Хроники странного королевства

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Песня про Шеллара. Да, фанфики бывают и музыкальными.

«Хроники странного королевства», они же «Судьба короля» — монументальный фэнтезийный цикл Оксаны Панкеевой.

Насчитывает тринадцать томов:

  • «Пересекая границы»
  • «О пользе проклятий» (оно же — «Первый день весны»)
  • «Поспорить с судьбой»
  • «Люди и призраки»
  • «Шепот темного прошлого»
  • «Рассмешить богов»
  • «Путь, выбирающий нас»
  • «Песня на двоих»
  • «Поступь Повелителя»
  • «Дороги и сны»
  • «Обратная сторона пути»
  • «Распутья» (в двух томах)

Сеттинг[править]

Сеттинг ХСК несколько специфичен. Изначально мы видим обычную ситуацию для попаданческого фэнтези. Мир (мир Дельта), в котором царят магия и средневековый застой, тесно связан с нашим… Но уже в этот момент начинаются особенности.

Обычно попаданец — это Избранный. Или, как минимум, уникальный случай. Здесь же — никого не удивляет наличие таковых. В мире их пусть не миллионы, но сотни и даже тысячи. В королевстве Ортан, где разворачивается действие первых книг, существует программа адаптации переселенцев. В соседнем с ним тоталитарном государстве Мистралия (СФК Испании фашистских времен) переселенцев пристраивают к конструированию военной техники, добиваясь сотрудничества методом «кнута и и ремня, и еще иногда палкой, ну и еще иногда ногами». Такая особенность не могла не сказаться на мире: Закон об оружии в фэнтези здесь не действует. В ходу револьверы с барабаном, а под конец — даже винтовки (как минимум магазинные или даже самозарядные). Да и в социальном плане существуют явно анахроничные элементы (концлагеря, госбезопасность, противостояние спецслужб)…

Дальше больше. Быстро выясняется, что большинство переселенцев происходят из прошлого нашего мира. В нашем мире (мире Альфа) на момент событий книги 22 век, и там царит полный киберпанк: имплантаты, вживляемые в мозг, виртуальная реальность, личные флаеры и голофильмы. За делами закрытых миров следят организации наблюдателей, называемые «греческими лавочками» (греческими — потому что названы по буквам греческого алфавита, как и миры, на которых они специализируются).

Дельта — не единственный закрытый мир. Важную роль в сюжете играет также мир Каппа — мир постапокалипсиса, когда-то сочетавший магическое и техническое развитие, а ныне — разрушенный ядерной войной. Упоминаются также мир Эпсилон, родина эльфов, и мир Бета, откуда происходит раса шархи, людей с врожденными псионическими способностями, но эти два мира как раз описаны довольно скупо. Совсем вскользь упомянут мир Гамма — незаселённый, используется как источник ресурсов. В настоящее время готовится к изданию спин-офф, посвященный Бете.

Сюжет[править]

Девушка по имени Ольга чудом спасается от смерти в лапах маньяка, переместившись в другой мир. Там, познакомившись с первыми лицами государства, она оказывается втянута в клубок придворных интриг. Со временем, однако, начинают подступать более серьезные проблемы: от дракона, повадившегося требовать оброк девушками, до возвращения древнего мага, некогда спасшегося от смерти точно таким же образом… Примечательно, что чем дальше, тем больше в эпицентре событий оказывается не Ольга (которую заботливые друзья не только отодвигают подальше, но и неоднократно подвергают мягкому эльфийскому промыванию мозгов, чтобы забыла о существовании «лавочек»), а Шеллар, местный правитель.

Персонажи[править]

Их много, нет, их очень много. Но некоторые заслуживают особого внимания.

  • Ольга. Переселенка. Некрасива, не владеет магией (есть антимагия — Истинное зрение, поэтому любые виды иллюзий и невидимости на неё не работают), не великая воительница, не Избранная, да и удачлива только в отдельных случаях, не слишком умна, не слишком проницательна. Курит, неряха, не дура выпить, не лезет за словом в карман. Склонна к депрессиям, иногда думала даже о самоубийстве. Страдает от комплекса неполноценности, который ей и окружающим здорово усложняет жизнь. При столь огромном наборе «достоинств» ей автор выписала в спутники красавца-барда-мага, так что пример типичной анти-сью. Бард.
  • Шеллар III. Король Ортана, образец тропа Искусный государь. Мастер интриги, умник и герой-прагматик. От рождения лишен эмоций и учится им постепенно. Умирает. Но поправляется. Впоследствии подвергается пыткам и промыванию мозгов, но каждый раз успешно выкручивается. Автор неоднократно подчеркивает аллюзию на Шерлока Холмса в исполнении Ливанова. Вор-алхимик.
  • Элмар. Принц-бастард, первый королевский паладин. Кузен Шеллара, по происхождению варвар. На первый взгляд Ольге кажется богатырем из русских былин - впрочем, потом это мнение практически не меняется. Здоровяк, силач, отличный товарищ, не дурак выпить. Прекрасный боец и плохой поэт (от второго обстоятельства иногда по настроению грустит). Испугать его может только одно - перспектива самому стать королем. Воин.
  • Кантор. профессиональный убийца, ненавидящий родное правительство. Любовник Ольги. Как впоследствии выясняется, на самом деле он известный бард по имени Диего дель Кастельмарра, искалеченный в застенках Госбезопасности и вылеченный «лавочкой». Воин на момент событий первых книг, впоследствии вернулся в класс барда (а также научился использовать шархийскую магию) и стал мультиклассовым воином-бардом-магом.
  • Пассионарио. Лидер мистралийского Сопротивления, маг и полуэльф. Непосредственное начальство Кантора и старый друг Шеллара. Хороший парень, но бездарный руководитель. На самом деле принц Орландо, последний наследник свергнутой династии. Маг-бард.
  • Жак. Придворный шут и лучший друг короля Шеллара. Занимается адаптацией переселенцев. Сам переселенец, но скрывает это. Осведомлен о существовании «лавочек», предостерегает короля от попыток навязать им контакт. Трус и тряпка, но способен впадать в состояние берсерка, усугубляемое некоей боевой генной модификацией. Его настоящее имя — Алексей, был хакером в мире Альфа 22-го века, умер при попытке взлома сети и теперь туда ему нет хода. У него осталась там сестра — милая, но на редкость беспомощная в быту и поддающаяся чужому влиянию девушка. Ценится умением взламывать любую магическую защиту и заклинания. Бард-вор-алхимик-маг.
  • Макс «мэтр Максимильяно» Рельмо. Представитель агентства «Дельта», региональный координатор (непосредственный начальник всех лавочников на Дельте). Пренебрегает служебными обязанностями ради высоких этических принципов, в частности — фактически возглавляет мистралийских повстанцев сначала против Блая, а потом и Харгана. Шархийский маг. Отец Кантора. Маг-вор.
  • Дэн «Доктор» Рельмо. Двоюродный брат Макса. Шархийский маг — сноходец и провидец. Использует свои способности в своей работе врача. Житель мира Альфа 22-го века, несчастливый отец трех дочерей. Несмотря на свои эпизодические появления играет важную роль в сюжете.
  • Александра «Шери» Рельмо, племянница Макса, дочь доктора Дэна и троюродная сестра Кантора. На начало повествования ей шестнадцать лет, но из-за отката проклятия выглядит одиннадцатилетней девочкой. Обычная школьница в мире Альфа, но и там умудряется найти себе уйму приключений. Невероятно умна, собрана и сильна духом для своих лет. Шархийская ведьма.
  • Таэль-Глеанн а’Наитт Альгриэнн — «Толик». Полуэльф, житель мира Альфа 22-го века. Шурин доктора Дэна (единокровный брат его жены), плод случайной любви зеленокожей эльфийки — фанатки рок-певца Криса Кангрэма и гитариста его рок-группы.

Тропы[править]

  • А двести двадцать не хочешь? — играется когда шутки ради, а когда и всерьёз.
  • Алхимия — здесь к алхимикам относят любых людей науки.
  • Амнезия — у Шеллара и Кантора после установки ментальных блоков.
  • Бард — здесь служит обозначением любых людей искусства.
  • Без души — Кантор, по крайне мере, частично. В ходе пыток в Лабиринте потерялась часть его души с Огнем барда и в итоге он стал очень нехорошим человеком.
  • Бой-девка — Шери.
  • Босоногий чудак — нимфа Азиль. Ярко выраженный Житель Страны Эльфов и не любит обувь.
  • Вампир — тысячи их. (На самом деле — около сотни. Пятьдесят Повелитель послал на Дельту, а когда Харган вернулся на Каппу, их там было ещё меньше. Но учитывая, что эти твари и в количестве полусотни две армии покрошили…)
  • Верность до конца — свойственна многим положительным персонажам, но показательнее всего пример главы Департамента Порядка и Безопасности Флавиуса.
    • В номинации «неожиданность» побеждает Алиса Монкар после вербовки в Департамент и романа с Флавиусом
  • Время собирать камнисубверсия, ибо положительные персонажи и не думают включаться в гонку за артефактами.
  • Вторым бей магика — в данном случае первым. Ибо маг — это не только боевая единица, но и транспортное средство.
  • Гадский Ансамбль: Повелитель — главгад, Харган — дракон, Чань — злой гений, Нимшаст — плохая девчонка.
  • Гамбит Бэтмена — Шеллар в своей «большой игре» не гнушается и таких ходов.
  • Гамбит Танатосаон проворачивает его, чтобы донести до врага смертельно опасную дезинформацию. В конечном счёте не умер, но на выживание, планируя свой гамбит, не рассчитывал.
  • Героическое самопожертвованиеон же, закрывающий собой Киру от отравленного дротика.
  • Герой-социопат — Шеллар до того, как избавился от родового проклятья.
  • Глупый король — Луи — это тихий ужас.
  • Горизонт отчаяния — эпический монолог Элмара «Скажи, мистралиец, знаешь ли ты, что такое отчаяние?». Знает не хуже его самого.
  • Династия уродов — суть родового проклятья ортанских королей.
  • Даже у зла есть стандарты — каким бы чудовищем ни был Харган, он ненавидит предателей и изменников. Даже когда те перебегают на его сторону.
  • Достойный противник — Чань и Астуриас для Шеллара.
  • Дофига персонажей — по фанатским подсчетам, 15 главных, 27 второстепенных, 17 ярких эпизодических и несколько десятков просто названных поименно; при этом, в отличие от Мартина, Панкеева не склонна их убивать зазря.
  • Дофига миров — поименно названы пять. Фактически их явно больше.
  • Дракон — присутствуют и в роли кровожадных монстров, и в роли крылатых мудрецов. Драконы, как и люди, разные.
  • Дракон (персонаж) — Харган, наместник Повелителя.
  • Жертвенный агнецОливия, любовница Мафея, попавшая под руку Харгану и Повелителю.
  • И у злодея есть любимыепротиворечие между любимым наставником и любимой женщиной приводит Харгана к смерти.
  • Искусный государь — Шеллар. Также Элвис.
  • Какой ни есть, а он за нас — после неудачного заговора Алиса Монкар оказывается завербована Шелларом.
  • Квислинг — во главе завоеванных стран Повелитель ставит местных. Шеллар притворяется одним из них, но втихаря ведёт двойную игру.
  • Класс персонажа — свободно употребляется в речи героев. Под деление на классы подводится метафизическая база.
    • Воин — не имеет никаких метафизических операторов, полагаясь только на собственную волю. Умеет: драться в открытом бою, устраивать тактические хитрости, судя по Кантору — выживать в любых передрягах. Бывает: рыцарь, стрелок, и, вроде, мелькали фехтовальщики-нерыцари (например, Эспада). И вообще, воином может стать каждый — достаточно просто посвятить себя воинскому делу, хотя, конечно, у кого-то это получается лучше, а кто-то для этого дела вообще не приспособлен. Барды, к примеру, в воинах долго не задерживаются: героически гибнут. Существует специальная форма внутриклассового приветствия — особое рукопожатие и обращение «подруга»/«товарищ».
    • Вор — имеет Тень, которая даёт ему незаметность, Нюх (чувство опасности), умение перевоплощаться, способность подмечать важные мелочи, а, главное, желание и умение хитрить, хитрить, много и успешно хитрить. Бывает: собственно вор, шпион, купец. Наличие Тени само по себе не является чем-то предосудительным и незаконным, потому что воры — это не только преступники, но и сыщики, и мирные торговцы. Обращение к ним — мастер (употребляется редко).
    • Маг — имеет Силу, и этим всё сказано! Телепортироваться, кидать файерболы, читать мысли, жить вечно, пока не убьют — далеко не полный список их возможностей. Делятся по школам, которые делятся на классические (эльфы и большинство людей, продолжающих их традицию): элементалисты (к ним же относятся целители и некроманты как адепты Пятой и Шестой стихий соответственно), Змеиный Глаз, Дубовый Корень, Чистый Разум; и неклассические: ведовство (исконно человеческая магия), магия шархи и куфти. Могут быть как узкими специалистами, незаменимыми в одной области и полностью бесполезными в других (телепортисты), так и независимыми универсалами широкого профиля, и даже архисуперменами, вершащими судьбы мира. Обращение к ним — мэтр (к любому магу).
    • Мистик — имеет Веру. В какого-нибудь бога. Проходя посвящения своей конфессии, исполняя обеты и преодолевая искушения, обретает возможность колдовать почти так же, как и настоящий маг с рядом ограничений и некоторыми недоступными магам возможностями (например, бороться с нежитью). Делятся по конфессиям: христиане (они есть даже на Дельте, потому что Иисус не умер и не возносился на небо живым, а стал переселенцем и успел напроповедовать и там), жрецы Мааль-Бли, посвящённые Повелителя. Священники и целители. Обращение к ним — преподобный.
    • Алхимик — имеет Луч, который даёт ему любопытство, острый аналитический ум и системный подход. Алхимики — учёные и всякие другие интеллигенты. Обращение к ним — «доктор».
    • Бард… у бардов есть Огонь. Горящий дух барда требует самовыражения в искусстве и даёт вдохновение. Если бард не реализует Огонь, он сгорает, впадает в депрессии и саморазрушение. Как оказалось, этим и вызвана склонность к депрессиям и неуживчивость с окружающими у Ольги. Когда же выяснилось, что ее призвание - театральный режиссер, и она действительно этим занялась, то её характер и даже внешность заметно улучшились. Подклассы бардов со слабым Огнём — сказители и шуты. Барды — вольные творцы (придворные барды, кстати, в бардовской среде считаются отребьем и низшей точкой падения, придворный бард либо быстро сгорит, либо имеет очень слабый Огонь или вообще никакого), общественная мораль даже позволяет им плевать на часть традиций и этикета, например, в отношении костюма. Обращение к ним — маэстро-маэстрина (не только к звездам, а вообще к любому носителю Огня; хоть к шуту, хоть к певцу, хоть к владельцу театра).
  • Козёл — таких хватает.
  • Козёл с золотым сердцем — Шеллар, однозначно.
  • Королевства — хорошо, а республики — плохо — единственные более-менее приличные страны — королевства Дельты. Мистралия, будучи республикой, была страной репрессий-переворотов, которая угрожала всему цивилизованному миру и где творился бесконечный беспредел властей и всяких бандитов (принципиально мало чем отличающихся). Голдиана в принципе не угрожет принести всем свободу, равенство и братство на остриях штыков (главным образом, правда, за паршивостью коррумпированной армейской верхушки), но добиться там хоть чего-нибудь можно только обладая Тенью, и чем темнее, тем лучше. Это всё на Дельте, в то время как на Альфе (где киберпанк и корпоратократия) — разгул преступности и беспредела (когда девушка, которой досаждает мелкая банда, обращается не в полицию, а к знакомому киллеру, это показательно), а на Каппе (где постапокалипсис и диктаторские республики в Оазисах и у Повелителя) и вовсе жить в принципе возможно только плохо и недолго. А ещё все хоть сколько-то положительные и вообще имеющие хоть какие-то убеждения персонажи — монархисты, республиканцы — откровенные бандиты, которым королевская власть мешала бы наживаться, и никто кроме.
  • Крутая бабуля — принцесса Джессика. Правда, только в воспоминаниях.
  • Крутая королева — Кира (она же леди-воительница) и Дана (не очень леди, но тоже воительница).
  • Крутой баритон — Кантор.
  • Крутой в дурацком колпаке — частое явление среди эльфов и их родственников. Пожалуй, только Раэл поддерживает пафосный образ.
  • Крутой в отставке — Элмар. В прошлом герой, ныне — медленно спивающийся богатый бездельник.
  • Крутой гей — почти все эльфы бисексуальны. И все они круты.
  • Крутой дедуля — многие маги очень стары, но это не мешает им быть крутыми. Педаль в пол — мэтр Истран, которому четыреста лет и который напоминает зануду-ментора.
  • Крутой король — Александр.
  • Крутой падре — отец Себастьян, основанный на образе монаха Тука. Из нехристианских — Преподобный Шанкар, прославившийся, в частности, тем, что создал легенду, что у того, кто обидит нимфу, отвалится мужское достоинство. Прецедентным способом.
  • Крутой поневоле — Жак. Синдрому берсерка плевать, что ты боишься крови.
  • Крутое семейство — семья Рельмо — потомственные маги.
  • Крутой шкет — Мафей во второй половине цикла.
  • Куда заводит месть — именно так Шери получила свой «откат» за обращение к темному богу.
    • Также едва не натворил дел из жажды мести Кайден.
  • Культурный крутой — Элмар.
  • Ловелас — Эль Драко, Лаврис.
  • Маньяк поневоле — Алехандро во время налета на крепость Повелителя был незаслуженно обвинен в попытке, пользуясь неудобным способом перемещения, облапать Морриган.
  • Поцелуй Тоски — очередная партия девушек, отданных в жертву дракону, оказалась для него последней.
    • Очаровательная субверсия — Кантор против Араны. Да, мужчина в данном случае — Тоска. Потому что Арана — очень сильная магичка.
      • С прикрученным фитильком — тот же Кантор против мэтрессы Джоаны. И Кантор опять Тоска. Джоану он не убил только потому, что помешали.
    • В случае с Азиль и Повелителем — буквально.
  • Мастер пыток — Тедди. Причем он не садист, а профессионал, не испытывающий никакой враждебности к своим «объектам».
  • Мистер Экспозиция — на то и служба адаптации, которой заведует Жак.
  • Мистерии зла+Обманная религия — Орден Небесных Всадников.
  • Мне на самом деле семьсот лет — многие маги.
  • Не любит обувь — Азиль.
  • Невыносимый гений — Шеллар. Отвечать на его вопросы может быть интересно… первые часа четыре.
  • Односторонне невыносимые условия — в Лабиринте не действует классическая магия. Что очень кстати, поскольку в «реальном мире» классический маг размажет мага Лабиринта равного уровня без усилий.
  • Оздоровительная порка — именно так Шеллара научили состраданию.
  • Операция под фальшивым флагом — он знает в них толк.
  • Осколок аристократии — Гаэтано, Орландо, Кантор.
  • Осторожно, доброта! — Жак.
  • Отрастить бороду — от пародии к политическому триллеру.
  • Пастырь нерадивый — отец Себастьян.
  • Печальный трофей — серёжка погибшей лучницы Валенты, носимая Шелларом как амулет.
  • Поэт и воин — Элмар. Правда, поэт из него хреновый.
  • Приключения в Комаляндии — Лабиринт.
  • Птичку жалкоХарган, наместник Повелителя. Сперва кажется полным чудовищем, но как раз накануне смерти начинает представать с человеческой стороны.
  • Пытки портят характер — Кантор и Саэта. Оба бывшие барды, подавшиеся в убийцы, чтобы выплеснуть ненависть.
  • Рыбка-переводчик — лингводекодер.
  • Самосбывающееся пророчество — игры с Судьбой — одна из основных тем цикла.
  • Самоуверенный мерзавчик — таких полно.
  • Секс животворящий — Ольга и Кантор в конце второго тома.
  • Слив компромата — атака Шеллара на голдианского магната Багги Дорса.
  • Смерть равносильна искуплению — Харган.
  • СФК — все государства Дельты. От греческой Эгины до утайской Хины.
  • Темный властелин — Скаррон, он же Повелитель.
  • Тёмный мессия — именно его косплеит Харган.
  • Трикстер — Казак, древний маг-переселенец, который то ли действительно был казаком, то ли успешно косплеит одного из них. Бессмертен: каждый раз, когда его кто-то убивает, он становится переселенцем и воплощается не в другом мире, а на той же самой Дельте. От старости он не умирает, потому что маг.
  • Участь хуже смерти — мученичество святого Феандилля.
    • Интересен также хинский подход к мести. См. соответствующую статью.
  • Хитрый план — Повелитель большой любитель таких вещей. Шеллар — профессионал.
  • Хороший парень — их несколько, но наиболее показательный пример — Орландо.
  • Чего не сделаешь ради любви — легко ли продинамить друга детства с военной помощью, от которой зависит его жизнь?
  • Что за фигня, герой? — Шеллар неоднократно заслуживает такую реакцию.
  • Чудесное обучение языку — то, что происходит со всеми переселенцами в мире Дельта. Именно в результате изучения этого феномена в мире Альфа смогли изобрести лингводекодер.
  • Шахматы — Шеллар III очень любит шахматы, о которых узнал от переселенцев.
  • Я этого не просил — центральные герои-правители получили свою власть при весьма трагических обстоятельствах.