Унылый Совок
« | Чёрным деткам — белый хлеб, |
» |
— Вовочка креативит в честь дедушки Брежнева |
« | …А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм.<...> Название улиц тоже не отличается разнообразием. В каком городе нет 1-й Садовой, 2-й Загородной, 3-й Фабричной, 1-й Парковой, 2-й Индустриальной, 3-й улицы Строителей! Красиво, не правда ли? Одинаковые лестничные клетки окрашены в типовой приятный цвет. Типовые квартиры обставлены стандартной мебелью, а в безликие двери врезаны типовые замки. |
» |
— Вступление к рязановской «Иронии судьбы» |
« | В СССР секса нет в рекламе! | » |
— Популярный мем, вырванный из контекста |
Гулаги и рабы? Не смешите мои тапочки. Нашли чем пугать. А вот попробуйте постоять в очереди после собрания. Хорошей такой. Человек на сто восемьдесят. За колбасой. По два сорок. Но из туалетной бумаги. Которой в продаже нет. Поэтому вытираем жопу газетой. «Правда». А может, «Труд». Этого добра навалом. Так что остаток сдаём в макулатуру. В обмен на книги. Полное собрание сочинений Ленина. Или Стругацких. Но уже не полное. Потому что цензура. Ещё там что-то про сталеваров… На выходных — в кино. На «Зиту и Гиту». Ну или на «Подвиг разведчика». Десятый год крутят. Или на «Есению» заграничную. Но лучше посмотреть телевизор. В родной хрущёвке. С женой в халате, бигудях и лифчике, с которым можно вместо парашюта десантироваться. Про урожаи и надои. Между выступлениями Гениального Секретаря в медалях. Зато целых два канала. С половиной. Ансамбль народной песни. И гимнасточки. Но их мне жена смотреть не даёт. И сама не даёт. Уже лет семь. Советская женщина…
Вот он был каков — унылый Совок. Слава Богу, ускорился, перестроился и развалился. Жить стало лучше, жить стало веселее!
Откуда всё пошло?[править]
Как и смежные тропы, «Унылый совок» является бастардом реальности и вымысла. В какой мере троп соответствовал реальности, можно спроить в специально обученной подстатье, а здесь отметим, что в вопросах яркости/унылости в СССР было хорошо в плане организации досуга, но плоховато с культурной и материальной частью. Из всех этих недостатков родился образ сравнительно безопасного и стабильного (эта часть образа роднит данный троп с его оптимистичным братом), однако серого и монолитно-тоскливого, как бетонная стена, общества, в котором жить можно, но хотелось бы чего-то получше.
Также укажем на то, что наш троп — это всего лишь сборище негативных стереотипов о позднесоветской эпохе, имеющее к реальности более чем опосредованное отношение — последнюю должны описывать историки, а не воинствующие мимокрокодилы в сети. Здесь же описывается именно отражение тропа в массовой культуре. Аналогичное собрание негативных стереотипов о дореволюционной эпохе это Застенки царизма, сталинском времени — Гулаги и рабы, современности — Чекистско-бандитский мордор, о странах капиталистического центра — Загнивающий Запад.
В зависимости от наличия у автора критического мышления и его отношения к загранице данный троп может быть сопряжён с благолепным восхищением перед светлыми эльфами с Запада, но это отнюдь не обязательное требование. На излёте же эпохи он плавно переходит в чернуху. Родственен тропу Постсоветская хтонь, который по сути мистика на развалинах Унылого Совка.
Примеры[править]
Общий случай[править]
- В принципе, любое произведение, созданное в означенную эпоху и про неё. Даже без всяких обличительских намерений. Просто потому что многие тогдашние повседневные реалии, о которых авторы рассказывали ничтоже сумняшеся, сегодня выглядят странно (да и тогда могли выглядеть странно в глазах иностранцев, даже из соцлагеря). Советская сатира тоже обличала не только зарубежный капитализм, но и многие негативные моменты советского быта, самый известный пример — «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова. Позднее появились «Маленькие хитрости» в журнале «Наука и жизнь»: «Нужна киянка, а в магазине нет? Купи обычный молоток и костыль в аптеке. С костыля снимешь набалдашник и приладишь к молотку», «Нужно покрасить забор, а кисти нет? Возьмите палку, замочите в банке и размочальте её конец молотком». В общем, многие проблемы того времени сейчас решаются заходом в магазин хозтоваров. Вообще все эти проблемы должны были решать артели… но их в произведениях либо ещё не создали, либо уже упразднили.
- Неистребимое желание решать проблемы методом «из говна и палок» вместо использования качественных комплектующих и инструмента ещё очень долго будет преследовать жителей пост-СССР.
- Но, признаться, умение при помощи арматурины, дачной печки, молотка и болгарки сделать сверло по дереву, когда до строительного магазина 10 верст и завтра, иногда впечатляет. Да и в жизни всегда может пригодиться.
Фольклор[править]
Рейган травит советские анекдоты
- В пандан — политический анекдот 70-х. Про красных и чёрных. Чёрные едят чёрную осетровую икру, ездят на чёрных «Волгах» и отдыхают на Чёрном море. Красные едят красную томатную пасту, ездят в красных трамваях и отдыхают в красном уголке.
- Политические анекдоты, тысячи их! Обычно «прославляют» дефицит, кумовство, топорную пропаганду, геронтократию и прочие прелести застоя…
« | » | |
- Анекдот про жука развитого социализма — наш ответ колорадскому жуку.
- Шесть основных противоречий социализма: 1. Нет безработных, но никто не работает. 2. Никто не работает, но план выполняется. 3. План выполняется, но в магазинах ничего нет. 4. В магазинах ничего нет, но у всех все есть. 5. У всех все есть, но все недовольны. 6. Все недовольны, но голосуют «за».
- Анекдот про капиталистический и социалистический ад; в последнем грешникам раздолье — то дров нет, то смолы, то черти
пьяныеушли на партсобрание. Правда, когда наступает конец месяца (квартала, года), лафа у социалистических грешников кончается: план по мукам никто не отменял. - Попугай, которого в живом виде не разрешают вывезти еврею: «Хоть тушкой, хоть чучелом, только скорей отсюда!»
- Анекдот про старого еврея, который пытается выбить себе визу на выезд в Израиль, чтобы там ухаживать за ослепшим братом. На вопрос, почему брат сам к нему не приедет, старик отвечает: «Потому что он ослеп, а не ох*ел».
- В другом изводе еврей был далеко не старый и сообщал в классе, что уезжает с семьёй ухаживать за оглохшим дедушкой. Когда учительница вопросила, почему же они тогда не заберут дедушку к себе, ответ был примерно такой же: «потому что он глуховат, а не глуповат».
- Вариации на тему «догоним и перегоним страны Запада, но неудобно — увидят, что задница голая».
« | Вопрос армянскому радио: почему в магазинах пропали молоко и говядина? Ответ: потому что мы идём к коммунизму семимильными шагами, коровы за нами не поспевают. | » |
« | Москва. 1980-й год. Дефицит всего, но в преддверии Олимпиады продавцам запрещено говорить, что чего-то нет. В магазин заходит дама и спрашивает перчатки. Перчаток, конечно, нет и продавец начинает выкручиваться: |
» |
« | Приезжают в гости к Брежневу Джимми Картер и Дэн Сяопин. Едут в шикарной «Волге» по Москве, видят: длинная-длинная вереница людей стоит друг за другом и утекает куда-то в здание. Гости спрашивают: что такое? |
» |
- Ну и анекдот про газетный киоск: «„Правды“ нет, „Советская Россия“ продана, остался только „Труд“ за две копейки».
« | Диалог в рыбном магазине: |
» |
« | Приходит мужик в отдел «Мясо». Спрашивает: |
» |
- Вариант:
« | Пк: Красная икра есть? |
» |
- Натебейка современным прогрессивным экологичным урбанистам опирается на этот троп: «Советские люди жили в коливингах и работали в коворкингах, питались органик-продуктами в крафтовой экоупаковке, занимались фитнесом в бесплатных джимах, как тру-урбанисты ездили на общественном транспорте, были бодипозитив и носили боди-френдли одежду из натурального волокна».
- Анекдот про незадачливого сантехника, которому дали пять лет за то, что он, чиня в Кремле туалет, громко возмущался: «Да у вас тут всё прогнило, всю систему менять надо!».
« | Появилась на телевиденье четвёртая программа[1]. Пришёл работяга домой, включил первую — выступает дорогой Леонид Ильич Брежнев. Повернул переключатель — на второй тоже Брежнев. Переключил на третью — там по-прежнему Брежнев. В надежде хоть на что-то включил четвёртую — а там гэбэшник: «Я тебе, сволочь, попереключаю!» | » |
« | Возвращается моряк из дальнего плаванья. Идёт в магазин, хочет купить чёрной икры для семьи. Видит, что бочки с чёрной икрой на положенном месте нет. Спрашивает продавца, тот не знает, требует директора, спустя полчаса тот к нему выходит. |
» |
« | Приезжает бывший владелец Верхних торговых рядов в Москву, заходит в ГУМ, осматривается, подзывает продавца и очень вежливо спрашивает: |
» |
« | Армянское радио спрашивают «Что такое черная икра?». Ответ — «Полезный и вкусный продукт, который советский народ вкушает устами лучших своих представителей» | » |
- Загадки:
- Длинное, зеленое, пахнет колбасой? Электричка из Москвы.
- Где больше всего хлеба в СССР? — В котлетах.
- Что собирают, когда нет урожая? — Пленум.
- Что такое вобла? — Кит, доплывший до коммунизма.
- Плакат на райкоме КПСС «Кто у нас не работает, тот не ест»
- Сочиненная спичрайтером Л. И. Брежнева А. Бовиным пародия на предложения для Конституции СССР 1977 г. Например, «Поступившие несвоевременно указания начальства должны быть своевременно исполнены».
Литература[править]
- Фельетон Ильфа и Петрова «Директивный бантик» — с прикрученным фитильком, поскольку это именно что «обличение отдельных недостатков», да, вдобавок, в самую что ни на есть «рабско-гулагскую» эпоху:
« | Он надел брюки, тяжкие москвошвеевские штаны, мрачные, как канализационные трубы, оранжевые утильтапочки, сшитые из кусочков, темно-серую, никогда не пачкающуюся рубашку и жесткий душный пиджак. Плечи пиджака были узкие, а карманы оттопыривались, словно там лежало по кирпичу. |
» |
— Опубликован в 1934 г. |
- А также другие их фельетоны на бытовые темы («На купоросном фронте», «Пытка роскошью», «Безмятежная тумба» и т. д.). Но, опять же, фитилёк прикручен: описанные там недостатки подаются именно как отдельные недостатки, которые можно и нужно исправлять, не боясь бить «безмятежных тумб» по рукам.
- А это, к сожалению, как раз недостатки часто системные. Швейная фабрика, выпускающая платья с директивными бантиками, не понесет никаких убытков из-за того, что выпускает УГ — у него не прибыль и убытки, у него план, а материалы, станки и средства на ЗП работникам оно получает не от реализации продукции, а от государства напрямую, даже не по системе хозрасчета (и более чем реальные и жуткие проблемы, связанные с переходом к рыночной экономике, это никак не отменяет, уж простите). Кто заставит производителя следить за последними тенденциями моды, вопрошают авторы. А и правда, кто? Качество и технологии пошива можно стандартизировать и требовать соответствия, но дизайн? Магазин, который их продает, тоже. У него нет выбора, как и у покупателя. Авторы стебутся над грымзами из торговли, дескать, а что нам делать, не мы это УГ шьем. А что им, действительно, делать? Магазин не закупает товар у кого считает нужным и не перепродает, он реализует то, что привезли (опять же, выручку в бюджет, а на ЗП средства из бюджета), а там см. выше. Типичное для советской торговли наплевательское и даже высокомерное отношение к покупателю, а также постоянные попытки стырить, припрятать, обвесить и обсчитать - не болезнь, а симптом. Такая же, как потогонная система, штрафы за каждый чих и требование говноедской улыбочки от работника торговли при рыночной модели.
- И предлагаемые авторами решение - всем стать идейными и ответственными. Да, тогда это будет работать. Но нетрудно заменить, что это знаменитый рецепт от мудрой совы.
- Александр Твардовский, «Тёркин на том свете» — собственно, тот свет для Василия оказывается именно таким.
- Владимир Войнович:
- «Москва 2042» — коммунистическая антиутопия, резко переходящая в монархическую.
- Повесть «Шапка» — о писателе, который был обделён при распределении дефицитных шапок, после чего от обиды заделался диссидентом и решил переписать свой роман о корабельном враче, героически вырезавшем сам себе аппендицит. В новой редакции операция происходит не посреди океана, а возле берегов США, потому что капитан отказался отпустить врача в американскую больницу из-за его «неблагонадёжности». В итоге доктор от такого «самолечения» вполне предсказуемо помирает. В результате своего выступления писатель таки получает пыжиковую шапку, но из-за сильного волнения или радости помирает от сердечного приступа.
- Александр Бушков, «Казённый дом» — зигзаг. Совок там унылый, но пресытившийся бомонд Зачуханска уже не знает, как им бороться со скукой: «И воцарилась скука великая. Первый секретарь Зеленый с превеликими трудами раздобыл черно-белый телевизор и смотрел „Сельский час“, время от времени промахиваясь по супруге надоевшим саксонским фарфором. Предоблисполкома Мазаный, ошалев, ударился в извращения: забрел в рабочую столовую, скушал там „котлету с макаронами“ и чуть не помер с непривычки, но оклемался и даже допил „компот“ (по Зачуханску, не забывшему еще историю с динозавром, молнией пронесся слух: „Снова Мазаный чудит!“). Прокурор Дыба в старом ватнике вторгся в котельную, распугав дегустировавших стекломой бичей, отобрал у трудяги Поликратыча лопату и принялся шуровать уголёк, громко объясняя, что он не пьян, что маленькие зелененькие диссиденты вокруг него на сей раз не скачут, а просто подыхает он от тоски. Правда, надолго его порыва не хватило: уголь — вещь тяжёлая, но именно в кочегарке прокурора Дыбу осенило».
- Впрочем, тема сабжа проходит и в более позднем цикле про «Пиранью», пусть и фоном — однако вполне даёт понимание, почему 18 млн членов КПСС не стали впрягаться за партию. А в «Как три мушкетёра» сабж и вовсе является во всей красе. Как оказалось, засекреченный инженер вовсе не был жертвой шантажа западных спецслужб, он сам захотел свалить «за бугор»! Ибо считал, что в «совке» его недооценивают — и, к сожалению, был абсолютно прав.
- Братья Вайнеры, «Петля и камень в зеленой траве». ЭТО реально было написано в 1970-х годах! Издано, правда, в 1990. «Нигде люди так не разобщены в своей тошнотворной сомкнутости, как в очереди за варёной колбасой».
- Кир Булычёв, поздние рассказы о Великом Гусляре.
- Сергей Довлатов — все его рассказы про жизнь в СССР действительность не лакируют, но и сильно не очерняют, поэтому не весь сеттинг у него такой, а отдельные моменты: люди много пьют, а если пишешь, не придерживаясь партийных установок, то шансов легально опубликоваться нет. Или эпизод с фарцовщиком: нелегальный бизнесмен сколачивает капитал, торгуя… носками. (Правда, потом советская промышленность его подвела, начав производить эти носки миллионами).
- В разгар Перестройки носки вновь исчезли и стали отпускаться только ветеранам
битвы на КалкеВОВ и, разумеется, по блату из-под прилавка.
- В разгар Перестройки носки вновь исчезли и стали отпускаться только ветеранам
- Александр Рудазов, «Призрак» — пространство в Загробье, зарезервированное для атеистов советского и постсоветского разлива выглядит именно так: однотипные хрущёвки, убогие макароны «полкило в одни руки» и т. д. Повезло тем, кто был хотя бы втайне крещён — такие принадлежат Раю; повезло и тем, кто не только атеист, но и убеждённый коммунист — для них существует Светлое Завтра с интересной работой «от каждого по способностям» и космическими полётами на инопланетные загробные миры. А остальные — кукуйте! С прикрученным фитильком — облик Загробья формирует коллективное бессознательное, так что со следующим поколением умерших Унылый Совок наверняка осовременится. Ну, или для них сформируется новый тот свет, а этот дюжину-другую тысяч лет спустя опустеет и схлопнется.
- Наринэ Абгарян, «Манюня» — аверсия: иронично описаны добровольно-принудительные массовые мероприятия, уравниловка и дефицит, однако ирония беззлобная, а общий настрой всё-таки светло-ностальгический, с тоской по временам, когда люди были добрее и не существовало национальной розни.
- Внезапно, Борис Васильев — практически все поздние произведения. Причём, отличие от примеров выше, тоску вызывало не бытовое убожество с хрущёвками и дефицитом, а как раз наоборот: нравственная деградация и прогрессирующее потребл*ство (словом, то самое, за что обвиняет Бездуховный Запад™ родная пропаганда) на фоне относительной сытости и планово-застойной стабильности. Мало-помалу настоящими хозяевами жизни становятся наглые, беспринципные и жадные обыватели, превосходно освоившие науку «устраиваться в тёплом местечке», в то время как совестливые и трудолюбивые идеалисты оттираются на обочину, а при попытке как-то сопротивляться — гибнут, причём глупо и бессмысленно. И вот за это будущее отдавали жизнь девочки-зенитчицы?
- Цю Сяолун, цикл детективных романов об инспекторе Чэне: хотя место действия — социалистический Китай 1990-х, но по атмосфере — вылитый наш родной унылый Совок. Все то же самое — бюрократия, вонючие и тесные общежития, многолетние очереди за отдельной квартирой и т. д.
- Игорь Ефимов, «Без буржуев» — читается как какая-то черная комедия про советский быт, а на самом деле это компиляция официальной советской прессы.
- Станислав Курилов, автобиография «Один в океане» — 1972 год, круиз «Из зимы в лето» стартует из Владивостока. Заходов ни в какие порты нет, палубы огорожены. ГГ, чтобы сбежать из унылого совка, прыгает с двенадцати метров и три дня без еды и питья плывёт в Тихом океане.
- Том Клэнси балансировал где-то на границе сабжа и «рабских гулагов»: то двадцать семь расстрелянных за мятеж на «Сторожевом», то история о подводнике, который решил свалить на Запад потому, что жене пьяный хирург делал аппендэктомию и довёл до разлитого перитонита, а вместо антибиотиков в больнице оказалась вода, которую на заводе залили в ампулы ради перевыполнения плана.
- Графоманское сочинение Ларисы Матрос «Презумпция виновности» — пополам с «иванством» и смердяковщиной.
- Шамиль Идиатуллин, «Город Брежнев» — троп подан сложно. Советская действительность промышленного города глазами разных поколений различна: совершенно не уныла для директоров производств, где требуется срочно решать массу непростых задач. Молодёжь строит карьеру и скорее замечает начинающийся разгул преступности и войну в Афганистане. Беспросветна для жён — работа, общественная нагрузка, очереди в магазин и домашнее хозяйство день за днём. А вот для школьников троп — в полный рост: по телевизору всего два канала, крутые фильмы в кино показывают, если повезёт, раз в год, каратэ запрещено, всё интересное (музыка, пьесы, книги) порицается, единственное общераспространённое развлечение — ходить кварталами стенка на стенку.
- Святослав Логинов, серия заметок «Мои универсамы» — известный фантаст в самом начале перестройки работал грузчиком в магазине и нарисовал картину уютной унылости. Каждый день похож на другой — запах бормотухи, попытки всех немножко себе отрезать от магазинных благ, но немножечко хуже — вот творог ещё не был дефицитом, а вот уже немощные старушки устроили из-за него драку.
- Сергей Синякин, «Ветеран Армагеддона» — именно так выглядит наступившее после победы над адскими полчищами Царство Божие, с евангельскими проповедями (в лучшем случае покажут Моисея или очередное заседание попечительского райсовета) по телевизору. Потому как на самом деле всё это было борьбой нанайских мальчиков, устроенной достаточно развитыми инопланетянами: «Страшный суд, Армагеддон… Всё это сказки для взрослых. Не было никакой битвы Добра со Злом, просто ваша планета понадобилась для экспансии. Вот и разыграли беспроигрышную карту. Ведь вы в эту схватку поверили, вашими священниками не один год говорилось о её неизбежности».
- Евгений Лукин, стихотворения из условного цикла «Золотой застой» («Строительный этюд», «Баллада потусторонняя», «Баллада о браконьере»…):
« | Строга статья закона и стара. |
» |
— 1980 г. |
- Михаил Успенский, «Чугунный всадник» — быт и порядки «…бного заведения». Потому как вся повесть это большая натебейка СССР.
- Троп с неожиданной стороны обыграл Сергей Тармашев в восьмой «Предыстории», где четверо героев воспринимают окружающую их действительность примерно так же, как антисоветчики свою Родину. Они даже попытались политэмигрировать в руководимую Серыми цивилизацию. Со столицей в Авиве. Там недоэмигрантов вовлекли в афёру, посадили и пытались продать на органы. В финале оказалось, что это всё был хитрый план, по итогу которого героев предполагалось сдать на опыты, чтобы понять, как они смогли настолько деградировать и как ими управлять.
- «Война 2020 года» Ральфа Питерса — СССР так и застрял тридцать лет в состоянии 1991 года во всем величии. В частности, фарцовщик может откупиться от ментов пачкой презервативов, но даже он не может достать серьезное количество мяса. Вместе с тем, очень много и едко автор проходится по интернационализму и дружбе народов в СССР, вылившимся в развитие национальных окраин за счет центра, за которое они платили только высокомерием и презрением к «ленивому пьющему старшему брату». Одно хорошо — теперь вставшим на сторону исламистов танкистам из Средней Азии иногда все-таки выходят боком все те случаи, когда в учебке за них славяне должны были всю работу делать.
Кино[править]
« | Маркс и Энгельс тоже хотели как лучше. Человечество до сих пор от этого г**на отмыться не может! | » |
— Бабушка лёгкого поведения-2. BadComedian ответил на это пародией на советские лозунги. |
- «Восток-Запад». После смерти Сталина реэмигрантам репрессий можно не бояться, да и по советским меркам они живут не так уж плохо. Но в силу плохо освещенных причин они маниакально стараются любой ценой вернуться во Францию.
- «Космос как предчувствие». Жизнь на Кольском полуострове в конце 1950-х, конечно, не э… Но если загадочный Герман оказался под конец обыкновенным перебежчиком, то Конёк — образцовый советский энтузиаст и, возможно, будущий успешный дипломат. Даже Гагарина смог поздравить.
- В похожем ключе сделан «Бумажный солдат» А. Германа-младшего. Антисоветчиной никто не занимается, люди искренне верят в освоение космоса. Но атмосфера вокруг откровенно мрачная и декадентская (чего стоит бесконечная грязь, которая якобы всегда вокруг космодрома), а в центре сюжета постоянно рефлексирующий врач.
- «Мой друг Иван Лапшин» А. Германа-старшего. Хоть фильм и советский, но тут 1930-е годы в провинции выглядят так мрачно и уныло, что повеситься тянет. Отсюда сын Германа стиль и взял.
- «Зависть богов» Владимира Меньшова. Советская домохозяйка не знала ни настоящей любви, ни оргазма, пока её не просветил очаровательный и свободолюбивый француз (ну, вы знаете, великие любовники! марсельеза!). Которого гадские советские спецслужбы потом выгнали — ну невозможно счастье в этой стране.
- «Заложники» Резо
ГигиениГигинеишвили (основано на реальных событиях — неудавшемся угоне Ту-134 в 1983 году): в Грузии совок был настолько унылый, что для золотой молодёжи единственным выходом было захватить самолет[2], в процессе убив и искалечив нескольких человек, в том числе девушку-стюардессу. Нэ расстрэливат жи рэбят толка за то, что аны захотель глатка свабод, слющай?! И это при том, что кавказцы вообще и грузины в особенности в восприятии остальных советских граждан играли ту же роль, какую позже начнут играть новые русские.- Хуцпа — уже само название объявляет «заложниками» (в смысле «унылого совка», из которого «никого не выпускали») самих захватчиков самолёта наравне с их жертвами. Но это быдло всё устраивало, раз самолёты не захватывали, так что их не жалко. Ждем байопика о трагической судьбе убийц стюардессы Нади Курченко.
- А духовно вдохновлявшему их священнику тоже предъявляют, хотя он же ничего не делал. Но все равно огреб. В частности, за хранение пластинок с «Битлз», иметь которые преступление, несмотря даже на то, что они были выпущены «Мелодией».
- «Гражданин Икс» — Ростов-на-Дону времен деятельности Чикатило выглядит Мухосранском первых послевоенных лет. Одежда так точно с 1930-х не изменилась.
- «Стиляги» — деконструкция. Комсомолец Мэлс клюёт на «красочную жизнь» размалёванных стиляг и красотку Пользу, а в результате оказывается, что оно того не стоило. Польза, на которой он всё же женился, рожает негритёнка (увидела как-то на улице настоящего американца и не удержалась), а съездивший в США Фред рассказал, что если бы они при всём своём прикиде вышли на настоящий Бродвей, их бы тут же отправили в психушку («В Америке нет стиляг, Мэл!»). А «рядовые советские граждане»… Казалось бы, режиссёр изобразил абсолютно безликое и агрессивное стадо, словно тут же с картин Васи Ложкина, живущее в ужасных берлогах и готовое втоптать в грязь любого, кто одевается ярче других (и это выбесило многих бывших советских граждан — ну явная же клевета, тогда все было далеко не так!) — но в то же время показывает, что ничто человеческое им не чуждо, они способны радоваться жизни и ставить достойные цели, и даже противная мать Полины оказывается способной к нежным чувствам, а отцы Мэлса и Фреда — вполне здравомыслящие и развитые люди.
- «Гудбай, Ленин!» — действие происходит во время воссоединения ГДР и ФРГ. Мать главного героя была в коме во время этих политических событий, любое волнение может её убить, и сын воссоздаёт стремительно уходящую обстановку унылого совка: ищет советские товары, держит на ходу старенький автомобиль «Трабант», снимает фейковые новости.
- Тут всё-таки зигзаг: несмотря на изощрённую изобретательность ГГ, в строящийся «коммунизм в отдельно взятой немецкой квартире» постоянно вносит коррективы окружающая реальность, а порой и его собственная фантазия… так что в итоге его «совок» плавно съезжает в соседний троп. В конце фильма он откровенно признаёт, что созданный им «остров прошлого» не имел ничего общего с реальной Восточной Германией, в которой он родился (и уж точно был лучше окружавшей его «перестроечной» разрухи).
- На Западе из-за железного занавеса плохо представляли советские реалии и рисовали СССР как клюквенный Мордор. Но вот после распада Союза с реалиями ознакомились и стали включать в фильмы отдельные элементы.
- «Москва на Гудзоне» — многокилометровые очереди за туалетной бумагой, уставленный дефицитной водкой холодильник, обязательно плохо работающие Жигули, мрачность как в годы войны… Сейчас это смотрится как клюквенная пародия, но фильм снимался всерьез.
- «Девушка с Петровки» — в фильм о советской Москве впихивали все стереотипы, что есть. В итоге вроде пропаганды и мало, но заснеженная Москва, снятая в Вене, выглядит дико клюквенно и депрессивно. А девушку Октябрину в конце ссылают за тунеядство и подделку паспорта.
- «Красная жара». Политотой и не пахнет, но вы посмотрите на эти клюквенные трущобы вместо Москвы! Да в «Огненном лисе» она выглядела красивее.
- «Твист снова в Москве». То же самое, только в жанре эксцентричной несмешной комедии от режиссёра французских «Пришельцев». С чего это издевательства над французским буржуа станут смешнее, если его сделать директором советской гостиницы, непонятно.
- «Евротур» — герои прибывают в Словакию, где их окружают хрущёвки с разбитыми окнами, поросшие травой пустыри, всё слегка запылённое. Местный житель дружелюбно говорит им: «Хорошо что вы приехали летом. Зимой здесь тоскливо».
« | — А когда прибывает поезд до Берлина? — Скоро! Железную дорогу уже строят. |
» |
— Диалог на вокзале |
- «Довод» Нолана — хоть дело и происходит в пре-ковидную эпоху, бывшая советская промзона, где прошло сражение, вполне аутентичная — серая и бетонная. Впрочем, промзоны выглядят так где угодно. Конкретно в фильме съемки шли на заброшенном руднике в Калифорнии. А ориентировались на заброшенные уже постсоветские локации.[3].
- Тут зигзаг: есть в фильме и реальная советская архитектура, снятая в Эстонии, и она как раз выглядит круто.
- «Довод» Нолана — хоть дело и происходит в пре-ковидную эпоху, бывшая советская промзона, где прошло сражение, вполне аутентичная — серая и бетонная. Впрочем, промзоны выглядят так где угодно. Конкретно в фильме съемки шли на заброшенном руднике в Калифорнии. А ориентировались на заброшенные уже постсоветские локации.[3].
- «Иван Васильевич меняет профессию» — всего один эпизод, но очень запоминающийся. Когда инженеру Тимофееву срочно понадобились транзисторы для починки машины времени, выяснилось, что в советских магазинах их достать просто невозможно. Поэтому пришлось покупать у фарцовщика. Как такое вообще пропустили — непонятно. Впрочем, в некоторых копиях для кинотеатра и при некоторых телепоказах иногда эпизод могли вырезать — на всякий случай. А в целом фильмы Гайдая (и этот в том числе) проходят по другому тропу.
- В 1973-ем году транзистор всё еще оставался «модной штучкой», а для массового потребления радиолюбителями выпускалась весьма скудная номенклатура. Не исключено также, что инженер Тимофеев использовал в своем творении достаточно экзотическую серию, которую и сегодня нужно отбирать из десятка-двух по параметрам.
- Так формально в кадре просто магазин радиотоваров закрыт посреди дня, да и с ними дефицит был не таким уж радикальным, именно радиотовары легко доставлялись по каталогу. А то что зритель явно считывал шутку про дефицит это другое дело.
Телесериалы[править]
- Чернобыль — иностранный сериал, сами события унылыми никак не назовёшь, из сеттинга взяты в основном архитектура (серые дома-панельки) и в меньшей степени обстановка квартир (кому-то она показалась даже уютной). Тем не менее, академик Легасов живет в загаженной квартире в хрущевке (в реальности — в двухэтажном коттедже), а медсанчасть 126, в которую привезли пострадавших, выглядит будто районная больница «в глубинке» — всюду облезлая краска и битый кафель, рассохшиеся ободранные окна с выщербленными подоконниками и тому подобное (МСЧ-126 была к моменту аварии в эксплуатации менее десяти лет, к тому же являлась специальным медицинским учреждением, обслуживавшим работников АЭС, поэтому снабжалась «по высшему разряду»).
- Обоснуй — авторы сериала тупо зажмотились на декорации и сняли натуру в том, что осталось от советских времен. Разумеется, аутентичная натура за столько лет пришла в упадок. С другой стороны, эти жмоты могли бы хотя бы стекла в кадре протереть…
- Ход Королевы — в целом этот американский сериал изображает СССР на удивление неклюквенно: советские шахматисты показаны как достойные и сильные соперники, КГБ есть, но мелькает где-то на границе кадра, агент ЦРУ, сопровождавший Бет в СССР, напротив, выглядит комичным параноиком. Тем не менее, все московские пейзажи зрителю показывают в унылых серых тонах, интерьер зданий тяжелый и мрачный.
Мультфильмы[править]
- Трилогия «Возвращение блудного попугая» — деконструкция. Трижды попугай Кеша устраивает хозяину театр одного актёра на тему «как уныло я тут живу, никаких модных вещей, ничего делать нельзя» и сваливает на поиски лучшей жизни, которая очень скоро оказывается гораздо хуже. Глубже всего педаль продавливает вторая серия, где Кешу берёт к себе одетый в зарубежные шмотки фарцовщик (или не фарцовщик, а сын обеспеченных родителей, имеющих доступ к заграничным вещам). Попугай наслаждается иностранными предметами роскоши (шикарной мебелью, видеомагнитофоном и т. д.) — но исключительно в отсутствие хозяина дома, где теперь ему уготована роль прислуги.
- «Про Сидорова Вову» — дед Сидорова Вовы проводит в «Детском мире» 4 часа, потому что есть шансЫ купить для мальчика джинсЫ. В одном магазине, четыре часа стояния в очереди…
- Адъютант маршала живо представляет себе, что за сообщение маршалу про телеграмму о том, что призывник Сидоров привел с собой маму, станет из капитана рядовым. Хотя он-то тут причем?
- Он переживает, что будет разжалован, если помешает рыбалке маршала.
- Адъютант маршала живо представляет себе, что за сообщение маршалу про телеграмму о том, что призывник Сидоров привел с собой маму, станет из капитана рядовым. Хотя он-то тут причем?
- «Анастасия» — насчёт тотального государственного террора не совсем понятно (да и мультфильм не только детский, но и довольно клюквенный), но будни молодой Советской страны (а заодно и её граждан) показаны не слишком весело. Обычные люди очень бедно одеты и постоянно мёрзнут, приверженцы режима (вроде кассира) ведут себя по-хамски, а главгероине после выпуска из детдома светила «карьера» работницы рыбоконсервного завода. И для обычной девушки это так себе перспектива, а уж для чудом спасшейся княжны… Ко всему прочему, город Петербург (да, он здесь так называется) полон людей с очень неприятными рожами.
- Подсвечено старухой-начальницей приюта: «Пора занять своё место в жизни и в очереди!».
- Эстонский сатирический мультфильм «Столб» (1989 год) — во второй новелле под названием «Равновесие» советская действительность показана настолько депрессивной и серой, что отчаявшийся главгерой даже обращается за помощью в клинику, лишь бы снова стать счастливым хотя бы с помощью медикаментов и терапии.
Музыка[править]
- Многие песни Александра Галича.
- У Высоцкого тоже есть. К примеру, «Поездка в город» («Я самый непьющий из всех мужиков…») или дилогия «Письмо на выставку» («Здравствуй, Коля, милый мой, друг мой ненаглядный…») и «Письмо из Москвы в деревню» («Не пиши мне про любовь — не поверю я…»), или «Инструкция перед поездкой за рубеж» («Я вчера закончил ковку…»). И «Диалог у телевизора».
- Юрий Визбор, «Рассказ женщины» («Он за мною, видно, шёл…») и «Женщина» («Три авоськи, три коробки…»).
- ДДТ, альбомы «Периферия» и «Время». Запись и выпуск первого альбома стоили группе и лично Шевчуку последних возможностей работать в Уфе.
- Кино, «Хочу перемен» — песня, которую считают гимном Перестройки, хотя если почитать текст — она про заевший быт и монотонность жизни. Эх, не таких перемен ждал Виктор…
« | Электpический свет пpодолжает наш день |
» |
— обычный вечер обывателя «унылого совка» |
- Изменяющий Пути именно так всегда и действует. В желающих купиться недостатка не бывает.
- Наутилус Помпилиус, «Скованные одной цепью» и «Взгляд с экрана».
- Александр Лаэртский:
- «В защиту негров» — злая сатира на братскую помощь «папуасам из Анголы» в ущерб собственным гражданам.
- «Смерть коммуниста» — вы ведь ожидаете чего-то героического?
« | …Вспомнил жизнь свою тотчас же |
» |
- «Громыка» — сценический образ группы эксплуатирует этот троп: портрет Громыко, строгие серые костюмы, шапки-пирожки.
- Клип песни Till Lindemann — Ich hasse Kinder.
- «Телевизор» же.
Прочее[править]
- Дневники Андрея Тарковского с говорящим названием «Мартиролог» то есть «Перечень страданий». Примерно на две трети состоят из нытья по поводу ужасного Совка, в котором бедного Д`Артаньяна Тарковского притесняют всеразличные бездарные содомиты Бондарчуки-Ростоцкие-Кулиджановы — всё вперемешку с бытовыми заметками, цитатами философов и собственными философскими измышлизмами. (Собственно, именно ореол «мученика», художника, идущего наперекор «совковому официозу», сделал из Тарковского икону среди высоколобой публики и зарубежных критиков как бы не скорее, чем его творчество). После бегства из унылого Совка на благословенный Запад мартироложество не прекратилось — там ВНЕЗАПНО обнаружилось, что продюсеры за свои деньги имеют привычку (и юридическое право!) диктовать свои условия почище советских цензоров.
- Самый яркий образец чернушного антисоветского трэша, который буйным цветом расцвёл после смерти Сталина и незаметно подтачивал основы социалистического строя — это, конечно, гнусный пасквиль Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…». Три девушки из пяти погибают максимально нелепо и бестолково — авторы хотят сказать, что у нас так плохо с боевой подготовкой? Лиза Бричкина ночью приходит к постояльцу в комнату (безуспешно), потом влюбляется в старшину, Женька Комелькова крутит роман с женатым офицером, который ей в отцы годится… получается, наши советские девушки — шлюхи? Старшина плачет, теряя девчат — что он, сам баба, что ли? Война — не место, чтобы распускать нюни, любой советский боец это знал, в отличие от нынешних общечеловеков! И хорош командир — потерял весь свой отряд, его бы в реале к стенке поставили за бессмысленный расход личного состава! А как он орёт на беззащитных немцев в конце, словно истеричка, какая зверская и грязная у него в этот момент рожа, особенно на фоне чистых, культурных лиц немецких диверсантов, которые смотрят на него, как на бешеную собаку — опять нам, неумытым варварам, предлагают покаяться перед цивилизованной Европой?! …Вот примерно во что-то подобное превращается обсуждение почти любого фильма о Великой Отечественной войне после танковой атаки гоблинят, Свидетелей Светлого Советского Прошлого и Бдительных Товарищей из старшей школы. В фильме «Звезда» командир позволил себе задержать девушку-радистку в объятиях чуть дольше положенного (убрал руки, как только она сказала «нет»)? Опять обливают помоями защитников Родины, выставляя командиров сексуальными маньяками! В «Брестской крепости» застигнутые врасплох бойцы, спасаясь от бомбёжки, мечутся во все стороны? Поклёп, проснувшись от падающих на голову бомб, красноармейцы организованно оделись, обулись, побрились, почистили зубы и распевая «Интернационал» организованно отступили, оказывая в процессе ожесточённое сопротивление! С флангов всю эту камарилью поддерживают старые пер… живые окаменелости, считающие вообще ВСЁ кино, снятое на заре Перестройки и после развала Союза (а в терминальной стадии — после смерти Сталина) идеологически вредной дрянью. Справедливости ради, состояние постсоветского кинематографа в целом и правда оставляет желать лучшего, но даже если вы укажете на редкие примеры качественного кино, динозавр(иха) надменно бросит что-то вроде «вот вы и ищите бриллианты в куче дерьма, а я буду смотреть добрые советские фильмы». Неудивительно, что благодаря подобным персонажам (а также некоторому количеству троллей, которые их отыгрывают) на многих сайтах давно и уверенно воцарился предмет статьи. Это же касается и музыки («Цой разрушил СССР!»), и литературы… Советские чиновники, которые за свою способность находить крамолу в самых неожиданных моментах как раз и стали для творческой интеллигенции олицетворением «унылого совка», даже близко не были столь параноидально-упоротыми. Стараниями подобных радетелей образ СССР как оплота агрессивного невежества (никакого отношения к реальности не имеющий) получается на зависть Геббельсу.
- Известный российский блогер Фриц Морген с упорством, достойным лучшего, продвигает именно такой образ СССР и социализма в частности. А коммунистов он вообще ненавидит — «коммунист всегда лжет», «коммунизм означает отсутствие частной собственности, прав человека и доставки пиццы на дом» его часто выдаваемые без тени иронии формулировки.
- Туда же — его коллега по ЖЖ и немного писатель-альтисторик Валерий «Холера-Хам» Белоусов. Этот делает упор на противопоставление «убогому Совку» — серому, обветшалому, атеиздическому, с пустыми полками и с кем угодно, кроме русских, у руля — прекрасной романовской Империи, которую мы потеряли™, где были «балы, красавицы, лакеи, юнкера» (© В. Пеленягрэ), где купеческие лавки ломились от изобилия товаров, ждавших покупателей, где простые крестьяне счастливо жили в почти барских условиях
за счёт дани, собранной с односельчани славили Господа-нашего-Христа и царя-батюшку… А главное — где всякие малоросы и прочие азияты знали своё место™!- Впрочем, один период советской истории Белоусов готов даже внезапно похвалить. А именно — Великую Отечественную (особенно последние годы, начиная примерно с возвращения в РККА «старорежимных» званий и знаков различия) и последовавший за ней поздний сталинский период. Мол, посмотрите — Сталин одумался в момент, когда страна уже висела на краю обрыва: и православие обратно легализовал, и про Невского с Суворовым вспомнил, и за русский народ тосты поднимать начал! Вот что война даже с безбожными коммуняками делает!
- Известный в узких кругах блогер Максим Мирович очень любит выставлять себя изобличителем пороков СССР, сам будучи рожден в чистокровной семье советской партноменклатуры на излёте эпохи застоя в 1984 году и никогда не нюхавший описываемых им ужасов социалистического столичного Минска (в котором и коммуналок то к концу 70-ых годов не осталось ни одной, а талоны на еду появились только в 89-ом году).
- Вне зависимости от отношения к Мировичу, его поведение уважения достойно всё же больше, чем если бы он, родившись в семье номенклатурщиков, восхвалял СССР. Необязательно жить в нищете, чтобы понимать и утверждать, что нищета — это плохо.
- Да и сам Мирович больше специализируется на тематике аварии на ЧАЭС 1986 года, а изобличение пороков СССР — постольку-поскольку.
- Вообще-то печально известен он тем, что готов доказывать ничтожность СССР в любой сфере, вплоть до мультфильмов, что вызывает недоумение даже у людей, от коммунизма предельно далёких.
- Да и рассказывал Мирович далеко не только о реалиях советского Минска.
- Да и сам Мирович больше специализируется на тематике аварии на ЧАЭС 1986 года, а изобличение пороков СССР — постольку-поскольку.
- И коллега Мировича по цеху Hueviebin1.
- Вне зависимости от отношения к Мировичу, его поведение уважения достойно всё же больше, чем если бы он, родившись в семье номенклатурщиков, восхвалял СССР. Необязательно жить в нищете, чтобы понимать и утверждать, что нищета — это плохо.
- Данный троп активно форсился (наряду с «гулагорабами») проельцинской пропагандой времён «голосуй или
расстреляемпроиграешь».
Примечания[править]
- ↑ Появилась она в Москве и Московской области в 1967 году, и поначалу передавала концерты, спектакли, художественные фильмы, познавательные и дискуссионные передачи на тему искусства.
- ↑ Причём конкретно в данном случае возможность выехать из страны легально у золотой молодежи как раз была. Однако они решили, что гораздо круче будет привлечь к себе внимание захватом самолета.
- ↑ Например, похоже выглядят окрестности Кольской сверхглубокой