Сага о живых кораблях

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Liveship Traders Trilogy»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сага о живых кораблях (Liveship Traders Trilogy) — монументальная трилогия (и две примыкающих повести) за авторством Ма́ргарет А́стрид Ли́ндхольм О́гден (под псевдонимом Ро́бин Хобб). Одна из трилогий, происходящей в вымышленном мире писательницы, Realm of the Elderlings. Русскоязычному читателю известна благодаря мастерскому переводу Марии Семёновой. Сюжетно повествует о эпохе некоей смены вех, географически, исторически и тематически примерно соответствующей закату Ганзейского Союза в нашей с вами реальности, хронологически после трилогии о Видящих. Основное место действия — купеческий городок Удачный, примыкающие к нему Дождевые Чащобы и акватория Пиратских Островов. Широко используется морская тематика, в некоторых моментах, благодаря тому что автор является феминисткой второй волны (схожей по манере с Урсулой Ле Гуин в хорошем, качественном смысле) написано намного острее и злободневнее самых реалистичных современных коллег-мужчин.

Сюжет[править]

Город Удачный — богатый купеческий город со старинными традициями, существующий в тесной связи с поселением в Дождевых Чащобах. В Дождевых Чащобах добывают волшебные артефакты вымершего древнего народа, элдерлингов, исчезнувших после катаклизма. А ещё только там можно найти уникальный материал — диводрево (на самом деле коконы драконов), из которого создают живые корабли. Живой корабль может принадлежать только одной семье (могут выходить в море только если на борту есть кровный член семьи), он быстрее, крепче и манёвреннее обычного, а ещё, после того как на его палубе умирают три члена семьи, впитывает их личности и его носовая фигура оживает. На живых кораблях строится благополучие Удачного, старые купеческие семьи связаны с Семьями Дождевых Чащоб кровно и финансово: почти все из них столетиями платят кредиты за свои корабли, а в случае, если выплатить не удаётся, отдают в уплату долга сыновей или дочерей. В последние десятилетия благополучие Удачного находится под угрозой: город наводнили «новые купчики», нувориши, зарабатывающие сомнительными путями и игнорирующие неписанные законы торгового сообщества, в море разгул пиратов, которые понемногу превращаются из разрозненных шаек в единую силу, работорговля быстро становится самым прибыльным бизнесом, на троне государства — юнец, больше увлекающийся распутством и наркотиками, чем правлением, а в Дождевых Чащобах остался последний «ствол» диводрева, и больше живых кораблей не построить. В начале истории живой корабль семейства Вестрит, «Проказница», наконец-то пробуждается. Альтия, дочь прошлого капитана, надеется, что родители оставят корабль ей, но её мать, не веря в способности дочери и опасаясь за неё, передаёт права на корабль зятю. Тот стремится поскорее заработать и не слишком разбирается в том, как работают живые корабли, за одно плаванье превращая жизнерадостный юный корабль в страдающую депрессией мизантропку. Усугубляет ситуацию и то, что его сын, которого он взял с собой, чтобы соблюсти условие с кровным членом семьи на борту, отчаянно не хочет быть моряком, он всю жизнь готовился к тому, чтобы стать священником. Амбициозный пиратский капитан Кеннит хочет сделать из Пиратских островов независимое государство и у него есть все способности для того, чтобы воплотить этот план в жизнь. А в море между тем морские змеи наконец-то получают возможность найти путь к месту окукливания и превратиться в драконов, которых в этих местах не видели уже многие сотни лет.

Основные персонажи[править]

Пираты[править]

  • Капитан Кеннит Ладлак — пират с огромными амбициями. Мизантроп, мерзавец и гений. Командует кораблём «Мариэтта», обычным, не живым, а со временем — и целым пиратским флотом.
  • Этта — проститутка с Пиратских Островов. Кеннит был её постоянным клиентом, а, когда на него попытались устроить покушение с использованием Этты, был вынужден взять её с собой. Людская молва быстро перевела её в его возлюбленные, и Этта Кеннита действительно любит, а вот он её — нет.
  • Соркор — старпом «Мариэтты», «правая рука» капитана Кеннита и его единственный друг.
  • Игрот Страхолюд — легендарный пиратский капитан, педофил и полное чудовище. Прославился тем, что смог захватить живой корабль и долгое время плавал на нём взяв в заложники маленького мальчика, сына капитана, и шантажируя корабль его жизнью, чтобы тот повиновался. Убит Кеннитом.

Морские змеи и драконы[править]

  • Моолкин — вожак клубка морских змеев, ищущий древнюю мудрость своего вида.
  • Шривер — морская змея из клубка Моолкина.
  • Падаль — змей-альбинос, не верящий в то, что змеи ещё смогут переродиться в драконов, циник и пессимист. Отказался от своего имени и взял имя «Падаль» потому, что верит, что все они в итоге погибнут без пользы и смысла.
  • Тинталья — единственная выжившая драконица. Кокон с ней был спрятан в глубине города элдерлингов, но, когда на него попал свет, она пробудилась и вылезла наружу. Гордая и заносчивая, ещё помнит времена, когда драконы жили повсеместно и потому ей сложно принять то, что в новом мире про них почти забыли. Но всё же понимает, что если она хочет возродить свой народ, с людьми придётся договариваться.
  • Та, что помнит — морская змея, в генетической памяти которой запечатан путь к местам окукливания. В прежние времена такие, как она встречались часто, но сейчас она последняя. Долгое время её содержали в плену Иные, используя её яд как наркотик для того, чтобы вызывать у себя пророческие видения. Росла в тесном маленьком бассейне, а потому она меньше прочих морских змей, калека, из-за долгого свёрнутого положения уже неспособная полностью распрямить тело.

Семейство Вестритов[править]

Богатый, хотя и заметно потерявший в деньгах и влиянии в последнее время, купеческий род, чей живой корабль пробуждается в начале истории.

  • Ефрон Вестирит — глава семьи, прославленный капитан и купец. Умирает в начале, пробуждая тем самым свой корабль, «Проказницу».
  • Роника Вестрит — его жена. Решительная женщина, привыкла вести дела на суше, пока муж в море, и ждёт такого же от своих дочерей. Передала права на корабль не младшей дочери, чего многие ждали, а мужу старшей.
  • Кефрия Вестрит — старшая дочь в семье. Производит впечатление спокойной и рассудительной, но на самом деле своего мнения не имеет, во всём слушаясь мужа.
  • Кайл Вестрит (Хэвен) — по происхождению калсидиец, муж Кефрии, принятый в семью. Самоуверенный мерзавчик, полный амбиций и при этом крайне мало понимающий в том, как управляться с живым кораблём, что ему нужно, а чего с ним делать категорически нельзя. Взялся перевозить на «Проказнице» рабов, чтобы быстрее заработать, что для живого корабля, способного ощущать эмоции всех, кто на борту, пытка
  • Альтия Вестрит — младшая дочь семейства, вопреки патриархальным устоям общества мечтающая стать капитаном. Отец с детства брал её с собой в море и научил всему, что знал сам.
  • Уинтроу Вестрит — племянник Альтии и старший сын Кефрии, монах религиозного ордена, вопреки собственным желаниям вынужденный посвятить себя морскому делу.
  • Малта Вестрит — избалованная сестра Уинтроу, желающая поскорее повзрослеть и носить длинные юбки как взрослая женщина.
  • Сельден Вестрит — младший сын Кефрии. Маленький мальчик, неожиданно обнаруживший в себе способность общаться с драконом

Семейство Хупрус[править]

Торговцы из Дождевых Чащоб. Предложили семье Вестрит погасить их долг за корабль в качестве подарка на свадьбу Малты и Рейна. Семья Вестрит решили повременитть с согласием, но разрешили молодым людям общаться на случай, если они всё же смогут понравиться друг другу.

  • Янни Хупрус — глава семейства, многодетная мать пятерых детей (для людей из Дождевых Чащоб уникальный случай — из-за воздействия города элдерлингов местные женщины часто не могут выносить детей или рождают уродцев).
  • Рейн Хупрус — благородный и решительный юноша, младший сын Янни. Встретил Малту на Совете Торговцев и влюбился в неё. Малта изначально не была в в него влюблена, но была слишком заинтересована таинственным незнакомцем, да и перспектива побыть объектом официального ухаживания ей ужасно понравилась, так что дала согласие на их общение.

Семейство Треллов[править]

Купеческий род, сохранивший богатство и влияние.

  • Келф Трелл — глава семьи, серьёзный немолодой мужчина.
  • Брешен Трелл — старший сын Келфа. Сбежал из дому (если точнее — был выгнан из-за неподобающего поведения) и с тех пор не поддерживает связей с родными. Служил на разных кораблях, при Ефроне Вестрите поступил на «Проказницу», где дослужился до старпома, но из-за конфликта с Кайлом ушёл с корабля. Возлюбленный Альтии.
  • Сервин Трелл — младший сын, серьёзный и воспитанный юноша, не может похвастаться решительностью, но всё же не трус.
  • Дейла Трелл — младшая дочь, лучшая подруга Малты Вестрит. Тоже мечтает поскорее стать взрослой и при случае любит приврать Малте, что ей родители позволяют больше самостоятельности, но на самом деле, в отличии от Малты, никогда не решится на бунт против них.

Семейство Тенира[править]

  • Томи Тенира — владелец и капитан живого корабля «Офелия». Взял Альтию на службу.
  • Грейг Тенира — сын Томи Тениры и старпом «Офелии».

Прочие жители Удачного[править]

  • Янтарь — резчица по дереву ранее известная поклонникам Мира Элдерлингов как Шут короля Шрюда, испытывающая нежные чувства к старому безумному кораблю по имени Совершенный.
  • Йек — подруга Янтарь, работает в её лавке изделий из дерева.

Живые корабли[править]

  • «Проказница»/Молния — юный, едва пробудившийся живой корабль, которому достался равнодушный и жестокий капитан. В её трюме перевозят рабов и это сводит её с ума.
  • Совершенный — слепой обезумевший корабль, принадлежащий семейству Ладлак. Последним из семейства его владельцев, умершим на его палубе, стал маленький мальчик, погибший во время шторма и корабль, пробуждаясь, впитал в себя его ужас и отчаяние. Несколько раз он терял всю команду, так что в итоге его просто вытащили на сушу, и теперь он просто лежит на пустынном берегу подальше от всех. Часть его безумия связана ещё и с тем, что при его постройке использовали не одно, а два "бревна" диводрева, и сохранившиеся в нём личности драконов конфликтуют между собой
  • Офелия — корабль семейства Тенира. Добродушная, весёлая и болтливая, но при этом мудрая.

Магия мира Эдерлингов[править]

Никаких файерболов! Конкретно в этой трилогии все сверхъестественные особенности мироздания вполне объяснимы, эмпирически. В предыдущей (тоже трилогии) постулировалась некая тотемическая привязанность к животным на грани понимания их физиологии, присутствует некая псевдозомбирующая магия пиратов. Чародеев, творящих чудеса по воле собственной прихоти отродясь не видывали, все супернатуральные воздействия — результат применения физических законов этого мира под человеческие нужды.

Тропы[править]

  • Бой-баба — Йек. Она уроженка Шести Герцогств, где это обычное дело.
  • Всё пошло слишком так — то, как у Альтии появилась мечта стать капитаном. В детстве она часто просила отца взять её с собой в плаванье, и Роника в конце концов разрешила это, в твёрдой уверенности, что дочь сплавает один раз и перебесится. Ха! В итоге отец вернул домой готового юнгу женского пола, окончательно заболевшую морем.
  • Вырастут — поумнеют — на это надеялись советники сатрапа Ксаго, когда тот ещё подростком ударился в пьянство и разврат. Так и не поумнел, пока оздоровительная порка в виде похищения пиратами не помогла. Также Малта Вестрит — из избалованной и эгоистичной девочки выросла вполне разумная девушка, и тоже благодаря похищению и опасностям.
  • Великолепный мерзавец — Кеннит
  • Изнасилование — худшее из зол — играется несколько раз. Наиболее показательно с Сериллой, которую изнасилование превратило из гордой умной женщины в боящееся всего сломанное существо. К счастью, со временем та оправилась.
  • Живой корабль
  • Камео — Янтарь придала носовой фигуре Совершенного внешность, в которой любой, читавший предыдущую трилогию, опознает Фитца Чивэла.
  • Капитан-отморозок — Кайл Вестрит (Хэвен), новый капитан «Проказницы», самоуверенный мерзавчик, издевающийся даже над родным сыном, лишь бы выглядеть в своих глазах крутым капитаном. Пиратский капитан Игрот Страхолюд ещё хуже: садист, педофил и полное чудовище.
  • Папина дочка — положительный пример с Альтией и Ефроном, отрицательный — с Малтой и Кайлом.
  • Тортуга — пиратский город Делипай.
  • У нас не такие драконы — наверное один из лучших примеров во всём фэнтези. Жизненный цикл рептилий в корне отличается от общепринятых стандартных приёмов. Здешние драконы скорее напоминают насекомых или других членистоногих. Их тайна составляет основную интригу сюжета. Морские змеи на самом деле — часть цикла размножения драконов, личинки. Взрослой особью-имаго, полноценным драконом, они становятся после окукливания, однако в сей процесс вмешались люди, использующие их коконы как материал для постройки живых кораблей.
  • Принцесса, вы так невинны... — нестандартно играется с Малтой, когда та едва не явилась на бал в «экстравагантном» взрослом платье, с макияжем формата «боевой раскрас» и обвешанная дешёвой бижутерией. Тринадцатилетняя девчонка совершенно искренне не понимала, что выглядит как последняя портовая шлюха и не представляла, что будет с её репутацией, если её в таком виде увидят.
  • Что за фигня, герой?/Что за фигня, злодей? — именно так талисман Кеннита (крохотный говорящий человечек, выточенный из диводрева) реагирует на изнасилование Кеннитом Альтии.
  • Используй голову — главная героиня Альтия Вестрит огрела насильника собственной головой.
  • Шлюха с золотым сердцем — Этта.
  • Яблоко от яблони далеко падает — неоднократно играется в семействе Вестрит. Разумная, рачительная и рассудительная Ронника и её дочери: безвольная клуша Кефрия и порывистая бой-баба Альтия (хотя последняя скорее просто в отца пошла).
    • Самоуверенный мерзавчик Кайл и его мягкий, добрый и сострадательный сын Уинтроу. А вот Малта на Кайла похожа своей спесью, эгоистичностью и неумением глубоко мыслить, но, по счастью, перерастает это.