Тоталитарный миротворец

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Totalitarian Utilitarian. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Так как подобное ведёт к политосрачам, не стоит добавлять конкретные примеры из реальной жизни.
« «Сам посуди, он стал толкаться…» —
«А он так стал ругаться…» —
«А если станете вы у меня лягаться, —
Хозяин подхватил, —
Хоть и не рад, за плеть я должен буду взяться.
Смотрите же!» Тут он им плетью погрозил.
»
— Старая русская басня. Хозяин мирит поссорившихся осла и лошака
« От вашего, мол, спора
Земля пошла вверх дном.
Постойте ж, мы вам скоро
Порядок заведём.
»
— Монголо-татары у А. К. Толстого
« Весь мир хочет получить ответ на один вопрос: Зачем я напал на Америку? Более ста лет Соединённые Штаты держали мир в состоянии войны. Снова и снова мы наблюдали катастрофические последствия этой агрессии. Эти войны не принесли мира, они принесли только новые войны. США вели себя так, поскольку у них были самые крепкие в мире кулаки. ВСЁ, ХВАТИТ, ЭТО НЕ НАЧАЛО ВОЙНЫ, ЭТО КОНЕЦ ВСЕХ ВОЙН! »
— Джонатан Айронс, Call of Duty: Advanced Warfare
« Она не символ мира, а символ того что мы любой ценой, защитим порядок который приведет страну к миру. »
— ACCA 13-ku Kansatsu-ka
« Но почему, почему они называют меня боевиком? И безумцем? Ведь я хочу создать идеального генетического солдата. Не ради власти, не ради зла, — но во имя добра. Карлос Бланка станет первым из многих. Они выйдут маршем — и сметут все препятствия, все религии, все нации — пока планета не окажется в заботливых объятиях Бизоники. И мир воцарится во всем мире. »
— М.Байсон (который Вега)
Барон Клаус Вульфенбах — классический Тотальный Миротворец

Этот человек видит мир погрязшим в конфликтах. Он видит голод, болезни и нищету, которые вызваны тем, что люди не способны ладить друг с другом. И наш герой решает действовать. Что вы говорите? Собирать пожертвования, устанавливать демократию? Не смешите меня. «Не можешь — научим, не хочешь — заставим!», вот наш метод! Цель оправдывает средства — вот наш девиз! Строим идеальное общество, а кто не согласен, того за решётку/на тот свет. Объявить одну войну и захватить соседа, чтобы предотвратить 10 будущих. Права и свободы? Что-то такое слышал, как-нибудь введу на досуге.

Иными словами, тоталитарный миротворец — это персонаж, пришедший к выводу, что человечество не способно прийти к миру и порядку самостоятельно, что его нужно заставить и иначе никак. Очень часто миротворцами бывают рыцари в ржавых доспехах и благонамеренные экстремисты. Иногда совмещается с тропом Осторожно, доброта!

В соответствии с современными идеалами тоталитарные миротворцы почти всегда становятся антагонистами, что приводит к их закономерному падению. Далее возможны два варианта:

  • Хорошая концовка. Поражение миротворца приводит к появлению более гуманного и в то же время достаточно стабильного общества. Миротворец, если он выжил, может раскаяться, а может и нет, если уверен, что новосозданное общество не продержится долго. Или как вариант поддерживать новое общество, но считать что без его действий оно бы до такого уровня гуманизма банально не дожило бы.
  • Плохая концовка. В обществе всплывают проблемы, с которыми тоталитарист худо-бедно справлялся, а вот новое правительство упс… Короче, экстремист был прав, господа.

Этот троп — негативная (во всяком случае, по мнению автора) версия тропа Боевая организация пацифистов. По факту же разница между тропами условна и зависит сугубо от точки зрения. Поэтому многие примеры встречаются в обоих тропах.

Где встречается[править]

Во многих сюжетах именно это практикуют Силы Зла. То, чему они при этом подвергают народ, далеко не каждый согласится признать «благом». В общем, «караул, нас спасли!».

  • Иногда — субверсия: Силы Зла позволяют своим новым подданным конкурировать и враждовать, но, так сказать, «в заданных рамках», управляемо и модерируемо. В общем, «разделяй и властвуй». Чтоб разъединить их всех — но объединить навек… Для подданных это ещё хуже — в магистральном-то варианте они живут хоть и без свободы, но в мире, а тут — ни мира, ни свободы.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Классика — притча о Великом Инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Достоевского.
«

Мы давно уже не с Тобою, а с Ним, уже восемь веков. Ровно восемь веков назад как мы взяли от Него то, что Ты с негодованием отверг, тот последний дар, который Он предлагал Тебе, показав Тебе все царства земные. <…> У нас же все будут счастливы и не будут более ни бунтовать, ни истреблять друг друга, как в свободе Твоей, повсеместно. О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся.

»
  • Андрей Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля» — не совсем миротворцы, а экологи «Общества защиты китов»: Кусаки, Грабентруп и компания. Общество истребляет китов и не мешает им погибать, т. к. когда они исчезнут, то вымирать перестанут.
  • С. Снегов, «Диктатор» — собственно, весь об этом.
  • Юлия Латынина, «Нелюдь» — император Чеслав давит педаль в асфальт. Ради победы в войне вполне сознательно доводит подданных до состояния, когда они без колебаний идут на смерть, потому что ослушавшихся всё равно казнят, да и жить уже не очень хочется. Конец сыгран зигзагом — разрастается коррупция и некомпетентность галактических масштабов, но жить при ней можно, а по меркам стран вероятных читателей не такая уж она и запредельная.
  • «Сварог» — с фитильком. «Хороший» вариант тропа, гораздо светлее и мягче. Король Сварог (кстати, протагонист) — искусный государь, и, если вдуматься, не тоталитарист никакой. Грозный и крутой диктатор, но, строго говоря, не тиран, хоть и сделался владыкой почти всего континента с помощью военной силы, шантажа, комплотов и интриг. У него не просто благие намерения — у него и дела реально в основном благие. Но именно сабжем статьи его считают многие, особенно конкуренты.
    • А вот граф Брашеро вполне себе сабж. Устроил масштабный заговор с целью покончить с застоем в Империи Четырёх Миров. Всерьёз планировал чуть ли не поголовно заставить всех работать на благо науки (из неучей бы сделали лаборантов и прочую прислугу, а взрослых аристократов-бездельников посадили бы в резервацию). Естественно, протагонисту и многим его соратникам место в таком мире не нашлось бы.
  • Ю. Нестеренко:
    • «Время меча». Маги в эпоху своего могущества прекратили все конфликты, никакое преступление, никакое неповиновение им невозможно, ибо они узнают о нём ещё на этапе замысла. Все расы под их властью живут в мире и процветании, но — ценой полного отсутствия самостоятельности и запрета на прогресс, способный поколебать равновесие.
    • «Лекарство от любви» - с чуть прикрученным фитильком тем же занимаются и маги Светлого Совета, но при этом им противостоит еще одна разновидность тоталитарного миротворца — Изольда, рассуждающая по принципу «раз уж люди все равно неразумны, надо полностью отнять у них свободу воли и сделать влюбленными в меня рабами, а править буду разумная я, опираясь на нескольких столь же разумных советников». Сама Изольда формулирует, что «это не война за свободу ни с какой стороны — это война диктатуры Светлых против диктатуры Умных». В итоге поражение терпят обе стороны, но и светлое будущее избавленного от обеих тираний человечества под очень большим вопросом.
    • «Крылья». Дарвиновский комитет решает проблему порочной части человечества просто — помогает ей вымереть. Якобы самостоятельно никого не убивая (к гибели миллиардов людей от нанооружия дарвиновцы были непричастны, как торговец оружием, который продает пистолет, твердо зная, что покупатель устроит бойню в общественном месте, более того — надеясь на это), а лишь «предоставляя право выбора». Вымирает в итоге 95 %.
  • Кир Булычёв, «Любимец». Педаль в пол: люди низведены до состояния даже не рабов, а домашних животных. Правда, пришельцы установили свою власть отнюдь не для того, чтобы помирить людей на Земле, а чтобы создать для себя комфортную жизнь на захваченной планете — но официальная версия именно такова. Себя пришельцы называют «спонсорами».
  • Михаил Успенский, «Белый хрен в конопляном поле» — принц Тандараден.
  • Павел Каташов, «Магия трёх мечей» — император (на самом деле — армянский историк-попаданец) Миграбян.
  • Олег Авраменко, «Звезды в ладошках». Режим планеты Терра-Галлия. Пожертвовать поколениями жителей одной планеты, чтобы получить шанс на спасение всего человеческого «кластера» Галактики.
  • Борис Акунин, «Не прощаюсь» — «зелёный» батька Жовтогуб. Его «Зелёная Школа» на фоне разорённого гражданской войной Донбасса — настоящий оазис мира, порядка и благополучия. Но выйдешь за околицу, а там «Страшиловка» с отрубленными головами…
  • «Правитель мёртв» Папсуева — Белый Игрок.
  • Цикл «Меганезия» в каком-то смысле весь об этом, правда, там проблема поставлена еще шире. Общественное устройство Меганезии критики называют «тоталитарный анархизм». По главному и единственному местному закону попытка создать государство является тягчайшим преступлением. Нет государств (в пределах Меганезии) — нет и войн. При этом вооруженные силы и спецслужбы у Меганезии очень даже есть, но поскольку Меганезия на глобальном уровне устроена как корпорация, то воюют они только в целях извлечения конкретной материальной выгоды для каждого из граждан. И Верховный Суд в любой момент может потребовать от военных или спецслужб отчета о текущих операциях и балансе расходов и доходов по ним. Тоталитарными миротворцами, соответственно, являются те, кто создал Меганезию и написал её Великую Хартию.
  • Ник Перумов:
    • «Кольцо Тьмы» — Олмер (с оговорками). Правда, ради своей Великой Цели он заключил сделку с Тёмными Силами, и конец был печален для него, а для многих означал облегчённое «ф-фух, пронесло!».
    • «Хроники Хьёрварда» — Молодые боги, активно лезущие в дела смертных. С фитильком: мир в целом при них, может, и обрёл «покой кладбища», как говорит Хрофт, но лихим набегам ярлов на окрестные страны это не мешает.
      • И их протеже Владычица, антагонист «Воина великой Тьмы». Опутала целую страну чарами, превращающими людей в благодушных болванчиков, до безумия влюблённых в свою правительницу. Ради блага людей, да. ЧСХ, преступлений, войн и междоусобиц при ней действительно стало меньше, так что, если посмотреть c другой стороны, свергший её Трогвар тот ещё… молодец.
      • При этом, судя по «Тысяче лет Хрофта», как ни странно, главная (ну, после вопроса с освобождением Ракота) претензия Хедина к Молодым Богам — это то, что они слишком мало вмешиваются и позволяют буйным цветом цвести всякой погани. Ой, трудно быть богом!
  • Иар Эльтеррус, «Серые пустоши жизни». Маги заставили людей перенести свою деструктивную энергию в разврат и БДСМ.
« …войны катились одна за другой, срывая покровы жизни с многих и многих. И не возникало ничего нового, не было покоя, не было жизни. И поняли тогда маги ордена Предела, что нужно отказаться от отчуждения и изменить мир, дав людям что-то, на что они смогут обратить свои безумства. И собрали они всех магов мира Архр на Колхрии, в городе Колгарене, в Серой Башне. И убили несогласных, и объединили магов в одно целое, и все они с тех пор принадлежали ордену Серой Башни. И долго думали они, как изменить людей, на что направить их силы и злобу бессмысленную. И нашли… Пусть же закон ограничит их любовные похождения и пусть хотят они запретного более всего на свете. И пусть за нарушение закона преступившие его будут изменены. И изменённым будет дозволено совершать запретное. И да будут они рабами! Но не захотели люди принимать благо своё, и пришлось магам Серой Башни уничтожать королевства, объединять сотни диких народов земли Фаллингар в единую империю Фофар. С этой просвещённой империи и началось на Архре воцарение Закона. И воспитывались тысячи тысяч детей, с малости знавших, что высшая радость — запретная любовь. А затем сила Фофара и магия Серой Башни пришли на иные земли Архра. Не прошло и тысячи лет, как каждый знал, что можно и что нельзя в этом мире. И прекратились войны, и воцарилась в мире стабильность. Пусть же благословенна будет мудрость предков, давших нашему миру понимание цельности и Закона. И Серая Башня служит оплотом мира на Архре. И пусть живут новые поколения так же, как жили поколения до них! »

На других языках[править]

  • «О дивный новый мир» Хаксли. Считается классикой антиутопии. Каждую касту программируют с момента зачатия с помощью генной инженерии, психотропного вещества и внушения. В итоге все довольны своими социальными ролями, все счастливы, никаких поводов для конфликтов. Сомы грамм — и нету драм! Зато люди фактически играют роль роботов (заводных кукол), отсутствует свобода воли и мотивация для социального развития…
  • С. Лем, 24-е путешествие И. Тихого. Машина для управления государством. Переработала всех инопланетян индиотов (в ранних переводах дурдиотов) в диски, разложив их на поля. Так она добилась Великой гармонии, которую должна была создать согласно заданию.
  • «Песнь Льда и Пламени» и её телевизионная экранизация «Игра престолов». Подобные планы совершенно очевидно лелеет Дейнерис Таргариен: помирить всех военной силой и шантажом, сравнимым с ядерным. Чтобы прекратилась «игра престолов» как таковая. Чтобы навсегда перестало кататься по живым людям «страшное колесо распри». Но (если и дальше выражаться в её образной манере) она хочет не просто остановить это «колесо», а сломать его, расколотить на мелкие кусочки и никому впредь не позволять «изготовить новое». По всей видимости, она имеет в виду полный демонтаж вассально-ленного феодализма и построение служило-абсолютистского государства с назначаемыми наместниками.
    • Пока что у героини плохо выходит. Посмотрим, что будет дальше — ведь она, собственно, ещё и не бралась всерьёз, только намеревается.
    • Предок этой героини, король Эйгон Драконовластный, уже однажды предпринял что-то подобное — за много веков до рождения Дейнерис. Но едва его династия ослабла, погрязла в традиционном для неё инцесте и внутренних распрях, лишилась своего супероружия — буйные лорды опять за своё… что и привело в конце концов безумного отца героини на тот свет, а её саму с братом — в изгнание (по мнению самой Дени, её предок всего лишь «остановил колесо», а не «разбил» его: Великие Дома не были ликвидированы как класс, феодальная лестница сохранилась; так вот, Дени, если верить ей, намерена пойти до конца).
    • На самом деле монолог Дейнерис из фильма является переделкой монолога Эйгона из книги (выкинутого из экранизации), и речь в оригинале шла вовсе не о сломе феодализма, а о самой Дейнерис и её любовниках: «я собираюсь сломать это колесо и убить шлюху».
  • Роман Вернона Винджа «Война с „Миром“». Полвека назад учёные из организации «Мирная власть» с помощью нового вида оружия смогли остановить ядерную войну. С тех пор они навязывают всему миру жёсткие ограничения на любые опасные проявления прогресса, и настало время избавиться от них самих.
  • Пол Андерсон, «Звёздный Лис». Пацифистское земное правительство закрывает глаза на агрессивность инопланетян и уничтожение (или захват? понятно становится по ходу действия) одной из земных колоний — лишь бы не было войны. Более того, оно ставит палки в колеса протагонисту, на свои деньги снаряжающему каперский корабль (благо, законы Земной Федерации ничего не говорят о каперстве) для войны с этими инопланетянами.
  • В «Саге о ведьмаке и ведьмачке» Сапковского именно это косплеит Нильфгаард. Только косплеит: в Северных Королевствах живётся плохо, но не настолько плохо, чтобы народ возопил: «Да когда уже кто-нибудь прекратит этот бардак!». Наоборот, против общего врага нордлинги легко объединяются, периодически отвешивая самопровозглашённым носителям культуры и порядка по щам. В самом же Нильфгаарде этот самый порядок защищают даже не императорские войска, а то местные ополченцы, то вообще какие-то левые охотники за головами, которые подчас ещё хуже, чем бандиты, на которых они охотятся. Нильфгаард — обычная экспансионистская империя, которая чуть не превратилась в злокачественную и метастазирующую Империю Зла, но Эмгыр вовремя одумался.
  • «Этот идеальный день» («День Совершенства») Айры Левина — все члены общества, живущего под управлением Уникомпа, получают регулярное «лечение», содержащее в том числе препараты, подавляющие агрессию, а слово «драка» является ругательным.
  • Расширенная (и уже неканоничная) вселенная «Звёздных Войн». Галактическая Империя, после условной (Осколки Империи никуда не делись и вполне себе сопротивляются) победы над которой Новая Республика погрязает во внутренних политических дрязгах и не способна оказать достойного сопротивления Юужань-Вонгам.
  • Филип К. Дик, «Молот Вулкана»: После ядерной войны человечество поручило верховную власть суперкомпьютеру, который ограничивает всякую опасную или расточительную деятельность.
  • Ллойд Александер, «Верховный король»: Прайдери. Заключает военный союз с местным тёмным властелином, уверенный, что любая единая власть лучше постоянных феодальных междоусобиц. И что только тёмный властелин достаточно силён, чтобы положить этому конец. Как ни странно, положительные герои книги почему-то не разделяют ни одного из этих его убеждений.
  • Роджер Желязны, «Теперь мы выбираем лица» — протагонист Анджело ди Негри после разразившейся ядерной войны использует технологии магната Стайлера, чтобы спасти оставшихся в живых, создать огромную среду для жизни Дом и постепенно вытравить из людей зависть, злость, алчность и иные вредные чувства. В итоге спустя несколько поколений все человечество спокойно и тихо, без малейшей агрессии, живет в Доме, не выражая ни малейшего желания хотя бы задуматься, возможно ли выйти из убежища — правда, это же становится помехой, когда возникает таинственный убийца.
  • Эдмунд Купер, «Кирон Голова-в-Облаках»: После пары ядерных апокалипсисов власть в Англии (да видимо, и в других странах) захватила секта луддитов, запрещающих любые машины и некоторые другие технологии.

Кино[править]

  • «Эквилибриум»: насильственное прекращение конфликтов через введение в обиход наркотика, подавляющего эмоции. Вроде Хорошая концовка.
  • «Звёздные войны» — Палпатин в своём стремлении подмять под себя Галактику, уничтожал не только борцов за свободу, но и пиратов, бандитов и не желающих жить в мире местных лидеров. Особенно ярко это заметно в старом (додиснеевском) каноне, где Империя сумела принести относительные мир и порядок даже во Внешнее кольцо. В Старом каноне с гибелью Императора наступила и плохая концовка — начались войны имперских моффов и военачальников, борьба Восстания и Новой Республики с осколками Империи, рост бандитизма, да и многие местные лидеры решили под шумок войны свести счёты с соседями. В диснеевском каноне Новая Республика смогла быстро закончить войну, но наступившая после гибели Империи стабильность оказалась иллюзорнойстараниями лидеров самой Новой Республики вскоре возникла угроза Первого Ордена. С другой же стороны, при Империи некоторые виды преступной деятельности, вроде охоты на джедаев, приобрели массовый характер.
  • Фильм «Разрушитель» со Сталлоне. В утопическом обществе будущего запрещены алкоголь, сигареты, даже невиртуальный секс и ругательства, а замороженным преступникам частично промывают мозги. Хорошая концовка, а?
  • «Я, робот»: ИскИн решил позаботиться о людях.
  • В фильмах про Джеймса Бонда такие тоже встречаются: «Шпион, который меня любил», «Лунный гонщик».
  • «Путешествия пана Кляксы»: император Великий Электроник.
  • «Факультет» — Мэрибэт Луиза Хатчинсон, королева инопланетян. Ни боли. Ни страха. Ни войны. Ни расизма. Ни сексизма.
  • «Вторжение» (2007) — целью пришельцев было создание мира, схожего с фильмом «Эквилибриум». Обращенные мировые лидеры подписывали мирные соглашения, отказы от ядерного оружия и территориальных претензий.
  • В советском фильме «Через тернии к звездам» так рассуждают вполне симпатичные персонажи — ученый Глан, создавший суперлюдей-клонов, дабы они навели порядок на гибнущей Дессе, и последняя выжившая из этих клонов — Нийя. Земляне, правда, ее разубеждают и в итоге спасают Дессу без насилия (не очень понятно, правда, как это у них получилось — ведь проблема была явно не в одном лишь злодее Туранчоксе…)
  • «Герой» Чжана Имоу — инверсия. Наемный убийца Безымянный добирается до Императора — кровавого завоевателя, который не просто сокрушает царства, но и уничтожает школы каллиграфии вместе с их искусством написания иероглифов разными затейливыми способами. Но в конце Безымянный понимает, что именно жестокий Император — единственная надежда на конец войны и объединение Китая, а чудесные каллиграфические изыски должны погибнуть ради установления единой культуры.
    • К такому же выводу еще до Безымянного приходит один из первой тройки убийц - Сломанный Меч.

Телесериалы[править]

  • «Ангел»: Жасмин. Одна из Сил, Что Пребывают. Расплевалась с остальными Силами, потому что решила действовать более решительно: лично установить на планете мир и любовь, используя контроль разумов. До того как взяться за людей, захватила мир демонов-инсектоидов (где её теперь называют «Благословенный Пожиратель»), но потом забросила его и теперь считает ошибкой. Интересно, что герои, даже освободившись из-под контроля Жасмин, задумываются: а может, она права? Может, свобода воли — не слишком высокая цена за мир?
  • «Агенты Щ. И. Т.а»: Алвеус, он же Улей, истинный основатель «Гидры» и ГлавГад третьего сезона. Желал прекратить распри среди людей, превратив все человечество в Нелюдей, подчиненных его воле. Когда он перед смертью размышляет о своем провале и восхищается красотой Земли, его даже становится немного жаль.
  • «Звездный путь»: планета под управлением свихнувшегося искусственного интеллекта Лэндрю. Там царит не то Средневековье, не то Новое время, процветает религиозный фанатизм и промывание мозгов. И все это ради того, чтобы обуздать человеческую агрессию и не допустить новых войн. Впрочем, периодически программа промывки мозгов объявляет «красный час», в ходе которого бить морды и громить витрины можно и нужно (наверное, чтобы «выпускать пар»).

Мультфильмы[править]

  • «Avril et le Monde Truqué» (Франция, 2015): Раса разумных ящеров-вегетарианцев занимается похищением ученых, занятых разработкой опасных технологий, благодаря чему Земля застряла в эпохе пара.

Мультсериалы[править]

  • В «Симпсонах» это, естественно, обыграно в шуточном ключе. В одном из хэллоуинских выпусков Гомер случайно попадает во времена динозавров, наступает на бабочку, и в результате в его времени добренький, искренне верующий чистюля Нед Фландерс захватывает власть над миром.
  • «Путешествия Жюля Верна»: капитан Немо в здешней трактовке.
  • «Легенда о Корре», 4-й сезон: Кувира насильно объединяет Царство Земли, распавшееся после убийства прежнего правителя, попутно пытаясь захватить Республиканский Город и убить Аватара. Хорошая концовка.
  • «Непобедимый человек-паук»: Высший Разум.
  • Трансформеры: этот троп воплощён в девизе Мегатрона: «Мир через тиранию!».

Комиксы[править]

  • Marvel Comics: Доктор Дум и его идеи о переделке мира. Латверия при власти того же Дума живёт вполне неплохо (по крайней мере в «чисто техническом» отношении).
  • Fables: Враг Джепетто железной рукой объединил десятки миров, чтобы искоренить глупое и некомпетентное правительство, а также провести последнюю войну за прекращение всех войн. К сожалению, получившаяся сверх-империя сама стала громоздкой и неэффективной тоталитарной махиной. Плохая концовка.
  • Injustice: Gods Among Us — Обозлившийся Супермен становится не слишком разборчив в методах причинения справедливости и устраивает свою диктатуру на планете.
  • Superman: Red Son — Супермен вырос в СССР и был правой рукой Сталина. После его смерти сам возглавил СССР и путём технологического прогресса превратил почти весь мир (кроме США) в коммунистическую утопию. Увы, побочным продуктом оказался культ личности и насильственное подавление несогласных путём их киборгизации. В итоге Лекс Лютор убеждает Супермена уйти в тень, а сам на основе своих и суперменовских наработок строит идеальное общество.
  • Girl Genius — Клаус Вульфенбах, железной рукой создавший Империю, лишённую внутренних конфликтов из страха перед несокрушимой армией барона. Плохая концовка — при одном слухе о кончине Клауса все мало-мальски значимые персоны начали десятки маленьких революций, и, когда Клаус действительно вышел из игры, его сыну пришлось лихорадочно собирать разбегающиеся владения, погрязшие в междоусобных войнах.
  • Block 109 — Житек, Великий Магистр Германии, пополам с апокалиптическим маньяком. Узрев ужасы войны и нацизма и, более того, получив возможность поучаствовать в них самолично, разочаровался в «цивилизованном человечестве», в связи с чем решил создать бункер на 6000 «избранных» в Берлине и уничтожить оставшийся цивилизованный мир ядерными ударами с целью дать цивилизации второй шанс. Нет, сам он на пост «избранного» не претендовал и погиб вместе со старым миром.
  • Хранители — Озимандия, просто Озимандия.

Аниме и манга[править]

  • Death Note — Ягами Лайт. Ибо изначальной его целью было очистить мир от преступности и сделать его лучше. Что отчасти ему удалось, ибо уровень преступности во всём мире снизился на 70 %.
  • Code Geass — принц Шнайзель. Ради мира во всём мире спонсирует разработки ядерного оружия и готовится применить его против собственных городов (не спрашивайте, как ядерная рулетка помогла бы сохранить мир). Субверсия хорошей концовки: вступивший на престол после победы над ним Лелуш сознавал, что не сможет установить мир при своей жизни, и сделал это за счёт своей смерти. Шнайзель же остаток жизни служил сперва ему, а потом его сестре — но не по собственному выбору, а из-за промывания мозгов.
  • Наруто — Учиха Мадара. Планировал с помощью подконтрольной организации «Акацуки» — «Рассвет» собрать всех биджу — хвостатых демонов, объединить их вновь в Десятихвостого Джуби, и использовать полученную мощь, чтобы погрузить весь мир в Вечное Цукиёми — иллюзию, в которой не будет ни войн, ни страданий. Почти получилось.
    • А до него — Пейн и Обито. Собственно, единственный из глобальных злодеев франшизы, кто не желал всем добра (своими методами) — это Орочимару.
  • Seikai no Saga — представители эльфоподобной расы Ав постоянно ведут захватнические войны и присоединяют к своей империи каждую планету, до которой дотянутся, а в сюжете самого произведения и вовсе воюют с объединившимся против них человечеством, имея цель полностью его подчинить, ведь когда под их властью будет весь обитаемый космос, а все космические корабли будут принадлежать их знати, то войны навсегда прекратятся и человечество будет наслаждаться вечным миром и стабильностью. Примечательно, что именно они(и служащие им люди), а не защищающиеся люди — протагонисты, а также то, что судя по ходу сюжета, у них есть все шансы на победу и реализацию своей мечты.
    • Пожалуй самым заметным недостатком Авов является то, что в своем крестовом походе они даже не пытаются присоединять планеты дипломатическим путем (ну, или делают это так, что разницы не видно) и в результате провоцируют ненависть к себе даже там, где для этого нет никаких причин. Взять к примеру родную планету протагониста. Глава правительства (отец ГГ) при появлении флота Ав, сразу объявивших планету собственностью Империи, заключает с ними сделку: отключение оборонительных средств планеты в обмен на статус дворянина Империи Ав, с переходом системы в его собственность. То есть: правительство не изменилось, никаких там чужаков, указывающих что делать, выход планеты в галактическое сообщество под покровительством могучего и способного защитить государства, и пожалуй самое главное — гарантии того, что отсталая в технологическом плане планета не превратится в сырьевой придаток более развитых соседей, потому что Ав сохраняют контроль над всеми космическими транспортными потоками при невмешательстве в жизнь на планетах. А теряют люди от этого… ничего. У них даже космической программы толком не было, что бы обижаться на её запрет, а Ав к тому же не закрытая каста, люди вполне могут получить те же права и привилегии. Если бы ав объяснили все это планетникам и предложили добровольное вступление в Империю на тех же условиях, а у тех не было бы причин отказывать. Вместо этого — ультиматум, жители планеты ненавидят Ав и поднимают восстание, линчуя бывшего премьера а ныне графа и изгоняя его сына. Причем восстание оказывается абсолютно бесполезным, потому что та самая система обороны не может ВООБЩЕ ничего против не то, что флота, а против неполной эскадры одного из самых малых классов кораблей.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — троп внутри тропа. Спиральный Король с ордами зверолюдей удерживает человечество под землёй, чтобы не навлечь на него гнев Антиспиральщиков. Но и Антиспиральщики, как выясняется, действуют лишь из соображений безопасности — неконтролируемое развитие спиральной энергии (а её применение наиболее активно в войнах между спиральными существами) может привести к падению Вселенной в сингулярность.
  • <harmony/> — Правительство цивилизованного мира, предустановившее в импланты своих граждан, контролирующие их физическое и психическое здоровье, программу «Гармония», стиравшую самосознание, в качестве экстренной меры по предотвращению хаоса. В финале, из-за роста числа самоубийств, организованных главной злодейкой Михие Миах, программа была активирована, превратив всех граждан во что-то типа философских зомби. Теоретически, это должно было окончательно решить проблему здоровья граждан, которому бы не угрожали душевные порывы. На деле же, думается, все обернулось куда кошмарнее, особенно если учесть, что на Земле еще достаточно людей, такими имплантами не пользующихся и потому способных взять в свои руки власть над лоботомированным человечеством.
    • Да и логики в самом включении «Гармонии» в финале было ни на грамм — Миах была уже мертва, а самоубийства происходили из-за ее прямого вмешательства в импланты, так что с ее смертью хаос прекратился бы сам собой.
      • Возможно, правительство поспешило, попросту не успев узнать о ликвидации злодейки. Или Туан, которая успела поверить рассказам Миах о прелестях бытия философским зомби, попросту ничего не сообщила, а стала ждать активации «Гармонии».
  • Last Exile: Ginyoku no Fam  — заполучив сверх-оружие (читай судного дня), федерация Адес делает официальное заявление всему международному сообществу: «От имени истинной наследницы и законного правителя этого мира Маэстро Сары, я приказываю: все военные действия на планете должны быть немедленно прекращены, я требую разоружения и немедленной капитуляции всех армий. В случае неподчинения на вас обрушится кара Великого Изгнанника. Все наступательные вооружения будут уничтожены и настанет истинный мир».
    • Не Федерация Адес, а лично премьер Лускиния. Говорить о том, что считается «официальным», в Федерации в тот момент было бы сложно — львиная доля выжившего генералитета объединилась с Анатолем против Лускинии, Августа находилась в фактическом плену у Лускинии в состоянии амебы (а если бы и не находилась — каков реальный вес мнения десятилетнего ребенка, в сериале до того уже было показано не единожды), недорезанные Лускинией помещики аристократы, если таковые вообще были, попрятались куда-то под лавки, а сухопутные войска Федерации в принципе на события не повлияли за сезон ни разу, как будто это Престел какой-то.
  • One Piece — Мировое Правительство. Достаточно вспомнить Охару и «избиение младенцев» двадцатилетней давности. В новых главах так и вовсе поднимается тема глобальной зачистки (и, похоже, не первой).
  • Legend of the Galactic Heroes — эпичнейший пример представляет из себя император Рудольф фон Гольденбаум, фактически — Гитлер, который смог; превратил погрязший в кризисах мир-помойку, коим являлась Федерация, в Галактический Рейх. Да, ценой четырёх миллиардов жизней и политических свобод. Зато несколько веков мира и стабильности обеспечил. Райнхард фон Лоэнграмм, если и подходит под троп, является добрым примером такового, окончил 150-летнюю войну, окончательно завоевав Союз Свободных Планет, да ещё и с ненавистной прогнившей аристократией покончил.

Видеоигры[править]

  • Именно это при желании можно отыграть в «Mount & Blade: Warband». Правда, «сломать колесо» невозможно, вассально-ленный феодализм демонтажу не подлежит, самое большее, что можно сделать — это забрать себе в королевский домен все города, оставив лордам только замки и деревни. Забрать себе вообще всё не получится — и экономика порушится, и воевать будет невозможно: в игре не предусмотрено никаких военачальников, кроме феодальных лордов. А вот если играть с модами — то можно построить нормальный абсолютизм: в моде Diplomacy можно выставить централизацию на максимум, тогда можно будет напрямую подчинить столице каждую деревню, а ещё есть мод на превращение спутников в назначаемых генералов, которые не требуют земельных владений.
  • «Assassin's Creed» — именно этим тамплиеры и занимаются.
  • ATOM — таким был план Грибницы, стремившейся объединить человечество для совместной защиты от скорого падения астероида.
  • Dragon Age: тейрн Логэйн в первой части, уничтожающий выступающих против него лордов, чтобы объединить страну против Мора. Хорошая концовка — после поражения на Совете признал, что ГГ делает его работу намного лучше его самого. Логэйн даже согласился пожертвовать своей жизнью ради правого дела.
    • С чего это вдруг? До последнего момента Логэйн не воспринимал Мор всерьёз. Ему важнее было сохранить собственную власть и защитить Ферелден от возможного нападения Орлея.
  • Heroes of Might & Magic IV: Гэвин Магнус решил пойти именно таким путём, но ему помешали.
  • Ведьмак 3 — аверсия с императором Нильфгаарда Эмгыром вар Эмрейсом. Его победа является меньшим злом — триумф Радовида Свирепого гораздо хуже. Впрочем, есть ещё третий вариант с воцарением Дийкстры — но он по факту делает неизбежным четвёртую войну с империей.
  • Call of Duty: Advanced Warfare — Джонатан Айронс.
  • Fallout — кто бы сомневался, что в мире, где от национального единства осталась лишь память, где крохотные группы населения враждуют с подобными ради собственной выгоды, где правовая культура забыта, возникнут тоталитарные миротворцы?
    • Fallout 1 — Повелитель. Антизлодей, искренне желающий построить мир, в котором не будет грызни людей между собой. По его мнению, это возможно было осуществить, создавая при помощи вируса рукотворной эволюции единую расу супермутантов, которые были бы идеальными людьми будущего: сильны, устойчивы к радиации, умны (по крайней мере, достаточно умны, чтобы разделять его идею Единства). Умом, впрочем, из супермутантов блистали немногие, особенно из тех, кто до мутации подвергся облучению — ну ладно, что получилось, то получилось, пусть хотя бы в армии служат. Средства у Повелителя, в соответствии с тропом, были не самыми благородными: если часть людей вовлекали в Единство через секту Чад Собора, то иных (особенно жителей Убежищ, наиболее генетически ценных для Повелителя) уводили насильно, убивая сопротивляющихся, а из «счастливцев», погружённых в чаны с ВРЭ, выживали далеко не все. А кто выживал, были неспособными к размножению.
    • Fallout: New Vegas — Цезарь. Изначально не ставил целей создания империи и уничтожал либо покорял другие племена лишь, чтобы выжить, но со временем разработал идеологию, близкую к фашистской, с полным предпочтением коллектива личности и стиранием всякой племенной идентичности с прививанием нового единого самосознания — в противоположность загнивающей плюралистичной НКР, страдающей от внутренней грызни. Легион действительно приспособлен к жизни в Пустошах, но участь сопротивляющихся и считающихся бесполезными ужасна, вплоть до распятия на крестах, а о свободе внутри Легиона говорить не приходится.
    • Мэр Джанктауна Киллиан Даркуотер из первой части поначалу был задуман именно таким. Если игрок помогает ему избавиться от злого гангстера Гизмо, в финальной заставке говорится, что Киллиан устроил в своём городе мир и порядок, и сразу всем жить стало лучше и веселей. Только по изначальному замыслу Киллиан был в этот момент изображён на фоне… виселиц. В итоге фон всё-таки заменили на нейтральный.
  • Можно отыграть в большинстве 4X стратегий.
    • Но если говорить об NPC, то можно упомянуть падшую (а затем пробуждённую) империю ксенофилов в Stellaris. Их главной целью является сохранение как можно большего числа разумных видов в галактике[1], а поэтому после пробуждения они стремятся добровольно-принудительно сделать каждую независимую империю своим подписантом, что означает наложение запрета на войны, а также внутренние рабство и репрессии.
  • Injustice (видеоигра и серия комиксов): Именно это затеял сделать в своем мире злой кванк Супермена (начинавший как «не такой уж и злой», зато потом…).
  • Mass Effect 3 — Катализатор хочет помирить органиков и синтетиков ради мира во всем Млечном Пути. Правда метод у него излишне усложненный, Шепард смог(ла) сделать это гораздо проще.
  • «Back to the Future: The Game» — после того, как Марти свёл молодого доктора Брауна и Эдну Стрикленд, он возвращается в настоящее и видит, что гражданин Браун является мэром города, окружённого стеной и просматриваемого камерами наблюдения. Правда за ним стоит жена — поборница моральных ценностей. Несогласных забирает полиция, и им промывают мозги. Всё ради общественного блага.
  • Tales of Vesperia — командующий имперскими рыцарями Алексей Диноя. Намеревался захватить и Империю, и Союз гильдий (как он считал, ради общего блага), а также заставить человечество отказаться от использования опасной для мира бластии при помощи Зауда, супероружия предтеч, которым в древние времена было уничтожено почти сожравшее весь мир чу-чу. Только вот из-за расплывчатой формулировки того, что с чу-чу стало, Алексей не понял, что Зауд на самом деле не оружие, а генератор барьера, удерживающего вполне живое чу-чу в космосе. И использовав Зауд, не разобравшись, как он работает, как Алексей снял барьер и позволил чу-чу вернуться.
  • Эадор - Белез и л'Аншар. При этом оба теоретически могут добиться успеха. Ошибка первого в построении единого мира под собственным владычеством заключалась в том, что он не принял во внимание специфическую природу местного солнца, а вот второй способен полностью воплотить свою мечту о мёртвой вселенной.
  • World of WarCraft в альтернативном Дреноре такой становится экзарх дренеев Ирель. Она насильно обращала орков в служение Свету, а несогласным устроила геноцид.

Настольные игры[править]

  • WarHammer 40,000 — Император Человечества пробивает педалью пол и земную кору до самого ядра. Мечтал построить галактическую империю для человеческой расы, дабы вновь объединить её после Эры Раздора, и таки построил, попутно убив бессчётные миллионы несогласных с этим. Представителей же других рас и вовсе вырезали под корень, даже не задавая вопросов. Его сынишки тоже не отставали. Тем не менее, именно Империуму предлагается сопереживать и именно имперцы являются главными условно-положительными персонажами в 90 % сюжетов по Вархаммеру. Потому что Хаос, его служители, тираниды, Тёмные Эльдары и орки ещё хуже.
    • Эфирные именно так остановили катастрофическую гражданскую войну и объединили всех серокожих в империю Тау.
    • Строго говоря, само появление Императора — ответ на инопланетную угрозу, сохранившуюся и в 40-ом тысячелетии, так что отношение к ксеносам объяснимо. И сам Повелитель Человечества под троп подходит исключительно в силу того, что полупомер раньше, чем закончил свои планы: лорды Терры, первые инквизиторы да и сами Примархи так и не успели полноценно занять уготованные им места, технология безопасного пути между системами не просто навернулась, она закончилась катастрофой и т. д. Решения Эры Тёмных Технологий в масштабе (миллион миров и одна империя) до земных королей по уровню зверств не дотягивают, а за то, что творится в 40-ом тысячелетии Император ответа не несёт.

Реальная жизнь[править]

  • Подавляющее большинство завоевателей, грезящих о мировом господстве, мотивировали свои военные походы стремлением построить идеальный мир. Число жертв их не особо волновало.

Примечания[править]

  1. Для сравнения, материалисты стремятся взять науку и исследования каждого государства под свой надёжный контроль во избежание больших ошибок, спиритуалисты обеспечивают доминирование спиритуализма в галактике и ревностно оберегают священные планеты, ксенофобы воюют за доминирование своей расы (кого не убьют, того сделают вассалом), а машинные империи и вовсе творят чорт-пойми что, ибо их поведение каждый раз определяет Его Величество Рандом.