Спящий корабль

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Ten million tons of steel hurled across the sky
Our final sleeper ship, none left to say goodbye
For all our wisdom couldn't save her from the night
Now hear our children sing their requiem for the light

»
— Keldian, «Reqiem for the light»

Спящий корабль — более продвинутая версия корабля поколений. На нем уже нет нужды держать всех поселенцев бодрствующими и причиняющими неудобства экипажу. Их можно, например, обработать криосредством, засунуть в холодильник и забыть до конца полёта. Спящие корабли применяются на всех дистанциях от межпланетных до межзвездных перелётов в условиях отсутствия во вселенной более быстрых способов перемещения или же удаленности различных средств для FTL от точки назначения больше, чем на пару недель полёта. К тому же это удешевляет корабль — незачем грузить его тоннами еды, установками очистки воды, системами сброса излишков тепла и мусора, и так далее. Как следствие — меньшая устойчивость корабля к внешним воздействиям. С ним может произойти всё что угодно — экипаж, стоящий вахту, может внезапно умереть раньше, чем проснется другая вахта[1] (по разным причинам, начиная от сошедшего с ума вахтенного офицера, заканчивая каким-нибудь Чужим на борту), может встретиться какая-нибудь космическая хренотень, что заставит капитана сбросить модуль с криокапсулами[2] — да что угодно.

Спящий корабль часто встречается в фильмах ужасов на космическую тематику.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Звёздные войны — несмотря на то, что гипердрайв является неотъемлемой частью галактической цивилизации, так было не всегда. На протяжении десятков тысяч лет единственным средством колонизации Галактики являлись корабли поколений... пока за 30000 лет до битвы при Явине раката не передали своим рабам технологии спящих кораблей. Следующие 2500 лет спящие суда были основным средством колонизации других звёздных систем, пока не была изобретена технология гиперпушки — предшественницы гипердвигателя.

Литература[править]

  • Жарковский, «Я, хобо» — один из колоритных вариантов.
  • Карл Шрёдер, «Синхромир». У них и корабли такие. А чтобы избежать проблем, с тем что экипаж улетает в будущее и иметь возможность например иметь торговлю (и по некоторым другим причинам, например набрать ресурсы)… просто напросто в сон уходят не только экипажи кораблей но и всех поселений, по согласованному графику. А чтобы всякие нехорошие личности не нарушали, график сна жёстко контролируется за счёт контроля над «скорлупами цикады». А ведь изначально всё родилось из попытки матери найти ресурсы для поиска пропавшего во время поисковой экспедиции сына. Сын в итоге нашёлся.
  • Вернор Виндж, вторая часть Войны с миром — «Брошенные в реальном времени» — собственно, альтернативных способов межзвездных полетов даже не искали. А зачем? Разгоняем корабль. Включаем стасис-поле вокруг всего корабля (иногда — только жилого отсека), при этом заранее задаем время разрушения поля так, чтобы выйти из него в нужное время. C учетом развитой медицины получается более менее удачно. Рассинхронизация времени? А это не проблема потому что к моменту возвращения первого корабля (через тысячу лет после старта) почти всё человечество прошло Сигнулярность и куда то исчезло, остались только те кто уже был в это время под полем, построить же корабль для выстеха — не проблема. Были правда некоторые побочные эффектты — Делла Ву вот налетала 3 млн лет (при этом 9 тысяч лет она была вне стасис-поля) и вела себя… немного странно.
    • Технически не «спящий». В стазис как входят в сознании, так и выходят (с точки зрения сознания путешественника — в тот же момент).
  • Г. Тёртлдав, цикл «Worldwar» — именно так путешествует Раса. Их учёные заключили ещё десятки тысяч лет назад, что сверхсвет невозможен, поэтому разгоняют корабль до половины скорости света и летят в анабиозе. Полёт от Дома (их родного мира — Тау Кита-2 на наши деньги) до Тосева-3 (Земли) занимает 20 лет. В финальной книге цикла, американцы копируют их технологии и создают собственный корабль, куда загружают анабиозные капсулы, которые накапливали уже несколько десятилетий. Полёт «Адмирала Пири» к Дому занимает около 30 лет, а потом ещё узнают и о том, что СССР запустил и свой сабж — «Молотов», да и нацисты идут верными темпами к той же цели. А вот в самый разгар переговоров появляется второй американский звездолёт — «Коммодор Перри», чей полёт занял 5 недель (и то только потому, что гиперскачок совершается с окраины системы, полёт откуда занимает 2,5 недели). А по возвращению на Землю, некоторые члены экипажа «Адмирала Пири» узнают, что готов уже ещё один звездолёт со сверхсветом — «Томас Эдисон».
  • Дэвид Вебер:
    • В Цикле о Хонор Харрингтон изначальные колонии Земли, которые потом стали Ядром Соларианской Лиги были заселены именно такими кораблями (гиперпространства тогда еще не знали). После открытия гиперпространства, первые столетия через гиперпространство летали только исследовательские корабли (потому что для первых гиперкораблей шанс не вернутся из полета был десятки процентов), а затем уже к найденной цели стартовал корабль с анабиозными капсулами. Например так была колонизирована Мантикора. Правда когда корабль колонистов затормозил, их уже ждали 4 фрегата, купленных оставшимися на Земле представителями Траста Колонии Мантикора (деньги им оставили) - пока колонисты летели, проблему с опасностью полётов в гиперпространстве смогли решить.
    • Safehold был именно так и заселён. Но тут — не из-за времени полёта, а из-за того чтобы взять как можно больше людей.
  • Ричард Морган, «Видоизменённый углерод». Достаточно нестандартный пример — в местном сеттинге человечество, благодаря древним технологиям марсиан (на самом деле Марс был одной из дальних колоний этой инопланетной расы, но надо же их как-то называть) получили средства сверхсветовой связи и устройства, позволяющие записывать сознание и память человека. В результате колонизация дальних миров выглядит следующим образом: к перспективной планете посылают на досветовой скорости космический корабль, на борту которого находятся эмбрионы в искусственных матках. За время полета они вырастают в полной изоляции от внешнего мира, без собственного сознания и памяти, и им автоматически вживляют в мозг импланты-стеки. По прибытию к месту назначения с Земли по сверхсветовой связи на корабль отправляются сознания добровольцев, которые загружается в тела, выращенные на корабле, и те становятся основателями новой колонии. Если что-то идет не так или колонистам хочется из-за ностальгии или по другим причинам вернутся обратно на Землю, то никаких проблем — опять же сознание переносится в старое тело, оставшееся на Земле (ну, или в другое подходящее тело).
  • Что-то подобное присутствует и в трилогии Ливадного «Призрачный сервер» (только там это часть сеттинга одноимённой виртуальной игры).
  • Кордвайнер Смит — классический спящий корабль-парус в «Lady Who Sailed „The Soul“» и «Think Blue, Count Two» (потому что лететь очень долго); пассажиры в коме в «Сканеры живут напрасно» и «Самосожжение» — по причине «боли космоса» (в космосе все органы чувств «сходят с ума» и транслируют боль).
  • Деннис Тэйлор, Bobiverse — колониальный транспорт, спроектированный учёными и инженерами СШЕ, содержит анабиозные капсулы для десяти тысяч переселенцев. Проблема? На Земле после ядерной войны осталось 15 млн человек, а на строительство каждого корабля уходит не менее пяти лет, да и сырьё уже давным-давно истощили по всей системе. Так что разбросанные по земному шару анклавы постоянно спорят кому лететь на жизнеспособную планету следующим. Ближе к финалу, двум Бобам попадается уцелевший транспорт Иных. Одного из этих исполинских кораблей достаточно, чтобы перевезти за раз всех оставшихся на Земле людей, и всё равно останется 98 % свободного места (как выразился Билл, там можно запросто потерять 14 млн. человек). Правда они не успевают настругать достаточно анабиозных капсул на всех, так как сроки поджимают — Иные знают о Земле и послали туда целую армаду. Приходится загружать половину без анабиоза, а там даже туалетов не предусмотрено.
  • Цикл «Первая колония» Кена Лозито — «Ковчег» является первым межзвёздным колониальным кораблём, построенным людьми (а также крупнейшим кораблём в истории). На борту — 300 тыс. анабиозных капсул, а также заводы для производства чего только можно, ведь никто не знает что их ожидает вдалеке от Земли (плюс тяжёлый крейсер и два эсминца в ангарах). Зонды обнаружили жизнепригодную планету в 25 световых годах от Солнца, и полёт должен занять более 80 лет. Полковник Коннор Гейтс оказывается в анабиозе не по своей воле — его в капсулу запихивает адмирал Уилкинсон, старый друг его отца, так как Коннор скорее всего объявлят террористом из-за проваленной операции. Гейтс пробуждается и сперва не может поверить, что он уже в другой звёздной системе. Потом он узнаёт, что и корабль не там, где должен был быть. Оказывается, через пару десятилетий после отлёта «Ковчега», корабль получил пакет данных с новыми инструкциями для автопилота, из-за чего корабль сменил курс и летел более 200 лет к планете в 65 световых годах от Земли (для колонистов это было таким же шоком). Виной всему какой-то вирус, мутировавший население Земли в новый биологический вид, который стремится уничтожить всех людей. Сигнал о смене курса послал всё тот же Уилкинсон, чтобы спрятать колонистов от этой новой расы. Не помогло, их флот всё равно прибывает во второй части, однако Коннор успевает сделать хоть какие-то подготовления.
  • Адриан Чайковски «Дети времени» — половина событий происходит на спящем корабле, который из-за поломок камер заморозки всё больше и больше превращается в корабль поколений
  • Дмитрий Леоненко, «Первичная явннография» (издано как «Кементарийская орбита») — анамезона не завезли, «прямого луча» — тем более, так что анабиоз это единственный вариант для пятивекового перелёта.

Кино[править]

  • Франшиза Alien — вопреки распространённому фанатскому мнению, технология сверхсветового движения известна человечеству внутри сеттинга, но она достаточно несовершенна. Поэтому экипажу космических кораблей приходится пережидать долгий полёт внутри анабиозных камер.
  • «Сквозь Горизонт» — человечество пока что официально не шагнуло дальше родной звёздной системы, но технология гибернации всё равно активно применяется при долгих перелётах. Капсулы также являются противоперегрузочными ваннами, чтобы экипаж не размазало при огромных ускорениях.
  • «Пассажиры» — пассажиров корабля вводят в анабиоз перед полётом, в самом полёте длинной в 120 лет анабиоз поддерживают капсулы… но прикол в том, что в случае пробуждения кого-то из пассажиров в результате сбоя обратно погрузить в сон его уже не получится. Собственно, на этом и основан весь сюжет.
  • «Пандорум».
  • Oxygen (2021).

Телесериалы[править]

  • «Звёздный путь» — именно так покинули Землю последние из аугментов (Хан сотоварищи) под конец Евгенических войн. До изобретения варп-двигателя ещё более 60 лет, так что пришлось улепётывать на досвете. Обнаружили их только в XXIII в.
  • «Вавилон-5» — неколониальный пример. Незадолго до контакта с центаврианами, Земля начала запускать досветовые исследовательские корабли с двумя пассажирами — мужем и женой — в анабиозе. Корабль запрограммирован на поиск разумных сигналов. Большинство из них позже были либо найдены, либо пропали без следа. И вот один из них, «Коперник», летел очень долго, наконец засёк сигналы и приближается к их источнику, коим является одноимённая станция. Правда муж к тому времени уже мёртв, съеденный чу-чу, которое пробралось на борт.

Видеоигры[править]

  • Игра Alien Legacy начинается с прибытия подобного корабля под названием «Калипсо» в систему Беты Резца. Пробудившись, экипаж узнаёт, что через 16 лет после старта «Калипсо», в том же направлении был послан другой корабль — «Тантал». Благодаря слегка модернизированному термоядерному движку, «Тантал» должен был прибыть на 20 лет раньше «Калипсо». Вот только никакой процветающей колонии в системе не обнаружено, только останки колонии и загадочные записи. Кроме заселения системы, игроку ещё предстоит искать причину гибели предыдущей колонии и предотвратить гибель своей. А помощи ждать не у кого — Земля проигрывала войну враждебным центаврианам, поэтому и строила подобные ковчеги, строжайше запретив экипажам выдавать своё местонахождение радиосигналами. Судя по последним сообщениям с прародины, её больше нет.
  • Stellaris — одна из цивилизаций предтеч, Юуты, так и не смогла открыть сеть гиперпространственных туннелей и перемещалась между звёздами именно с помощью спящих кораблей. И хотя по меркам империи игрока Юуты были очень примитивными, они всё равно крайне преуспели в развитии технологий крио-сна, и найденное на их планете крио-ядро будет весьма полезно при колонизации новых планет, а также для уменьшения расходов на содержание флота.
  • Mass Effect: Andromeda — именно так в галактику Андромеда отправились колонисты на станции «Нексус» и пяти ковчегах. Летели на сверхсвете, однако расстояние между галактиками требовало анабиоза, так как путь занял около 700 лет.
  • Freelancer: пять кораблей, отправившихся в сектор Сириуса. В игре намекают, что, кроме их пассажиров, никто из землян не выжил. До точки назначения добрались четыре. Пятый подвергся диверсии, и его обломки всё ещё можно найти в отдалённой системе. Переселенцы с пятого корабля превратились в космических пиратов.
  • Civilization: Beyond Earth — именно такие корабли посылают с Земли почти все фракции, за исключением Аль-Фалах, которые так и не разобрались с анабиозом, поэтому послали корабли поколений.
    • Pandora: First Contact — то же самое, и опять одна фракция прибывает на корабле поколений из-за трудностей с анабиозом.
    • Sid Meier's Alpha Centauri — «Единение» является подобным кораблём, причём модули с анабиозами капсулами также являются посадочными, и это как нельзя кстати из-за диверсии на борту и убийства капитана.
  • RimWorld — такими являются все космические корабли с пассажирами. Сверхсвета в сеттинге нет, поэтому корабли летают под управлением продвинутого ИИ, а пассажиры фхтагн в гробах криптосна.

Музыка[править]

  • Keldian, «Requiem for the Light» — песня о корабле, десятки тысячелетий ищущем и не могущем найти пригодную для колонизации звёздную систему.
  • Mechina, цикл «As Embers Turn to Dust» — «Аникет», звездолёт с последними выжившими после ядерной войны.

Примечания[править]

  1. Пандорум. Редкий случай — спящий корабль мутировал в корабль поколений.
  2. Обливион.