Undertale

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!


« Наидружелюбнейшая RPG, где никто не умирает! »
— Тоби Фокс
Undertale.png

(link)

Релизный трейлер

Undertale («История подземелья» или «Подземная История/Сказка») — игра уникального жанра, впитавшая в себя элементы roguelike-игр, bullet hell[1] и частицу РПГ. В самой игре нам предстоит играть за ребёнка, по неосторожности попавшего в мир монстров. Что, думаете, обычный и банальный сюжет? Не спешите разочаровываться! В первом же туториале всё представление об игре просто переворачивается вверх дном, когда милый цветок предлагает вам поймать лицом несколько «пилюлек дружбы». Далее игра развивает тему переосмысления РПГ-элементов, деконструируя понятия опыта и уровня персонажа или морали по отношению к врагам, но этой темы мы коснёмся позже.

Помимо всего прочего, игра примечательна тем, что её разработчиком является Тоби «Radiation» Роберт Фокс, один из ведущих композиторов Homestuck.

Нужно отметить, что Фокс пытался ограничить распространение сюжетных подробностей своей игры, что, конечно же, возымело обратный эффект, и теперь они, во всех подробностях обсосанные, распространены по всему интернету. В общем, капитан, по курсу спойлеры!

Кстати, 31 октября 2018 вышла первая часть спин-оффа[2] под названием Deltarune, заслуживающая отдельной статьи. Тоби Фокс обещал выпустить полную версию через несколько лет, а пока имеем то, что имеем.

Также для этой игры есть статьи про непонятки и необузданные догадки.

История игрового мира[править]

Давным-давно две расы — люди и монстры — жили в мире и согласии. Но однажды между ними разразилась война, и в неравной битве люди вышли победителями, после чего с помощью магического барьера, который могут пройти лишь существа с достаточно сильной душой, заточили монстров в пещере под горой Эботт, которую те позже прозвали Подземелье (англ. Underground). Прошло много лет, и, согласно преданию, существует пророчество, где говорится, что человек, попавший в мир монстров, в дальнейшем сыграет ключевую роль в судьбе этих двух миров. На деле история намного глубже, но это одна из тех историй, которые приятнее узнать в процессе игры. Да и просто это огромный спойлер.

Основные персонажи[править]

  • Упавший ребёнок (на Пацифисте узнаётся его настоящее имя — Фриск, но имя в начале вы вводите не зря) — в зависимости от стиля прохождения старается либо всем помочь и со всеми подружиться, либо всех убить. Как выяснится позже, является восьмым по счёту человеком, попавшим в мир монстров, а его/её душа является седьмой и последней по счёту для уничтожения магического барьера. На протяжении всей игры имеет неизменно полусонное или равнодушное выражение лица, хотя, судя по замечаниям персонажей, всё же проявляет эмоции.
  • Флауи — антагонист, садистский цветок, социал-дарвинист с извращёнными понятиями о мире из разряда «убей или будь убит». После поражений любит говорить «You! You. You… IDIOT!» и менять бой в свою сторону, чем очень раздражает игроков. Но в концовках Пацифиста и Геноцида выясняется, что он является весьма трагической фигурой и страдает из-за далекоидущих последствий собственных решений и решений своего/своей приёмного/приёмной брата/сестры.
  • Ториэль — дракониха-коза, опекающая всех, кто попадает в руины, и желающая стать главному герою второй матерью. В прошлом была королевой мира монстров, но на момент событий игры не правит из-за презрения к королю Азгору, бывшему мужу.
  • Папирус (или Папайрус) — весьма пафосный, но при этом очень добрый, безобидный и наивный скелет, мечтающий стать частью королевской гвардии, но добиться этого может, лишь отловив человека, попавшего в мир монстров. Обожает готовить спагетти. В «добром» сценарии человек дружит с Папирусом и тот отвергает свои планы ради единственного нового друга. В Геноциде до конца пытается подружиться с человеком, даже когда понимает, что его убьют, и даже в момент гибели выражает надежду, что протагонист изменится в будущем. В некоторых фанатских работах он заменяет Санса в качестве «финального босса» в конце пути Геноцида. Говорит шрифтом Papyrus, причём всегда капсом.
  • Санс — брат Папируса. В отличие от него, не так зациклен на работе и легкомысленно относится ко всему, что касается обязанностей. Известен своими плохими шутками, над которыми все, тем не менее, смеются (многие его шутки — каламбуры со словом «bone», которое обычно переводится как «кость», но может быть переведено и как «эрекция»). Умеет телепортироваться. Узнал, что некоторые существа способны перезагружать мир и вводить реальность в бесконечную петлю времени, не оставляя об этом прежних воспоминаний, от чего впал в клиническую депрессию и хроническую лень. К концу игры судит протагониста, оценивая все его деяния, а в Геноциде становится финальным боссом — надо сказать, одним из труднейших боссов. Всегда сохраняет на лице широкую ухмылку во все зубы, даже когда ранен. Является любимым персонажем фандома. Говорит шрифтом Comic Sans, но, в противовес брату, исключительно строчными буквами.
  • Андайн[3] — как можно догадаться по имени, женщина-рыба[4]. Глава королевской гвардии, мастерица экстремальной готовки и «заклятая подруга» главного героя. Наполнена РЕШИМОСТЬЮ на порядок больше обычных монстров. В Геноциде наполняется РЕШИМОСТЬЮ, уровень которой приближается к человеческому, после чего отказывается умирать и перерождается в усиленной форме (Undyne the Undying)[5]. Но, увы, даже это ей не помогает.
  • Альфис — антропоморфная ящерица-нерд. Учёная на службе короля Азгора, тайно наблюдающая за главным героем по ходу игры. В обычном прохождении всячески помогает ему в преодолении различных опасностей и преград, но, как выясняется позже, именно она устраивала протагонисту все эти проблемы и «спасала» его от несуществующей опасности, чтобы почувствовать себя полезной хоть для кого-то. А ещё она проводила эксперименты с РЕШИМОСТЬЮ, что привело к ужасающим результатам и к появлению на свет Флауи. В основной игре сразиться с ней нельзя, а вот в модификациях — можно.
  • Меттатон — робот-телеведущий, а также бывший призрак, сконструированный Альфис для развлечения подземного народа с функцией по выслеживанию и уничтожению людей. Под видом различных телепередач (начиная с викторины и заканчивая выпуском новостей) строит всяческие козни протагонисту на его пути к замку короля Азгора, что на самом деле является лишь частью плана Альфис. В ходе решающей битвы в Нейтрале внезапно из прямоугольного робота на колесах превращается в метросексуально-гуманоидную версию себя (в так называемую EX-версию), а в ходе Геноцида предстаёт в улучшенной, боевой NEO-форме, которая, как и большинство других главных персонажей, уничтожается буквально с одного удара. Однако, как и в случае с Альфис, существуют модификации, в которых можно устроить с Меттатоном NEO полноценную битву.
  • Маффет[6] — антропоморфная паучиха, продавщица сладостей в Хотленде. Невероятно жадная. Была нанята Меттатоном на убийство протагониста. Когда протагонист проходит в её логово, то попадает в ловушку и вынужден(-а) сразиться с ней. Маффет обладает способностями фиолетовой атаки, позволяющими ей расставить три фиолетовые нити, по которым может перемещаться душа протагониста. Формально не является основным персонажем, но благодаря фанатам и деньгам, собранным на Kiсkstarter, смогла стать самым значительным из неосновных.
  • Азгор Дримурр — король монстров и бывший муж Ториэль. В целом добр, но из-за случившейся задолго до событий игры трагедии обозлился на человечество и собирается войной против него, для чего и собирает людские души.
  • Доктор В. Д. Гастер — персонаж-загадка. Его (но не факт, что это действительно он) и его ассистентов можно встретить при редактировании файлов игры. Появляется в двух ипостасях — «Mystery Man», похожий на Убоа, и «REDACTED» — высокая белая фигура. В диалогах и утерянной семнадцатой записи в Истинной лаборатории Альфис использует символьный шрифт Wingdings. Последователи Гастера говорят, что он был королевским учёным до Альфис и создал техномагическое Ядро, питающее энергией всё Подземелье, но что-то пошло не так, и Гастер упал (или бросился) в своё же творение. Он не погиб, но, по сути, был стёрт из реальности, и теперь вынужден наблюдать за миром, который прекрасно обходится и без него. На Гастера намекают лодочник(-ца), который(-ая) может сказать: «Остерегайся того, кто говорит руками», что отсылает к шрифту Wingdings, и черепа дракона (которые также используются как атака Санса), которые помечены в файлах как «gasterblaster». Не исключено, что Гастер — лишь пасхальный персонаж-пустышка, созданный специально для троллинга тех, кто из любопытства копается в файлах игры, однако аналогичные отсылки к нему в Deltarune вклинились непосредственно в повествование и прямо говорят об обратном
  • Азриэль Дримурр — сын Ториэль и Азгора, принц подземелья, погибший из-за трагического стечения обстоятельств. Позже благодаря эксперименту Альфис переродился в виде цветка, но по причине отсутствия у него души потерял способность сопереживать и любить. Как следствие, утратил возможность отличать хорошее от плохого, что в итоге превратило его в циничного Флауи.
  • «Чара» (судя по японской локализации — «Кара», но вариант «Чара», буквальная транслитерация, прижился в русскоязычном сообществе[7]; вообще, этого персонажа зовут так, как мы вводим в начале, но, если назвать его «Chara», игра скажет, что это его настоящее имя) — самый первый человек, упавший в Подземелье и ставший приёмным ребёнком Ториэль и Азгора и близким другом Азриэля. В Нейтрале упоминается в положительном ключе. В тру-Пацифисте становится известно, что смерть Чары была не несчастным случаем, а осознанным выбором — частью плана, который Чара предложил(-а) Азриэлю[8]. Появляется в конце Геноцида и одним ударом уничтожает игровой мир с файлами сохранения и закрывает доступ к новой игре, пока сам игрок не согласится «продать свою душу». Предположительно является рассказчиком(-цей). Да, Азриэль знал, что они собираются пойти наверх и собрать там ещё шесть душ, хотя ему не очень нравилась эта идея и он передумал в последний момент.

Игровой процесс[править]

В целом, игровой процесс мало чем отличается от JRPG времён 16-битных консолей (а графика, к слову, стилизована под восьмибитки с явным налётом спектрумовской классики), но здесь не обязательно убивать кого-либо (на чём и строится главная философия игры). Помимо обычной атаки, игрок может совершить некое действие (поговорить, спеть, погримасничать и т. д.), которое даст понять монстрам, что игрок не хочет с ними драться и собирается уладить всё мирным путём. В промежутках между действиями включается та самая danmaku-часть, где игроку нужно уворачиваться от летящих в него снарядов и других атак.

Различаются три способа прохождения игры:

  • Нейтрал-run. Получается при первом прохождении всегда, если только игрок не решил пройти Геноцид-run. В зависимости от того, кто выжил, а кто нет, меняется концовка данного прохождения (их можно насчитать десятки).
  • Пацифист-run. Игрок не только никого не убивает, но ещё и сближается с Папирусом, Андайн и Альфис. Плохой хороший конец: все живы, счастливы и нашли своё место в жизни, за исключением Флауи/Азриэля, который навсегда останется цветком. Но, если пройти Пацифист-run после Геноцид-run, сцены после титров будут иметь кое-какие отличия…
  • Геноцид-run. Игрок убивает всех встречающихся противников, причём для вступления на этот путь нужно с самих Руин заниматься типичным для многих RPG «фармом», бегая по локациям и убивая монстров, пока они не закончатся. Что интересно, игровой мир реагирует на такие действия игрока: монстры-обыватели в ужасе разбегаются, монстры-герои пытаются организовать эвакуацию или сопротивление. Концовка закономерна — от блокировки настоящей хорошей концовки навсегда до просто жуткой конечной WTF-сцены. Игра на этом пути намеренно становится очень короткой, весь игровой процесс сводится к методичному гринду, который слегка разбавляют лишь сражения с зубодробительно сложными боссами. Все головоломки решены заранее, ненужные ответвления локаций перекрыты, а почти все ключевые персонажи умирают с одного удара. Оставшиеся же с лёгкостью дадут прикурить даже опытным игрокам.

Тропы и штампы[править]

Их столь много, что они были вынесены в подстатьи по алфавиту:

Примечания[править]

  1. Так называется шутер, но не простой, а когда на экране НУ ОЧЕНЬ много пуль/снарядов/разрядов, летящих в тебя.
  2. Формально игра не относится ко вселенной Undertale, однако имеет с ней общих персонажей.
  3. Undyne, каламбур от англ. undine — «ундина» и un-die-n, то есть «бессмертный», «неумирающий». Согласно самому Тоби, произносится именно так: http://undertale.tumblr.com/post/130612313840/how-is-undynes-name-pronounced
  4. По легендам, unda (Лат. «Волна», то есть Ундина) именно что связаны с водоёмами, нивами и полями, являются человеческими девушками и имеют рыбьи хвосты.
  5. Бессмертная Андайн.
  6. Её имя является отсылкой к персонажу английских детских потешек. Там мисс Маффет — благовоспитанная маленькая девочка, до полусмерти испугавшаяся паука.
  7. Если верить варианту трактовки, что Chara — сокращение от Character или Characteristics, то правильный перевод на русский вообще по идее должен быть Хара (Кэра — всего лишь транскрипция с английского), исходя из того, что все эти слова имеют греческое происхождение. Но за всё время автор правки не встречала подобного варианта трактовки.
  8. «… Psst… <Name>… Please… Wake up… I don’t like this plan anymore. I… I… … no, I said… I said I’d never doubt you. Six, right? We just have to get six… And we’ll do it together, right?» «Chara! Let’s finish what we started! Let’s free everyone!» — он же, как и Флауи, в Геноциде.