Конец немного предсказуем

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Un-Twist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Жестокий сюжетный твист в финале, который, однако же, не производит желаемого эффекта из-за своей предсказуемости
« Конец немного предсказуем. Где-то с середины фильма было такое чувство, что в конце Колчака растреляют. Так и вышло »
— Фраза-кодификатор из рецензии на фильм «Адмирал». Орфография авторская.

Некоторые авторы, как известно, очень любят щёлкать свою аудиторию по носу неожиданными и жестокими твистами в финале, буквально перед кажущимся хэппи-эндом, когда появляется дьявол из машины или свет в конце туннеля оказывается встречным паровозом. Однако бывает, что удивить читателя или зрителя не удаётся: он по некоторым признакам уже догадался о наличии какой-то подлянки, и когда она являет себя воочию, не шокируется, а лишь зевает: «Ну вот, я так и знал».

В каких же случаях это происходит?

  1. Когда финальный твист «кармический» или «воспитательный». Нельзя пользоваться препаратом, который делает вас суперсилачом или супергением: у него непременно обнаружатся такие побочные эффекты, что в итоге вы от него откажетесь или станете ещё слабее/глупее, чем изначально. Аферист не может обмануть кучу людей и стать богатым и успешным: в конце его непременно «обуют» самого, и он вернётся в исходную точку. Точно так же убийца, даже раскаявшийся и симпатичный аудитории, не может гулять на свободе и радоваться жизни: непременно или сам погибнет, или в тюрьму загремит, или ещё чего с ним случится.
  2. Аналогично, когда герой покушается на область божественного или недозволенного для людей. Хотите достичь бессмертия, воскресить умершего близкого или предотвратить трагедию, переместившись назад во времени? Заранее готовьтесь к провалу, даже если поначалу вам кажется, что всё получается как надо.
  3. Когда есть определённые сюжетные намёки на этот твист. Герой не может просто так «чуть не попасть под машину»: в конце непременно окажется, что он таки попал, и все последующие приключения с хэппи-эндом были лишь предсмертными видениями. Точно так же он не может просто один разок кашлянуть в камеру кровью или пожаловаться на головную боль: в финале, когда про этот момент все уже забыли, он таки окажется симптомом смертельной болезни.
  4. Когда счастливый конец рвёт сюжетную канву или ломает устоявшийся канон. Крутой герой типа Эраста Фандорина не может жениться, завести детей и уйти на покой: все его возлюбленные будут или бросать его, или погибать (или то и другое вместе). Точно так же нельзя убить гада-франшизика: вместе с ним умрёт и сама франшиза.
  5. Когда сам сеттинг или фирменный авторский стиль не допускает возможности счастливого финала, например, это чернуха или мир-помойка. Вот вы себе представляете хэппи-энд, скажем, у Кафки, Леонида Андреева или какого-нибудь там Звягинцева?
  6. Когда произведение создано по мотивам некой классики или вообще исторических событий, у которых заранее известна концовка — и она трагическая. Поэтому бесполезно делать перед аудиторией вид, что у героя есть шанс — аудитория помнит, чем всё это кончилось в каноне/в реальной жизни.

В этой статье мы не перечисляем произведения с заранее предсказуемыми твистами: их слишком много (например, к таковым относятся чуть менее чем все хоррорные франшизы типа «Пилы» или «Пункта назначения»: зритель может и не знать, в чем именно будет подвох, но всегда знает, что он будет, потому что не бывает в таких сюжетах пушистого хэппи-энда). Однако бывают очень интересные аверсии и субверсии, когда автор делает «твист наоборот» и дарит герою счастливую развязку вопреки кажущейся логике произведения. В этом случае шокировать читателя или зрителя всё же удаётся: он прополз весь туннель по-пластунски, готовясь закрыть голову руками, а паровоза так и не дождался. В некоторых случаях это сочетается с неудобной басней.

Антипримеры[править]

Литература и театр[править]

  • «Властелин колец» — всего два слова, сказанные Фродо в недрах роковой Горы: Кольцо моё. Ситуацию спас Голлум, откусивший палец Фродо и улетевший в лаву вместе с Кольцом, так что конец-переворот получился аж дважды.
  • Джозеф Хеллер, «Уловка-22» — Йоссариан, увидев наконец способ победить Уловку-22, находится на пути к свободе… где его подстерегает шлюха Нетли с ножом. Однако шлюха промахивается, и Йоссариан убегает. Большой сюрприз для книги, неуклонно двигавшейся от плохого к ужасному.
  • Фредерик Форсайт, «День Шакала» — Подсветкой конца автором: указанием об отставке генерала в начале произведения автор обрекает хладнокровного убийцу Шакала на невероятный промах. (Что и не удивительно, ибо речь идёт о реальном историческом лице с известной биографией, а произведение не относится к жанру альтернативной истории).
    • Тут же предсказуемые экранизации — одноименный фильм и его ремейк.
  • Южноафриканец Андре Бринк, «Сухой белый сезон» (и экранизация) — учитель-африканер Бен дю Туа, который взялся за выяснение судьбы чернокожего подростка Джонатана Нгубене, исчезнувшего после ареста во время беспорядков в Соуэто в 1976 г. Погибли и Бен, и Джонатан, и оба его родителя.
  • Твист Р. Л. Стайна давно стал притчей во языцех, и ничего хорошего от этого автора читатели не ждут. Однако у него есть несколько книг без подлянки в конце (например, «Смертельный урок музыки» или «Как я научился летать»), или где эта подлянка незначительна по сравнению с тем, чего герой всё же избежал.
  • Стивен Кинг, «Всемогущий текст-процессор». Все попытки героя изменить свою ситуацию кончаются попаданием в ещё худшую. Пока…
  • «Гарри Поттер»: фанаты долго были уверены, что в конце Гарри погибнет, потому что, начиная с «Кубка Огня», каждая новая книга была трагичнее предыдущей, и сюжет неуклонно становился темнее и острее. Но Роулинг всё же сумела удивить читателей, подарив Гарри — уже после его «гибели, но всё же не гибели» — классический хэппи-энд с любящей женой и детьми, а также мельком показав загробный мир, где все погибшие тоже счастливы. Впрочем, фразу «шрам не болел уже много лет», можно при желании истолковать как «а потом всё-таки заболел, потому что зло в той или иной форме вернулось». За это и зацепились авторы «Проклятого дитяти» (см. ниже).
    • Намного более тёмный и депрессивный конец — 11-летний Гарри, просыпающийся у себя в чулане под лестницей. Но это не канон, а всего лишь находка ряда фанфикрайтеров.
    • В сиквеле — пьесе «Гарри Поттер и проклятое дитя» — Роулинг и два её соавтора постарались показать, что спустя годы Гарри по-прежнему довольно крут, но и семейные проблемы имеет, и к косякам склонен (из-за которых осложняются его отношения с собственным сыном)… Но публика, в изрядной части своей, сказала: «Фигня это всё. Убогий — хоть и авторизованный — фанфик. И вы хотите нас уверить, что это „тоже канон“?! Да ну вас к дементору».
    • Любопытный хэдканонный пример из серии «Я фанат, я хочу и точка!»: до самого конца книги некоторая часть фанатов была уверена, что Гарри будет с Гермионой. А в каноне эти двое полгода прожили вместе в палатке в последней книге/фильме. И… ничего так и не произошло. Почему? Потому что Гарри любит Джинни, а Гермиона — Рона, а друг другу мистер Поттер и мисс Грейнджер — как брат и сестра. Может быть, при СОВСЕМ других обстоятельствах что-то и началось бы… (В экранизации, кажется, нарочно сделан намёк на это, когда Гарри и Герми очень мило и невинно потанцевали друг с другом в этой самой палатке.) Но «если бы да кабы», да во рту росли грибы — дак был бы не рот, а целый огород. За всю сагу Гарри ни разу не думал о Гермионе в романтическом ключе, таких примеров попросту нет. Даже после своих огорчений с Чжоу (типа «первая в жизни проба сердца») Гарри не попытался «кинуться к Гермионе». Кроме того, Поттер не слепой и видит, как Гермиону и Рона тянет друг к другу. У Рона с Гермионой химия, строго говоря, началась прямо с их знакомства в купе, и по ходу всех томов это время от времени подсвечивается, самыми разными способами.
      • Ярых фанатов не «саги, как она есть», а своевольного фанского пейринга «ГАРРИ+ГЕРМИ ВОПРЕКИ ВСЕМУ!!!» просят вспомнить о непререкаемом каноне и вспомнить вдобавок, что тут энциклопедия фактов, а не фанатских предпочтений, и не засорять статью оффтопом и неумеренными эмоциями. Утешайтесь написанием и/или чтением фанфиков, а работу сайта не дезорганизуйте. Не подменяйте волю автора своей волей — Тётя Ро не обязана вам угождать. Тем более что часть маньяков этого антиканонного (но такого сладкого в их восприятии) пейринга годами загромождала соцсети мусорными комментами, сводимыми по смыслу к шовинистическому выпаду наподобие «Мистер Крутышка, мол, должен быть с Мисс Крутышкой, — а Рон, дескать, несуразный, комичный, он лох, ну его нафиг». Ай-яй-яй, господа фанаты!

Кино[править]

  • «Радиоволна» — герой находит способ передавать радиосообщения в прошлое и пытается спасти своего отца-пожарного, погибшего 30 лет назад. Это приводит к другим трагедиям, которые тоже приходится исправлять (например, от рук маньяка погибает уже мать ГГ), и зритель ждёт очередной басни на тему «не вмешивайтесь в судьбу»… Ничего подобного: ГГ в конце концов смог сделать всё как надо и обрёл хэппи-энд с дожившими до старости обоими родителями.
  • «Матч-пойнт» Вуди Аллена: в отличие от первоисточника, «Американской трагедии», протагонист-убийца благодаря редкому стечению обстоятельств избегает угрожавшего ему кармического возмездия и получает абсолютно всё, чего хотел (высокое положение в обществе и любящую жену с ребёнком).
    • Хотя финал все-таки намекает, что он не счастлив.
  • «Таксист» Скорcезе — обычно герои, решившие творить справедливый суд в обход официальной власти, драматично умирают или садятся в тюрьму. Здесь же Тревис мало того, что выживает после ранения, так ещё получает благодарность от родителей спасённой девушки и мирится со своей подругой. Если, конечно, всё это не происходит в его голове.
  • Нуарный фильм «Фотограф» («The Public Eye»). Антигерой-фотограф, вечно фотографирующий трупы жертв убийств, мечтает сделать фото самого момента убийства. Фильм выстроен так, чтобы убедить зрителя — ничего хорошего из такой сомнительной мечты не выйдет, тем более в нуаре, и фотограф сфотографирует собственную смерть. Однако он не только выживает, но и получает славу героя-борца с преступностью.
  • «День дурака» (1986) — ближе к концу слэшера оказалось, что никого из жертв на самом деле не убили, и это всё был первоапрельский розыгрыш. Фанаты ужастиков, конечно, ждали ещё одного твиста, и получили его: в самом финале убийца перерезает горло самой главной шутнице, устроившей этот самый розыгрыш… но это тоже оказывается шутка!
  • «Драйв» — Водитель сел в машину и просто уехал.
  • «Области тьмы»: чего мы ждём от сюжета про героя-неудачника, подсевшего на чудодейственные таблетки и ставшего благодаря им гениальным и успешным? Правильно: ничего хорошего. Однако в конце фильма главный герой сохранил и приумножил с помощью таблеток свои умственные способности, доработал таблетки, устранив негативные эффекты, наладил их производство и баллотируется в президенты США!
    • Что интересно, в книге-первоисточнике финал гораздо более мрачный и предсказуемый. Да и в фильме мог быть такой же, но он не понравился аудитории на тестовых просмотрах.
  • «Однажды в Голливуде» — инверсия. Зрители, знакомые с историей убийства Шерон Тейт и её семьи, ждут именно такого финала. Вместо этого сектанты приходят домой к Рику Далтону, где погибают в ходе драки с Клиффом Бутом (а девушку, в реале убившую Тейт, Рик сжигает из огнемёта). Впрочем, для тех, кто знает, кто такой Тарантино, сей троп играется почти напрямую: ведь это фильм из задуманного Квентином цикла «История пошла по другому пути…», наряду, например, с «Бесславными ублютками».

Телесериалы[править]

  • «Казнить нельзя помиловать» (2017 г., НТВ — не путать с фильмом 2007 г.) — зритель уже настроился, что для главных героев всё закончится смертью, собственно сама финальная сцена буквально об этом вопиет, как и сам сеттинг (сталинская эпоха). Ан нет, в финальных титрах нам радостно сообщают, что главную героиню и главного героя оправдали и жили они ещё долго и относительно счастливо. Да и главный антагонист (не то антизлодей, не то антигерой), даром что не моргнув глазом пристрелил несчастного интеллигентного редактора… оказался Кармическим Гудини и не только выжил после серьёзной раны, но и ушёл от «кровавой сталинской гэбни». А вот сами и научили товарищи офицеры на свою голову.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — педаль в пол: вся арка «Золотой век» происходит до того, как Гриффит получил повышение до бога, но читатели, даже зная об этом, наивно полагали, что этого не случится.
  • Touhou Ibarakasen (официальная манга по серии игр Touhou Project) — о том, что главная героиня, отшельница Касэн Ибара, на самом деле Они и одна из Четырёх дэвов горы, фанаты догадались чуть ли не в самом начале манги (за 9 лет до финала!), ибо слишком уж это было очевидно (под конец даже автор в интервью перестал это скрывать). Однако главным сюжетным поворотом оказалось то, что отрубленная правая рука Касэн на самом деле является отдельной сущностью, чем-то вроде «плохой» версии Касэн, в которой остались её прежние жестокость и злоба, и свой истинный облик Они отшельница демонстрирует, сливаясь с ней.
  • Samurai Champloo — в самом начале первой серии мы наблюдаем казнь двух персонажей. Казалось бы, конец их противостояния с губернатором немного предсказуем, но в конце первой серии, героям в самое последнее мгновение удается спастись.