Разрушитель

Материал из Posmotreli
Разрушитель (фильм) / (перенаправлено с «Demolition Man»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Не путать с телесериалом Demolition Man (Нидерланды, 2016).
Кстати, так называется гадкий уровень в игре Grand Theft Auto: Vice City.

Постер фильма
« Звучит странно, но «Разрушитель» со временем становится только лучше. Отчасти потому, что там сделали героя и злодея устаревшими, перенеся их в будущее и, устарев, они стали вневременными. »
— Nostalgia Critic

(link)

А еще получилось мета-пророчество.

«Разрушитель» — фантастический боевик 1993 года, снятый режиссёром Марко Брамбиллой. Интересен тем, что общество будущего, которое создавалось как утопия, на поверку больше похоже на антиутопию.

Сюжет[править]

Действие начинается в 1996 г. в Лос-Анджелесе, больше похожем на зону боевых действий, где бандит-отморозок Саймон Феникс захватил автобус с людьми. Полицейский Джон Спартан сумел его обезвредить, и тот приговорён к заключению в криотюрьме — новейшей разработке магната Реймонда Кокто. Однако заложники погибли, за что Спартан тоже был приговорён к 70 годам в криотюрьме.

Проходит 36 лет. Лос-Анджелес образовал конгломерат с ближайшими городами и стал называться Сан-Анджелес. В городе уже 20 лет не было тяжких преступлений, из-за чего полиция превратилась в чисто декоративный элемент. Во время кратковременной разморозки из криотюрьмы сбегает Саймон Феникс, тут же получивший задание убить некоего Эдгара Френдли. Полиция не может с ним справиться и, чтобы его остановить, приходится разморозить Джона Спартана, которому придётся адаптироваться к изменившимся условиям…

Персонажи[править]

  • Джон «Разрушитель» Спáртан (Сильвестр Сталлоне) — крутой коп из 1990-х, размороженный в 2032 г. для поимки Феникса.
  • Саймон Феникс (Уэсли Снайпс) — отморозок, бандит, террорист, приговорённый к заключению в криотюрьме, но сбежавший оттуда во время «кратковременных слушаний».
  • Ленина Хаксли (Сандра Буллок) — молодой лейтенант полиции из 2032. Фанатеет по 1990-м, о которых судит по фильмам, однако не совсем понимает быт тех времён.
  • Доктор Раймонд Кокто — глава Сан-Анджелеса, изобретатель криотюрьмы и прочих «плюшек». Ради построения своей утопии готов пойти на любые действия. Организовал побег Феникса из криотюрьмы, внушил ему убийство Эдгара Френдли и дал «дополнительные навыки».
  • Эдгар Френдли — лидер группы отщепенцев, живущих в канализации под Сан-Анджелесом. Обладает взглядами на мир, диаметрально противоположными взглядам горожан.

Что здесь есть[править]

«Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне, 1993
  • Бетризация привела к тому, что полиция способна справиться лишь с бетризированными, а против серьёзных преступников практически беспомощна, потому что за долгие годы отсутствия тяжелых преступлений просто разучилась бороться с ними.
  • Вечная загадка — пополам с «Так грубо, что уже смешно»: как же все же пользоваться тремя ракушками, заменившими в будущем туалетную бумагу?
  • Голову с плеч — в финале Спартан сносит голову замороженному Фениксу метким ударом ноги. «Выше голову, Феникс!»
  • Крысбургеры. В мире будущего мясо под запретом, однако изгои-диссиденты готовят еду из крысятины — другого мяса в катакомбах не достать. Попробовал его и главгерой Джон Спартан, примкнувший к повстанцам, а понюхав и пожевав, торжественно объявил такой бургер самым вкусным, что он ел за много лет (справедливости ради, он проспал их в криостазисе, а проснулся в строго вегетарианском обществе). Чего тут больше: искреннего удовольствия, вежливости к продавщице, желания потроллить невольную напарницу, которая деликатно отказалась («Оглянись вокруг? Ты видишь здесь коров?»), или сатирической шпильки в адрес традиционного фастфуда, проигрывающего крысбургерам — решать зрителю.
  • Нечеловеческий секс — в утопическом мире будущего Сан-Анджелеса секс и поцелуи «с проникновением жидкостей» запрещены по санитарно-гигиеническим мотивам, а героине становится тошно от самой подобной идеи. Но при этом существуют специальные устройства для рекреативного использования сексуальных желаний — смоделированные ощущения от подобного процесса транслируются через специальный прибор прямо в мозг.
    • И при этом для ГГ подобное развлечение — это уже слишком. Ведь секс — это физический акт, а то, чем занимаются люди будущего — это уже какое-то насилие над разумом.
    • Судя по барышне, перепутавшей номер видеофона, нормальный способ всё ещё в ходу, просто не так популярен.
      • Скорее наоборот, показывает что голым телом тут никого не … впечатлить. Отсылка к «Обнаженному солнцу»?
  • Оммаж роману «О дивный новый мир»:
    • Процесс появления детей — явный (это если не рассматривать более мелкие отсылки).
    • Ленина Хаксли получила имя в честь героини романа, а фамилию в честь автора.
  • Отказ от рукопожатия — в обществе будущего рукопожатия (да и вообще любые физические контакты) не приняты. «Нельзя обмениваться микроорганизмами!» Вместо рукопожатий тут «почти касаются» кончиками пальцев, оставляя зазор несколько сантиметров. Попытки размороженного Спартана пожимать при знакомстве руки встречают с близким к ужасу отвращением.
  • Перезарядка оружия завершена — магнитная винтовка. «Магнитное оружие начнёт действовать через 2,6 минуты».
  • Предпочитает винтажные машины — Олдсмобиль 442, на котором главные герои гнались за Фениксом.
  • Спаситель-разрушитель — умеем, любим, практикуем. Как бы не кодификатор для зрителей 1990-х — и одновременно деконструкция из-за того, что выходит боком самому герою.
  • Темница сырая — криосон в качестве тюрьмы.
    • Пополам с Участь хуже смерти, т. к. выясняется, что внутри криосна люди сохраняют остатки сознания.
  • Тюрьма развивает — антагониста в тюрьме ещё и специально обучают и тренируют.
    • Протагониста тоже развивают — программа гипнотического обучения действует для всех заключённых криотюрьмы. Другое дело, что навыки художественного шитья едва ли можно назвать полезными для разрешения тех проблем, с которыми герою пришлось столкнуться. Ну, разве что мундир заштопать… Или связать подарок для напарницы в знак принесения извинений за нехорошее поведение.
  • Тупой злой — доктор Кокто. Чтобы расправиться с Эдгаром Френдли, на счету которого граффити и нападения на закусочные, он не придумал ничего лучше, чем вернуть в строй самого опасного психопата в истории Лос-Анджелеса.
    • А ещё, снабдив Феникса ментальным запретом на своё убийство, не додумался сделать то же самое с его подручными.
  • Убийства не было — в начале Спартана замораживают за то, что он при поимке Феникса допустил смерть полусотни заложников. Под конец фильма Феникс ему говорит что он их к тому времени уже давно замочил.
  • Что за фигня, герой? — ради спасения маленькой девочки ГГ разносит здание ценой в 7 млн долларов. Что забавно, на вопрос «что за фигня» отвечает не он сам, а спасённая им девочка  — «Fuck you, lady!»Тётя, пошла в жопу!»). (Ну, или «Тётя, иди в жопу!». Перевод «Пошла на х*й, дамочка» не столь изящен, поскольку теряется характерный в данном контексте детско-уважительный тон слова lady). Фраза девочки, кстати, также являет собой идеальный пример Высокоточного матснаряда.
    • Справедливости ради, больше хочется спросить «что за фигня?» наглую, надоедливую, неумную репортёршу, которая сочла разрушение здания слишком высокой ценой за спасение человеческой жизни. К тому же эта «тётя» всерьёз верила, что с террористом можно было договориться.
      • А вот это уже разница советского/российского подхода и подхода стран Запада. Если у нас считается, что удовоетворять требование террористов — провоцировать их или «коллег» на повторение акций (и соответственно увеличивать число потенциальных жертв), то на западе, как минимум до 11 сентября, могли и пойти им навстречу, чтобы максимизировать шансы выживания заложников.

стенатропов для разборки на кирпичики[править]

  • Крутой полицейский — Спартан.
  • Парадокс славы: пытаясь доказать, что Джек Слэйтер — киногерой, сыгранный Шварценеггером, Дэнни находит в местном киномагазине фильм «Терминатор-2» с… Сильвестром Сталлоне в главной роли. Слэйтер подливает масла в огонь фразой: «Это его лучшая роль».
    • Сталлоне шутку оценил, что сказалось на фильме «Разрушитель». Герой Слая попадает в будущее, где одним из самых уважаемых президентов в истории США считается Шварценеггер. Ради него даже поменяли Конституцию, ибо не рождён на территории страны. И это задолго до губернаторства Арни!
      • Шутка была очень даже к месту. В 1990-93 годах Арни активно лез в политику и занимал пост Председателя Президентского совета по Физической культуре и Спорту. Собственно, только очередной виток кинокарьеры помешал Арни баллотироваться в губернаторы Калифорнии в первой половине 90-х.
  • Камео — между делом упоминается, что Шварценеггер стал президентом США. Ради него даже пришлось изменить Конституцию.
  • Милая черта крутого — у Спартана склонность к вязанию развита искусственно, пока он находился в заморозке.
  • Добру необходимо зло — Кокто, духовный лидер Сан-Анджелеса, добился его превращения в утопическое общество, однако был вынужден создать для него и суперпреступника — для чего воспользовался имевшимся замороженным уголовником.
  • Бензин — это взрывчатка — инверсия. В начале фильма (ещё в «нашем времени») злодей Саймон Феникс перед приходом героя разливает по полу бензин и во время разговора дразнит его тем, что несколько раз подносит к разлитому бензину работающую газовую горелку. А затем заканчивает разговор метким броском сигареты в центр лужи, причём явно показано, что бензин загорается в момент касания тлеющего конца с поверхностью жидкости. В реальности же горят именно пары бензина, и при такой концентрации (открытый розлив в замкнутом помещении) они вспыхивают от любой искры (а уж от огня горелки — тем более) даже на большом расстоянии от поверхности.
  • Белые волосы, тёмная кожа — Феникс (крашеный).
  • Крутое имечко — Спартан и Феникс.
  • Саймон говорит — Феникс часто использует ключевую команду как присказку. Герой его этим троллит.
  • Полицейский-ковбой, с изрядной долей самоиронии.
  • Страховка героя. Девушка-репортёр — Спартану, держащему на руках маленькую девочку: За девочку просили всего двадцать пять тысяч долларов выкупа. Уничтожено было собственности на семь миллионов. Что вы на это скажете?
  • Ужас у холодильника — главный герой не знает, что произошло с его дочерью, где она и кто она вообще. Да ещё и отказывается от помощи Ленины. А если сюжетный поворот в беллетризации верен и Ленина действительно и есть его дочь? Фу-у-у… Может, мораль в фильме и сильно отличается от привычной современному человеку, но не настолько же.
    • В новеллизации он узнаёт про дочь — она предсказуемо оказывается сторонником Френдли, благо пошла в папашу.
    • Ленина, кстати, не проходит по возрасту. Ей на вид не больше 30. Спартан провел в заморозке 36 лет. Соответственно, его дочери должно быть не менее 36, даже если он узнал о её существовании перед самым заключением.
  • Из пушки по воробьям — так ли надо было размораживать самого неуравновешенного и невменяемого психопата, да еще и накачивать его всевозможными существующими боевыми и хакерскими навыками? А потом сидеть и думать, что все контролируешь. Ну не идиот ли?
    • Выпускать на волю отморозка, с которым полиция справиться не способна, это уже не лучшее решение. А вот выпускать его подельников, у которых нет «стоп-крана», это уже верх идиотизма.
  • Заморозить и разбить — несколько раз подряд в финальной схватке. Сначала Спартан освобождается таким образом из металлической клешни, в которую его поймал главгад Феникс, затем с помощью шарика концентрированного холода замораживает самого Феникса (и отшибает ему голову пинком) и всю криотюрьму, которая рушится под собственным весом.
  • Приглаженная помойка — Лос-Анджелес (вернее, Сан-Анджелес) будущего. Хотя, вообще-то, в «утопию» превратили весь мир.
  • Поднял уровень крутизны — Альфредо Гарсия, напарник Лелины. В первых появлениях — новичок, сноб и ноль в бою. В финале, вполне брутальный мачо с пост-апокалиптической броне. С фитильком, ибо его боевые характеристики все еще под вопросом.
    • Фениск отыграл троп без всяких фитильков. Он и до заморозки был крутым отморозком, но теперь это просто великолепный мерзавец.
  • Городские трущобы — подземный мир Сан-Анджелеса.
  • Готы и панки — в качестве борцов с системой фигурируют панки.
  • Будущее не оправдало ожиданий. 2032 год ещё не наступил, но человечество явно не собирается превращаться в сборище наивных пацифистов и запрещать сигареты, соль или секс. А предсказание того, что последнее убийство в мире произойдёт произошло в 2012 г., и вовсе выглядит крайней наивностью. Замораживать людей так, чтобы можно было после этого оживить, пока что тоже не научились. Хорошо хоть, что Лос-Анджелес не был разрушен землетрясением в 2010. А вот со Шварценеггером почти угадали: стал хоть и не президентом, но губернатором Калифорнии.
  • Что-что я съел? — аверсия. Главный герой Джон Спартан, оказавшись в подземной коммуне Эдгара Френдли берёт гамбургер и ест. Затем спрашивает, что это за мясо. Ему отвечают, что крысиное, но он, как ни в чём не бывало, заявляет: «Отличный вкус!».
  • Вегетарианец — главгерой просыпается из криосна в строго вегетарианском обществе будущего.
  • Борец за нравственность — целиком об обществе, построенном борцом за нравственность.
  • Мерзкий Улей — субверсия: Подземелья Сан-Анджелеса оказываются не таким уж плохим местом, по сравнению с унылым фашизмом наверху.
  • Веганская утопия — в обществе Сан-Анджелеса 2032 года одной из запрещённых вещей, наряду с сигаретами и алкоголем, является мясо.
  • Фэйспалм — Спартан и так не в восторге от мира будущего, но радиостанция, крутящая песни из древней рекламы в качестве ретро, становится прямо добивающим аккордом. «Кто-нибудь, засуньте меня обратно в холодильник!».
  • Скрытая реклама. Американские зрители фильма узнали, что «единственная оставшаяся в будущем сеть ресторанов» — это Taco Bell. А в Европе в этом же эпизоде упоминалась Pizza Hut. Такие моменты обычно согласуются с брендами.
  • Датировка по электронике — в псевдоутопическом Сан-Анджелесе очень много ай-всего, но графические интерфейсы на уровне 1990-х.
  • Снобы против жлобов — жители Сан-Анджелеса против «подземников» + Спартана.
  • Костёр в бочке.
  • Хрупкая утопия — один бандит подчиняет себе город-миллионник.
    • Будь Фрэндли чуть более решительным человеком, «утопия» бы уже рухнула.
  • Колебаться с линией партии — помощник Реймонда Кокто, самый непривлекательный вариант и одновременно эталон: при предполагаемом захвате власти Фениксом, абсолютно не меняясь в лице (несмотря на то, что Кокто на его глазах был жестоко убит) выдаёт: «Я буду рад работать на новую администрацию». То же самое — при передаче власти Эдгару Френдли. Причём последний, понимая сущность нового помощника, вовсю его троллит, заставляя кардинально сменить причёску и одежду.
    • В новеллизации есть дополнительное обоснование: у него не хватает шаров, чтобы возразить начальству. Буквально.
  • Путает пословицы и метафоры — Хаксли изучает культуру XX века и любит ввернуть какое-нибудь выражение, расхожее в тот период. Вот только до нее эти выражения дошли, судя по всему, в несколько искаженном виде, и Джону Спартану приходится постоянно поправлять её.
«

— Он узнает, где раки ночуют! Нашлась коса… — Надо: нашла коса на камень, где раки зимуют. — Поняла! Зимуют, зимуют, где раки зимуют.

»
  • Армия воров и шлюх — два варианта:
    • Хороший — такую армию возглавил Эдгар Френдли (фамилия). Правда, они ничего и не делали, только вышли из канализации на поверхность, на которой жили чистюли «сорокалетние девственники в халатах», как описал местных жителей Джон Спартан — герой Слая.
    • Плохой… если это можно назвать армией. Доктор Кокто размораживает маньяка Саймона Феникса, чтобы избавиться от Эдгара Френдли, но тот начинает хулиганить вместо того, чтобы решать свою задачу. Тогда местная беспомощная полиция решает разморозить Джона Спартана, который путает все планы Кокто. И тот разрешает Саймону Фениксу разморозить в помощь ещё нескольких преступников — вот и получилась мини-армия злодеев.
  • Пришелец из прошлого — крутой полицейский Спартан был помещен в криотюрьму за слишком специфические методы работы. Вытащен оттуда в 2032 г., кода из этой же тюрьмы сбежал опасный преступник Феникс, оказавшийся не по зубам полиции будущего.
  • Слай выглядит до комедийности культурным крутым (ибо воспитание в криозаморозке!).
    • Зато с каким наслаждением он говорит ругательства аппарату, выдающему штраф за оные!
  • Броня в стиле «Постапокалипсис» — броня из автомобильных покрышек, которую делают себе Саймон Феникс и его банда. Против жезлов полиции самое то, но вряд ли они ожидали, что у повстанцев будет «примитивный» огнестрел.
  • Символическое имя — имена почти всех значимых персонажей. Есть отсылки к антиутопии Хаксли. А главный герой и вовсе Спартан — видимо, остальные современные на момент действия фильма жители сравниваются с афинянами.
    • Спартанцами иногда называют варваров, у которых ценится сила, а не мозги, и которые все вокруг ломают.