В бой идут одни «старики»

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Only Old Men Are Going To Battle. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается. »
— Финальные титры фильма
В бой идут одни "старики"
Odnistariki.jpeg.jpg
Общая информация
Жанр
  • Военная драма
Страна производстваСССР
Киностудия
  • Киностудия им. А.С. Довженко
  • Первое творческое объединение
РежиссёрЛеонид Быков
Автор сценария
  • Евгений Оноприенко
  • Александр Сацкий
  • Леонид Быков
Когда вышел1974
Продолжительность92 минуты
В главных ролях:
Леонид Быковгвардии капитан Алексей Титаренко («Маэстро»)
Алексей Смирновмеханик Макарыч
Сергей Ивановлейтенант Александров («Кузнечик»)
Рустам Сагдуллаевмладший лейтенант Сагдуллаев («Ромео»)
Евгения СимоноваМаша Попова
Ольга Матешкокапитан Зоя Молчанова
Владимир Талашкостарший лейтенант Скворцов
Сергей Подгорныймладший лейтенант Виктор Щедронов («Смуглянка»)

(link)

«Смуглянка» в фильме

В бой идут одни «старики» — советский художественный фильм 1973 года, снятый режиссёром и актёром Леонидом Быковым по собственному (в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким) сценарию о лётчиках времён Великой Отечественной войны в боях за освобождение от фашистов Украины. Стал четвёртым в советском кинопрокате по итогам 1974 года и единственным в десятке лидеров проката фильмом о войне. Дальнейшую судьбу этого фильма можно назвать только счастливой — он стал, пожалуй, самым народным фильмом о войне, особенно — и до сих пор! — для Украины, разошёлся на цитаты, а героям фильма поставили памятники.

В 2009 году фильм был колоризован и в таком виде показан по Первому каналу в России и по каналу «Украина» понятно где. Однако, как это часто бывает, колоризация вряд ли что-то добавила к картине. Сам Быков, изначально намеревавшийся снять картину в цвете, в итоге решил, что чёрно-белый вариант (цветная плёнка была слишком большим дефицитом, снимали как есть) настолько хорош, что больше ничего добавлять к нему не надо. Вслед за Леонидом Фёдоровичем и мы советуем вам смотреть фильм в чёрно-белом варианте.

Памятник авиатехникам

5 мая 2018 г. на аэродроме Левцово под Ярославлем установлен памятник военным авиатехникам. В бронзовой фигуре узнаётся механик Макарыч.

Сюжет[править]

Кончается лето 1943 г. Красная Армия ведёт трудную битву за освобождение берегов Днепра. Из боевого вылета возвращается вторая «поющая» эскадрилья гвардейского истребительного авиаполка. Последним возвращается её командир — гвардии капитан Алексей «Маэстро» Титаренко. Он появляется позже всех (его дождался только его механик Макарыч) и на трофейном «мессере» — его собственный самолёт сбили немцы, но благодаря вовремя подошедшей советской пехоте он избежал плена. А в авиаполк прибывает пополнение, и среди них младшие лейтенанты Сагдуллаев, Щедронов и лейтенант Александров. Они просятся во вторую эскадрилью, и их берут, предварительно справившись о музыкальных талантах — ведь эскадрилья вне боевых заданий превращается в оркестр, которым дирижирует сам Маэстро. Первым ласковое прозвище получает Щедронов, напев песню «Смуглянка».

Новичков поначалу в бой не пускают — в Оренбургском лётном училище готовили в ускоренном порядке, и их надо ещё доучивать[1]. Меж тем в основном составе не всё ладно — ведомый Маэстро, старший лейтенант Скворцов, уже не в первый раз вышел из боя без приказа. При серьёзном разговоре выясняется, что Скворцов подсознательно боится боя с тех пор, как чуть не погиб в столкновении под Понырями во время Курской битвы. Он пытается перевестись в пехоту, но Маэстро не даёт ему этого сделать.

Затем на учебных полётах страшно позорится, разбив самолёт, Александров. Но после «назначения вечным дежурным по аэродрому» он, как ни в чём не бывало, идёт ловить кузнечиков, за что получает соответствующее прозвище. Товарищи по училищу просят Маэстро смилостивиться, но тот непреклонен. Затем он улетает на разведку, и в его отсутствие на аэродром вынужденно садится легкий бомбардировщик У-2, пилотируемый Зоей Молчановой и Машей Поповой. Сагдуллаев с первого взгляда влюбляется в Машу, за что получает прозвище «Ромео». Чувства постепенно становятся взаимными.

Разведка Титаренко подтверждает сведения партизан — возле фронта сгруппирована большая группа немецких танков, и он летит на повторную. В ходе вылета его самолёт сбивают, а на земле ему устраивают горячую встречу, приняв за немца. Но стоило Маэстро дать сдачи — пехота поняла, что перед ними свой. К сожалению, пока Титаренко возвращался на аэродром, погиб Смуглянка. В следующем бою Маэстро вновь берёт ведомым Скворцова, и тот, преодолев страх, выручает ведущего, сбив немца. Вечером того же дня на аэродром совершают налёт фашисты, но всех спасает, угнав самолёт Маэстро, «вечный дежурный» Кузнечик. В следующем бою Скворцов гибнет, пойдя на таран врага.

Проходит какое-то время. Территория Советского Союза почти полностью освобождена, Кузнечик и Ромео стали старлеем и лейтенантом соответственно и вышли в «старики», Маэстро стал майором и командует авиаполком. Накануне очередного боя Ромео выпрашивает у Маэстро разрешение на брак с Машей. Очень, как оказалось, вовремя — из очередного боя Ромео возвращается смертельно раненым и умирает, из последних сил посадив самолёт. Маэстро, Макарыч и Кузнечик идут в женский авиаполк с печальной вестью для Маши и выясняют, что она и Зоя тоже пали в бою. Макарыч и Маэстро садятся у могилы и обещают вернуться сюда, когда война окончится, привести оркестр и сыграть «Смуглянку» до самого конца.

Что тут есть[править]

  • А что, пусть будет! — финальная сцена, где Маэстро, Макарыч и Кузнечик находят могилу Зои и Маши. Алексей Смирнов, игравший Макарыча, в этой сцене боль не играл, а переживал: от эмоциональной силы сцены у него (бывшего фронтовика с пятью боевыми наградами!) защемило сердце, и его с репетиции увезла «Скорая помощь». Через несколько дней он вернулся на съемочную площадку и сказал режиссеру Быкову: «Я второй раз так не смогу, просто умру». Дубль вошел в финальную версию фильма.
    • Сцена достаточно близко повторена в финальной серии 1-ого сезона «Истребителей».
  • Ас — большинство героев фильма, он всё-таки не просто о лётчиках, но о лётчиках-истребителях! Но прежде всего, конечно, сам Маэстро.
  • Билингвальный бонус — не все фразы Ромео переведены с узбекского, некоторые оставлены без перевода.
    • Поскольку фильм про освобождение Украины, то реплики на украинском там тоже встречаются. Тем более, что и сам Быков, как и его герой — украинец.
  • Вдохновенная речь — речь (уже) гвардии майора Титоренко перед полком.
  • Восторг у холодильника — Зоя и Маша летают на бипланах У-2 (он же По-2), которые лётчики из подразделения Маэстро презрительно называют «швейные машинки». Обе девушки в хороших званиях и состоят в исключительно женском полку, что наталкивает на мысль, что они из легендарного женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.
    • Более того, сама история Ромео и Маши основана на реальной любовной истории между Надеждой Поповой и Семёном Харламовым. Правда, реальные прототипы киногероев оба пережили войну и после её окончания поженились.
    • Поначалу кажется, что когда Кузнечика на вопрос Маэстро отвечает «Арфа» — это слабозавуалированное предложение идти куда подальше с ненужными сейчас музыкой и потанцульками. Но стоит заметить, что именно под управлением Кузнечика разучивают «Смуглянку» (при этом новичка-желторотика слушаются), и становится понятно, что парень действительно получил хорошее музыкальное образование. Все-таки вундеркинд, сын профессора и т.д.
  • Встречая пули грудью — Маэстро в воздухе рапортует о своем положении: «Все нормально — падаю».
  • Вундеркинд — Кузнечик, несмотря на то, что младше своих сокурсников (приписал себе год при поступлении), закончил училище лучшим, за что получил сразу звание лейтенанта, а не младшего лейтенанта, как остальные ускоренно обученные.
    • В реальности так пытался сделать сам Быков, но его всё равно не взяли из-за маленького роста: он и в зрелом-то возрасте был весьма невысок, а уж с приписанным-то годом-другим…
  • Говорить стихами — Кузнечик любит так шутить. В основном пародирует при этом Шекспира.
  • Грызть реквизит — Владимир Талашко в роли старшего лейтенанта Скворцова явно грешит этим в сценах с Маэстро насчет своей несостоятельности в бою.
  • ГЭС — после гибели Смуглянки Кузнечик почти плачет, не зная, как он скажет об этом матери друга.
  • Добродушный толстяк — Макарыч. Алексей Смирнов в этой роли играл, фактически, самого себя.
  • Дьявол из машины — недавние новички таки стали «стариками», но в самом конце фильма в один день над почти освобождённой территорией СССР гибнут в бою (или от его последствий) Ромео и Маша.
  • Жертвенный лев — Скворцов и Ромео.
  • Заклятые друзья — Первая и Вторая эскадрильи. «Если фоккер или мессер завалить — это Вторая, а если что-нибудь достать — это Первая» — иронично замечает Маэстро.
Маэстро знает толк!
  • Зарубка на приклад — истребители второй эскадрильи рисуют на фюзеляжах своих самолётов звёзды. «Тут одного пока завалишь — запаришься».
  • Издалека сойдёт — вместо «лавочек» снимаются учебно-тренировочные Як-18, благо внешне немного, но похожи.
    • Причина, скорее всего, в том, что по части воздушных съёмок над фильмом добровольно шефствовал Александр Покрышкин, возглавлявший в то время ДОСААФ с его сетью аэроклубов.
      • Причина, скорее всего, в том, что работоспособных Ла-5 и Ла-7 на момент съемок фильма если и осталось десятка три в лётном состоянии, то использовать их для съемок явно небезопасно. Это не танк, с которым худшее, что может случиться на съемках — заглохнет или загорится на земле.
  • Клин клином вышибают — Маэстро заставляет Серегу принять активное участие в бою, притворившись небоеспособным, тем самым вынуждая его преодолеть посттравматический страх после прошлой лобовой атаки.
  • Контрастные роли — Алексей Смирнов до этого был известен прежде всего как комедийный актёр (спасибо в том числе Гайдаю), а здесь он очень ярко раскрылся уже как драматический.
  • Командирский голос — наиболее ярко это демонстрируется в речи Маэстро перед полком. Впрочем, и в другие моменты проявляется — от необходимости перекрикивать мотор и пулемёты, чтобы тебя по рации слышали, до крика «Воздух!!!»
  • Натурализм — пилоты после воздушных боев показаны вспотевшими до капель на лице и характерных мокрых пятен на гимнастерках.
  • Не женское это дело — к севшим лётчицам поначалу отнеслись именно так… пока не увидели их награды.
    • А чуть позже уже в горьком ключе: «То, что эта девочка, на войне…»
  • Нет антагониста — как ни странно, какого-то конкретного антагониста в фильме действительно нет, но он все равно прекрасно справляется с задачей показать и трагизм, и ужас войны, и подвиг лётчиков.
    • С натяжкой можно назвать «бубновых».
  • Ложная тревога — когда Маэстро на мессере садится на своем аэродроме.
  • Обознатушки — Маэстро, когда вынужден совершить аварийную посадку на мессере на занятой родной армией территории, и принятый за немца.
« — Кажись, свой... »
— Солдат, получивший сдачи от Маэстро
  • Основано на реальных событиях — как говорят нам ТВ Тропы, у истребителя Виталия Попкова (на минуточку, дважды Героя СССР) была «поющая эскадрилья». Википедия считает его прототипом и Маэстро, и Кузнечика. Большая часть актёров фильма из старшего поколения воевала. Про «Дунькин полк» написано выше.
    • Множество показанных в фильме мелких подробностей аккуратно собрано сценаристами из мемуаров боевых лётчиков. Так, например, сцена игры в «морской бой», принятая начальством за изучение карты района боевых действий, взята из воспоминаний Арсения Ворожейкина.
    • Реальность нереалистична — посадки самолёта из последних сил, как это сделал Ромео, действительно случались во время Великой Отечественной войны, неоднократно.
      • Причём на всех фронтах ходила устойчивая байка о том, как выволоченного из кокпита пилота тут же тащили в санчасть, только чтобы получить удивлённый ответ: «А зачем вы его сюда приволокли? Он уже час как умер.»
  • Пацанка и леди — Зоя гораздо более суровая и грубая, чем ее напарница Маша.
  • Протащить под радарами — Титаренко в качестве примера украинской песни напевает «Ой, у лузi червона калина…» — строевую песню сечевых стрельцов УНР, а позже неофициальный гимн УПА (!!!).
  • ПТСР — скорее всего, его ранние признаки и демонстрирует Скворцов, когда уходит из боя. Нет, это не банальная трусость.
  • Раздаватель прозвищ — эта функция передаётся, словно эстафетная палочка: Маэстро дал прозвища «Смуглянка» и «Кузнечик», а от Кузнечика уже пошло прозвище «Ромео».
  • Рыбки плавали — диалог Ромео и механика: «Что вы на меня так смотрите? Не нравлюсь?» — «Ты у меня пятый…»
  • Тактичный перевод — игра с тропом: перевод Кузнечиком «письма турецкому султану немецким асам».
  • Удобная цензура — практически всё, что сказал Маэстро Кузнечику, оказалось заглушено звуком мотора самолёта трактора, которым собираются вывезти разбитый Александровым самолет с ВПП.
  • Хороший плохой конец или Плохой хороший конец — смотря как зритель расставит акценты.
  • Язвительный юный умник — Кузнечик. Его интеллигентные подколки составляют чуть ли не половину юмора в фильме.
  • Японский городовой — Маэстро даже с разбитой губой до последнего старается не опуститься до банального мата: «Ах ты, царица полей!»

Ссылки[править]

  1. На всякий случай: презрительно-усталое «Взлет-посадка» одначает сдача 50-минутной программы летных упреждений, включающей почти все элементы управления самолетом. Ускоренный порядок означал, что тактику воздушного боя учить будут уже в подразделении под руководством опытных летчиков