Асимметричный конфликт: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «Иногда в битве сходятся равные противники — с более-менее одинаковыми силами и общим подходом в вопросе того, как эти силы использовать. Такой конфликт можно назвать симметричным. Хорошим примером будут шахматы, хотя первый ход белых и здесь вносит не...»)
Строка 1: Строка 1:
Иногда в битве сходятся равные противники — с более-менее одинаковыми силами и общим подходом в вопросе того, как эти силы использовать. Такой конфликт можно назвать симметричным. Хорошим примером будут шахматы, хотя первый ход белых и здесь вносит некоторый дисбаланс. Чаще (особенно — в [[Реальная жизнь|реальной жизни]]) встречается ситуация, когда одна из сторон конфликта заметно сильнее другой по одному или нескольким параметрам. В этом случае победителя можно [[Избиение младенцев (метафора)|предсказать заранее]], поэтому люди не особенно любят следить за таким противостоянием. Гораздо больше интереса вызывает так называемый '''асимметричный конфликт''' — ситуация, когда у каждой стороны есть свои козыри, делающие её уникальной, так что результат их соперничества становится абсолютно непредсказуемым. Кто победит — более сильный боксёр или более подвижный и выносливый? Континентальная держава или колониальная империя? Слон или кит? Всевозможные [[версус]]ы целиком и полностью построены на интересе к этому явлению.
Иногда в битве сходятся равные противники — с более-менее одинаковыми силами и общим подходом в вопросе того, как эти силы использовать. Такой конфликт можно назвать симметричным. Хорошим примером будут шахматы, хотя первый ход белых и здесь вносит некоторый дисбаланс. Чаще (особенно — в [[Реальная жизнь|реальной жизни]]) встречается ситуация, когда одна из сторон конфликта заметно сильнее другой по одному или нескольким параметрам. В этом случае победителя можно [[Избиение младенцев (метафора)|предсказать заранее]], поэтому люди не особенно любят следить за таким противостоянием. Гораздо больше интереса вызывает так называемый '''асимметричный конфликт''' — ситуация, когда у каждой стороны есть свои козыри, делающие её уникальной, так что результат их соперничества становится абсолютно непредсказуемым. Кто победит — более сильный боксёр или более подвижный и выносливый? Континентальная держава или колониальная империя? Слон или кит? Всевозможные [[Версус|версусы]] целиком и полностью построены на интересе к этому явлению.


Частные случаи асимметричных конфликтов:
Частные случаи асимметричных конфликтов:
* [[Партизан]]ская война
 
* [[Магия против науки]]
 
* [[Планета бьёт Громадную Империю]]
* [[Партизан|Партизанская]] война
* [[Сила против магии]]
* [[Магия против науки|Магия против науки]]
* [[Стратег vs Тактик]]
* [[Планета бьёт Громадную Империю|Планета бьёт Громадную Империю]]
* [[Воин vs солдат]]
* [[Сила против магии|Сила против магии]]
* [[Монстр vs Власть]]
* [[Стратег vs Тактик|Стратег vs Тактик]]
* [[Плоть против машины]]
* [[Воин vs солдат|Воин vs солдат]]
* [[Злодей-андердог]]
* [[Монстр vs Власть|Монстр vs Власть]]
* [[Тараканья война]]
* [[Плоть против машины|Плоть против машины]]
* [[Злодей-андердог|Злодей-андердог]]
* [[Тараканья война|Тараканья война]]
 
 
== Примеры ==
== Примеры ==
=== [[Фольклор|Фольклор]] ===


=== [[Фольклор]] ===
* Битва кита со слоном.
* Битва кита со слоном.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература|Литература]] ===
* Классический случай в жанре фэнтези — [[Тёмный Властелин]] имеет более многочисленную и зачастую более умелую армию, но стоит ему умереть от рук героев, как Империя Зла [[Рушится царство кощеево|мгновенно разваливается]]. В этом случае Тёмная Сторона [[Жертва сверхцентрализации|расплачивается за силу и управляемость]] повышенной уязвимостью. «[[Властелин Колец]]» как яркий пример.
 
* Классический случай в жанре фэнтези — [[Тёмный Властелин|Тёмный Властелин]] имеет более многочисленную и зачастую более умелую армию, но стоит ему умереть от рук героев, как Империя Зла [[Рушится царство кощеево|мгновенно разваливается]]. В этом случае Тёмная Сторона [[Жертва сверхцентрализации|расплачивается за силу и управляемость]] повышенной уязвимостью. «[[Властелин Колец|Властелин Колец]]» как яркий пример.
* Весь жанр рыцарского романа (героического эпоса или богатырской былины) — об этом.
* Весь жанр рыцарского романа (героического эпоса или богатырской былины) — об этом.
* «[[Сильмариллион]]» — сильные и умелые, но (как правило) малочисленные, разобщённые эльфы и аданы против скованных жёсткой дисциплиной и усиленных [[Армия Чудовищ|боевыми чудовищами]] армий Моргота и Саурона.
* «[[Сильмариллион|Сильмариллион]]» — сильные и умелые, но (как правило) малочисленные, разобщённые эльфы и аданы против скованных жёсткой дисциплиной и усиленных [[Армия Чудовищ|боевыми чудовищами]] армий Моргота и Саурона.
* «[[Досье Дрездена]]» — численность Стражей Белого Совета в мирное время не превышала две сотни человек, но это были поголовно [[Колдун и воин|маги-воины]], прошедшие впечатляющую подготовку. Против них сражались тысячи [[вампир]]ов Красной Коллегии и ещё больше их смертных последователей, однако чародеям долгое время удавалось держать паритет.
* «[[Досье Дрездена|Досье Дрездена]]» — численность Стражей Белого Совета в мирное время не превышала две сотни человек, но это были поголовно [[Колдун и воин|маги-воины]], прошедшие впечатляющую подготовку. Против них сражались тысячи [[Вампир|вампиров]] Красной Коллегии и ещё больше их смертных последователей, однако чародеям долгое время удавалось держать паритет.
* «[[МИФы|МИФОтолкования]]» — предельный случай. Команда из семи магов и/или демонов против многотысячной армии обычных солдат. Учитывая способности первых и численность вторых, исход противостояния до самого конца был крайне неочевиден.
* «[[МИФы|МИФОтолкования]]» — предельный случай. Команда из семи магов и/или демонов против многотысячной армии обычных солдат. Учитывая способности первых и численность вторых, исход противостояния до самого конца был крайне неочевиден.
* «[[Хроники странного королевства]]» — количественное и качественное превосходство войск (а особенно — магов) Дельты Скаррон достаточно эффективно нейтрализовал сочетанием технического превосходства и монополии на магию (магоподавляющие излучатели, от которых «свои» имеют защиту). Даже после упокоения Скаррона его держава посыпалась отнюдь не сразу.
* «[[Хроники странного королевства|Хроники странного королевства]]» — количественное и качественное превосходство войск (а особенно — магов) Дельты Скаррон достаточно эффективно нейтрализовал сочетанием технического превосходства и монополии на магию (магоподавляющие излучатели, от которых «свои» имеют защиту). Даже после упокоения Скаррона его держава посыпалась отнюдь не сразу.
* «[[Меганезия]]» — становление. С одной стороны — мировой глобализм, имеющий многотысячный (если не более) перевес в военной силе и экономической мощи. С другой — сражающиеся за свой дом анархисты-нези с полным безразличием к навязываемыми глобалистами запретами на автономное вооружение, компактные производственные комплексы, атомные и биотехнологии. И имеющие значительно более качественный «гуманитарный ресурс».
* «[[Меганезия|Меганезия]]» — становление. С одной стороны — мировой глобализм, имеющий многотысячный (если не более) перевес в военной силе и экономической мощи. С другой — сражающиеся за свой дом анархисты-нези с полным безразличием к навязываемыми глобалистами запретами на автономное вооружение, компактные производственные комплексы, атомные и биотехнологии. И имеющие значительно более качественный «гуманитарный ресурс».
* «[[Архимаг]]» [[Метавселенная Рудазова|Рудазова]]. От начала до конца вся гранд-операция Креола {{спойлер|по завоеванию Лэнга}} вынужденно асимметрична в различных вариациях. В примерном приближении, обычно это либо противостояние небольшого сплочённого отряда друзей-единомышленников против полноценной империи, раздираемой внутренними противоречиями и интригами, либо битва группы хорошо подготовленных и хитроумных людей со сверхмогущественной, но тупой божественной/демонической сущностью.
* «[[Архимаг|Архимаг]]» [[Метавселенная Рудазова|Рудазова]]. От начала до конца вся гранд-операция Креола {{spoiler|1=по завоеванию Лэнга}} вынужденно асимметрична в различных вариациях. В примерном приближении, обычно это либо противостояние небольшого сплочённого отряда друзей-единомышленников против полноценной империи, раздираемой внутренними противоречиями и интригами, либо битва группы хорошо подготовленных и хитроумных людей со сверхмогущественной, но тупой божественной/демонической сущностью.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино|Кино]] ===
* [[Avatar]] — «дикарская» [[Биологическая цивилизация|биоцивилизация]] Пандоры против высокоразвитых, но слабо мотивированных наёмников-землян.
 
* [[Marvel Cinematic Universe]] — все фильмы про Мстителей, кроме «Противостояния» aka «Гражданской войны». Команде героев противостоит либо один суперзлодей, либо целая куча менее сильных противников, но не другая команда «суперов».
* [[Avatar|Avatar]] — «дикарская» [[Биологическая цивилизация|биоцивилизация]] Пандоры против высокоразвитых, но слабо мотивированных наёмников-землян.
* [[Звёздные войны]] — крайне редко «тёмные» и «светлые» обладают более-менее равными силами, чаще всего одна сторона имеет решающее превосходство, к которому другой стороне приходится как-то приспосабливаться. Например, ситхи-бейниты в условиях, когда их было двое против тысяч джедаев и всей [[Star Wars/Galactic Republic|Старой Республики]] сделали ставку на скрытность, интриги и разваливание противника изнутри. Во время Галактической гражданской войны в условиях господства [[Star Wars/Empire|Галактической Империи]] [[Star Wars/Alliance to Restore the Republic|повстанцы]] применяли тактику «ударил-убежал».
* [[Marvel Cinematic Universe|Marvel Cinematic Universe]] — все фильмы про Мстителей, кроме «Противостояния» aka «Гражданской войны». Команде героев противостоит либо один суперзлодей, либо целая куча менее сильных противников, но не другая команда «суперов».
* [[Звёздные войны|Звёздные войны]] — крайне редко «тёмные» и «светлые» обладают более-менее равными силами, чаще всего одна сторона имеет решающее превосходство, к которому другой стороне приходится как-то приспосабливаться. Например, ситхи-бейниты в условиях, когда их было двое против тысяч джедаев и всей [[Star Wars/Galactic Republic|Старой Республики]] сделали ставку на скрытность, интриги и разваливание противника изнутри. Во время Галактической гражданской войны в условиях господства [[Star Wars/Empire|Галактической Империи]] [[Star Wars/Alliance to Restore the Republic|повстанцы]] применяли тактику «ударил-убежал».
* Звездные врата- у Таури максимум 4 космических корабля. У противников обычно больше.
* Звездные врата- у Таури максимум 4 космических корабля. У противников обычно больше.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы|Комиксы]] ===
* Вторая Мировая война по версии [[Marvel Comics]] — американские и английские супергерои против полчищ нацистских вояк, в большинстве своем не отличающихся умом и сообразительностью. При этом союзные супергерои потому и супер, что обладают суперсилами, а нацистские суперзлодеи, в большинстве своем, таковых не имеют и, в лучшем случае, полагаются на технические примочки. Особенно показателен комикс «Дюжина», в котором заглавный отряд супергероев, не встречая никакого достойного сопротивления, прорвался в Берлин задолго до советских войск и почти что взял немецкую столицу, но попался в ловушку нацистов и был забыт на много лет.


=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] ===
* Вторая Мировая война по версии [[Marvel Comics|Marvel Comics]] — американские и английские супергерои против полчищ нацистских вояк, в большинстве своем не отличающихся умом и сообразительностью. При этом союзные супергерои потому и супер, что обладают суперсилами, а нацистские суперзлодеи, в большинстве своем, таковых не имеют и, в лучшем случае, полагаются на технические примочки. Особенно показателен комикс «Дюжина», в котором заглавный отряд супергероев, не встречая никакого достойного сопротивления, прорвался в Берлин задолго до советских войск и почти что взял немецкую столицу, но попался в ловушку нацистов и был забыт на много лет.
* [[Code Geass]] — Лелуш и японское сопротивление против Священной Британской Империи, сильнейшей из трёх сверхдержав, занимающей чуть ли не треть всего мира. Подсвечено (с одновременным вдавливанием педали в пол) во втором сезоне, когда {{spoiler|воскресший Зеро объявил о повторном создании Соединённых Штатов Японии... в размере одной комнаты китайского консульства.}}
 
* [[Hellsing]] — Девятый Крестовый поход. По подсчётам Майора, в нём участвуют, с одной стороны, 572 вампира Последнего Батальона, с другой, 2975 элитных рыцарей Ватикана, а с третьей, организация «Хеллсинг» в составе {{spoiler|трёх бойцов.}} Что характерно, {{spoiler|побеждают в итоге именно последние, крестоносцы несут большие потери и вынуждены отступить, а вампиры-нацисты так и вовсе оказываются вырезаны до последнего солдата.}}
=== [[Аниме|Аниме]], [[Манга|манга]], [[Ранобэ|ранобэ]] ===
 
* [[Code Geass|Code Geass]] — Лелуш и японское сопротивление против Священной Британской Империи, сильнейшей из трёх сверхдержав, занимающей чуть ли не треть всего мира. Подсвечено (с одновременным вдавливанием педали в пол) во втором сезоне, когда {{spoiler|1=воскресший Зеро объявил о повторном создании Соединённых Штатов Японии... в размере одной комнаты китайского консульства.}}
* [[Hellsing|Hellsing]] — Девятый Крестовый поход. По подсчётам Майора, в нём участвуют, с одной стороны, 572 вампира Последнего Батальона, с другой, 2975 элитных рыцарей Ватикана, а с третьей, организация «Хеллсинг» в составе {{spoiler|1=трёх бойцов.}} Что характерно, {{spoiler|1=побеждают в итоге именно последние, крестоносцы несут большие потери и вынуждены отступить, а вампиры-нацисты так и вовсе оказываются вырезаны до последнего солдата.}}
** Это не считая британской армии, которая тоже приняла посильное участие в защите Лондона, хотя особой эффективности не показала.
** Это не считая британской армии, которая тоже приняла посильное участие в защите Лондона, хотя особой эффективности не показала.
* [[Noragami]] — на первый взгляд таким кажется конфликт Бишамон и Ято. Первая — одна из самых сильных и наиболее почитаемых ками, с целым кланом Регалий; второй же — никому не известный божок с одной Регалией и без единого храма. Вот только Ято {{spoiler|на самом деле бог разрушения Ябоку, который, среди всего прочего, один раз уже вырезал почти весь клан Бишамон.}}
* [[Noragami|Noragami]] — на первый взгляд таким кажется конфликт Бишамон и Ято. Первая — одна из самых сильных и наиболее почитаемых ками, с целым кланом Регалий; второй же — никому не известный божок с одной Регалией и без единого храма. Вот только Ято {{spoiler|1=на самом деле бог разрушения Ябоку, который, среди всего прочего, один раз уже вырезал почти весь клан Бишамон.}}
** В манге Бишамон, в свою очередь, {{spoiler|в одиночку выходит против всего воинства ками. Не побеждает, но выжить ей удаётся.}}
** В манге Бишамон, в свою очередь, {{spoiler|1=в одиночку выходит против всего воинства ками. Не побеждает, но выжить ей удаётся.}}
* [[Naruto]] — Четвёртая Мировая война шиноби, в которой на одной стороне выступила объединённая армия пяти Скрытых Деревень и Страны Железа, а на другой — {{spoiler|Тоби и Дзэцу. Справедливости ради, на их стороне также выступает армия Белых Дзэцу и воскрешённые с помощью Эдо Тенсей шиноби.}}
* [[Naruto|Naruto]] — Четвёртая Мировая война шиноби, в которой на одной стороне выступила объединённая армия пяти Скрытых Деревень и Страны Железа, а на другой — {{spoiler|1=Тоби и Зетсу. Справедливости ради, на их стороне также выступают Белые Зетсу и воскрешённые с помощью Эдо Тенсей шиноби.}}
* [[Shingeki no Kyojin]] — первоначально так выглядит конфликт человечества, запертого за стенами, с захватившими планету титанами. Позднее — {{spoiler|конфликт Парадиса с Марли, причём на стороне последних выступает большинство стран мира.}}
* [[Shingeki no Kyojin|Shingeki no Kyojin]] — первоначально так выглядит конфликт человечества, запертого за стенами, с захватившими планету титанами. Позднее — {{spoiler|1=конфликт Парадиса с Марли, причём на стороне последних выступает большинство стран мира.}}
 
=== [[Видеоигры|Видеоигры]] ===


=== [[Видеоигры]] ===
* [[Age of Wonders|Age of Wonders III]] — разница в классе героя-правителя затрагивает не только его магические возможности и спектр доступных войск, но и гораздо менее очевидные вещи вроде политики с экономикой. В наибольшей степени тут выделяется некромант (отсутствие у мёртвых потребности в еде или развлечениях очень меняет стиль игры), однако гном-технократ и гном-военачальник тоже очень сильно различаются в плане оптимальной стратегии.
* [[Age of Wonders|Age of Wonders III]] — разница в классе героя-правителя затрагивает не только его магические возможности и спектр доступных войск, но и гораздо менее очевидные вещи вроде политики с экономикой. В наибольшей степени тут выделяется некромант (отсутствие у мёртвых потребности в еде или развлечениях очень меняет стиль игры), однако гном-технократ и гном-военачальник тоже очень сильно различаются в плане оптимальной стратегии.
* [[Disciples]] — классическим боевым действиям правителя-военачальника [[Лидер и маг|Верховный Маг]] мог противопоставить бомбардировку заклинаниями и непрерывный [[Я и моя армия|призыв существ]] на стратегическую карту, а [[Криминальный барон|глава]] [[Гильдия Воров|Гильдии]] — диверсионно-партизанскую тактику с отравлением колодцев и убийствами исподтишка при помощи воров.
* [[Disciples|Disciples]] — классическим боевым действиям правителя-военачальника [[Лидер и маг|Верховный Маг]] мог противопоставить бомбардировку заклинаниями и непрерывный [[Я и моя армия|призыв существ]] на стратегическую карту, а [[Криминальный барон|глава]] [[Гильдия Воров|Гильдии]] — диверсионно-партизанскую тактику с отравлением колодцев и убийствами исподтишка при помощи воров.
* [[StarCraft]] — по сюжету, стороны конфликта предельно асимметричны: [[биологическая цивилизация]] космических жуков, [[Техномагия|техномагическое]] кастовое общество [[Гордая и воинственная раса|благородных воинов]] и техногенная цивилизация людей, близкая к современной по образу мышления. В геймплее различия выражены ярко, но всё же не настолько сильно.
* [[StarCraft|StarCraft]] — по сюжету, стороны конфликта предельно асимметричны: [[Биологическая цивилизация|биологическая цивилизация]] космических жуков, [[Техномагия|техномагическое]] кастовое общество [[Гордая и воинственная раса|благородных воинов]] и техногенная цивилизация людей, близкая к современной по образу мышления. В геймплее различия выражены ярко, но всё же не настолько сильно.
* [[Sword of the Stars]] — у каждой стороны свой уникальный способ путешествий в космосе, во многом определяющий стратегию развития и тактику боя.
* [[Sword of the Stars|Sword of the Stars]] — у каждой стороны свой уникальный способ путешествий в космосе, во многом определяющий стратегию развития и тактику боя.
* «Герои уничтоженных империй» в начале мультиплеерного матча давали игроку выбор — оставить себе героя и качать его как в РПГ или использовать свиток призыва крестьян, «выключающий» героя на полчаса, и строить базу как в других [[RTS]]. Таким образом, два человека могли играть в совершенно разные игры, соревнуясь при этом друг с другом.
* «Герои уничтоженных империй» в начале мультиплеерного матча давали игроку выбор — оставить себе героя и качать его как в РПГ или использовать свиток призыва крестьян, «выключающий» героя на полчаса, и строить базу как в других [[RTS|RTS]]. Таким образом, два человека могли играть в совершенно разные игры, соревнуясь при этом друг с другом.
* «[[Ведьмак 3: Дикая Охота]]» — именно в таком ключе представлено противостояние Редании (более слабой, но более сплочённой, а также возглавляемой [[Сумасшедший гений|гениальным безумцем]] Радовидом Свирепым) и Нильфгаарда (более сильного, но раздираемого партизанским движением и [[Дом разделённый|внутренними проблемами]]).
* «[[Ведьмак 3: Дикая Охота|Ведьмак 3: Дикая Охота]]» — именно в таком ключе представлено противостояние Редании (более слабой, но более сплочённой, а также возглавляемой [[Сумасшедший гений|гениальным безумцем]] Радовидом Свирепым) и Нильфгаарда (более сильного, но раздираемого партизанским движением и [[Дом разделённый|внутренними проблемами]]).
* [[Stellaris]] — в старой версии, когда были разные способы ССД, такими были большинства войн: пока одни флоты летали варпом/гипером к цели, другие червоточинами прыгали к ней, уничтожали, прыгали обратно и делали очередной прыжок к следующей, но стоило потерять генератор червоточин, так застревали в системе и уже варп/гиперы летели где угодно безпрепятственно и уничтожали строительные корабли, чтобы они не поставили новые генераторы. Подобное делало пограничные аванпосты и контрольные позиции практически бессмысленным (таким ограничениям подвергался только гипер), а стратегическое значение приобретали только системы с заселенными планетами либо генераторами червоточин.
* [[Stellaris|Stellaris]] — в старой версии, когда были разные способы ССД, такими были большинства войн: пока одни флоты летали варпом/гипером к цели, другие червоточинами прыгали к ней, уничтожали, прыгали обратно и делали очередной прыжок к следующей, но стоило потерять генератор червоточин, так застревали в системе и уже варп/гиперы летели где угодно безпрепятственно и уничтожали строительные корабли, чтобы они не поставили новые генераторы. Подобное делало пограничные аванпосты и контрольные позиции практически бессмысленным (таким ограничениям подвергался только гипер), а стратегическое значение приобретали только системы с заселенными планетами либо генераторами червоточин.
* [[Ascendancy]] — у каждого вида есть своё «дао», познание которого заметно разбавляет унылую непобедимость: эффективное использование спецспособностей зачастую бывает весьма нетривиальным.
* [[Ascendancy (страница не существует)|Ascendancy]] — у каждого вида есть своё «дао», познание которого заметно разбавляет унылую непобедимость: эффективное использование спецспособностей зачастую бывает весьма нетривиальным.
* [[Rogue Trooper]] — у юга ставка идёт на генетически модифицированую пехоту (способную находиться на планете без скафандров) и её обмундирование. У армии севера пехота воюет в вырвиглазных и неудобных скафандрах (вооружение тоже так себе), зато в плане техники, роботостроения и флота у них явное преимущество.
* [[Rogue Trooper (страница не существует)|Rogue Trooper]] — у юга ставка идёт на генетически модифицированую пехоту (способную находиться на планете без скафандров) и её обмундирование. У армии севера пехота воюет в вырвиглазных и неудобных скафандрах (вооружение тоже так себе), зато в плане техники, роботостроения и флота у них явное преимущество.
 
=== [[Настольные игры|Настольные игры]] ===


=== [[Настольные игры]] ===
* Асимметричные [[Не шахматы|шахматные варианты]], такие как «Махараджа» (белая суперфигура против всей чёрной армии), «Шахматы Дансени» (обычный набор фигур против 32 пешек) и т. д.
* Асимметричные [[Не шахматы|шахматные варианты]], такие как «Махараджа» (белая суперфигура против всей чёрной армии), «Шахматы Дансени» (обычный набор фигур против 32 пешек) и т. д.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь|Реальная жизнь]] ===
* [[Римская Империя]] на протяжении всей своей истории.
 
* [[Римская Империя|Римская Империя]] на протяжении всей своей истории.
** [[Пуническая война|Пунические войны]] — у Карфагена было золото, превосходный морской флот и обширная сеть колоний, у Рима — более прогрессивная тактика строевого боя, чуть меньше внутренних склок и не настолько растянутые коммуникации. Борьба шла долгая и упорная, но выиграли римляне.
** [[Пуническая война|Пунические войны]] — у Карфагена было золото, превосходный морской флот и обширная сеть колоний, у Рима — более прогрессивная тактика строевого боя, чуть меньше внутренних склок и не настолько растянутые коммуникации. Борьба шла долгая и упорная, но выиграли римляне.
** Войны с варварами — римская дисциплина, подготовка и логистика против фактора «родной земли» и, в более поздние времена, массового применения кавалерии. Результат получался разный, от обширных завоеваний Юлия Цезаря до печально знаменитого «Вар, верни легионы!».
** Войны с варварами — римская дисциплина, подготовка и логистика против фактора «родной земли» и, в более поздние времена, массового применения кавалерии. Результат получался разный, от обширных завоеваний Юлия Цезаря до печально знаменитого «Вар, верни легионы!».
Строка 66: Строка 77:
** Справедливости ради, на стороне конкистадоров всегда было гораздо больше народу, чем одни лишь европейцы — они активно набирали союзников из местных племён.
** Справедливости ради, на стороне конкистадоров всегда было гораздо больше народу, чем одни лишь европейцы — они активно набирали союзников из местных племён.
** А вот огнестрел был не всегда, как, например, во всё-таки выигранной Битве при Отумбе.
** А вот огнестрел был не всегда, как, например, во всё-таки выигранной Битве при Отумбе.
* [[Война во Вьетнаме]] — технологическое и финансовое превосходство Америки против фактора «родной земли» и ''гораздо'' более высокого боевого духа (в смысле готовности воевать до последней капли крови) у вьетнамцев, которые даже с поддержкой СССР и Китая были далеко не ровня американцам по части матобеспечения.
* [[Война во Вьетнаме|Война во Вьетнаме]] — технологическое и финансовое превосходство Америки против фактора «родной земли» и ''гораздо'' более высокого боевого духа (в смысле готовности воевать до последней капли крови) у вьетнамцев, которые даже с поддержкой СССР и Китая были далеко не ровня американцам по части матобеспечения.
** [[Англо-бурская война]] — аналогично, но с прикрученным фитильком: британское превосходство в финансах и численности против фактора «родной земли» у буров (а вот с боевым духом у них было весьма неоднозначно).
** [[Англо-бурская война|Англо-бурская война]] — аналогично, но с прикрученным фитильком: британское превосходство в финансах и численности против фактора «родной земли» у буров (а вот с боевым духом у них было весьма неоднозначно).
* Так называемый асимметричный ответ в гонке вооружений — не состязаться с противником в той области, где он силён, а бросить силы на разработку специализированных мер противодействия. Например, советские истребители после войны отставали от американских, но СССР предпочёл сделать акцент на зенитные комплексы, и вложение получилось настолько удачным, что разработанная ещё в шестидесятых «Шилка» до сих пор не до конца утратила актуальность, а на её основе потом сделали «Тунгуску» и «Панцирь».
* Так называемый асимметричный ответ в гонке вооружений — не состязаться с противником в той области, где он силён, а бросить силы на разработку специализированных мер противодействия. Например, советские истребители после войны отставали от американских, но СССР предпочёл сделать акцент на зенитные комплексы, и вложение получилось настолько удачным, что разработанная ещё в шестидесятых «Шилка» до сих пор не до конца утратила актуальность, а на её основе потом сделали «Тунгуску» и «Панцирь».


{{Nav/Military}}
[[Категория:Армия и военное дело]]
{{Nav/Games}}
[[Категория:Игры]]

Версия 01:47, 31 марта 2022

Иногда в битве сходятся равные противники — с более-менее одинаковыми силами и общим подходом в вопросе того, как эти силы использовать. Такой конфликт можно назвать симметричным. Хорошим примером будут шахматы, хотя первый ход белых и здесь вносит некоторый дисбаланс. Чаще (особенно — в реальной жизни) встречается ситуация, когда одна из сторон конфликта заметно сильнее другой по одному или нескольким параметрам. В этом случае победителя можно предсказать заранее, поэтому люди не особенно любят следить за таким противостоянием. Гораздо больше интереса вызывает так называемый асимметричный конфликт — ситуация, когда у каждой стороны есть свои козыри, делающие её уникальной, так что результат их соперничества становится абсолютно непредсказуемым. Кто победит — более сильный боксёр или более подвижный и выносливый? Континентальная держава или колониальная империя? Слон или кит? Всевозможные версусы целиком и полностью построены на интересе к этому явлению.

Частные случаи асимметричных конфликтов:



Примеры

Фольклор

  • Битва кита со слоном.

Литература

  • Классический случай в жанре фэнтези — Тёмный Властелин имеет более многочисленную и зачастую более умелую армию, но стоит ему умереть от рук героев, как Империя Зла мгновенно разваливается. В этом случае Тёмная Сторона расплачивается за силу и управляемость повышенной уязвимостью. «Властелин Колец» как яркий пример.
  • Весь жанр рыцарского романа (героического эпоса или богатырской былины) — об этом.
  • «Сильмариллион» — сильные и умелые, но (как правило) малочисленные, разобщённые эльфы и аданы против скованных жёсткой дисциплиной и усиленных боевыми чудовищами армий Моргота и Саурона.
  • «Досье Дрездена» — численность Стражей Белого Совета в мирное время не превышала две сотни человек, но это были поголовно маги-воины, прошедшие впечатляющую подготовку. Против них сражались тысячи вампиров Красной Коллегии и ещё больше их смертных последователей, однако чародеям долгое время удавалось держать паритет.
  • «МИФОтолкования» — предельный случай. Команда из семи магов и/или демонов против многотысячной армии обычных солдат. Учитывая способности первых и численность вторых, исход противостояния до самого конца был крайне неочевиден.
  • «Хроники странного королевства» — количественное и качественное превосходство войск (а особенно — магов) Дельты Скаррон достаточно эффективно нейтрализовал сочетанием технического превосходства и монополии на магию (магоподавляющие излучатели, от которых «свои» имеют защиту). Даже после упокоения Скаррона его держава посыпалась отнюдь не сразу.
  • «Меганезия» — становление. С одной стороны — мировой глобализм, имеющий многотысячный (если не более) перевес в военной силе и экономической мощи. С другой — сражающиеся за свой дом анархисты-нези с полным безразличием к навязываемыми глобалистами запретами на автономное вооружение, компактные производственные комплексы, атомные и биотехнологии. И имеющие значительно более качественный «гуманитарный ресурс».
  • «Архимаг» Рудазова. От начала до конца вся гранд-операция Креола по завоеванию Лэнга вынужденно асимметрична в различных вариациях. В примерном приближении, обычно это либо противостояние небольшого сплочённого отряда друзей-единомышленников против полноценной империи, раздираемой внутренними противоречиями и интригами, либо битва группы хорошо подготовленных и хитроумных людей со сверхмогущественной, но тупой божественной/демонической сущностью.

Кино

  • Avatar — «дикарская» биоцивилизация Пандоры против высокоразвитых, но слабо мотивированных наёмников-землян.
  • Marvel Cinematic Universe — все фильмы про Мстителей, кроме «Противостояния» aka «Гражданской войны». Команде героев противостоит либо один суперзлодей, либо целая куча менее сильных противников, но не другая команда «суперов».
  • Звёздные войны — крайне редко «тёмные» и «светлые» обладают более-менее равными силами, чаще всего одна сторона имеет решающее превосходство, к которому другой стороне приходится как-то приспосабливаться. Например, ситхи-бейниты в условиях, когда их было двое против тысяч джедаев и всей Старой Республики сделали ставку на скрытность, интриги и разваливание противника изнутри. Во время Галактической гражданской войны в условиях господства Галактической Империи повстанцы применяли тактику «ударил-убежал».
  • Звездные врата- у Таури максимум 4 космических корабля. У противников обычно больше.

Комиксы

  • Вторая Мировая война по версии Marvel Comics — американские и английские супергерои против полчищ нацистских вояк, в большинстве своем не отличающихся умом и сообразительностью. При этом союзные супергерои потому и супер, что обладают суперсилами, а нацистские суперзлодеи, в большинстве своем, таковых не имеют и, в лучшем случае, полагаются на технические примочки. Особенно показателен комикс «Дюжина», в котором заглавный отряд супергероев, не встречая никакого достойного сопротивления, прорвался в Берлин задолго до советских войск и почти что взял немецкую столицу, но попался в ловушку нацистов и был забыт на много лет.

Аниме, манга, ранобэ

  • Code Geass — Лелуш и японское сопротивление против Священной Британской Империи, сильнейшей из трёх сверхдержав, занимающей чуть ли не треть всего мира. Подсвечено (с одновременным вдавливанием педали в пол) во втором сезоне, когда воскресший Зеро объявил о повторном создании Соединённых Штатов Японии... в размере одной комнаты китайского консульства.
  • Hellsing — Девятый Крестовый поход. По подсчётам Майора, в нём участвуют, с одной стороны, 572 вампира Последнего Батальона, с другой, 2975 элитных рыцарей Ватикана, а с третьей, организация «Хеллсинг» в составе трёх бойцов. Что характерно, побеждают в итоге именно последние, крестоносцы несут большие потери и вынуждены отступить, а вампиры-нацисты так и вовсе оказываются вырезаны до последнего солдата.
    • Это не считая британской армии, которая тоже приняла посильное участие в защите Лондона, хотя особой эффективности не показала.
  • Noragami — на первый взгляд таким кажется конфликт Бишамон и Ято. Первая — одна из самых сильных и наиболее почитаемых ками, с целым кланом Регалий; второй же — никому не известный божок с одной Регалией и без единого храма. Вот только Ято на самом деле бог разрушения Ябоку, который, среди всего прочего, один раз уже вырезал почти весь клан Бишамон.
    • В манге Бишамон, в свою очередь, в одиночку выходит против всего воинства ками. Не побеждает, но выжить ей удаётся.
  • Naruto — Четвёртая Мировая война шиноби, в которой на одной стороне выступила объединённая армия пяти Скрытых Деревень и Страны Железа, а на другой — Тоби и Зетсу. Справедливости ради, на их стороне также выступают Белые Зетсу и воскрешённые с помощью Эдо Тенсей шиноби.
  • Shingeki no Kyojin — первоначально так выглядит конфликт человечества, запертого за стенами, с захватившими планету титанами. Позднее — конфликт Парадиса с Марли, причём на стороне последних выступает большинство стран мира.

Видеоигры

  • Age of Wonders III — разница в классе героя-правителя затрагивает не только его магические возможности и спектр доступных войск, но и гораздо менее очевидные вещи вроде политики с экономикой. В наибольшей степени тут выделяется некромант (отсутствие у мёртвых потребности в еде или развлечениях очень меняет стиль игры), однако гном-технократ и гном-военачальник тоже очень сильно различаются в плане оптимальной стратегии.
  • Disciples — классическим боевым действиям правителя-военачальника Верховный Маг мог противопоставить бомбардировку заклинаниями и непрерывный призыв существ на стратегическую карту, а глава Гильдии — диверсионно-партизанскую тактику с отравлением колодцев и убийствами исподтишка при помощи воров.
  • StarCraft — по сюжету, стороны конфликта предельно асимметричны: биологическая цивилизация космических жуков, техномагическое кастовое общество благородных воинов и техногенная цивилизация людей, близкая к современной по образу мышления. В геймплее различия выражены ярко, но всё же не настолько сильно.
  • Sword of the Stars — у каждой стороны свой уникальный способ путешествий в космосе, во многом определяющий стратегию развития и тактику боя.
  • «Герои уничтоженных империй» в начале мультиплеерного матча давали игроку выбор — оставить себе героя и качать его как в РПГ или использовать свиток призыва крестьян, «выключающий» героя на полчаса, и строить базу как в других Стратегия в реальном времени. Таким образом, два человека могли играть в совершенно разные игры, соревнуясь при этом друг с другом.
  • «Ведьмак 3: Дикая Охота» — именно в таком ключе представлено противостояние Редании (более слабой, но более сплочённой, а также возглавляемой гениальным безумцем Радовидом Свирепым) и Нильфгаарда (более сильного, но раздираемого партизанским движением и внутренними проблемами).
  • Stellaris — в старой версии, когда были разные способы ССД, такими были большинства войн: пока одни флоты летали варпом/гипером к цели, другие червоточинами прыгали к ней, уничтожали, прыгали обратно и делали очередной прыжок к следующей, но стоило потерять генератор червоточин, так застревали в системе и уже варп/гиперы летели где угодно безпрепятственно и уничтожали строительные корабли, чтобы они не поставили новые генераторы. Подобное делало пограничные аванпосты и контрольные позиции практически бессмысленным (таким ограничениям подвергался только гипер), а стратегическое значение приобретали только системы с заселенными планетами либо генераторами червоточин.
  • Ascendancy — у каждого вида есть своё «дао», познание которого заметно разбавляет унылую непобедимость: эффективное использование спецспособностей зачастую бывает весьма нетривиальным.
  • Rogue Trooper — у юга ставка идёт на генетически модифицированую пехоту (способную находиться на планете без скафандров) и её обмундирование. У армии севера пехота воюет в вырвиглазных и неудобных скафандрах (вооружение тоже так себе), зато в плане техники, роботостроения и флота у них явное преимущество.

Настольные игры

  • Асимметричные шахматные варианты, такие как «Махараджа» (белая суперфигура против всей чёрной армии), «Шахматы Дансени» (обычный набор фигур против 32 пешек) и т. д.

Реальная жизнь

  • Римская Империя на протяжении всей своей истории.
    • Пунические войны — у Карфагена было золото, превосходный морской флот и обширная сеть колоний, у Рима — более прогрессивная тактика строевого боя, чуть меньше внутренних склок и не настолько растянутые коммуникации. Борьба шла долгая и упорная, но выиграли римляне.
    • Войны с варварами — римская дисциплина, подготовка и логистика против фактора «родной земли» и, в более поздние времена, массового применения кавалерии. Результат получался разный, от обширных завоеваний Юлия Цезаря до печально знаменитого «Вар, верни легионы!».
  • Гибель Ацтекской империи — немногочисленные отряды европейских головорезов с кавалерией и огнестрелом против огромного, воинственного, но отвратительно управляемого и ненавидимого всеми соседями государства с технологиями времён неолита. Будь конкистадоров хоть немного побольше, исход конфликта выглядел бы гораздо более закономерным, однако ацтеки проявили просто фантастическую некомпетентность.
    • Справедливости ради, на стороне конкистадоров всегда было гораздо больше народу, чем одни лишь европейцы — они активно набирали союзников из местных племён.
    • А вот огнестрел был не всегда, как, например, во всё-таки выигранной Битве при Отумбе.
  • Война во Вьетнаме — технологическое и финансовое превосходство Америки против фактора «родной земли» и гораздо более высокого боевого духа (в смысле готовности воевать до последней капли крови) у вьетнамцев, которые даже с поддержкой СССР и Китая были далеко не ровня американцам по части матобеспечения.
    • Англо-бурская война — аналогично, но с прикрученным фитильком: британское превосходство в финансах и численности против фактора «родной земли» у буров (а вот с боевым духом у них было весьма неоднозначно).
  • Так называемый асимметричный ответ в гонке вооружений — не состязаться с противником в той области, где он силён, а бросить силы на разработку специализированных мер противодействия. Например, советские истребители после войны отставали от американских, но СССР предпочёл сделать акцент на зенитные комплексы, и вложение получилось настолько удачным, что разработанная ещё в шестидесятых «Шилка» до сих пор не до конца утратила актуальность, а на её основе потом сделали «Тунгуску» и «Панцирь».