Захар Беркут: различия между версиями
м |
(Не по-украински пишешь, хлопче!) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
== Сюжет == | == Сюжет == | ||
Действие просиходит в 1241 году в [[Мольфары и трембиты|Карпатах]]. Боярин Тугар {{перевод|Вовк|Волк}} претендует на посёлок Тухлю и мечтает загнать жителей в феодальную зависимость. Ради этого он вместе с дочерью Мирославой и дружинниками посещает возглавляемую старым знахарем Захаром Беркутом общину. Во время вече боярин ведёт себя грубо, не | Действие просиходит в 1241 году в [[Мольфары и трембиты|Карпатах]]. Боярин Тугар {{перевод|Вовк|Волк}} претендует на посёлок Тухлю и мечтает загнать жителей в феодальную зависимость. Ради этого он вместе с дочерью Мирославой и дружинниками посещает возглавляемую старым знахарем Захаром Беркутом общину. Во время вече боярин ведёт себя грубо, не добивается никаких результатов и уходит. Позже Тугар Вовк возвращаеться вместе с монгольским авангардом. Во время стычки с монголами в плен попадает Максим, возлюбленный Мирославы и сын Захара Беркута. Мирослава сбегает от отца к тухольцам и помогает им с подготовкой к решающему сражению. Тухольцы затапливают долину и побеждают монголов. В финале Захар Беркут умирает своей смертью, напоминая о важности гражданского единства. | ||
== [[Троп]]ы и [[штамп]]ы == | == [[Троп]]ы и [[штамп]]ы == | ||
* [[Девушка из лагеря противника]] — Мирослава. Буквально из лагеря противника. | * [[Девушка из лагеря противника]] — Мирослава. Буквально из лагеря противника. | ||
* [[Демократия — это хорошо]]. Автор | * [[Демократия — это хорошо]]. Автор противопоставляет самоуправляемую общину феодальному порядку. | ||
* [[Навозные века]] — для Тухольской общины вот-вот наступят. С фитильком, поскольку на момент написания стереотип не был оформлен в современном виде. | * [[Навозные века]] — для Тухольской общины вот-вот наступят. С фитильком, поскольку на момент написания стереотип не был оформлен в современном виде. | ||
* [[Поворот направо]]. Тугар Вовк, сотрудничавший с монголами ещё с битвы на Калке, в последний момент переосмысливает свои перспективы и спасает Максима. | * [[Поворот направо]]. Тугар Вовк, сотрудничавший с монголами ещё с битвы на Калке, в последний момент переосмысливает свои перспективы и спасает Максима. |
Текущая версия на 15:58, 8 августа 2022
«Захар Беркут» — историческая повесть украинского писателя Ивана Франко. Изначально была написана для журнала «Зоря» в 1882 году и оказалась одной из самых издаваемых повестей в украинской литературе.
Сюжет[править]
Действие просиходит в 1241 году в Карпатах. Боярин Тугар Вовк претендует на посёлок Тухлю и мечтает загнать жителей в феодальную зависимость. Ради этого он вместе с дочерью Мирославой и дружинниками посещает возглавляемую старым знахарем Захаром Беркутом общину. Во время вече боярин ведёт себя грубо, не добивается никаких результатов и уходит. Позже Тугар Вовк возвращаеться вместе с монгольским авангардом. Во время стычки с монголами в плен попадает Максим, возлюбленный Мирославы и сын Захара Беркута. Мирослава сбегает от отца к тухольцам и помогает им с подготовкой к решающему сражению. Тухольцы затапливают долину и побеждают монголов. В финале Захар Беркут умирает своей смертью, напоминая о важности гражданского единства.
Тропы и штампы[править]
- Девушка из лагеря противника — Мирослава. Буквально из лагеря противника.
- Демократия — это хорошо. Автор противопоставляет самоуправляемую общину феодальному порядку.
- Навозные века — для Тухольской общины вот-вот наступят. С фитильком, поскольку на момент написания стереотип не был оформлен в современном виде.
- Поворот направо. Тугар Вовк, сотрудничавший с монголами ещё с битвы на Калке, в последний момент переосмысливает свои перспективы и спасает Максима.
- Сословная мораль служит главной причиной конфликта между боярином и общиной.
- Степи и Чингисхан. Действие происходит на Руси в ХІІІ веке, куда же без них?
- Тени былого величия. В некотором смысле, тухольцы ХІХ века живут хуже, чем их предки...
- Язычество — это круто! — ну ещё бы. Для тухольцев вера в своих локальных, так сказать, богов и духов (как того же Сторожа) означает и верность традициям предков, и тягу к свободе, автономности, индивидуальности. Хотя в то же время они и не отрицают христианство (особенно молодое поколение), то есть двоеверы.
- Потоп смывает зло — в прямом смысле. Визит в долину Тухли для армии монголов оказался последним в их жизни приёмом ванны.
Экранизации[править]
- 1929 — от Одесской киностудии.
- 1972 — от Киностудии Довженка.
- 2019 — от Ахтема Сеитаблаева.