Мотыльки (мини-сериал, 2013)

Материал из Posmotreli
Мотыльки
Перейти к навигации Перейти к поиску
Мотыльки
Мотыльки.jpg
Общая информация
ЖанрФильм-катастрофа, драма
Страна производстваУкраина
Канал премьерного показаИнтер
Когда выходил2013
Сезоны1
Всего серий4
Длина серии52 мин.

Это статья об украинском телесериале. Если вы хотите почитать о крылатых насекомых, то вам сюда или сюда.

«Мотыльки» — украинский мини-сериал режиссёра Виталия Воробьёва (того самого, который снял фильм «Дневной представитель»), выпущенный телеканалом «Интер» в 2013-м году. Это история про всем известную аварию на чернобыльской АЭС, случившуюся в 1986 г., рассказанная на языке символов и архетипов. Сериал вышел ещё до американского мини-сериала и российского фильма на ту же тему и уже тогда очень понравился зрителям по всему бывшему Союзу. Проверку временем прошёл, даже несмотря на любовную линию в центре сюжета (см. ниже). В отличие от фильма Козловского, здесь она нужна для нагнетания драмы и раскрытия темы жизни во время катастрофы, а не для подчёркивания альфа-самцовости главного героя.

Сериал снимали в Киеве (основная часть съёмок), Славутиче (натура Припяти), Херсонской области (вертолётное поле[1]), станцию нарисовали на компьютере. Роль Москвы сыграл Львов. Если вам покажется, что картинка и цветокоррекция в «Чернобыле» от HBO напоминает «Мотыльков», то не зря, ведь в создании спецэффектов и визуала принимала участие одна и та же украинская студия — «Postmodern digital» (макет станции вообще перенесли без изменений[2]). Что интересно, ляпы в воссоздании СССР похожи — тут и там в кадр лезут современные украинские дорожные знаки, разметка, пластиковые окна и т.д.

Версии[править]

  • Фильмовый монтаж на 120 минут для международного[3] проката под названием «Inseparable». Отсутствует линия Игоря-врача, сокращены сцены с утром в Припяти после аварии, мародёрами, соблазнением, убраны эпизоды с чернобыльскими легендами. Если есть сомнения, стоит ли смотреть, попробуйте начать именно с неё.
  • 4 серии по 52 мин., версия для телепоказа — в свою очередь, с русской и украинской дорожкой и локализованным видеорядом.

Сюжет[править]

Историю можно условно разделить на три переплетённых линии:

  • Первая — про киевскую школьницу Алевтину Широкову (Алю), невовремя приехавшую вместе с сестрой к тёте в Припять. Они застали взрыв прямо рядом со станцией, когда решили срезать путь в город. Через неё зритель смотрит на происходящее в городе глазами обычного гражданского, которому не посчастливилось пережить катастрофу прямо в самом её пекле.
  • Вторая — про солдата-срочника Павла Державина (Пашу), прибывшего для участия в ликвидации последствий аварии. Он нужен для показа самой ликвидации, поскольку участвует в большинстве известных мероприятий, в том числе и знаменитой уборке обломков с крыши блока.
  • Ну и третья линия, где нет главного персонажа, а просто показываются остальные эпизоды ликвидации. Тут вам и совещания политиков, и будни обычных ликвидаторов и т.д.

Персонажи[править]

  • Алевтина Широкова (Мария Поезжаева) — главная героиня. Старшеклассница из Киева, возрастом 17 лет. Активная, смелая и находчивая, в то же время слегка инфантильна. На момент начала сериала вообще не понимает, что происходит и долгое время даже не пытается бежать, а когда до неё дошло, куда она попала, было уже поздно. Нахваталась в самом начале немного радиации, но не смертельно. А потом наверстала нехватку рентгенов от Паши и получила лучевую болезнь. Ещё и забеременела от него. Как и всем беременным женщинам, кто оказался в то время в Украине, ей собирались сделать принудительный аборт. Сбежала через окно в туалете, услышав обнадёживающие разговоры сопалатниц, что иногда тело матери поглощает большую часть радиации, а ребёнок в этом случае рождается здоровым; умерла после января 1987.
  • Павел Державин (Юрий Борисов) — солдат, присланный для ликвидации аварии. В самом начале завёл отношения с Алей. Во время одного из мероприятий попытался спасти сослуживца и залез за ним прямо внутрь энергоблока. Предсказуемо умер в конце сериала, успев заразить кучу народа, включая Алю.
  • Марьяна Широкова (Евгения Лоза) — сестра Али, врач-эндокринолог. Приехала в Припять, чтобы повидаться с возлюбленным, но получила дозу прямо во время взрыва (стояла рядом со здоровенным фонящим обломком), а потом ещё и пошла добровольцем помогать вернувшимся с тушения станции пожарным. Конец немного предсказуем.
  • Николай Широков (Андрей Казаков) — отец Алевтины и Марьяны, майор ВВС, только что вернувшийся из Афганистана[4], командир экипажа вертолёта. Одним из первых прибыл на станцию. Там же и погиб.
  • Илларион Широков (Юрий Назаров) — дед Али и Марьяны, ходячая совесть для всех героев. Умер от инфаркта, когда внучки не вернулись из заражённой области и несколько дней спустя.
  • Игорь (Артём Ткаченко) — парень Марьяны. Врач-педиатр. Сбежал из Припяти, сказав, что Марьяна заболела, и ему срочно надо в Киев, долгое время боролся со страхом, но в конце пошёл-таки работать с заражёнными. Единственный из главных героев, доживший до финальных титров.
  • Рыскулов (Азамат Нигманов) — сослуживец Паши. Очень плохо знал русский, из-за чего перед началом работ по ликвидации проявлял энтузиазм. Когда оказался на крыше и увидел происходящее своими глазами, сошёл с ума от страха: стоя на крыше ЧАЭС, сорвал с себя респиратор и заглянул прямо внутрь разрушенного энергоблока. Его судьба вряд ли будет спойлером — умер в тот же день.
  • Алексей Стригунок (Станислав Мельник) — сержант милиции в Припяти. Хороший парень, но ярый борец с мародёрами. Весь фильм судьба сводит его с главными героями. В фильмовой версии судьба не показана, в сериальной ненавистные им мародёры его же и убили.

Особенности построения сюжета и прототипы[править]

Мнения зрителей о сериале кардинальным образом разнятся: от «туфта» до восторженных отзывов, что может сбить с толку. Если смотреть сериал «как есть», в лоб, то он действительно может показаться дешёвкой, привязанной к Чернобылю только ради хайпа. Но в том-то и дело, что «Мотыльки» — в первую очередь символический, а не исторический сериал. Это и образ «мотыльков», в разных воплощениях проходящий через весь сюжет. И песня Сольвейг, как лейтмотив истории Али и Паши. И три сюжетные линии, три точки зрения на катастрофу: гражданские, воплощаемые Алей, военные в лице Паши, и простые труженики, борющиеся с последствиями аварии, при сознательном опущении четвёртой возможной точки зрения — власть имущих, сферы, куда Але с Пашей нет хода. (И не нужно, потому что в символическом ключе на тему власти и Чернобыля уже высказался другой украинский режиссёр, Михаил Беликов в «Распаде» 1989/1990 года.)

Второе, что на чём зритель может споткнуться — намеренное спрессовывание хронологии: события, служащие фоном для отношений Али и Паши либо ставшие ключевыми точками в их жизни, на самом деле происходили в течение двух лет (основная масса — в течение следующих восьми месяцев) после катастрофы. По структуре фильм очень напоминает «Титаник» Кэмерона: используя центральную любовную линию с вымышленными персонажами, сценарист проводит зрителя по наиболее ярким эпизодам Чернобыльской катастрофы, получая возможность показать судьбы людей, которые в реальной жизни даже не были друг с другом знакомы.

Прототипы[править]

  • Аля — Людмила Игнатенко в версии Светланы Алексиевич (прощание с Пашей в больнице в Москве взято прямиком из «Чернобыльской молитвы»), а также Марина Сивец (побег из окна больницы от принудительного аборта).
  • Паша — муж Людмилы, Василий Игнатенко.
  • Майор-демагог Москалёв, начальник солдат, чистивших крышу — генерал Николай Тараканов, по жизни весьма героическая личность.
  • Курчавый мужчина, инструктировавший солдат перед выходом на крышу — собирательный образ из Юрия Самойленко, командира группы дозиметристов, занимавшейся предварительной разведкой для определения участка работ, Виктора Голубева, отслеживавшего выходы солдат на экране и координировавшего их, и всё того же генерала Тараканова, который первым вышел на кровлю, чтобы понять, где будут работать его солдаты.
  • Софья Михайловна — Ангелина Константивновна Гуськова, врач-радиолог, лечившая пострадавших ещё во время аварии на заводе «Маяк».

Реальные события, так или иначе упомянутые в сюжете[править]

В хронологическом порядке:

  • Вертолёт, на самом деле разбившийся несколько позже — 2 октября 1986 года[5][6].
  • Мелочь, а приятно. Создатели вспомнили, что Припять эвакуировали в основном на жёлтых «Икарусах»[7], снятых с городских маршрутов в Киеве, а область – на ЛАЗах с синими и красными полосками. Так и показывают.
  • История с погребением дедушки. По воспоминаниям Юрия Добренко, инструктора горкома комсомола, руководившего эвакуацией: «Какая у меня ещё была проблема? За три часа до эвакуации в моём микрорайоне умер человек. Старый человек, долго болел. Жила молодая семья, двое детей, этот дед жил с ними. А им надо эвакуироваться. Ну, решили вопрос — забрали его в морг. От медсанчасти оставались дежурные, они помогли, похоронили его»[8].
  • Сброс обломков с крыши реактора людьми[9], относящийся к сентябрю-ноябрю 1986. Работа на крыше «Маши» (наиболее опасного участка) действительно влияла на психику, и могли сорваться даже те, кто вроде бы уже приобрёл опыт.
  • Во время побега Паша пробегает мимо танцующего на импровизированной сцене из двух кузовов фольклорного ансамбля. Самые ранние приезды актёров в ЧЗО для поддержания морального духа ликвидаторов датируются первыми числами июня или даже маем 1986 года[10].
  • Следующий значимый фоновый эпизод — отстрел собак. Первые отстрелы домашних животных, которых нельзя было взять с собой, потому что шерсть слишком хорошо набирала радиацию, проводились 27-29 апреля[11].
  • Собака в детском саду[12]. По воспоминаниям радиобиолога Натальи Манзуровой, год прожила там, спя на одной определённой кровати — видимо, ребёнка, к которому была очень привязана. После того, как мебель из детсада вывезли ликвидаторы, перебралась в детскую больницу, где в 1988 году её нашли мёртвой.
  • В квартире Аля и Паша находят холодильник, забитый деликатесами. Директора магазинов, зная кое-что о положении в городе, приказали выбросить из-под прилавков дефицит[13], чтобы добро не пропадало, а народ 26-го радостно расхватал это, думая, что аттракцион неслыханной щедрости связан с предстоящими майскими праздниками.[14]
  • Мельком упоминается Роберт Гейл и то, что в 6-й больнице в Москве за пострадавшими помогали ухаживать солдаты-срочники.
  • А также не забыли городские легенды: пьяницу, проспавшего эвакуацию. По версии фильма, набрался на свадьбе (в Припяти и в последний день были регистрации[15]).

Что здесь есть[править]

River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
  • Анахронизм: красные мармеладки на знаменитом «Киевском торте»! Которых не было на оригинальном торте от фабрики Карла Маркса. Кто знает, тот поймёт.
  • Визуальная отсылка: сцена в ателье, когда Аля накидывает фату на голову. Она одета в платье с тонкими бретельками, но в отражении в зеркале у неё длинные кружевные рукава: она как будто отзеркаливает Людмилу Игнатенко на свадебной фотографии (даже волосы зачёсаны похоже, насколько это возможно с короткой стрижкой).
  • Барышня и хулиганинверсия. Аля гораздо легче идёт на фактическое нарушение закона, чтобы раздобыть Паше чистую одежду или еду для них обоих или просто на то, чтобы чуточку побезобразничать и повеселиться. Паше такое поведение даётся с трудом.
  • Белая рубашка смерти — Аля и Паша гуляют по опустевшему городу в белом не просто так. Белизна ещё и подчёркивается ослепительным солнцем.
  • Бессмысленное самопожертвование — подвиг Паши по спасению сослуживца на крыше энергоблока подходит под троп. Сначала отдал казаху Рыскулову свой респиратор, после падения — попытался вытащить, думая, что тот потерял сознание, а не мёртв. После нескольких секунд без респиратора на крыше с фоном 8-12 тысяч рентген/ч Рыскулов так и так был обречён. То же самое с лейтенантом Ивановым, который забеспокоился за эту парочку и без защиты кинулся на крышу.
  • Бонус для современников — персонажи сериала, ещё не знакомые с действием радиации, не знают, как работает лучевая болезнь, а вот современный зритель сразу поймёт, что Паша зря радуется, когда у него внезапно проходят все симптомы радиоактивного заражения и он встаёт на ноги. Ну и ещё страшнее то, что он после этого спокойно контактирует с разными людьми, не подозревая, что наносит им жуткий вред.
  • Был никем, стал кошмаром — Лёнчик, один из мародёров. До аварии был неудачником-неврастеником, а потом хлебнул жизни сталкера и открыл в себе способности убийцы.
  • Вечная загадка — когда охотники, истреблявшие собак, начали стрелять в Пашу, они точно спутали его с животным? Могли ли они попытаться пристрелить случайного прохожего под шумок?
    • Немного проще. Охотники не стреляли в Пашу, они гнали по улице стаю собак. Ещё до того, как его заметили, Паша уловил свист пуль в непосредственной близости от себя и кинулся бежать.
  • Говорящее имя, символическое имя — Дарья, посмертный ребёнок Паши.
  • Город-призрак — Припять, начиная со второй серии. Разве что ликвидаторы по ней гуляют.
  • Житель страны эльфов — алкаш, встреченный нашей парочкой в Припяти. Вроде бы комичный на первый взгляд персонаж, но героев сдал сразу же в надежде попасть к своей соседке в деревне.
  • Камео — субверсия: хотя основная масса персонажей заменена нелицами, в эпизодах на несколько секунд появляются реальные исторические персонажи: к примеру, Роберт Гейл в московской больнице — военный врач без спецобразования, по сути, ставивший на пострадавших эксперименты[16]; неназванные по фамилии Людмила и Вася — супруги Игнатенко, чью историю в сериале передали Але и Павлу.
  • Каратель-отморозок — оставшиеся в зоне поражения милиционеры превратились в таких, когда столкнулись с мародёрами. Надо сказать, что «отмороженность» оправдана, ведь стараниями последних по всему СНГ и не только развезли тонны радиоактивного железа.
  • Любовный рак сюжетасубверсия: хотя сюжет в него целиком не скатывается, но местами опухоли видны невооружённым взглядом, особенно в третьей серии. Фильмовый монтаж в этом плане очень сильно пошёл сюжету на пользу.
  • Не в ладах с медициной - драматической основой сериала является мысль, что облученный человек может передавать радиацию другим. В реальности ткани человеческого тела не способны излучать поглощенную радиацию.
  • Не в ладах с историейигра с тропом. Кажется, будто Валерий Мухарьямов слышал звон, да не знает, где он, но на самом деле сценарист и режиссёр проделали колоссальную работу, расспрашивая людей, переживших Чернобыльскую катастрофу (или родственников тех, кто не пережил). Сериал опирается не только на широко известную книгу Алексиевич «Чернобыльская молитва».
  • Нерешительный мальчик, решительная девочка — Паша и Аля. Если бы не её напор, он убежал бы ещё при первой же встрече.
  • Одеть женщину — Паша после того, как напуганная Аля попыталась его хоть как-то задержать.
  • Озлобленный ботаник — один из мародёров. Сначала был просто мерзким персонажем, потом собрал все свои комплексы и стал ещё и убийцей.
  • Основано на реальных событиях — причём гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
  • Отчаянное желание привязанности — именно оно толкает друг к другу детдомовца Пашу и Алю, вся семья которой умирает пугающими темпами, как те самые мотыльки в огне.
  • Перестройка — во время неё разворачивается действие. Тема раскрыта: показаны фарцовщики, «варёные» джинсы, специфический сленг, сухой закон, популярные русские и западные группы и т.д.
  • Печальный символ — кукла Али, которую Даша Державина оставляет в телефонной будке, где её родители когда-то прятались от военных.
  • Подлый трус — Игорь. Сбежал из Припяти, прикрывшись выдуманной болезнью Марьяны. Не встретив понимания у бывшего фронтовика Иллариона и не найдя убежища в Киеве, как надеялся, долго болтался на КПП, где дезактивировали транспорт и замеряли фон на вещах эвакуированных. Под конец совесть всё-таки подала голос.
  • Подсветка — при первом же появлении Аля высказывается на тему «Гранатового браслета», утверждая, что считает истории о смертельно влюблённых выдумкой, не имеющей ничего общего с реальной жизнью. Надо ли объяснять, как будет развиваться её сюжетная линия?
  • Похороны под дождём — последняя серия. Чёрные зонты в наличии. Заливание могилы в бетоне на глазах у шокированных жён тоже (хотя бы хоронят по отдельности, и то хлеб).
  • Поэт и воин — некоторым образом Паша. Какой-то зачуханный солдат-срочник, выросший в деревенском детдоме, поправляет Алю, когда та пытается наиграть классику? Такого девочка, пытавшаяся произвести впечатление модными именами или исполнением Цоя, явно не ожидала.
  • Рыцарь в ржавых доспехах — Москалёв, командир Паши. В один момент настолько устал от всего этого, что перестал даже пытаться помогать окружающим и старался всеми силами сбежать из Чернобыля вместе со своими солдатами.
  • Садистский выбор встал перед Алей в последней серии: пойти на аборт или родить больного ребёнка. Обнадёженная слухами, которые пересказывали соседки по палате, выбрала побег по пожарной лестнице, риск оказался оправданным — дочка в последних кадрах выглядит здоровой.
  • Светлее и мягче — по сравнению с сериалом HBO и фильмом Козловского. Да, ужасы есть, но совсем уж чернушные вещи или убраны из сюжета, или подаются аккуратно. Например, не показывают напрямую сгнивших полуразложившихся от радиации ещё живых людей, камеру стараются отводить от них или закрывать чем-нибудь.
  • Светлое советское прошлое — Советский Союз показан без нагнетания, свойственного другим фильмам о Чернобыльской катастрофе. Антисоветчины нет, а если и показывают перегибы, то они оправданы сюжетом. Никаких обшарпанных стен в больницах, злых КГБшников и прочего. Даже сухой закон изображён нормально — если кто-то пьёт, то делает это по-тихому, ведь запрещено.
  • Сквозной символ — те самые мотыльки.
  • Сломать милашку: Аля в первой и последней серии — буквально два разных человека. Это же касается и её сестры Марьяны.
  • Стоп-кадровый бонус — журнал дежурств у Софьи Михайловны, четвёртая серия. В нём можно увидеть таких занятных личностей, как Фёдор Терминаторов или Козёл Васильев. Бутафоры постарались.
  • Спецдефекты — хотя сериал получил несколько престижных наград за спецэффекты и ещё больше номинаций, дохлые крысы, на которых натыкается Паша, когда прячется от дозиметристов, обидно выделяются своей ненатуральностью.
  • Старший ребёнок вместо матери — Марьяна для Али. Судя по переговорам Али с дедом, именно Марьяна держит всю семью в железном кулаке.
  • Убить животное — истребление животных по всей зоне показано. В отличие от не раз упомянутого в статье сериала, здесь оно показано правильно — этим занимаются специально нанятые охотники.
  • Умереть может каждый. И умрёт, вы уж поверьте. К концу сериала радиация почти целиком вычищает список действующих лиц.
  • Честь прежде разума — Алексей Стригунок. Следствием этого становится Несовместимая с жизнью глупость. Или доброта, это уж как посмотреть.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. О съёмочных местах.
  2. ЧАЭС из Украины.
  3. Неизвестно, как обстояли дела с английским, но, к примеру, автор правки смотрел его во французском дубляже.
  4. Дед говорит о нём «отвоевался», тут можно почитать подробнее об афганцах в Чернобыле.
  5. Подробнее о падении вертолёта.
  6. Кстати про вертолётчиков[1]
  7. Тут и тут.
  8. Юрий Николаевич Щербак. «Чернобыль».
  9. Подробнее в документалке «Чернобыль 3828».
  10. Подробнее о концертах в ЧЗО.
  11. Подробнее о первых отстрелах животных в ЧЗО.
  12. Подробнее о собаке.
  13. См., к примеру, интервью Любови Сироты.
  14. Про мародерство в Припяти и разрешение забрать некоторые вещи
  15. О свадьбах в Припяти.
  16. О методах лечения в Москве и в Киеве.