Цвета зловещей радуги

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Bright Is Not Good. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Таинственный волос…
Да в том-то весь фокус…
Он синего цвета, он синего цвета!
Я взялся за это.
»
— М/ф «Очень синяя борода»
« Прекрасная книга
О синем кошмаре —
Отличный подарок
Супружеской паре!
»
— Там же
« Бегут, бегут по стенке
Зелёные Глаза!
И вот они задушат
Тебя, тебя, тебя!
»
— Пионерский фольклор

Красное пятно, Оранжевые глаза, Жёлтый пакет, Зелёная пластинка, Голубые занавески, Синяя Борода, Фиолетовый ноготь…

Нередко яркие, ядовитые и вообще неестественные цвета отличают чрезвычайно злую и опасную сущность. Таковая может быть трёх видов.

  • Человек в неестественного цвета одежде, либо с неестественного цвета бородой, волосами, кожей.
  • Опасное животное или сверхъестественное существо.
  • Зловещий предмет — либо несёт угрозу, либо его цвет свидетельствует о чём-то нехорошем.

Дело в том, что яркие, чересчур насыщенные цвета на подсознательном уровне вызывают у человека беспокойство, тревогу, особенно если они «не к месту». Отдельно стоит упомянуть чёрный цвет, который издавна приписывали злу. Ярко-белый, в свою очередь, у многих ассоциируется со смертью.

Соседний и часто пересекающийся троп — Злодейский китч.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • «Синяя Борода» — один из наиболее каноничных примеров. Если у человека борода синего цвета, значит, где-то в одной из комнат его замка лежат в луже запёкшейся крови трупы его бывших жён.
    • Пятиминутка реальности: существует мнение, что у зловещего герцога вовсе не было никакой бороды. Под «синей бородой» простолюдины якобы подразумевали гладко выбритое лицо, которому просвечивающие сквозь кожу корни волос действительно придают синеватый оттенок (по-русски так и говорят: «выбрит до синевы»). В современной косметологии это явление называют как раз «Эффектом Синей Бороды». Образованная же публика, включая самого Шарля Перро, восприняла выражение буквально.
  • Пионерский фольклор — во все поля! Красные и Синие Зубы, Оранжевые и Зелёные Глаза, Чёрные и Красные Руки, Зелёные Пальцы, Полосатые и Красные Ноги, Красное Печенье (замешано на человеческих мозгах), Чёрный Человек, Чёрный Альпинист, Белая Лошадь, Зелёный Пистолет, Женщина с Красным Лицом, Жёлтая Лента, Зелёная Мочалка и т. д, и т. п. — список бесконечен.
  • Легенда о Крысолове. Одно из его распространённых наименований — Пёстрый Флейтист (The Pied Piper), ибо одет он был именно что пестро, но это не радовало взор, а нагоняло, по крайней мере на взрослых людей, ассоциацию с какой-то крипотой.

Комплексные франшизы[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Н. Носов, цикл про Незнайку — с прикрученным фитильком. Протагонист носит яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком, но он всё-таки не злодей, а просто трикстер и социопат, доставивший немало головной боли соседям.
  • Цикл А. Волкова про Волшебную страну — инверсия. Жители Голубой, Фиолетовой и Розовой стран (о Жёлтой за шесть книг так ничего и не узнали), равно как и Изумрудного города — хорошие люди. Правда, Семь подземных королей (как раз по 7 цветам радуги) были плохими, но не злодеями, а обычными эксплуататорами. А потом их вообще перевоспитали.
    • Волшебницы Голубой и Фиолетовой страны были злыми (но их выпилили уже в первой книге), а Жёлтой и Розовой — добрыми.
      • Кстати, в ранних редакциях все волшебницы (и добрые, и злые), как и в первоисточнике Баума, одевались в белое, то есть совокупность цветового спектра. И Дороти/Элли местные считали феей не из-за серебряных башмачков, а из-за платья — сперва белого в выцветшую голубую клетку, затем и чисто белого, подаренного в Изумрудном городе (которое там из-за очков поначалу казалось зелёным).
    • Зато дуболомы Урфина Джюса, также раскрашенные по взводам под цвета радуги, под троп вполне подходят.
    • Сам Урфин во второй книге выделялся в Голубой стране зелёным цветом одежды, а в четвёртой, апгрейдившись до самозваного «огненного бога», стал носить красную.
  • «Красная рука, Чёрная простыня, Зелёные пальцы» Эдуарда Успенского — повесть на основе пионерского фольклора.
  • «Гроб на колесиках» Дмитрия Емеца (другое название — «Ягге и магия вуду») — также на основе страшилок. Самым ужасным монстром Параллельного мира считается Красная Рука (которую читателю почти не показывают).
  • Валерий Роньшин тоже пародирует пионерские страшилки во многих рассказах: «Красный телефон», «Жёлтый платок», «Вовка Морковкин и диван-вампир» (там фигурирует бледно-розовый диван, который, напившись крови, стал ярко-красным и зелёная кровать с чёрной простынёй), и др.
  • Ник Перумов, «Алмазный меч, деревянный меч». Чародеи орденов Радуги, серые кардиналы Мельинской Империи, садисты и интриганы. Одеваются, как можно догадаться, в яркие одежды всех цветов радуги (вернее, каждый из орденов соответствует одному цвету радуги, и официально однотонный плащ дозволено носить только полноправным магам соответствующего ордена, как униформу, младшие маги и ученики не носят плащей, но орденский цвет в одежде всё равно часто используют).
    • А самыми большими гадами и вообще нелюдью оказывается Всебесцветный Нерг.
  • «Духи зазеркалья» Елены Артамоновой — ведьма Синяя Скрипачка.
  • В фэнтези-повести Дмитрия Суслина «Кристиан Тринадцатый» упоминается разбойник и убийца Синий Мельник, который перемалывал людей в муку. Впрочем, не говорится, был ли он синим на самом деле.
  • «Космоолухи» — Станислав Федотович демонстрирует ярко выраженный случай предубеждения против рыжих (см. ниже).
  • «Хроники странного королевства» — кабальеро Да Коста — ярко выраженный квислинг, одним из первых лёгший под Небесных Всадников. Самая заметная черта его образа — «стильный оранжевый шарфик». С синим костюмом, ага. Впрочем, фитилёк прикручен: Да Коста — не более чем кричащая вывеска, а фактически его политической партией руководит тихий и незаметный Одноглазый Астуриас.
  • «Сварог» Александра Бушкова. Злодейство может быть окрашено как в чёрный, так и в белый цвет. А злые (скорее злые, чем злодейские) спецслужбы могут оказаться, например, яшмовыми.
  • Метавселенная Рудазова — цветовая дифференциация плащей, без которой магократическое общество серых колдунов-демонопоклонников лишено цели. И да, они на самом деле серые, аки дроу — расовая особенность такая.
  • Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев, «Мифогенная любовь каст» — альтернативная версия Отечественной войны, где за СССР воюют герои русских сказок (Колобок, Муха-Цокотуха, Гуси-лебеди), а за Третий рейх — герои западных авторских и переводных (Карлсон, Винни-Пух, Мэри Поппинс, доктор Дулиттл Айболит, Муми-Тролли). Вообще весь роман отличается упоротой цветовой гаммой, но особенно выделяются именно враги: ярко-рыжая шевелюра Карлсона, синее платье Мэри Поппинс (которую в романе так и зовут — Синей), зелёные глаза и очки Гудвина (который здесь называется Бакалейщиком), синие волосы Мальвины/Голубой феи, ярко-жёлтые глаза Айболита (который по сюжету опасный оборотень), и даже Крокодил Гена (вовсе не добряк из произведений Успенского, а зловещий и неоднозначный персонаж) здесь альбинос, с белой кожей и красными глазами. Это не говоря уже про параллельные миры этих врагов (лес Винни-Пуха и остров Муми-Троллей), которые вообще целиком раскрашены в ярко-кислотные тона.
  • «Обитаемый остров» братьев Стругацких — белые субмарины Островной империи. Если такая подлодка появилась в прибрежных водах… спасайся, кто может, потому что их экипажи состоят из натуральных садистов.

Зарубежная[править]

  • Эдгар По, «Маска Красной Смерти».
  • Дюма особо подчёркивает, что на грозном Рошфоре — фиолетовый костюм.
    • Скрупулёзно воссоздано в отечественной экранизации Г. Э. Юнгвальд-Хилькевича (1978—1979). Субверсия: экранный Рошфор (Б. Клюев) косплеит грозного, когда считает нужным — но на самом деле характер у него достаточно лёгкий, он от природы смешлив, шутлив и игрив.
    • Что интересно, книжный Рошфор тоже человек добродушный (насколько возможно для кардинальского порученца), просто раньше эпилога первой книги это не освещается.
  • Герман Мелвилл, «Моби Дик, или Белый Кит» — белоснежная окраска придаёт смертоносному, практически неуязвимому кашалоту вид поистине сверхъестественный.
  • Карло Коллоди, «Приключения Пиноккио» — вы не поверите, но Красивая Девочка с Голубыми Волосами! В первом варианте была вовсе не феей, а призраком, отказавшимся открыть дверь преследуемому бандитами Пиноккио — мол, в этом доме все умерли, я тоже мёртвая и жду, когда за мной придут с гробом. В итоге Пиноккио оттаскивают от окна и вешают… в первом варианте — насмерть. Что самое интересное, во второй редакции, включающей вторую часть, где Красивая Девочка с лазурными волосами была феей и спасла Пиноккио, Коллоди не стал переписывать этот жуткий момент, хотя он и противоречил логике повествования (и переводивший роман на русский язык Эммануил Казакевич сделал это за него).
  • Герберт Уэллс, «Война миров» — зелёный Тепловой Луч и Чёрный Дым (именно так, с большой буквы), которые марсиане используют для истребления людей. Кроме того, марсианские машины при работе выпускают зелёный светящийся дым, да и сами цилиндры, падающие в атмосфере, описаны, как «зелёная звезда». А ещё растения, которые инопланетяне завезли с собой на Землю — от красного плюща сохли растения, а красная трава сама по себе не несла угрозы, но плотно ассоциировалась с захватчиками.
    • Педаль в пол в экранизации Спилберга — там красный цвет травы обусловлен тем, что её, в буквальном смысле, выращивали на крови. Человеческой.
  • Лавкрафт, «Цвет из иных миров».
  • LotR — когда Саруман Белый переходит на сторону зла, его белые одежды начинают переливаться всеми цветами радуги, как мыльный пузырь.
    • В экранизации он так и остался белым. Но чрезмерно белая мантия и неестественно седые волосы Курунира… это всё равно близко к данному тропу.
  • «День триффидов» — все, наблюдавшие метеоритный дождь, ослепли.
  • Джанни Родари, «Джельсомино в Стране лжецов». Король Джакомон, бывший капитан пиратов — лысый, и чтобы скрыть лысину, он носит парик ярко-оранжевого цвета. Пополам с рыжий-бесстыжий.
  • Стивен Кинг:
    • «Томминоккеры» — вся техника космических пришельцев излучает ядовито-зелёный цвет. Радиоактивный, кстати. Глаза и кровь людей, подвергшихся такому облучению (и становящихся похожими на пришельцев), тоже становятся ярко-зелёными.
    • Оно — монстр связан с оранжевым цветом, и многие формы, которые он принимает, имеют соответствующие элементы: оранжевые пуговицы и волосы клоуна, оранжевая грудь гигантской птицы, оранжевые пираньи в воде.
    • «Низкие люди в жёлтых плащах» — кричаще-безвкусные автомобили этих самых «низких людей»: красный «олдсмобил», лиловый «DeSoto» и сопливо-зелёный «кадиллак». К тому же они живые…
    • «Тёмная Башня» — Радуга Мерлина, состоит из тринадцати магических хрустальных шаров (кристаллов). Первые двенадцать (малиновый, оранжевый, желтый, розовый, синий, индиго, темно-зеленый, лаймовый, лазурный, фиолетовый, коричневый, жемчужно-серый) соответствуют Двенадцати Стражам Лучей, последний, Черный Тринадцатый, олицетворяет Саму Темную Башню. По словам Роланда и опыту Рии с Кооса, которую Розовый кристалл подчинил почти как Кольцо Всевластия - Голлума, ничего хорошего ни от одного из шаров ждать не стоит.
  • «ПЛиО»:
    • Ярко-синий цвет глаз Иных и поднятой ими нежити.
    • Одежды и волосы Мелисандры, служительницы огненного бога.
    • Даарио Нахарис — весьма жестокий тип, хотя и переходит к Дейнерис. По книге его борода выкрашена в синий, а усы — в золотой.
    • Наёмники отряда «Бравые ребята» заслужили неофициальное прозвище «Кровавые скоморохи» за свою яркую и пёструю одежду.
    • Во втором томе («Битва королей») есть сцена, где зловещий шутник Мизинец является к Тириону, вырядившись сущим попугаем: сливового цвета дублет, ярко-жёлтый плащ, красные сапоги.
  • Досье Дрездена — вампиры четырёх дворов.
  • «Драконья Сага» (с прикрученным фитильком) — радужные драконы. Хотя они самое миролюбивое племя, их чешуя, обычно окрашенная в какие-нибудь яркие цвета (которые каждый дракон выбирает себе сам), может менять цвет, как в зависимости от настроения, так и для обеспечения самому дракону практически идеальной маскировки, и тем самым делать дракона незаметным или вообще невидимым для окружающих. А в сочетании со способностью плеваться весьма опасным ядом из клыков… не зря тысячи лет назад, во времена Мракокрада, их считали одним из тех племён, с которыми стоит считаться!
  • Том Б. Стоун, «Кролик-людоед» — очень красивое разноцветное пасхальное яйцо, которое нашёл брат главного героя и из которого вылупился этот самый кролик-людоед.
  • Р. Л. Стайн:
    • «Зверёк с Востока» — звери-людоеды покрыты голубой шерстью.
    • Книга-игра «Оживший манекен» — рюкзак «Сердечный приступ» не только выглядит очень ярко и привлекательно, но и умеет гипнотизировать людей, так что им сразу хочется его надеть.
  • Терри Гудкайнд, «Первое правило волшебника» (первая книга цикла «Меч Истины») — из-за магии Магистра Рала в его землях все красные плоды стали ядовитыми. Правда, в Вестландии, где вырос Ричард Сайфер, эта магия не действовала, так что Ричард при первом знакомстве, ничего не подозревая, предложил Кэлен красное яблоко. А Кэлен его чуть не убила, подумав, что её хотят отравить.

Кино[править]

  • «Кровавый пир» Гершелла Гордона Льюиса — безумный кулинар-каннибал Фуад Рамзес, поклоняющийся древнеегипетской (?!) богине крови и смерти (!!!) Иштар, имеет ярко-синюю шевелюру. Как ни странно, его клиентов это не отпугивает.
  • «Зелёный сойлент» по роману Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» — зеленоватые галеты, изготовлявшиеся… из человеческих трупов!
  • «Врата ада» (1953) — кричащая палитра цветов является одной из фишек фильма и служит атмосфере надвигающейся катастрофы. Морито проникается страстью к Кэсе, когда она разодета в наряд всех цветов радуги, будучи замаскированной под императрицу. К большому неудовольствию Морито, когда он просит её руки, Кэса оказывается уже замужней, и с этого дня Морито постоянно преследует её мужа Ватару, с которым они, в частности, соперничают на скачках: Ватару выступает за красных, Морито — за синих. В ярко-синих одеждах он в итоге и идёт на убийство.
  • BIONICLE: Mask of Light — воины Ракши, есть шести расцветок: чёрный, бурый, ярко-белый, красный, синий и зелёный с деталями, которые светятся неоново-зелёным. Каждый вооружён одной из самых бедственных для маторанов сил: разрушением, отравлением, страхом, гневом, голодом. А облик — топливо ночного кошмара.
  • «Соник в кино» (оба фильма) — доктор Роботник сначала появляется в черно-красных тонах, его роботы почти сразу же дополняют их красно-белыми, а во втором фильме, завладев силой изумруда Хаоса Роботник и его роботы зловеще зеленеют.

Телесериалы[править]

  • Twin Peaks — Красная Комната, Чёрный Вигвам, Белая Лошадь.
  • Шестой Доктор в своём радужном сюртуке и с радужными же зонтиком.

Мультфильмы[править]

  • «Очень синяя борода» — одновременно прикрученный фитилёк и педаль в пол. С одной стороны, сам герцог показан не кровавым убийцей, а мягким добросердечным романтиком, который никого не убивал (смерть его первых двух жён — несчастный случай, и неизвестно, хотел ли он убить за измену третью, или его гнев был направлен на друга-предателя). С другой, зловещая синяя растительность вырастает на его лице, а потом и на лице детектива, расследующего это дело, в тот момент, когда супружницы доводят их до белого каления.
  • Красный, чёрный и фиолетовый — любимые цвета диснеевских злодеев. Кроме принца Ханса, потому как его уже позже придумали. К тому же этого принца зритель поначалу не должен был ни в чём подозревать.
  • «Шрек навсегда»: природные волосы Румпельштильцхена — каштановые с некоторой рыжиной (см. ниже Реальная жизнь). Когда этот негодяй стал правителем королевства, то полюбил носить парики, в том числе и вырвиглазно-ярких цветов (ярко-красный парик назывался у него «Мой НЕДОБРЫЙ Парик», и он надевал его, когда собирался на кого-то излить свой гнев).
  • «Жёлтая подводная лодка» — Синие Жадины.
  • «Как Тоску одолели» — болотная ведьма Тоска Зелёная (как и в оригинальной книге).
  • «Ральф» — нюанс: титульный герой, здоровенный парень, носит оранжевую майку, зеленые брюки и является антагонистом в своей игре, но он притом НИСКОЛЬКО не злой, его, персонажа внутримировой видеоигры, просто назначили отыгрывать (как в театре) «опасного громилу».

Мультсериалы[править]

  • «Чёрный Плащ» — Антиплащ: уж больно сильно в глаза бросаются цвета его костюма.
  • «Ох уж эти детки» — Анжелика Пиклз, постоянная противница малышей, обычно одета в фиолетовое платье, оранжевый свитер и синие колготки в зеленый горошек.
  • «Мой маленький пони (Generation 1)» — в пилотной серии главной героине и ее друзьям-пони пришлось противостоять вооруженному превращающей всех добрых созданий в монстров, а свет в тьму Радугой Тьмы рогатому кентавру Тиреку, чьи человеческие части были красного цвета, а животные — серого. Сама Радуга Тьмы была именно что черная.

Комиксы[править]

Вселенная DC:

  • Джокер по определению выглядит ярко. Фиолетовый костюм, зелёные волосы, красная лыба до ушей, опционально какая-нибудь жёлтая рубашка… такое вырвиглазное сочетание цветов, будто подчёркивающее его буйный нрав, для этого психопата в порядке вещей.
    • А Риддлера (Загадочника) невозможно представить без его зелёного костюма.
    • Тот же цвет у Айви (Ядовитый Плющ), но это символ не злодейства, а её любви к растениям.
    • Двуликий, разумеется, почти всегда показан в чёрно-белом костюме. Правда, на вопрос о том, какой его цвет любимый, вполне может назвать… тот же зелёный. Цвет долларов, если кто не понял. В комиксах и экранизациях изуродованую половину лица Двуликого часто изображают в фиолетовом окрасе.
    • Ещё один давнишний враг Бэтмена, Чёрная Маска. Очень зловещий тип. Маску, например, сделал себе из доски гроба родителей. Нет, правда.
  • Педаль в пол пробивают основные враги Корпуса Зелёных Фонарей. Собственно, то же относится и к героям этой серии, ведь цвет Фонаря зависит от того, из какой эмоции он черпает энергию.
    • Синестро и его сподвижники предпочитают жёлтый, символизирующий их гордыню и властолюбие. Хотя де-факто их эмоция — страх.
    • Антроцитус и его Пятеро обращённых, сильно пострадавшие от вышедших из-под контроля роботов (в их секторе тупо была уничтожена вся органика), создали Корпус Красных Фонарей, а цвет символизирует их магию крови и стремление мстить.
    • Ларфлиз является Оранжевым Агентом. Он один-одинёшенек, поскольку его цвет символизирует жадность. Двух агентов быть не может, ибо, появись ещё один, они тут же вступят в схватку за единоличное обладание спектром силы. Жадность же!
    • Чёрные фонари. Ну, тут всё понятно.
    • Звёздные Сапфиры вроде как не обязаны принимать какой-то цвет, но чисто по аналогии (или из вредности?) предпочитают фиолетовый. Позднее выясняется, что фиолетовый символизирует… Любовь! Да-да, эти злодейки питаются силой любви.
  • В сериях о Лиге Справедливости часто используется сюжет о противостоянии с командой суперзлодеев в таком же количестве. Будьте уверены, каждый раз злодеев подберут по цветовой гамме, дабы их удобнее было рисовать и на рисунках различать.
  • Враги Супермена редко ассоциируются с каким-то своим собственным цветом. Однако, авторы комиксов о знаменитом криптонце, не сговариваясь, раз за разом одаривают их костюмами схожего с костюмом Кларка цвета. Но, разумеется, яркому светло-синему Супермену противостоит нечто более холодных, тёмных цветов: тёмно-синий, фиолетовый… Такими неоднократно показаны и Дарксейд, и Брейниак, и Монгул, и Паразит, не говоря уж про Бизарро, являющегося неудачным кло(у)ном самого Супермена.
    • Зато Пранкстер и Тоймен, куда более трикстерские враги Супермена, предпочитают яркие, кричащие цвета. Логично, ведь авторы вдохновлялись успехом Джокера.
    • А вот архивраг Супермена, Лекс Лютор, ни в каких цветовых подсветках не нуждается.
  • Вселенная DC располагает целым рядом злодеев, умеющих замораживать: Мистер Фриз (враг Бэтмена), Капитан Холод (враг Флэша), Убийца Мороз (враг Огненного Шторма, которого превзошла по известности на несколько порядков). В принципе, каждый из них мог бы выбрать совершенно любой цвет, но все как один предпочитают всё тот же тёмно-синий. Лёд же!
    • А ещё в 40-х, задолго до этой тройки, появился злодей Сосулька. Но этот носил свой цвет по делу, поскольку сам состоял из льда.
  • Тёмно-синим же неизменно предстаёт Доктор Дестини. Вполне гармонично, ведь он властелин снов, в т. ч. ночных кошмаров. За сочетание тёмно-синего балахона с черепом, его часто сравнивают со Скелетором из историй про Хи-Мена. К слову, Доктор Дестини появился гораздо раньше.
  • Любителю красного цвета Капитану Марвелу (ныне его по вполне понятным причинам чаще называют Шазамом) противостоит Чёрный Адам.

Marvel:

  • А в Marvel Comics половина злодеев одета ярко. Зелёный Гоблин, Скорпион, Шокер, Красное Динамо, Красный призрак, Барон Модо, Жёлтый Жакет (кроме первого), у Доктора Дума плащ зелёный и так далее…
    • Справедливости ради, супергерои не уступают суперзлодеям в яркости одежды…
  • Радужный Рейдер, один из врагов Флэша. С помощью особых линз может создавать конструкции из твёрдого цвета и воздействовать цветовым излучением на людей, вызывая соответствующие эмоции.
    • Радужные Рейдеры, команда злодеев-последователей. Носят костюмы, соответствующие цветам радуги, и обладают соответствующими способностями.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck: зеленокожий красноглазый Лорд Инглиш в ядовито-зелёной шинели… дышащий радужным всеразрушающим лазером.


Аниме и манга[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure: на финальную битву третьей части Дио одевается во всё ядовито-жёлтое.
    • Диаволо в пятой части, с его розовыми пятнистыми волосами.
    • Впрочем, в этой франшизе невозможно яркие цвета и героев, и злодеев — одна из фишек. Вдобавок цветового канона как такового нет.
  • Kill la Kill: Рагё Кирюин излучает радугу постоянно.
  • The Endless Odyssey — ярко-фиолетовые и красные (плащ главного героя не в счет) акценты ассоциируются с Нуу (хтонической НЁХ, частицы которой являются антагонистами). С относительно положительными силами ассоциируется синий цвет, но от него тоже не по себе (там от всей картинки не по себе). Ну и темно-грязно-серый фон, который даже без контекста понятно, что символизирует.

Видеоигры[править]

  • Если в видеоигре фигурирует некое вещество, по которому нежелательно ходить, то это либо ярко-зелёная кислота, либо ярко-красная лава (изредка коричневатое, оттенка «детской неожиданности», как ядовитые отходы в Portal).
  • Little Big Adventure: клоны отличаются от людей (слонов, зайцекроликов, сфероидов) яркой расцветкой и дёргаными движениями.
  • Шиннок любит так одеваться.
    • В первых частях ниндзя были окрашены довольно яркими, почти кислотными цветами.
    • А Шан Тсунг с его жёлтым одеянием что уже не считается?
  • Лилово-чёрную гамму любят и представители злодейской семьи Мисима из файтинга Tekken.
  • WarCraft — зловещее синее свечение глаз Рыцарей Смерти.
    • И ярко-зелёная скверна.
    • Хроматические драконы же.
    • А совсем переполненные скверной орки становятся краснокожими.
  • The Legend of the Void II — создания Пустоты в основном чёрно-зелёные.
  • Dwarf Fortress — клювоголовые собаки, злобные птицеподобные твари, используемые гоблинами в качестве боевых зверей, имеют радужную окраску.
  • Final Fantasy VI: тона одежды Кефки такие же кричащие, как и её покрой.
    • А что вы хотели от шута?
  • Baldur's Gate 2 — в квесте с арфистами у ГГ спрашивают его любимый цвет, какой ни назови, собеседник всегда найдет в нем что-то плохое.
  • Five Nights at Freddy's — аниматроники, начиная с самой первой части, выкрашены в кричаще-яркие цвета: жёлтый (Чика), красный (Фокси), голубой (Бонни) и т. д. И неудивительно, ведь их основное предназначение, как это ни странно — развлекать детей. В девятой части — педаль в пол: аниматроники раскрашены под глэм-рокеров. Тем эффектнее это выглядит, когда по сюжету они (усилиями игрока) ломаются, и их попугайская расцветка заляпывается грязью и копотью, а из-под обшивки вываливаются тёмные провода и внутренние механизмы.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — Карнавал Хаоса. Под одеждами всех цветов радуги скрываются отнюдь не обычные бродячие артисты, а тёплая компания культистов и демонов Нургла. Дедушка Нургл добродушен и очень любит повеселиться — жаль только, что зрители до конца представления почему-то не доживают…
    • Тзинч, будучи богом перемен, любит мешанину ярких цветов в принципе. Например, у него есть демоны, поливающие врагов радужным огнём.
  • Changeling: The Dreaming — Фоморы (Фомориане) трёх дворов: белый, красный и зелёный (по старшенству, начиная с младшего). Правда, судя по всему, это просто названия дворов.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — Гильгамеш в первом сценарии и в приквеле. Красно-золотое сочетание (причём золотое — это ЧИСТОЕ золото, другого Царь Героев не потерпел бы): ярче и заметнее не придумаешь. А вот во втором и третьем он переключился на более спокойные чёрно-белые цвета.
    • Там же — магия семьи Мато приводит к тому, что волосы постепенно (даже у тех, кто по крови Мато не родственен) принимают синий цвет.

Музыка[править]

  • Клип на песню Molten Light невообразимо красочный и невообразимо страшный. Цвета делают его ещё более похожим на какой-то наркотический трип или болезненный бред — в любом случае что-то не очень приятное.
  • Монгол Шуудан — собственно, «Радуга», которая плавится, капли стекают, и каждая капля не предвещает ничего хорошего: синяя — затопит всё водой, жёлтая — сожжёт всё и даже чертей в аду, от зелёной всё зарастёт анашой, от красной — опиумным маком, а белая символизирует водку.

Реальная жизнь[править]

« Рыжий-красный — человек опасный.
Рыжий-пламенный сожжёт дом каменный.
»
— Дразнилка, появившаяся ещё в средневековье
  • В средние века, например, с большим подозрением относились к рыжим: у них волосы цвета адского пламени!
    • И не только в средние: древние египтяне рыжих тоже не жаловали — зловещий бог Сет, по их представлениям, был именно рыжим.
    • Такое отношение приводило к тому, что получить нормальную работу рыжеволосый человек не мог. Зато одной из доступных рыжим работ было ремесло палача. Поэтому среди палачей было очень много рыжих, что лишь усиливало настороженное отношение к людям с подобным цветом волос.
      • При этом палачи могли жениться только на дочерях других палачей. Таким образом возникали целые палаческие династии (Сансоны, к примеру), и благодаря этой своеобразной «селекции» большинство их представителей были рыжеволосы.
        • Мини-сериал «Мушкетёры двадцать лет спустя». Мордаунт (природный цвет волос — светлый рыжевато-каштановый), маскируясь под палача (и всерьёз намереваясь выполнить работу палача), приклеивает себе не какую-нибудь, а именно рыжую бороду.
  • Радужные знамена немецких повстанцев-анабаптистов.
  • Да и красно-зелёные знамена эсеровских республик не отстают.
  • И да, красное знамя коммунизма для тех, кто ненавидит коммунизм, и шестицветный стяг ЛГБТ для тех, кто, в свою очередь, не переваривает их. От оценок воздержимся.
  • Да в целом — флаг государства, организации или любой другой группы, которая неприятна респонденту. Поскольку у многих групп есть флаги, и любую группу обязательно кто-нибудь не переваривает, список стремится к бесконечности.
  • А вот арабы предвзято относились к голубоглазым, считая их обманщиками или носителями дурного глаза. См. «Тысяча и одна ночь».
  • Чуму называли «Чёрной смертью».
  • Ещё страшнее Синяя смерть!
  • В животном мире существует непреложное правило — яркий цвет, обычно в сочетании с чёрным, означает, что его носитель ядовит. Ну или мимикрирует (маскируется) под ядовитого. Среди немногих исключений — коралловые рыбки, у которых это, напротив, маскировка на ярком пёстром фоне.
    • А вот пёстрые кошачьи опасны, но им это нужно тоже для маскировки.
  • Огонь, как это ни странно.
  • Ядерный взрыв — это ОЧЕНЬ ярко.
  • Розововолосая Зои Куинн, которая довела до самоубийства Алека Холовку.
  • Как правило, предупреждающие знаки (не только дорожные) выполняются в ярких цветах, потому что замечать их необходимо быстро. Так что даже не просто ярких, а в идеале ещё и контрастных относительно всего вокруг.