Казак

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
В моём доме не выражаться.jpgВ моём доме не выражаться!
По причине текущих событий (укросрач) тема взрывоопасная. Пожалуйста, не пытайтесь ввернуть в статью политические провокации ни под каким соусом. За этой статьёй администрация ведет особое наблюдение, и любые такие попытки будут пресекаться.

У нас также есть статья про Дон, Кубань и Черноморское побережье Кавказа — Казаки, курорты и Олимпиада — и про казаков как этнос — Папахи, шашки и ряженые.

« С Дона — выдачи нет! »
— О выдаче беглых крестьян в розыске

(link)

Крылатые гусары vs запорожские казаки

Казаки (запорожские — козаки) — особая группа населения в русской и украинской/польской истории. Представляли собой вооруженных земледельцев, воинственных поселян. На протяжении истории роль казаков менялась: сначала это были жители фронтира, наслаждающиеся свободой ввиду большого расстояния от столицы, потом отдельное сословие и сформированные из его представителей особые войска, охранявшие границы и следившие за порядком (включая роль карателей), потом жертвы политических репрессий, и, наконец, ныне — энтузиасты истории и традиций, православные активисты и церковные или дачные сторожа (а по мнению некоторых — русский/украинский субэтнос или отдельный восточнославянский этнос). Однако неизменным оставалось такое качество казаков, как гордость и воинственность. Собственно, по одной из версий само слово «казак» происходит от тюркского слова, означавшего «вольный, отделившийся от своего рода»[1].

В каком качестве выступают казаки в произведениях — опять же зависит от периода истории. До XIX в. казак, скорее всего, будет повстанцем или полуразбойником. В XIX в отечественной классике стереотипный казак представляет собой образ чаще всего условно-положительный; казаки фигурируют как некая стихийная сила на стороне «своих», а отдельный казак часто представляет собой идеальную фигуру на роль «безымянного героя из низов». Авторы, которые знали о жизни казачества не понаслышке — Лев Толстой, Куприн и особенно Лермонтов (и ОСОБЕННО - Шолохов) — описывают их более реалистично, но всё-таки с симпатией: жизнерадостные рубаки, живущие простой жизнью; для главного героя-аристократа могут быть чем-то вроде отечественного извода благородного дикаря, при случае — в роли следопыта. На иностранцев, которые запомнили казаков в основном по войнам с Россией, впечатление они оказали куда менее приятное. Типичный пример — казаки в «Подвигах бригадира Жерара» А. Конан Дойла. Ну, а как ещё их опишет французский офицер?

В литературе начала XX в. казак — один из антагонистов большевика и рабочего, наряду с жандармом и полицейским, а также типичный персонаж истерна. Многие белые офицеры в своих мемуарах винят в поражении белой армии казаков, часто увлекавшихся грабежами взятых населённых пунктов и совершенно не видевших в грабежах ничего плохого. Хотя и тех, кто вспоминал казачьи подразделения добрым словом, тоже немало. В любом случае их боеспособность на общем уровне выделялась, особенно после февраля 1917 года, поскольку война для них не столько тяжелый и опасный труд (как для призывника), сколько образ жизни. Правда, к концу войны воевать устали даже они.

Зачастую, однако, казаки — персонажи клюквы, присутствующие только патамушта russkie. Но клюкву получают они не только от иностранцев.

В произведениях литературы народов Средней Азии доброжелательное отношение к простому русскому человеку, особенно к ссыльному (при нелюбви к царской администрации), сочетается с ненавистью к казакам[2], традиционно выполнявших роль беспощадных эскадронов смерти. Такое же отношение к казакам встречается и в произведениях народов Кавказа, где вполне может быть положительное отношение к ссыльному. Наконец, одно из недобрых пожеланий среди местечковых евреев звучит именно так: «чтоб ты повстречался с казаком».

Разновидности казаков[править]

« Казаки были также разные. Одни жили на берегах Днепра, воевали с татарами и с проезжими на большой дороге, били всякого, кто подвернулся под руки, и водку называли «горилкой». Сами же назывались запорожцами.

Другие казаки жили на берегах Дона, воевали с татарами, били, кого Бог послал, и водку называли «горелкой». Назывались они донцами.

Третьи жили на Урале, воевали с татарами и с обозами купцов, били, кого могли одолеть, и водку называли «вином». Эти назывались уральскими казаками.

Несмотря на столь выпуклые противоречия в программах казачества запорожского, донского и уральского, все они сходились в одном и главном пункте — в горячей любви к тому, что запорожцы называли «горилкой», донцы — «горелкой», а уральцы — «вином».

»
— Всемирная история в обработке «Сатирикона»
  • Реестровые казаки — официально занесенные в реестр, владеющие землей и обязанные за это монарху воинской службой. Большая часть казацких восстаний происходила потому, что низовые казаки требовали занесения в реестр. Иногда даже удавалось: так, по итогам Зборовского мирного договора в ходе восстания Хмельницкого реестр был расширен до 40 тысяч. По последовавшему за ним Белоцерковскому был, правда, сокращен вдвое — но всё равно это было больше, чем раньше.
  • Низовые казаки — неофициальные казаки, те самые, которые поселялись на Сечах и просто в Дикой Степи, кормились рыбалкой и охотой в промышленных масштабах, принимали участие в грабительских походах и время от времени в официально объявленных войнах, но ни в каких реестрах не числились и были нередко не в ладах как с властью, так и с теми казаками, которым повезло записаться в реестр.
  • Надворные казаки — личные козацкие отряды магнатов. Даже когда Речь Посполитая прекратила своё существование, некоторые паны продолжали полулегально иметь дворовых казаков, но уже в качестве не личных армий, а просто личной охраны.
  • «Панцырьные козаки» — тяжёлая казацкая конница Войска Запорожского, в армии Речи Посполитой являлись средней конницей, так как крылатые гусары в кирасах всё-таки тяжелее казаков в панцирной кольчуге.
  • Городовые казаки. Просто менты.
  • Речные казаки — на лодках, имелись как в Речи Посполитой (Чёрное Море), так и в Русском царстве (Волга).
  • Пластуны — пешие казаки-егеря. В попаданческой и альт-исторической литературе мутировали в помесь спецназа, ВДВ, и Чака Норриса. В реальной жизни в отдельную касту выделились уже во время Кавказских войн и выполняли роль прежде всего разведчиков, а диверсии, ликвидации и прочее джедайство — факультатив. Собственно пластунские подразделения существовали только в Кубанском и Терском войсках. Впрочем, в массовой культуре этим термином могли называть вообще всякого батальонного Чака Норриса из казаков:
«

— Это кто? — спросил Петя. — Это наш пластун. Я его посылал языка взять. — Ах, да, — сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова. Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину.

»
— Лев Толстой, «Война и мир»
  • Характерники — полумифические казаки-колдуны, согласно легендам, имели суперспособности и были самыми натуральными язычниками, которых даже хоронили не по христианскому обряду, а в курганах.[3] Аналогично пластунам, популярны в попаданческой литературе, в случае если там есть мистика, но популярность их куда меньше, за счет наличия конкурентов виде бурятских/поморских шаманов. В украинском фольклоре величайшим из характерников называют кошевого атамана Ивана Серко. За пределами современной Украины колдовские способности приписывались Степану Разину.
  • Черкасы — вообще-то это совершенно отдельный этнос (современные черкесы или адыги). Однако вплоть до XVII века так регулярно называли и казаков, особенно малороссийских (украинских) — причём называли как в России, так и в европейских странах. К примеру, известный французский врач и путешественник Пьер-Мартин де Ламартиньер в своих записках «Путешествие в северные страны» ничтоже сумняшеся использует термин «черкасы» по отношению ко всем казакам [4]. Также известно, что боснийские сербы называли гитлеровских казаков, содействовавших хорватским ультранационалистам в антисербском терроре, не иначе как «черкези». К слову, в экс-Югославии есть нацменьшинство черкесы — это адыги, потомки тех, кто бежал в Османскую империю от завоеваний империи Российской.


По месту жительства:

  • Лисовчики.
  • Донские и кубанские казаки. Кубанское войско образовано путём объединения Кавказского и Черноморского.
  • Запорожские козаки. Место обитания: южная Русь (ныне Киевская, Запорожская, Полтавская, Кировоградская, часть Херсонской и Николаевской областей Украины). После присоединения к Российской империи бо́льшая часть переименована в черноморских, а меньшая…
    • w:Задунайская Сечь — те бывшие запорожцы, которые в ответ на приказ Екатерины II распустить Запорожскую Сечь ушли в Турцию служить султану.
    • Банатская Сечь — небольшая группа казаков, ушедших служить Австрии и поселившихся на Тисе в Банате.
      • Отдельного внимания стоит гардероб запорожцев, а точнее, два предмета из него. Во-первых, знаменитая меховая высокая шапка цилиндрической формы с длинной тульей и кисточкой на конце, во многих источниках называемая шлыком. Такой вид она приобрела лишь в XIX веке, возникнув в театральной среде, а затем перекочевав в среду польских шляхтичей с Правобережной Украины, угоравших по XVII-му веку; а уже в Гражданскую войну став частью униформы 1-го конного полка в армии Скоропадского (за что и получили прозвище «черношлычников» и «чёрных запорожцев»). Настоящие казацкие шапки мало отличались от русских мурмолок: лишь околыш был чуть-чуть выше (и помимо запорожцев, их носили донцы и впоследствии кубанские казаки), и служили своеобразным «шлемом для бедных», поскольку тулья, загнутая набок, худо-бедно, но защищал от удара вражеской сабли. Во-вторых, шаровары. Они действительно носились запорожскими казаками, но лишь, по крайней мере, с середины XVII века[5] (во всяком случае, войско Хмельницкого их носило), до этого запорожцы носили шоссы/рейтузы; да и сами шаровары изначально не были «шириной с Чёрное море», и лишь с упадком запорожского казачества в XVIII веке стали приобретать характерную ширину и вошли в украинский народный костюм. Впрочем, чулки сохранялись у запорожцев и после перехода на шаровары.
  • Терские казаки. Место обитания — Дагестан и Калмыкия.
  • Яицкие казаки — Южный Урал (Оренбургская область России, Западно-Казахcтанская, Атырауская и Актюбинская области Казахстана). После пугачёвского восстания с 1775 г. и до революции 1917 именовались уральскими, дабы стереть из памяти народной мысль о мятежниках, и были лишены автономии.
  • Сибирские казаки.

Не относящиеся к собственно казакам, но носящие такое же название:

  • Персидские казаки — да, было и такое. В своё время шаха Персии во время его поездки в Европу через российское Закавказье до такой степени впечатлили казаки, что он повелел создать казачью бригаду и у себя. В итоге часть была сформирована из курдов-кочевников, афганцев, туркменов и собственно персов, любящих и умеющих ездить верхом. Командовали бригадой всегда российские офицеры, числящиеся при посольстве инструкторами, обучающими персидскую кавалерию. Бригада (позднее дивизия) просуществовала с 1870-х годов по 1920-е годы.
  • Греческое (Албанское) казачье войско — состояло из живших в Крыму греков и албанцев-христиан. Позднее в него записывали и армян.
  • «Казаки Эльбы», они же «Войско Ганзейской Лиги» — отряд добровольцев из Гамбурга и других ганзейских городов, сформированный в 1814 году и сражавшийся против французов.
  • Ногайские, туркменские, астраханские (калмыцкие), крымско-татарские, польско-литовские и прочие казачьи полки и бригады, время от времени формировавшиеся из соответствующих народов. Как правило, существовали несколько лет, а затем либо распускались, либо реорганизовывались в регулярную кавалерию.
  • Еврейский казачий полк — да, анекдот, но в старом значении (исторический). Реальная, но утопическая инициатива князя Потёмкина, пытавшегося использовать вооружённых евреев в борьбе против турок. Полк, названный «Израильским», был сформирован из евреев города Кричева Могилёвской губернии, однако просуществовал всего пять месяцев и был распущен, как шутили тогда, «чтобы не ссориться с Библией».
  • Вольное Казачество — по сути, основа вооруженных сил украинцев (совокупности всех украинских государственных и военных образований 1910-20-х), состоящая в основном из украинско-русских добровольцев/иммигрантов и отрядов народной самообороны.

Роды войск, похожие на казаков[править]

  • Викинги же!
  • Акриты в Византии. Увековечены в эпической поэме «Дигенис Акрит», популярной в свое время и на Руси.
  • Венгерские и сербские гайдуки.
  • Граничары — те же сербы, но проживавшие на Воеводине в XVII—XIX вв. Тогда это была часть Австро-Венгрии. Должны были нести военную службу для защиты Австрийской империи от турок.
    • Водные версии граничаров — ускоки[6] (на Адриатике) и шайкаши (на Дунае).
  • В Кокандском ханстве, населённом преимущественно узбеками, киргизы были освобождены от налогов и прочих податей, взамен которых они должны были являться на войну конно и оружно, подобно казакам. В двух других узбекских ханствах аналогичную роль играли каракалпаки и туркмены соответственно.
  • Йомены в Англии — остатки недобитой бывшей англосаксонской знати. После нормандского завоевания все нормандцы стали дворянами, а англосаксонские недобитки получили название «йоменов» и промежуточный статус: не дворяне, но имеют право на оружие.
  • Изрядно казакоподобные соединения из черкесов-христиан, бежавших в Речь Посполитую от исламизации, были и в польской армии. Вероятно, от них и пошло странное обозначение обычных казаков как «черкасов» (см. выше).
  • Внезапно флибустьеры на Тортуге и Ямайке, меньше на Багамах — в те моменты, когда корона расщедривалась на помилования и массово рассыпала каперские патенты. Статьи сохранившихся пиратских кодексов повторяют некоторые «законы» Запорожской Сечи чуть менее чем полностью, что кагбэ намекает на духовное родство этих социальных групп.
    • Уроженец Полтавщины Дмитрий Тёмкин написал немало музыки к голливудским вестернам. Успех объяснял тем, что проблемы ковбоев и казаков очень похожи.
  • Пандуры — изначально телохранители венгерских магнатов, но в дальнейшем иррегулярные соединения РИ и АВИ, довольно близкие и к граничарам, и к казакам, и к гайдукам.
  • Бродники — предтечи казаков, группа смешанной национальности, в Средневековье населявшая территорию современной Молдавии, южной Украины и Ростовской области России.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Иван Котляревский, «Энеида» — герои древнеримской поэмы изображены как козаки.
  • А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» — в центре действия находятся яицкие казаки.
    • И стихотворение «Козак».
  • Н. В. Гоголь, Тарас Бульба: здесь козаки — заглавный герой сотоварищи.
    • У него же неоднократно встречаются в других произведениях украинского периода: Пацюк из «Ночи перед Рождеством», побратимы из «Пропалой грамоты» и т. д.
  • Генрик Сенкевич, «Огнём и мечом»: а здесь козаки — противники главгероев. Основные (Хмельницкий, Богун, Кривонос — вполне исторические личности) изображены достойными противниками.
  • Л. Н. Толстой, «Казаки».
  • М. Шолохов — большинство героев романа «Тихий Дон», «Поднятой целины», «Донских рассказов».
  • Прототип Рыжей Сони — почти одноимённая (только с буквой y, а не j) казачка из исторического рассказа Роберта Говарда «Тень Вальгары».
    • В мире Конана-варвара есть свои казаки, живущие на границе Турана и Гиркании на реке с многозначительным названием Запороска. И да, киммериец успел побыть их атаманом!
    • Оттуда сии достойные перекочевали в цикл Юрия Никитина «Трое из леса».
  • Фрэнк Герберт, «Dune» — в приложениях упоминается, что убежище фрименов «ситч» — ничто иное, как Сечь. Ну и да, как с тюркского перевести «казак(х)»? Правильно, free man…
  • Хроники странного королевства — одноименный маг-переселенец , обладатель кучи уникальных свойств — от редкого, но все же возможного мультикласса воин-бард-мистик-маг, до уникальной формы истинного бессмертия.
  • Андрей Белянин:
  • Владимир Свержин, «Трёхглавый орёл». Войско казаков под предводительством Емельяна Пугачёва отправляют на покорение Америки. И они её таки успешно покоряют!
  • М. Муркок:
    • «Стальной царь» — даже Махно есть; кстати, показан довольно с неожиданной стороны. Если читать воспоминания самого Нестора Ивановича и книгу Муркока — умнейший дядька.
    • Роман «Пёс войны и боль мира» — казак Григорий Седенко.
  • Дмитрий Петров, «Сказания о казаках».
  • Кирило Тур, герой историко-приключенческого романа Пантелеймона Кулиша «Чорна рада» (Чёрный совет).
  • Андрей Губин, «Молоко волчицы» — книга практически целиком посвящена сабжу.
  • А. В. Софронов, стихи «Казачья слава» и «Казаки за бугром».
  • Владимир Малик, тетралогия «Тайный посол». Запорожским казаком является главный герой саги и множество второстепенных персонажей, присутствует в книге и немало исторических личностей — такие, как атаман Иван Сирко, Семён Палий, гетман Юрий Хмельницкий и другие. Читать лучше в оригинале, на украинском языке.
  • Владимир Рутковский, подростковая трилогия, то есть, простите, 3,5-логия о козаках времён зарождения Запорожской сечи. В наличии обычные козаки, характерники и элементы быта в мирное время.
  • Иван Русских, «Данилин Омут» — действие происходит в казачьей станице, да и сам пришедший бороться с нечистью старец — бывший боевой казак, по незнанию принесший её на родную землю.

Кино[править]

  • Экранизации «Тараса Бульбы».
  • И «Бумбараша».
  • И книг Сенкевича.
  • «Турецкий гамбит» же! Донцы играют роль разведывательно-штурмовых подразделений у генерала Скобелева Соболева.
  • Малоизвестный (но культовый в узких кругах фанатов казачества) фильм «Дикое поле» (1991) — о приключенцах русского фронтира в XVI в. Обыграно множество штампов и стереотипов, большинство имеют реальную почву.
« — А бабы у тебя никогда не было?
— Почто не было? Были, ежели в походе добуду. А нет — терпим…
— А тех, что добывал, бросал?
— Резали. На то мы и казаки — нам с бабами не возиться. Солнышко пригреет, весна — и уже в поход! И тут уж баба ни к чему. Резали…
— Зачем резать-то?
— (с искренним изумлением) Чтоб она какому-нибудь ордынцу досталась?!
»

Телесериалы[править]

  • Чуть более, чем все российские сериалы, в которых действие происходит на Кубани, так или иначе показывают быт казачества (а точнее, местного среднего и высшего класса, который хочет себя таковыми считать и потому бережет традиции и обычаи предков или же «предков»).
  • «Баязет» — экранизация (с некоторым творческим переосмыслением) одноимённого романа В. С. Пикуля про оборону означенной крепости в русско-турецкую войну 1877—1878 гг. В целом картина средняя по качеству, но казаки (конкретно — донские) показаны достаточно реалистично, особенно их быт и психология, включая отношения с начальством «из благородных».
  • Отечественный мини-сериал «Ермак» (1996): казаки опальных атаманов Никиты Пана и Ивана Кольцо (оба имеют вполне исторические прототипы), союзники главного героя. Тема «кому разбойники-головорезы, а кому — храбры добры молодцы» раскрыта вполне.
  • «Фарго», третий сезон — дракон главгада, «степной казак» Юрий Гурка.
  • «Хроники молодого Индианы Джонса» — в серии, где главный герой путешествует по Российской Империи и встречает Льва Толстого, в одной сцене были показаны казаки как каратели, посылаемые царём для геноцида «некоторых народностей».

Мультфильмы[править]

  • Персонажи цикла мультфильмов «Как казаки…» — Тур, Грай и Око.
  • «Американский хвост» (An American Tail) — в самом начале мультфильма показан еврейский погром, устроенный казаками по указу царя Александра III. И пока казаки сжигают дома евреев, похожие на них злобные коты охотятся на еврейских же мышей.

Видеоигры[править]

  • Внезапно — серия RTS «Казаки». Встречаются как виде наёмной кавалерии у всех фракций, так и имеют собственную — Украину (хотя логичнее было назвать её Гетманщиной или Запорожской Вольницей). В русской армии есть Донские казаки.
    • Авторы игры по большей части украинцы, потому можно простить им данную отсылку на свою родину.
    • Видимо, по аналогичной причине данная игровая фракция имеет лучших дальнобойных стрелковых (Сердюки) и конных (Сечевые Казаки) юнитов в игре, а также изначально открытые улучшения, которые у других фракций появляются уже после перехода (улучшения) в XVIII век.
  • Age of Empires III — уникальный конный юнит Русских. Немного слабее гусаров, зато имеет численное преимущество (на один зиккурат приходится 10 казаков против 5 гусаров у других фракций).
  • Total War:
    • Medieval 2 — при игре за Русь (стартующую в Новгороде) доступны казаки как конные лучники, а позже открываются пешие казаки-мушкетеры. С учетом того, что игра кончается в 1520-х годах — как-то для них рановато.
    • Empire — пешие казаки (ранний стрелок), конные казаки (легкая кавалерия, способная стрелять с коней) и атаманы (легкая рукопашная конница).
    • Огнем и мечом (мод на Total War: Barbarian Invasion по событиям XVI-XVII веков в Восточной Европе). Казаки представлены широко: две самостоятельные фракции - Запорожское и Донское войска - и юниты в армиях Московского государства и Речи Посполитой. Все четыре фракции - играбельные.
  • Mount&Blade «Огнём и мечом», же — Войско Запорожское представлено отдельной фракцией и даже имеет собственную «кампанию».
  • Civilization — казаки это постоянный уникальный юнит России, из части в часть.
  • Dominions 5 — у псевдославянской фракции Богарус в Позднюю эпоху в войсках служат в том числе «черноплащники», то есть те самые бродники-черные клобуки, которые были предтечами казаков на Руси.
  • Ведьмак 3 с DLC «Каменные сердца» — Вольная Реданская Компания во главе с атаманом Ольгердом фон Эвереком является жирной отсылкой на Запорожских казаков.
  • Hellish Quart — запорожский козак с саблей. Поскольку, на апрель 2021 года, игра находится ещё в открытом тесте, то у запорожца и у венгра — самый проработанный AI, что делает их обоих крайне опасными крутыми фехтовальщиками.

Настольные игры[править]

  • Красная Земля же! Здесь целых два заготовленных персонажа-казака для мастера: казак одного из казачьих войск и казак-характерник. Заготовленные персонажи-казаки тут отнесены к Зелёному Движению (впрочем, концепция Движений в игре не политическая, а мистическо-философская).

Музыка[править]

  • Песен о казаках не много, а ОЧЕНЬ много. Особо выделяются две, посвящённые Стеньке Разину: «Из-за острова на стрежень» (экранизирована в самом первом русском фильме 1908 г. «Понизовая вольница») и «Сон Стеньки Разина» (более известная как «Ой, то не вечер», ибо из текста никак не следует, что герой — Разин). К ним с большим уважением относятся даже те, кто казачество не любит, ибо Стенька Разин не просто казак, а народный герой.
    • А «Вот пуля просвистела…» — не народная, а ленинградская стилизация начала 1980-х. Зато «Еврейское казачество восстало» — народная.
    • Как и «Хас-Булат удалой» — реально любимая кавказским казачеством литературная стилизация середины XIX века от Александра Аммосова, самого, кстати, служившего на Кавказе офицера.
  • Александр Розенбаум: «Есаул» (Под ольхой задремал есаул молоденький), «Жеребёнок» (Заболело сердце у меня), «Казачья» (Под зарю вечернюю солнце к речке клонит), «Кубанская казачья» (К дому путь-дороженька), «На Дону, на Доне», «Песня куренного атамана Гришки, погибшего в родной станице Гремячей от руки своего кореша по пьянке и ревности» (Лихо, мое лихо, что ж ты не голубишь), «Прощальная» (Ох, проводи-ка меня, батя, да на войну).
    • Так-то есаул - это капитан по-дореволюционному и майор по-современному, и быть молоденьким ему затруднительно.
    • «Хорунжий» (Среди ночи грудь заныла, среди ночи) — о Гражданской войне?
  • Даниэль Клугер, «Возвращение в Яворицы»: «Ехали козаки по ночному шляху…», как потом выясняется главный герой Степан — еврей, похищенный гайдамаками и воспитанный козаком, а вот его друг и побратим Тарас самый настоящий козак.
  • Олег Газманов, «Есаул» (…что ж ты бросил коня?) — о Гражданской войне. Заглавный лирический герой — белая эмиграция.
  • Сектор Газа, «Казачья». Описывает масштабные пьянки-гулянки в отдельно взятой станице, которые, однако, никак не снижают боеготовности жителей.
  • Карен Мелик, альбом «Рашен Казашен», где кроме заглавной песни есть ещё песни «Казаки» и «Атаман».
  • Каждое казачье войско имеет свой хор или хотя бы ансамбль. Самый знаменитый из них - Государственный кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко. Называется "хор", но оркестр и балет там тоже очень серьезные.
  • Группа «Атаман», снискавшая себе некоторую славу в 1990х, была известна большим количеством исторических песен в репертуаре, в том числе, конечно, и о казаках (название группы намекает, да и вокалиста у них звали Степан Разин). Сабжу посвящены песни "Эх, казаки!" (о предстоящей сече с царскими войсками), "Могучая матушка Русь" (о казни, по контексту более-менее понятно, что Разина), "Заблудился в трех соснах" (об амурных похождениях казака и о прогнозируемой им расправе от жены)

Примечания[править]

  1. Что любопытно, хотя современные казахи к казакам не имеют никакого отношения, их самоназвание — это то же самое слово: предками казахов были несколько кочевых племён, покинувших исконные земли и переселившиеся куда подалее из-за междоусобных войн на обломках Золотой Орды.
  2. Описание обычного «мирного» визита казаков без карательных целей глазами очевидца https://books.google.ru/books?id=BTUEAAAAYAAJ&pg=PA109&focus=viewport&v=onepage&&f=false#v=onepage&q&f=false
  3. «Впускные» погребения в Украине действительно известны: раскапывали верх скифского\сарматского\половецкого кургана, клали туда умершего, которого отказывались хоронить священники (характерника, разбойника), закапывали обратно. Если археологи и этнографы сподобятся когда-нибудь написать на эту тему обобщающую работу, будет очень интересно.
  4. Правда, автор этот тот ещё путаник. К примеру, он пишет, что в своё время черкасы перебили во время восстания всех своих правителей и знать, а потому с тех пор и управляются старшиной и полковниками. Также он указывает: «Солдаты называются на их языке казаками». А уж любая казачка и вовсе должна плюнуть на могилу этого француза за следующие слова: «Их женщины противны на вид, толсты и чрезвычайно склонны к пьянству». Объясняется всё просто: де Ламартиньер бывал во время своих путешествий в России — однако лишь в северной. Ни Малороссию, ни тамошних казаков ему видеть не доводилось, и главу в «Путешествии» о них он писал не просто с чужих слов, а ещё и со слов, прошедших один или два перевода (русского языка путешественник не знал, плыл на датском корабле — так что большой вопрос, кто и на каком языке ему всё это рассказывал).
  5. Также существует версия, что запорожцы начали носить шаровары только во времена гетманства Мазепы или Скоропадского. Ещё есть версия, что шаровары вошли в казачий гардероб в конце XVIII-го века, после присоединения Крыма и во время упадка Османской империи. Вполне возможно, что запорожцы, переселившиеся в Турцию или на Кубань, могли позаимствовать их у окружавших их тюркских народов.
  6. Название говорит само за себя — ими становились сербы и хорваты, бежавшие из-под османского гнёта