Роман-учебник
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Роман-учебник — произведение, в которое автор вложил много познавательного. Это необязательно именно книга — может быть и фильм, и игра, и что угодно, но характерно в основном для книг.
Важно: это не просто образовательное произведение, где прямо подаются факты. Хотя оно и может изначально создаваться в образовательных целях, но должно быть представлено, как обычные книга/фильм/игра, которые увлекают сюжетом, приключениями и (если это игра) геймплеем, а познавательное будет подаваться по ходу дела.
Примеры[править]
Литература[править]
Отечественная[править]
- Ряд книг К. Э. Циолковского, из которых особенно известны «На Луне» и «Вне Земли». Художественными достоинствами не блещут, но всё же могут читаться с интересом.
- Владимир Обручев, «Плутония» и в меньшей степени — «Земля Санникова».
- Г. Адамов, «Тайна двух океанов» — там и физика, и биология, и океанография, и история, и чего только не. В отличие от многих МТА Григорий Борисович активнейшим образом консультировался со специалистами в различных областях науки. Без этого описание путешествия новейшей подводной лодки «Пионер» вышло бы нереалистичным. А так — получился первый советский технотриллер, ничуть не уступающий папаше Клэнси.
- Георгий Шилин «Прокажённые». Автор крайне добросовестно подошёл к делу и прочёл много специальной лепрологической литературы, в том числе о передовых на тот момент методах лечения.
- Н. Носов любил такое дело.
- Трилогия о Незнайке — по нарастающей. В первой книге немного про разную технику, вроде воздушного шара (а также немного о расположении космических тел, изготовлении резины и сельском хозяйстве). Во второй — про технику уже больше, и там она уже более футуристична[1], а также немного о коммунистическом обществе. А в третьей — уже предельно концентрировано, и о разном: о гравитации, космонавтике, и особенно много — о функционировании капиталистического общества. И всё понятно для детей[2][3].
- «Дневник Коли Синицына» — детям про пчеловодство.
- «Весёлая семейка» — о выращивании цыплят. Да и в других похождениях Коли и Мишки можно найти много интересного.
- Отец автора правки проверял в детстве "руководство по куроводству" лично, и его однозначный вывод - это работает! Только яйца нужно взять деревенские, и чем свежее, тем лучше.
- Л. Семин, «Поиски золотистых пчел» — помимо биологии пчел, содержит сведения по выживанию в лесу.
- «Необыкновенные приключения Карика и Вали» — учебник, рассказывающий про мир насекомых.
- Отечественное подражание 2017 г. книге «Оборона Дурацкого брода» (см. ниже) — «Гадюкинский мост» Ростислава Марченко.
- Юрий Брайдер и Николай Чадович — не Жюль Верн, конечно, но можно найти немало познавательного, если обращать внимание не только на экшн.
- Владимир Корчагин, «Тайна реки злых духов» — введение в геологию и минералогию.
- Павел Кучер, цикл «Без дорог и дураков» — практически учебник по технологиям 1920-30-х годов, почти забытым или оставшимся невостребованными — от радио и еды до оружия, а также исторический обзор множественных взаимосвязей технологии и политики. А еще анархистская утопия. Автор изначально планировал написать цикл романов-учебников по всем важнейшим технологиям самообеспечения, но в итоге получился запутанный кирпич обо всем и сразу.
- Михаил Успенский — огромное количество отсылок к фольклору. Читая Глебыча без хотя бы пары лет высшего гуманитарного, лучше всего филологического образования, теряешь до половины удовольствия. А последние два романа «Богатыристика Кости Жихарева»/«Алхимистика Кости Жихарева» процентов на восемьдесят состоят из изложения былин с пояснением их смысла для детей младшего-среднего школьного возраста.
- «Астровитянка» — автор напихал туда много физики и физических теорий.
- А. Коростелёва:
- «Школа в Кармартене» — практически учебник по истории, мифологии и бытовой культуре Британии и Ирландии. Причём не тот учебник, в котором всё разжёвано, а тот, что побуждает читателя узнавать новое самостоятельно.
- «Цветы корицы, аромат сливы» — то же самое, только упор на китайскую культуру. И — внезапно — историю Великой Отечественной войны. (А ещё — признание в любви Московскому государственному университету).
- С прикрученным фитильком:
- Евгений Красницкий, «Отрок» — кроме исторических экскурсов, книга содержит много материалов по теории управления и описание попыток (удачных и провальных) попаданца-социолога применить свои знания к суровой реальности Руси XII века. По мнению некоторых читателей в сюжет всё это дело вписано очень органично и увлекательности не снижает. Правда автор местами лезет не в свои области, вроде психологии и этологии человека, проявляя себя как изрядный профессор Выбегалло и выдавая популярные, но не имеющие к реальной науке отношения рассуждения, вроде прямого переноса на человеческий коллектив иерархии стаи обезьян или «особых властных поз», которые заставляют прямо-таки «инстинктивно» подчиняться стоящих ниже в иерархии. Да и приписывание открытому (и скандально этим известному) атеисту И. П. Павлову «глубокой веры», с поплёвываниями в адрес «безбожников», по тому же ведомству.
- Александр Бушков — он историк-любитель, и нет-нет да ввернёт «иллюстрирующие действие» рассказы об исторических фактах (а то даже и искусствоведческие или социологические размышления) в свои приключенческие саги о «Пиранье» или лорде Свароге. Поэтому и Кирилл Мазур, и Сварог Барг описаны как любители
историйистории, а заодно и немножко философы и психологи-любители. Для Сварога, как для Короля Королей — совсем нелишняя наклонность. Да и Мазур-Пиранья, офицер спецназа, психологию наверняка изучал. Мазур также интересуется своими польскими корнями (польские корни — у автора книг, всё того же Бушкова). Вот только понимание истории у Бушкова несколько своеобразное и далеко не все упоминаемые им «исторические факты» стоит принимать за реальные, не говоря уж об интерпретации фактов. Даже в художественных книгах. Ну а когда автор вторгается в далёкие от него области естественных наук, всё становится вовсе печально.- Судя по его «историческим» работам, Бушков настоящий Выбегалло. Хотя в художественных романах этого особо не видно.
- И всё-таки абсолютно реалистичная серия художественных романов-учебников у Бушкова есть. Это трилогия про антиквара Смолина. Вот так антиквары и живут. И нет, если вы нашли на чердаке от такую бляху с древним царским портретом, вам за неё стоимость трёхкомнатной квартиры в центре не дадут.
- М. Семёнова, «Волкодав» и многие другие приключенческие и фэнтезийные романы. Семёнова с детства увлекалась историей и ее произведения напичканы фактами из истории древних славян, скандинавов и других народностей. Хотя и эти книги скорей из разряда «захочется узнать еще» и не всё в них описанное строго исторически достоверно.
- Гораздо ближе к тропу её «Поединок со Змеем» и «Девять миров», которые именно что пересказ в художественной форме основных славянских и скандинавских мифов.
- Задачники Григория Остера. По сути, просто сборники анекдотов, и читаются зачастую именно так — но задачи действительно можно решить, и лично автор правки в свое время даже это делала.
- Эдуард Успенский, «Лекции профессора Чайникова» — сведения для детей об электричестве и радио.
- Научпоп с элементами приключалова:
- И. Липсиц, «Удивительные приключения в стране Экономика» — за фасадом истории о том, как автор с дочкой попали в загадочную страну, скрывается подробное руководство по современной экономике, а также её истории и философии.
- У книги 2 издания — в первом, в твердой обложке в 1990-е сделан больший упор на исследование рыночной экономики. В вышедшем в 2010-е переиздании в мягкой обложке многие эпизоды «с мясом» (в других местах книги упоминания остались) вырезали (конкурентные гонки, холмы спроса и предложения, городок Военного коммунизма) и избавились от иллюстраций, взамен вставив эпизод про силовые структуры в командно-административной системе.
- А. Зарецкий, А. Труханов, А. Зарецкая, «А я был в компьютерном городе» и «Энциклопедия профессора Фортрана» — детям о компьютерах и программировании.
- В. Лёвшин, «Путешествие по Карликании и Аль-Джебре» и «Магистр рассеянных наук» и остальные книги — педаль в пол. Интереснейшие учебники математики, обёрнутые в приключенческую литературу.
- Лазарь Бергман, «Путешествие по стране Авто» (Детгиз, 1961) — рассказ об устройстве и принципах работы ДВС, но каков сюжет-обертка! Оригинальный кроссовер путешествий Гулливера, про лилипута, попавшего в страну великанов (чему есть отдельный обоснуй — в двигателе человеческой машины лилипут бы не поместился).
- Повесть Тура Трункатова «Приключения Гука» — морская биология для школьников. Главный герой — дельфин-афалина, волею случая превращённый в изгнанника и странствующий по морям и океанам.
- Сергей Бобров, «Волшебный двурог» — учебник математики, слегка замаскированный под детскую приключенческую книжку.
- Э. Александрова, В. Левшин, «Искатели необычайных автографов» — небольшой цикл повестей, в котором два чудака-попаданца охотятся в разных странах и эпохах за автографами учёных и литераторов. По сути — хороший, крепкий научпоп широкой тематики (от литературы и истории до математики и механики), причём авторам удалось решить трудную задачу — показать теснейшую взаимосвязь гуманитарных и технических дисциплин.
- Татьяна Рик, «Здравствуйте, Имя Существительное» и другие повести для детей о частях речи. Юля, Женя и Катя Апельсинкины путешествуют с учительницей-феей Светланой Даниловной по Стране частей Речи.
- Александр Дитрих, «Белым по черному», «Разноцветные истории» и др.
- Домбровский, «Остров неопытных физиков» — компания ребят получает чудесный чемодан-трансформатор и испытывает с его помощью отмену различных законов физики: что будет, если исчезнет трение, обратится вспять время, закон постоянства скорости света и даже закон сохранения энергии.
- И. Вачков, «Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек» — о достижении понимания в форме путешествия в сказочную антиутопию, где законом отменены понятия и отношения дружбы.
- И. Липсиц, «Удивительные приключения в стране Экономика» — за фасадом истории о том, как автор с дочкой попали в загадочную страну, скрывается подробное руководство по современной экономике, а также её истории и философии.
- Сергей Калашников, «Странный мир» — учебник по сельскому хозяйству и выживанию.
- Зинаида Шишкова:
- «Великое плавание» — первое путешествие Колумба и открытие Америки глазами сторонних героев
- «Джек-соломинка» — восстание Уота Тайлера
- В. Г. Гришин, «Малыши играют в шахматы» — обучение детсадовцев игре в шахматы (и вообще всех, кто не умеет играть в шахматы). Каждая особенность этой игры объясняется с помощью очередной сказки. Там же объясняются и термины. После этого даётся несколько упражнений (шахматных этюдов). Ближе к концу книги рассказывается о довольно сложных вещах из мира шахмат (автору правки в своё время именно эта книга помогла научиться играть в них как следует, так как друзья и родные, научившие шахматам, не знали многих хитростей этой игры).
- Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Уральские рассказы» и ряд других произведений — регулярные экскурсы в технологию горных работ, правовой режим казенных земель, особенности импортной пошлины на металлы и другие сюжетообразующие темы.
- Татьяна Миронова, «Необычайное путешествие в Древнюю Русь» — история про четвёрку попаданцев в XIII век, популярно знакомит с основами древнерусского языка и культуры. Заодно деконструирует некоторые «попаданческие» штампы. Языковых барьеров не существует? Да уж как же — поначалу герои (кроме студента-филолога) не могли ни понять местных жителей, ни сами им что-то объяснить, даром что языки похожие («Не розумею, что еси реклъ»). Вступить в княжескую дружину и стать крутым воином? Ага, щас — на крутых воинов учатся десятилетиями.
- А. Богомолов, «Момент истины», он же «В августе 44-го». Работа контрразведчиков описана настолько достоверно и подробно, что роман наполовину в шутку, наполовину всерьез считается учебником.
Зарубежная[править]
- Тит Лукреций Кар, поэма «О природе вещей» — популярное изложение философии Эпикура, в котором запечатлены представления о физике тех времён.
- Концепция «платоновского диалога» как таковая. Родоначальник — древнегреческий философ Платон. У него все произведения (кроме двух — «Апологии Сократа» и «Законов») — это разговоры нескольких друзей (а иногда и не друзей…) во время какого-нибудь события, и при этом кто-нибудь заговаривает о сложной философской проблеме. И они её обсуждают. Чаще всего через весь диалог проводится какая-нибудь общая мысль, но диалоги всегда сюжетные. Например, «Пир» называется так, потому что друзья собрались на праздник, а после основного пира, полулёжа на скамейках и потягивая вино, решили поболтать о том, что же такое любовь и какой она бывает (то есть обычные «кухонные разговоры ни о чём» на первый взгляд, но в итоге приводят к очень серьёзным выводам). А в «Федоне» к Сократу в вечер перед его казнью собрались друзья, чтобы его немного утешить (хотя это скорее он их утешал), и в итоге разговорились о том, что такое душа и куда она попадает после смерти.
- Иван Котляревский, «Энеида» — иногда называют романом-учебником по украинской культуре времён написания.
- «Собор Парижской Богоматери» — очень много страниц посвящено французской архитектуре XV в.
- Жюль Верн — кодификатор. В основном это «учебники» географии, подаваемые через увлекательные путешествия. Остальное — в зависимости от контекста. «Двадцать тысяч льё под водой» — про морских обитателей и касающуюся морей физику. «Вокруг света за 80 дней» — о работе транспортных систем. «Пятнадцатилетний капитан» — о навигации. «Таинственный остров» — о выживании на острове. Часто в сюжет вводится учёный или просто эрудированный человек, который всё рассказывает.
- Подобное встречается у Т. Майн Рида и Л. Буссенара, но в меньших количествах. При этом часто научные сведения уже не просто устаревшие, а опровергнутые.
- Герман Мелвилл, «Моби Дик» — очень много попутной информации о китобойном промысле, в то время как сюжет в принципе укладывается в одну фразу: «Капитан Ахав за Моби Диком гонялся-гонялся, гонялся-гонялся, а потом всё-таки догнал».
- Мэри Мэйпс Додж, «Серебряные коньки» — отличный детский роман о нидерландской истории и культуре.
- Эмиль Золя, «Дамское счастье» — некоторые сцены (например, переговоры с инвестором-застройщиком, детальные многостраничные описания распродаж и подготовки к ним, поглощение мелких торговцев махиной грандиозного торгового центра, втюхивание покупательнице-шопоголичке залежалого товара) выглядят как слегка олитературенные параграфы из учебников по истории экономики, менеджменту и маркетингу.
- То же самое можно отнести и ко многим другим романам цикла о Руггон-Маккарах. «Деньги» — финансы и биржевые манипуляции, «Добыча» — урбанистика и экономика пузырей на рынке недвижимости, «Жерминаль» — организация работы угольных шахт и деятельность профсоюзов.
- Камиль Фламмарион, «Гибель мира» (1894) — учебник по астрономии, геологии и климатологии своего времени.
- Дилогия Киплинга «Пак с холмов» и «Подарки фей» (1906) — эталон, хранить вечно. Сборник новелл о различных эпизодах истории Англии, объединённых сквозным сюжетом и дополненных стихами. Со всех точек зрения выдающееся литературное произведение, а многие стихи оттуда зажили самостоятельной жизнью.
- Джером К. Джером, «Трое в лодке не считая собаки» — задумывался как путеводитель по гаваням Темзы. Заодно делается много экскурсов в историю Британии, особенно Гептархии, а также эпохи Плантагенетов (и тот и другой период Джером всерьёз изучал).
- Переведён на русский язык шедеврально, поэтому читается великолепно. Кроме того, в оригинале Джером очень много шутил (а шутки тоже переведены отлично), поэтому книгу легко читать — и только после прочтения понимаешь, что это была не только весёлая комедия, но и учебник.
- Эрнест Данлоп Суинтон, «Оборона Дурацкого брода» (1904 г.) — увлекательное наставление по тактике ведения боя пехотным подразделением в виде сна с «сэйв-лоадом».
- Сельма Лагерлёф, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — повесть задумывалась как учебник по географии Швеции для младших классов. (Русскоязычному читателю более известен её сокращённый пересказ, в котором оставлена лишь приключенческая часть).
- Менее известны вышедшие в той же серии книги «Шведы и их вожди» (об истории) за авторством Вернера фон Хейденстама (лауреата Нобелевской премии по литературе, как и Лагерлеф) и «От полюса до полюса» (о всемирной географии) знаменитого шведского путешественника Свена Гедина.
- Альфред Шклярский, эпопея «Приключения Томека» Вильмовского (девять книг, последняя посмертно закончена другим автором) — это география, ботаника и зоология в огромных количествах; приключенческий сюжет там сильно вторичен и местами превращается в откровенную клюкву. Автор не брезгует и историческими сведениями, особенно подробно повествуя о сделанных соотечественниками-поляками географических открытиях.
- Когда болгары адаптировали эту сагу в виде комиксизации — они по понятным причинам сильно сократили «учебниковую» часть и малость углубили приключенческую. И всё равно комикс получился вяловатый. Другая их комиксизация польской приключенческой книги («Стас и Нелли» по Сенкевичу) — гораздо живее.
- Януш Корчак, «Король Матиуш Первый»/«Король Матиуш на необитаемом острове» — прикладная политология.
- В общем, всё его не-сионисткое творчество — прикладная педагогика/детская психология.
- Умберто Эко — многие произведения напичканы таким количеством фактов и отсылок к средневековым реалиям, произведениям и другим явлениям культуры, что читать их без справочников или интернета под рукой — значит упускать немалую часть заложенного автором смысла.
- Роберт Хайнлайн, «Уплыть за закат» — в значительной мере учебник истории США, начиная со второй половины XIX в.
- А. Сапковский, «Сага о Рейневане» — превращения в стенолазов и дружеские разговоры с нечистью целиком на совести автора, но все исторические реалии, события, даты и биографии реальных лиц переданы максимально достоверно, насколько это позволяло повествование.
- «33 несчастья» — ну ведь реально учебник. Взрослый читатель вряд ли найдёт что-то новое, но для ребёнка — множество «трудных» слов с пояснениями, плюс некоторые основы кулинарии. (Автор правки освоил только две первые книги, в последующих, вероятно, тоже имеются какие-то полезные сведения)
- Майк Мак-Кай, роман «Хьюстон-2015: Мисс Неопределённость» — популярно описаны технология и экономика нефтедобычи.
- Курт Кобб, роман «Прелюдия» — популярное объяснение теории «Пика Нефти», причём в виде технотриллера.
- Чарльз Э. Грей, «Зелёное солнце» — физика термоядерных процессов.
- Ли Моссел, роман «Осыпь» (The Talus Slope) — экономика «сланцевой революции».
- Хидэаки Сэна, «Паразит Ева»: автор — ученый, имеющий степень по фармакологии, и поэтому с медициной он хорошо знаком. Изрядный кусок романа — практически учебник по трансплантологии.
- Кэрол Доннер, «Тайны анатомии» — Макс и Молли, брат и сестра, нашли на бабушкином чердаке старый анатомический атлас. Как только они открыли книгу, ярко вспыхнул свет, и они начали путешествие внутри живого человеческого тела.
- Стивен и Люси Хокинг — сексталогия про Джорджа, который вместе со своей соседкой Энни изучает основы астрофизики с помощью волшебного суперкомпьютера.
- Иоганн Кеплер, «Somnium». Книга написана в первую очередь ради описания Луны.
Фанфики[править]
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — фанфик и учебник по рациональному мышлению. И даже с учётом того, что само это «рациональное мышление» в понимании Иудковского — скорее идеология, чем практический инструмент, невозможно отнять у него многочисленных отсылок различной толщины и уместности к реальным естественным наукам.
Кино[править]
- Цикл короткометражек «Загадки звездного неба» (1984 г.)
Телесериалы[править]
- «Доктор Кто» начинался как путеводитель по истории.
- «Квантовый скачок» — неплохой путеводитель по культурному коду и истории США второй половины XX в.
Мультфильмы и мультсериалы[править]
- Looney Tunes. «Yankee Dood It» содержит базовую информацию об экономике и работе предприятий, «A Hitch in Time» и «90 days Wondering» (о разнице жизни военного и гражданского в Америке 1950-х), «So Much for So Little» (о системе здравоохранения в Америке 1940-х).
- «Весёлый Париж» — для многих зрителей письмо Мяуриса своему клиенту стала первой лекцией по изобразительному искусству.
- «КОАПП» — Обезьяна, Кашалот и Гепард помогают различным животным, попутно узнавая о них разное. Изначально — радиопередача и цикл книг Майлен Константиновского, где аббревиатура расшифровывалась как «Комитет по Охране Авторских Прав Природы», и там речь шла о бионике, то есть о применении различных свойств животных в технике.
- «Смешарики. ПИН-код» — приключения героев сопровождаются рассказами Лосяша и Пина об окружающем мире.
- Сюда же можно отнести все циклы «Азбука смешариков», «Смешарики. Спорт» и «Наследники».
- «Аркадий Паровозов спешит на помощь» — учебник по ОБЖ для дошколят. Девочка и мальчик влипают в неприятные и опасные ситуации, из которых их выручает суперменистый герой. На прощанье он даёт рекомендации — как вести себя.
- «Фиксики».
- Трилогия «Рассказы старого моряка» — старый морской волк руководит экспедициями своих воспитанников, по ходу действия рассказывая ребятам о фауне морского мира и эпизодах из истории покорения морей.
- Квадрилогия «На задней парте» может послужить неплохим учебником физики, биологии, палеонтологии. Хотя мультипликаторов хотелось бы попросить не показывать пальцем Знайкиной на Африку, когда она говорит «вот Саргассово море», а автора комиксизации — не называть плезиозавра ихтиозавром, они даже не похожи.
- Квардилогия о приключениях оператора Кыпса («Таллиннфильм», 1964—1968). Хотя, как показывают отзывы в Интернете, вне Эстонии книги-новеллизации и диафильмы намного известнее, чем сами мультфильмы. Зато некоторые с книжечкой про грибы, например, даже во взрослом возрасте ходили за грибами, как со справочником.
Аниме и манга[править]
- Целая серия «Образовательная манга», насчитывающая несколько десятков томов.
- Физика, матанализ, теория вероятности, комплексные числа — всё это для тех японских школьников, кто скоро инсульт в 16 поймает от круглосуточного сидения за учебниками.
- Girls und Panzer — некоторые из спешлов (например «зимняя война») можно считать учебником (хотя скорее — набором разных интересных фактов) из истории войн, танков и прочего. Авторы вообще любят вворачивать в разговоры персонажей интересные факты, как бы подавая их зрителю. Педаль в пол давит исторический клуб то и дело сравнивая любую ситуацию, в которую попадает, с каким-либо историческим периодом с полным перечислением дат, имён, обстоятельств и прочего.
- Spice and Wolf. Скормить под видом приключенческой романтики
несколько учебников экономикимонографию по средневековой коммерции? Почему бы и да. - JoJo's Bizarre Adventure: скорее не учебник, а общая энциклопедия — всего понемногу. Эрудированный автор не упускает случая блеснуть познаниями в географии, культурологии или кулинарии, но делает это (по счастью) грамотно и манга от такого обилия «лишней» информации только выигрывает.
- «Wonder Beat Scramble» ввиду своей тематики содержит много всяких познавательных фактов о человеческой анатомии.
- Hataraku Saibou — приключения клеток крови в организме человека. Так можно изучить, как формируются клетки лейкоцитов и тромбоцитов, что из себя представляет царапина, рак и солнечный удар и т. д.
- Hataraku Saibou Black — то же самое 18+: организм явно не в порядке, так что можно увидеть и импотенцию, и облысение, и последствия курения.
- Строго говоря, сериал может ввести в заблуждение незнакомых с биологией зрителей, злоупотребляя аналогиями между биологическими и психологическими процессами. Автор правки, будучи преподавателем, всегла предостерегает своих учеников от соблазна объяснить работу клеток, тканей и организма тем, что клетка что-то «решает». А уж попытка бактерий в одной из серий надавить на самолюбие лейкоцита не имеет никакого обоснования.
- Amanchu («Дайверы») — пособие для начинающих дайверов в обертке из жизни ОЯШ-эк.
- Maoyuu Maou Yuusha — параллельно с сюжетом рассказывают о сельском хозяйстве, средневековой экономике и конфликтологии.
- Shokugeki no Souma — параллельно с фигурно-художественным раздеванием всего и вся даются весьма ценные советы, как этого добиться с помощью кулинарии. Как сделать мясо нежнее с помощью меда, как из консервов сделать рыбный бифштекс и так далее (благо один из авторов профессиональный повар).
- «Искусство соблазнения» — как ни странно, но дает советы не столько по пикапу, сколько в целом по уверенности в себе и привлечению симпатии собеседника.
- «Насколько тяжелые гантели ты сможешь поднять?» — пособие по физическим упражнениям в изложении привлекательных девушек (гяру-обжора, отличница-красавица-спортсменка-
комсомолкабуржуинка, сохнущая по мускулам, россиянка-ученица по обмену (БУРИАЧЧЬ, слишком много клюквы!), их учительница, втайне любящая косплей) и одного супермускулистого бисёнена-тренера. - Kiss my ass — у ОЯШа есть страшный секрет, который его мучает донельзя, но который нельзя раскрыть никому и ни за что. Внезапно он получает записку и после уроков в классе встречает девушку, которая раскусила его фальшивую улыбку и, несмотря на сопротивление, лишает невинности, после чего решает быть с ним рядом… Ах да, секрет нашего героя — жуткий геморрой, а девушка мечтает стать проктологом, так что заодно и читатель узнает, какой геморрой бывает, что его вызывает и как уберечься от «анального демона».
- Yama no Susume — манга и аниме. Пособие для начинающих пеших покорителей гор на примере обыкновенных японских школьниц.
- «Спаскома» (русская манга) — манга про отряд девочек-спасателей МЧС. Написана отставным спасателем казахского МЧС (!), так что доля условности самая минимальная, а к почти каждому выпуску прилагается история похожего случая из практики.
- Shinmai Shimai No Futari Gohan: Манга-сборник кулинарных рецептов и советов.
- Ichi-F Fukushima Daiichi Genshiryoku Hatsudensho Roudouki: Автор объясняет основы радиационного менеджмента и делится личным опытом по организации работ в зараженной местности.
- Shirokuma Cafe — элементы зоологии в сюжете
- Мори Кодзи:
- «Священная земля» — пособие по уличному мордобитию, самообороне и боевым искусствам в предельно реалистичном варианте.
- «Остров самоубийц» — куда без этого. Выживание, сельское хозяйство, бушкрафт, ремесло, рыбная ловля, животноводство, и даже ведение боя примитивным оружием вроде копий и щитов…
- «Бытие Тайги» — то же самое, да в ледниковый период.
- Eden no Ori — ещё одна выживалка, пособие по доисторической живности и выживанию в джунглях.
- «Доктор Стоун». Просто, блин, «Доктор Стоун». Обо всём на свете.
- Yuru Camp (он же Lazy Camp, он же Laid-Back Camp) — манга и аниме про то, как милые девочки мило отдыхают на природе, готовят и лопают вкусняшки и любуются пейзажами. Одновременно это неплохой справочник по походному снаряжению и организации «туризма выходного дня» для юных японцев. Нашим соотечественникам может быть интересен скорее культурологически: «как у них там всё устроено». Ну, и девочками на природе полюбоваться.
- Mōryō no Hako — три серии занимает справка по оммёдо, японской нечисти и экзорцизму. В оригинальных книгах этого добра ещё больше. Кроме того, в качестве штрихов к эпохе рассказывается об отряде 731, экспериментах Токийского университета с ясновидящими и ограблении банка «Тэйгин».
- Sora yori mo Tooi Basho — группа школьниц стремится попасть на научную экспедицию в Антарктиду. Так что нас ждет немного и о самой Антарктиде. и о роли Японии в ее исследовании, и о тонкостях житья-бытья на кораблях и полярных станциях.
- Gaikotsu Shotenin Honda-san — манга про работу продавца в книжном магазине со всеми заморочками: странные клиенты, отношения с дистрибьюторами. издателями, организация авторских встреч и т. д. Написана работником книжного магазина на основе реального опыта — просто работники имеют каждый свою странную внешность (главный герой скелет, начальница ходит в шлеме и т. д.).
- Hikaru no Go — учебник по го.
- Хисахико Хасэгава, «Мир компьютеров» в двух томах — базовая информатика и принципы шифрования в форме манги. Вероятно, первая манга, переведённая на русский язык (первое издание — 1988 год).
- Futari Ecchi — информация и советы по ведению сексуальной жизни для начинающих.
- Sensei de ○○ Shicha Ikemasen! — манга о секспросвете. Нет, серьёзно, вот серьёзно!
- Насуверс — с фитильком, но все же неплохой справочник по мифологии.
- Jaku-chara Tomozaki-kun — в целом даются неплохие советы по улучшению внутреннего самоощущения, внешности и позиционированию в компании.
- Elf-san wa Yaserarenai — советы по поддержке хорошей фигуры: какие упражнения полезны при каких проблемах, какой пищей злоупотреблять не стоит а какую можно в меру есть, как не стоит выматывать себя физическими нагрузками, и ещё куча разных полезных мелочей в повседневности. Ещё бы героини постоянно их соблюдали…
- Murenase! Seton Gakusen — тот ещё справочник по зоологии (причём, даже без таких вот особых перегибов).
- Killing Bites — тоже справочник по зоологии, но больше концентрируется на физических и боевых возможностях тех, или иных животных (в соответствии с жанром Манги).
- Bokura wa min’na yatte iru — сингл про особенности поведения бонобо, тасманского дьявола и богомола на примере трех зверодевушек. Да, при встрече с девушкой-богомолом самцу выжить вполне реально.
Видеоигры[править]
- Симуляторы как жанр (не путать с косящими под симуляторы аркадами, особенно космическими).[4]
- Вивисектор: Зверь внутри — мета-пример. Вся игра была испытательным полигоном для её (игры) разработчиков. Прогресс виден от главы к главе.
- «The Oregon Trail» — одна из самых старых игр, создана для школ, чтобы рассказать детям о жизни американских пионеров, покоряющих Запад, довольно подробно. При том, подано как увлекательная стратегия, в которую дети любили играть, привязывались к виртуальным человечкам, оплакивая их смерти.
- «Assassin's Creed» — если отфильтровать ассасинов и тамплиеров, можно узнать много интересного об истории разных стран.
- Отдельно стоит отметить локации, воссозданные с достаточно неплохой точностью, и что Лондон, что Париж, что Венеция с Карибскими островами выглядят в равной степени реалистично и достоверно. Черт побери, по модели Нотр-Дама из Unity некоторое время хотели восстановить настоящий Нотр-Дам!
- Свою первую самостоятельную зарубежную турпоездку автор правки совершил во Флоренцию. Догадайтесь, благодаря чему такое желание вообще возникло.
- Начиная с Origins у серии игр появляется экскурсионный режим. Всех противников удаляют, персонажа делают бессмертным, и дают ему погулять по миру со справочником. Правда, в угоду политкорректным трендам справочник получился весьма сомнительным. Например, в игре рассказано, что в школу ходили и девочки, хотя на самом деле обучались тогда мальчики из богатых семей.
- Отдельно стоит отметить локации, воссозданные с достаточно неплохой точностью, и что Лондон, что Париж, что Венеция с Карибскими островами выглядят в равной степени реалистично и достоверно. Черт побери, по модели Нотр-Дама из Unity некоторое время хотели восстановить настоящий Нотр-Дам!
- Factorio — пример с прикрученным фитильком. В целом, игра про автоматизацию. Но с помощи логических элементов и кучи гайдов можно изучать чуть ли не схемотехнику.
- Как и в любой другой игре с Тьюринг-полными механизмами, том же Minecraft или вообще OpenTTD. Но в Фактории всё-таки удобнее.
- Педаль в пол давят некоторые моды. Тут вам электролиз, синтез-газ, солнечные коллекторы, биотопливо, детальная нефтехимия и пр. Сложность, естественно, возрастает на порядки.
- Стратегии Paradox Interactive — те из них, что посвящены истории. Начиная от политической географии, которая вполне ясно показана в каждой из игр и заканчивая передачей основных исторических событий (как в серии Hearts of Iron) в интерактивной форме. Пусть даты придется узнавать самому, но все остальное передано весьма точно и наглядно.
- Project Hospital — благодаря детальному описанию каждой болезни и её симптомов, игру можно рассматривать почти что как интерактивный медицинский справочник.
- А вот в случае с Civilization субверсия, ибо вся серия игр — один сплошной эпический треш. Ну о какой исторической достоверности можно пойти речь, если в этой игре римляне исповедуют синтоизм, а Британская Империя получает по щщам от пилотирующих ОБЧР индейцев?
- Политика с экономикой игры тоже ничего не имеют общего с реальностью. Это всё абстрактные игровые механики, делающие игровой процесс увлекательным. А местные войнушки больше напоминают на цирк. Ну где ты увидишь игру, в которой армия папуасов с копьями уничтожают танк?
- А Цивилопедия больше является справочником о том, как надо играть в эту игру, чем внутриигровой википедией. Телевизор и то смотреть полезнее.
- Но зато эта игра развивает у игрока ум и стратегическое мышление… как и впрочем, любая стратегия.
- А ролик в самом начале знакомит с историей Земли (где-то на уровне младшеклассника).
- Однако, на движке «Цивилизации» есть такая игра, как Sid Meier’s Colonisation. И вот там всё довольно реалистично и познавательно.
- Kerbal Space Program — начальный курс ракетостроения (причем в соответстии с историческими вехами развития, не смотря на очень странное кербальское древо технологий, что фиксится целой кучей модов) и азов орбитальной механики. То, что в игре используется ньютоновская физика и прибитые к небесному куполу звёзды, мало влияет на постижение реальной физики, тем более что есть моды на повышение реалистичности (а без модов играют только начинающие). Взлетели на орбиту с Кербина? А теперь установите Real Solar System и попробуйте ещё раз!
- А ещё можно добавить Realism Overhaul для полной свистопляски с зажигающимися только под тягой двигателями (иначе топливо не течёт куда надо) и прочими головными болями ракетчиков, Kerbalism для всех болей космонавтики в плане жизнеобеспечения, RemoteTech для реальной задержки сигнала и необходимости составлять план полёта зондов и спутников заранее (и возрадуйтесь, что ориентацию корабля выдерживать не потребуется) и, как вишенку на торте, Principia — гвоздодёр для орбитальной механики, добавляющий в игру полноценную симуляцию задачи трёх тел (и некоторые вещи вроде склонения оси планет, отсутствующего в стоке). И попробовать долететь хотя бы до Муны/Луны.
- Вторая часть обещает углубить. В частности, задача трёх тел в ней будет прямо в стоке, хоть и только на орбите одной парной планеты, Реск и Раск.
- Orbiter — в отличие от вышеназванного KSP это по сути гигантская обсерватория и музей космической техники, но кербалы считают её несерьёзной.
- Серия Zero Escape, содержащая в себе множество проблем, загадок и теорий из областей математики, физики, истории, фантастики.
- Многие квесты от почившей Cryo Interactive — повествовали об истории тех или иных мест и цивилизаций.
- Серия квестов от Heureka-Klett: «Математикус», «Химикус», «Информатикус», «Биотопия», «Физикус 1-2». В отличие от всех примеров выше, построена весьма сурово — без знания соответствующих наук и внимательного штудирования встроенной энциклопедии пройти игру самому невозможно, ибо все загадки завязаны на соответствующие темы.
- Хисахико Хасэгава двухтомник «Мир компьютеров в вопросах и ответах». Хотя привычного сюжета нет, а каждая глава — рассказ о каком-либо явлении, связанном с ЭВМ, в картинках и с аналогиями.
- Игры серии Nancy Drew. Если героиня отправляется в другую страну, игрокам предстоит что-то узнать об её истории и культуре. Если сюжет как-то связан с прошлым, то ждите экскурс в соответствующий век. Книги, в которых Нэнси разыскивает нужную информацию, зачастую содержат много лишнего, но очень познавательного текста. В общем, без знаний про петроглифы Аризоны или виды ложек и вилок в Викторианской Англии после игр точно не остаться.
- Цикл квестов от Kheops Studio:
- Return to Mysterious Island 1,2 — почти то же, что и «Таинственный остров», вернее это фактически продолжение через 150 лет после событий книги Жюля Верна. Искусство выживания, география, химия, ботаника, зоология, механика — в комплекте + GPS
- ECHO: Secrets of the Lost Cavern — история про историю Каменного века. ГГ — кроманьонец. В отдельной вкладке меню можно почитать про найденные артефакты и быт того времени.
- Voyage: Inspired by Jules Verne — альтернативная версия завершения романа всё того же Жюля Верна «Вокруг Луны за 97 часов 20 минут». Тут многие задания связаны с механикой, физикой, астрономией, ну и музыкой
- The Secrets of Da Vinci: The Forbidden Manuscript — естественно про жизнь и творчество Леонардо да Винчи, технологии и механику того времени, а также про состав красок и др. химреакции.
- Destination Treasure Island — география, морское дело, навигация, методы вязания морских узлов.
- Nostradamus: The Last Prophecy — астрономия, астрология, криминалистика, (ал)химия, искусство ведения переговоров и маскировки, а также несколько кулинарных рецептов, которые проверены лично автором правки.
- Creatures от Creature Labs. Первые игры серии больше похожи на интерактивные задачки по генетике для студентов и примерно в этом качестве разрабатывались. Последующие куда более казуальны, но тем не менее познавательны.
- Parasite Eve — до романа игре очень далеко, но кое что из биологии узнать можно.
- Серия Total War — конечно за чистую монету это принимать не стоит, но в играх довольно много исторической информации. Автор правки даже однажды успешно воспользовался сведениями оттуда на внеплановом экзамене.
- Серия игр The Incredible Machine. И другие инженерные конструкторы с претензией на достоверность.
- Как ни странно, War Thunder. Игра вполне подходит на роль виртуального музея разной военной техники от Интербеллума до 1990х. А американские вояки в разгар пандемии COVID-19 даже используют игру как тренажёр!
- Full Spectrum Warrior: Ten Hammers — тактический симулятор борьбы отряда коммандос в городских условиях условного государства Закистан… который действительно вырос из военного симулятора для обучения новобранцев.
- America’s Army — MMORPG, созданная по прямому заказу армии США и позволяющая любому попробовать себя в роли солдата. В 2000-е годы до трети пришедших служить заявляли, что играли в нее.
- Titanic: The Adventure of Time — авторы не только весьма подробно и старательно (насколько это было возможно в год выхода игры) воспроизвели «Титаник», но и снабдили игру отдельным «экскурсионным» режимом.
- Touhou Project — целый справочник по японской мифологии!
- Игры от студии Clarus Victoria. Если первые две игры, «Bronze Age» и «Marble Age» не очень глубоко копают в историю, хотя в целом схематично отражают различные детали исторического процесса и их эволюцию из эпохи в эпоху, то последующие два проекта — «Predynastic Egypt» и «Egypt: Old Kingdom», — весьма хорошо передают атмосферу Древнего Египта, позволяя нам «отыграть» древнеегипетское общество 4-3 тысячелетий ДНЭ и узнать много интересных вещей на тему возникновения египетской религии, языка, письменности, культуры, архитектуры, государства и пр. Учитывая, что в «Древнем царстве» вообще есть вариант завязать события игры в том порядке, что происходили в реальности, получая их в те ходы, что выпадают на соответствующий год, степень «впитываемости» древнеегипетской истории в ум игрока повышается до максимума. Ну и, конечно, экзамен, встроенный в меню игры, позволяющий интереса ради оценить свои познания по Египту (всё, что спрашивается, можно узнать, играя; не так уж и просто ответить на все 10 вопросов из 10, сумев сравниться с самим богом мудрости Тотом).
- Дилогия квестов «Архивы НКВД: Охота на фюрера», игры "Операция «Валькирия» и "Операция «Бункер». Хотя в них есть вымышленные персонажи, а во второй игре ещё и лютый бред про нацистское ядерное оружие и артефакты, которые главный герой пытается увести из рук Гитлера, дабы тот ими не воспользовался, сами по себе игры весьма интересно представляют атмосферу Великогерманской державы. Большинство игровых предметов, возникающих на экране, хоть и служат сугубо неактивными декорациями, имеют крайне интересное описание, достаточно детально отсылающие нас к быту, духовной и материальной культуре и менталитету немцев тех лет. Люди же, в частности, эсэсовцы, с которыми Герхарду Майеру и приходится взаимодействовать по долгу службы, немного переигрывают с патетикой, но и из их уст можно услышать интересные вещи (например, о поехавшей космогонической концепции Гербигера, популярной в нацистской Германии как «расово арийская теория»), а также хорошо понять логику, которой в повседневности руководствовались жители того тоталитарного государства.
- One Hour One Life (и её фанатские модификации). Многопользовательская игра про выживание племени в дикой природе, где все технологии, от обтёсанного кремня до самолётов и компьютеров, создаются с нуля и с соблюдением каждого шага технологического процесса. Соответственно, можно узнать много нового о технологиях в различных областях — сельское хозяйство, производство одежды, металлургия, машиностроение и т. д. Плюс специфический геймплей, подталкивающий игроков к сотрудничеству и жёстко ограничивающий время жизни персонажа, может расширить знания о структуре человеческого общества.
Визуальные романы[править]
- Ever 17: The Out of Infinity — игра много рассказывает о жизни хакеров, о некоторых аспектах физики, например о принципе Архимеда, и т. д.
- The World Ecionomica от автора Spice and Wolf
Музыка[править]
« | Когда мой друг писал олимпиаду по истории в 11 классе, он вылетел с неё из-за одного весьма досадного — и оттого не менее идиотского случая. Когда работа уже подходила к концу, из спрятанного в его мирно лежащей на учительском столе сумке телефона вдруг ни с того, ни с сего раздалось: «6 OF JUNE 1944 ALLIES ARE TURNING THE WAR!». Оставленный надзирателем препод, недолго думая, воспринял этот неудачный звонок с «Большой Земли» как подсказку. Поди ж теперь, расскажи, что ты не справился с олимпиадой из-за каких-то шведов! | » |
— С одного форума |
- Металл образовательный: металлисты очень любят писать песни по историческим событиям (особенно битвам, конечно) и древней мифологии. Для многих поклонников их тексты послужили если не шпаргалкой на экзамене, то отправной точкой для того, чтобы интересоваться историей и запомнить значимые факты.
- Sabaton: группа — военная энциклопедия.
- Сами музыканты это тоже понимают и всячески поддерживают — так, под патронажем группы выходит серия документальных роликов про сюжеты наиболее популярных песен группы.
- Therion: группа — энциклопедия мифологии. Тексты полны бонусов для гениев, которые надо гуглить, но кто погуглил — не пожалел.
- Многие викинг-металлисты (например, Turisas, Doomsword), когда посвящают песни реальным норманнам.
- Альбом Vinland Saga группы Leaves Eyes заставит вас запомнить, кто на самом деле[5] открыл Америку.
- Haggard — группа-ЖЗЛ.
- Iced Earth — альбом The Glorious Burden подробно описывает исторические битвы, а битву при Геттисберге вообще разыгрывает по ролям в трёх частях.
- И многие песни Iron Maiden, «Арии», Cradle of Filth, Nile, Running Wild…
- Sabaton: группа — военная энциклопедия.
Внутримировые примеры[править]
Примечания[править]
- ↑ На момент написания. Навскидку: робот-пылесос, роботизированная сельхозтехника и даже автомобиль с автопилотом.
- ↑ Но не всегда научно. Автор этой правки в детстве под влиянием «Незнайки на Луне» долгое время был уверен, что достаточно сделать ракету невесомой — и её можно будет тянуть на верёвочке, как воздушный шарик. А потом в школьном курсе физики рассказали про три закона Ньютона и разницу между весом и массой, и у него случился неслабый такой когнитивный диссонанс. А вот автору камента к примечанию это очень доставило, так как достаточно поглядеть на то, как куча народа паркует «невесомый» дирижабль или швартует корабль, чтобы никакого диссонанса не возникало. — Извините, но невесомую ракету (особенно в вакууме) действительно можно «тянуть на веревочке», и никакого несоответствия с законами Ньютона здесь нет. Только вот Знайка приложил бы к ракете столь малое ускорение, что визуально заметно стронулась с места она бы только через пару лет. Ну, и затормозить ее по прибытии на новое место стоянки тоже была бы та ещё задачка — что наглядно продемонстрировано в «Космической одиссее»
- ↑ Пару лет? w:Луна-16 массой 5600 кг доставила образцы лунного грунта домой на Землю. Коротышки были ростом 7―10 см, а их пропорции по одной из версий были как у детей 6-8 лет. Средний мальчик в 7 лет весит 25 кг и имеет рост 124 см. Делим 25 кг на 12,5^3, получаем 25*0.08^3 = 25*512*10^{-6} = 128*10^{-4} кг ~13 г при оптимистичной оценке роста коротышки и ~ 4.5 г при пессимистичной. Коэффициент трения лунной поверхности порядка 0.5, ускорение свободного падения там 1,6 м/с^2. Если вес скафандра сопоставим с весом коротышки, то в оптимистичном варианте коротышка тянет с силой 13 г*1,6 м/с^2 ~0.02 Ньютонов. До скорости в 1 метр в секунду один коротышка ростом 10 см, непрерывно натягивая нить, успел бы разогнать модуль "Луна-16" за 5600 кг*м/с/0.02 Н = 280000 сек = 3,2 суток. Соответственно, за то же время коротышка бы прошёл 140 километров. На 1 километр ушло бы в 12 раз меньше времени, т.е. около 24000 секунд или менее 7 часов. Это если допустить, что коротышки не разработали миниатюрные двигатели, делающие ракету ещё более лёгкой.
- ↑ И с пародийными тоже.
- ↑ На самом деле индейцы, конечно же, ещё за десятки тысячелетий до.