Бегство из антиутопии: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(не показано 9 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Это более радикальная версия тропа [[Побег]]. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т.п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии | Это более радикальная версия тропа [[Побег]]. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т.п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии вполне может оказаться, что [[Утопии нет нигде|новое общество ничем не лучше старого]]. | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
Строка 5: | Строка 5: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. {{Spoiler|Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.}} | * Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. {{Spoiler|Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.}} | ||
* Владислав Крапивин, [[Великий Кристалл|«Гуси, гуси, га-га-га…»]] — [[аверсия]]. Корнелий Глас, приговорённый {{spoiler|(на самом деле нет — это была [[Всё пошло слишком так|слишком]] удачная шутка)}} к смертной казни за неправильный переход улицы,<ref>В местных законах любое правонарушение карается [[Русская рулетка|шансом на смертную казнь]], вероятность которой определяется тяжестью проступка (за тот самый «неправильный переход» — один на миллион).</ref> рассматривает возможность побега, но отказывается: у соседей всё то же самое, так что ГГ для них будет обычным уголовником, на счёт которых есть международная конвенция о выдаче. | |||
* [[Юрий Нестеренко]], «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова. | * [[Юрий Нестеренко]], «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова. | ||
* Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, | * Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, {{Spoiler|хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.}} | ||
* Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый [[зигзаг]]. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно. | * Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый [[зигзаг]]. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно. | ||
* Юрий Брайдер и Николай Чадович, «Ад на Венере» — протагонист бежит на Марс от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников [[секта|Заоблачного Храма]]. | |||
* Андре Нортон, «Звёзды принадлежат нам!» — научно-техническое подполье строит [[Спящий корабль|звездолёт]], чтобы свалить куда подальше от луддитской теократии Земли. | |||
* Ларри Нивен, «Раммер»<ref>Рассказ, в дальнейшем ставший частью романа «Мир вне времени».</ref> — с прикрученным фитильком. [[Серобуромалиновая сволочь|Государство]] и так собиралось отправить Джереми Корбетта в полёт, продолжительностью 300 лет (по земному времени), на бассардовском прямоточнике. Вот только протагонист {{spoiler|послал их нахрен и решил выжать максимум из [[w:лоренц-фактор|лоренц-фактора]], отправившись в сторону ядра Галактики. «Увидимся примерно через семьдесят тысяч лет».}} | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо). | * «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо). | ||
* «Бегство Логана» ― классическая антиутопия про идеалистический город, где всех взрослых людей отправляют в биореактор. А за пределами города постапокалипсис. Главный герой решил сбежать из города вместе с [[мисс-фансервис]] в исполнении молодой Дженни Эгаттер. | |||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Феномен политического беженства. | * Феномен политического беженства. | ||
* Крайняя степень, при котором антиутопией считается любая существующая страна — уход в монастырь или в отшельники. | * Крайняя степень, при котором антиутопией считается любая существующая страна — уход в монастырь или в отшельники. | ||
== Примечания == | |||
{{Примечания}} | |||
{{stub}} | {{stub}} | ||
{{Nav/Антиутопия}} | {{Nav/Антиутопия}} |
Версия 23:52, 22 июня 2024
Это более радикальная версия тропа Побег. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т.п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии вполне может оказаться, что новое общество ничем не лучше старого.
Где встречается
Литература
- Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.
- Владислав Крапивин, «Гуси, гуси, га-га-га…» — аверсия. Корнелий Глас, приговорённый (на самом деле нет — это была слишком удачная шутка) к смертной казни за неправильный переход улицы,[1] рассматривает возможность побега, но отказывается: у соседей всё то же самое, так что ГГ для них будет обычным уголовником, на счёт которых есть международная конвенция о выдаче.
- Юрий Нестеренко, «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова.
- Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.
- Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый зигзаг. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно.
- Юрий Брайдер и Николай Чадович, «Ад на Венере» — протагонист бежит на Марс от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников Заоблачного Храма.
- Андре Нортон, «Звёзды принадлежат нам!» — научно-техническое подполье строит звездолёт, чтобы свалить куда подальше от луддитской теократии Земли.
- Ларри Нивен, «Раммер»[2] — с прикрученным фитильком. Государство и так собиралось отправить Джереми Корбетта в полёт, продолжительностью 300 лет (по земному времени), на бассардовском прямоточнике. Вот только протагонист послал их нахрен и решил выжать максимум из лоренц-фактора, отправившись в сторону ядра Галактики. «Увидимся примерно через семьдесят тысяч лет».
Кино
- «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо).
- «Бегство Логана» ― классическая антиутопия про идеалистический город, где всех взрослых людей отправляют в биореактор. А за пределами города постапокалипсис. Главный герой решил сбежать из города вместе с мисс-фансервис в исполнении молодой Дженни Эгаттер.
Реальная жизнь
- Феномен политического беженства.
- Крайняя степень, при котором антиутопией считается любая существующая страна — уход в монастырь или в отшельники.
Примечания
- ↑ В местных законах любое правонарушение карается шансом на смертную казнь, вероятность которой определяется тяжестью проступка (за тот самый «неправильный переход» — один на миллион).
- ↑ Рассказ, в дальнейшем ставший частью романа «Мир вне времени».