 | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Palette Swap, Shading/Colour Dissonance. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Рисунок в неверной палитре — частый глюк тех времён.
Путь от двух чёрно-белых цветов к 16 миллионам «истинных» был долог.
- Atari 2600 (1977) даёт два цвета на строку фона из 128 возможных, плюс два одноцветных спрайта.
- Sinclair ZX Spectrum (1982): два цвета на знакоместо (оба яркие или оба тусклые) из 15 возможных (и в ярком, и в тусклом варианте 000 — чёрный).
- Nintendo Famicom = NES = Dendy (1983): 52 цвета, при этом в каждой плитке 8×8 могут быть три цвета и общий для всего экрана фоновый, в каждом спрайте — три и прозрачность.
- MSX2 (японский отраслевой стандарт, такие компьютеры выпускали Yamaha, Philips, Sony и другие, 1985): 16 цветов из 512 возможных.
- IBM VGA (1989): 256 цветов из 262 тыс.
- В начале 90-х на настольные машины стали проникать адаптеры SuperVGA, дававшие 640×480×65k и больше. Честные 65 тысяч цветов, с 5 битами на красный и синий, и с 6 битами на зелёный.
Что означает «M цветов из N возможных»? Запоминаем в какой-то таблице (палитре) R, G и B для каждого из M цветов. В кадровом буфере хранятся не R, не G и не B, а номер цвета — 1-й, 2-й и так далее.
А теперь внимание! Что будет, если в палитре поменять цвет номер 3? Это значит, всё, что было 3-го цвета, перекрасится! Грубо говоря, посылаем в порт пару байтов — и получаем масштабную перекраску всего на экране, при мизерном расходе ресурсов шины.
Разумеется, это не могло не заинтересовать игроделов. Так, например, делали всякие вспышки экрана и эффекты отравления. Удачно подменив палитру, можно небольшими силами создать иллюзию богатой игры. Уже на первых машинах встречаются одинаковые спрайты разных цветов. В Super Mario Bros. кустик и верхушка облака — одна и та же плитка, но разных цветов.
Бывает и другой вид смены палитры: на лету заменяем 3, например, на 23 — и всё, что было 3-го цвета, станет 23-го. Несчастных 256 байтов на таблицу подмены. Это практиковалось в Mortal Kombat (скажем, 64 цвета на первого бойца, и ещё 64 — на второго), в DOOM и во всех стратегиях (чтобы рисовать опознавательные знаки).
Именно по причине лёгкой смены палитры в играх надолго задержались 8-битные цвета: Starcraft (1998), Grand Prix 3 (2000 — правда, только в программном рендеринге).
Заметим, что пока домашние компьютеры и приставки расширяли графическую палитру плитками и знакоместами, деловые не пользовались этими дешёвыми трюками. IBM CGA (1981) имел 320×200×4 (да-да, всего четыре цвета, потому ниндзя в Saboteur II был красный, иначе никак не передашь ночь) и 640×200×2, зато никаких конфликтных зон. Macintosh (1984) был только монохромным, 512×342×2.
И сейчас экономят работу художника, перекрашивая одно в другое. Если цветов единицы, делают копии атласа или текстуры. Если сколько угодно — идут на разные ухищрения (рисование-то сейчас аппаратное). Так, палитровые PNG состоят из несжатой палитры и сжатых данных, и если в памяти есть место на ту и другую разжатую картинку, можно построить два PNG с разными палитрами и загрузить тот и другой. А если памяти нет — пишут хитрые шейдеры.
Для чего?
- Палитровые спецэффекты: вспышки экрана, удары, эффекты отравления… (практически игры того времени).
- Регулировка яркости, имитация освещения (практически все 256-цветные шутеры начиная с DOOM).
- Приспособить монстров или постройки к ландшафту: например, пещерная обезьяна будет чернее обычной.
- Ранги монстров (простой, тяжёлый и командир). Или даже без рангов, просто для разнообразия (Golden Axe).
- Опознавательные знаки (практически все стратегии, гонки и сетевые шутеры того времени).
- Экономия спрайтов (практически все файтинги и CRPG того времени).
Интересные примеры
- Разумеется, можно включать и современные игры, где кто-то — перекрашенная версия кого-то. Но поскольку этого добра завались, пишите только самое интересное!
- И не путать с постфильтрами, когда на весь отрендеренный экран накладывается какой-то эффект.
- Черепашки-ниндзя: Manhattan Project — плещущаяся вода в канализации.
- Chip’n’Dale Rescue Rangers 2. Один из боссов — кран с ядром. Движение гусениц — смена палитры.
- WarCraft II. Плещущееся море — это смена палитры! А на Новый год в церкви поставили ёлку, а гоблин-алхимик устроил иллюминацию.
- WarCraft III. Подвиды большинства мобов имеют не перекрашенные текстуры, а лишь с изменённым соотношением красного, синего и зелёного.
- Mortal Kombat. Разноцветные ниндзя, боевые девушки и роботы с одинаковыми спрайтами. Точнее, с частично одинаковыми — суперудары у них разные.
- Перекрашивались и обычные бойцы, если оба игрока выбирали одинаковых. Причём здесь одинаковость ниндзя играла злую шутку — перекрасить надо так, чтобы он не путался ни с противником, ни с другими ниндзя. В итоге получались бои «зелёный против салатового» или «ярко-красный против бледно-красного».
- В других файтингах смена палитры в основном используется для «зеркальных» матчей, хотя для одного бойца обычно доступно куда больше двух «раскрасок» — так, красоты ради (ну или для отсылочек). В Skullgirls, например, у некоторых персонажей в альтернативных палитрах добавляются аксессуары, невидимые в стандартной палитре (например, у Парасоул добавляются очки, перчатки, чулки разной длины, водолазка превращается в свитер), а у Дабл есть палитра, в реальном времени переливающаяся всеми цветами радуги.
- Телефонные версии Silent Hill. И без того JAR полмегабайта — на грани тогдашних телефонов. Вместо двух миров там один, но в разных палитрах.
- Различные игры на движке Build, в которых встречались несколько вариантов одного и того же врага, перекрашивали варианты именно сменой палитры с «дефолтного» голубого цвета (именно голубые спрайты хранятся в файлах игры) на нужный. Те части спрайта, которые не были голубыми, не перекрашивались (например, лицо или руки противника).
- Duke Nukem 3D: Штурмовик и Капитан Штурмовиков — зеленая и красная жилетка. В дополнении Caribbean Vacation хряки-туристы (местный аналог хряков-полицейских) были в веселеньких рубашках всех цветов радуги, но по характеристикам не различались.
- Redneck Rampage: различные Инопланетянки и их Королева различаются по цветам одежды и волос (редкий случай: смена палитры двух разных частей спрайта).
- Blood: Культист, Фанатик и (в дополнении) Аколит и Тесла-культист различаются цветом балахона (коричневый, черный, зеленый и синий соответственно). Эта версия движка Build уникальна тем, что дефолтный перекрашиваемый цвет в ней не голубой, а коричневый.
- Shadow Warrior: различные Ниндзя (Простой ниндзя, Ракетчик, Гранатометчик, Самонаводчик и Невидимка) различались цветом штанов (коричневые, красные, серые, оранжевые и зеленые соответственно). Эффект невидимости у Невидимки также получался путем смены палитры на полностью черный силуэт и добавления 75 % прозрачности.
- Во всех этих играх игроки в мультиплеере также различались сменой палитры спрайта главгероя.
- Pokémon: блестящие покемоны. Несмотря на то, что отличаются от обычных только цветом и искрящимся эффектом при входе в битву, имеют безумно редкий шанс на появление и являются объектом коллекционирования самых увлечённых игроков. Одни блестящие покемоны лишь слегка отличаются оттенком от обычных, а другие перекрашены полностью, и зачастую довольно вырвиглазно.
- Mad Max: Лидеры крепостей бандитов натурально отличаются только цветом. В наши то дни…
- Зато благодаря тому, что разработчики экономили текстуры, перекрашивая их, игру можно сжать архиваторами в 5 раз, до размеров DVD-диска! При этом графика у неё на очень хорошем уровне, если не обращать внимания на NPC (в стрелялках ведь качество графики NPC не слишком заботит большинство игроков). Кстати, тем же известна и Just Cause 2 - её тоже можно сжать в разы (в отличие от 1 и 3 части).
Видеоигры |
---|
Жанры |
Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны
Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like) • Тактическая • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • 'Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • тактическая стратегия • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
---|
Геймплейные архетипы |
Все видеоигры — это 8-битки • Суповой набор от Bioware • Геймплей от X-COM • Лутоцентричная игра • Песочница |
---|
Амплуа |
Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неиграбельная вражеская фракция • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
---|
Тактические роли |
Буквальный джаггернаут • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
---|
Боссы |
Арена для босса vs Арена против босса • 3872 орка • Бонусный босс • Босс-антипод • Блуждающий босс • Босс-будильник • Босс-головоломка • Босс-головорез • Босс в головорезьей шкуре • Босс-дуэлянт • Босс за рулём • Босс, который ни при чём • Босс-ментор • Босс-недобиток • Босс не для битья (Босс-препятствие)• Босс — ранняя пташка • Босс-раш (Игра про боссов) • Босс со свитой (Босс не вмешивается) • Головорез в боссьей шкуре • Два босса (двойной босс • босс-сменщик) • Игра за босса • Истинный Финальный Босс • Марафонский босс (Босс — губка для пуль) • Минибосс • Многоглавый босс • Мясные ворота • Непобеждаемый босс • Неподвижный босс • Никакой не босс • Психоделичная босс-арена • Повторяющийся босс • Последний Босс Первого Диска • Секретный босс • Синдром босса SNK • Скальный босс • Теперь босс разозлился vs Однокрылый ангел не взлетел • Фальшивый босс • Финальный босс (в начале) • Этот гадкий босс |
---|
Персонажи |
Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим! (игра за злодея • игра за зверя • игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
---|
Уровни/архитектура |
Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно Зловещий Последний Данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Проскочить в сейв-поинт • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Совсем не уникальная задача • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
---|
Графика |
HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
---|
Физика |
Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся транспорт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Капюшон мгновенного облысения • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хлипкий всадник • Хитбокс |
---|
ИИ |
Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
---|
Сетевая и онлайн |
Deathmatch • Free to Play/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
---|
Движки |
Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
---|
Критика |
Angry Video Game Nerd • Игрожур |
---|
← |
Навигация |
---|
Видеоигровые термины |
---|
Игры и
приложения |
DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах |
---|
Баланс |
Асимметричный конфликт • Классификация фракций (Быстрый, сильный и хитрый) • Золотой снитч • Имба (Временная имба • Запоздалая имба • Намеренная имба (Гейм-эндер • Терминаторизатор) • Ненужная фича (Имба у врага — пустышка у игрока • Резиновый нож) vs Добровольно-принудительное умение (Запоздалое принуждение • Обыденная имба • Трудно, но не невозможно) • супероружие в RTS) • Камень-ножницы-бумага • Нубская труба vs. Нубская имба (Убийца ИИ) • Сверхбыстрое моральное устаревание • Святой Рандомий • Синдром орка • Синдром протосса • Сила Мэджикарпа vs Стартовый ускоритель • Эти гадкие… (Атака • Ачивка • Босс • Карта • Механика • Моб (hitscan-пулемётчик) • Уровень) |
---|
Геймплей |
Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Буллет-тайм • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Геймплей вразрез с сюжетом (Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт (Ручная перемотка времени) • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Заявленное проклятие • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки командования • Нам не помешает лишний ствол (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить корованы • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Невозможный выбор • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Совсем не уникальная задача • Прокачка удачи • Проклятие — всегда проклятие • Поражение неприемлемо • Рандом • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы |
---|
Условности |
Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд на побегушках • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов |
---|
Сложность |
Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник (Этот гадкий hitscan-пулемётчик) • Эта гадкая атака • Эта гадкая ачивка • Эта гадкая карта • Эта гадкая механика • Этот гадкий босс • Этот гадкий ивент • Этот гадкий ресурс • Этот гадкий сайдквест • Этот гадкий уровень) • Никаких тебе подсказок • Фальшивая сложность vs Хардкор |
---|
Реиграбельность |
Взаимоисключающий контент • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка • Перенос прогресса |
---|
Баги, фичи и
читы |
Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича •Антизастревательное маклаудство• Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича)
|
---|
Тактика и стратегия |
Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Тактика булавочных уколов • Чиз |
---|
Игровая механика |
Внутриигровой конструктор • Квест (геймплей)(Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) |
---|
Разное |
Acknowledgement (Исследование завершено • Никто не смеет мне приказывать! • Нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Концовки (быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная) • Первый напарник — воин • Пик сложности (Ад в начале игры • Кризис среднего уровня • Зубодробительный эндшпиль) • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Нам не помешает лишний ствол • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Степени двойки • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Публика — сволочь • Это плохо, понятно?
Городской портал |
---|
← |
Видеоигры |
---|
|