Бегство из антиутопии: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Реальная жизнь: так точнее)
Строка 33: Строка 33:
=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Феномен политического беженства.
* Феномен политического беженства.
* Крайняя степень, при котором антиутопией считается любая существующая страна — уход в монастырь или в отшельники.
* Крайняя степень тропа, при которой неприемлемым выглядит земное бытие в целом — уход в монастырь или в отшельники.


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 09:20, 23 июня 2024

Это более радикальная версия тропа Побег. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т.п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии вполне может оказаться, что новое общество ничем не лучше старого.

Где встречается

Литература

Отечественная

  • Евгений Замятин, «Мы» — Д-503 и I-330, в обстановке всеобщего хаоса, начавшегося после устроенного Мефи прорыва Зеленой Стены, организуют О-90, к тому моменту уже на поздней стадии беременности, и которой грозят пытки и смерть за беременность не по разнарядке, побег за Зеленую Стену. Дальнейшая ее судьба неизвестна, I-330 говорит только, что она «уже там за стеною. Она будет жить», зная, что Д — отец ребенка.
  • Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.
  • Владислав Крапивин, «Гуси, гуси, га-га-га…» — аверсия. Корнелий Глас, приговорённый (на самом деле нет — это была слишком удачная шутка) к смертной казни за неправильный переход улицы,[1] рассматривает возможность побега, но отказывается: у соседей всё то же самое, так что ГГ для них будет обычным уголовником, на счёт которых есть международная конвенция о выдаче.
  • Юрий Нестеренко, «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова.
  • Юрий Брайдер и Николай Чадович, «Ад на Венере» — протагонист бежит на Марс от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников Заоблачного Храма.

Зарубежная

  • Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.
  • Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый зигзаг. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно.
  • Андре Нортон, «Звёзды принадлежат нам!» — научно-техническое подполье строит звездолёт, чтобы свалить куда подальше от луддитской теократии Земли.
  • Ларри Нивен, «Раммер»[2] — с прикрученным фитильком. Государство и так собиралось отправить Джереми Корбетта в полёт, продолжительностью 300 лет (по земному времени), на бассардовском прямоточнике. Вот только протагонист послал их нахрен и решил выжать максимум из лоренц-фактора, отправившись в сторону ядра Галактики. «Увидимся примерно через семьдесят тысяч лет».

Мемуары беглецов

Разумеется, в жизни нет и не может быть настоящих антиутопий (впрочем, как и утопий). Однако иногда то или иное существующее государство кажется таковым тому или иному конкретному человеку, а это приводит его к мысли о необходимости побега за границу:

  • Борис Бажанов, «Я был секретарем Сталина» — из СССР в Иран. Затем, поскольку его решили выдать, в британскую Индию.
  • Иван Солоневич, «Россия в концлагере» — из СССР в Финляндию с братом и сыном.
  • Петр Патрушев, «Приговорен к расстрелу» — из СССР в Турцию, целиком вплавь. Пополам с Нелегальный мигрант, поскольку турецкие власти сочли его историю слишком невероятной и долгое время держали в тюрьме как шпиона.
  • Станислав Курилов, «Один в океане» — с борта советского судна на Филиппины.
  • Олег Соханевич, «Только невозможное» — на надувной резиновой лодке в Турцию.
  • Юрий Ветохин, «Склонен к побегу» — с борта круизного судна в Индонезию.

Кино

  • «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо).
  • «Бегство Логана» ― классическая антиутопия про идеалистический город, где всех взрослых людей отправляют в биореактор. А за пределами города постапокалипсис. Главный герой решил сбежать из города вместе с мисс-фансервис в исполнении молодой Дженни Эгаттер.

Реальная жизнь

  • Феномен политического беженства.
  • Крайняя степень тропа, при которой неприемлемым выглядит земное бытие в целом — уход в монастырь или в отшельники.

Примечания

  1. В местных законах любое правонарушение карается шансом на смертную казнь, вероятность которой определяется тяжестью проступка (за тот самый «неправильный переход» — один на миллион).
  2. Рассказ, в дальнейшем ставший частью романа «Мир вне времени».