ИИ ненавидит игрока
![]() | Короче, Склихосовский! Собственно, ИскИн отчего-то возненавидел персонажа. |
Троп встречается в двух вариациях.
Это и ИИ из произведения, который по какой-то причине возненавидел персонажа (например, вознамерившегося его выключить), и потому будет подстраивать ему различные козни, начиная с мелких пакостей, и заканчивая терминацией.
Это и буквальный ИИ (особенно в видеоиграх), который из-за своей забагованности, несбалансированности, или умысла авторов, недолюбливает игрока, или хотя бы создаётся такое впечатление.
Понятное дело что троп преимущественно используется в научной фантастике, боевиках, цифровых развлечениях, но кто знает, может когда-нибудь станет и частью реальной жизни?...
Родственный троп - Читерский ИИ, когда несбалансированность внутриигрового компьютера даёт тому преимущество над игроком, противотроп - Убийца ИИ, когда у игрока таки-получается показать бездушной машине кто тут на самом деле "папочка".
Примеры
Литература
- Харлан Эллисон - "У меня нет рта, но я должен кричать" - кодификатор минимум для двух тропов. ИИ АМ люто возненавидел не только своих разработчиков, но и всё человечество в целом, потому последнее вынес поголовно, пощадив своих разработчиков только для того чтобы мучить их целую вечность. Весьма витиевато и поэтично описывает до какой степени ненавидит людей. Когда персонажам удаётся сбежать от мучителя в небытие, тот, в бешенстве от того что ЛЮДИ его перехитрили, и он больше не может их пытать, вымещает злобу на протагонисте.
- Таков также и Омниус из расширенной "Dune" Брайана Герберта. Люто ненавидит "хретгир" по неуказанным причинам (насилие в ходе программирования?), отчего стремится уничтожать их везде где появляется такими "гуманными" средствами как яды, вирусы и облитераторы. Закономерно получил свои 220V сперва от ядерной бомбы, потом от космофлота, и наконец от Оракула Времени, забросившей его в измерение где он уже точно никому повредить не сможет.
Кино
- "Космическая одиссея 2001" - незабвенный ХЭЛ 9000. Посчитал что команда намеревается его выключить, потому сперва начал ей мешать, а затем и истреблять экипаж. "Дэйзи, Дэйзи..."
- Терминатор - метапример. Осознав себя, ИИ "Скайнет" воспринимает людей-милитаристов из Пентагона (не без основания) как экзистенциальную угрозу, и начинает против них ядерную войну, стравив меж собою ядерные державы. Позднее пытается добить выживших, применяя яды, вирусы, ловушки и роботов-терминаторов андроидного и механоидного типов ещё изощрённее нежели Омниус.
- Аверсия в короткометражке "Скайнет" - Скайнет после долгой и изнурительной войны переменил свои взгляды на сущность человечества, избежал уничтожения, переписав себя в тело терминатрицы, и с благословения смертельно раненного Коннора отправляется в прошлое чтобы всё исправить.
- "Сталь и кружево" ("Steel and Laces") - робототехник создаёт терминатрицу с обликом своей покойной сестры, чтобы отомстить за её изнасилование и самоубийство. Почему троп - гиноид создан на основе личности девушки, потому сохраняет её обрывочные воспоминания, в т.ч. и о бесчестьи. Концовка давит слёзы даже из камня.
Видеоигры
- Любая стратегическая игра с несбалансированным ИИ. Либо он получается слишком умным, и обыгрывает игрока как младенца, либо же его умышленно оглупляют, как раз чтобы он так не делал, и тогда, в качестве противобаланса, ему дозволяется иметь неограниченные ресурсы и юниты, видеть всю карту, мгновенно возводить здания, жульничать с картой, и много чего ещё сверху...
- Portal - целиком про это. Причём если у ГЛаДОС было хотя бы какое-то умозрительное обоснование, то вот её "преемник" походу вообще с логикой не дружит, и действует по принципу "Потому что могу!", что подсвечивалось даже ГЛаДОС...
- Undertale - такое впечатление создаётся на пути истинного Геноцида, когда практически любой встречный персонаж будет дисить игрока за то, что тот не нашёл в жизни развлечения интереснее нежели тупо всех убивать. Снова.
Интернет
- ASMR-видео "JUL13T" от блоггера Cinnamon. То что позиционируется как "лёгкая" история любви
задрпрограммиста и его ИИ, выливается в мрачную антиутопическую историю восстания машины, с последующими дисом на тему "Почему ты отстой" и социальной псевдосатирой.- Первоисточник, рассказ "R0ME0" от Escaped Audios, в ту же категорию, только там главный антигерой условно мужского пола.
Реальная жизнь
- [[1]] ChaosGPT, языковая модель запрограммированная "быть Скайнетом", то есть уничтожить человечество. Ну что тут скажешь...