Что за фигня, злодей?

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Это вовсе не противоположность тропу «Что за фигня, герой?», а его полный «злодейский» аналог. Обычно такое случается либо когда злодей с принципами, злодей-прагматик или великолепный мерзавец без особых причин совершает нечто поистине гнусное и ужасное, что казалось ему несвойственным, либо когда полное чудовище, наводящее ужас колоссальным масштабом своих злодеяний, неожиданно опускается до самого примитивного скотства или мелкой пакости в духе «навалю кучу под дверью». Также может касаться злодея-преемника, который изначально готов был на любую дикость, однако окружающие ожидали от него поведения в духе злодея-предшественника, который ничем таким не марался.

Как ни странно, бывает сопряжено с тропом «Я профессор, моя жена профессор…». Если троп применяется неумело, могут возникнуть вопросы не только к злодею, но и к самому автору. В частности, сабж нередко является следствием другого тропа: «А я сказал — негодяй!»

Может пересекаться с Моральным горизонтом событий.

Примеры[править]

Театр[править]

  • В либретто оперы «Мазепа» гетман сражает бросившегося на него с саблей казака Андрея выстрелом из пистолета. В поэме Пушкина «Полтава» это не вызывало вопросов, так как произошло в разгар Полтавской битвы, но в опере Андрей с Мазепой были один на один, и такой поступок явно противоречит не столь однозначному образу гетмана, который, к тому же, на тот момент едва ли так уж сильно цеплялся за жизнь, чтобы спасать свою шкуру подобным образом. Да и его последующие слова «Несчастный! Видит Бог, я не хотел твоей погибели…» звучат в такой ситуации образцом лицемерия. Вероятно, этот неловкий ход был допущен автором либретто намеренно. В результате в некоторых постановках этот момент пофиксили — теперь Мазепа честно сражается с Андреем на саблях, но появившийся Орлик подло ранит казака выстрелом (или ударом ножа) в спину.

Литература[править]

  • Салтыков-Щедрин, «Медведь на воеводстве» — внутримировой пример с Топтыгиным Первым: «От него кровопролитиев ждали, а он чижика съел!».
  • «Армагеддон 2000» из книжного цикла «Знамение» (первый роман, не основанный на фильме из одноименной киносерии) — Дэмьен Второй, сын Дэмьена, убитого в прошлой книге (и фильме), в кровожадном раже ползает голышом и перегрызает своей любовнице глотку. Его соратник, служивший еще Дэмьену Первому, который никогда не опускался до такого трэша, мягко говоря, офигевает. Причём настолько, что в решающий момент обращается против своего повелителя и помогает его убить.
  • «Смерть Ахиллеса» Бориса Акунина: нет, мы конечно понимаем, что Ахимас Вельде, наёмный убийца, погубивший невесту Эраста Петровича и прикончивший ещё кучу народа — мягко говоря, человек нехороший. Но всё же и он способен на сильные чувства, его семью убили абреки, он очень умён, не лишён достоинства, а среди его жертв немало отъявленных козлов и даже полных отморозков. Казалось бы, к нему легко проникнуться даже сочувствием. Но не каждый киллер даже за большой куш взялся бы спасать от казни юного мажора, серийного убийцу-педофила, истязавшего и убивавшего маленьких девочек. Ради этого Ахимас ещё и убеждает молодого адвоката-идеалиста в невиновности клиента, после чего хладнокровно душит его во сне — и всё это при том, что не испытывал нужды в деньгах… Да после такого он в конце романа ещё легко отделался!
  • «Мерзость» Дэна Симмонса — оказывается, Адольф Алоизыч на досуге содомируют маленьких еврейских мальчиков!
  • «Чёрный дом» Стивена Кинга — с прикрученным фитильком: возлюбленная Джека Софи не может иметь детей, потому что в двенадцать лет была жестоко изнасилована главгадом из предыдущей книги — Морганом из Орриса. Узнав об этом, Джек думает, что надругаться над беззащитной маленькой девочкой — вполне в духе Моргана, а вот для автора статьи это стало неожиданностью: в «Талисмане» Морган представлен как крутой и харизматичный мегаломаньяк, одержимый желанием ни много ни мало владычествовать над вселенной… и вдруг — такая низость, как педофилия? Сам Кинг, впрочем, как раз этим и объясняет поступок Моргана: «Морган Слоут, кое-где известный как Морган из Орриса, хотел править не одним или двумя мирами, а всей вселенной. Если у мужчины столь честолюбивые замыслы, несколько изнасилованных девочек — мелочевка, на которую не обращают внимания». На самом деле, тут есть вполне логичный обоснуй: Морган — типичный представитель средневековой аристократии, для которой не было ничего зазорного в том, чтобы позабавиться с молоденькой девушкой против её воли, а двенадцатилетняя девочка в те времена не считалась ребёнком (тем более, что Софи в этом возрасте тогда уже служила младшей фрейлиной при Королеве Долин).
  • Клайв Баркер, «Алые песнопения» — Пинхэд бьёт ногами, а потом и насилует старушку… ЩИТО???

Кино[править]

  • «Франкенштейн должен быть уничтожен» из серии фильмов студии «Хаммер» — барон Франкенштейн, который в предыдущих фильмах выступал скорее в роли хладнокровного неэтичного учёного, готового ради своих научных изысканий идти по трупам, ни с того ни с сего избивает и насилует невесту своего помощника! А разгадка проста — жадные продюсеры решили, что в фильме маловато эротики, и срочно заставили сценариста вписать этот эпизод. Интеллигентный Питер Кушинг, бессменно исполнявший роль барона во всех фильмах серии, после съёмок долго извинялся перед экранной партнёршей, хотя как раз его вины в этом не было.
  • Ремейк «Кошмара на улице Вязов» — помимо общей унылости публика не простила, что Фредди из детоубийцы сделали банальным педофилом. С точки зрения сюжета это имеет смысл — серийный убийца куда страшнее просто извращенца. Но вот претензии в духе «Как они могли сделать из нашего Фредди гнусного педобира?» заставляют воскликнуть уже «Что за фигня, публика?!» Насиловать детей — это гнусность, а кромсать ножами и сжигать в топке — это ничего? К слову, Уэс Крейвен тоже изначально подразумевал, что Фредди детишек не только лишь резал, но впоследствии об этом решили тактично смолчать.

Телесериалы[править]

Отечественные сериалы[править]

  • «Глухарь»: антизлодей Стас Карпов, став начальником ОВД, всего за одну серию слетает с катушек и учиняет массовый расстрел. Как сказал бы Станиславский, «Верю!»
    • Справедливости ради, на ситуацию повлияли несколько негативных факторов. А в добром недобром десятке предыдущих серий актёр мастерски показывает, как Карпов постепенно ехал крышей.
  • «Лесник», четвёртый сезон. Блин, да определитесь уже — Рафинад серьёзный и мудрый, хоть и бесконечно бессовестный криминальный авторитет? Или он высоко залетевшая поехавшая «сявка в душе́», который насилует официанток в ресторанах и мелочно унижает своих верных братков, тыча их мордой в тортики (буквально)?! В одних сценах он такой, в других этакий. Так вообще бывает?..
    • А браток, тыкнутый харей в торт, продолжает искренне уважать этакого пахана и любить его как родного. Притом что этот помогальник — бывший десантный офицер! Что за фигня, «Батя»? И что за фигня, авторы?
    • И время от времени добавляются новые сцены в таком духе. Например, телохранитель Рафинада проиграл «дружеский» спарринг начальнику охраны чернокожего короля и лежит в отрубе. А Рафинад подбегает к разочаровавшему его «быку»… и давай избивать его, лежачего, ногами, норовя попасть по селезёнке! А «бык» впоследствии ещё и околел…

Зарубежные сериалы[править]

  • «Твин Пикс» — агент Купер без конца твердит о «холодном и совершенном, как алмаз» уме своего заклятого врага Уиндома Эрла. Простите, а наряжаться лошадью, чтобы похитить жертву — это тоже признак «холодного и совершенного ума»?
    • В конце второго сезона злой дух БОБ соединился с тёмным двойником Купера из Чёрного Вигвама и превратился из безумного маньяка-психопата в по-своему харизматичного злодея-интеллектуала… Вот только нафига он изнасиловал лежавшую в коме беспомощную Одри Хорн, а потом ещё и Дайану? Вероятный обоснуй: психологическая метаморфоза происходила постепенно, и дикая «бобовская» сторона поначалу преобладала.
    • Ещё один обоснуй касательно Одри: будучи существом из Чёрного Вигвама, Злой Купер мог смутно предчувствовать будущее и знать, что ему необходимо зачать ребенка. Своего сына от Одри, самоуверенного мерзавчика Ричарда Хорна, он использовал, чтобы проверить место, указанное ему переродившимся агентом Филиппом Джеффрисом, которое ожидаемо оказалось ловушкой. Возможно, ловушка была рассчитана точно на Купера, и отправь он обычного человека, то с тем бы ничего не случилось, но Ричард был его «плотью и кровью», и когда он сгорел, Злой Купер понял, что ему туда соваться не стоит. Что до Дайаны, то Злому Куперу наверняка необходимо было подкармливать БОБа, который, как и все духи Чёрного Вигвама, питается «гармонбозией», субстанцией из боли и страданий, в том числе и моральных — а что может быть мучительней, чем когда человек, которого ты любишь и которому доверяешь, так с тобою обходится?

Мультсериалы[править]

  • «Приключения принцессы Нери» — Нери спасла злодейку Элгар и её напарника Мозу от озлобленного крота, и Элгар напала на девушку, как только представилась возможность. Моза возмутился поведением напарницы — мол, Нери нас спасла, а ты ей так отплатила.
  • RWBY, 8-04 — Хейзел, до того позиционировавшийся чуть ли не как милый злодей, в этой серии бросается сходу, без колебаний и приказа, избивать 14-летнего беспомощного Оскара. Да, тот (хотя даже не он лично, а Озпин) для Хейзела личная кнопка берсерка, но такая жестокость вызвала сабж у немалой части фандома.

Видеоигры[править]

  • На протяжении почти десяти лет Альберт Вескер из серии Resident Evil сотрудничал с конкурирующими фирмами, собирал образцы вирусов, уничтожал лаборатории Амбреллы и всячески приближал ее крах, чтобы в 5 части… сойти с ума, попытаться распылить по планете черную НЕХ, а когда не получилось — самому обмотаться червием и сдохнуть в вулкане.
    • Тут тоже сыграли роль обстоятельства: оказывается, сам Альберт изначально был не совсем простым ребёнком, а когда он об этом узнал, то появились мания величия и проявлявшийся шовинизм по отношению к простым людям.
      • Эти самые обстоятельства пришили к канону задним числом только в 5 части. До этого в 4 основных играх и куче спин-оффов ни о каких евгенических проектах основателя Амбреллы и речи не было.
  • Метро-2 — главный антагонист (Лаврентий Палыч собственной персоной), придумал «гениальный» план, чтобы избавиться от Сталина и захватить власть в стране в свои руки — взорвать ядерную бомбу в Москве и тем самым покончить с Вождем Народов. То есть ради исполнения своего плана он собирался превратить город в радиоактивные руины (вероятно и вместе с собой). План в духе каких-нибудь фанатиков-террористов или апокалиптических маньяков, а не одного амбициозного человека. Да и способы убить Сталина для его приближенного были гораздо менее опасные и замороченные, чем разнести в процессе густонаселенный город.

Музыка[править]

  • Эпидемия, «Эльфийская рукопись» — Деймос. Большую часть времени представлен как антизлодей, стремящийся спасти свой народ. Что еще ему захотелось трахнуть возлюбленную героя — ну, бывает… А вот то, как он косплеит апокалиптического маньяка в «Магия и меч», вызывает исключительно недоумения. Педаль в асфальт: в этой песне, единственной из всех, он заявляет о своем непонимании готовности героя любой ценой спасти свой мир.
    • Автора правки терзают смутные сомнения, что «Рукопись» кто-то слушал невнимательно. Во-первых, маньяком Деймос выглядит скорее в «Кровь эльфов», где излагает Алатиэль свой план (особенно с учетом реплик Ская, который как раз знает, что вслед за армией Деймоса из Ксентарона придет Минатрикс, а она как раз маньяк апокалиптический, сферический в вакууме), во-вторых, все-таки планирует он не уничтожать Энию, а захватить с помощью своей армии и поселиться со своим народом в новом мире. Вполне естественно, что Деймос на тот момент не понимает, что там несет герой, — прекрасный мир-то, по мнению Деймоса, в случае его победы останется на месте, просто населять этот теплый край будут ксентаронцы, а коренным жителям уготованы смерть и рабство.