Утопии нет нигде: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Q|Я больше не буду убегать никуда. Утопии нет нигде.|Ким Хён Док}}
{{Q|Я больше не буду убегать никуда. Утопии нет нигде.|Ким Хён Док}}
{{Q|Ну, допустим, ты пробил головой стену. Что ты будешь делать в соседней камере?|Станислав Ежи Лец}}
{{Q|Ну, допустим, ты пробил головой стену. Что ты будешь делать в соседней камере?|Станислав Ежи Лец}}
'''Утопии нет нигде''' — жёсткая деконструкция традиционного бегства главных героев из антиутопии на свободу. Впрочем, само слово «утопия» как бы намекает на то, что её нет нигде: от др.-греч. οὐ «не» и τόπος «место» (Вики).
'''Утопии нет нигде''' — жёсткая деконструкция традиционного [[Бегство из антиутопии|бегства главных героев из антиутопии]] на свободу. Впрочем, само слово «утопия» как бы намекает на то, что её нет нигде: от др.-греч. οὐ «не» и τόπος «место» (Вики).


Родственные троп, связанный с вымышленными мирами — [[там, где нас нет]] и [[эскапист]].
Родственные троп, связанный с вымышленными мирами — [[там, где нас нет]] и [[эскапист]]. Может быть одной из причин [[Ностальгирующий попаданец|попаданческой ностальгии]].


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 9: Строка 9:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Г. Мало, «Без семьи». Во французской глубинке Париж принято было считать «золотым городом», где все счастливы и беззаботны. Ну или по крайней мере такое представление сложилось у маленького Реми. Париж реальный эту красивую сказку жестоко разрушил.
* Г. Мало, «Без семьи». Во французской глубинке Париж принято было считать «золотым городом», где все счастливы и беззаботны. Ну или по крайней мере такое представление сложилось у маленького Реми. Париж реальный эту красивую сказку жестоко разрушил.
* М. Шолохов, «[[Тихий Дон]]» — подано необычно. Мелехов ушёл к белым, потому что ему не нравилась подлость и жестокость красных… и столкнулся ровно с такой же подлостью и жестокостью у белых. Потом в надежде мирно жить вдали от политики вернулся к красным, ибо родной его хутор Татарский контролировали красные. Но с мирной жизнью не задалось, пришлось уходить к зеленым. Там ничего хорошего тоже не случилось…
* [[Михаил Шолохов]], «[[Тихий Дон]]» — подано необычно. Мелехов ушёл к белым, потому что ему не нравилась подлость и жестокость красных… и столкнулся ровно с такой же подлостью и жестокостью у белых. Потом в надежде мирно жить вдали от политики вернулся к красным, ибо родной его хутор Татарский контролировали красные. Но с мирной жизнью не задалось, пришлось уходить к зеленым. Там ничего хорошего тоже не случилось…
* Джон Стейнбек, «Гроздья гнева» — семья Джоудов бежит от [[Великая депрессия|Великой депрессии]], надеясь найти Утопию в Калифорнии. Может, и нашли бы, только они далеко не первые и не единственные, кто её там разыскивает.
* Джон Стейнбек, «Гроздья гнева» — семья Джоудов бежит от [[Великая депрессия|Великой депрессии]], надеясь найти Утопию в Калифорнии. Может, и нашли бы, только они далеко не первые и не единственные, кто её там разыскивает.
* Илья Варшавский, «Побег» — побег из антиутопии удался, {{spoiler|(только всё это было в виртуале. «Белые цветы» в финале — это те самые хлопковые поля, на которые ссылают неисправимых и где дольше месяца не живут.)}}
* Илья Варшавский, «Побег» — побег из концлагеря удался, {{spoiler|(только всё это было в виртуале. «Белые цветы» в финале — это те самые хлопковые поля, на которые ссылают неисправимых и где дольше месяца не живут.)}}
* [[Братья Стругацкие]], «[[Обитаемый остров]]». Похожее случилось с Максимом и Гаем, когда они бежали из Страны Отцов. О том, что государства Хонти и Пандея далеки от утопии, они знали с самого начала. На юге — [[мутант]]ы, дикие или одичалые племена, миролюбивые, но физически вымирающие: кругом [[мир-помойка]], заражённый радиацией после ядерной войны. Ещё южнее — Островная Империя, и как там живётся — неизвестно<ref>Согласно невоплощённым планам Стругацких, там имеется три круга: населенный преступниками и опасными психами внешний, средний, в котором живут мещане и обыватели, и созданный как утопия для интеллигентов и управленцев внутренний. Впрочем, есть весьма достойный [[w: Чёрная Пешка (повесть)|апокриф]].</ref>, но её военнослужащие творят ужасные вещи…
* [[Братья Стругацкие]], «[[Обитаемый остров]]». Похожее случилось с Максимом и Гаем, когда они бежали из Страны Отцов. О том, что государства Хонти и Пандея далеки от утопии, они знали с самого начала. На юге — [[мутант]]ы, дикие или одичалые племена, миролюбивые, но физически вымирающие: кругом [[мир-помойка]], заражённый радиацией после ядерной войны. Ещё южнее — Островная Империя, и как там живётся — неизвестно<ref>Согласно невоплощённым планам Стругацких, там имеется три круга: населенный преступниками и опасными психами внешний, средний, в котором живут мещане и обыватели, и созданный как утопия для интеллигентов и управленцев внутренний. Впрочем, есть весьма достойный [[w: Чёрная Пешка (повесть)|апокриф]].</ref>, но её военнослужащие творят ужасные вещи…
* Лем, «Футурологический конгресс» — Ийон Тихий, протагонист попадает в [[Утопия|прекрасный новый мир]], где всё хорошо. Однако через некоторое время выясняется, что «всё хорошо» внушено распыленными в воздухе препаратами, а на самом деле [[Приглаженная помойка|«не очень хорошо»]]. Потом выясняется, что «не очень хорошо» тоже не «на самом деле», а в свою очередь внушено другими препаратами, а на самом самом деле всё нехорошо. Ещё позже станет известно, что и «на самом самом деле» ложь, и что всё ещё хуже. Et cetera, et cetera, et cetera.
* Станислав Лем, «Футурологический конгресс» — Ийон Тихий, протагонист попадает в [[Утопия|прекрасный новый мир]], где всё хорошо. Однако через некоторое время выясняется, что «всё хорошо» внушено распыленными в воздухе препаратами, а на самом деле «[[Приглаженная помойка|не очень хорошо]]». Потом выясняется, что «не очень хорошо» тоже не «на самом деле», а в свою очередь внушено другими препаратами, а на самом самом деле всё нехорошо. Ещё позже станет известно, что и «на самом самом деле» ложь, и что всё ещё хуже. Et cetera, et cetera, et cetera.
** Аналогично в фильме-мультфильме «Конгресс» (2013), только сильно упрощено.
** Аналогично в фильме-мультфильме «Конгресс» (2013), только сильно упрощено.
* [[Альфред Бестер]], «Выбор» — в самом разгаре [[Третья Мировая война|Третьей Мировой]] рядовой статистик Адьер случайно находит агентство путешествий во времени, созданное для людей, считающих себя «[[Родился не в ту эпоху|родившимися в неправильное время]]». Обрадованному Адьеру, который считает, что должен был родиться на сто лет раньше, работники агентства терпеливо объясняют, что на самом деле жить в другом времени — очень сложно и опасно: «сквозь дымку лет все времена, кроме нашего, кажутся золотыми и величественными. Мы жаждем будущего, мы томимся по прошлому и не осознаем, что выбора нет… что день сегодняшний — плохой или хороший, горький, тяжелый или приятный, спокойный или тревожный — единственный день для нас. Ночные мечты — предатели, и мы все — соучастники собственного предательства». Протагониста (как опасного свидетеля) вышвыривают без возврата в любое время на его выбор; прецедент уже имеется{{spoiler|: японец, мечтающий вернуться в свою Хиросиму 1945 года, потому как в будущем ещё гаже}}.
* [[Альфред Бестер]], «Выбор» — в самом разгаре [[Третья Мировая война|Третьей Мировой]] рядовой статистик Адьер случайно находит агентство путешествий во времени, созданное для людей, считающих себя «[[Родился не в ту эпоху|родившимися в неправильное время]]». Обрадованному Адьеру, который считает, что должен был родиться на сто лет раньше, работники агентства терпеливо объясняют, что на самом деле жить в другом времени — очень сложно и опасно: «сквозь дымку лет все времена, кроме нашего, кажутся золотыми и величественными. Мы жаждем будущего, мы томимся по прошлому и не осознаем, что выбора нет… что день сегодняшний — плохой или хороший, горький, тяжелый или приятный, спокойный или тревожный — единственный день для нас. Ночные мечты — предатели, и мы все — соучастники собственного предательства». Протагониста (как опасного свидетеля) вышвыривают без возврата в любое время на его выбор; прецедент уже имеется{{spoiler|: японец, мечтающий вернуться в свою Хиросиму 1945 года, потому как в будущем ещё гаже}}.
* Роберт Шекли:
* Роберт Шекли:
** «Билет на планету Транай». Человек уезжает на ту самую планету, где, говорят, очень хорошо живётся. В итоге обнаруживает, что все, что он знал об этой планете раньше, — образец [[Исландская правдивость|исландской правдивости]], вступает в конфликт с законом и покидает планету без права вернуться.
** «Билет на планету Транай». Человек уезжает на ту самую планету, где, говорят, очень хорошо живётся. В итоге обнаруживает, что все, что он знал об этой планете раньше, — образец [[Исландская правдивость|исландской правдивости]], вступает в конфликт с законом и покидает планету без права вернуться.
** «Координаты чудес» — поскитавшись по абсурдным вариантам бытия главгерой возвращается-таки на свою Землю… но она оказывается ничуть не менее абсурдной (ой, как автор подсвечивал это ещё в прологе!..). Так что Кармоди отправляется перебирать дальнейшие варианты.
** «Координаты чудес» — поскитавшись по абсурдным вариантам бытия главгерой возвращается-таки на свою Землю… но она оказывается ничуть не менее абсурдной (ой, как автор подсвечивал это ещё в прологе!..). Так что Кармоди отправляется перебирать дальнейшие варианты.
* Айра Левин, «Этот идеальный день» — бегство из Антиутопии (очень мягкая — по сути Утопия с изъяном) в примерно наши реалии — безработица, тесные халупы в гетто, плохая экология и продукты из низшей ценовой категории.
* Айра Левин, «Этот идеальный день» — бегство из Антиутопии (очень мягкая — по сути Утопия с изъяном) в примерно наши реалии — безработица, тесные халупы в гетто, плохая экология и продукты из низшей ценовой категории.
* М. [[Задорнов]], «Приговор» — нигде нет покоя измученной душе интеллигента Бодягина: ни в Союзе, ни на Западе, ни в монастыре, ни в Раю. Даже в финале сосланной на необитаемую планету душе Бодягина является халтурное, недостаточно фиолетовое светило.
* [[Михаил Задорнов]], «Приговор» — нигде нет покоя измученной душе интеллигента Бодягина: ни в Союзе, ни на Западе, ни в монастыре, ни в Раю. Даже в финале сосланной на необитаемую планету душе Бодягина является халтурное, недостаточно фиолетовое светило.
* Сергей Лукьяненко, «Поезд в Теплый край» — [[субверсия]]. Утопия есть (ну, если считать возможность не мёрзнуть утопией), только в нее уже никого не пустят.
* [[Сергей Лукьяненко]], «Поезд в Теплый край» — [[субверсия]]. Утопия есть (ну, если считать возможность не мёрзнуть утопией), только в нее уже никого не пустят.
* Борис Акунин:
* [[Борис Акунин]]:
** «Не прощаюсь»: [[Эраст Фандорин|Фандорин]] приходит к выводу, что ни белые, ни красные, ни зелёные, ни чёрные ему не подходят — и собирается уехать с Масой в Японию. Смешней всего, что уедь он — и прибыл бы аккурат к расцвету милитаризма и национализма, доведшего Японию до Второй Мировой войны. Незапланированная автором мораль: меньше надо чистоплюйничать!
** «Не прощаюсь»: [[Эраст Фандорин|Фандорин]] приходит к выводу, что ни белые, ни красные, ни зелёные, ни чёрные ему не подходят — и собирается уехать с Масой в Японию. Смешней всего, что уедь он — и прибыл бы аккурат к расцвету милитаризма и национализма, доведшего Японию до Второй Мировой войны. Незапланированная автором мораль: меньше надо чистоплюйничать!
** «Квест» — Самсон Фандорин до событий фрагмента с его участием совершил кругосветное путешествие, посетив множество стран, но ни в одной из них местные порядки не пришлись ему по душе. В результате он решил с головой уйти в науку, чтобы самому попробовать сделать мир идеальным.
** «Квест» — Самсон Фандорин до событий фрагмента с его участием совершил кругосветное путешествие, посетив множество стран, но ни в одной из них местные порядки не пришлись ему по душе. В результате он решил с головой уйти в науку, чтобы самому попробовать сделать мир идеальным.
* Евгений Лукин, [[Алая аура протопарторга|«По ту сторону»]] — замученная обязательным соблюдением [[Астролог|гороскопов]] пара из Баклужина переселяется в православный Лыцк. Однако уже на вокзале их чуть было не оштрафовали за отсутствие справки об исповеди.
* Евгений Лукин, «[[Алая аура протопарторга|По ту сторону]]» — замученная обязательным соблюдением [[Астролог|гороскопов]] пара из Баклужина переселяется в православный Лыцк. Однако уже на вокзале их чуть было не оштрафовали за отсутствие справки об исповеди.
* [[Леонид Филатов]], «Свобода или смерть». Чтобы вырваться из [[Унылый Совок|гнуснейшего Совка]], третьеразрядный писатель-фрондёр идет на всё — и чего ради? Чтобы в вожделенной Франции вести полунищенскую ({{spoiler|но недолгую}}) жизнь, изредка тролля советских туристов?
* [[Леонид Филатов]], «Свобода или смерть». Чтобы вырваться из [[Унылый Совок|гнуснейшего Совка]], третьеразрядный писатель-фрондёр идет на всё — и чего ради? Чтобы в вожделенной Франции вести полунищенскую ({{spoiler|но недолгую}}) жизнь, изредка тролля советских туристов?
* Дж. Р.Р. Толкин, «[[Повесть о Берене и Лютиэн]]» — необычный пример. Финрод, вступая в [[поединок на песнях]] с [[Саурон]]ом, рисует ему образы Заокраинного Запада, сиречь [[рай|рая]], рассчитывая то ли [[добро мучительно для Зла|уязвить]] [[тюремщик]]а, то ли и вовсе [[направо кругом|поворотить обратно к свету]]. Саурон же [[тролль|ехидно]] напоминает ему, что и в Амане случались неприглядные страницы — пришествие Моргота с Унголиант и резня в Альквалондэ — и этого Финрод уже не переносит и проигрывает.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 51: Строка 52:


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* Милен Фармер, [https://www.youtube.com/watch?v=vkiyW0vqat8 Désenchantée]. Заключённые поднимают бунт и бегут из концлагеря. Но снаружи — лишь бескрайняя мёртвая тундра.
* Милен Фармер, [[yt:vkiyW0vqat8|Désenchantée]]. Заключённые поднимают бунт и бегут из концлагеря. Но снаружи — лишь бескрайняя мёртвая тундра.
* Владимир Высоцкий. «Пророков нет в отечестве своем. Да и в других отечествах негусто.»
* Владимир Высоцкий. «Пророков нет в отечестве своем. Да и в других отечествах негусто.»
* Чёрный обелиск, песня "Свобода":
* Чёрный обелиск, песня «Свобода»: {{q|pre=1|
Здесь трудно дышать от запаха тлена,
Здесь трудно дышать от запаха тлена,
Я хочу убежать из этого плена,
Я хочу убежать из этого плена,
Туда где воздух чище, где запах свободы.
Туда где воздух чище, где запах свободы.
Скорее отсюда, скорее на волю!
Скорее отсюда, скорее на волю!
Где нету ментов, где нет сутенёров,
Где нету ментов, где нет сутенёров,
Нет нищих старух и калек у заборов.
Нет нищих старух и калек у заборов.
Вы мне говорили, это рядом за дверью,
Вы мне говорили, это рядом за дверью,
 
А я там был, я вам больше не верю.}}
А я там был, я вам больше не верю.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 76: Строка 70:


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
{{Q|pre=1|'''''Уездные [[пейсы, кашрут и день субботний|евреи]]''''' — те, которые [[хумус, киббуцы и хайтек|уезжают]].
{{Q|pre=1|
'''''Уездные [[пейсы, кашрут и день субботний|евреи]]''''' — те, которые [[хумус, киббуцы и хайтек|уезжают]].
'''''Потомственные евреи''''' — которые уедут потом.
'''''Потомственные евреи''''' — которые уедут потом.
'''''России верные жиды''''' — которые [[я остаюсь|остаются]].
'''''России верные жиды''''' — которые [[я остаюсь|остаются]].
Строка 90: Строка 85:


== Примечания ==
== Примечания ==
<references/>
{{Примечания}}


{{Nav/Антиутопия}}
{{Nav/Антиутопия}}

Текущая версия на 12:45, 27 июня 2024

« Я больше не буду убегать никуда. Утопии нет нигде. »
— Ким Хён Док
« Ну, допустим, ты пробил головой стену. Что ты будешь делать в соседней камере? »
— Станислав Ежи Лец

Утопии нет нигде — жёсткая деконструкция традиционного бегства главных героев из антиутопии на свободу. Впрочем, само слово «утопия» как бы намекает на то, что её нет нигде: от др.-греч. οὐ «не» и τόπος «место» (Вики).

Родственные троп, связанный с вымышленными мирами — там, где нас нет и эскапист. Может быть одной из причин попаданческой ностальгии.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Г. Мало, «Без семьи». Во французской глубинке Париж принято было считать «золотым городом», где все счастливы и беззаботны. Ну или по крайней мере такое представление сложилось у маленького Реми. Париж реальный эту красивую сказку жестоко разрушил.
  • Михаил Шолохов, «Тихий Дон» — подано необычно. Мелехов ушёл к белым, потому что ему не нравилась подлость и жестокость красных… и столкнулся ровно с такой же подлостью и жестокостью у белых. Потом в надежде мирно жить вдали от политики вернулся к красным, ибо родной его хутор Татарский контролировали красные. Но с мирной жизнью не задалось, пришлось уходить к зеленым. Там ничего хорошего тоже не случилось…
  • Джон Стейнбек, «Гроздья гнева» — семья Джоудов бежит от Великой депрессии, надеясь найти Утопию в Калифорнии. Может, и нашли бы, только они далеко не первые и не единственные, кто её там разыскивает.
  • Илья Варшавский, «Побег» — побег из концлагеря удался, (только всё это было в виртуале. «Белые цветы» в финале — это те самые хлопковые поля, на которые ссылают неисправимых и где дольше месяца не живут.)
  • Братья Стругацкие, «Обитаемый остров». Похожее случилось с Максимом и Гаем, когда они бежали из Страны Отцов. О том, что государства Хонти и Пандея далеки от утопии, они знали с самого начала. На юге — мутанты, дикие или одичалые племена, миролюбивые, но физически вымирающие: кругом мир-помойка, заражённый радиацией после ядерной войны. Ещё южнее — Островная Империя, и как там живётся — неизвестно[1], но её военнослужащие творят ужасные вещи…
  • Станислав Лем, «Футурологический конгресс» — Ийон Тихий, протагонист попадает в прекрасный новый мир, где всё хорошо. Однако через некоторое время выясняется, что «всё хорошо» внушено распыленными в воздухе препаратами, а на самом деле «не очень хорошо». Потом выясняется, что «не очень хорошо» тоже не «на самом деле», а в свою очередь внушено другими препаратами, а на самом самом деле всё нехорошо. Ещё позже станет известно, что и «на самом самом деле» ложь, и что всё ещё хуже. Et cetera, et cetera, et cetera.
    • Аналогично в фильме-мультфильме «Конгресс» (2013), только сильно упрощено.
  • Альфред Бестер, «Выбор» — в самом разгаре Третьей Мировой рядовой статистик Адьер случайно находит агентство путешествий во времени, созданное для людей, считающих себя «родившимися в неправильное время». Обрадованному Адьеру, который считает, что должен был родиться на сто лет раньше, работники агентства терпеливо объясняют, что на самом деле жить в другом времени — очень сложно и опасно: «сквозь дымку лет все времена, кроме нашего, кажутся золотыми и величественными. Мы жаждем будущего, мы томимся по прошлому и не осознаем, что выбора нет… что день сегодняшний — плохой или хороший, горький, тяжелый или приятный, спокойный или тревожный — единственный день для нас. Ночные мечты — предатели, и мы все — соучастники собственного предательства». Протагониста (как опасного свидетеля) вышвыривают без возврата в любое время на его выбор; прецедент уже имеется: японец, мечтающий вернуться в свою Хиросиму 1945 года, потому как в будущем ещё гаже.
  • Роберт Шекли:
    • «Билет на планету Транай». Человек уезжает на ту самую планету, где, говорят, очень хорошо живётся. В итоге обнаруживает, что все, что он знал об этой планете раньше, — образец исландской правдивости, вступает в конфликт с законом и покидает планету без права вернуться.
    • «Координаты чудес» — поскитавшись по абсурдным вариантам бытия главгерой возвращается-таки на свою Землю… но она оказывается ничуть не менее абсурдной (ой, как автор подсвечивал это ещё в прологе!..). Так что Кармоди отправляется перебирать дальнейшие варианты.
  • Айра Левин, «Этот идеальный день» — бегство из Антиутопии (очень мягкая — по сути Утопия с изъяном) в примерно наши реалии — безработица, тесные халупы в гетто, плохая экология и продукты из низшей ценовой категории.
  • Михаил Задорнов, «Приговор» — нигде нет покоя измученной душе интеллигента Бодягина: ни в Союзе, ни на Западе, ни в монастыре, ни в Раю. Даже в финале сосланной на необитаемую планету душе Бодягина является халтурное, недостаточно фиолетовое светило.
  • Сергей Лукьяненко, «Поезд в Теплый край» — субверсия. Утопия есть (ну, если считать возможность не мёрзнуть утопией), только в нее уже никого не пустят.
  • Борис Акунин:
    • «Не прощаюсь»: Фандорин приходит к выводу, что ни белые, ни красные, ни зелёные, ни чёрные ему не подходят — и собирается уехать с Масой в Японию. Смешней всего, что уедь он — и прибыл бы аккурат к расцвету милитаризма и национализма, доведшего Японию до Второй Мировой войны. Незапланированная автором мораль: меньше надо чистоплюйничать!
    • «Квест» — Самсон Фандорин до событий фрагмента с его участием совершил кругосветное путешествие, посетив множество стран, но ни в одной из них местные порядки не пришлись ему по душе. В результате он решил с головой уйти в науку, чтобы самому попробовать сделать мир идеальным.
  • Евгений Лукин, «По ту сторону» — замученная обязательным соблюдением гороскопов пара из Баклужина переселяется в православный Лыцк. Однако уже на вокзале их чуть было не оштрафовали за отсутствие справки об исповеди.
  • Леонид Филатов, «Свобода или смерть». Чтобы вырваться из гнуснейшего Совка, третьеразрядный писатель-фрондёр идет на всё — и чего ради? Чтобы в вожделенной Франции вести полунищенскую (но недолгую) жизнь, изредка тролля советских туристов?
  • Дж. Р.Р. Толкин, «Повесть о Берене и Лютиэн» — необычный пример. Финрод, вступая в поединок на песнях с Сауроном, рисует ему образы Заокраинного Запада, сиречь рая, рассчитывая то ли уязвить тюремщика, то ли и вовсе поворотить обратно к свету. Саурон же ехидно напоминает ему, что и в Амане случались неприглядные страницы — пришествие Моргота с Унголиант и резня в Альквалондэ — и этого Финрод уже не переносит и проигрывает.

Кино[править]

  • «Бразилия» Терри Гиллиама. Побег протагониста не удался и удаться не мог — бежать некуда. Хотя существует альтернативная концовка с ложным хэппи-эндом.
  • «Вычислитель» (фильм) — в отличие от оригинального рассказа Громова, герои спасаются с планеты XT-59, который правит тоталитарный режим, практикующий как альтернативу казни изгнание в топи в поисках мифических Счастливых островов, на хитро спрятанном космическом корабле. В эпилоге героиня говорит, что благодаря их свидетельствам на планету было предпринято вторжение, и режим сменился… на ещё более худший.
  • «Тёмный город» — бежать главному герою в прямом смысле некуда, потому что он находится на огромном космическом корабле, а Земля неизвестно в какой стороне.
  • «Шоу Трумена» — после побега из рукотворного мира телепередачи, лодку Трумена прибивает к декорации, и от диктора он узнаёт, что потусторонний мир ещё жёстче, чем его родной. Тем не менее, герой решается выйти наружу.
  • До этой мысли додумывается гусляр Садко в одноимённом советском фильме-сказке.
  • «Кингсайз» — из тоталитарной Шкафляндии гномы, увеличившись с помощью Кингсайза, бегут в советскую Польшу, а из нее главные герои на поезде едут туда, где не нужно принимать Кингсайз, чтобы сохранять человеческие размеры, и где есть полная свобода, но поезд внезапно оказывается игрушечным, и герои с ужасом понимают, что они все еще гномы, и сбежали из очередной Шкафляндии. А после этого экран сворачивается в замочную скважину, намекая, что и та Варшава, в которую пришел игрушечный поезд, тоже еще одна Шкафляндия.

Аниме и манга[править]

  • Gunnm — Кирен и Идо бежали из «утопии» Салема и попали в буквальный мир-помойку. С тех пор Кирен мечтает вернуться обратно, а Идо считает возвращение бессмысленным.
  • Ergo Proxy — бежав из нуара, главные герои обнаружили снаружи настоящий постапокалипсис.
  • Shingeki no Kyojin — герои, живущие якобы в условиях постапокалипсиса, узнают о том, что человечество за стенами не только существует, но и процветает. Но позже показано, что на самом деле там живётся ненамного лучше: частые войны (в которых участвуют даже дети), бедность, активная пропаганда и дискриминация по национальному признаку.
  • Code Geass: Bokuoku no Akito — японцы, сбежавшие от угнетения в оккупированной британцами Японии в Евросоюз, с удивлением узнают, что в отличие от британцев, дающих за верную службу своё гражданство, просвещённые европейцы отправляют всех «унтерменшей» в гетто и концлагеря, выход оттуда разрешён только при твоём личном подчинении гражданину Евросоюза с его разрешения или по его требованию.
  • Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — игра с тропом, которую автор правки не берется даже категоризировать. В первом сериале (Space Pirate Captain Harlock) все понятно: слегка приглаженная, немного пародийная помойка, жить в которой нравится, похоже, только самому Президенту, и в которой в финале происходит революция по-детски. А вот здесь… Люди не просто сильно продвинулись, люди сделали невозможное (за ~30 лет выбрались из той помойки и колонизировали галактику). А главным героям этот мир все равно категорически не нравится. Просто потому, что люди так и не изменились на глубинном уровне, а главные герои на том-же глубинном уровне от большинства людей отличаются. Согласно законам местного мироздания (и логично предположить, что по мнению автора), главные герои правы, а большинство людей — нет; соглашаться ли с этим — личное дело каждого.
  • Для творчества Мацумото этот троп более, чем типичен и не только в Харлоке:
    • Галактический Экспресс 999 — Земля подыхает в ржавом будущем, в моде повальная киборгизация (классно, но дорого и непросто), постчеловеки уже устраивают сафари на обычных из плоти и крови, жертвой которого и стала мать главного героя — Тэцуро, и он подпадает под акцию — «бесплатное мехатело в подарок!». В ходе путешествия за призом он проехал +100500 планет и лично убедился, что там упадок, уныние, декаданс либо деграданс в виде пред-апокалипсиса, постапокалиптической помойки, приглаженной помойка и все переходы между ними. К концу манги Тэцуро заметно утерял юношеский пыл.
  • Kochira Isekai de yoroshikatta deshou ka? (Хорошо ли в этом мире?) — ну вот попал наш отаку в фэнтези-мир… а отличается он только рожами в привычных изакаях, супермаркетах, переполненных поездах и т. д.

Визуальные романы[править]

  • «7 дней лета» — очень ярко проявляется на фоне первоначальных рефлексий Семена «я попал в светлое советское прошлое, где все люди добрые и простые, человек человеку друг, товарищ и брат, взаимовыручка, а не конкуренция, любовь, а не разврат…» и так далее. По мере раскрытия сюжета становится видно, что в этом мире вполне существуют и безобразно избалованные дети, и взрослые хамы, и карьеризм, и политические игры, и насилие, да и сам Семён-носитель — тот ещё противный хлыщ, гонористый мажорчик из номенклатурной семьи. В хорошей концовке Ульяны — как раз из-за своего несносного характера идёт на конфликт с братом Ольги и подсказывает детям путь «наружу».

Музыка[править]

  • Милен Фармер, Désenchantée. Заключённые поднимают бунт и бегут из концлагеря. Но снаружи — лишь бескрайняя мёртвая тундра.
  • Владимир Высоцкий. «Пророков нет в отечестве своем. Да и в других отечествах негусто.»
  • Чёрный обелиск, песня «Свобода»:
«

Здесь трудно дышать от запаха тлена, Я хочу убежать из этого плена, Туда где воздух чище, где запах свободы. Скорее отсюда, скорее на волю! Где нету ментов, где нет сутенёров, Нет нищих старух и калек у заборов. Вы мне говорили, это рядом за дверью, А я там был, я вам больше не верю.

»

Видеоигры[править]

  • Cyberpunk 2077 — этого много, герой может быть как понаехавшим в Найт-Сити, так и уехать в конце, да и походу может провести немало времени с кочевниками. Сильверхенд тоже много раз переезжал и везде ему дискомфортно, но дискомфортно по разному.
  • Victoria 2 — тут этому подвержены только мигранты в рамках метрополии одной страны. А вот миграция в азиатские колонии это путь в один конец, оттуда уже никто уезжать не будет. Миграция в Новый Свет частично — внутри стран там мотаются еще активнее, а вот в Европу обратно никто не поедет.
  • Tropico — как приехали жители так и уедут, при этом мигрантов интересует только зарплата/уровень жизни, так что бывает вариант а-ля Найт Сити где по сто человек на пароходе приезжают за мечтой, а из них выживает 50 в хороший год.

Реальная жизнь[править]

«

Уездные евреи — те, которые уезжают. Потомственные евреи — которые уедут потом. России верные жиды — которые остаются. Дважды евреи Советского Союза — которые уехали, но вернулись. Вечные жиды — которые то уезжают, то возвращаются, но им всё равно везде не нравится.

»
— Бородатый политический анекдот раскрывает тему.
  • Ким Хён Док — кодификатор: бежал из Северной Кореи в Южную, а затем был пойман при попытке… бежать обратно в Северную и отправлен в тюрьму.
  • Именно с этим столкнулись и до сих пор сталкиваются эмигранты и их дети, уехавшие во времена перестройки из СССР/России в США и другие страны. Нередки случаи, когда люди не просто ничего не добивались, но и многое теряли в эмиграции.
    • Немцы из ГДР столкнулись с подобным разочарованием. Дойчи из бывшего СССР — тоже, так как Германия конца 1990-х и 2020-х во многом очень разные. Да и в остальных соцстранах (может, кроме Прибалтики, да и то не факт) в том или ином виде присутствует ностальгия по социалистическим временам.
      • Не только в Прибалтике, в Чехии и Польше тоже не особенно тепло вспоминают жизнь в соц. лагере.
  • После гражданской войны в США и отмены рабства с этим столкнулись многие чернокожие южане, землю-то им не дали, либо дали самую худшую, права голоса не лишали, но голосовать не давали под предлогом неграмотности, даже мигрировать сначала было нельзя — так как на большинство ещё и повесили налоги и сборы за землю. Да и вообще на Юге рабство-то отменили, но отношения между белыми и черными южанами стали ужасными — до этого например белые и черные(даже рабы !) спокойно ходили в одну церковь и свободный негр спокойно посещал заведения для белых при достаточной кредитоспособности, но после войны возникли сегрегация и дискриминация и сохранялись ещё целое столетие (сначала в основном неофициально, но через 25 лет после отмены рабства, в 1890 г., они были узаконены так называемыми «законами Джима Кроу», просуществовавшими аж до 1965 г.), а бытовой расизм (взаимный) существует до сих пор.
  • Отмена крепостного права в России тоже не принесла большинству особого счастья, выкупные платежи были слишком суровыми — в некоторые года превышали годовой доход, недоимки взимались едва ли не под пытками. Уровень жизни огромного большинства крестьян резко упал. Возникала даже парадоксальная ситуация — многие крестьяне бросали своё хозяйство, дома и наделы и уходили даже целыми семьями нищенствовать в города (!) (по данным Петербургской полиции едва ли не 1/3 нищих и бродяг были отнюдь не бездомными).
  • В Южной Африке было ещё смешнее — часть бывших рабов сопровождала бывших хозяев во время бурского трека. Не вписались в рынок. ©

Примечания[править]

  1. Согласно невоплощённым планам Стругацких, там имеется три круга: населенный преступниками и опасными психами внешний, средний, в котором живут мещане и обыватели, и созданный как утопия для интеллигентов и управленцев внутренний. Впрочем, есть весьма достойный апокриф.