете Mazeon.
  • На тебе! — разработчик назвал врага «Отто» в «честь» Дэйва Отто, шефа службы безопасности на его предыдущем месте работы, который допекал его тем, что «smiling while he chewed you out».
  • Охотник за бездействующими — Отто

Примечания[править]

  1. Не считая позднего фанатского порта для Sega Mega Drive.