Монстр vs Власть

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« А ещё я почему-то представил государственные заказы в мире ведьмака. Король обявил тендер на убийство стрыги, а ведьмаки бегают в мыле, проводят 10 000 совещаний и собирают телегу документации, но всё равно проигрывают, потому что тендер устраивали специально под школу Кота.

А школа Кота нанимает самых дешёвых Аликрских воинов на субподряд. Те ни хрена не умеют, в бой не рвутся и фейлят все сроки. В итоге стрыга умирает от старости

»
— Юрий Силоч

При вторжении мистического ужаса часто оказывается, что всем пофигу. Часто, но не всегда — в некоторых произведениях соответствующие государственные органы все же реагируют, с тем или иным успехом.

Под троп попадают случаи его прямого столкновения с армией, полицией и спецслужбами, либо хотя бы намёка на возможность такового. Если они безрезультатны, то это копы против пришельцев. Если достаточно издать соответствующий закон, то это всесильная бюрократия.

Противотроп: Сюжетная изоляция, когда властям до фонаря на всех монстров в округе.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Стандартная для сказок схема — для решения проблемы король объявляет, выражаясь по-современному, тендер.
  • В детских страшных историях милиция иногда вмешивается и побеждает монстров.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Владислав Крапивин, «Серебристое дерево с поющим котом» — не против монстров, но милиция действительно может проходить на территории, закрытые защитными заклинаниями, и те их не удерживают. Домовой Пим-Копытыч по этому поводу так и сказал, что на милицию заклятья не действуют. Впрочем, младший лейтенант Кутузкин Кутузов, хоть и смог преодолеть заклинание, под его действие частично попал: сказано было: «Кто найдёт сюда пролаз, совы клюнут в левый глаз» — и у него вправду левый глаз покраснел и распух. В конце книги, кстати, он получил повышение, поймав в заброшенном метро какое-то чудище или мутанта, — так что и против настоящих монстров годится.
  • Александр Бушков, «А. С. Секретная миссия» — в Российской империи существует секретная служба по борьбе со сверхъестественным злом.
  • Сергей Лукьяненко, «Дневной дозор» — рассуждения о том, что если Сумеречный Дракон Фафнир всё-таки воскреснет, то современные системы ПВО не дадут ему ни малейших шансов.
    • В одном из рассказов по той же вселенной показано, что как минимум части спецслужб России известно про магических коллег и они посильно помогают их в борьбе с нарушителями маскарада.
  • Ник Перумов, «Алмазный меч, деревянный меч» — даже не один монстр, а массовое, глобальное вторжение в мир Мельин монстров, именующих себя «Строителями Пути». Абсолютное большинство власть предержащих магов из орденов Радуги участвовало в сдерживании этого вторжения, и именно поэтому Императору удалось преуспеть в своём мятеже. По сути, он ударил Радугу в самый неудобный для неё момент. Когда в конце дилогии это становится известно, а истинный масштаб бедствия — понятен, радоваться победе молодого ретивого правителя над героически защищавшими мир и получившими удар в спину магами становится даже как-то неудобно…
  • Дмитрий Громов, «Путь проклятых» — вампирам противодействует специальный отдел Интерпола.
  • Серебряков, Уланов, «Серебро и свинец» — инверсия. В мир магов под зелёным солнцем вторгаются США и СССР, тамошняя феодальная власть противостоит как умеет.
  • Илья Масодов:
    • «Сладость губ твоих нежных» — для уничтожения Снегурочки высылают группу спецназа. Одно из немногих мест в творчестве автора, где фигурирует персонаж «я».
      • Учитывая, что за Снегурочкой охотятся не простые силовики, а кто-то засекреченный и с подготовкой, а также то, что поступающий на такую службу человек наверняка должен расстаться с прошлой жизнью MIB-style, можно предположить, что Снегурочку в конце упокаивает её «репрессированный» отец.
    • «Ключ от бездны» — зомби-апокалипсис силами одной свежеиспечённой хозяйки кладбища. В принципе, власти даже почти побеждают… Но Юрий Гагарин успевает забрать дочку сотоварищи туда, куда не дотянется христианский боженька.
  • А. Белянин — цикл «Тайный сыск царя Гороха». Милиционер самый обыкновенный, среднероссийский. А преступность местная, сказочно-лубочная.

Зарубежная[править]

  • Герберт Уэллс «Война миров» — эпическое сражение британского флота с марсианскими треножниками.
  • Стивен Кинг, «Необходимые вещи» — в итоге демона изгоняет местный шериф (хотя неясно, насколько это связано с занимаемой должностью, а насколько с его личными качествами).
  • Эрик Рассел, «Будничная работа» — пришельцу-гипнотизёру успешно противостоят обычные властные структуры города. Возможность внушать свидетелям всё, что угодно — это, конечно, хорошо, но следственные методы одним только опросом свидетелей не ограничиваются, да и к выстрелу из снайперки злодей оказался куда как уязвим.
  • Клайв Баркер:
    • «Племя тьмы» (+экранизация) — напрямую: есть монстры (настоящие), есть власть. Последняя, пожалуй, похуже будет.
    • «Сотканный мир» — зигзагом: в фантазии главмента чудаки-эскаписты представляются опасными монстрами. Постепенно крыша у мента съезжает напрочь, и монстром (хоть и не мистическим) становится он сам.
    • «Rawhead Rex» — полиция играет свою, пусть и не особо значительную роль в борьбе с первобытной жутью во плоти.

Кино[править]

  • Фильмы о кайдзю без армии пушечного мяса и хотя бы одного заседания политиков — не фильмы о кайдзю!
  • «Джиперс Криперс» — герои, преследуемые демоном, добегают до полицейского участка… и обнаруживают, что полиция против него так же бессильна.
  • «Колыбельная» — вампиры не боятся полиции и готовы к вооружённому столкновению (но до него не доходит).
  • «Зомби по имени Шон» — прибывшие войска легко уничтожают всех зомби и обеспечивают хэппи-энд.
  • «Мгла» — армия оказалась сильнее монстров из параллельного измерения. По крайней мере, сильнее ограниченного числа монстров — намекается что прорыв был закрыт, но и у армии есть куда более мощные средства для зачистки неудачных экспериментов чем автоматы, огнеметы и танки. Но здесь они, похоже, не потребовались.
  • «Братство волка» — король Франции знает о Жеводанском звере и посылает специалистов для его уничтожения.
  • «Терминатор» — Сара Коннор наконец-то оказалась в полицейском участке, начальник уверяет её в полной безопасности. А потом приходит стальной монстр и устраивает бойню.
  • «Другой мир» — существование ликанов и вампиров перестало быть тайной. Люди борются и с теми, и с другими, проводят «зачистки».
  • «Артур и война двух миров» — вторжение в мир людей войска Урдалака, главного антагониста трилогии, заканчивается с появлением национальной гвардии с танками и автоматами, которая выносит всю армию сейдов без шансов для последних. Однако разграбить и пожечь небольшой городок вторженцы всё-таки успели.

Телесериалы[править]

  • «Секретные материалы» же! Хотя там отряд из двух с половиной федералов, который многие воспринимают с изрядной долей иронии, но всё же.
    • Как сказать. 4*10-4*11, Тунгуска/Терма — Малдер с отрядом спецназа ФБР задерживают торговцев оружием, за компанию перевозящих чёрную жижу, да и бомбу Малдер ищет и обезвреживает тоже не в одиночку. Аналогично в эпизодах «F.Emasculata» и «Кицугэнари», там этих двух с половиной федералов назначают в начальство к местным копам.
  • «Грань» — межведомственный (некоторые намеки дают понять, что это не просто отдел ФБР) отдел «Грань» только этим и занимается, в свободное от исследования параллельных вселенных время.

Мультсериалы[править]

  • «Любовь, смерть и роботы» — новелла «Тайная война». Для борьбы с упырями советское правительство используют Красную армию.
  • «Черепашки Ниндзя» 2012 — в 4 сезоне 23 серии были задействованы силовые и военные структуры в войне с Токкой.

Аниме и манга[править]

  • Parasyte: The Maxim — японские власти достаточно оперативно и эффективно отреагировали на появление разумных паразитов: вычислили, где их штаб, затем подогнали туда спецназ, который и перебил большую часть незваных гостей. Ибо нефиг жрать людей без их согласия.
  • Senki Zesshou Symphogear — до боевого крещения первых носителей реликвий обороной городов от «шумов» занимались силы самообороны каждой из пострадавших стран. Да и после их появления, в принципе, всё ещё этим занимаются — всё-таки, реликвий не так уж много, а их потенциальных носителей ещё и тренировать надо.

Видеоигры[править]

  • Свойственно играм серии Final Fantasy:
    • Седьмая часть — игра плавно перетекает в данный конфликт. Если в начале игры экотеррористы с ЛАВИН’ы противостояли корпорации Шин-Ра, то уже к середине они вынуждены объединиться против общего врага, который вовсе угрожает тотальным уничтожением всего живого на планете. Однако пример с фитильком, так как весомую часть работы придётся выполнять ЛАВИН’овцам.
  • Parasite Eve — Еве противостоит сперва полиция, а потом и армия.

Настольные игры[править]

  • Vampire: The Masquerade — на входе в Белый дом с недавних пор стоят датчики для обнаружения неизвестных человекоподобных существ, что проникли в правительство (на самом деле проще и дешевле было поставить тепловизоры, а не изобретать под это дело новый прибор, но люди об этом пока ещё не догадались).
    • Средневековая Инквизиция, хоть изначально создавалась и для других целей, но в конце концов при помощи Баха и компании смогла загнать кровососов в тот самый Маскарад.
    • А вот с НКВД и КГБ зигзаг. С вампирами они временами боролись, но вампирами же и контролировались.
  • «Эра Водолея» — Институт, когда он был частью КГБ.
    • И их коллеги по Неттерсгейскому договору.
  • Delta green — весь об этом.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Песня-сказка про джинна» — джинн, несмотря на свои способности, «супротив милиции ничего не смог».
    • И у него же «Сказка про дикого вепря», только здесь место действия — уже не СССР, а типичное фэнтезийное королевство (причём фэнтези больше смахивает на низкое).
  • Веня Дркин «песня про советскую милицию». От действий первого на Руси омоновца пострадали Баба Яга, Горыныч и Кощей.

Прочее[править]

  • Три слова — Обезопасить. Удержать. Защитить. Некоторые объекты вылавливают как раз, когда вокруг них поднимается такой шум. Некоторые государства, в частности, пытаются держать в рамках госбезопасности свой локальный аналог Фонда, но получается обычно не очень.
  • Инквизиция в средние века. Впрочем, монстры на бой так и не вышли… Или мы чего-то не знаем?
    • Если быть точнее — образ средневековой инквизиции, пошедший в массовую культуру с популяризацией городского и исторического фэнтези. Историческая средневековая инквизиция преследовала еретиков (особенно в тех случаях, когда ересь служила стягом для большой политики) и не желающих выкрещиваться иноверцев (то же самое, но обычно для большой экономики). Колдуны и ведьмы проходили по ведомству народных суеверий, язычества или, на худой конец, демонолатрии, но никак не причинения реального вреда посредством колдовства, более того — за верование, будто чудеса может творить не Бог, а какая-нибудь базарная бабка или подозрительно красивая рыжуха, доносчик, скорее всего, сам получил ту же меру пресечения. Представление о ведьмах, как реальных носителях оккультных способностей, способных навредить людям — это уже Возрождение. Причём инквизиция в преследовании ведьм играла второстепенную роль. Даже в католических странах делами о ведьмовстве широко занимались светские суды (мелкие германские монархи, французская Огненная палата, специализировавшаяся на делах об отравлении), при том что наиболее интенсивно ведьм преследовали в протестанстких странах. Но образ инквизитора-охотника на ведьм оказался на редкость популярным, затмив исторические реалии…